Научная статья на тему 'Роль и место компетентности в структуре модели подготовки специалиста'

Роль и место компетентности в структуре модели подготовки специалиста Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1276
148
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Усачева Ольга Викторовна

Professional competence is the result of professional education. It is professional competence that norm which integrates subject-subject and subject-object approaches in professional education. By the definite moment specialist should be able to solve a definite range of professional problems, act in situations connected with uncertainty, use his/her theoretical knowledge in practice, and be able to summarize what he/she has learned.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The role and place of competence in the model structure of the quality of training specialists

Professional competence is the result of professional education. It is professional competence that norm which integrates subject-subject and subject-object approaches in professional education. By the definite moment specialist should be able to solve a definite range of professional problems, act in situations connected with uncertainty, use his/her theoretical knowledge in practice, and be able to summarize what he/she has learned.

Текст научной работы на тему «Роль и место компетентности в структуре модели подготовки специалиста»

РОЛЬ И МЕСТО КОМПЕТЕНТНОСТИ В СТРУКТУРЕ МОДЕЛИ ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТА

О.В. Усачева

Usacheva O.V. The role and place of competence in the model structure of the quality of training specialists. Professional competence is the result of professional education. It is professional competence that norm which integrates subject-subject and subject-object approaches in professional education. By the definite moment specialist should be able to solve a definite range of professional problems, act in situations connected with uncertainty, use his/her theoretical knowledge in practice, and be able to summarize what he/she has learned.

ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПОНЯТИЯ

Повышение качества образования является одной из актуальных проблем не только для России, но и для всего мирового сообщества. Формируемый на этой основе компе-тентностный подход к образованию рассматривается и в контексте Болонского процесса. Как подчеркивает H.A. Селезнева, «использование подобного подхода может способствовать преодолению традиционных когнитивных ориентаций высшего образования, ведет к новому видению самого содержания образования, его методов и технологий».

В психолого-педагогической теории и практике существуют различные подходы к пониманию терминов «компетенция» и «компетентность». Понятия «компетентность» и «компетенция» трактуются по-разному. Словарь толкования иностранных слов раскрывает понятие «компетентный» как обладающий компетенцией - кругом полномочий какого-либо учреждения, лица или кругом дел, вопросов, подлежащих чьему-либо ведению: competent (франц.) - компетентный, правомочный; competens (лат.) - соответствующий, способный; competere - требовать, соответствовать, быть годным; competence (англ.) - способность (компетенция).

Например, В.М. Шепель в определение компетентности включает знания, умения, опыт, теоретико-прикладную подготовленность к использованию знаний. B.C. Безрукова под компетентностью понимает «владение знаниями и умениями, позволяющими высказывать профессионально грамотные суждения, оценки, мнения». В.А. Демин дает свое определение компетентности: «компетентность - это уровень умений личности, отражающий степень соответствия опреде-

ленной компетенции и позволяющий действовать конструктивно в изменяющихся социальных условиях». Автор выделяет особо общекультурную компетентность как основу профессиональной компетентности, считая, что основными направлениями общекультурной компетентности обучающегося при личностно-ориентированном подходе являются личностные потенциалы.

Соотнося понятие компетентность с понятиями знаний, умений, навыков, готовности, способности, видов и задач деятельности, квалификационных требований и др., используемых в действующих государственных образовательных стандартах высшего профессионального образования, Ю.Г. Татур дает определение компетентности, учитывающее конкретную среду его приложения -описание результатов образования. «Компетентность - качество человека, завершившего образование определенной ступени, выражающееся в готовности (способности) на его основе к успешной (продуктивной, эффективной) деятельности с учетом ее социальной значимости и социальных рисков, которые могут быть с ней связаны» [1].

По мнению Р.П. Мильруда, компетентность - это комплексный личностный ресурс, обеспечивающий возможность эффективного взаимодействия с окружающим миром в той или иной области и зависящий от необходимых для этого компетенций [2].

Все другие имеющиеся определения компетентности не противоречат данным определениям, но в то же время не в полной мере отражают его суть. В частности, П.В. Симонов говорит о потенциальной готовности решать задачи со знанием дела, не раскрывая содержания данной готовности. М.А. Чоша-нов в основном указывает на содержатель-

ный компонент компетентности (знания) и процессуальный (умения). В. Ландшеер под компетентностью понимает углубленное знание, составление адекватного выполнения задачи, способность к адекватному выполнению деятельности.

Итак, понятие компетентность объединяет в себе интеллектуальную и навыковую составляющие образования, в нем заложена идея интерпретации содержания образования, формируемого исходя из результата. Данное понятие коррелирует с давно существующим в научном языке с понятием готовности. Можно сказать, что компетентность - это готовность очень высокого уровня к осуществлению какой-то деятельности.

Хотя компетентность употребляется иногда как синоним «компетенция», но во многих случаях компетентность является более сложным комплексным личностным образованием, включающим ряд компетенций в виде конкретных проявлений индивидуального успешного опыта. Компетентность можно представить как комплекс компетенций.

Компетенция (лат. competentia, от compete - совместно достигаю, добиваюсь, подхожу - БСЭ) - готовность к специфическому ответу (ответственному действию, деятельности) на вызовы, запросы, обращения; комплексная способность переноса знаний, умений, способов деятельности в новую незнакомую ситуацию, область, среду, условия и др.

Авторы Ю.И. Алюшина и H.A. Дмитриевская считают, что компетенция - это «единство знаний, навыков и отношений в процессе профессиональной деятельности, определяемых требованиями должности, конкретной ситуации и бизнес-целями организации».

Под компетенцией понимается «общая способность специалиста мобилизовать в профессиональной деятельности свои знания, умения, а также обобщенные способы выполнения действий» [3].

Компетенции проявляются в конкретных ситуациях (социальных и профессиональных). Э.Ф. Зеер, рассматривая различия между понятием компетентность и компетенция, подчеркивает, что «знания, умения и опыт определяют компетентность человека; способность мобилизовать эти знания, умения и

опыт в конкретной социально-профессиональной ситуации обусловливает компетенцию образованной и профессионально успешной личности».

Л.Н. Болотов, B.C. Леднев, Н.Д. Никанд-ров, М.В. Рыжаков подчеркивают именно практическую направленность компетенций -«Компетенция является, таким образом, сферой отношений между знанием и действием в человеческой практике».

Таким образом, общей для всех попыток дать определение компетенции является понимание ее как способности индивида справляться с самыми различными задачами, как совокупность знаний, умений и навыков, которые необходимы для выполнения конкретной работы. При этом должны взаимодействовать когнитивные и аффективные навыки, наряду с мотивацией, эмоциональными аспектами и соответствующими ценностными установками. Компетенция проявляется в умении осуществлять выбор, исходя из оценки своих возможностей в конкретной ситуации, и связана с мотивацией на непрерывное образование.

Компетенции позволяют:

- изучать (уметь решать проблемы, самостоятельно заниматься своим обучением, организовывать взаимосвязь своих знаний);

- искать (запрашивать различные базы данных, получать и обрабатывать информацию);

- размышлять (организовывать взаимосвязь изученного и нового, занимать позицию в дискуссии и формировать свое мнение, оценивать);

- принимать деятельностную позицию (включаться в деятельность; уметь организовать свою работу);

- использовать новые технологии и коммуникации, находить новое решение.

Производным от термина «компетенция» («профессиональная компетенция») выступает понятие «ключевые компетенции». В большинстве публикаций «ключевые профессиональные компетенции» рассматриваются как компетенции, общие для всех профессий и специальностей. Ключевыми компетенциями можно назвать такие, которыми, во-первых, должен обладать каждый член общества и которые, во-вторых, можно было бы применять в самых различных ситуациях. Ключевые компетенции являются, таким об-

разом, универсальными и применимыми в разных ситуациях.

Из вышеизложенного можно заключить, что компетенция - это личная способность индивида решать различные виды задач в определенной деятельности на основе знаний, умений и навыков, а точнее, это способности человека реализовывать на практике свою компетентность.

Итак, сделаем разграничение компетентности и компетенции.

Компетенция - это личная способность индивида решать определенные профессиональные задачи.

Компетентность - совокупность компетенций, наличие знаний и опыта, необходимых для осуществления продуктивной профессиональной деятельности.

ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ

КОМПЕТЕНТНОСТЬ

Как свидетельствует анализ работ многих исследователей (В.Н. Введенский, В.И. Байденко, Л.И. Берестова, В.А. Болотов,

В.В. Сериков, И.И. Жидкова, Н. Манько, A.B. Мудрик, К. Скала, С. Соколова, A.B. Хуторской, С.Е. Шишов И. Фрумин и др.), понятие компетентность включает в себя сложное, многогранное содержание, интегрирующее профессиональные, социально-

педагогические, социально-психологические, правовые и другие характеристики. В обобщенном виде компетентность специалиста представляет собой совокупность способностей, качеств и свойств личности, необходимых для успешной профессиональной деятельности в той или иной сфере. Профессиональная компетентность рассматривается как результат профессионального образования. Именно профессиональная компетентность -тот норматив, который интегрирует субъект-субъектный и субъект-объектный подходы в профессиональном образовании. Высокий уровень сформированной профессиональной компетентности повышает конкурентоспособность будущего специалиста.

Профессиональная компетентность определяется как некое подтвержденное право принадлежности к определенной профессиональной группе работников, признаваемое со стороны социальной системы в целом и представителями как этой профессиональной

группы, так и других социальных и профессиональных групп. Такое понимание основано на трактовке понятия компетентность, данного в Большой Советской Энциклопедии.

В свою очередь профессиональная компетентность определяет объем компетенций, круг полномочий в сфере профессиональной деятельности. В более узком понимании под профессиональной компетентностью понимается круг вопросов, в которых специалист обладает познаниями, опытом, отражающих социально-профессиональный статус и профессиональную квалификацию, а также некоторые личностные, индивидуальные особенности (способности) для реализации определенной профессиональной деятельности.

Проанализировав научные труды в области профессиональной компетентности, мы пришли к собственной трактовке данного понятия, которая отражает сущность нашего исследования. Компетентность в профессиональной деятельности определяется как совокупность знаний, умений, навыков, ценностных ориентаций, профессионального универсализма, позволяющих организовать деятельность специалиста в определенной предметной области.

Профессиональную деятельность можно отнести к типу личностно-опосредованной деятельности, т. е. сама личность специалиста выступает в этом случае как один из инструментов этой деятельности. Вместе с тем, по мнению ряда исследователей, нельзя проводить экспертизу компетентности или деятельности как таковой. Оцениванию может подвергаться лишь результат, определенный продукт, произведенный субъектом в процессе деятельности, и который и есть своеобразное свидетельство, «след» его компетентности.

СТРУКТУРА И ФУНКЦИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ

Как достичь высокого уровня компетентности выпускника учебного заведения? Для этого необходимо выявить ее уровневую структуру и функции.

Основываясь на положениях компетент-ностного подхода к высшему образованию, можно утверждать, что профессиональноличностная компетентность понимается как единство профессиональных и личностных

характеристик специалиста, позволяющих ему эффективно осуществлять профессиональную деятельность. Различные виды компетентностей представлены в «Стратегии, модернизации содержания общего образования»:

- компетентность в сфере самостоятельной познавательной деятельности, основанная на усвоении способов приобретения знаний из различных источников информации, в том числе внешкольных;

- компетентность в сфере гражданско-общественной деятельности (выполнение ролей гражданина, избирателя, потребителя);

- компетентность в сфере социальнотрудовой деятельности (в том числе умение анализировать ситуацию на рынке труда, оценивать собственные профессиональные возможности, ориентироваться в нормах и этике трудовых взаимоотношений, навыки самоорганизации);

- компетентность в бытовой сфере культурно-досуговой деятельности, (включая выбор путей и способов использования свободного времени, культурно и духовно обогащающих личность).

И.А. Зимняя предприняла попытку выделить и теоретически обосновать основания группировки ключевых компетенций/компетентностей, определила входящие в каждую из них компоненты или составляющие. Теоретической основой выделения И.А. Зимней групп ключевых компетенций послужили сформулированные в отечественной психологии положения относительно того, что:

«а) человек есть субъект общения, познания, труда (Б.Г. Ананьев);

б) человек проявляется в системе отношений к обществу, другим людям, к себе, к труду (В.Н. Мясищев);

в) компетентность человека имеет вектор акмеологического развития (Н.В. Кузьмина, A.A. Деркач);

г) профессионализм включает компетентности (A.A. Маркова).

С этих позиций она разграничила три основные группы компетентностей:

- компетентности, относящиеся к самому себе как личности, как субъекту жизнедеятельности;

- компетентности, относящиеся к взаимодействию человека с другими людьми;

- компетентности, относящиеся к деятельности человека, проявляющиеся во всех ее типах и формах» [4].

В монографии Ю.Г. Фокина «Психодидактика высшей школы» описана структура человеческой деятельности:

- осознание потребности;

- формирование мотива как побуждение к определенной деятельности;

- выбор способа осуществления деятельности;

- планирование деятельности;

- перечень действий;

- выполнение действий.

Ю.Г. Фокин указывает на связь этих элементов с качествами личности.

Осознание потребности и формирование мотива, по мнению Ю.Г. Фокина, требуют от человека определенной эрудиции, позволяющей сознательно выбрать то, что может удовлетворить испытываемую потребность. При выборе способа удовлетворения потребности субъект деятельности опирается на свои ценностные ориентации, социальные представления о том, что можно делать, а что безнравственно, противозаконно.

Для планирования деятельности индивид должен знать закономерности, которым подчиняется избранный им способ осуществления деятельности и процессы, которые придется использовать при этом.

Выполнение действий невозможно без совокупности знаний, определяющих возможность сознательного выбора операций для достижения цели конкретного действия и правильного осуществления этого действия. Для выполнения операций субъект также нуждается в определенных навыках.

Следовательно, обязательными компонентами (элементами) компетентности любого вида можно считать:

1) положительную мотивацию к проявлению компетентности;

2) ценностно-смысловые представления (отношения) к содержанию и результату деятельности;

3) знания, лежащие в основе выбора способа осуществления соответствующей деятельности;

4) умение, опыт (навык) успешного осуществления необходимых действий на базе имеющихся знаний.

В структуру профессиональной компетентности учителя Н.В. Кузьмина включает пять ее видов:

- специальная и профессиональная компетентность в области преподаваемой дисциплины;

- методическая компетентность в области способов формирования знаний, умений учащихся;

- дифференциально-психологическая в области мотивов, способностей, восприятия учащихся;

- аутопсихологическая компетентность в области достоинств и недостатков собственной деятельности и личности.

Близкие мнения высказываются в работе Л.А. Петровской «Компетентность в общении», где не только рассматривается сама коммуникативная компетенция, но и предлагаются конкретные специальные формы тренингов для формирования этого качества личности.

Безусловно, понятно, что компетентность имеет более сложную структуру, чем это следует из ее основных трактовок. Так,

А.К. Маркова в структуре профессиональной компетенции учителя выделяет четыре блока:

«- профессиональные (объективно необходимые) психологические и педагогические знания;

- профессиональные (объективно необходимые) педагогические умения;

- профессиональные психологические позиции, установки учителя, требуемые от нее профессией;

- личностные особенности, обеспечивающие овладение учителем профессиональными знаниями и умениями».

Согласно Ж. Делору, основная цель профессионального образования - «подготовка квалифицированного работника соответствующего уровня и профиля» [5]. Из этого следует, как отмечает Ю.Г. Татур, что модель выпускника вуза должна содержать виды компетентности, характеризующие его в первую очередь как работника определенной сферы производства, науки или культуры. Это могут быть, например, такие компетенции:

- компетентность в узкой (специальной) области профессиональной деятельности;

- компетентность в широкой (инвариантной к различным специальностям) области профессиональной деятельности;

- компетентность в общенаучной сфере, являющейся базой соответствующей профессии;

а также:

- компетентность в сфере социальных отношений;

- аутопсихологическая компетентность, готовность к критической самооценке, постоянному повышению квалификации.

Ю.Г. Татур определяет профессиональную компетентность как основу деятельности специалиста и рассматривает элементы компетентности как базу определенных элементов деятельности.

Итак, мы полагаем, что к различным видам профессионально-личностной компетентности специалиста можно отнести: профессиональное самообразование и самосовершенствование; принятие системы профессионально-нравственных ценностей; владение профессиональной ситуацией; способность решать нестандартные профессиональные задачи. Рассмотрим эти виды профессионально-личностной компетентности более подробно.

Профессиональное самообразование и самосовершенствование включает в себя потребность будущего специалиста в мобилизации усилий, направленных на качественное овладение профессиональной деятельностью; умения самоорганизации учебно-познавательной и научно-исследовательской деятельности; наличие внутреннего контроля уровня готовности к профессиональной деятельности.

Принятие системы профессиональнонравственных ценностей (Е.В. Бондаревская,

A.A. Греков, Н.К. Сергеев и др.). К ним относят способность к развитию, сотрудничеству, социальной защите, поддержке индивидуальности и творческого потенциала; совокупный опыт человечества, способы практической деятельности, апробированные профессиональной практикой, технологии; индивидуальные особенности и способности специалиста. Характерным признаком принятия этих ценностей выступает готовность к сопереживанию, позволяющему понять внутренний мир другого человека; толерантность; ответственность будущего специалиста.

Владение профессиональной ситуацией заключается в умении вычленить проблему, увидеть в ней различные аспекты и взаимо-

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

связи между ними; умение конструктивно преобразовать ситуацию (И.А. Колесникова); умение структурировать собственные действия в соответствии с поставленной целью.

Способность решать нестандартные профессиональные задачи рассматривается в умении отказаться от шаблонного решения профессиональной задачи, в умении проектировать собственную деятельность с учетом постоянно изменяющихся условий.

Профессионально-личностная рефлексия определяется и заключается в умении «ценностно воспринять» (Л.П. Разбегаева) объективную реальность, познать свой собственный внутренний мир; в умении анализировать, оценивать и скорректировать собственную деятельность в зависимости от результата.

Названные функции определяют структуру компетентности, основными элементами которой являются: система знаний (включая мировоззренческие и профессиональные знания); развитие этой системы в непрерывном образовании; система профессиональных знаний и навыков, служащая основой практического приложения знаний; интеллектуальный опыт личности; система интеллектуальных качеств личности (включая динамичность, оперативность, гибкость, креативность и т. д.), являющихся результатом ее развития; система нравственных качеств личности - результат воспитания индивида.

Как видно, основополагающей целью образования является развитие личности. Исходя из этого, значимой для результата обучения является компетентность, в структуре которой выявляются знания, ценности, умения и навыки. Критерием ее сформированное™ должна служить степень готовности будущего специалиста к профессиональной деятельности.

Для установления уровня профессиональной компетентности, на основе вышесказанного мы разработали специальные критерии, отражающие различные стороны профессиональной деятельности специалистов, в которых она и проявляется.

Мы считаем, что это могут быть следующие критерии:

1) владение базовым уровнем теоретических знаний и умение применения их в собственной профессиональной практической деятельности;

2) способность объяснять собственные достижения; умение применять их на практике; видеть затруднения в своей деятельности и намечать пути их устранения;

3) способность решать инновационные проблемы, а также владение методами профессионального исследования;

4) умение соотносить свой опыт с опытом коллег, а также анализировать достижения и недостатки в собственной работе и работе коллег;

5) обладание профессиональной коммуникативной компетенцией и умением ориентироваться в мире духовных ценностей;

6) способность и стремление продолжать профессиональное образование.

Очевидно, что на современном этапе развития образовательного процесса, студент должен быть ориентирован на высокий результат образования, на высокое его качество, соответствующее актуальным и перспективным потребностям личности, общества и государства.

КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД К ОБРАЗОВАНИЮ

Модернизация образования в профессиональной школе направлена на подготовку высокоспециализированных специалистов,

востребованных на рынке труда. Наиболее часто формируемая проблема заключается в несоответствии содержания современного образования потребностям современному рынку труда.

В материалах модернизации образования провозглашается компетентностный подход как одно из важных концептуальных положений обновления содержания образования. Компетентностный подход отчетливо обозначен в трудах отечественных психологов

В.В. Давыдова, П.Я. Гальперина, В.Д. Шад-рикова, П.М. Эрдниева, И.С. Якиманской.

Анализ работ ученых (А.Г. Бермус,

В.А. Болотов, Е.В. Бондаревская, П.П. Борисов, Э.Ф. Зеер, Н.В. Калинина, С.В. Кульне-вич, O.E. Лебедев, М.И. Лукьянова, Г.К. Се-левко, В.В. Сериков, Т. Табарданова, A.B. Хуторской, В. Шаповалов, С. Шишов и др.) показывает, что компетентностный подход -это попытка привести в соответствие профессиональное образование и потребности рынка труда, т. е. компетентностный подход

связан с заказом на образование со стороны работодателей тех, кому нужен компетентный специалист. Это возможно только тогда, когда образование становится личностнозначимой деятельностью студента. Такое образование невозможно «дать», оно пополняется только в процессе самостоятельной работы студента. Иначе говоря, компетентностный подход - это подход, при котором результаты образования признаются значимыми за пределами системы образования.

По мнению И. Фрумина, компетентностный подход - это очередная попытка профессионалов ответить на вопрос, как и чему учить.

Представляет интерес попытка Е.В. Бон-даревской и С.В. Кульневича дать определение компетентностного подхода. По их мнению, более современным является рассмотрение компетентностного подхода как задающего набор компетенций, ориентированных на смысловую составляющую любого вида деятельности, что, несомненно, является важным в результативности образования.

По мнению В.А. Болотова и

В.В. Серикова, «компетентностный подход выдвигает на первое место не информированность ученика, а умения разрешать проблемы». Здесь акцент ставится на способности использовать знания, умения и навыки для урегулирования, разрешения проблем, с которыми выпускник неизбежно столкнется в жизни. Таким образом, основным результатом образования выступает подготовленность будущих специалистов к самостоятельному решению проблем в различных сферах деятельности.

Обращение к проблеме компетентностного подхода O.E. Лебедева связано со стремлением определить необходимые изменения в образовании. Ученый понимает компетентностный подход как «совокупность общих принципов определения целей образования, отбора содержания образования, организации образовательного процесса и оценки образовательных результатов». К числу принципов компетентностного подхода O.E. Лебедев относит следующие:

- способность самостоятельно решать проблемы на основе использования собственного и социального опыта;

- дидактически представленный социальный опыт решения проблем как основное содержание образования.

Анализируя представленные материалы по исследованию сущности компетентностного подхода, можно констатировать, что компетентностный подход - это подход, акцентирующий внимание на результатах образования, причем в качестве результата рассматривается не сумма усвоенной информации, а способность человека действовать в различных проблемных ситуациях. Компетентностный подход ставит новые цели и призван обеспечить новое качество образования, но все же это не совсем новые цели. Это те же самые знания, умения и навыки, отношения и опыт деятельности, что и в прежних результатах образования. Но это результаты, рассмотренные под особым углом зрения: предметные знания, приложенные к определенной области, отношения к объектам, находящимся в рамках данной компетенции и т. д.

С нашей точки зрения, компетентностный подход к образованию - это актуализация профессиональных знаний и умений в деятельности посредством решения проблемных задач, творчества, самоанализа, а также опыта и способов преобразовательной деятельности с получением конкретного продукта.

Мы полагаем, что к определенному моменту специалист должен быть способен решать определенный круг профессиональных задач, действовать в ситуации, связанной с неопределенностью, использовать свои теоретические знания в практической деятельности, уметь ответить на вопрос: чему научился.

Компетентностный подход задается в настоящее время требованиями к специалисту на основе Государственных образовательных стандартов.

Компетентностный подход способен соединить требования стандарта и жизни. Оцениваться должно умение студента решать проблемы, которые ставит перед ними та образовательная среда, внутри которой они находятся.

Исходя из сущности термина компетентность, стать компетентным человек может только после приобретения определенной информации, знаний и практического опыта.

Следовательно, в формировании компетентной личности сфера образования играет первостепенную роль. В отношении к профессиональным знаниям и опыту это прямо относится и к высшей школе.

Современные тенденции в развитии системы высшего профессионального образования требуют пересмотра концептуальных и технических подходов к подготовке специалистов, поскольку в настоящее время в профессиональной подготовке все еще превалирует идея адаптивности к традиционному обучению. Практика же образовательных учреждений требует иного - способности строить индивидуальную модель профессиональной деятельности в многовариантном образовательном пространстве, создавать собственный профессиональный имидж. Гуманизация, гуманитаризация образования, идеи личностной и социальной ориентированности в высшем образовании, пути формирования активной личности, способной самостоятельно делать выбор, ставить и реализовывать цели, выходящие за пределы, предписанные образовательными стандартами, осознанно оценивать свою деятельность -вот те приоритеты, которые определяют концептуальные положения профессионального образования в вузе.

Таким образом, необходимо формирование специалиста определенной компетентности, которое, естественно, должно основываться на определенных установках.

1. В условиях интеграции и дифференциации высшей профессиональной школы идет процесс совершенствования и дальнейшего развития системы профессиональной подготовки студентов, которая ориентирована уже не только на получение знаний, а еще на формирование деятельностных умений, отвечающих социальному заказу общества и современному уровню специальных знаний.

2. Компетентностный подход, в отличие от, так называемого, «ЗУНовского» подхода к образованию, формирует предметные знания, приложенные к определенной области, отношения к объектам, находящимся в рамках данной компетентности и т. п., что позволит более четко и обоснованно выделять глобальные разделы в образовательной программе подготовки специалистов.

3. Формирование такого качества, как профессиональный универсализм, как спо-

собность менять сферы деятельности, способы деятельности на достаточно высоком уровне необходимо для повышения мобильности молодых специалистов на рынке труда. Будущий специалист может работать в команде, это - человек, который может принимать самостоятельные решения, человек, который инициативен и т. д.

Мы полагаем, что образование следует рассматривать как процесс и результат творческой переработки накопленных предыдущими поколениями духовных, культурных и материальных ценностей, воплощаемых в структуре личности нового поколения и потребности в приобретении новых знаний.

Компетентностный подход, как и другой подход в образовательном процессе, предусматривает следующие установки:

- постановка целей;

- отбор содержания;

- применение образовательных технологий;

- оценка результатов.

Но эти установки рассматриваются иначе.

Поставленные цели можно интерпретировать следующим образом:

- создать условия для того, чтобы обучаемый мог бы самостоятельно решать учебные и познавательные задачи. Главное - выработать у него способность учиться;

- научить объяснять явления действительности, явления социальной жизни;

- уметь ориентироваться в мире духовных ценностей. Понимание того, что они могут быть разными, у разных народов, в разных культурах, т. е. речь идет о проблеме соотношения культурных ценностей ценностей;

- формировать ключевые компетенции, т. е. универсальные способы деятельности, применимые в различных ситуациях, а также коммуникативную компетентность, информационную компетентность и др.;

- подготовить к профессиональному выбору, к продолжению профессионального образования.

Общий принцип, реализация этих целей выражается в том, что студент может ответить на вопрос по отношению к определенному предмету: «Чему научился?».

Сегодня он достаточно легко может ответить на вопрос: «Что узнал нового?».

Но важно не то, что он узнал, о чем он может рассказать, а то, чему он научился:

решать какие проблемы, какие задачи решать, как научиться действовать при решении конкретных задач.

Что касается содержания, то в обычном образовательном процессе - это понятия, сведения, правила и т. д. Традиционный подход к отбору содержания такой: предмет, затем в рамках предмета - набор разделов и тем, и внутри темы - отбор понятий, фактов и каких-то сведений. Но, исходя из идеи компетентности, сейчас пытаются строить образовательный процесс на освоении тех или иных способов деятельности. В зарубежной практике образовательный процесс строится как процесс постепенного усложнения познавательных задач и, в связи с этим, как процесс развития способов деятельности, овладения новыми способами деятельности.

Технологии в образовательном процессе представляют собой большой выбор на современном этапе. В этом направлении много делается и больше всего поисков, путей. Прежде всего, это специально организованные педагогом задания на основе различного предметного содержания, приводящие к определенным действиям обучающихся и нацеленные на развитие умений и навыков познавательной деятельности.

О компетентностном подходе к оценке результатов. Для достижения целей необходимо формировать у учащихся способность к объективной самооценке, рефлексии.

Обычные экзамены и контрольные работы дают возможность представить некоторые образовательные результаты, а все, что связано с опытом деятельности, самостоятельной, творческой работы, - это возможно оценить во время специальной профессиональной практики. Можно выделить такие образовательные результаты, оценивают которые не учителя, а специалисты определенного профиля, люди, выступающие в роли внешних экспертов, что имеет определенную практическую ценность для вуза. Они же дают заключение, в котором должно быть сказано, чему студент научился и какие профессиональные задачи он теперь может решать, к решению каких проблем он подготовлен, а в чем ему может потребоваться помощь.

Такой подход к оценке результатов обученности студентов, безусловно, будет соответствовать компетенетностному подходу в образовательном профессиональном процессе.

КОМПЕТЕНТНОСТЬ В ОБРАЗОВАНИИ БУДУЩЕГО УЧИТЕЛЯ ИНОСТРАННЫХ ЯЗЫКОВ

Анализируя требования к уровню подготовки выпускника в действующих государственных образовательных стандартах высшего профессионального образования, можно сделать вывод, что содержание понятия «профессиональная готовность учителя иностранных языков может быть представлена следующими компонентами:

- научно-теоретическим, предполагающим формирование у будущих специалистов культуры учебной деятельности с использованием современных информационных и коммуникационных технологий и позволяющей на более качественном уровне осуществлять профессиональную деятельность и более эффективно обеспечивать учебный процесс;

- научно-практическим, обеспечивающим овладение разнообразными методами обработки и передачи информации, организацию совместных учебных проектов, учебно-исследовательской и информационноисследовательской деятельностью, разнообразные виды самостоятельной работы;

- научно-методическим, позволяющим использовать в профессиональной деятельности более широкий набор учебного и педагогического обеспечения, осуществлять обмен педагогическим опытом, ориентироваться на совершенствование методических систем обучения;

- коммуникативным, способствующим организации информационно-ориентированной деятельности в процессе изучения иностранного языка.

В рамках такого понимания мы можем говорить об одной компетенции, которую условно можно назвать «способность к деятельности» и об ее аспектах:

- готовность к целеполаганию;

- готовность к оценке;

- готовность к действию;

- готовность к решению проблем;

- готовность к рефлексии.

Эта «способность к деятельности», призванная обеспечить новое качество образования, отражает сущность компетентностного подхода к образованию будущего учителя иностранных языков.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Итак, важно отметить, что в современных условиях реформирования образования радикально меняется статус преподавателя, его образовательные функции, соответственно меняются требования к его профессионально-педагогической компетентности.

Компетентность специалиста представляет собой совокупность знаний, умений, навыков, способностей, качеств и свойств личности, необходимых для успешной профессиональной деятельности в той или иной сфере. Компетентность - это основа деятельности специалиста, элементами которой являются:

- профессиональное самообразование и самосовершенствование;

- принятие системы профессиональнонравственных ценностей;

- владение профессиональной ситуацией;

- способность решать нестандартные профессиональные задачи;

- профессионально-личностная рефлексия.

Критерием сформированное™ компетентности должна служить степень готовности будущего специалиста к профессиогаль-ной деятельности. Специалист должен действовать в ситуации, связанной с неопределенностью, использовать свои теоретические знания в практической деятельности. Важно не то, что он узнал, а то, чему научился.

Использование компетентностного подхода, несомненно, будет способствовать соединению стандарта и жизни, преодолению традиционных когнитивных ориентаций высшего образования, преобразованию самого содержания образования, его технологий.

Компетентностный подход - это применение профессиональных знаний и умений в деятельности посредством решения проблемных задач, а также способов преобразовательной деятельности с получением конкретного результата. Компетентностный подход акцентирует внимание не на сумме усвоенной информации, а на способности специалиста действовать в различных проблемных ситуациях.

Результат обученности будущего учителя иностранных языков в рамках компетентностного подхода будет рассматриваться как «способность к деятельности», которая предполагает способность ставить цель и достигать ее в деятельности, решать проблемы, умение анализировать, оценивать свою деятельность, способность к рефлексии.

Такая готовность учителя иностранных языков к деятельности в виде профессиональной компетентности позволяет на более высоком уровне осуществлять профессиональную деятельность и более эффективно обеспечивать качество учебного процесса.

1. Татур Ю.Г. Образовательная система России. Высшая школа. М., 1999.

2. Милъруд Р.П. // Вести. Тамб. ун-та. Сер. Гуманитарные науки. Тамбов, 2003. Вып. 2.

С. 100-106.

3. Зеер Э.Ф. // Образование и наука. 2002. № 2.

С. 48-54.

4. Зимняя И.А. // Высшее образование сегодня. 2003. № 5. С. 68-76.

5. Делор Ж. Образование: сокрытое сокровище. иКБ8СО, 1996.

Поступила в редакцию 30.03.2007 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.