Шепелева Е.А.
Старший воспитатель ГБОУ детский сад №1284 Москва, Россия
Роль и место игры при организации непосредственно образовательной деятельности дошкольников в условиях реализации ФГТ
Аннотация: В статье ставится цель рассмотреть и проанализировать изменения, произошедшие в подходе к роли и месту игровой деятельности в системе дошкольного образования в связи с введением федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования и к условиям реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования. Ключевые слова: игра, развитие личности, ФГТ, образовательная деятельность.
Философы, историки, этнографы, психологи, педагоги изучают происхождение игры, ее место в жизни ребенка, возможности эффективного использования игр для решения воспитательных, образовательных и развивающих задач. Изучение содержания игр у детей разных народов и на различных исторических этапах общественного развития позволяют сделать вывод о том, что основным источником их содержания является социальная жизнь людей, условия, в которых живет ребенок, его семья. Игра -это средство передачи жизненного опыта от поколения к поколению, средство овладения определёнными жизненными навыками, правилами поведения в социуме, средство расширения впечатлений и представлений об окружающей действительности и многое другое. Игра - это одно из первых проявлений детской самостоятельности в общении с окружающими, в познании мира, самого себя, в апробировании своих разносторонних возможностей.
«Для ребят дошкольного возраста,- писала Н.К. Крупская,- игры имеют исключительное значение: игра для них - учеба, игра для них - труд, игра для них -серьезная форма воспитания. Игра для дошкольников - способ познания окружающего» 1.«Игра есть потребность растущего детского организма. В игре развиваются физические силы ребёнка, твёрже делается рука, гибче тело, вернее глаз, развивается сообразительность, находчивость, инициатива. В игре вырабатываются у ребят организационные навыки, развиваются выдержка, умение взвешивать обстоятельства...».2
А.С. Макаренко рассматривал игру как главное занятие ребёнка, которое его интересует и увлекает. Он говорил о необходимости так руководить детскими играми, чтобы в них были физические и психические усилия, без которых игра не может иметь серьёзного воспитательного значения. Воспитывающий характер игры усиливается вместе с обогащением представлений дошкольников об окружающей действительности. М. Горький считал, что «воспитание ставит перед собой три цели: насыщение человека знаниями о нём самом и о мире, окружающем его; формирование характера и развитие воли; формирование и развитие способностей» . Игра является деятельностью, которая может решить данные задачи, ведь в игре происходит столкновение умов, характеров и замыслов. При этом происходит взаимодействие игровых и реальных взаимоотношений между детьми. Ценность игры как воспитательного средства заключается и в том, что,
1 Крупская Н.К. Педагогические сочинения. М., 1959.,т. 6, С.344
2 Крупская Н.К. Педагогические сочинения. М., 1959.,т.5, С.94
3 Горький М. Речь на избранном заседании «Лиги социального воспитания» // О детской литературе. 2-е изд. М., 1958
оказывая воздействие на коллектив играющих детей, педагог через коллектив оказывает воздействие на каждого из детей.
К.Д. Ушинский подчёркивает значение игры как самостоятельной деятельности ребёнка, открывающей ему дорогу к преобразованию окружающего, к активному действию. «В игре - писал К.Д. Ушинский,- формируются все стороны души человеческой, его ум, его сердце и его воля, и если говорят, что игры предсказывают будущий характер и будущую судьбу ребёнка, то это верно в двояком смысле: не только в игре высказываются наклонности ребёнка и относительная сила его души, но сама игра имеет большое влияние на развитие детских способностей и наклонностей, а следовательно, и на его будущую судьбу»4.
А.П. Усова, отмечая воспитательное значение игр, писала: «Каждая игра, если она по силам ребёнку, ставит его в такое положение, когда ум его работает живо и энергично, действия организованы»5
В дошкольном образовании сегодня происходят большие перемены. В целях совершенствования воспитания и образования дошкольников были введены ФГТ к структуре ООП и условиям ее реализации, утверждены СанПиН к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях, подготовлен и находится на стадии рассмотрения новый федеральный законопроект «Об образовании в РФ». Введение ФГТ связано с тем, что настала необходимость стандартизации содержания дошкольного образования, для того чтобы, обеспечить каждому ребенку равные стартовые возможности для успешного обучения в школе. Однако стандартизация дошкольного образования не означает предъявления жестких требований к результатам освоения программы. С введением ФГТ в дошкольном образовании произошли изменения в подходе к организации воспитательно-образовательного процесса: не через систему занятий, а через другие формы образовательной работы с детьми дошкольного возраста.
В своих пособиях Н.А. Короткова разъясняет, что образовательный процесс должен осуществляться с использованием форм работы с воспитанниками, адекватных их возрасту. При этом основной формой работы с детьми дошкольного возраста и ведущим видом деятельности для них является игра. Она органически вписывается во все разделы воспитательно-образовательной работы с детьми. Н.А. Короткова предлагает также заменить привычное для современной дошкольной педагогики разделение «игра - учебные занятия», приводящее к разрыву целостности образовательного процесса, на более подходящую с точки зрения психологии и соответствующую возрасту структуру: игра и родственные ей виды деятельности. Игры каждой возрастной группы интересны и могут проводиться как с подгруппой детей, так и индивидуально с каждым ребёнком. Правильно организованная игровая деятельность детей способствует умственному и личностному развитию детей.
До введения в действие ФГТ значение игровой деятельности в работе с детьми дошкольного возраста хоть и признавалось, но, всё таки, основными формами работы по формированию первоначальных представлений об окружающей действительности являлись занятия и дидактические игры. Обусловлено это было тем, что именно на занятиях целенаправленно и последовательно можно было выполнить требования «Программы воспитания и обучения детей в детском саду», сообщить всем детям знания, обеспечить их последовательное расширение, углубление и систематизацию, развить познавательные потребности и процессы, активизировать мыслительную деятельность детей. Специфика дошкольного возраста такова, что достижения детей в этот период определяется не суммой конкретных знаний, умений и навыков, а
4 Ушинский К.Д. Собрание сочинений, М.,1950., т.10, с.516
5 Усова А.П. Русское народное творчество в детском саду. 3-е изд. М., 1972, с. 33
совокупностью личностных качеств, в том числе обеспечивающих психологическую готовность ребенка к школе. Поэтому осуществлять подготовку детей к школе, постоянно проверяя уровень предметных знаний, умений и навыков не требуется. В тексте ФГТ термин «занятие» вообще не употребляется, чтобы не спровоцировать понимание термина «образовательная деятельность» в качестве «учебной деятельности», основной формой которой в прежней дидактике являлось занятие. Конечно, занятия в детском саду не отменяются, к тому же в ФГТ они прописаны для старшего дошкольного возраста, но это не значит, что они не могут проводиться с младшими дошкольниками, просто занятие в данном случае следует воспринимать как занимательное дело. Новый документ ставит во главу угла индивидуальный подход к ребенку и игру, где происходит сохранение самоценности дошкольного детства и где сохраняется сама природа дошкольника. Образовательный процесс в ДОУ обеспечивает каждой отдельной личности возможность удовлетворять свои потребности в развитии, развивать свои потенциальные способности, сохранить свою индивидуальность, самореализоваться.
Несомненно, что игра несёт в себе большие образовательные, воспитательные и развивающие возможности при работе с детьми дошкольного возраста. В игровой деятельности дети получают свои первые представления об окружающей действительности, в игре многое запоминается быстрее и прочнее, чем в обязательном порядке в процессе учебной деятельности. Игра, опосредованно, позволяет добиться гораздо большего результата, чем учебная деятельность, осуществляемая под нажимом. Значение игровой деятельности для всестороннего формирования и развития детской личности велико. Такое значение игра несёт для детей от раннего детства до первых лет школьной жизни. Правильно организованная игровая деятельность подводит дошкольников к трудовой и учебной деятельности на следующих возрастных ступенях развития.
Список литературы:
1. Горький М. Речь на избранном заседании «Лиги социального воспитания» // О детской литературе. 2-е изд. М., 1958
2. Короткова Н.А. Образовательный процесс в группах детей старшего дошкольного возраста. М.: Изд. Линка-Пресс, 2007, с.208
3. Крупская Н.К. Педагогические сочинения. М., 1959.,т. 6
4. Крупская Н.К. Педагогические сочинения. М., 1959.,т.5
5. Сорокина А.И. Дидактические игры в детском саду (Ст. группы). Пособие для воспитателя дет. Сада. - М.: Просвещение, 1982, - 96 с.
6. Усова А.П. Русское народное творчество в детском саду. 3-е изд. М., 1972, с. 76
7. Ушинский К.Д. Собрание сочинений, М.,1950., т.10
8. «Федеральные государственные требования к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования (утв. приказом Минобрнауки России от 23.11.2009 № 655, Регистрационный № 16299_ от 08 февраля 2010 г Министерства юстиции РФ).
9. «Федеральными государственными требованиями к условиям реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования». (утв. приказом Минобрнауки России от 20.06.2011 № 2151 Регистрационный № 22303_ от 14 ноября 2011 г)