Захарова Е. Н.
РОЛЬ И МЕСТО ПРОДУЦЕНТОВ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫХ УСЛУГ В СОВРЕМЕННОМ ИННОВАЦИОННОМ ПРОЦЕССЕ
4. УПРАВЛЕНИЕ ИННОВАЦИЯМИ И ИНВЕСТИЦИЯМИ
4.1. РОЛЬ И МЕСТО ПРОДУЦЕНТОВ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫХ УСЛУГ В СОВРЕМЕННОМ ИННОВАЦИОННОМ ПРОЦЕССЕ
Захарова Елена Николаевна, доктор экономических наук, профессор кафедры экономики и управления Место работы: Адыгейский государственный университет, г. Майкоп
Аннотация: в статье приведены специфические особенности интеллектуальных услуг, обусловливающие их сущностное содержание; указана роль организаций, функционирующих в рамках сектора интеллектуальных услуг и являющихся генераторами инновационных процессов в экономической системе. Показано, что российские компании-производители сектора интеллектуальных услуг характеризуются сопоставимой с рядом европейских стран долей фирм, занимающихся технологическими и маркетинговыми инновациями. Однако по доле компаний, внедряющих организационные инновации, российский сектор интеллектуальных услуг заметно отстает от европейских стран.
Ключевые слова: сфера услуг, интеллектуальные услуги, кватернизация, инновационные процессы.
ROLE AND PLACE OF INTELLECTUAL SERVICES IN THE MODERN INNOVATION PROCESS
Zakharova Elena N., Doctor of Economics, Professor of Economics and Management Department Work place: Adyghe State University, Maikop
Annotation: the paper considers specific peculiarities of intellectual services that determine their essential content. The author reveals the role of organizations operating within the intellectual services sector and generating innovative processes in the economic system is indicated. The scientific article substantiates that Russian companies-producers of the intellectual services sector obtain the characteristics comparable with a number of European countries by shares of firms engaged in technological and marketing innovations. However, according to the share of companies implementing organizational innovations, the Russian intellectual services sector lags far behind European countries.
Keywords: sphere of services, intellectual services, quaternization, innovative processes.
В рамках современной сферы услуг происходят значительные структурные сдвиги, находящее свое проявление в усилении вклада в общеэкономическое развитие секторов, производящих так называемые «знаниеемкие» (или интеллектуальные) услуги. В этой связи специалисты стали говорить о развитии процессов кватернизации экономики, подразумевающих выделение четвертичного сектора, объединяющего отрасли сервисной сферы, ориентированные на производство интеллектуальных услуг.
Именно в секторе интеллектуальных услуг, который также называют «четвертичным сектором», происходит формирование основополагающих факторов экономического роста -нового научного знания, интеллектуального капитала, информационных технологий, услуг финансового сектора и консалтинга и др.
Интеллектуальные услуги можно охарактеризовать как определенные профессиональные действия специалистов различного направления, основными ресурсами осуществления которых, выступают общие и специальные (профессиональные, предметные) знания и информация. При всем разнообразии существующих подходов, как в российской, так и в зарубежной практике к интеллектуальным услугам принято, как правило, относить следующие сферы деятельности:
- обслуживание в сфере рекламы и маркетинга;
- консалтинг;
- 1Т-обслуживание;
- услуги по управлению персоналом;
- юридические услуги;
- услуги финансового посредничества;
- оценочная деятельность и т.д.
Процесс создания интеллектуальных услуг связан с использованием интеллектуального и творческого труда, основанного на потреблении новых знаний и умений. Данные услуги обладают комплексом специфических особенностей, обусловливающих их сущностное содержание:
- интеллектуальные услуги представляют собой разновидность деятельности в рамках непроизводственной сферы;
- процесс оказания интеллектуальных услуг обусловлен использованием в качестве производственного ресурса знаний и интеллекта;
- структурные особенности и неоднородность подобных услуг проистекают из специфических особенностей производства и функционального содержания интеллектуальных услуг, квалификации их продуцентов и ряда других признаков;
- к специфическим свойствам интеллектуальных услуг относятся зна-ниеемкость, выступающая в качестве их основной характеристики, а также высокая степень персонифицированности и сложность оценки качества подобных услуг.
Содержание процесса создания интеллектуальных услуг обусловливается наличием у индивида способностей к интеллектуальной работе как форме мыслительного и творческого труда. Помимо знаниеемкого характера производства, можно
Проблемы экономики и юридической практики
6'2017
выделить еще ряд признаков, помогающих идентифицировать интеллектуальные услуги [1]:
- производная природа;
- высокий уровень индивидуализации;
- высокий удельный вес добавленной стоимости;
- адаптивный характер.
По своей природе создание интеллектуальных услуг обусловлено способностями человека к интеллектуальной работе, которой присущ мыслительный и творческий характер. Именно это свойство обусловливает их важнейшую роль в системе институтов экономики знаний, драйвером развития которой являются процессы интеллектуальной деятельности, которая, обогащая имеющуюся информационную первооснову, рождает новые знания.
Процесс разработки индивидуализированных услуг, которыми во все большей степени становятся интеллектуальные услуги, подразумевает необходимость генерирования продуктовых (а зачастую организационных и маркетинговых) инноваций. Именно поэтому инновационная деятельность рассматривается продуцентами интеллектуальных услуг в качестве важнейшего условия обеспечения их конкурентоспособности [2]. При этом становление «экономики знаний», одним из важнейших проявлений которого является развитие процессов кватернизации, выдвигает новые требования к организации взаимодействия участников инновационной деятельности как формы практического воплощения новых знаний.
Все более значимой в данной деятельности становится роль организаций, функционирующих в рамках сектора интеллектуальных услуг, которые, имея широкий доступ к огромным массивам накопленных знаний, становятся генераторами инновационных процессов в рамках экономической системы. Зачастую они исполняют роль своеобразных посредников при поиске и обработке информации, связывающей субъектов инновационной деятельности. В этой роли субъекты рынка интеллектуальных услуг ускоряют процесс диффузии инноваций, взаимодействуя с их разработчиками.
Однако, имея широкий доступ к огромным массивам накопленных знаний, компании сектора интеллектуальных услуг все чаще сами выступают в роли инноваторов, при этом в максимальной степени адаптируя инновационные продукты и услуги к индивидуальным потребностям заказчиков [3].
По результатам сопоставительного анализа, осуществленного экспертами Высшей школы экономики с целью выявления роли фигурантов сектора интеллектуальных услуг в инновационной деятельности на примере Российской Федерации и ряда европейских стран, можно сделать вывод о намного большей близости характеризующих эту роль параметров, нежели в случае с ситуацией, характеризующей инновационную деятельность в рамках всей национальной экономики. Об этом, в частности свидетельствуют параметры удельного веса компаний, осуществляющих инновации, в общем количестве продуцентов интеллектуальных услуг в указанных государствах (рисунок 1).
Твхнтмютческие
Маркетинговые
Организационные
■ Россия ■ Великобритания [ИГермания ПДания ШМальта Нидерланды Швейцария
Рисунок 1. Удельный вес компаний, осуществляющих инновации, в общем количестве продуцентов интеллектуальных услуг (%) [4].
Анализ рисунка 1 показывает, что доля производителей интеллектуальных услуг, осуществляющих технологические и маркетинговые инновации, сопоставима с аналогичными параметрами по Дании и Великобритании. Однако степень внедрения организационных инноваций в фигурантах российского сектора интеллектуальных услуг значительно ниже, чем в рассматриваемых европейских государствах. При этом доля инновационной продукции в структуре продаж отечественных фигурантов рынка интеллектуальных услуг по итогам 2015 года составила около 13%.
Весьма интересно отметить, что если во время спада инновационной активности продуцентами интеллектуальных услуг увеличивался удельный вес технологических и организационных инноваций, то в 2015 году произошло снижение значения данного параметра на фоне увеличения доли организаций, занимавшихся внедрением маркетинговых инноваций.
Указывая причины, препятствующие развитию инновационных процессов в рамках сектора интеллектуальных услуг, их продуценты, наряду с факторами, связанными с недостаточной заинтересованностью потребителей, указывают на недостаток человеческих ресурсов, способных осуществлять инновационную деятельность (15,3% из 526 опрошенных субъектов рынка интеллектуальных услуг), и отсутствие необходимой для этого инфраструктуры (13,1%).
Решая данные проблемы, целесообразно учитывать зарубежный опыт стимулирования привлечения высококлассных специалистов сектора интеллектуальных услуг к участию в инновационной деятельности.
Так, компания Dupont в свое время, начав инвестировать средства в фундаментальные исследования, привлекла к сотрудничеству высококвалифицированных ученых не столько финансовыми условиями, сколько предоставлением полной автономии при проведении данных исследований. В то же время, такие корпорации как Bell и Intel привлекали талантливых специалистов к участию в научных разработках при наличии жесткого централизованного руководства.
На основе анализа имеющихся примеров привлечения интеллектуальных ресурсов А. Гамбарделла, К. Панико и
Захарова Е. Н.
РОЛЬ И МЕСТО ПРОДУЦЕНТОВ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫХ УСЛУГ В СОВРЕМЕННОМ ИННОВАЦИОННОМ ПРОЦЕССЕ
Дж. Валентини делают вывод о наличии более широкой автономии для специалистов сферы интеллектуальных услуг в тех случаях, где успех проекта в большей степени определяется вкладом специалистов и в меньшей - имеющимися активами бизнеса [5].
Данный вывод представляется особо значимым в контексте организации научно-производственного взаимодействия, в рамках которого мотивация представителей сектора интеллектуальных услуг во многом определяется возможностью использования финансовых и инфраструктурных возможностей крупного бизнеса, отсутствующими у субъектов данного сектора, тогда как мотивацию предпринимательских структур определяют возможности использования знаний и компетенций специалистов, занимающихся оказанием интеллектуальных услуг.
Помимо использования специфических знаний и компетенций субъектов рынка интеллектуальных услуг, их вовлечение в инновационный процесс позволит, с одной стороны, обеспечить его ориентацию на реализацию запросов конечных потребителей инновационной продукции, а с другой привлечь
потенциальных потребителей к сопроизводству данной продукции на основе организации постоянного взаимообмена с ними необходимой информацией.
Статья проверена программой «Антиплагиат». Оригинальность 88,29%.
Список литературы:
1. Селюто С.И. Особенности рынка деловых интеллектуальных услуг в странах ЕС: дис. ... канд. экон. наук. - М., 2014. - С. 34.
2. Дорошенко М.Е. Инновационный потенциал сектора интеллектуальных услуг в России // Форсайт. - 2011. - № 4. - С. 54.
3. Doloreux D., Shearmur R. Exploring and comparing innovation patterns across different knowledge intensive business services // Economics of Innovation and New Technology. - 2010. - № 7. - Р. 620.
4. Инновационная деятельность компаний сектора интеллектуальных услуг: международное сопоставление [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://issek.hse.ru/data/2017/06/21/1170246031/ NTI_N_56_ 21062017.pdf.
5. Gambardella A., Panico C., Valentini G. Strategic incentives to human capital // Strategic management journal. - 2015. - Vol. 36. - № 1. - P. 37-52.
s9