УДК 316.4
РОЛЬ И МЕСТО МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В ЭКОНОМИКЕ УРАЛЬСКОГО РЕГИОНА
Кох И. А.
В развитии экономики в стране значимое место отводится малому предпринимательству. Количество малых предприятий в Свердловской области в последние годы увеличивается не только в сфере услуг, но и в сфере производственной деятельности. В статье анализируются сложившиеся тенденции в развитии малого бизнеса, проблемы и трудности, сдерживающие рост малого предпринимательства в Уральском регионе. Раскрывается роль органов местного самоуправления, отмечается, что важнейшим направлением деятельности муниципальных органов власти является совершенствование и дальнейшее развитие социальной инфраструктуры для обслуживания малых предприятий.
Ключевые слова: предпринимательство; малое предприятие; инфраструктура поддержки малого предпринимательства; виды деятельности малых предприятий.
Малое предпринимательство в Свердловской области занимает сегодня достойное место в экономике региона. Его роль определяется как производством новых товаров, созданием новых рабочих мест, услугами для населения, так и пополнением муниципального бюджета. Поэтому Правительство Свердловской области всемерно поддерживает малое предпринимательство, стремится повысить его активность в различных сферах деятельности. Оперативное решение назревших и актуальных проблем в этой сфере оказывает положительное влияние на успешное развитие малого бизнеса в регионе.
В Свердловской области по важнейшим статистическим показателям малое предпринимательство находится на высоком уровне развития и опережает многие субъекты Российской Федерации. На начало 2013 года в регионе насчитывалось 76 513 малых предприятий, что в шесть раз больше, чем во всем Дальневосточном федеральном округе (12 399). Объем выручки (с учетом налогов и аналогичных обязательных платежей) от продажи товаров, продукции, работ, услуг по всем видам деятельности индивидуальных предпринимателей в Свердловской области составил 506,3 млрд руб., что в два раза больше, чем в Москве (259,2) и примерно столько же, сколько во всем Дальневосточном федеральном округе (550,4 млрд руб.) [1].
Во многих муниципальных образованиях области сформирована социальная инфра-
структура поддержки малого и среднего предпринимательства. Созданы и функционируют меры финансовой поддержки, широкое развитие получили информационно-консультационные услуги, созданы логистические центры, предоставляются в аренду здания и сооружения неиспользуемых промышленных мощностей. Однако следует признать, что созданная система поддержки малого бизнеса не всегда дает ожидаемый эффект.
Малое предпринимательство, согласно статистическим данным, в Свердловской области в 2011 и 2012 году фактически преодолело кризисные явления после 2008 года и успешно наращивает темпы развития, о чем свидетельствует рост числа субъектов малого и среднего бизнеса (рис. 1).
В Свердловской области насчитывается более 200 тыс. субъектов малого и среднего предпринимательства, из них около 150 тыс. - индивидуальные предприниматели и фермеры, около 70 тыс. - малые предприятия (в том числе микропредприятия), почти 400 средних предприятий. В последние годы в Свердловской области отмечается некоторое снижение количества средних предприятий, в том числе занимающихся производством и распределением электроэнергии, операциями с недвижимым имуществом, арендой и другими услугами, а также (в меньшей степени) оптовой и розничной торговлей, ремонтом транспортных средств и бытовых предметов личного пользования. При этом количество
№ 2(34), 2014
65
рабочих мест практически не снижается, что свидетельствует об укрупнении предприятий, а в сфере торговли объясняется развитием крупных торговых сетей.
191000
2008 2009 2010 2011
Рис. 1. Динамика развития субъектов малого и среднего предпринимательства в 2008-2011 гг.
Количество малых предприятий в Свердловской области в последние годы увеличивается, в том числе по различным видам экономической деятельности, прежде всего это сельское и лесное хозяйство, оптовая и розничная торговля, ремонт транспортных средств и бытовых предметов домашнего пользования. К положительным тенденциям, которые отмечаются с 2010 года, можно отнести рост среднемесячной заработной платы работников малых предприятий в регионе. Значительное развитие получила инфраструктура малого бизнеса, хотя неудовлетворенность ею среди предпринимателей сохраняется.
Однако в большинстве муниципальных образований подавляющее большинство малых предприятий по-прежнему функционирует в сфере обслуживания, преимущественно в общественном питании и развлекательных учреждениях. Число малых предприятий производственного профиля по-прежнему остается неоправданно незначительным.
В Свердловской области успешно внедряются новые способы поддержки малого предпринимательства, в частности:
- предоставление субсидий малым предприятиям, которые производят и реализуют товары и услуги, направляемые на экспорт;
- предоставление субсидий малым инновационным организациям;
- компенсации расходов малым предпри-
ятиям, которые активно участвуют в выставках, ярмарках, конференциях в области и Российской Федерации, а также за рубежом;
- услуги патентования малым инновационным организациям и др.
В области наметилась положительная тенденция увеличения числа малых предприятий, которые получают финансовую, ресурсную и иную поддержку от органов власти.
Основными проблемами, препятствующими развитию малого предпринимательства в регионе, по мнению самих предпринимателей, являются частая смена нормативно-правовой базы, недостаток собственных оборотных средств, ограниченный доступ к необходимым для бизнеса кредитным ресурсам, административно-властные барьеры. Все более ощутимой становится усиливающаяся конкуренция со стороны крупных компаний, а также недостаток квалифицированных кадров. Для дальнейшего ускоренного развития малого предпринимательства в регионе необходимо продолжить работу по совершенствованию и развитию системы правового обеспечения малого бизнеса.
В качестве примера рассмотрим роль малого предпринимательства в социально-экономическом развитии Тавдинского района Свердловской области. Малый бизнес играет весьма значительную роль в решении экономических и социальных задач Тавдинского района. Он способствует образованию новых рабочих мест, обеспечению потребительского рынка товарами и социальными услугами, формированию рыночной конкурентной среды, способствует экономической самостоятельности муниципального образования, обеспечивает налоговые и иные поступления в местный бюджет.
В Тавдинском районе зарегистрировано 970 малых предпринимательских структур с численностью работающих около 3 тыс. человек, в том числе около 120 малых предприятий, а также около 1000 индивидуальных предпринимателей. Деятельность малых предприятий муниципального района охватывает несколько отраслей, среди которых промышленность - 21 предприятие, сельское
66
Известия Уральского государственного горного университета
хозяйство - 4 предприятия, строительство -4, торговля - 73 (рис. 2).
Преобладающим видом деятельности малого бизнеса в Тавдинском городском округе, как и во многих других регионах, является торговля, как оптовая, так и розничная. Поэтому предметом социологического исследования выступили представители малого предпринимательства в сфере торговли.
21
4
4
■ Промышленность
■ Сельское хозяжгтво
■ Строительство
■ Торговля
Рис. 2. Виды деятельности малых предприятий Тавдин-ского городского округа
Несмотря на положительные тенденции развития малого бизнеса в целом по региону, существуют проблемы, затрудняющие ведение бизнеса, а именно:
- риск утраты своего имущества;
- отсутствие или недостаток первоначального капитала, недостаточная помощь со стороны государства;
- отсутствие уверенности в успехе, в получении прибыли от предпринимательской деятельности.
40 %^^Ж
■ Препятствовали
■ Не препятствовали
Рис. 4. Взаимодействие предпринимателей с муниципальными органами власти
Главной проблемой, затрудняющей развитие бизнеса, является недостаток как собственных, так и заемных финансовых средств. Основная часть предпринимателей не пользуется кредитами и заемными средствами из-за отсутствия необходимого материальнофинансового обеспечения. Традиционно коммерческие банки считают малый бизнес, во-первых, очень трудоемким в обслуживании, во-вторых, очень рискованным и к тому же относительно низкодоходным. Это подтверждают результаты опроса предпринимателей.
На вопрос о прибыльности предприятия ровно 50 % опрошенных ответили, что прибыли хватает только на покрытие расходов, другие опрошенные отметили незначительную прибыль. При этом уровень развития конкуренции оценивают как средний 80 % опрошенных, 10 % считают, что уровень конкуренции в городе низкий, и только 10 % определили уровень конкуренции как высокий (рис. 3).
Такие результаты можно объяснить тем, что конкуренция в секторе малого предпринимательства в небольших городах всегда ниже, чем в крупных. Кроме того, далеко не у всех желающих заняться предпринимательской деятельностью в малых городах имеются средства для стартового капитала.
10%
80%
Рис. 3. Оценка уровня конкуренции
Сдерживает развитие малого предпринимательства и материальная база. В настоящее время лишь немногие малые предприятия имеют собственное помещение и оборудование. Есть административные и правовые трудности в получении земельных участков в собственность.
Взаимодействие предпринимателей и местных органов власти не отличается позитивными тенденциями. Существуют проблемы в получении разрешительных документов, необходимых для открытия и развития собственного дела. На вопрос: «На этапе создания бизнеса препятствовали ли Вам органы местной власти и контролирующие организации?» 60 % опрошенных ответили утвердительно, остальные дали отрицательный ответ (рис. 4). Абсолютное большинство предпринимателей тем самым показали, что в данной сфере (а именно в сфере взаимодействия с муниципальными органами власти) существуют определенные барьеры, которые необходимо устранить.
Помимо этого предприниматели отметили следующие проблемы: сложность системы
□ Средний уровень П Низкий уровень
□ Высокий уровень
№ 2(34), 2014
67
налогообложения, несовершенство нормативной базы, сложность получения в аренду или собственность помещений, правовая незащищенность.
На вопрос: «Несете ли вы финансовые потери при проведении проверок?» 30 % опрошенных предпринимателей ответили утвердительно, 50 % - «нет» и 20 % затруднились ответить (рис. 5).
20%
50%
Рис. 5. Финансовые потери
■Да
■ Нет
■ Затруднились ответить
при проведении проверок
Даже при относительно низком показателе - 30 % опрошенных - необходимо обратить внимание на эту проблему. Для успешного развития малого предпринимательства в регионе нужно свести к минимуму потери предпринимателей при проведении различных проверок.
Среди других проблем предприниматели выделяют:
- сложность получения банковских кредитов для начала предпринимательской деятельности: 30 % опрошенных ответили утвердительно и 70 % сообщили об отсутствии каких-либо сложностей. Возможно, это связано с функционированием в городе Тавдин-ского фонда поддержки малого предпринимательства, активно помогающего начинающим предпринимателям, у которого есть возможность предоставления микрозаймов для малых предприятий;
- недостаток капитала и собственных оборотных средств, на что указали 90 % опрошенных предпринимателей и только 10 % затруднились ответить на этот вопрос;
- сложность системы налогообложения и отчетности отметили 70 % опрошенных, 30 % ответили отрицательно.
Среди положительных тенденций отмечается, что такие проблемы, как нехватка помещений для аренды или приобретения в
собственность, нехватка квалифицированных кадров, недобросовестная конкуренция, нарушения законодательства - не отметил ни один из опрошенных.
Еще в 2010 году администрацией Тавдин-ского района были проведены мероприятия по совершенствованию нормативно-правовой базы, организован мониторинг предпринимательской деятельности, а также сформирован перечень имущества, находящегося в муниципальной собственности, который можно предоставить в аренду субъектам малого предпринимательства.
В плане нормативно-правового обеспечения можно выделить такие направления, как работа по организации конкурсного размещения муниципального заказа среди субъектов малого предпринимательства, разработка порядка передачи малым предпринимательским структурам основных фондов и помещений, отчуждаемых в районную собственность в порядке взыскания долгов бюджету.
На протяжении нескольких лет активно ведет свою работу Тавдинский фонд поддержки малого предпринимательства. Результаты его работы неизменно получают положительную оценку большинства предпринимателей. Существование Тавдинского фонда поддержки малого предпринимательства просто необходимо для развития малого предпринимательства в муниципальном образовании. Кроме того, Фонд является, пожалуй, единственной организацией, оказывающей помощь субъектам малого предпринимательства в регионе. Поэтому целесообразно направлять больше средств для развития Фонда из муниципального бюджета.
В качестве рекомендаций по совершенствованию деятельности местных органов власти и Фонда поддержки малого предпринимательства можно предложить следующие:
- разработать мониторинговую систему анализа состояния малого предпринимательства, создать группу мониторинга малого предпринимательства, выделить средства для обеспечения ее работы;
- определиться с регистрацией предприятий и частных предпринимателей по
68
Известия Уральского государственного горного университета
принципу «в одно окно»; организовать паспортизацию предприятий с привлечением подразделений инфраструктуры;
- решить проблемы несуществующих, но формально не закрытых предприятий и частных предпринимателей, проблемы «двойников» и т. д.
Очень важно ежегодно проводить анализ состояния малого предпринимательства, прогнозировать и вырабатывать мероприятия по его развитию. Все это позволит сформировать систему поддержки малого предпринимательства и повысить его эффективность.
В настоящее время в Тавдинском районе Свердловской области ведется непрерывная работа по развитию и поддержке малого бизнеса, совершенствуются условия, что положительно влияет на развитие малого предпринимательства в районе. Чтобы эта деятельность была более успешной, целесообразно определить комплекс первоочередных мероприятий, реализация которых позволит решить наиболее актуальные проблемы организации поддержки и развития малого бизнеса в регионе, выявленные с помощью проведенного исследования. Среди таких мероприятий следует отметить, прежде всего, организацию дополнительной финансовой помощи субъектам малого предпринимательства, оказание информационной поддержки посредством Интернета, прежде всего через официальный сайт Тавдинского фонда поддержки предпринимательства, администрации Тавдинского района. Очень важно развивать инфраструктуру поддержки малого предпринимательства, сокращать административные барьеры в развитии малого бизнеса, разрабатывать и реализовывать специальные проекты с широким привлечением самих предпринимателей.
Несмотря на успехи в развитии малого предпринимательства, в стране и в регионе малый бизнес как важнейший сектор экономики не оказывает такого значительного влияния на социально-экономическое развитие общества, как в развитых государствах Западной Европы и США, где на его долю приходится около 60 % валового национального продукта. Следовательно, государство уделя-
ет недостаточно внимания вопросам развития малого бизнеса, хотя именно малое предпринимательство не требует крупных инвестиций, но при этом способно обеспечить быстрый рост производства товаров и услуг, высокую динамику роста. Малый бизнес способен оперативно решать вопросы реструктуризации экономики, гибко реагировать на изменение конъюнктуры рынка, придавать экономике маневренность и стабильность. Малое предпринимательства способствует решению главных социальных целей, которые традиционно обеспечиваются системой малых предприятий, часто выполняющих роль своеобразного «посредника» между крупными предприятиями и населением, участвуют в формировании среднего класса, который традиционно рассматривается как оплот социальной и политической стабильности общества. Малый бизнес создает новые рабочие места, в том числе для молодежи и слабо защищенных слоев общества, тем самым обеспечивает занятость населения и снижение уровня безработицы, следовательно, социальной напряженности и экономического неравенства. В Российской Федерации имеются все необходимые предпосылки для эффективной государственной политики, направленной на поддержку малого предпринимательства, есть условия для его успешного развития. Малый бизнес способен стать стратегическим фактором социокультурного развития страны.
В России имеются конституционные гарантии возможности и свободы осуществления предпринимательской деятельности. Статус малого предпринимательства законодательно закреплен как особый вид экономической деятельности, предусмотрены специальные меры государственной поддержки. Несмотря на трудности, достигнутый уровень и сложившиеся тенденции развития малого предпринимательства способны стать основой для устойчивого и эффективного развития этого сектора нашей экономики. Для этого важно быстрее преодолеть влияние отдельных негативных факторов в экономической и общественно-политической жизни страны, которые являются препятствиями для реали-
№ 2(34), 2014
69
зации целей малого предпринимательства. К их числу по-прежнему относятся избыточные административные барьеры, коррупция в системе государственных и муниципальных органов управления. Именно они порождают недоверие граждан к государственной политике в области предпринимательства. Предстоит также преодолеть недостаточно высокий уровень предпринимательской культуры и социальной активности, создать условия для консолидации усилий предпринимателей для защиты своих прав и интересов.
Развитие малого предпринимательства в России является неотъемлемым элементом современного рынка, важным фактором создания эффективной конкурентной экономики, направленной на обеспечение высокого уровня жизни населения. Для достижения поставленных целей государственной политики в области малого предпринимательства
важно продолжать совершенствовать законодательство, создать правовую среду и правовую защиту бизнеса и предпринимателей, которые обеспечат благоприятные условия для развития предпринимательства. Важнейшим направлением деятельности муниципальных органов управления является совершенствование и дальнейшее развитие социальной инфраструктуры для обслуживания малых предприятий, для обеспечения доступности для предприятий и организаций малого бизнеса необходимыми услугами и ресурсами, прежде всего крупных логистических центров, призванных обеспечить малые предприятия ресурсами, сырьем, оборудованием, а также благоприятными условиями для сбыта своей продукции. Все это послужит укреплению экономики региона, создаст благоприятные условия для социокультурного развития и повышения уровня жизни населения.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИИ СПИСОК
1. Малое и среднее предпринимательство в России. 2013: стат. сб. URL: http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/ rosstat_main/rosstat/ru/statistics/pubHcations/catalog/doc_1139841601359 (дата обращения: 20.03.2014).
2. Постановление Правительства РФ от 23 апреля 1996 № 523 «Об участии субъектов малого предпринимательства в производстве и поставке продукции и товаров (услуг) для федеральных государственных нужд».
3. Федеральный закон «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» № 209-ФЗ от 24 июля 2007 г.
4. Закон Свердловской области от 4 февраля 2008 г. № 10-ОЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Свердловской области».
5. Постановление Правительства Свердловской области от 3 октября 2002 г. № 1262-ПП «О Концепции государственной политики поддержки и развития малого предпринимательства в Свердловской области па 2002-2020 годы».
6. Акимов О. Ю. Малый и средний бизнес: эволюция понятий, рыночная среда, проблемы развития. М: Финансы и статистика, 2011.
7. Грузинов В., Грибов В. Предпринимательство формы и методы организации предпринимательской деятельности // Экономика предприятия. М.: ИНФРА-М, 2006.
8. Теребова С. В., Подолякин О. В., Усков В. С., Егорихина С. Ю. Предпринимательство в регионе: состояние, перспективы. М.: Издательство ИСЭРТ РАН, 2011.
Поступила в редакцию 28 апреля 2014 г.
Кох Иван Адамович - доктор социологических наук, доцент, заведующий кафедрой философии и культурологии. 620144, г. Екатеринбург, ул. Куйбышева, 30, Уральский государственный горный университет. E-mail: [email protected]
70
Известия Уральского государственного горного университета