Научная статья на тему 'Роль и место информационной культуры в системе профессиональных знаний современного специалиста'

Роль и место информационной культуры в системе профессиональных знаний современного специалиста Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
118
21
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Роль и место информационной культуры в системе профессиональных знаний современного специалиста»

ного нами объединения исследователей «Тамбовский центр краеведения» [6], и периодической печати [7]. Краеведческие документы и материалы активно используются при написании дипломных работ. Ряд выпускников университета, изучавших краеведение, став аспирантами, избрали в качестве диссертационных исследований региональные темы. Они поддерживают творческие связи с Тамбовским центром краеведения, продолжая публиковаться в его изданиях [8]. Некоторые проводят занятия по краеведению по программе и методике автора.

Использование компонентного метода позволяет эффективно управлять процессом обучения, контролировать аудиторные и внеаудиторные занятия студентов, оценивать работу каждого из них на каждом занятии. Это стимулирует повседневную работу студентов, положительно сказывается на итоговом результате (курсовом экзамене, зачете), а главное - прививает желание и в дальнейшем заниматься краеведением, профессионально подготавливая их к этой деятельности.

1. Исследования проводились в учебных заведениях в 1993-2000 гг. по методике автора. Об опыте работы в Цнинской средней школе № 2 в поселке Строитель (Тамбовский район) подробнее см. Пирожков Г.П. Краеведение: Учеб. пособие: В 2 ч.

Ч. 2: Источники краеведения Краеведческая работа. Тамбов, 1996. С. 145.

2 См. Пирожков Г.П. Историческое краеведение: Программа, планы семинар, и практ. занятий. Тамбов, 1993.; его же. Топонимия Центральночерноземного края (проблемы и мегоды изучения): Учеб. пособие. Тамбов, 1996 и др.

3. См. Пирожков Г.П. Краеведческая экскурсия: Задачи и содерж. учеб. практики. Тамбов, !995.

4. См. Пирожков Г.П. Изучение истории города, села: Метод, рекомендации по поисково-краевед. работе. Тамбов, 1994; его же. Экслибрис: Материалы к спецсеминару по курсу «Краеведение». --Тамбов, 1994; его же. Историческая география и краеведение: Контрол, вопросы и задания для само-стоят. рабогы сту дентов. Вып. 3. Тамбов. 1995 и др.

5. См. Откуда есть пошла земля тамбовская. Вып. 6.: Тамбовские хроники: Еиблиогр. указ. (1992-1997 гг.) / Сост. И В. Авдеева, В.П. Зорина; Науч. ред. Г.П. Пирожков: ТЦК. Тамбов. 1998; Каширских Т.А. Из истории краеведения: совет, период: Лекция / Науч. ред. Г.П. Пирожков. Тамбов, 1996.

6. См. Суздальцев Г. Родословная Асеевых // Тамбовские хроники: Ист.-краевед. бюл. № 8-9. - Тамбов, 1999: Жсребятьева О.Н. Зарождение кинематографа в Тамбове // Откуда есть пошла земля тамбовская: Сб. ст. Вып. 4. Тамбов, 1995; Горепкина В К вопросу о родословных камснских помешиков (Хвошинские и Давыдовы) // Вестник Тамбовского центра краеведения. Тамбов, 1999. №1 и др.

7. См. Жеребятьева ОН.. Пирожков Г.П. Кинематограф в Тамбове // Кредо. Тамбов, 1997. № 1-3; Дерябина //., Пирожков Г.П. Тамбовские собиратели // Город на I {не. Тамбов, 2000.26 апр. - 2 мая и др.

8. См. Каримов А. В. Досуг тамбовских студентов // Тамбовские хроники: Ист.-краевед. бюл. № 3 (сет.). Тамбов, 1996; Любомудрова А Ю Музыкальные традиции рода Чичериных в развитии вокально-хоровой культуры Тамбовского края // Там же. 1999. № 6-7; Каширских Т.А. Управление краеведческой деятельностью обшедоступных библиотек Центрально-Черноземного региона (По материалам диагностического исследования) // Вестник Тамбовского цеіпра краеведения. 1999. № 3 и др.

РОЛЬ И МЕСТО ИНФОРМАЦИОННОЙ КУЛЬТУРЫ В СИСТЕМЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ЗНАНИЙ СОВРЕМЕННОГ О СПЕЦИАЛИСТА

Т.А. Полякова

Профессиональная культура - это система социальных качеств, обеспечивающая уровень трудовой, профессиональной деятельности и определяющая ее личностное содержание, отношение к труду. Именно через профессиональную деятельность специалист достигает максимальных для себя результатов, выявляет свои способности, реализует свою личностную культуру.

В системе знаний специалиста выделяется два блока. Первый связан с выполнением конкретных действий. Он не является исчерпывающим показателем способностей специалиста. Для определения профессиональной компетентности более важен второй блок. Это. так называемые, метазнания, т. е. сведения о механизмах деятельности, понимание ее структуры, умение обучать-

ся, приобретать правила любой деятельности. Эти сведения и определяют уровень профессиональных способностей специатиста. Глубокие мегазнания характеризуют его мастерство, возможности быстрой адаптации.

Высокий уровень сформированное™ профессиональной хультуры определяется с помощью двух характеристик; общих и специальных. Общая профессиональная культура специалиста любого профиля складывается из единства таких показателей, как понимание социальной значимости своей профессии, работоспособность, инициативность, готовность эффективно решать возникающие профессиональные задачи, владение нормами научной организации труда, знание теории управления и основ социальной психологии,

организаторских способностей, готовности к овладению основами смежных специальностей, к расширению профессионального опыта.

Специальная профессиональная культура специалистов различного профиля включает качества, которые значительно различаются даже в пределах одного профиля. Эти качества отражают узкоспециальные разделы профессиограмм. Основы как профессиональной, так и общей культуры складываются в результате всесторонней подготовки специалиста, которая включает: фундаментальную методологическую и мировоззренческую подготовку, широкую гуманитарную подготовку; теоретическую и практическую подготовку по профилирующим дисциплинам, по специальности; подготовку в области научно-исследовательской и опытно-конструкторской работы, формирование навыков самостоятельной творческой деятельности [1].

В представленной структуре профессиональной культуры ведущим компонентом являются метазнания. В процессе обучения в вузе в рамках конкретных курсов студент приобретает специальные знания, умения и навыки, необходимые в будущей профессиональной деятельности. Однако содержание обучения не исчерпывается содержанием процесса усвоения конкретных систем знаний. Оно обязательно включает элементы знания о знаниях. Ознакомление с общими характеристиками знаний независимо от их предметного содержания способствует более быстрому усвоению учебного материала и любой другой информации. Для будущего специалиста необходимо ознакомление с основными характеристиками логической структуры научных знаний на базе изучаемых дисциплин. Важно усвоить способы и средства получения знаний и умений, которые имеют обобщенный и относительно независимый от предметного содержания знаний характер [2]. Уровень метазнаний и метаумений является определяющим для формирования культуры специалиста. Именно они в первую очередь позволяют быстро адаптироваться в условиях частой смены научно-технической парадигмы, производственных и социальных технологий, нарастающего объема информации и вырабатывать новые решения. Одной из важных характеристик системы метазнаний и мегаумений специалиста становятся гибкость соотношений различной информации, взаимосвязь общенаучного, методологического, гуманитарного, естественно-технического и специального знания, практическое овладение приемами творчества.

Согласно теории метаинформации, разработанной Ю.А. Шрейдером, термин «метаинформация» употребляется для обозначения информации об информации, и еще точнее о способе кодирования информации. Метаинформация основывается на определенном количестве информации но, с другой стороны, понимание информации невозможно без владения метаинформацией [3].

Метазнания, в свою очередь, являются знаниями о знаниях, и с точки зрения современных взглядов на роль информации в процессах, происходящих в социальных системах, метазнания - это ни что иное, как методология информационного оперирования. Поскольку информационный компонент' является основным в любом виде деятельности, то оперирование информацией является основной методологией всей человеческой деятельности в целом и любых ее разновидностей и вариантов. Ее значение и место может быть различным в зависимости от того, является ли оперирование информацией предметом деятельности. или служит способом ее осуществления. Информационная культура, представляющая собой культуру оперирования информацией, в связи с этим является основным компонентом метазнаний современного специалиста, методологической основой получения знаний и осуществления профессиональной деятельности.

Необходимость четко представлять свои профессиональные возможности и ограничения, находить интеллектуальные и психологические ресурсы для выработки решений - все это предполагает уже своего рода метаквалификацию, то есть способность компенсировать профессиональные недостатки, формировать новые навыки и умения, самостоятельно совершенствовать свою квалификацию. Это - новая задача, которая по своей сути является технологической, экономической и культурной в самом широком смысле этого понятия.

О том, что возникает необходимость приобретения метаквалификации, писал еще Т. Стоуньер, один из теоретиков постиндустриализма. По его мнению, метаквалификация представляет собой систему знаний, облегчающую поиск и усвоение новых знаний. Она позволяет человеку найти нужную информацию, усвоить ее, даже если она находится за пределами его личного опыта. Те же самые мысли содержатся и в концепции информационного общества А. Тоффлера. По его мнению, рутинная, повторяющаяся, частичная работа не является эффективной, она изжила себя в технологически развитых странах, и это будет продолжаться далее. Фабричный стиль работы, который был перенесен а контору, предполагает, что каждый работник выполняет очень маленькую, повторяющуюся работу, без какого-либо понимания ее отношения к целому. Миллионы рабочих и служащих, даже в наиболее технологически развитых странах, до сих пор вынуждены занимать такие рабочие места. Этот тип труда свойственен традиционному индустриализму, но он не подходит для новей системы, которая быстро развивается сейчас. В информационном обществе будет существовать потребность только з высоко квалифицированных интеллектуальных специалистах, в том числе и рабочих специальностей. Поэтому необходимы значительные усилия по пере-структурированию производительных сил через

обучение, переобучение и повышение квалификации. Роль образования значительно возрастает, оно становится одной из самых крупных отраслей. Обществу необходима новая система образования человека в течение всей его жизни. Речь идет не только и не столько о специфических профессиональных навыках, а о помощи людям в переходе к совершенно новому образу жизни [4].

Уровень экономического и социально-культурного развития общества в настоящее время настолько высок, что требования, предъявляемые к личности, выходят далеко за рамки обычной грамотности. В частности, содержание функциональной грамотности современного человека включает следующие умения: читать тексты, необходимые в повседневной жизни (газегы, юридические документы, инструкции, письма и т. д.), справляться с требованиями к чтению и письму, предъявляемыми профессией, читать и понимать тексты разного назначения и обращаться письменно и устно по различным вопросам и с различными корреспондентами, выполнять элементарные арифметические действия и пользоваться различными справочниками, словарями, пользоваться своими гражданскими правами и защищать их, знать основы естественных и гуманитарных наук, приемы и методы обучения, позволяющие добиваться личных целей в современном обществе [5]. В сфере профессиональной деятельности специалисту высшей квалификации уже недостаточно узкоспециальных знаний и навыков, ему необходимо приобретение метаквалификации знаний и умений для успешной деятельности в своей сфере, для приобретения новых знаний, а при необходимости для того, чтобы получить новую профессию, изменить направление своей профессиональной деятельности. В условиях построения информационного общества основу таких знаний и умений составляют методы оперирования информацией. По существу, приобретение метаквалификации представляет собой процесс достижения специалистом современного уровня информационной культуры. Необходимым компонентом информационной культуры специалиста сегодня являются навыки компьютерного оперирования информацией. Доля этого компонента неуклонно возрастает во всех отраслях профессиональной деятельности. Исходным элементом информационной культуры любого человека является уже не просто грамотность, а компьютерная грамотность. Высокоразвитые страны вплотную приблизились к этой стадии, когда навыки работы на персональном компьютере уже не считаются особыми требованиями, а стоят в ряду умений писать и считать. Их основы закладываются а дошкольном возрасте,

развиваются в дальнейшем на всех образовательных уровнях и к началу самостоятельной профессиональной деятельности представляют собой один из компонентов инструментальной подготовки специалистов.

Развитие информационных технологий и повышение образовательного уровня населения, направленного на приобретение метаквапифика-ционных параметров, являются сейчас для многих стран приоритетными направлениями развития. Большое внимание к этим проблемам связано с тем, что они стали реальными факторами повышения благосостояния общества. Эта тенденция хорошо видна как на примере высокоразвитых стран США, Японии, стран Западной Европы, так и на примере южно-азиатских стран «третьего мира», которые сейчас имеют очень высокие экономические показатели развития. Россия 90-х гг. нашего столетия, вступив на путь преобразований, оказалась в довольно сложной ситуации. С одной стороны, она стремится включиться в общемировой процесс формирования постиндустриальной цивилизации, с другой стороны, это стремление не подкреплено достаточными научными, техническими, социальными и культурными основаниями. Уровень информационной культуры большинства населения соответствует скорее индустриальному, чем информационному периоду развития общества. В силу экономического и научно-технического отставания от ведущих экономических держав, а также по политическим и идеологическим причинам эти компоненты информационной культуры специалиста в нашей стране не отвечают уровню современных требований. Однако под влиянием новых технологий и новой стратегии экономической деятельности традиционные представления о подготовке специалиста претерпевают существенные изменения. От того, какой уровень информационной культуры специалистов будет формировать система образования, зависит, сумеет ли наша страна стать частью мирового информационного сообщества.

1. Крылова Н.Б. Формирование культуры будущего специалиста: Метод, пособие. М., 1990

2. Студент на пороге XXI века. М., 1990.

3. Шрейдер ЮЛ. Информация и метаинформация /I НТИ. Сер. 2. 1974. № 4. С. 3-10.

4. Социологические проблемы труда и современных технологий: Науч -аналит. обзор / ИНИОН. М., 1987.

5. Перминова Л.М. Минимальное поле функцно-начькой грамотности: (Из опыта С.-Петербург, шк.) // Педагогика. 1999 № 2. С. 26-29.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.