УДК 371.134; 372.862 ББК 74.480
РОЛЬ И МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ «МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ ИНФОРМАТИКЕ» В ПОДГОТОВКЕ БУДУЩЕГО УЧИТЕЛЯ ИНФОРМАТИКИ
I Т.Б. Захарова, А.С. Захаров
Аннотация. В статье рассмотрены роль и место дисциплины «Методика обучения информатике» в системе педагогического образования, как важнейшей составляющей подготовки учителя информатики, непосредственно обеспечивающей успешность и эффективность его профессиональной деятельности. Авторами определены педагогические функции этого курса. Выделены существующие проблемы в преподавании дисциплины на современном этапе. Уточнено понимание термина «методика обучения информатике» как научное обоснование методической системы обучения данному предмету, с одной стороны, и рассмотрение научных основ профессиональной деятельности учителя по этому предмету (обоснованная структура и содержание всех компонентов практической деятельности педагога), с другой стороны. Определена цель изучения дисциплины «Методика обучения информатике» в системе высшего педагогического образования, основные требования к обучающимся. Предложены основные компоненты содержания этой дисциплины.
Ключевые слова: информатика, методика обучения информатике. 75
THE ROLE AND PLACE OF THE DISCIPLINE "METHODS OF TEACHING INFORMATICS" IN THE PREPARATION OF FUTURE TEACHERS OF INFORMATICS
I T.B. Zakharova, A.S. Zakharov
Abstract. The article discusses the role and place of the discipline "Methods of teaching computer science" in the system of pedagogical education, as an essential part of the preparation of computer science teachers directly ensuring the success and effectiveness of his professional activity. The authors defined the pedagogical features of this course. Highlighted existing problems in the teaching of this discipline at the present stage. Refined understanding of the term "methods of teaching computer science" as a scientific justification of the methodological system of teaching the subject, on the one hand,
and, on the other hand, the consideration of scientific bases of professional activity of a teacher for this subject (reasonable structure and content of all components practical activities the teacher). Defines the purpose of the discipline "Methods of teaching computer science" in the system of higher pedagogical education, the basic requirements for students on mastering it. The main components of the proposed content of this discipline.
Keywords: informatics, methods of teaching Informatics.
Для успешного выполнения основных видов педагогической деятельности в области информатики, разработки и реализации современной методической системы обучения информатике в организациях, реализующих основные образовательные программы общего образования, необходима соответствующая профессиональная подготовка педагогов, учитывающая новые тенденции в развитии системы образования в Российской Федерации.
В системе подготовки современного учителя информатики особое место занимает изучение дисциплины «Методика обучения информати-чр ке» как важнейшей составляющей 76 подготовки преподавателя информатики, непосредственно обеспечивающей успешность и эффективность его профессиональной деятельности. Здесь обобщаются, интегрируются все составляющие профессиональной подготовки преподавателя информатики — психолого-педагогической, предметной и т.д.
Анализ ряда рабочих программ дисциплины «Методика обучения информатике» показывает, что отличие их во многом обусловлено разным пониманием термина «методика обучения». В ряде работ методика обучения информатике определяется, как отрасль педагогической науки, рас-
сматривающая различные проблемы обучения информатике в школе, в дошкольный период, в средних профессиональных и высших учебных заведениях как в очной форме обучения, так и на основе использования дистанционных технологий, а также при организации самостоятельного изучения информатики. Не останавливаясь подробно на перечислении различных трактовок методики обучения, а обобщая многие из них, отметим, что, говоря о методике обучения информатике как отрасли педагогической науки, мы вкладываем тот смысл, что онав-ключает в себя, с одной стороны, научное обоснование методической системы обучения данному предмету, и, с другой стороны, рассмотрение научных основ профессиональной деятельности учителя по этому предмету (рассматриваются обоснованная структура и содержание всех компонентов практической деятельности педагога, определяемые им виды учебной деятельности, с помощью которых достигаются новые образовательные результаты обучающихся).
В целом, в научно-методической литературе четко просматриваются две стороны понятия «методика обучения конкретному учебному предмету»: как науки (обосновываются цели обучения, содержание обучения и организация образовательного
ЕК
процесса: методы, организационные формы и средства обучения) и как сферы педагогический деятельности (в том числе персонифицированные методические приемы, ориентированные на обеспечение требуемого качества образования).
Как наука, «методика обучения информатике» начала развиваться с середины ХХ века в связи с обоснованием необходимости изучения информатики в общеобразовательной школе с точки зрения значимости выполнения основных задач общего образования, в том числе значения изучения информатики в формировании современного мировоззрения подрастающего поколения, важнейшей роли ее изучения в развитии многих качеств личности обучаемого, подготовки его к жизни, труду в условиях складывающегося информационного общества. С введением в 1985 г. в со9 держание общего образования обязательного учебного предмета «Основы информатики и вычислительной техники» появился ряд проблем методического характера, которые требовали научно обоснованного решения, что и стало отправной точкой всплеска в развитии методики обучения информатике. Чрезвычайно актуальной проблемой в это время стала подготовка учителей информатики. Так, сначала в учебном плане педагогических высших учебных заведений по подготовке учителей физико-математического профиля появилась дисциплина «Методика обучения информатике», а в дальнейшем и в учебном плане подготовки учителей информатики эта дисциплина стала занимать одно из центральных мест.
К настоящему времени «методика обучения информатике», как на-
ука, претерпела существенные изменения. Развитие информатики как фундаментальной отрасли научного знания, связанной с информационными процессами, а также появление новых педагогических идей (в связи с изменениями во взглядах на систему общего образования в современных условиях) оказали значительное влияние на совершенствование школьной информатики, на пересмотр приоритетов — усиление общеобразовательных аспектов. На сегодняшний день проведен ряд важнейших научных исследований в этом направлении и уже созданы фундаментальные основы методики обучения информатике, которые и должны быть взяты за основу в соответствующем учебном курсе «Методика обучения информатике».
Сейчас изменения в методике обучения информатике обусловлены, в первую очередь, реализацией федеральных государственных образовательных стандартов общего образования, где сформулированы новые приоритеты в содержании школьного образования. Это, безусловно, сказывается и на пересмотре содержания соответствующей вузовской дисциплины.
Проблемам подготовки преподавателя информатики посвящен целый ряд научно-педагогических исследований, результаты которых отражены в различных научно-методических и учебных источниках как в печатном, так и в электронном виде. Многие из важнейших аспектов рассмотрены в таких учебных пособиях, как:
Кузнецов А.А., Захарова Т.Б., Захаров А.С. Общая методика обучения информатике: Учебное пособие для студентов педагогическиз вузов. I часть. - М.: МПГУ, 2014.
77
78
Основы общей теории и методики обучения информатике / Под ред. А.А. Кузнецова. — М: Бином, Лаборатория знаний, 2010.
Лапчик М.П., Семакин И.Г., Хен-нер Е.К., Рагулина М.И., Самылкина Н.Н., Смолина Л.В., Удалов С.Р. Теория и методика обучения информатике: Учебник. — М.: Издательский центр «Академия», 2008.
Материал этих учебников совершенно справедливо берется за основу содержания дисциплины «Методика обучения информатике» в целом ряде педагогических вузов.
При этом, несмотря на то, что во многих предлагаемых учебниках хорошо рассмотрены важные вопросы методики обучения информатике, следует отметить, что большинство из них были написаны в период реализации предыдущих стандартов, а в условиях введения ФГОС общего образования появились новые приоритеты развития методики обучения информатике. В связи с этим возникают некоторые проблемы их использования. Безусловно, в данном курсе необходимо изучать и накопленный опыт преподавания информатики в учебных заведениях. С другой стороны, акценты следует сделать на современные взгляды на школьную информатику.
Сегодня многие преподаватели вузов занимаются разработкой учебно-методических материалов по методике обучения информатике. Но как показывает анализ различных источников (учебно-методической литературы, ресурсов сети Интернет), в большинстве из них либо явно прослеживаются устаревшие взгляды (в частности, игнорируется в целом общеобразовательный потенциал школьного курса информатики и выставлены
явные акценты на подготовку пользователя компьютера в школе), либо вся описанная методика сужена до отдельных частных моментов, например, ориентирована на использование конкретного школьного учебника. Таким образом, при подготовке современного учителя информатики многие из изданных учебно-методических пособий не в полной мере обеспечивают полноценное усвоение дисциплины «Методика обучения информатике» (МОИ). Студенты (будущие учителя информатики) поставлены сегодня в довольно сложную ситуацию, многие источники по методике обучения информатике не облегчают, а затрудняют понимание возникающих сегодня проблем в организации образовательного процесса по информатике, и в связи с этим, безусловно, важна роль преподавателя МОИ, который и поможет им разобраться в этом.
Цель изучения дисциплины «Методика обучения информатике» — формирование готовности к успешному выполнению основных видов педагогической деятельности в области школьной информатики, в том числе к проектированию и организации образовательного процесса на основе си-стемно-деятельностного подхода с учетом требований Федерального государственного образовательного стандарта общего образования, овладение методикой формирования и развития универсальных учебных действий (УУД) в процессе обучения информатике в общеобразовательной школе.
Следует отметить, что при изучении этой дисциплины необходимы знания и способы деятельности, сформированные у учащихся в процессе изучения курсов «Педагогика», «Психология», «Психолого-педагоги-
ческие основы обучения информатике», «Информационные технологии в образовании», дисциплин вариативной части учебного плана, в том числе «Теоретические основы информатики», «Программирование», «Системное и прикладное программное обеспечение», «Информационные системы», «Компьютерные сети» и др. Важно подчеркнуть, что освоение дисциплины «Методика обучения информатике» является основой для подготовки студентов к педагогической практике, освоению курсов по выбору (спецкурсов), выполнению курсовых и выпускных (квалификационных) работ, а также к итоговой государственной аттестации.
В целом, процесс изучения этой дисциплины играет важную роль в формировании важнейших компетенций, предусмотренных ФГОС ВО по направлению подготовки «Педагогическое образование» (профиль «Информатика» или совмещенные профили с информатикой), среди них такие, как:
• владение культурой мышления, способность к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей ее достижения;
• готовность использовать основные методы, способы и средства получения, хранения, переработки информации, готовность работать с компьютером как средством управления информацией;
• способность работать с информацией в глобальных компьютерных сетях;
• готовность использовать нормативные правовые документы в своей деятельности;
• способность использовать навыки публичной речи, ведения дискуссии и полемики;
• осознание социальной значимости своей будущей профессии, повышение мотивации к осуществлению профессиональной деятельности;
• способность нести ответственность за результаты своей профессиональной деятельности;
• способность реализовывать учебные программы базовых и элективных курсов в различных образовательных учреждениях;
• готовность применять современные методики и технологии, в том числе и информационные, для обеспечения качества учебно-воспитательного процесса на конкретной образовательной ступени конкретного образовательного учреждения;
• способность применять современные методы диагностирования достижений обучающихся и воспитанников, осуществлять педагогическое сопровождение процессов социализации и профессионального самоопределения обучающихся, подготовки их к сознательному выбору профессии;
• способность использовать возможности образовательной среды,
в том числе информационной, для 79 обеспечения качества учебно-воспитательного процесса;
• готовность включаться во взаимодействие с родителями, коллегами, социальными партнерами, заинтересованными в обеспечении качества учебно-воспитательного процесса;
• способность организовывать сотрудничество обучающихся и воспитанников;
• готовность решать задачи воспитания средствами учебного предмета;
• готовность к обеспечению компьютерной и технологической поддержки деятельности обучающихся
80
в учебно-воспитательном процессе и внеурочной работе;
• умение анализировать и проводить квалифицированную экспертную оценку качества электронных образовательных ресурсов и программно-технологического обеспечения для их внедрения в учебно-образовательный процесс.
Конкретизируя данные требования стандарта по форме, предложенной УМО МПГУ в требованиях к структуре рабочих программ, отметим, что в результате освоения дисциплины «Методика обучения информатике» обучающийся должен:
знать:
• основные положения государ -ственной политики в образовании, содержание основных государственных программ развития российского образования;
• назначение, структуру и содержание Федеральных государственных образовательных стандартов общего образования;
• научно-педагогические основы системно-деятельностного подхода в образовании;
• современное состояние и перспективы развития информатики как учебной дисциплины, ее место и роль в системе общего образования;
• педагогические функции школьного курса информатики, его возможности для развития УУД обучающихся на различных ступенях общего образования;
• сущность планируемых образовательных результатов изучения информатики в общеобразовательной школе, заданных ФГОС общего образования;
• содержание фундаментального ядра современного школьного образования по информатике;
• требования к структуре и содержанию учебной программы по информатике для различных ступеней общего образования;
• критерии оценки качества всех составляющих учебно-методического комплекта (УМК) по информатике (школьных учебников, электронных образовательных ресурсов (ЭОР) и пр.);
• содержание школьных учебников по информатике, включенных в Федеральный перечень;
• перспективные методические подходы использования средств информационных технологий в организации образовательного процесса по информатике;
• современные подходы к оценке учебных достижений школьников;
• санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях, в том числе требования к школьному кабинету информатики (технические, эргономические, санитарно-гигиенические и др.);
• систему гигиенических требований к условиям реализации основной образовательной программы начального, основного и среднего (полного) общего образования, в том числе санитарно-гигиенические нормы работы обучающихся за компьютером, меры профилактики.
уметь:
• формулировать функции ФГОС общего образования (ОО), требования к результатам освоения основной образовательной программы ОО, требования к структуре основной образовательной программы ОО, требования к условиям реализации ООП ОО;
• анализировать тенденции развития содержания школьной информатики;
• выделять виды УУД, развиваемые в образовательном процессе по информатике в общеобразовательной школе, приводить примеры;
• проектировать образовательный процесс по курсу информатики (определять цели образования по информатике в начальной, основной и средней (старшей) школе, формулировать требования к планируемым образовательным результатам (личностным, метапредметным, предметным) при изучении информатики, отбирать его содержание, выстраивать основные содержательные линии курса информатики, подбирать методы, организационные формы и комплекс средств обучения);
• организовывать образовательный процесс по информатике в разных возрастных группах в различных типах образовательных учреждений (школе, лицее, гимназии и пр.);
• выбирать средства информационных технологий и использовать их дидактический потенциал в реализации образовательного процесса по информатике;
• проектировать и организовывать внеурочную деятельность обучающихся, связанную с расширением представлений в области информатики;
• осуществлять проверку и оценку результатов обучения информатике, анализировать достигнутые образовательные результаты школьников при изучении информатики;
• эффективно взаимодействовать со всеми участниками образовательного процесса по информатике;
• осуществлять экспертизу школьных учебников по информатике, электронных образовательных ресурсов, учебных и методических пособий и др.;
• осуществлять рефлексию собственной деятельности и коррекцию методики обучения информатике.
владеть:
• навыками анализа основных нормативных правовых актов в области образования, рекомендательных документов для реализации государственной политики в образовании, требований ФГОС общего образования;
• навыками анализа современных подходов в образовании (в том числе достоинств системно-деятель-ностного подхода как методологической основы построения ФГОС общего образования), способами инновационной профессиональной (педагогической) деятельности в образовании;
• навыками оценки различных вариантов (проектов) примерных и рабочих программ по информатике для общеобразовательной школы в контексте основных направлений модернизации общего образования;
• основными видами профессиональной деятельности учителя информатики (гностическими, проектировочными, конструктивными, организационными, коммуникативными, экспертными, контролирующими), в том числе навыками анализа требований ФГОС ОО к личностным, метапредметным и предметным образовательным результатам при изучении информатики;
• профессиональными навыками реализации методики обучения основным разделам школьного курса информатики, приемами формирования и развития УУД в процессе обучения информатике в школе;
• способами организации коллективной, групповой и индивидуальной деятельности обучающихся при освоении информатики, эффективного сочетания этих форм учебной
81
82
деятельности на уроках информатики и во внеурочной деятельности школьников, в том числе проектной и исследовательской деятельности;
• методами сравнения и отбора наиболее эффективных средств информационных технологий, поддерживающих виды учебной деятельности, адекватных планируемым образовательным результатам изучения информатики;
• способами организации контроля достижения планируемых образовательных результатов при изучении информатики, подходами оценивания результатов обучения школьников информатике различными средствами;
• навыками коммуникации в педагогической деятельности, участия в профессиональных дискуссиях (на конференциях, съездах, форумах и т.д.), в том числе на основе использования современных средств информационных технологий;
• навыками самообразования, повышения квалификации в области педагогической деятельности, в том числе с использованием социальных сетевых сервисов.
Согласно основной образовательной программе (ООП), утвержденной в ФГБОУ ВПО «Московский педагогический государственный университет», общая трудоемкость дисциплины «Методика обучения информатике» составляет 10 зачетных единиц (360 учебных часов, из них 164 аудиторных часов). Подробно с рабочей программой данной дисциплины можно познакомиться в методическом пособии «Программы методической подготовки бакалавров педагогического образования по профилю «Информатика» с учетом требований ФГОС ВПО третьего поколения» / Сост. Т.Б. Захарова
и Н.Н. Самылкина. - М.: БИНОМ, Лаборатория знаний, 2012.
Содержание дисциплины «Методика обучения информатике» разделено на две крупные части: общую и частную методику. Общая (инвариантная) методика - это раздел дисциплины, в которой рассматриваются общие теоретические основы организации образовательного процесса по конкретному учебному предмету. В частной (конкретной) методике обосновываются подходы к организации учебной деятельности обучающихся по изучению конкретного материала данной учебной дисциплины (например, отдельной темы). Общая методика является основой для частной методики, именно поэтому изучение дисциплины «Методика обучения информатике» начинается с нее.
В части «Общая методика обучения информатике» выделены три раздела «Общие сведения о методике обучения информатике», «Методическая система обучения информатике в общеобразовательной школе», «Научные основы профессиональной деятельности учителя информатики», в которых рассматривается целый ряд аспектов общей методики обучения информатике, важнейшими среди них являются: основные понятия методики обучения информатике; документы, регламентирующие изучение информатики в российской школе, их статус и содержание, в том числе Федеральные государственные образовательные стандарты общего образования; информатика как наука и как учебный предмет; история развития учебного (школьного) предмета «Информатика»; межпредметные и внутрипредметные связи современного курса информатики с другими учебными предметами; разработка и
обоснование методической системы обучения информатике (цели, содержание, методы, организационные формы и средства обучения); анализ различных вариантов примерных программ по информатике для разных ступеней школьного образования; современные методы организации внеурочной деятельности школьников; планирование и организация образовательного процесса по информатике; методика введения понятийного аппарата, подбор задач по информатике, организация самостоятельной работы обучающихся; методика оценки качества школьного учебника по информатике и анализ конкретных школьных учебников информатики из Федерального перечня; методика применения современных средств информационных технологий в образовательном процессе по информатике; практическая диагностика образовательных результатов по информатике; современные проблемы перспективного школьного курса информатики.
Рассмотрение этих общих вопросов положено в основу освоения частной методики обучения информатике, которая изучается сразу после части «Общая методика обучения информатике».
В разделе «Частная методика обучения информатике» дается общая характеристика основных содержательных линий школьного курса информатики («Информация и информационные процессы», «Представление информации», «Информационное моделирование», «Алгоритмизация», «Компьютер», «Информационные технологии») и методика их изучения на ступенях начального, основного и среднего общего образования. А именно обсуждаются конкретно на-
учно-методические основы изучения каждой содержательной линии в решении задач общеобразовательного курса информатики, в том числе роль освоения вопросов рассматриваемой содержательной линии, конкретизируются требования к результатам их изучения, анализируются авторские подходы реализации каждой содержательной линии, предагается методика введения и развития основных понятий, акцентируется внимание на подборе учебных задач, организации самостоятельной работы обучающихся, применении эффективных методов обучения с использованием современных средств информационных технологий, осуществлении проверки и оценки учебных достижений школьников и др.
В целом, организация образовательного процесса по освоению дисциплины «Методика обучения информатике» должна быть ориентирована на практическую деятельность будущих учителей информатики в современной информационной образовательной среде. Сегодня, когда у любого студента имеется почти неограниченный доступ к информационным ресурсам Интернет, значительную часть изучаемого материала целесообразно предоставить для самостоятельной работы студентов, которую целесообразно организовывать так, чтобы активизировать их и мотивировать на поиск необходимой информации из различных информационных ресурсов, анализ и творческую переработку отобранной информации, а затем и представление результатов своей деятельности с помощью различных средств информационных технологий. Такая организация позволяет реализовывать личностную направ-
83
ленность обучения, выражаемую в его осмысленности, индивидуальности, вариативности. Аудиторные занятия рекомендуется проводить не только в виде традиционных лекций и семинаров, но и широко использовать активные и интерактивные формы. Среди них особая роль отводится разбору конкретных ситуаций, деловым и ролевым играм, выполнению исследовательских проектов, обучению в сотрудничестве при активном использовании сети Интернет и мультимедийных технологий.
Для практических занятий важно предложить систему педагогических задач, предусматривающих разбор педагогических ситуаций (видеозаписи уроков) для того, чтобы приблизить деятельность студента к его будущей профессиональной деятельности. При этом постановка педагогической задачи или проблемы и поиск решения ее предполагает применение не только имеющихся у них знаний, но и освоение новых знаний и умений, необходимых для решения данной задачи. Среди педагогических задач особое 84 значение имеют такие, как: подбор учебных задач, решение которых создает основу для новых видов учебной деятельности школьников, обеспечивающих достижение новых образовательных результатов; подбор средств ИТ, поддерживающих такую деятельность.
Акцент на таких занятиях, как деловые и ролевые игры, предлагается делать на проектировании образовательного процесса по информатике. При этом роль учеников играют сокурсники, которые не только помогают выявить недостатки и отметить достоинства предлагаемого проекта урока, но и сами получают дополнительные возможности для рефлек-
сии, могут по-новому взглянуть на деятельность учителя и сравнить модель его деятельности со своими представлениями о своей будущей профессиональной деятельности.
Большое значение при подготовке будущего учителя информатики имеет организация внеаудиторной работы студентов. Это самостоятельное изучение учебно-методической литературы по школьной информатике, в том числе знакомство и анализ федеральных государственных образовательных стандартов по отдельным ступеням общего образования; примерных программ по информатике, рекомендованных Министерством образования и науки РФ; современных школьных учебников по информатике и их методической поддержки, включающей и совокупность электронных образовательных ресурсов.
Метод проектов связан с самостоятельной разработкой студентами обоснованных рекомендаций по совершенствованию отдельных аспектов методики обучения информатике в общеобразовательной школе на основе анализа и обобщения научно-методических исследований в данном направлении. В качестве тем проектов целесообразно подобрать не абстрактные, профессионально неориентированные задачи, а образовательные (методические) проблемы, реально существующие в практике обучения. При этом проект может выполняться коллективно или индивидуально. Наиболее продуктивными являются групповые формы работы. Например, студенты разбиваются на группы по три — пять человек, выбирают интересующую их тему проекта, далее выполняют проект, при этом предусматривается разделение их функций, и в итоге они представляют
результат для оценки представителями других групп. При этой форме используются такие проявления групповой работы, как соперничество и сотрудничество, а также студенты проходят путь от знания и понимания до создания важного информационного продукта (электронного образовательного ресурса, методических рекомендаций, сайта, презентации по определенной теме, содержащие аудио, фото, видеоматериалы и справочную информацию, и пр.) и его оценивания. Результаты проектной работы могут быть использованы студентами во время педагогической практики, в последующей работе в школе, а также для тиражирования и распространения по другим школам. Результаты наиболее удачных работ могут быть представлены на конкурс студенческих работ (педагогических дебют и др.), на вузовских и межвузовских конференциях (телеконференциях), а также могут являться основой для курсовой и в дальнейшем выпускной (дипломной) работы студентов.
В процессе обучения по данной дисциплине целесообразны встречи с авторами действующих учебников по информатике, проведение мастер-классов экспертов и специалистов в области методики обучения информатике, круглых столов, участие в обсуждении актуальных проблем в сетевых сообществах и пр.
В целом, применение инновационных методов обучения является необходимым условием успешной подготовки современного учителя информатики. Использование новых организационных форм, методов и средств обучения в процессе подготовки учителя информатики не только способствует повышению
эффективности обучения студентов, но и является необходимым условием внедрения этих форм, методов и средств обучения в практику в общеобразовательной школе. Для того чтобы подготовить учителя к работе в современных условиях образовательной среды, необходимо, чтобы процесс обучения в вузе также проходил в новой информационной образовательной среде, способствующей активизации познавательной деятельности и развитию творческих способностей студентов
В заключение отметим, что многие проблемы курса «Методика обучения информатике» в педагогическом образовании обсуждались нами в ряде работ [1; 2; 3; 4; 5 и др.]. При этом с каждым днем профессиональная деятельность педагога усложняется — это проявляется уже сегодня при реализации новых приоритетов в системе образования: повышения качества, адекватности образовательных результатов актуальным и перспективным запросам личности, общества, государства. Кроме того, с развитием информатики, как науки, пересматри- 85 вается фундаментальное ядро содержания общего образования по информатике. Необходимо реализовывать новые подходы к организации образовательного процесса по информатике. В этих условиях предъявляются новые требования к школьному учителю, во многом меняются функции и содержание его деятельности. Все это, безусловно, подчеркивает значимость развития методики обучения информатике как отрасли педагогической науки и соответственно совершенствования содержания учебной дисциплины «Методика обучения информатике» в педагогическом вузе.
86
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ
1. Захарова, Т.Б. Программы методической подготовки бакалавров педагогического образования по профилю «Информатика» с учетом требований ФГОС ВПО третьего поколения [Текст] / Т.Б. Захарова, Н.Н. Самылкина. - М.: БИНОМ, Лаборатория знаний, 2012.
2. Захарова, Т.Б. Основные направления повышения квалификации школьных учителей в условиях введения Федеральных государственных образовательных стандартов общего образования [Текст] / Т.Б. Захарова // Стандарты и мониторинг в образовании. - 2012. - № 4. - С.3-10.
3. Захарова, Т.Б. Совершенствование методической подготовки учителей информатики в свете требований ФГОС общего образования [Текст] / Т.Б. Захарова // Информатика и образование. - 2014. - № 5. - С.17-22.
4. Кузнецов, А.А. Школьная информатика: вчера, сегодня, завтра [Текст] / А.А. Кузнецов, Т.Б. Захарова // Информатика и образование. - 2014. - № 10. - С.3-6.
5. Кузнецов, А.А. Общая методика обучения информатике: Учебное пособие для студентов педагогических вузов. I часть [Текст] / А.А. Кузнецов, Т.Б. Захарова, А.С. Захаров. - М.: МПГУ, 2014. - 300 с.
REFERENCES
1. Zaharova T.B., Samylkina N.N., Programmy metodicheskoj podgotovki bakalavrov peda-gogicheskogo obrazovanija po profilju "In-formatika"s uchetom trebovanijFGOS VPO tretego pokolenija, Moscow, 2012. (in Russian)
2. Zaharova T.B., Osnovnye napravlenija povyshenija kvalifikacii shkolnyh uchitelej v uslovijah vvedenija Federalnyh gosudarst-vennyh obrazovatelnyh standartov obshhego obrazovanija, Standarty i monitoring v obra-zovanii, 2012, No. 4, pp. 3-10. (in Russian)
3. Zaharova T.B., Sovershenstvovanie metod-icheskoj podgotovki uchitelej informatiki v svete trebovanij FGOS obshhego obra-zovanija, Informatika i obrazovanie, 2014, No. 5, pp. 17-22. (in Russian)
4. Kuznecov A.A., Zaharova T.B., Shkolnaja informatika: vchera, segodnja, zavtra, Infor-matika i obrazovanie, 2014, No. 10, pp. 3-6. (in Russian)
5. Kuznecov A.A., Zaharova T.B., Zaharov A.S. Obshhaja metodika obuchenija infor-matike: Uchebnoe posobie dlja studentov pedagogicheskih vuzov, Vol. 1, Moscow, 2014, 300 p. (in Russian)
Захарова Татьяна Борисовна, доктор педагогических наук, профессор, заведующая кафедрой теории и методики обучения информатике, Московский педагогический государственный университет, [email protected]
Zakharova T.B., ScD in Pedagogy Professor, Head of the Department of Theory and Methodology of Teaching Informatics, Moscow State Pedagogical University, [email protected]
Захаров Александр Сергеевич, кандидат педагогических наук, доцент, кафедра информатики, Российский аграрный заочный университет, [email protected]
Zakharov A.S., PhD in Pedagogy Associate Professor, Department of Informatics, Russian State Agrarian Extramural, [email protected]