ОБУЧЕНИЕ И ВОСПИТАНИЕ
Роль и место военных учебно-научных центров в обеспечении технологического развития Вооруженных Сил Российской Федерации
Генерал-полковник Г.В. ЗИБРОВ, доктор педагогических наук
Полковник А.В. БЕЛОШИЦКИЙ, доктор педагогических наук
Подполковник Д.О. СТРЕЛЬНИКОВ, кандидат философских наук
АННОТАЦИЯ. Представлены концептуальные взгляды на роль и место военных учебно-научных центров как компонента научно-производственных консорциумов в обеспечении технологического развития Вооруженных Сил Российской Федерации.
КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: военный учебно-научный центр, технологии, технологическое развитие, вооружение, военная и специальная техника, военная наука, военное образование, научно-производственный консорциум.
SUMMARY. Conceptual views on the role and place of the Military Educational-and-Scientific Centres as a component of the Scientific Production Consortiums in providing in providing the RF Armed Force' technological development
KEYWORDS: Military Educational-And-Scientific Centre, technology, technological development, armament, military and special equipment, military science, military education, Scientific Production Consortium.
ПЕРЕДОВЫЕ инновационные разработки и технологии для создания перспективных образцов вооружения, военной и специальной техники (ВВСТ) обусловливают изменения как в облике вооруженных сил наиболее развитых государств, так и в характере ведения ими вооруженной борьбы в XXI веке.
Начальник Генерального штаба Вооруженных Сил Российской Федерации генерал армии В.В. Герасимов отмечает: «Бурное развитие науки и технологий меняет характер вооруженной борьбы. С конца прошлого столетия в обиход прочно вошло понятие "высокотехнологичные войны"». При этом главным способом достижения военных целей становится дистанционное бесконтактное воздействие на противника за счет массированного применения высокоточных и дальнобойных средств поражения с воздуха, моря и из космоса. Эта тенденция находит отражение во взглядах ведущих государств на ведение вооруженной борьбы»1.
Так, в США разработана концепция «быстрого глобального удара» (Prompt Global Strike). В контексте ее реализации предусматривается проведение глобально-интегрированной операции как перспективной формы ведения боевых действий. Она предполагает создание в крат-
1 Герасимов В.В. По опыту Сирии // Военно-промышленный курьер. 2016. № 9 (624). С. 4.
чайшие сроки в любом регионе межвидовых группировок войск, способных разгромить противника совместными действиями в различных операционных средах в течение нескольких часов. По замыслу разработчиков это должно стать своеобразным блицкригом XXI века. Результаты ретроспективного анализа провалов молниеносных войн в первой половине XX века показали, что успех в военных операциях возможен только в случае тотального превосходства в сфере военных технологий и, как следствие, в средствах вооруженной борьбы.
Для решения таких задач министерством обороны США принимаются программы создания систем вооружений исходя из новых или уточненных на период до 20 лет оперативных потребностей с учетом прогноза развития сил вероятного противника при условии, что эти запросы не могут быть удовлетворены путем модернизации существующих вооружений2.
Требуемое технологическое превосходство Вооруженных Сил России над вооруженными силами ведущих стран, которые являются технологическими лидерами (в первую очередь США), представляется достижимым, если реализовать полный «инновационный цикл» создания перспективного вооружения и военной техники, включающий качественное проведение фундаментальных исследований, подкрепленных НИОКР, отлаженный механизм опытного производства в кратчайшие сроки и эффективную систему отбора для серийного производства.
Для этого необходимо, чтобы институциональная структура, обеспечивающая реализацию каждой фазы такого инновационного цикла, была восприимчивой к результатам, полученным на предыдущем этапе3.
Исходя из изложенного выше, вопрос определения роли и места военных учебно-научных центров Министерства обороны РФ (далее — ВУНЦ) в рассматриваемом цикле представляется актуальным. Как известно, ВУНЦ является образовательно-научной организацией, осуществляющей подготовку высококвалифицированных военных специалистов, генерирующей наукоемкие идеи по приоритетным направлениям развития военной науки и технологий и реализующей их в НИР и ОКР.
Поэтому статья, содержащая анализ участия ведущих вузов России и военных учебных заведений министерства обороны США (на примере военно-воздушных сил (ВВС)) в разработке перспективных образцов ВВСТ в составе научно-производственных консорциумов оборонно-промышленного комплекса (ОПК), является своевременной и позволяет определить роль и место ВУНЦ в решении аналогичных задач.
Под научно-производственным консорциумом, ориентированным на строительство высокотехнологичных вооруженных сил, понимается объединение высших военно-учебных заведений, научных организаций и предприятий ОПК, выполняющих совместную научно-технологическую и производственную программу, направленную на реализацию приоритетных научно-технологических проектов в рамках выполнения Государственной программы вооружения и Государственного оборонного заказа.
Необходимо отметить, что вузы, научные организации, малые и средние предприятия в научно-технической сфере зачисляются в чле-
2 Шипов П. Структуры Пентагона, отвечающие за разработку и принятие на вооружение ВВТ // Зарубежное военное обозрение. 2016. № 5. С. 21.
3 Глазьев С.Ю. Как обогнать Запад, не догоняя его // Бизнес online. 2015. 8 ноября. URL: https://www.business-gazeta.ru/article/144949 (дата обращения: 24.03.2018).
ны консорциума при условии успешного выполнения контрактов на НИОКР и поставку оборудования, комплектующих и услуг4.
Среди российских вузов флагманами, участниками научно-производственных консорциумов являются МГУ, МГТУ, МФТИ, МИФИ.
Так, в МГУ существует практика заключения соглашений о сотрудничестве с крупными компаниями. Основная цель подобных инициатив — совместная подготовка специалистов, реализация научных исследований и опытно-конструкторских проектов на основе ведущего вуза и технологической базы предприятий. При этом взаимодействие осуществляется с взаимной выгодой и позволяет компаниям готовить своих будущих сотрудников в лучшем университете страны, а МГУ при этом дает образование с опорой на опыт передовых в России предприятий отрасли. Приоритетная цель такого взаимодействия заключается в том, что научная школа сможет опираться на практику и опыт реальных производств.
Другой пример — МГТУ. В университете приоритетными направлениями научной деятельности, вписывающимися в программу участия в научно-производственных консорциумах в области разработки и создания ВВСТ, являются:
разработка и создание новых технических средств и технологий для систем раннего обнаружения объектов, комплексов и систем разведки и целеуказания;
выполнение практических задач в области создания новых средств артиллерийского и стрелкового оружия;
разработка и создание роботизированных многоцелевых мобильных систем военного назначения5.
Прагматическим достижением данного вуза в этой сфере является то, что 32 компании включили МГТУ в свои программы инновационного развития.
Известно, что ВУНЦ — это универсальная форма организации научно-образовательных структур, синтезированное информационное, образовательное и научное пространство, функционирующее в рамках единой концепции и управления. Естественно, что направления развития видовых ВУНЦ определяются и осуществляются в соответствии с Концепцией развития военно-научного комплекса Вооруженных Сил Российской Федерации на период до 2025 года и дальнейшую перспективу, утвержденной Министром обороны Российской Федерации 23 октября 2015 года.
На наш взгляд, видовой ВУНЦ призван обеспечить так называемый параллельно-синтезированный процесс подготовки командных, инженерно-технических и научно-педагогических кадров, где все направления подготовки с учетом специфики задач взаимно дополняют друг друга в плане когнитивного, социального и рефлексивного опыта. ВУНЦ — это не только мегаагрегатор специальной подготовки, но и платформа для обмена войсковым опытом, стартовая площадка для обоснования и апробации перспективных военных разработок и технологий. Такое крупное научно-образовательное объединение способно включить в поле своего функционирования организации высшего образования, проводящие исследования в области технологий военного назначения, и предприятия ОПК.
Как известно, в целом на ВУНЦ возлагается решение комплекса следующих основных задач:
4 Глазьев С.Ю. Как обогнать Запад, не догоняя его.
5 Приоритетные направления научной деятельности в МГТУ. URL: http://www.bmstu.ru/ mstu/works/science/niu-bmstu (дата обращения: 24.03.2018).
подготовка квалифицированных военных кадров с высшим образованием;
подготовка научных и научно-педагогических кадров;
осуществление профессиональной переподготовки и повышение квалификации военных специалистов;
организация и проведение поисковых и прикладных научных исследований.
Приоритетным направлением функционирования ВУНЦ ВВС «ВВА имени профессора Н.Е. Жуковского и Ю.А. Гагарина» как одного из системообразующих звеньев, определяющих состояние национальной безопасности, является научная деятельность, которая, с одной стороны, задает вектор развития определенным образцам вооружения и военной техники, а с другой — составляет образовательное пространство их освоения будущими офицерами6.
В настоящее время ВУНЦ ВВС «ВВА имени профессора Н.Е. Жуковского и Ю.А. Гагарина» и входящие в его состав научно-исследовательские структуры (научно-исследовательский испытательный институт (радиоэлектронной борьбы), научно-исследовательский центр (проблем применения, обеспечения и управления авиации ВВС), научно-исследовательский центр (образовательных и информационных технологий)) осуществляют взаимодействие как с образовательными организациями (рис. 1), так и с предприятиями ОПК (рис. 2).
Вузы: МАИ (Москва); МГТУ (Москва); МГТУ им. Н.Э. Баумана; РГГМУ (Санкт-Петербург); СГАУ (г. Красноярск); ВГУ (г. Воронеж); ВГТУ (г. Воронеж); ТГТУ (г. Тамбов)
Рис. 1. Взаимодействие ВУНЦ ВВС «ВВА» с образовательными организациями
Предприятия ОПК:
ФГУП ЦАГИ (Москва); АО Концерн «Созвездие»; ОАО ВНИИ «В С ГА», ОАО «КРЭТ» (Москва); OAK;
ОАО РКК «Энергия», АО Вертолеты России
~ 7
Совместное использование лабораторно-экспериментальной базы для обучения и проведения научных исследований
Привлечение профессорско-преподавательского состава (ППС) и обучающихся к исследованиям в плановых НИОКР, ведущихся в АО Концерн «Созвездие» и ОАО ВНИИ «Всга»
Взаимный обмен научными разработками и инновационными проектами
Участие преподавателей и обучающиеся и исследованиях, проводимых предприятиями ОПК
Переподготовка ППС н вопросах модел1фования, прогнолирования И развития кризисных ситуаций С учетом решении межвидовых задач
Рис. 2. Направления взаимодействия ВУНЦ ВВС «ВВА» с предприятиями ОПК
6 Зибров Г.В. Осваивая новую авиатехнику // Вестник военного образования. 2017. № 5. С. 25.
Следует отметить, что министерство обороны США не практикует объединение видовых академий (училищ) и научно-исследовательских организаций. Их слушатели (курсанты) обучаются по четырехгодичной программе и получают высшее гражданское образование (степень бакалавра). При этом научный потенциал данных академий привлекается для исследовательских работ в соответствии с общими планами военно-научной деятельности Пентагона7.
Однако это не означает, что в министерстве обороны США отсутствуют крупные научно-образовательные центры. Так, применительно к ВВС США ряд научно-исследовательских организаций и структур замыкается непосредственно на учебном авиационном командовании (одном из 11 главных авиационных командований ВВС), которое, в свою очередь, подчинено штабу ВВС. Данное учебное авиационное командование (Air Education And Training Command — AETC) готовит разнопрофильных авиационных специалистов с расчетом на выполнение перспективных задач. При этом академическое образование и вопросы повышения профессиональной квалификации в ВВС США возложены на учебно-научные объединения, входящие в данное авиационное командование.
AETC структурно представляет собой части, дислоцированные на континентальной территории США (рис. 3). Организационно в его состав входят воздушные армии, рекрутинговая служба, медицинский центр, учебная эскадрилья авиационной безопасности и авиационный университет8.
Учебное авиационное командование
т ——« 1- т -( 1— т
2-я воздушная 59-е медицинское Авиационный
армия, база ВВС крыло, база ВВС университет, база ВВС
Кислер Лакланд (Техас) Максвелл (Алабама)
(Миссисипи);
19 воздушная Вербовочная служба Эскадрилья подготовки в содействии
армия, база ВВС ВВС, база ВВС Рандольф обеспечению безопасности ВВС,
Рандольф (Техас) (Техас) база ВВС Рандольф (Техас)
Рис. 3. Структура учебного авиационного командования ВВС США
Основными задачами командования являются:
профессиональный отбор летного и технического состава;
подготовка летного состава по программе первоначальной летной подготовки;
подготовка личного состава по программе первоначальной технической подготовки;
подготовка личного состава по программе профессионального военного образования.
При этом главным компонентом военного образования ВВС США и AETC является авиационный университет, который дислоцируется на авиационной базе ВВС Максвелл (штат Алабама) и является основным центром профессионального военного образования (PME) и проведения военно-теоретических, оперативно-стратегических и тактических исследований.
7 Смирнов Р. Организация в США военно-научной деятельности // Зарубежное военное обозрение. 2015. № 9. С. 36.
8 Major Commands and Reserve Components // Air Force Magazine. 2013. Vol. 96. № 5. P. 56.
Насколько логичным компонентом в структуре AETC является авиационный университет — вопрос дискуссионный. Но общий замысел, вероятно, заключается в обеспечении максимально тесного взаимодействия военной науки с практикой профессионального отбора, подготовкой летчиков и инженерно-технического состава. В состав авиационного университета входят:
Институт технологий ВВС (Air Force Institute of Technology), дислоцируется на авиабазе Райт-Паттерсон (штат Огайо);
Научно-исследовательский институт ВВС (Air Force Research Institute), проводит исторические исследования;
Центр строительства ВВС и образования им. Кертиса Э. Лемэя (Curtis E. LeMay Center for Doctrine Dev. & Education);
Центр офицерского образования им. Карла A. Спаца (Carl A. Spaatz Center for Officer Education);
Центр профессиональной подготовки им. Aйры Икер (Ira C. Eaker Center for Professional Dev.);
Центр офицерского пополнения и гражданской подготовки им. Жанны M. Холм (Jeanne M. Holm Officer Accessions & Citizen Dev. Center);
Центр образования срочнослужащих им. Томаса Н. Барнса (Thomas N. Barnes Center for Enlisted Education);
Исследовательско-информационный центр им. Мюира С. Фэйрчай-лда (Muir S. FairchildResearch Information Center);
телевидение, издательство авиационного университета и другие обеспечивающие структуры.
Наиболее значимым и интересным с точки зрения анализа опыта и рассматриваемой проблематики является Институт технологий ВВС (The Air Force Institute of Technology — AFIT), на базе которого осуществляется подготовка по программам магистратуры и аспирантуры (адъюнктуры). Это сложно организованное научно-образовательное объедение призвано обеспечить технологическое превосходство ВВС СШA.
Структурно AFIT включает семь научно-исследовательских центров с развернутыми источниками финансирования. Институт проводит исследования по следующим проблемам: информационные технологии и средства информационного противоборства, гиперзвуковые летательные аппараты, нетрадиционные системы вооружения, высокоточные боеприпасы, перспективные силовые установки, материаловедение, датчики и сенсоры, средства повышения эффективности управления человеком сложными авиационными системами и др. Синтез научных школ обеспечивает междисциплинарный и системный характер исследований на общей действующей авиационной базе.
Другим компонентом военного образования и проведения научных исследований для ВВС является командование вневойсковой подготовки (Reserve Officers Training Corps — ROTC).
ROTC сотрудничает более чем с 200 гражданскими высшими учебными заведениями СШA, готовящими офицеров резерва для ВВС. В гражданских учебных заведениях, имеющих курсы ROTC, проводится высшая специальная общеобразовательная и общая военная подготовка. Эти, как правило, ведущие вузы проводят и научно-исследовательские работы в интересах ВВС СШA.
Aналогичным образом офицерский корпус Воздушно-космических сил России пополняется из девяти учебных военных центров при федеральных государственных образовательных учреждениях высшего образования Российской Федерации9.
9 Бондарев В.Н. Основные направления реформирования военного образования в Воздушно-космических силах // Вестник военного образования. 2017. № 5. С. 4.
Наряду с ROTC и военной академией ВВС Колорадо-Спрингс в США есть и другие высшие военные заведения, осуществляющие подготовку специалистов для родов ВВС США (Школа специальных операций ВВС, Военно-воздушный командно-штабной колледж и др.). В указанных специализированных учебных заведениях проходят переподготовку или дополнительную углубленную подготовку по избранной специальности и получают высшее военно-специальное образование и диплом магистра (в РФ эти задачи решают видовые академии — ВУНЦ). Необходимо подчеркнуть, что название «школа» — дань традиции, а не показатель получаемого образования. По своему статусу эти учебные заведения соответствуют гражданским университетам10.
Отметим, что в военной академии ВВС США предусмотрена ротация преподавательского состава — преподавателей «стреляющих» и «летающих» кафедр раз в четыре года11.
Таким образом, система подготовки военных специалистов в США предполагает получение ими в военном вузе образования, главным образом, по гражданской специальности, без получения квалификации. Последующая профессиональная квалификация возможна и осуществляется после окончания вуза и присвоения первичного офицерского звания в специализированных учебных организациях, в том числе в строевых частях, в рамках дополнительного образования.
Что касается научной составляющей, то непосредственно за организацию НИОКР в военном ведомстве США отвечает помощник министра обороны по этому вопросу, который подчиняется заместителю главы военного ведомства по приобретению, технологиям и тылу. Программы НИОКР реализуются министерствами видов вооруженных сил через командования материально-технического обеспечения и соответствующие центры управления12.
В формировании научно-технического задела в области разработки новых технологий и создания перспективного ВВСТ участвует широкий круг исполнителей НИОКР, входящих в структуру Министерства обороны США и не являющихся военными организациями. В целом система организации НИОКР в США исторически является многоуровневой, сравнительно децентрализованной и многосекторной и включает следующие пять основных секторов, выполняющих НИОКР:
федеральное правительство с находящимися в его собственности и подчиняющимися ему научно-исследовательскими институтами, центрами и национальными лабораториями;
академические научно-исследовательские центры, финансируемые за счет федерального правительства, но подчиненные частным структурам;
университеты и колледжи;
промышленность (научно-исследовательские центры и подразделения американских корпораций и фирм);
так называемые бесприбыльные организации и институты13.
В развитии авиационной военной науки США ведущая роль отводится «внутренним исполнителям» (структурам авиационного университета), т. е. собственным штатным научно-исследовательским
10 Стрелецкий А. Система подготовки офицерских кадров в США // Зарубежное военное обозрение. 2006. № 12. C. 16—22.
11 Кудрявцев А. Командный состав времен глобализации // Независимое военное обозрение. 2010. 4 июня. URL: http://nvo.ng.ru/forces/2010-06-04/1_kom_sostav.html (дата обращения: 24.03.2018).
12 Шипов П. Структуры Пентагона, отвечающие за разработку и принятие на вооружение ВВТ // Зарубежное военное обозрение. 2016. № 5. С. 21—23.
13 Селезнев П. Опыт инновационного и научно-технологического развития в США // Власть. 2009. № 2. С. 17.
организациям (НИО). При этом последние не только организуют военно-научные исследования и опытно-конструкторские работы, привлекая для участия в них научно-исследовательские центры (НИЦ) с федеральным финансированием, но и самостоятельно проводят военно-политические, оперативно-стратегические, оперативно-тактические исследования и НИОКР.
С другой стороны, НИО министерства обороны выступают связующим звеном между руководством военного ведомства США, видами вооруженных сил, государственными и негосударственными (частными) НИО, а также военно-промышленным комплексом США14. В целом это означает, что в министерстве обороны США придерживаются тактики создания научно-производственных консорциумов определенной формы.
Основной акцент в научной политике министерства обороны США ставится на междисциплинарный характер научных исследований. При этом главным объектом внимания федеральных министерств и ведомств, реализующих научно-техническую политику, является развитие инфраструктурного обеспечения НИР и расширенное воспроизводство квалифицированных научных кадров, финансируемых из федеральных и частных источников.
Структурой, формирующей научно-техническую политику и тенденции развития военных технологий в министерстве обороны США, является управление перспективных исследований минобороны (Defence Advanced Research Project Agency, DARPA). Декларируемой целью его деятельности является сохранение технологического превосходства вооруженных сил США, предотвращение внезапного появления новых технических средств борьбы, поддержка прорывных исследований, внедрение достижений фундаментальной науки в военной сфере15. Примечательно, что значительная доля бюджета DARPA (около 15 %) отводится на экспертизу проектов. Что касается российского Фонда перспективных исследований (РФПИ), то он отстает от DARPA по бюджету, но не уступает по интеллектуальному уровню16. На созданный в соответствии с Федеральным законом от 16 октября 2012 года № 174-ФЗ «О Фонде перспективных исследований» РФПИ возлагается выполнение следующих функций:
формирование научных представлений о возможных угрозах, критически значимых для обороны страны и безопасности государства, а также причинах их возникновения и путях устранения;
определение основных направлений научных исследований и разработок, связанных с высокой степенью риска достижения качественно новых результатов, в целях развития производства высокотехнологичной продукции военного, специального и двойного назначения;
организация поиска, заказ на разработку, апробацию и сопровождение инновационных научно-технических идей, передовых конструкторских и технологических решений в области разработки и производства высокотехнологичной продукции военного, специального и двойного назначения;
обеспечение доведения отобранных идей и решений до уровня проектов (в том числе в интересах модернизации Вооруженных Сил РФ) и осуществление их финансирования.
14 Шипов П. Структуры Пентагона, отвечающие за разработку и принятие на вооружение ВВТ. С. 22.
15 Буренок В. Знание массового поражения // Военно-промышленный курьер. 2014. № 23 (541). С. 4.
16 Григорьев А. Фонд перспективных исследований не уступает американскому агентству DARPA // Информацинное агентство ТАСС. 2014. 15 октября. URL: http://tass.ru/ armiya-i-opk/1508677 (дата обращения: 24.03.2018).
Организация тесного взаимодействия ВУНЦ с РФПИ в формате научно-производственных консорциумов будет способствовать преодолению разрыва между фундаментальными исследованиями и реализацией их результатов в военной сфере.
Функционирующие в составе военно-научного комплекса видовые ВУНЦ должны успешно решать задачи по обеспечению научно-технологического лидерства России в военной сфере. При этом ВУНЦ обязан обеспечивать неоспоримую новизну и актуальность проводимых НИР и ОКР, осуществлять выход за границы шаблонного осмысления научных проблем, ориентироваться на подготовку кадров с научно-творческим потенциалом.
В заключение можно сделать следующие выводы о роли и месте ВУНЦ в обеспечении технологического развития Вооруженных Сил Российской Федерации.
Первое. В целом наблюдается определенная аналогия в предназначении и структуре ВУНЦ ВВС «ВВА имени профессора Н.Е. Жуковского и Ю.А. Гагарина» с соответствующими организациями вооруженных сил США. Практика создания видовых ВУНЦ, на наш взгляд, оптимальна с точки зрения синергетического эффекта военной науки и военного образования.
Второе. Научно-образовательные центры ВВС США дислоцируются на действующих авиационных базах, что непосредственно обеспечивает взаимосвязь и рефлексию военной науки и практики деятельности войск. Следовательно, целесообразно изучить зарубежный опыт и рассмотреть возможность более тесного взаимодействия ВУНЦ ВВС «ВВА имени профессора Н.Е. Жуковского и Ю.А. Гагарина» с авиационными соединениями военно-воздушных сил.
Третье. Специалитет остается актуальным в военных вузах и обеспечивает сбалансированность технической и общегуманитарной подготовки будущих офицеров.
Четвертое. ВУНЦ должны участвовать в определении перспективных направлений развития военной науки, экспертизе результатов научных исследований. Решение этих задач экономически целесообразно в рамках ВУНЦ, так как не требует дополнительного финансирования.
Пятое. Видовой ВУНЦ обеспечивает параллельно-синтезированный процесс подготовки командных, инженерно-технических, научных и научно-педагогических кадров, где все направления подготовки при всей специфике задач взаимно дополняют друг друга в плане рефлексии на военную практику.
Шестое. ВУНЦ ВВС «ВВА имени профессора Н.Е. Жуковского и Ю.А. Гагарина» решает задачи экспертной оценки и планирования инновационной деятельности в сфере военных авиационных технологий.
Седьмое. Роль, место и сверхзадача ВУНЦ в долгосрочной перспективе заключаются в разработке технологий и высокотехнологичных продуктов, которые будут реализовываться в структурах с развернутыми источниками финансирования и на предприятиях ОПК.