Научная статья на тему 'Роль химического эксперимента при развитии исследовательских компетенций учащихся'

Роль химического эксперимента при развитии исследовательских компетенций учащихся Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
755
153
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Научный журнал
Область наук
Ключевые слова
ХИМИЯ / ЭКСПЕРИМЕНТ / РАЗВИТИЯ / КОМПЕТЕНЦИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Саримова Дилдора Соаталиевна

В статье рассматривается роль химического эксперимента при развитии исследовательских компетенций учащихся. Учебный эксперимент, как правило, должен длиться несколько минут и ограничен рамками урока. Научный эксперимент не имеет строгих ограничений во времени.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Роль химического эксперимента при развитии исследовательских компетенций учащихся»

РОЛЬ ХИМИЧЕСКОГО ЭКСПЕРИМЕНТА ПРИ РАЗВИТИИ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ КОМПЕТЕНЦИЙ УЧАЩИХСЯ

Саримова Д.С.

Саримова Дилдора Соаталиевна - старший преподаватель, кафедра методики точных и естественных наук, Региональный центр переподготовки и повышения квалификации работников народного образования, Ташкентский областной Чирчикский государственный педагогический институт, г. Чирчик, Республика Узбекистан

Аннотация: в статье рассматривается роль химического эксперимента при развитии исследовательских компетенций учащихся. Учебный эксперимент, как правило, должен длиться несколько минут и ограничен рамками урока. Научный эксперимент не имеет строгих ограничений во времени. Ключевые слова: химия, эксперимент, развития, компетенция.

Полноценное изучение химии - науки, базирующейся как на эксперименте, так и на теоретических представлениях, невозможно без параллельного изучения теории и практического освоения экспериментальных методов. Стоит только отойти от правила проведения эксперимента и начать изучать «слова», резко снижается качество знаний, порой, несмотря на внешнее их благополучие. Ведь химический эксперимент выступает и как объект изучения и как средство обучения. При обучении ребят использую химический эксперимент, как на уроках, так и во внеурочное время - на элективных курсах, при проведении факультативов, в научно-исследовательской деятельности, при подготовке к экзаменам.

В учебном эксперименте, как и в научном, вскрываются объективно существующие отношения, связи между веществами и явлениями. Учебный эксперимент, как правило, должен длиться несколько минут и ограничен рамками урока. Научный эксперимент не имеет строгих ограничений во времени.

Функции химического эксперимента:

1. Познавательная - для усвоения основ химии, постановки и решения практических проблем, выявления значения химии в современной жизни [1].

2. Воспитывающая - для формирования диалектико-материалистического мировоззрения.

3. Развивающая - для приобретения и совершенствования общенаучных и практических умений и навыков.

Формы школьного эксперимента [2]:

1. Демонстрационный.

2. Лабораторные работы.

3. Практические работы.

4. Экспериментальные задачи.

5. Проблемный практикум.

6. Научный эксперимент.

7. Домашний эксперимент.

Требования к школьному эксперименту.

Эксперимент должен быть:

1. Наглядным и выразительным.

2. Доступным для восприятия и убедительным.

3. Безотказным, а оборудование надежным.

4. Безопасным.

5. Целесообразным при включении опытов в определенный этап урока.

6. Иметь доступное объяснение опытов.

7. Учтена возможность повторения эксперимента для корректировки наблюдения и получения достоверных результатов.

8. Экологически безопасным.

В своей педагогической деятельности использую деятельностный подход, эксперимент при этом является важной составляющей. Использование деятельностного подхода в преподавании химии и предполагает, что:

• знание ученик получает не в готовом виде, а созидает его самостоятельно в результате организованной учителем целенаправленной познавательной деятельности;

• за умениями, навыками, развитием и воспитанием ученика стоит действие.

Основной концептуальный подход в выстраивании учебной деятельности

учащегося строю на принципе - ученик активный соучастник учебного процесса, который предполагает включение в процесс обучения интерактивных приемов обучения, при которых обучаемый реализует свои интеллектуальные возможности, включаясь в активный самостоятельный поиск.

Химический эксперимент, применяемый в школьной практике, чаще всего служит подтверждением определенных теоретических положений. Такой иллюстративный эксперимент важен и нужен. Учебный процесс строю в следующем направлении: изучаемый объект (вещества и химические реакции) - химический эксперимент и наблюдение - его осмысление - мысленный образ - материальная модель - знаковая модель. Такой путь познания развивает у школьников определенное мировоззрение и понимание природы человеческого познания.

Для того чтобы ученик смог понять сущность осуществляющегося химического процесса, а затем зашифровать его в знаках, состав действий должен быть адекватным процессу познания сущности реакции: определить исходные вещества; установить возможность реакции между данными веществами(указать какое свойство веществ проявляется, или указать причину реакции); предсказать продукты реакции; составить формулы исходных веществ и продуктов реакции; обосновать и расставить коэффициенты. Учитель при этом является организатором целенаправленной познавательной деятельности ученика.

Основой курса химии является химический эксперимент. На каждом уроке с 8 по 11 класс ищу возможность привнести на урок эксперимент (лабораторные опыты или демонстрационный эксперимент, DVD), подтверждающий то или иное утверждение. Мной разработаны программы факультативных курсов, углубляющие и расширяющие знания учащихся по химии.

Система факультативных курсов разработана таким образом, чтобы учащиеся продолжали свое химическое образование в течение всех лет изучения химии в школе, при этом широко используются экскурсии в вузовские лаборатории и на предприятия.

При выполнении исследовательской работы учащиеся, чаще всего, выходят за рамки школьного учебника и часто работа имеет интегративный характер. Примером могут служить многие исследовательские работы учащихся.

Главное при обучении школьников - это формирование научных познаний на основе самостоятельного анализа явлений, предметов, процессов; желательно стремиться к тому, чтобы учащиеся овладели логическими методами познания. Важно для обучающихся умение выполнять сложные умственные операции - выделение главного, сравнение, доказательство, обобщение, конкретизация, анализ, синтез.

Список литературы

1. Девяткин В.В., Ляхова Ю.М. Химия // Для любознательных или о чем не узнаешь

на уроке. Ярославль, 2000. С. 107.

2. Кузнецова Л.М. Новая технология обучения химии. М.: МНЕМОЗИНА, 2006. С. 8.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.