Научная статья на тему 'Роль и место игры при организации непосредственной образовательной деятельности дошкольников в условиях реализации ФГТ'

Роль и место игры при организации непосредственной образовательной деятельности дошкольников в условиях реализации ФГТ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
859
83
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИГРОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ФЕДЕРАЛЬНЫЕ ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ТРЕБОВАНИЯ / ПРОГРАММЫ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Шепелева Е. А.

В статье ставится цель рассмотреть и проанализировать изменения, произошедшие в подходе к роли и месту игровой деятельности в системе дошкольного образования в связи с введением Федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования и к условиям реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Шепелева Е. А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The role and status of play in the organization of educational activity of school children under the Federal State Requirements

The paper addresses and analyzes changes in the approach to the role and status of play activity in the system of preschool activity in connection with the introduction of Federal State Requirements to the structure of the main general educational program of preschool education.

Текст научной работы на тему «Роль и место игры при организации непосредственной образовательной деятельности дошкольников в условиях реализации ФГТ»

Шепелева Е.А.

Старший воспитатель ГБОУ детский сад №1284 Москва, Россия

Роль и место игры при организации непосредственно образовательной деятельности дошкольников в условиях реализации ФГТ

Аннотация: В статье ставится цель рассмотреть и проанализировать изменения, произошедшие в подходе к роли и месту игровой деятельности в системе дошкольного образования в связи с введением федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования и к условиям реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования. Ключевые слова: игра, развитие личности, ФГТ, образовательная деятельность.

Философы, историки, этнографы, психологи, педагоги изучают происхождение игры, ее место в жизни ребенка, возможности эффективного использования игр для решения воспитательных, образовательных и развивающих задач. Изучение содержания игр у детей разных народов и на различных исторических этапах общественного развития позволяют сделать вывод о том, что основным источником их содержания является социальная жизнь людей, условия, в которых живет ребенок, его семья. Игра -это средство передачи жизненного опыта от поколения к поколению, средство овладения определёнными жизненными навыками, правилами поведения в социуме, средство расширения впечатлений и представлений об окружающей действительности и многое другое. Игра - это одно из первых проявлений детской самостоятельности в общении с окружающими, в познании мира, самого себя, в апробировании своих разносторонних возможностей.

«Для ребят дошкольного возраста,- писала Н.К. Крупская,- игры имеют исключительное значение: игра для них - учеба, игра для них - труд, игра для них -серьезная форма воспитания. Игра для дошкольников - способ познания окружающего» 1.«Игра есть потребность растущего детского организма. В игре развиваются физические силы ребёнка, твёрже делается рука, гибче тело, вернее глаз, развивается сообразительность, находчивость, инициатива. В игре вырабатываются у ребят организационные навыки, развиваются выдержка, умение взвешивать обстоятельства...».2

А.С. Макаренко рассматривал игру как главное занятие ребёнка, которое его интересует и увлекает. Он говорил о необходимости так руководить детскими играми, чтобы в них были физические и психические усилия, без которых игра не может иметь серьёзного воспитательного значения. Воспитывающий характер игры усиливается вместе с обогащением представлений дошкольников об окружающей действительности. М. Горький считал, что «воспитание ставит перед собой три цели: насыщение человека знаниями о нём самом и о мире, окружающем его; формирование характера и развитие воли; формирование и развитие способностей» . Игра является деятельностью, которая может решить данные задачи, ведь в игре происходит столкновение умов, характеров и замыслов. При этом происходит взаимодействие игровых и реальных взаимоотношений между детьми. Ценность игры как воспитательного средства заключается и в том, что,

1 Крупская Н.К. Педагогические сочинения. М., 1959.,т. 6, С.344

2 Крупская Н.К. Педагогические сочинения. М., 1959.,т.5, С.94

3 Горький М. Речь на избранном заседании «Лиги социального воспитания» // О детской литературе. 2-е изд. М., 1958

оказывая воздействие на коллектив играющих детей, педагог через коллектив оказывает воздействие на каждого из детей.

К.Д. Ушинский подчёркивает значение игры как самостоятельной деятельности ребёнка, открывающей ему дорогу к преобразованию окружающего, к активному действию. «В игре - писал К.Д. Ушинский,- формируются все стороны души человеческой, его ум, его сердце и его воля, и если говорят, что игры предсказывают будущий характер и будущую судьбу ребёнка, то это верно в двояком смысле: не только в игре высказываются наклонности ребёнка и относительная сила его души, но сама игра имеет большое влияние на развитие детских способностей и наклонностей, а следовательно, и на его будущую судьбу»4.

А.П. Усова, отмечая воспитательное значение игр, писала: «Каждая игра, если она по силам ребёнку, ставит его в такое положение, когда ум его работает живо и энергично, действия организованы»5

В дошкольном образовании сегодня происходят большие перемены. В целях совершенствования воспитания и образования дошкольников были введены ФГТ к структуре ООП и условиям ее реализации, утверждены СанПиН к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях, подготовлен и находится на стадии рассмотрения новый федеральный законопроект «Об образовании в РФ». Введение ФГТ связано с тем, что настала необходимость стандартизации содержания дошкольного образования, для того чтобы, обеспечить каждому ребенку равные стартовые возможности для успешного обучения в школе. Однако стандартизация дошкольного образования не означает предъявления жестких требований к результатам освоения программы. С введением ФГТ в дошкольном образовании произошли изменения в подходе к организации воспитательно-образовательного процесса: не через систему занятий, а через другие формы образовательной работы с детьми дошкольного возраста.

В своих пособиях Н.А. Короткова разъясняет, что образовательный процесс должен осуществляться с использованием форм работы с воспитанниками, адекватных их возрасту. При этом основной формой работы с детьми дошкольного возраста и ведущим видом деятельности для них является игра. Она органически вписывается во все разделы воспитательно-образовательной работы с детьми. Н.А. Короткова предлагает также заменить привычное для современной дошкольной педагогики разделение «игра - учебные занятия», приводящее к разрыву целостности образовательного процесса, на более подходящую с точки зрения психологии и соответствующую возрасту структуру: игра и родственные ей виды деятельности. Игры каждой возрастной группы интересны и могут проводиться как с подгруппой детей, так и индивидуально с каждым ребёнком. Правильно организованная игровая деятельность детей способствует умственному и личностному развитию детей.

До введения в действие ФГТ значение игровой деятельности в работе с детьми дошкольного возраста хоть и признавалось, но, всё таки, основными формами работы по формированию первоначальных представлений об окружающей действительности являлись занятия и дидактические игры. Обусловлено это было тем, что именно на занятиях целенаправленно и последовательно можно было выполнить требования «Программы воспитания и обучения детей в детском саду», сообщить всем детям знания, обеспечить их последовательное расширение, углубление и систематизацию, развить познавательные потребности и процессы, активизировать мыслительную деятельность детей. Специфика дошкольного возраста такова, что достижения детей в этот период определяется не суммой конкретных знаний, умений и навыков, а

4 Ушинский К.Д. Собрание сочинений, М.,1950., т.10, с.516

5 Усова А.П. Русское народное творчество в детском саду. 3-е изд. М., 1972, с. 33

совокупностью личностных качеств, в том числе обеспечивающих психологическую готовность ребенка к школе. Поэтому осуществлять подготовку детей к школе, постоянно проверяя уровень предметных знаний, умений и навыков не требуется. В тексте ФГТ термин «занятие» вообще не употребляется, чтобы не спровоцировать понимание термина «образовательная деятельность» в качестве «учебной деятельности», основной формой которой в прежней дидактике являлось занятие. Конечно, занятия в детском саду не отменяются, к тому же в ФГТ они прописаны для старшего дошкольного возраста, но это не значит, что они не могут проводиться с младшими дошкольниками, просто занятие в данном случае следует воспринимать как занимательное дело. Новый документ ставит во главу угла индивидуальный подход к ребенку и игру, где происходит сохранение самоценности дошкольного детства и где сохраняется сама природа дошкольника. Образовательный процесс в ДОУ обеспечивает каждой отдельной личности возможность удовлетворять свои потребности в развитии, развивать свои потенциальные способности, сохранить свою индивидуальность, самореализоваться.

Несомненно, что игра несёт в себе большие образовательные, воспитательные и развивающие возможности при работе с детьми дошкольного возраста. В игровой деятельности дети получают свои первые представления об окружающей действительности, в игре многое запоминается быстрее и прочнее, чем в обязательном порядке в процессе учебной деятельности. Игра, опосредованно, позволяет добиться гораздо большего результата, чем учебная деятельность, осуществляемая под нажимом. Значение игровой деятельности для всестороннего формирования и развития детской личности велико. Такое значение игра несёт для детей от раннего детства до первых лет школьной жизни. Правильно организованная игровая деятельность подводит дошкольников к трудовой и учебной деятельности на следующих возрастных ступенях развития.

Список литературы:

1. Горький М. Речь на избранном заседании «Лиги социального воспитания» // О детской литературе. 2-е изд. М., 1958

2. Короткова Н.А. Образовательный процесс в группах детей старшего дошкольного возраста. М.: Изд. Линка-Пресс, 2007, с.208

3. Крупская Н.К. Педагогические сочинения. М., 1959.,т. 6

4. Крупская Н.К. Педагогические сочинения. М., 1959.,т.5

5. Сорокина А.И. Дидактические игры в детском саду (Ст. группы). Пособие для воспитателя дет. Сада. - М.: Просвещение, 1982, - 96 с.

6. Усова А.П. Русское народное творчество в детском саду. 3-е изд. М., 1972, с. 76

7. Ушинский К.Д. Собрание сочинений, М.,1950., т.10

8. «Федеральные государственные требования к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования (утв. приказом Минобрнауки России от 23.11.2009 № 655, Регистрационный № 16299_ от 08 февраля 2010 г Министерства юстиции РФ).

9. «Федеральными государственными требованиями к условиям реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования». (утв. приказом Минобрнауки России от 20.06.2011 № 2151 Регистрационный № 22303_ от 14 ноября 2011 г)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.