Вестник Института экономики Российской академии наук
1/2014
НАЦИОНАЛЬНАЯ ЭКОНОМИКА
А. ЛАРИОНОВ
доктор экономических наук, профессор кафедры «Экономическая теория» Института экономики РАН, генеральный директор ООО «Научно-исследовательский центр "Стратегия"»
Ю. ЛАРИОНОВА доктор экономических наук, профессор кафедры «Экономика и управление народным хозяйством» НАЧОУ ВПО «Современная гуманитарная академия»
РОЛЬ И МЕСТО ПОНЯТИЙНО-КАТЕГОРИАЛЬНОГО
АППАРАТА В РЕАЛИЗАЦИИ НАЦИОНАЛЬНОГО ПРОЕКТА «ДОСТУПНОЕ И КОМФОРТНОЕ ЖИЛЬЕ -ГРАЖДАНАМ РОССИИ»
Выявлены основные проблемы реализации приоритетного национального проекта «Доступное и комфортное жилье - гражданам России». Обоснована невозможность одновременного решения доступности и комфортности жилья в условиях ограниченности бюджетов всех уровней государственной власти и низкого платежеспособного спроса населения. Предложено концентрировать финансовые ресурсы на увеличении объемов массового строительства доступного жилья.
Ключевые слова: рынок жилья, доступность жилья, государственная жилищная политика, комфортность жилья, платежеспособный спрос, национальный проект.
JEL-классификация: L74, L78, O18.
Тщетно ожидать большого прибавления в знаниях от введения и прививки нового к старому. Должно быть совершено обновление до последних основ, если мы не хотим вечно вращаться в круге с самым ничтожным движением вперед.
Фрэнсис Бэкон
Идея написать эту статью родилась в результате многолетних совместных наблюдений и научных исследований авторов за эволюцией рынка жилья в России и за рубежом. Мы очень часто в пореформенный период задавали себе вопрос: чем вызвано отрицание хозяй-
ственной практикой научных представлений о различных аспектах жилищной экономики в нашей стране? И почему для того, чтобы убедиться в ошибочности современных представлений о жилище как таковом, сообществу ученых и экспертов надо вместе со строителями и чиновниками, вырабатывающими и реализующими в стране государственную жилищную политику, «идти вместе и до конца»?
Необходимость качественного анализа альтернативных отраслевых политик в настоящее время не требует научного обоснования. Однако, рассматривая государственную жилищную политику как совокупность мер и действий (проектов и программ) федерального правительства в области производства, потребления, накопления и эксплуатации в стране объектов жилой недвижимости, весьма сложно обойти вниманием созданную в стране законодательную базу, регулирующую вопросы государственной политики в сфере жилищного строительства1.
Мы положительно оцениваем цель, задачи и достигаемые на разных этапах результаты ФЦП «Жилище» - корректно заданный вектор-цель во многом обусловил создание и функционирование ОАО «Агентство по ипотечному жилищному кредитованию», «Фонда содействия развитию жилищного строительства» и др. структур. Проводимые иссле-дования2 основных положений действующих законодательных актов РФ в сфере домостроения и результатов проводимой государственной жилищной политики свидетельствуют о высокой заинтересованности федеральной и региональной власти в решении жилищной проблемы. В частности, имеет место ежегодное существенное приращение жилищного фонда в Российской Федерации (на рис. 1 и в таблице представлены основные показатели по объемам ввода и обеспеченности населения жильем граждан РФ)3.
В 2012 г. в нашей стране было введено 65 млн м2 жилья4. Этот показатель в два раза превышает показатель 2001 г. В первом полугодии 2013 г. динамика также продолжает оставаться положительной.
1 Новый Жилищный Кодекс РФ, ФЦП «Жилище», приоритетный национальный проект «Доступное и комфортное жилье - гражданам России», Федеральный закон «О содействии развитию жилищного строительства», Указ Президента РФ от 7 мая 2012 г. № 600 «О мерах по обеспечению граждан РФ доступным и комфортным жильем и повышению качества жилищно-коммунальных услуг», Концепция развития малоэтажного жилищного строительства и другие нормативно-правовые акты, прямо или косвенно способствующие развитию жилищного строительства в нашей стране и повышению его доступности.
2 См., например: Горшков Р.К. Формирование рынка доступного жилья в России. М.: Издат-во АСВ, 2010; Ларионов А.Н. Обоснование системы показателей эффективности программных мероприятий развития рынка доступного жилья в России // Градостроительство. 2012. № 2 (18). С. 75-73.
3 Официальный сайт Федеральной службы государственной статистики. www.gks.ru.
4 Там же.
Ведется работа по либерализации рынка земли для комплексного освоения5. По данным Минрегиона России6, в настоящее время реализуются пилотные проекты по предоставлению бесплатных земельных участков победителям аукционов на понижение цены7. В разной стадии реализации находятся 44 проекта создания жилищно-строительных кооперативов для отдельных категорий граждан. При этом количество заявок со стороны субъектов РФ постоянно растет.
Вместе с тем экономический анализ проблем реализации ПНП «Доступное и комфортное жилье - гражданам России»8 позволил сделать вывод о том, что создание и обеспечение функционирования системы выдачи кредитов через ОАО «Агентство по ипотечному жилищному кредитованию» с привлечением многочисленных и заинтересованных банков-партнеров оказалось гораздо более легким делом, нежели построение эффективной системы подготовки строительных площадок и их распределения посредством аукционов. При этом следует отметить, что административные барьеры для строительных компаний так и не были преодолены.
В результате на отечественном рынке жилья снизились объемы нового строительства и предложения, что позволило девелоперам удерживать цены, сформированные с учетом стоимости прохождения через административные барьеры. На рынке жилой недвижимости
5 Президентом РФ дано поручение федеральному правительству совместно с органами исполнительной власти субъектов РФ разработать порядок бесплатного предоставления земельных участков под строительство жилья экономического класса, разработать комплекс мер по улучшению жилищных условий семей, имеющих трех и более детей, обеспечить формирование специальных условий ипотечного кредитования отдельных категорий граждан (молодых семей, работников бюджетной сферы), разработать план мероприятий по предупреждению и пресечению монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции хозяйствующих субъектов в сферах жилищного строительства и производства строительных материалов, обеспечить формирование рынка доступного арендного жилья и развитие некоммерческого жилищного фонда для граждан, имеющих невысокий уровень доходов.
6 Официальный сайт Министерства регионального развития Российской Федерации. www.minregion.ru.
7 Возможность получения доступного и комфортного жилья до 2020 г. будет предоставлена 60% российских семей. Среди первоочередных мер Правительству РФ поручено, в частности, снизить до 2018 г. показатель превышения среднего уровня процентной ставки по ипотечному жилищному кредиту по отношению к индексу потребительских цен до уровня не более 2,2 процентных пункта, увеличить количество выдаваемых ипотечных жилищных кредитов до 815 тыс. в год, создать для россиян возможность улучшения жилищных условий не реже одного раза в 15 лет.
8 См., например: Экономика и управление жилищной сферой: современные проблемы и перспективы развития / Материалы 1-й Всероссийской научно-практической конференции, Москва, 22 февраля 2010. М.: МАКС ПРЕСС, 2010.
80
1990 1991 1992 19931994 1995 1996 1997 1998 1999 2000 2001 2002 2003 2004 2005 2006 20072008 2009 2010 2011
Рис. 1. Динамика строительства жилья в России (млн м2).
Таблица
Площадь жилых помещений на одного жителя РФ (м2)
Годы
Показа- 2000 г. 2005 г. 2006 г. 2007 г. 2008 г. 2009 г. 2010 г.
тели
площади
В целом по стране 19,2 20,9 21,3 21,5 22,0 22,4 22,6
В городской местности 18,9 20,5 20,9 21,3 21,7 22,1 22,2
В сельской местности 19,9 21,8 22,3 22,3 22,7 23,1 23,6
Источники: Составлено авторами на основе совокупности статистических данных Федеральной службы государственной статистики.
стал раздуваться «спекулятивный пузырь» (в т.ч. и благодаря кредитным деньгам). Другими словами, существенно выросла доходность строительного бизнеса, а доступность жилья так и осталась крайне низкой.
Кроме того, жилье, которое находится в собственности у основной части российских граждан, характеризуется малыми размерами жилой площади, низким качеством и низкой стоимостью. При этом только у четверти российских граждан относительно благополучные жилищные условия, а в жилье, находящемся в плохом или очень плохом состоянии, в настоящее время проживает 25% семей9.
9 По данным экспертов, около 40% российских граждан или вообще не имеют отдельного жилья, или в их пользовании находится менее 8 м2 на человека, или они имеют в собственности неблагоустроенный сельский дом. Фактическая очередь се-
Следует также подчеркнуть, что в нашей стране жилье для большинства семей является единственным ценным имуществом, и его стоимость постоянно растет, что связано с целым рядом деструктивных факторов в российской экономике. Вместе с тем, доля населения, желающего и способного решить свою жилищную проблему с помощью ипотечного кредита, составляет всего 8%. Изношенность жилищного фонда и отсутствие у большинства россиян возможности приобрести жилье, обеспечивающее минимальные стандарты жизни, является опасным источником поляризации жизнеобеспеченности населения и формирует системный фактор роста социальной напряженности.
Таким образом, государственное регулирование жилищного строительства не дало ожидаемого социально-экономического эффекта10 (см. рис. 2, 3)11, а способствовало получению совершенно обратного результата.
Экономические преобразования, осуществляемые в пореформенный период в России, безусловно, изменили и облик нашей страны, и ориентиры общественного развития. В условиях социально-экономического реформирования возросло значение проблем совершенствования, организации и управления рынком жилья на федеральном и региональных уровнях. Но возможность решения этих проблем напрямую зависит от степени обоснованности принимаемых органами государственной власти решений в области жилищной политики, целесообразности методологических и концептуальных предпосылок, достоверности и адекватности используемых статистических
мей на получение жилья превышает 4 млн чел. Стоимость жилья, которое необходимо построить, составляет по их оценкам 400-450 млрд долл. У российских банков нет таких активов, чтобы они могли обеспечить эту сумму кредитов. Государственные возможности инвестирования и инвестиционного кредитования жилищного строительства и промышленности строительных материалов крайне недостаточны в связи с демонетизацией экономики, и эта проблема требует новых решений.
10 Невыполнение бюджетом своих обязательств, а также отсутствие «прозрачных» процедур формирования тарифов обусловили непривлекательность жилищной сферы для частного инвестора, хотя создание условий для притока частных инвестиций могло бы кардинально изменить финансовое положение отрасли в долгосрочной перспективе. Основными причинами ограниченного платежеспособного спроса российских граждан на приобретение и строительство жилья являются: весьма низкий уровень доходов населения при высокой доле текущего потребления; недостаточное развитие института долгосрочного жилищного кредитования; необоснованно высокие процентные ставки, снижающие доступность жилищных кредитов и являющиеся финансовым и психологическим ограничением; недостаточный уровень накоплений граждан для оплаты первого взноса для получения ипотечных жилищных кредитов, а также ряд других причин, в том числе глобальный экономический кризис.
11 Официальный сайт Федеральной службы государственной статистики. www.gks.ru.
зцены на жилье, тыс. руЬ. —Доходы населения,
Рис. 2. Динамика роста цен на жилье и доходов населения
Рис. 3. Изменение коэффициента доступности жилья
Источники: Составлено авторами на основе совокупности статистических данных Федеральной службы государственной статистики.
и налитических материалов, методического инструментария, а также понятийно-категорального аппарата.
Поэтому в контексте наших рассуждений, считаем необходимым обратить внимание на некорректность названия ПНП «Доступное и комфортное жилье - гражданам России». В нем удивительным образом «совмещена несовместимость» двух взаимоисключающих категорий - «доступность» и «комфортность», поскольку комфортное жилье, по определению, не может быть доступным - это противоречит объективным экономическим законам. Парадоксально, но, судя по названию рассматриваемого мега-проекта, - это факт.
Именно поэтому оригинальность любой идеи (в нашем случае -постановка разновекторных целей доступности и комфортности) требует обоснования. По нашему мнению, разработчикам ПНП «Доступное и комфортное жилье - гражданам России» следовало бы определить (классифицировать) уровни комфорта12 жилища и критерии его доступности. Однако, несмотря на то, что с момента начала реализации данного проекта прошло более семи лет, до настоящего времени такая роспись в нем отсутствует: о необходимости повышения доступности жилища сказано весьма достаточно (о чем свидетельствует изложенное выше), а о комфорте - ничтожно мало.
На конкретном примере несовместимости комфорта и доступности мы хотим показать, что одной из главных причин низкой результативности проводимых в России экономических реформ является отсутствие связи между фундаментальной экономической теорией и реальной хозяйственной практикой. Исследования экономических отношений и интересов участников российского рынка жилья свидетельствуют о наличии достаточного социально-экономического потенциала для развития. Но отсутствие системной концепции функционирования данного сегмента национальной экономики, как в начале проведения реформ, так и на современном этапе, не позволяет государству обеспечить его эффективное использование.
Основной целью государственной жилищной политики в нашей стране является комплексное решение проблемы перехода к устойчивому функционированию и развитию жилищной сферы, обеспечивающих доступность жилья для граждан. Решение указанных задач должно осуществляться путем совершенствования и реализации комплекса нормативно-правовых, организационных и финансовых мер и мероприятий. Актуальными являются четыре основных направления: развитие жилищного строительства; совершенствование жилищно-коммунального комплекса; предоставление социального жилья и исполнение государственных обязательств по обеспечению жильем отдельных категорий граждан; развитие ипотечного жилищного кредитования населения и рынка жилья.
Результаты проводимых нами исследований проблем рынка жилья свидетельствуют о том, что программные методы, являясь по своей
12 К факторам, характеризующим комфортность жилища, можно отнести, например, удаленность жилища от города, просторные комнаты, качество прилегающей территории (наличие подъездных дорог и тротуаров, парковки, детских площадок), высокие потолки, небольшое количество квартир в доме, благоприятную экологию прилегающей территории, использование в период строительства экологически чистых строительных и отделочных материалов, высокий уровень систем вентиляции и кондиционирования, хорошая звукоизоляция (применение материалов с высоким коэффициентом звуко- и шумоизоляции).
сути прогрессивными, не дали необходимого эффекта. Это связано с их эклектичностью в переходный период, который, сопровождался экономическими кризисами и потерей управляемости всей системы. Это определяет необходимость создания специального механизма государственного управления, специфичного только для переходного периода. Впоследствии его можно заменить рыночным саморегулиро-ванием13.
Но вместе с тем вышеизложенное позволяет сделать вывод о том, что современная государственная жилищная политика дает вполне ощутимые количественные результаты. Именно поэтому мы считаем, что народнохозяйственная задача повышения доступности строящегося жилья должна быть стратегическим приоритетом государственной жилищной политики.
В настоящее время основной жилищный фонд в России превысил сроки безопасной эксплуатации, поэтому обеспечение доступности и безопасности жилья - это первоочередная задача государства. Именно государство должно определить для рынка, сколько и какого жилья на нем будет строиться. А повышение комфортности жилья в условиях низкого платежеспособного спроса населения, дефицита бюджетов всех уровней и, как следствие, дефицита жилья как такового - это космическая цель, и, по нашему мнению, она недосягаема. Поэтому «корабль» (в нашем случае, приоритетный национальный проект) должен быть назван корректно: «Доступное жилье - гражданам России».
Литература
1. Горшков Р.К., Дикарева В.А. Формирование рынка доступного жилья в России. М.: Издат-во АСВ, 2010.
2. Ларионов А.Н. Обоснование системы показателей эффективности программных мероприятий развития рынка доступного жилья в России // Градостроительство. 2012. № 2 (18).
3. Ларионов А.Н. Экономический потенциал программно-целевого метода управления развитием экологического домостроения // Вестник Гражданских инженеров. 2012. № 3 (32).
13 Ларионов А.Н. Экономический потенциал программно-целевого метода управления развитием экологического домостроения // Вестник Гражданских инженеров. 2012. № 3 (32). С. 277.