Бюллетень науки и практики / Bulletin of Science and Practice Т. 8. №11. 2022
https ://www.bulletennauki.ru https://doi.org/10.33619/2414-2948/84
УДК 81: 378:811.111 https://doi.org/10.33619/2414-2948/84/67
РОЛЬ И АКТУАЛЬНОСТЬ ИНТЕРАКТИВНЫХ МЕТОДОВ, ИНТЕРНЕТ-ТЕХНОЛОГИЙ В ОБУЧЕНИИ АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ
©Авазова Г. Р., Ошский государственный педагогический университет им. А. Ж. Мырсабекова, г. Ош, Кыргызстан, [email protected]
THE ROLE AND RELEVANCE OF INTERACTIVE METHODS, INTERNET TECHNOLOGIES IN TEACHING ENGLISH
©Avazova G., Osh State Pedagogical University named after A. Zh. Myrsabekova, Osh, Kyrgyzstan, [email protected]
Аннотация. Данная статья рассматривает роль интерактивных методов и эффективности использования интернет-технологии в обучении иностранного языка. В работе идет речь о том как информационные технологии повлияли на все аспекты человеческой деятельности и потенциально могут сыграть роль в сфере образования и обучения, чтобы превратить его в инновационную форму опыта. Потребность в новых технологиях в процессе обучения растет все сильнее и быстрее. Информационные технологии помогают продвигать возможности обмена знаниями по всему миру. В статье обосновывается важность внедрения интерактивных методов обучения в образовательный процесс. Основное внимание уделяется преподаванию английского языка студентам. На современном этапе развития общества знание английского языка становится очень важным. Не нужно никого убеждать в необходимости изучения иностранного языка, сама жизнь свидетельствует об этом. На английском языке издается научная литература, ведутся телепередачи, звучат современные песни и демонстрируются зарубежные фильмы, кроме того, на английском языке написаны инструкции к различным бытовым приборам и т. д. Но чтобы сделать процесс изучения языка более эффективным, нам необходимо использовать интерактивные методы и цифровые технологии обучения.
Abstract. This article examines the role of interactive methods and the effectiveness of using Internet technology in teaching a foreign language. The paper deals with how information technology has influenced all aspects of human activity and can potentially play a role in education and training to turn it into an innovative form of experience. The need for new technologies in the learning process is growing stronger and faster. Information technology is helping to promote knowledge sharing opportunities around the world. The article substantiates the importance of introducing interactive teaching methods into the educational process. The focus is on teaching English to students. At the present stage of development of society, knowledge of the English language becomes very important. There is no need to convince anyone of the need to learn a foreign language, life itself testifies to this. In English, scientific literature is published, television programs are conducted, modern songs are played, and foreign films are shown, in addition, instructions for various household appliances are written in English, etc. But in order to make the process of language learning more effective, we need to use interactive methods and digital learning technologies.
Ключевые слова: интерактивные методы, проблемное обучение, дискуссия, тренинг, английский язык.
Бюллетень науки и практики / Bulletin of Science and Practice Т. 8. №11. 2022
https ://www.bulletennauki.ru https://doi.org/10.33619/2414-2948/84
Keywords: interactive methods, problem-based learning, discussion, training, English.
В настоящее время важность эффективного обучения иностранному языку значительно возросла в мире, особенно в развивающихся странах, таких как к примеру является Кыргызстан. Учитывая роль английского языка как языка международного общения, образовательная система способствует его изучению, расширяет доступ общественности к мировым экономическим, социальным, образовательным и культурным возможностям, которые открывает знание и использование английского языка, обеспечивая интеграцию Кыргызстана в европейское, политическое, экономическое, научное и образовательное пространство.
Как известно, сегодня происходит важный переход от пассивного обучения к активному. Поэтому особое внимание уделяется усилению технологической стороны подготовки специалистов и реализационно-ориентированному подходу к процессу обучения, при котором студент принимает активное участие в познавательной деятельности. Преподаватели иностранных языков должны найти пути повышения уровня вовлеченности студентов в процесс обучения, поднять их мотивацию к изучению языков. Один из способов достичь этих целей является использование интерактивных технологий на занятиях. Использование интерактивных форм обучения при работе со студентами имеет ряд преимуществ, а именно: вовлечение студентов в учебный процесс будет осуществляться уже не в качестве пассивных слушателей, а в качестве активных участников; это повысит мотивацию данной категории студентов к изучению предмета; студенты овладеют современными цифровыми инструментами и также будут сосредоточены на средствах обучения — формирование и развитие навыков самостоятельной работы по поиску информации и продуктивному использованию полученных знаний на практике [1, с. 19].
Важно учитывать, что в преподавании и изучении иностранного языка всегда есть некоторые проблемы в грамматике английского языка и это создает некоторую проблемную ситуацию, особенно. Однако интерактивные подходы и методы играют решающую роль в решении этой проблемы. В нашем исследовании мы сделаем попытку изучить некоторые специфические методы доступного и более эффективного преподавания грамматики английского языка.
Проблемой использования интерактивных методов обучения иностранным языкам в вузах занимались Р. Блэр, Л. Конопляник, Э. Полат, Х. Stern H. и другие [7-11]. В соответствии с целью, объектом, предметом и гипотезой были сформулированы следующие задачи исследования: выявить и обосновать дидактические условия обучения иностранному языку с использованием интерактивных технологий обучения; расширить структуру и содержание интерактивных технологий обучения. В основных выводах оценивается значимость применения интерактивных технологий в процессе обучения.
Термин «интерактивная технология обучения» обычно связывается с компьютерным или мультимедийным обучением, так как предполагает интерактивный диалог с реальными партнерами и непосредственный обмен сообщениями. Но это понятие шире и означает коллективную познавательную деятельность, в которой все участники взаимодействуют, обмениваются информацией, решают задачи в атмосфере реального сотрудничества, оценивают собственные действия [2, с. 23]. Переходя от общности к специфике данного метода преподавания и обучения, давайте рассмотрим ряд интерактивных методик обучения, которые помогут достичь намеченных целей — повысить эффективность образовательного процесса:
Бюллетень науки и практики / Bulletin of Science and Practice Т. 8. №11. 2022
https ://www.bulletennauki.ru https://doi.org/10.33619/2414-2948/84
1. Обсуждение в группах. Обсуждение в группах обычно проводится по определенной теме и направлено на поиск правильного решения и достижение лучшего понимания. Групповые обсуждения способствуют лучшему усвоению изучаемого материала.
2. Тренинг. Тренинг — это форма интерактивного обучения, направленная на развитие навыков межличностного общения и профессионального коммуникативного поведения. Преимущество тренинга заключается в том, что все участники активно вовлечены в процесс обучения.
3. Дискуссия. Во время дискуссии участники публично обсуждают проблемы или свободно обмениваются знаниями, мнениями и идеями по спорным вопросам. Его существенной особенностью является сочетание дискуссии и столкновение различных точек зрения и позиций. Дискуссия — это личностно ориентированный учебный процесс. Оно характеризуется активным взаимодействием студентов друг с другом.
4. Метод «мозгового штурма». Это довольно популярный метод решения проблем путем стимулирования творческой активности. В контексте обучения мозговой штурм - это стратегия или инструмент обучения, используемый преподавателем, в котором участвуют максимум или все студенты, отвечая или представляя мнения по одному конкретному вопросу. Этот метод поощряет новые идеи, которые не всегда появляются при обычных обстоятельствах.
5. Проблемное обучение. Проблемно-ориентированное обучение — это стиль обучения, который подталкивает учащихся к тому, чтобы они становились движущей силой своего обучения. Проблемное обучение использует сложные, реальные проблемы в качестве предмета, побуждая развивать навыки решения проблем и изучать концепции, а не просто усваивать факты.
Различают также игровые и неигровые интерактивные методы обучения. Игровые интерактивные методы обучения: деловая учебная игра, ролевая игра, психологический тренинг. Неигровые интерактивные методы обучения: анализ конкретных ситуаций (case-study), групповые дискуссии, мозговой штурм (brainstorming), методы кооперативного обучения (cooperative learning).
Таким образом, перечисленные методы направлены на повышение эффективности усвоения материала, изучаемого студентами, и стимулирование их к изучению и овладению новыми знаниями. Эти методы могут быть использованы не только со студентами на занятиях по иностранному языку (английскому), но и для изучения других предметов в любом учебном заведении с разным уровнем образования. «Интерактивное обучение» рассматривается как «способ познания, осуществляемый в формах совместной деятельности обучающихся»[4, с. 38].
Сущность интерактивных методов состоит в том, что обучение происходит во взаимодействии всех студентов и преподавателя. По сравнению с традиционными интерактивные методы направлены на более широкое взаимодействие студентов не только с преподавателем, но и друг с другом и на доминирование активности студентов в процессе обучения (student based work) [5, с. 4].
Не менее важным методом эффективного обучения иностранным языкам является использования интернет-технологий.
Перечислим плюсы использования IT технологий в учебном процессе:
1. Преподнести материал в более интересной и привлекательной форме.
2. Направлять студентов и помогать в поиске качественного материала.
3. Максимальное использование времени.
4. Обеспечение индивидуальной инструкции.
Бюллетень науки и практики / Bulletin of Science and Practice Т. 8. №11. 2022
https ://www.bulletennauki.ru https://doi.org/10.33619/2414-2948/84
6. Направлять учащихся на групповую учебную деятельность.
7. Диагностирование проблемы обучения студентов и помочь их преодолевать.
9. Решение учебных задач совместно со студентами [6, c. 35].
Информационные технологии по-разному влияют на процесс обучения. Они помогают учителям в подготовке конспектов лекций для интересных презентаций, с одной стороны, и облегчает процесс обучения студентов с другой стороны. При обучении английскому языку -основная цель направлена на формирование коммуникативной компетенции. Коммуникативные компетенции устанавливают межкультурную взаимосвязь. И развитие интернет-технологий в нынешнее время позитивно влияют на изучение английского языка. Как информационная система, Интернет предлагает своим пользователям многообразие информации и ресурсов. Базовый набор услуг может включать в себя: электронную почту (email); видеоконференции; Фейсбук, Твиттер, Инстаграм, Tik-Tok и т. п. возможность публикации собственной информации, создание собственной домашней странички (homepage) и размещение ее на Web-сервере и т. д.
Эти ресурсы могут быть активно использованы, например, на уроках стилистики английского языка. Студенты, как представители молодежи, любят писать блоги в которых они часто используют стилистические приемы: метафору, эпитет, сравнение, иронию, гиперболу. Можно предложить к примеру такой метод: студентам дается задание, в котором они должны написать эмоционально трогательный пост о своем настроении (My status) на странице Фейсбук. При этом удачное использование стилистических приемов, сделает пост эмоциональным и ярким. Например, It is easier to forgive an enemy than to forgive a friend
Еще они могут оценить фотографии или видео одногруппников в Инстаграме, используя при этом различные стилистические приемы в виде метафор, эпитетов, иронии, гиперболы. Кроме того, многие шедевры англоязычной литературы имеют электронные версии в открытом доступе, где студентов могут ознакомиться со стилистическими возможностями английского языка. Но нужно учитывать, что чрезмерное использование интернета на уроках может иметь и негативные последствия.
Из вышесказанного видно, что обучение языку и использование цифровых технологий взаимосвязаны и могут рассматриваться как неотъемлемая часть процесса изучения языка. Кроме того, учителям необходимо прежде самим научиться использовать интернет-инструменты, другими словами, учителя должны получать знания и развивать свои навыки использования Интернета, чтобы получать от него достаточно пользы.
Из всего вышесказанного было выявлены организационно-педагогические условия, а также выделен ряд структурных компонентов в аспекте формирования социокультурной компетентности будущих учителей иностранного языка. Очевидно, что не может быть одной универсальной схемы организации учебного процесса. Структура урока зависит от целей, содержания, целевой аудитории и т. д. Использование интерактивных технологий не является единственным решением проблем, но оно является средством создания необходимых условий для коммуникативно эффективного обучения иностранному языку.
Список литературы:
1. Сафонова Л. Ю. Применение интерактивных форм обучения. Великие Луки, 2015.
39 с.
2. Витлин Ж. Л. Эволюция методов обучения иностранным языкам в XX веке // Иностранные языки в школе. 2001. №2. С. 23-29.
3. Панина Т. С., Вавилова Л. Н Современные способы активизации обучения. М., 2007.
176 с.
Бюллетень науки и практики / Bulletin of Science and Practice Т. 8. №11. 2022
https ://www.bulletennauki.ru https://doi.org/10.33619/2414-2948/84
4. Конышева А. В. Английский язык. Современные методы обучения. Минск: ТетраСистемс, 2007. 352 с.
5. Маслыко Е. А. Коммуникативный системно-деятельностный подход к обучению иностранным языкам // Замежныямовы y Рэспублщы Беларусь. 2002. №1. С. 4-6.
6. Мильруд, Р. П. Актуальные проблемы методики обучения иностранным языкам за рубежом // Иностранные языки в школе, 2004. №3. С. 34-40.
7. Блэр Т. Битва за глобальные ценности // Россия в глобальной политике. 2007. Т. 5. №1. С. 14-26.
8. Конопляник Л. М. Основш способи творення англшсько'1 науково-техшчно'1 термшологл (на прикладi фiзичних термшв). 2014.
9. Полат Е. С. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования. М.: Академия, 1999. 224 с.
10. Krashen S. D. Fundamentals of language education. Torrance CA: Laredo Publishing Company, 1992.
11. Martinelli S., Tailor M. Intercultural Learning, Strasbourg, Council of Europe and European Commission, 2000.
12. Pérez-Paredes P. Corpus Linguistics and Language Education // Corpus linguistics in language teaching. 2010. V. 128. P. 53.
13. Stern H., Fundamental Concepts of Language Teaching, Oxford, Oxford University Press,
1983.
14. Stern H. H., Tarone E. E., Stern H. H., Yule G., Stern H. Fundamental concepts of language teaching: Historical and interdisciplinary perspectives on applied linguistic research. Oxford university press, 1983.
References:
1. Safonova, L. Yu. (2015). Primenenie interaktivnykh form obucheniya. Velikie Luki. (in Russian).
2. Vitlin, Zh. L. (2001). Evolyutsiya metodov obucheniya inostrannym yazykam v XX veke. Inostrannyeyazyki v shkole, (2), 23-29. (in Russian).
3. Panina, T. S., & Vavilova, L. N (2007). Sovremennye sposoby aktivizatsii obucheniya. Moscow. (in Russian).
4. Konysheva, A. V. (2007). Angliiskii yazyk. Sovremennye metody obucheniya. Minsk. (in Russian).
5. Maslyko, E. A. (2002). Kommunikativnyi sistemno-deyatel'nostnyi podkhod k obucheniyu inostrannym yazykam. Zamezhnyyamovyy Respublitsy Belarus', (1), 4-6. (in Russian).
6. Mil'rud, R. P. (2004). Aktual'nye problemy metodiki obucheniya inostrannym yazykam za rubezhom. Inostrannye yazyki v shkole, (3), 34-40. (in Russian).
7. Bler, T. (2007). Bitva za global'nye tsennosti. Rossiya v global'noipolitike, 5(1), 14-26. (in Russian).
8. Konoplyanik, L. M. (2014). Osnovni sposobi tvorennya angliis'koi naukovo-tekhnichnoi terminologii (na prikladi fizichnikh terminiv). (in Russian).
9. Polat, E. S. (1999). Novye pedagogicheskie i informatsionnye tekhnologii v sisteme obrazovaniya. Moscow. (in Russian).
10. Martinelli, S., & Tailor, M. (2000). Intercultural Learning, Strasbourg, Council of Europe and European Commission.
11. Krashen, S. D. (1992). Fundamentals of language education. Torrance CA: Laredo Publishing Company.
Бюллетень науки и практики / Bulletin of Science and Practice https://www.bulletennauki.ru
Т. 8. №11. 2022 https://doi.org/10.33619/2414-2948/84
12. Pérez-Paredes, P. (2010). Corpus Linguistics and Language Education. Corpus linguistics in language teaching, 128, 53.
13. Stern, H. (1983). Fundamental Concepts of Language Teaching, Oxford, Oxford University Press.
14. Stern, H. H., Tarone, E. E., Stern, H. H., Yule, G., & Stern, H. (1983). Fundamental concepts of language teaching: Historical and interdisciplinary perspectives on applied linguistic research. Oxford university press.
Работа поступила в редакцию 28.09.2022 г.
Принята к публикации 12.10.2022 г.
Ссылка для цитирования:
Авазова Г. Р. Роль и актуальность интерактивных методов, интернет-технологий в обучении английскому языку // Бюллетень науки и практики. 2022. Т. 8. №11. С. 521-526. https://doi.org/10.33619/2414-2948/84/67
Cite as (APA):
Avazova, G. (2022). The Role and Relevance of Interactive Methods, Internet Technologies in Teaching English. Bulletin of Science and Practice, 5(11), 521-526. (in Russian). https://doi.org/10.33619/2414-2948/84/67
® I