УДК 371
И.Г.Саутиева
РОЛЬ И МЕСТО УЧЕНИЧЕСКОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ В СОВРЕМЕННОМ ВОСПИТАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ
Институт непрерывного педагогического образования НовГУ
The article presents the role of pupils' self-government in the system of educational work in modern school. The main directions of the activity and the basic conditions of formation of pupils' self-government as an independent social institute are disclosed here.
Процесс образования состоит из двух взаимосвязанных частей — обучения и воспитания. Поэтому острые проблемы воспитания современного подрастающего поколения диктуют необходимость повышения эффективности воспитательной работы именно в системе образования.
В целом общий социальный фон воспитания детей в современной России определяется как кризисный и неблагоприятный.
Нужно признать, что вследствие правовой, моральной, экономической незащищенности усилилась конфликтность отношений между родителями и
детьми, подростками и преподавателями школ, студентами и сотрудниками вузов. Отмеченные негативные тенденции сопровождаются резким снижением воспитательного воздействия семьи, школы, вуза, СМИ, их роли в социализации молодежи.
Наблюдается негативная тенденция повышения криминальной активности детей младших возрастов, продолжает увеличиваться подростковая преступность, увеличивается численность преступных групп, в которых вместе со взрослыми участвуют подростки, что способствует передаче криминального опыта подрастающему поколению, растет количество
антиобщественных молодежных объединений, а также политических организаций радикального толка, вовлекающих неискушенную молодежь в фашистские, экстремистские группировки, агрессивно настроенные сектантские движения. Истоки детской агрессивности кроются в неблагополучной социально-психологической атмосфере общества, которая, в свою очередь, связана с целым комплексом причин. К их числу относятся: разрушение нравственных и семейных устоев, ранняя алкоголизация несовершеннолетних, рост в их среде наркомании.
В воспитательном процессе участвуют различные социальные институты. Не объединенные идейно и организационно, имеющие различные источники финансирования воспитательной деятельности, субъекты воспитания не связаны ни взаимными обязательствами, ни законом относительно понимания целей и содержания воспитания детей, совокупности дозволенных средств, параметров формируемой личности, путей создания условий для самовоспитания ребенка. Нередко они преследуют противоположные воспитательные цели. Координация деятельности субъектов воспитательного процесса становится проблематичной.
Необходимо осознание всеми субъектами воспитания того, что реалии нашего времени требуют немедленного усиления внимания к воспитанию подрастающего поколения.
К важнейшим принципам государственной политики в области образования отнесены гуманистический характер образования, приоритет общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья человека, свободного развития личности, воспитание гражданственности и любви к Родине. Таким образом, гуманизм, нравственность, патриотизм, гражданственность личности составляют перечень социально значимых идеалов воспитания и адресованы всему педагогическому сообществу. Но есть и региональные особенности в воспитании, отражающие культурноисторическое своеобразие развития определенного края. Они составляют ядро воспитательного процесса детей и подростков любого города, наполняя его своеобразием педагогических подходов и богатым региональным содержанием.
Обострение проблемы воспитания детей и молодежи привело к необходимости активизировать систему воспитания и в нашем городе. В 2005 г. был разработан проект муниципальной Концепции воспитания детей и молодежи Великого Новгорода. Инициаторами создания этого документа выступили как горожане, так и Администрация города, в рабочую группу вошли ученые Новгородского госуниверсите-та, специалисты городского комитета по образованию, руководители образовательных учреждений, представители комитета культуры, управления по молодежной политике, представители совета ветеранов города, комитета по социальной защите населения, депутаты городской Думы. В 2006 г. концепция была одобрена Думой Великого Новгорода. В настоящее время идет работа над созданием программ по реализации концепции, а создание городского совета по воспитанию детей и молодежи станет первым
этапом по координации работы субъектов воспитания.
Но для эффективности воспитания подрастающего поколения недостаточно развития самоуправления только на уровне муниципального образования, обязательным условием является формирование взаимосвязанной модели, включающей системы самоуправления на уровне класса, школы, города.
Организация воспитательного процесса — это создание условий для эффективного педагогического воздействия на личность, формирование ее готовности к жизненному самоопределению. Одной из оптимальных технологий реализации задач воспитания сегодня является создание воспитательного пространства (на уровне семьи, школы, вуза, города и др.).
Создание единого воспитательного пространства города невозможно без развития воспитательных систем в общеобразовательных учреждениях, а фундаментом для воспитательной системы образовательного учреждения является система самоуправления. Главный смысл самоуправления состоит в том, что с его помощью участники школьной жизни получают возможность влиять на школьную политику — как через участие в принятии решений, которыми руководствуется администрация учебного заведения, так и через собственную активность в управлении внутри-школьными процессами. Самоуправление делает школьную жизнь предметом совместного творчества всех ее участников, но насколько эффективной будет эта деятельность, зависит прежде всего от взрослых.
В настоящее время человеку предоставлена широкая свобода выбора. Но — в условиях очень непростой ситуации, вызывающей необходимость работы над теми качествами детей, которые связаны с саморазвитием и самосовершенствованием. Однако подходы к формированию качеств, связанных с самоорганизацией, еще не определены педагогической наукой, не проверены методикой, недостаточно апробированы, поэтому педагог — организатор — воспитатель вынужден на основе изучения специальной литературы по проблеме самоорганизации разрабатывать модели, адекватные тем конкретным условиям, в которых он работает.
Формы школьного самоуправления можно разделить на четыре группы.
1. Ученическое самоуправление — органы школьного самоуправления, созданные учениками из числа учеников. Соответственно, эти органы выражают интересы учеников. Формами ученического самоуправления могут быть ученическая конференция, ученический совет, ученическое собрание класса, правозащитная приемная и многие другие.
2. Родительское самоуправление. Наиболее распространены такие формы, как родительские комитеты. Но в школе могут иметь место и иные формы родительского самоуправления.
3. Педагогическое самоуправление. Как правило, наиболее распространенными органами педагогического самоуправления являются педсовет, методические объединения, кафедры.
4. Общешкольное самоуправление — органы школьного самоуправления, созданные совместно уче-
никами, педагогами и родителями. Эти органы должны согласовывать интересы всех участников школьной жизни и поэтому, как правило, имеют полномочия принимать решения, имеющие общешкольное значение. Наиболее распространенной формой общешкольного самоуправления является совет школы.
В каждой школе самоуправление может быть представлено различными формами и в разных объемах. Например, в одной школе может работать только ученическое самоуправление, а в другой — самоуправление всех четырех групп.
Школьное самоуправление сегодня — одно из немногих оставшихся у школьного сообщества средств самозащиты и выживания в не совсем благоприятных внешних условиях, существующих в обществе и государстве.
Сегодня от школы в огромной степени зависит, приобретут ли учащиеся «базовый набор социальных компетенций» — станут ли они полноценными гражданами или же окажутся неприспособленными к жизни в обществе. Одним из направлений построения школьных воспитательных систем является развитие школьного ученического самоуправления. Однако социальный заказ на развитие ученического самоуправления может быть реализован только в том случае, если он будет обеспечен грамотной педагогической поддержкой.
Закон «Об образовании» определяет два принципа управления образовательным учреждением: единоначалие и самоуправление — и дает право на участие в управлении образовательным учреждением (право на самоуправление) педагогам, родителям и учащимся. Закон предлагает открытый перечень форм школьного самоуправления и относит определение компетенции органов самоуправления к вопросам, которые должны быть отражены в уставе школы.
Типовое положение об общеобразовательном учреждении также затрагивает вопросы самоуправления в школьном коллективе. В нем говориться, что в общеобразовательном учреждении по инициативе детей могут создаваться детские общественные объединения и что обучающиеся имеют право на участие в управлении общеобразовательным учреждением.
Необходимо выделить несколько направлений деятельности органов ученического самоуправления:
— представительское направление — участие учеников в обсуждении школьных проблем и принятии решений, участие в работе органов общешкольного самоуправления, представление интересов учащихся при управлении деятельностью школы;
—разрешение конфликтов — посредничество в разрешении внутришкольных (внутриклассных) конфликтов на принципах добровольности;
— информационное направление — информирование школьного коллектива о проблемах и путях их решения, деятельности ученического совета, достижениях и победах, планах на будущее;
— шефское направление — организация шефства старших над младшими, «сильных» над «слабыми», «профессионалов» над «начинающими» и т.д.;
— внешние связи — организация взаимодействия с внешкольными структурами, привлечение
внешних ресурсов к решению проблем учеников и школы в целом;
— организаторское направление — поддержка досуговых, социально-значимых и иных инициатив школьников;
— правозащитное направление — защита прав учеников на различных уровнях (семья, улица, группа, класс и т.д.).
Можно говорить о том, что ученическое самоуправление должно рассматриваться в первую очередь в качестве самостоятельного общественного института, позволяющего ученикам реализовать свое право на участие в управлении образовательным учреждением. Полноправное ученическое самоуправление дает ребятам серьезные рычаги влияния на школьную политику — не только на свою собственную жизнь в школе, но и на жизнь взрослых, на приятие тех или иных решений, на выбор путей решения различных проблем школьной жизни, в конечном итоге — на направление развития школы. Такое самоуправление — это способ превращения учеников из «пассивных потребителей» образовательного процесса в его «активных заказчиков» [1]. Включение учеников в процесс управления школой также открывает возможность для активизации собственной деятельности ребят по решению школьных проблем. Школа становится объектом инновационной активности учеников, а ученики в свою очередь — участниками процесса модернизации образования [2].
Но для становления ученического самоуправления как самостоятельного общественного института должны быть созданы как минимум следующие базовые условия [3]:
— наделение ученического самоуправления правами по участию в управлении школой — реальными полномочиями, которые дают возможность серьезно влиять на школьную политику;
— разработка технологии ученического самоуправления, дающей возможность ученикам и их пе-дагогам-наставникам проектировать и создавать системы самоуправления в условиях каждой конкретной школы;
— передача ученическому самоуправлению эффективных технологий работы, позволяющих решать актуальные школьные проблемы, — это преимущественно технологии, накопленные в «третьем секторе», используемые в деятельности общественных организаций;
— создание системы поддержки развития ученического самоуправления, в том числе на уровне образовательной политики, в области взаимодействия ученического самоуправления со структурами гражданского общества, в плане информационной, методической поддержки, работы по развитию организаторских способностей
Нередко, нужно признать, дети после окончания школы оказываются не подготовленными к самостоятельной жизни, они не способны быстро принимать решения, чувствуют себя неуверенно во «взрослой» жизни. Предоставление права детям самостоятельно решать вопросы и проблемы школь-
ной жизни дает им возможность «тренировки» самоопределения и формирует ключевые компетенции личности.
Несомненно, проблема саморазвития ребенка в деятельности детских организаций (объединений) относится к числу наиболее актуальных. Подлинное развитие в коллективе должно оканчиваться самоопределением в нем. Очевидно, это самое трудное в управлении саморазвитием ребенка. Необходимо отметить, что органы самоуправления (соуправления)
наилучшим образом создают условия для повышения самооценки, самоопределения, т.е. саморазвития ребенка.
1. Рогаткин Д.В. Школьное ученическое самоуправление. Петрозаводск: Юниорский союз «Дорога», 2003. 92 с.
2. Образование в сфере прав человека в школе: Сб. мат. Петрозаводск: Юниорский союз «Дорога», 2003. 68 с.
3. Школьное самоуправление. Опыт Тверского региона. Тверь: Избирком Тверской области, 2002. 48 с.