Научная статья на тему 'Роль и место технологических знаний в профессиональном образовании'

Роль и место технологических знаний в профессиональном образовании Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
391
41
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
PROFESSIONAL EDUCATION / ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / PROFESSIONAL TRAINING / ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЕ ЗНАНИЯ / TECHNOLOGICAL KNOWLEDGE / ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ / TECHNOLOGICAL SCIENCE / ТЕХНОЛОГИЯ / TECHNOLOGY / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Махотин Дмитрий Александрович

Технологические знания в профессиональном образовании рассматриваются как основа для построения содержания профессиональной подготовки. Дается анализ истории развития технологических знаний, предмет изучения, цели обучения и основные характеристики технологического знания.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ROLE AND PLACE OF TECHNOLOGICAL KNOWLEDGE IN PROFESSIONAL EDUCATION

Technological knowledge in the field of vocational education are considered as a basis for development of the content of professional training. An analysis of the history of the development of technological knowledge, the object of study, the learning objectives and main characteristics of technological knowledge.

Текст научной работы на тему «Роль и место технологических знаний в профессиональном образовании»

© Д.А. Махотин, 2012

Д.А. Махотин

РОЛЬ И МЕСТО ТЕХНОЛОГИЧЕСКИХ ЗНАНИЙ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ

Технологические знания в профессиональном образовании рассматриваются как основа для построения содержания профессиональной подготовки. Дается анализ истории развития технологических знаний, предмет изучения, цели обучения и основные характеристики технологического знания.

Ключевые слова: профессиональное образование, профессиональная подготовка, технологические знания, технологические науки, технология.

ß современном образовании все большее внимание уделяется так называемым процессуальным знаниям — «знанием как?», — которые в отличие от декларативных, описательных знаний («знаний, что это?») могут не иметь строго научного обоснования, не быть полностью осознанными и логически выстроенными. Процессуальными или процедурными знаниями человек овладевает в процессе деятельности, осваивая те или иные процедуры, методы, способы действия (т.е. технологии), получая новые знания и обмениваясь ими с другими людьми в процессе совместной деятельности и об-шения.

Технологические знания или праксис (от греч. Praxis — сочетание размышления и действия) появились гораздо раньше научных (теоретических) знаний для обеспечения предметно-практической деятельности человека по преобразованию окружаюшей действительности. Ученые разных научных областей признают, что определенная технологичность была свойственна человеческой деятельности уже в древних культурах. Владелец такого знания был мастером (ремесленником, специалистом), умеюшим и создаюшим предметы материального мира, объединяюшим в своем лице руководителя, проектировшика и исполнителя. Он определяет метод или способ создания чего-либо и закрепляет его как в предмете (веши), так и в процессе его изготовления, в собственном труде.

Развитие технологического знания было связано:

• во-первых, с научно-техническим прогрессом, в основе которого лежало развитие естественнонаучного (фундаментального) и технического (прикладного) научных областей;

• во-вторых, с выделением и описанием наиболее эффективных в данных условиях научно-технического прогресса и условиях деятельности технологий, которые формировались в соответствии со спецификой отраслевого или хозяйственного разделения труда;

• в-третьих, с повышением степени управляемости технологиями, повышением «коэффициента полезного действия» технологий, т.е. достижением социально значимых целей путем передачи и распространения технологий.

Серьезной проблемой в изучении технологического знания является то, что понятие «технология» в широком значении закрепилось только в конце XX века и чисто технологическое знание в истории развития человеческой деятельности и науки не выделялось. В философии, социологии, инженерных науках принято рассматривать как артефакт технику и соответственно технические знания. Техническое знание рассматривается как прикладная область, направленная на решение технических проблем и противоречий с помощью, в том числе, и научных теорий и закономерностей. Таким образом, исторический анализ технологического знания необходимо производить сквозь призму инженерных наук и технического знания.

По мнению Г.П. Щедровицкого, «техническое знание дает нам ответ на вопрос об объекте, его устройстве и его действиях, но не вообще, а с точки зрения достижения нами этих целей. Оно показывает, насколько этот объект адекватен достижению целей и что мы с ним должны делать, чтобы наших целей достичь. Оно очень сложное, техническое знание, оно на самом деле намного сложнее, чем научное знание. И работа инженера реально намного сложнее, чем работа ученого. Работа практика — еще сложнее...» [7].

Технические науки оформились как самостоятельные научные дисциплины значительно позже, чем науки естественные. Если последние были признаны как самостоятельные еще во второй половине XVIII века, то технические науки в качестве таковых с трудом воспринимались общественным

сознанием даже в конце XIX века. К середине XX века технические науки сами активно стали выступать не только как области, которые конкретными технологическими решениями подтверждают открытия, сделанные в рамках естественных наук, но и как мощный катализатор естественнонаучных фундаментальных исследований, а в ряде случаев и как их непосредственный «заказчик» [4].

Исторический анализ показывает, что технические науки часто выступают в качестве «испытательного полигона» для наук естественных, подтверждая на практике правильность тех или иных гипотез и теорий, определяя границы действия того или иного естественнонаучного закона или открытия.

Чем активнее шло развитие связей между естественными и техническими науками, тем все больше развивались и дифференцировались технические дисциплины. Одновременно шло развитие общества в направлении максимального удовлетворения человеческих потребностей, создания наиболее комфортных условий для существования человека, что также приводило к возникновению новых технических решений, воплощавшихся в конкретных технологиях [3].

И только на пороге XXI века стали признаваться технологические науки, которые имеют свой, отличный от технических наук, предмет и структуру, хотя их и принято рассматривать во взаимосвязи.

Процесс развития технических наук протекает в тесном взаимодействии с естественнонаучным знанием, способствующим возникновению и решению проблемных ситуаций в технико-технологическом плане. Последовательность и возникающие проблемы рассматриваются в следующей классификации [2]:

• открытие естествознания;

• технические потребности человечества, формирующиеся в процессе развития производительных сил, представляют собой важный социальный заказ общества и способствуют развитию технических наук;

• производственный опыт, который показывает, какие практические затруднения приходится преодолевать, следуя теории, применяя ее к производственному (технологическому) процессу;

• проблемы, возникающие как следствие относительно самостоятельного развития технических теорий.

Технические науки представляют собой один из компонентов технико-технологического знания, служащих теоретическим средством для усовершенствования действующих и создания новых технических средств, для переосмысления естественнонаучных законов применительно к технической практике, техносфере, для открытия принципиально новых, не имеющих природных аналогов технологических методов реализации производственных процессов, изобретения новых технических объектов и создания технических систем.

Чешев В.В., рассматривая эволюцию технических знаний, выделяет три этапа формирования технических наук [6]:

• практико-методологические знания, т.е. знания о трудовых действиях с орудиями труда (которые служили руководством для практической деятельности человека);

• конструктивно-технические знания (т.е. знания о структуре и действии технических элементов);

• технические науки, связанные с переходом от описания действия к объяснению их сути на основе законов природы.

Таким образом, формирование технических наук было связано с образованием системы знаний, включающей в себя методологические, технологические и конструктивно-технические задачи. Данная система знаний дает возможность не только исследовать технические элементы и системы, но и проектировать новые с заранее предполагаемыми свойствами.

Для выявления сущности технического и технологического знания необходимо провести исторический анализ появления «инженерного искусства» как профессиональной и научной деятельностей. Мастер, ремесленник, как уже отмечалось, выполнял все производственные функции по реализации технологической цепочки. Появление массового производства, более сложной техники и новой организации управления технологическими процессами привели к появлению профессии инженера.

Как отмечает Н.М. Твердынин, техника приобрела научный характер и перестала быть ремеслом с того момента, ко-

гда достижение естественных наук (в первую очередь, физики и химии) стали играть существенную роль в создании новых технологий, новой техники и получении изделий (товаров), качественно отличных от тех, которые мог бы произвести ремесленник. Современное промышленное производство и методы получения и обработки материалов дают возможность получить те формы и то качество, которые уже принципиально невозможно создать даже самым умелым и одаренным мастером в условиях кустарного производства.

Со временем техническое и технологическое знания стали представлять собой два достаточно четко выраженных отдельных, хотя и взаимосвязанных направления в деятельности человека по развитию современной техносферы, материального мира. Очевидно, что между этими двумя направлениями нет преград и противоречий. Более того, успешное развитие техносферы, научно-технического прогресса невозможно было бы представить без их постоянного взаимодействия и взаиморазвития. При этом необходимо отметить, в рамках различных видов деятельности и соответствующей подготовки специалистов соотношение технического и технологического в целом неодинаково.

В учебном пособии по философии математики и технических наук [5] предмет технических наук определяется как проектирование и испытание различных технических систем, а предметом технологических наук является разработка, реализация и управление технологиями. При этом авторы приводят примеры технических дисциплин, таких как сопротивление материалов, детали машин, электротехника, радиотехника, теплоэнергетика и других, и технологических дисциплин, к которым обычно относят материаловедение, термическую обработку, сварку, литье, прикладную электрохимию, отраслевые технологии и другие.

Технологическое (или технико-технологическое, т.к. современное понимание «технологического» в широком значение этого понятия поглощает частично и понятие «технического», отражает взаимосвязь техники и технологий в современном мире) знание часто противопоставляют «чистой», академической науке и относят к прикладным научным об-

ластям, целью которых является решение практических проблем общества в техносфере. Технологическое знание уже закрепилось как самостоятельное направление и его необходимо рассматривать гораздо шире, чем прикладные науки.

В Великобритании распространен интерактивный взгляд на данную проблему, когда наука и технология изучают в диалектическом взаимодействии [1]. Преимущество интерактивного подхода заключается в том, что он отвергает превосходство «академического» над «практическим», а также в признании того факта, что люди настолько же homo faber (человек изготавливающий), насколько и homo sapiens (человек мыслящий).

Технологическое знание в большей степени знание процессуальное, знание «как делать?». Оно появилось гораздо раньше научных теорий и открытий, и лежит в основе организации любой деятельности человека с древнейших времен. По мнению В.Г. Недорезова, «наука вырастает их технологии и, окрепнув, берет ее на буксир» [2]. Технологичность знания возникает при двух условиях: в процессе обобщения компонентов деятельности, которое заключается в определенной совокупности методов, приемов, операций; в процессе передачи (трансферта) технологий, которые совершенствовались благодаря развитию педагогического знания и образовательных систем, а также развитию самих технологий и методов управления ими.

Существенной чертой технологического знания является его проективность (проектность в некоторых значениях). Это свойство технологического знания ориентировано, прежде всего, на решение проблем преобразовательной практической деятельности человека. Проектность, как практически действенное отношение человека к окружающему миру, принизывает едва ли не все сферы нашего бытия. Это особый тип мышления, предполагающий преобразование существующего объекта по законам совершенства самой действительности. При этом, большое внимание придается личностным качествам, опыту личности, его наблюдениям и исследованиям, экспертному знанию в целом. Решение проблем в современном обществе возможно только на основе синтеза

знаний из различных научных областей, что воплощается в такой форме реализации технологий как проекты. Это, по мнению многих ученых, создает возможности для интеграции знаний, реинтеграции (а не все большему разделению) труда, преодоления противоречий между естественными и гуманитарными науками, рациональному и аффективному в мышлении человека.

Предметом технологического знания служат техника и технология, а также система их отношений с человеком (в широком значении — технологическая среда).

Целью технологического знания является в теоретическом плане познание технологий, методов, средств, процедур, обеспечивающих эффективный анализ, получение, преобразование, хранение, оценку и применение веществ, энергии и информации для решения практических проблем, актуальных для общества и человека в конкретной ситуации. В практическом плане технологическое знание связано с методами и формами передачи (трансферта) технологий, как в широком социальном плане — подготовкой последующих поколений к преобразовательной деятельности, так и в конкретном, личностном — как овладение операциями, технологиями различных видов деятельности конкретным человеком.

В связи с тем, что технологии стали неотъемлемой частью нашей жизни и профессиональной деятельности (по мнению современных ученых, люди взаимодействуют друг с другом и с окружающим миром исключительно с помощью технологий) — в профессиональном образовании все большее значение уделяется овладению студентами технологиями деятельности, начиная с универсальных и метапредметных (информационных, исследовательских, проектировочных, управленческих и пр.) и завершая узко профессиональными, актуальными для конкретной отрасли и направления обучения.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Взятышев В.Ф., Анненков В.В., Богданов А.Д. и др. Технологическое и научное образование на протяжении всей жизни: соответствие проблемам сбалансированного развития России в 21-м веке // Известия МАН ВШ. 2003. №1 (22).

2. Недорезов В. Г. Техническое знание в системе наук о природе и обществе // Теоретический журнал «Credo new», 2004.

3. Степин В.С., Горохов В.Г., Розов М.А. Философия науки и техники. М.: Гардарики, 1996.

4. Твердынин Н.М. Научно-техническое развитие и общество: учеб. пос. М.: МГПУ, 2005.

5. Философия математики и технических наук / под общ. ред. проф. С.А. Лебедева: учеб. пос. для вузов. М.: Академический проект, 2006.

6. Чешев В.В. Особенности развития технических наук // Вопросы философии. 1981. №8. С. 90.

7. ЩедровицкийГ.П. Философия. Наука. Методология. М., 1997. ЕШ

КОРОТКО ОБ АВТОРЕ -

Махотин Дмитрий Александрович — кандидат педагогических наук, доцент, директор Института дополнительного образования, [email protected]. Московский городской педагогический университет.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.