РОЛЬ ХИМИЧЕСКОГО ЭКСПЕРИМЕНТА ПРИ РАЗВИТИИ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ КОМПЕТЕНЦИЙ УЧАЩИХСЯ
Саримова Д.С.
Саримова Дилдора Соаталиевна - старший преподаватель, кафедра методики точных и естественных наук, Региональный центр переподготовки и повышения квалификации работников народного образования, Ташкентский областной Чирчикский государственный педагогический институт, г. Чирчик, Республика Узбекистан
Аннотация: в статье рассматривается роль химического эксперимента при развитии исследовательских компетенций учащихся. Учебный эксперимент, как правило, должен длиться несколько минут и ограничен рамками урока. Научный эксперимент не имеет строгих ограничений во времени. Ключевые слова: химия, эксперимент, развития, компетенция.
Полноценное изучение химии - науки, базирующейся как на эксперименте, так и на теоретических представлениях, невозможно без параллельного изучения теории и практического освоения экспериментальных методов. Стоит только отойти от правила проведения эксперимента и начать изучать «слова», резко снижается качество знаний, порой, несмотря на внешнее их благополучие. Ведь химический эксперимент выступает и как объект изучения и как средство обучения. При обучении ребят использую химический эксперимент, как на уроках, так и во внеурочное время - на элективных курсах, при проведении факультативов, в научно-исследовательской деятельности, при подготовке к экзаменам.
В учебном эксперименте, как и в научном, вскрываются объективно существующие отношения, связи между веществами и явлениями. Учебный эксперимент, как правило, должен длиться несколько минут и ограничен рамками урока. Научный эксперимент не имеет строгих ограничений во времени.
Функции химического эксперимента:
1. Познавательная - для усвоения основ химии, постановки и решения практических проблем, выявления значения химии в современной жизни [1].
2. Воспитывающая - для формирования диалектико-материалистического мировоззрения.
3. Развивающая - для приобретения и совершенствования общенаучных и практических умений и навыков.
Формы школьного эксперимента [2]:
1. Демонстрационный.
2. Лабораторные работы.
3. Практические работы.
4. Экспериментальные задачи.
5. Проблемный практикум.
6. Научный эксперимент.
7. Домашний эксперимент.
Требования к школьному эксперименту.
Эксперимент должен быть:
1. Наглядным и выразительным.
2. Доступным для восприятия и убедительным.
3. Безотказным, а оборудование надежным.
4. Безопасным.
5. Целесообразным при включении опытов в определенный этап урока.
6. Иметь доступное объяснение опытов.
7. Учтена возможность повторения эксперимента для корректировки наблюдения и получения достоверных результатов.
8. Экологически безопасным.
В своей педагогической деятельности использую деятельностный подход, эксперимент при этом является важной составляющей. Использование деятельностного подхода в преподавании химии и предполагает, что:
• знание ученик получает не в готовом виде, а созидает его самостоятельно в результате организованной учителем целенаправленной познавательной деятельности;
• за умениями, навыками, развитием и воспитанием ученика стоит действие.
Основной концептуальный подход в выстраивании учебной деятельности
учащегося строю на принципе - ученик активный соучастник учебного процесса, который предполагает включение в процесс обучения интерактивных приемов обучения, при которых обучаемый реализует свои интеллектуальные возможности, включаясь в активный самостоятельный поиск.
Химический эксперимент, применяемый в школьной практике, чаще всего служит подтверждением определенных теоретических положений. Такой иллюстративный эксперимент важен и нужен. Учебный процесс строю в следующем направлении: изучаемый объект (вещества и химические реакции) - химический эксперимент и наблюдение - его осмысление - мысленный образ - материальная модель - знаковая модель. Такой путь познания развивает у школьников определенное мировоззрение и понимание природы человеческого познания.
Для того чтобы ученик смог понять сущность осуществляющегося химического процесса, а затем зашифровать его в знаках, состав действий должен быть адекватным процессу познания сущности реакции: определить исходные вещества; установить возможность реакции между данными веществами(указать какое свойство веществ проявляется, или указать причину реакции); предсказать продукты реакции; составить формулы исходных веществ и продуктов реакции; обосновать и расставить коэффициенты. Учитель при этом является организатором целенаправленной познавательной деятельности ученика.
Основой курса химии является химический эксперимент. На каждом уроке с 8 по 11 класс ищу возможность привнести на урок эксперимент (лабораторные опыты или демонстрационный эксперимент, DVD), подтверждающий то или иное утверждение. Мной разработаны программы факультативных курсов, углубляющие и расширяющие знания учащихся по химии.
Система факультативных курсов разработана таким образом, чтобы учащиеся продолжали свое химическое образование в течение всех лет изучения химии в школе, при этом широко используются экскурсии в вузовские лаборатории и на предприятия.
При выполнении исследовательской работы учащиеся, чаще всего, выходят за рамки школьного учебника и часто работа имеет интегративный характер. Примером могут служить многие исследовательские работы учащихся.
Главное при обучении школьников - это формирование научных познаний на основе самостоятельного анализа явлений, предметов, процессов; желательно стремиться к тому, чтобы учащиеся овладели логическими методами познания. Важно для обучающихся умение выполнять сложные умственные операции - выделение главного, сравнение, доказательство, обобщение, конкретизация, анализ, синтез.
Список литературы
1. Девяткин В.В., Ляхова Ю.М. Химия // Для любознательных или о чем не узнаешь
на уроке. Ярославль, 2000. С. 107.
2. Кузнецова Л.М. Новая технология обучения химии. М.: МНЕМОЗИНА, 2006. С. 8.