РОЛЬ И МЕСТО ИННОВАЦИОННОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В СОВРЕМЕННОЙ ЭКОНОМИКЕ
Н.В. Метлюк,
аспирант кафедры коммерческой деятельности и предпринимательства Санкт-Петербургского государственного инженерно-экономического университета
В статье определены роль и место инновационного предпринимательства как одного из основных стратегических факторов эффективного социально-экономического развития страны, обеспечивающего ей конкурентоспособность на внешнем и внутреннем рынке.
Ключевые слова: предпринимательство, инновационная экономика, инновационный процесс, инновационный подход, малый и средний бизнес, инновационная среда
УДК 338.33, 338.23, 316.422 ББК 65.290
Одним из важнейших факторов поступательного национальной экономики является разработка и реализация эффективной инновационной политики, т.е. деятельности, конечной целью которой является внедрение новых, передовых технологий (приоритетных фундаментальных и прикладных НИР), основанных на достижениях научно-технического прогресса. Динамичное социально-экономическое развитие многих стан мира (особенно стран Азиатско-Тихоокеанского региона, таких как Япония, Южная Корея и в последнее время Китай) основано на инновациях, последствия от внедрения которых приняли стратегически важный характер.
Одной из важнейших задач, поставленной на ближайшие годы нашим правительством, является модернизация экономики и превращение большинства предприятий в «инновационные». Данная цель требует не только изменений в подходе к организации труда, переоснащению и модернизации материальных активов предприятий, но и глобальных изменений в сфере образования, социальной политики государства и важнейших сфер человеческой жизни.
Следует отметить, что, несмотря на жаркие дискуссии и начатую работу по модернизации экономики, многие теоретики и политики до сих пор не могут сформулировать четких критериев требуемой инновационности, что порой приводит к неразберихе и попытке назвать новаторскими все видимые происходящие изменения.[1, 5, 8].
Для того чтобы определиться с понятием инновации, необходимо рассмотреть его трактовку различными авторами.
Достаточно емкое определение термина «инновация» дано в «Кратком словаре современных понятий и терминов» под общей редакцией В.А. Макаренко: [3]
Инновация (анг. innovation — нововведение, новшество от лат. innovatio — возобновление, обновление) это:
1. вложение средств в экономику, обеспечивающее смену поколений техники и технологии;
2. новая техника, технология, являющаяся результатом достижений научно-технического прогресса;
3. выработка, синтезирование новых идей, создание новых теорий и моделей, претворение их в жизнь; политической программы, имеющие, как правило, индивидуальный, неповторимый характер;
4. в языкознании — новообразование, относительно новое явление, преимущественно в морфологии.
В.Г. Золотогоров добавляет, что эффективность функционирования инновационного процесса зависит не только от внедрения в серийное производство опытно-конструкторских и технологических разработок, но и дальнейшее внедрение научно-технических программ по совершенствованию и разработке новых видов техники и технологий и подготовке квалифицированных кадров для инновационной экономики [7]
Йозеф Шумпетер определяет инновацию с точки зрения организации предпринимательской деятельности и подчеркивает, что это коммерциализация всех новых комбинаций, основанных на: [6]
1. применении новых товаров, услуг;
2. введении новых процессов и технологий;
3. открытии.
4. введении новых организационных форм или новых подходов к менеджменту.
Следовательно, можно сделать вывод о том, что инновации возможны во всех сферах деятельности человека. В широком смысле понятие «инновация» представляет собой внедренное новшество, обладающее высокой эффективностью. «Инновация» является конечным результатом интеллектуальной деятельности человека, его творческого процесса, открытий, изобретений и рационализации в виде новых или усовершенствованных объектов. Они характеризуются введением на рынок совершенно новых (усовершенствованных) продуктов (услуг) интеллектуальной деятельности человека, обладающих более высоким научно-техническим и экономическим потенциалом, новыми потребительскими качествами, которые со временем в свою очередь становятся объектом для совершенствования. Также к инновации можно отнести осуществленную творческую идею, но только весьма условно.
В узком смысле инновация — это не всякое новшество или нововведение, но только такое, которое серьезно повышает эффективность действующей системы.
Выделяя экономическую составляющую, можно сделать вывод о том, что инновация представляет собой результат инвестирования, например, в разработку или получение нового знания, либо в ранее не применявшуюся идею по обновлению различных сфер жизнедеятельности общества — технологии, продукции, предпринимательских структур, организационных форм существования общества (таких как образование, управление, организация труда, обслуживание, наука, информатизация и т. д.), и последующий процесс внедрения (производства). При этом достигается определенный эффект, который должен быть связан с фиксированным получением дополнительной ценности (прибыль, опережение, лидерство, приоритет, коренное улучшение, качественное превосходство, креативность, прогресс) [1, 5].
Таким образом, необходимо, на наш взгляд, выделить процесс, представляющий логическую цепочку: инвестиции ^ разработка ^ процесс внедрения ^ получение качественного улучшения.
Исходя из вышесказанного, можно констатировать, что понятие «инновация» трактуется неоднозначно. Оно относится, как к радикальным понятиям, так и инкрементальным (с постепенными изменениями в продуктах, процессах и стратегии организации (инновационная деятельность)). Если исходить из того, что целью нововведений является повышение эффективности, экономичности, качества жизни, удовлетворенности клиентов организации, то, следовательно, понятие инновационности можно отождествлять с понятием предприимчивости. В основе такого подхода лежит реакция общества на новые возможности улучшения работы организации (предприятия), как разных форм собственности (государственной, частной, смешанной), так и видов деятельности (коммерческой, некоммерческой в т.ч. благотворительной, морально-этической).
Следовательно, инновация — это такой процесс или результат процесса, в котором:
• используются частично или полностью результаты интеллектуальной деятельности;
• обеспечивается выпуск патентоспособной продукции;
• обеспечивается выпуск товаров и услуг, по своему качеству, соответствующих или превышающих мировой уровень.
Таким образом, появление нового понятия и процессов, происходящих на новом постиндустриальном витке развития общества, породили такие понятия, как инновационный подход, инновационная экономика, инновационная политика.
Инновационный процесс — это деятельность, направленная на создание, производство, развитие и совершенствование новых видов продукции, технологий и организационных форм (рис. 1).
Рис. 1. Стадии инновационного процесса
Природа инноваций имеет два начала:
1. Совершенствование (модернизация, усовершенствование, улучшение и т.д.) существующего;
2. Разработка (изобретательство, появление и т.д.) нового. Исходя из природы и стадий инновационного процесса,
можно выделить типы инноваций (рис. 2):
Рис.2. Типы инновации
Инновационная экономика (экономика знаний, интеллектуальная экономика) — тип экономики, основанной на потоке инноваций, на постоянном технологическом совершенствовании, на производстве и экспорте высокотехнологичной продукции
с очень высокой добавочной стоимостью и самих технологий. Предполагается, что при этом в основном прибыль создаёт интеллект новаторов и учёных, информационная сфера, а не материальное производство (индустриальная экономика) и не концентрация финансов (капитала) [1, 5].
Ряд ученых (Э.Тоффлер, Ф.Фукуяма, Д.Белл и др.) считают, что для большинства развитых стран в современном мире именно инновационная экономика обеспечивает мировое экономическое превосходство страны, которая её воплощает. В настоящее время развитие инновационной экономики обсуждают лидеры многих развитых стран (США, Финляндия, Израиль, Швеция и др.). Однако критерии инновационности постоянно меняются.[4, 5, 6, 8]
Поэтому возникает острая необходимость создания критериев инновационности предприятий и экономики и эта задача постоянно увеличивает свою актуальность.
Инновационность как экономическая категория теоретически больше разрабатывается на уровне макроэкономики, а на микроуровне рассматриваются по преимуществу вопросы конкретно-экономического и управленческого характера. Управление инновациями предполагает исследование противоречивости самого инновационного процесса. Необходимо
разработать теоретическую проблематику инновационности на уровне предприятия и, в связи с инновациями, можно рассмотреть инновационно-активный тип предприятия с акцентом на внутреннюю среду и механизм ее поддержания, где и разрешается противоречие.
Опираясь на различные литературные источники, можно сформулировать ряд задач, которые недостаточно исследованы или не получили достаточно глубокого изучения [1, 2, 5, 8]:
1. При исследовании понятий инноваций и инновационной деятельности в отдельных работах указывается на возникшее противоречие понятий «инновационность/устойчивость» (Приго-жин А.И., Лаушкина Н.С., Данилов-Данильян В.И., Чередникова Л.Е.). Однако данные исследователи не определяют, что это противоречие является важной методологической предпосылкой анализа и нет попыток разрешить это противоречие.
2. В литературе не отрицается, что инновационность можно трактовать как экономическую категорию. Однако неясно, какой круг проблем должна затрагивать подобного рода научная задача;
3. Сегодня не только в статистике, но и в конкретно-экономических исследованиях все большую популярность приобретает термин инновационно-активное предприятие. Однако можно ли это понятие трактовать как новый тип предприятия и какой использовать критерий для отнесения предприятия к этому типу, это остается за рамками многих исследований;
4. В научном лексиконе все чаще появляются понятия внутренней инновационной среды предприятия и инновационного механизма предприятия. Однако по этим вопросам существует существенный разброс мнений, из чего следует, что причиной этого служит отсутствие системности в понимании как одного, так и другого явления. При этом важно заметить, что большинство ученых проходят мимо или слабо учитывают вопрос, который можно сформулировать так: какие факторы способствуют формированию и укреплению внутренней инновационной среды предприятия, а какие факторы тормозят его развитие.
Само же понятие инновационности, применимо к предприятиям малого и среднего бизнеса, может определять не только одно из направлений деятельности, но и общую стратегию ведения бизнеса. Как правило, данная стратегия хорошо прослеживается на крупных западных предприятиях.
Инновационность может быть самым широко используемым вариантом стратегии бизнеса. Инновационность — это пользующаяся успехом способность, так как она затрагивает самую сущность предложения компании: как можно усовершенствовать товар или услугу и его доставку покупателям, чтобы усилить предложение ценности и определить точку отличия.
Для большинства компаний инновационность означает постоянное совершенствование. Эти фирмы предлагают тот же самый товар или услугу, но с помощью творческого инжиниринга, поддерживаемого инвестициями, добавляют к нему определенные элементы. Основные торговые марки P&G (такие как «Tide», «Pampers», «Bounty» и «Crest») в течение многих лет подвергались постоянному улучшению, но их основная функция оставалась неизменной, и покупатели рассматривали эти усовершенствования как небольшие и постепенные. Тем не менее, некоторые фирмы время от времени используют разрушающие инновации, создавая новые товары, которые определяют новые категории и субкатегории. Это несколько раз удалось сделать и таким компаниям, как P&G и Sony, что заметно отличает их от большинства фирм. [5,8]
Так, в структуре организаций Санкт-Петербурга, осуществлявших технологические инновации, в 2007 г. наибольшую долю занимают инновационные предприятия обрабатывающего сектора экономики — 79%. Необходимо отметить, что среди предприятий приборостроения, наибольший удельный вес инновационных предприятий зафиксирован в производстве электрооборудования, электронного и оптического оборудования — 38%. В машиностроении — доля организаций, осуществлявших технологические инновации в 2010 году, составила 13%; в производстве транспортных средств и оборудования — 10%.
В структуре отгруженной продукции инновационной продукции промышленных предприятий более трети — 35,6% — занимают машины и оборудование. 28% объема отгрузки заняли электрооборудование, электронное и оптическое оборудование, 22% пришлось на инновационную продукцию целлюлозно-бумажного производства. При этом предприятия пищевой
Таблица 1
Число организаций, осуществлявших технологические инновации в 2010 г., по видам экономической
деятельности в Санкт-Петербурге (единиц)
Отрасль Число организаций, единиц Уровень инновационной активности, %
Всего 126 11,6
обрабатывающие производства 101 15,1
производство пищевых продуктов, включая напитки, и табака 12 14,8
текстильное и швейное производство 2 7,4
производство кожи, изделий из кожи и производство обуви 1 12,5
целлюлозно-бумажное производство; издательская и полиграфическая деятельность 3 4,5
химическое производство 7 20,6
производство резиновых и пластмассовых изделий 1 3,6
производство прочих неметаллических минеральных продуктов 1 2,4
металлургическое производство и производство готовых металлических изделий 6 9,0
производство машин и оборудования 13 15,5
производство электрооборудования, электронного и оптического оборудования 39 27,1
производство транспортных средств и оборудования 10 23,3
производство и распределение электроэнергии, газа и воды 2 5,9
оптовая торговля, включая торговлю через агентов, кроме торговли автотранспортными средствами и мотоциклами 11 3,8
связь 6 14,6
деятельность, связанная с использованием вычислительной техники и информационных технологий 6 13,3
Источник: http://petrostat.gks.ru/public/DocLib2/N2012bul.HTM
промышленности, доля которых в общем количестве промышленных инновационных предприятий города в 2009 году составила 12%, произвели менее 1% отгруженной инновационной продукции. В то же время в 2010 г. в структуре отгруженных товаров обрабатывающих производств пищевые продукты, напитки и табак занимали 33,6%. В химическом производстве, где доля инновационных промышленных предприятий составила 7%, доля отгруженной инновационной продукции также не превысила 1%.
Долю инновационной продукции в общем объеме продукции отрасли можно рассматривать как основной результат инновационной деятельности предприятий.
Абсолютными лидерами в 2010 г. по удельному весу инновационной продукции в общем объеме отгруженной продукции среди наблюдаемых статистикой промышленных предприятий, осуществлявших технологические инновации, стали предприятия целлюлозно-бумажного производства и издательской и полиграфической деятельности, где доля инновационной продукции составила более половины всего объема отгрузки (58,5%).
На второе место вышли предприятия, производящие машины и механизмы (31,0%). Всего в обрабатывающем секторе экономики Санкт-Петербурга удельный вес инновационной продукции в общем объеме отгрузки составил 8,8% и увеличился по сравнению с 2007 годом на 2,3 процентных пункта.
По объему произведенных затрат наибольшую инновационную активность продемонстрировали предприятия связи, доля которых в общем объеме затрат в 2010 г. составила 46,0%.
Всего по наблюдаемому Петростатом кругу предприятий в 2010 г. было произведено затрат на технологические инновации в объеме 12,2 млрд руб., при этом более 60% (7,5 млрд руб.) было направлено на оплату услуг сторонних организаций. В структуре затрат по видам инновационной деятельности 65% (8 млрд руб.) занимают затраты на приобретение машин и оборудования, связанных с технологическими инновациями. Доля затрат на приобретение новых технологий, программных средств, на обучение и подготовку персонала, связанные с инновациями, на маркетинговые исследования в 2007 г. совокупно составила менее трех процентов.
Таблица 2
Число организаций, осуществляющих технологические инновации, по видам инновационной
деятельности в Санкт-Петербурге (единиц)
Вид инновационной деятельности 2007 2010
1 2 3
Предприятия, осуществлявшие:
исследования и разработки новых продуктов, услуг и методов их производства (передачи), новых производственных процессов 59 50
производственное проектирование, дизайн и другие разработки (не связанные с научными исследованиями и разработками) новых продуктов, услуг и методов их производства (передачи), новых производственных процессов 41 47
приобретение машин и оборудования, связанных с технологическими инновациями 92 77
приобретение новых технологий 14 15
из них права на патенты, лицензии на использование изобретений, промышленных образцов, полезных моделей 7 10
приобретение программных средств 49 42
другие виды подготовки производства для выпуска новых продуктов, внедрения новых услуг или методов их производства (передачи) 22 30
обучение и подготовка персонала, связанное с инновациями 44 37
маркетинговые исследования 20 16
прочие затраты на технологические инновации 8 3
Источник: http://petrostat.gks.ru/public/DocLib2/N2012bul.HTM 1 80
Таблица 3
Объём, отгруженной инновационной продукции предприятиями, осуществляющих технологические инновации Санкт-Петербурге (миллионов рублей)
Хотя многие компании стремятся к внедрению инновации, не все добиваются в этом успеха. Для этого необходима истинная приверженность к инновационному процессу, которая не подвластна давлениям в виде необходимости получения краткосрочных результатов. Этой приверженностью следует должным образом управлять, с тем, чтобы нужные люди были помещены в соответствующее окружение. Кроме того, организация должна обладать необходимой компетенцией, позволяющей превратить инновацию в коммерческие товары, а также быть готова пойти на риск и совершить ошибку.
Деятельность многих инновационных компаний часто стимулируется наличием более сильных конкурентов. В составленном агентством Collins списке из 11 компаний, которые смогли перейти «от хороших результатов к выдающимся» благодаря инновациям, две фирмы добились этого благодаря «ударам» со стороны сильных конкурентов. Так, компания Nucor нашла новые способы производства стали под влиянием агрессивного повышения цен иностранными поставщиками. Kimberly-Clark распродала свои предприятия и решила конкурировать непосредственно с P&GB категории марочных бумажных това-
ров, выпустив инновации под такими марками, как «Huggies», «Depends» и «Kleenex». [1, 2, 5, 8]
Однако не следует путать инновацию и модернизацию. На первый взгляд может показаться, что данные понятия практически идентичны, но на самом деле они в корне различны.
Можно разграничить их следующим образом: если инно-ватизация представляет собой «подстегивание» экономикотехнологического развития, то модернизация — создание фундаментальных, инфраструктурных (в самом широком смысле) предпосылок такого развития. [1, 5]
Разработка и внедрение новейших технологий, создание нового технологического уклада является важнейшей задачей модернизации. Бессмысленно, а подчас и вредно проводить ин-новатизацию в условиях отсутствия социальных и политических институтов, имманентных обществу модерна, поскольку только здоровый социум и полноценно развитый человек (человек как продукт общества модерна) может правильно использовать достижения цивилизации.
Таким образом, можно сделать выводы:
1. Само понятие «инновация» имеет неоднозначную трактовку. В широком смысле понятие «инновация» представляет собой внедренное новшество, обладающее высокой эффективностью. В узком смысле инновация — это не всякое новшество или нововведение, но только такое, которое серьезно повышает эффективность действующей системы.
2. Инновационный процесс представляет собой логическую цепочку, которую можно представить в следующем виде: инвестиции ^ разработка ^ процесс внедрения ^ получение качественного улучшения.
3. Появление понятия инновационных процессов, происходящих на новом постиндустриальном витке развития общества, породили такие понятия как инновационный подход, инновационная экономика, инновационная политика.
4. В современном мире именно инновационная экономика обеспечивает мировое экономическое превосходство страны.
5. Для предприятий малого и среднего бизнеса инновационность может определять не только одно из направлений деятельности, но и общую стратегию ведения бизнеса.
Вид продукции 2007 2010
Объем отгруженной инновационной продукции (товаров, работ и услуг) 7042,2 12742,5
в том числе:
вновь внедренные или подвергавшиеся значительным технологическим изменениям в течение последних трех лет З948,7 6014,8
подвергавшиеся усовершенствованию в течение последних трех лет З09З,5 6727,7
Источник: http://petrostat.gks.ru/public/DocLib2/N2012bul.HTM
Литература
1. Кадровый потенциал для инновационной экономики региона / Под общ. ред. С.Ф. Давидюка — СПб.; Изд-во СПбГУСЭ, 2011. — 151 с.
2. Коротков А.В. Статистический анализ развития инновационного процесса // Вопросы статистики. — 2001. — № 11. — С. 5558.
3. Краткий словарь современных понятий и терминов. 3-е изд., дораб. и доп. / Н.Т. Бунимович и др.; Общ. ред. В.А. Макаренко. — М.: Республика, 2000. — С. 201.
4. Тоффлер О. Будущее труда // Новая технократическая волна на Западе. — М.: Прогресс, 1986. — С. 252.
5. Формирование кадрового потенциала инновационного общества (Элементы теории труда) /Д.В. Минаев, В.В. Метлюк, М.С. Власова; под общ. ред. Д.В. Минаева. — СПб.: СПбГИЭУ, 2011. — 190 с.
6. Шумпетер Й. Теория экономического развития. — М.: Прогресс, 1982
7. Экономика: Энциклопедический словарь / В.Г. Золотогоров — 2-е изд., стериотип. — Мн.: Книжный дом, 2004. — 720с
8. http://www.apn.ru/publications/article22100.htm И. Пономарев, В. Ремизов и др. — Модернизация России как построение нового государства: Независимый экспертный доклад. / Copyright © 1999-2012 «Агентство Политических Новостей».
9. http://petrostat.gks.ru/public/DocLib2/N2012bul.HTM — Санкт-Петербург в цифрах/ сайт Территориальной Федеральной службы государственной статистики по г. Санкт-Петербургу и Ленинградской области.