Научная статья
УДК 94(47+57)
EDN CAZCEU
DOI 10.17150/2411-6262.2024.15(3).992-1000
В.И. Самаруха, А.В. Самаруха ©, Л.В. Санинан
Байкальский государственный университет, г. Иркутск, Российская Федерация
Автор, ответственный за переписку: Л.В. Санина, [email protected]
РОЛЬ ГРАФА М.М. СПЕРАНСКОГО В ОБЕСПЕЧЕНИИ НАЦИОНАЛЬНОЙ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ РОССИЙСКОЙ ИМПЕРИИ
АННОТАЦИЯ. В статье анализируется роль Михаила Михайловича Сперанского в укреплении национальной безопасности Российской империи. Статья включает исторические примеры, подтверждающие эффективность политических реформ и описывает их влияние на национальную безопасность, включая последствия войны 1812 г. и восстания декабристов в 1825 г. Проведено сравнение политических курсов императоров Александра I и Николая I, их воздействие на внутреннюю и внешнюю политику, отмену крепостного права и развитие военных поселений. Анализируются структурные и функциональные изменения, предложенные М.М. Сперанским, и их влияние на управление и политическую стабильность Российской империи. Особое внимание уделяется таким реформаторским инициативам как разработка «Введения к уложению государственных законов», создание Государственного совета и реорганизация министерств. Показана роль финансов в обеспечении безопасности государства и баланса интересов всех слоев общества, рассмотрен вклад М.М. Сперанского в создание нормативной базы и организационных структур, направленных на финансовое управление и контроль, что несомненно способствовало экономической и социальной стабильности государства. Так^ке освещены предложенные Михаилом Михайловичем мероприятия по борьбе с коррупцией и усилению финансовой ревизии в регионах, подчеркнута значимость осмотра и анализа финансовых документов для выявления преступных действий того времени, а также важность проведения бухгалтерских и криминалистических экспертиз. Авторы подчеркивают, что наследие М.М. Сперанского остается актуальным для современной России в контексте реформирования социально-экономических институтов и противодействия коррупции. КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА. М.М. Сперанский, реформа, российская империя, национальная безопасность, общественные преобразования.
ИНФОРМАЦИЯ О СТАТЬЕ. Дата поступления 23 мая 2024 г.; дата принятия к печати 26 августа 2024 г.; дата онлайн-размещения 31 августа 2024 г.
Original article
V.I. Samarukha, A.V. Samarukha , L.V. SaninaH
Baikal State University, Irkutsk, Russian Federation
Corresponding author: L.V. Sanina, [email protected]
THE ROLE OF COUNT M.M. SPERANSKY IN ENSURING THE NATIONAL ECONOMIC SECURITY OF THE RUSSIAN EMPIRE
ABSTRACT. The article analyzes the role of Mikhail Mikhailovich Speransky in strengthening the national security of the Russian Empire. The article includes historical examples confirming the effectiveness of political reforms and describes their impact on national security, including the consequences of the war of 1812 and the Decembrist uprising in 1825. The comparison of the political courses of emperors Alexander I and Nicholas I, their impact on domestic and foreign policy, the abolition of serfdom and the development of military settlements is carried out. The structural
© Самаруха В.И., Самаруха А.В., Санина Л.В., 2024
and functional changes proposed by M.M.. Speransky, as well as their influence on the governance and political stability of the Russian Empire are analyzed. Special attention is paid to such reform initiatives as the development of an "Introduction to the Code of State Laws", the creation of the State Council and the reorganization of ministries. The role of finance in ensuring the security of the state and the balance of interests of all segments of society is shown, the contribution of M.M. Speransky to the creation of a regulatory framework and organizational structures aimed at financial management and control, which undoubtedly contributed to the economic and social stability of the state, is considered. The measures proposed by Mikhail Mikhailovich to combat corruption and strengthen financial auditing in the regions were also highlighted, the importance of examining and analyzing financial documents to identify criminal acts of that time was emphasized, as well as the importance of conducting accounting and forensic examinations. The authors emphasize that the legacy of M.M. Speransky remains relevant for modern Russia in the context of reforming socio-economic institutions and combating corruption. KEYWORDS. M.M. Speransky, reform, Russian Empire, national security, social transformations.
ARTICLE INFO. Received May 23, 2024; accepted August 26, 2024; available online August 31, 2024.
Национальная безопасность (включая военную, экономическую, продовольственную и др.) любой страны выступает стержнем ее существования, обеспечивает экономическую независимость государства, защищенность его интересов в мире, социально-экономическое развитие, повышение уровня жизни и политическую стабильность в обществе [1—4]. Теория национальной безопасности начала развиваться в США в 30-х годах прошлого века, в период правления 32-го Президента США Франклина Рузвельта. Однако это не означает, что правительства различных стран, включая Российскую империю, не уделяли первостепенного внимания национальной безопасности, которая обеспечивает защищенность и суверенитет государства.
Вопросы национальной безопасности в геоэкономическом аспекте, особенно остро возникают, в период рубежных геополитических изменений в мире и связаны с переходом на новые технологические уклады, которые проявляются в военном деле и при агрессивной политике национальных лидеров, претендующих на доминирование на континенте (в мире), организации поработительных захватнических войн.
В начале XIX в. император Франции Наполеон, захватив страны Западной Европы, начал военные приготовления к порабощению Российской империи, организовав мобилизацию военных и финансовых ресурсов, что угрожало потере государственности Российской империи.
«Стоит отметить, что финансы на протяжении всей истории страны непосредственно связаны с ее безопасностью, так как обеспечивают защищенность государственного устройства и существование самого государства в виде специфического блага, способствуют поддержанию баланса интересов всех слоев общества в мирное и особенно в военное время. Однако эта важнейшая функция финансов не рассматривалась исследователями на заре их зарождения и в последующие исторические периоды, а воспринималась как необходимая по умолчанию. На наш взгляд, в общем плане под безопасностью государства чаще всего понимают защищенность от вызовов, рисков, угроз — общенациональных внутренних и внешних, в том числе военных, экономических, финансовых, эпидемиологических, продовольственных (голода), стихийных, а также от народных волнений. Как только финансы не справляются со своей функцией обеспечения национальной, экономической, финансовой безопасности и баланса интересов всех слоев
общества, в государстве происходят народные волнения и возникает угроза революционного свержения власти. Хотя научно-практическое определение дефиниций этих категорий в то время еще не было обосновано (в силу уровня развития экономической науки, производительных сил, производственных, социальных и экономических отношений) под национальной безопасностью следует понимать защищенность суверенитета государства и его общественного строя; под экономической безопасностью — защищенность воспроизводственных процессов с целью обеспечения жизнедеятельности общества знати и простолюдинов (прежде всего едой, одеждой и жильем); под финансовой — формирование бюджета государства в целях реализации его функций: материальное обеспечение высших сословий общества, армии, чиновников, строительство и поддержание государственной инфраструктуры. При этом следует иметь в виду, что данные категории носят исторический характер, и с развитием производительных сил и изменением производственных отношений, а также в связи со сменой государственного строя также меняются их определение и функции» [5].
Следует отметить, что на уровень обеспечения национальной безопасности государства значительное влияние оказывают выдающиеся исторические личности [6]. Такой личностью является Михаил Михайлович Сперанский, который родился 1 (12) января 1772 г. в селе Черкутино Владимирской губернии, окончил Владимирскую семинарию и как лучший ученик был направлен в семинарию при Александро-Невской лавре в Петербурге и в 1792 г., окончив курс, был оставлен в ней в качестве профессора математики, физики и красноречия. В 1795 г. он был назначен префектом (начальником) семинарии. В 1797 г. Сперанский ушел из семинарии и поступил на службу в канцелярию генерал-прокурора.
В 1801 г. М.М. Сперанский получил чин действительного тайного советника и ему было поручено составление государственных указов. В 1803 г. по поручению Александра I, он составил «Записку об устройстве судебных и правительственных учреждений в России», в которой проявил себя как сторонник постепенного преобразования самодержавия в конституционную монархию на основе продуманного плана. В 1803—1807 гг. Михаил Михайлович служил в Министерстве внутренних дел. В эти годы он написал работы, выдвинувшие его в ряд первых политических мыслителей Российской Империи того времени: «Размышления о государственном устройстве империи», «О духе правительства». В 1807 г. он стал статс-секретарем императора, а в 1808 г. сопровождал Александра I в Эрфурт для встречи с Наполеоном Бонапартом.
Как ученый М.М. Сперанский был близок по направлению реформирования управления Российской империи к молодому и образованному Императору Александру I, внуку Императрицы Екатерины II, которая воспитывала его. Поэтому в «1809 г. по поручению Александра I Сперанский составил план государственных преобразований — «Введение к уложению государственных законов». Это был проект реформ, которые должны были быть проведены сверху и сохраняли при этом самодержавную власть царя. В плане Сперанского была разработана стройная система центрального и местного управления, основанная на принципе разделения властей — законодательной, исполнительной и судебной. Вводилась выборность в распорядительные и исполнительные органы власти, но участие в управлении было предоставлено лишь лицам, обладавшим определенным имущественным цензом. Высшим распорядительным органом являлась Государственная дума, на местах — соответственно губернская, уездная и волостная думы. По такому же принципу формировались и органы исполнительной власти. Учреждался также и другой верховный орган, призванный объединить деятельность законодательной, исполнительной и судебной властей, — Государственный совет, законосовеща-
тельное учреждение при императоре. Члены в него не избирались, а назначались самим императором» [7, с. 714]. Александр I признал проект М.М. Сперанского «удовлетворительным и полезным», но некоторые сенаторы, министры и другие высшие сановники считали его слишком радикальным и «опасным». Александр I пошел навстречу их требованиям, и проект был отклонен. Удалось осуществить лишь некоторые направления реформы М.М. Сперанского: 1 (13) января 1810 г. был учрежден Государственный совет, а в 1811 г. завершена реорганизация министерств, что послужило улучшению управления Российской империи. При разработке названных документов М.М. Сперанский важное внимание уделял управлению государственными финансами и целевому их использованию. Как ученый-юрист, он четко прорабатывал вопросы финансового контроля, что становилось барьером для чиновников-казнокрадов. Все его труды были направлены на повышение национальной безопасности Российской империи и стали фундаментом для государственного управления [8—11]. Их основательная и научно обоснованная проработка, внедрение в хозяйственную практику имеют важное значение для реформирования социально-экономических институтов современной Российской Федерации и прежде всего в аспекте борьбы с коррупцией.
В период последовательного проведения масштабных общественно-политических реформ (1801—1812 гг.) статс-секретарем его императорского величества Александра I М.М. Сперанским были внедрены четкие практические мероприятия по усилению государственного финансового контроля, что обеспечило эффективное управление финансовыми ресурсами Российской империи. Благодаря этому, в частности, была осуществлена модернизация артиллерии государства, что позволило подготовиться к войне с Наполеоном и обеспечить победу России в Первой отечественной войне 1812—1814 гг. Однако, проводя принципиальную государственную политику, по борьбе с коррупцией и лихоимством М.М. Сперанский нажил себе немало недругов, которые оболгали его перед императором Александром I, и в результате он в 1812 г. был обвинен в измене и сослан в Нижний Новгород, а затем в Пермь. Опала М.М. Сперанского кончилась в 1816 г., и он был назначен губернатором Пензы, а в 1819 г. — сибирским генерал-губернатором. При этом М.М. Сперанский получил чрезвычайные полномочия для проведения финансовой ревизии местных органов власти.
В 1821 г. его отозвали в Санкт-Петербург для доклада о результатах ревизии и представления разработанного им проекта нового Уложения Сибири, которое содержало предложения по укреплению государственности и экономки Сибири, и было утверждено Государственным советом и рекомендовано для применения.
Война 1812 г. оказала значительное влияние на все стороны жизни Российской империи, породила определенные надежды на перемены и, в первую очередь, на отмену крепостного права, которое сдерживало развитие производительных сил в стране. Ликвидация крепостной зависимости связывалась с необходимостью конституционных ограничений монархической власти. Поэтому, начиная с 1814 г. в стране возникли тайные сообщества гвардейских офицеров на идейной основе, целью которых была реформа управления государством (конституционных ограничений монархической власти) и отмена крепостного права.
После кончины Александра I в декабре 1825 г. членами тайного общества была предпринята попытка государственного переворота, состоявшаяся в Санкт-Петербурге, столице Российской империи, 14 (26) декабря 1825 г. в междуцарствие. Восстание было организовано группой дворян-единомышленников, многие из которых были офицерами гвардии. Они попытались использовать гвардейские части для недопущения вступления на трон Николая I. Восстание было подавлено, и Российская империя была спасена от смуты, хаоса, гражданской войны и возможного распада империи.
В отличии от либерала императора Александра I, Николай I был человеком волевым и последовательным. На рис. показана из сравнительная характеристика деятельности.
Сферы деятельности
Александр I (1801 - 1825)
Политическая
1. Подготовка политической реформы, замена коллегий министерствами, создание Государственного совета
2. Предоставление широкой автономии Царству Польскому и Великому княжеству Финляндскому
3. Появление обществ, салонов.
Социальная
s \
Духовная
ч /
1. Разрешение помещикам отпускать крестьян на волю с землей
2. Отмена крепостного права в Прибалтике
3.Предоставление прав покупать землю дворянам
4. Создание первых военных
1. Открытие учебных заведений для разных сословий
2. Введение образовательного ценза для получения чина
1. Противоречивая, но в целом либеральная политика
Внешнеполитическая
1. .Александр Б ла гословенный, освободитель Европы
Николай 1(1825- 1855)
1.Отказ от политической реформы, опора на бюрократию и личн\то канцелярию
2. Ограничение автономии Царства Польского и Великого княжества Финляндского
3.Разгром декабристов, подавление любых проявлений гражданской активности
1 Палтиативные (незначительные) меры вместо подготовки отмены крепостного права
2.Поддержка дворянского землевладения 3 Реформа государственных крестьян
4.Развертывание системы военных поселений
5.Строительство первых
1. Ограничение возможностей служебной карьеры, особенно в армии для недворян
2. Отмена образовательного ценза, экзамена на чин
1. Военизация учебных заведений, ужесточение цензуры, теория «официальной
1. Николай Палкин, «жандарм Европы», непомерные амбиции привели к крымской катастрофе
Сравнительная характеристика деятельности императоров Александра I и Николая I
После вступления на престол Николая I (декабрь 1825 г.) и разгрома восстания декабристов, М.М. Сперанский вошел членом Верховного уголовного суда над декабристами, а затем возглавил масштабную работу по кодификации законов. Под его руководством были составлены Полное собрание законов Российской империи в 45-ти томах и Свод законов Российской империи в 15-ти томах. В награду за эту работу он получил орден Святого Андрея Первозванного. Ему было поручено императором Николаем I составить свод законов России от правления Алексея Михайловича до Александра I. Эту огромную научную работу он выполнял с 1826 по 1830 г. Она послужила энциклопедией для дальнейшей разработки государственных законов, в том числе по финансовым вопросам.
В XIX столетии в Европе и России четко наметились две тенденции, связанные с обоснованием роли финансов в управлении государством:
— эволюционная — на основе налоговых мероприятий достичь переустройства государства в целях его социальной ориентации (этот путь предлагали Э. де Жирарден, Д.А. Толстой, И.Н. Шилль);
— революционная — использовать налоги и финансы в качестве орудия нападения на владельцев частной собственности (помещиков, фабрикантов, заводчиков, купцов, банкиров), как элемент революционного переворота с целью изменения способа производства (сторонником этого направления был К. Маркс, а в дальнейшем — В.И. Ленин (Ульянов), гениальный мыслитель, общественный и государственный деятель, революционер).
История распорядилась так, что из всех стран Европы только Российская империя пошла революционным путем, поскольку для этого были объективные условия. Самодержавие не желало проводить общественные изменения, адекватные запросам всех классов общества, что сдерживало развитие производительных сил, повышение уровня жизни большинства народа и, соответственно, обусловливало накопление в обществе настроений, направленных против правящего класса (царской бюрократии, буржуазии и помещиков). С опорой на широкие народные массы и при поддержке фанатов свержения царского режима в Российской империи была создана революционная партия во главе с гениальным теоретиком и практиком В.И. Лениным. Царское правительство из-за тотальной коррупции было неспособно организовать последовательную политику по управлению экономикой страны в военное время (в период новых рисков геоэкономических изменений) и обеспечению национальной безопасности, что привело к вакууму власти, свержению царя в результате Февральской (1917 г.) буржуазной революции. При этом возникла новая угроза распада Российской империи. Только благодаря Октябрьской социалистической революции (под руководством партии Большевиков, которые воссоздали армию, которая победила в Гражданской войне и 14 государств интервентов) Российская империя устояла как социалистического государства-преемника — СССР.
Рассматривая задачи и назначение государства, в аспекте национальной безопасности, профессор И.Н. Шилль подчеркивал: «Задача и назначение каждого государственного союза состоит не в том только, чтобы обеспечивать членов его от внешних нападений, как думали прежние юристы и публицисты. Государство не только форма, или среда, для общения между людьми, не только физическая, но и умственная и нравственная сила. Оно в большей или меньшей степени овладевает всем бытием гражданина» [12, с. 153—154]. В этой связи следует отметить, что царское правительство при управлении государством не обеспечило выполнение ни одного из указанных критериев, которые можно отнести к критериям обеспечения национальной, экономической и финансовой безопасности.
Основной задачей теории финансов, на наш взгляд, является создание условий для развития как государства, так и субъектов экономики, а значит, для повышения материального благосостояния населения и обеспечения национальной, экономической, а также финансовой безопасности. Можно сделать вывод о том, что интересы государства и субъектов народного хозяйства, домашних хозяйств сочетаются и балансируются, при этом финансы оказывают определяющее влияние на жизнедеятельность политических режимов.
В табл. 1 дана общественная характеристика Царей России XIX в.
В табл. 2 показаны направления деятельности М.М. Сперанского во внутренней политике Российской империи в 1801—1803 гг.
Таблица 1
Характеристика Царей России 1ХХ в.
Император России Время правления Прозвание
Александр I 1801-1825 Благословенный «Кочующий деспот» «Царь царей»
Николай I 1825-1855 Палкин «Рыцарь самодержавия» «Жандарм Европы»
Александр II 1855-1881 Освободитель Реформатор
Александр III 1881-1884 Миротворец «Мужицкий царь» Контрреформатор
Таблица 2
Деятельность М.М. Сперанского во внутренней политике Российской империи
Период Основные преобразования Характер политики
1801 г. 1. Негласный комитет либеральный
2. Жалованные грамоты дворянству, городам либеральный
3. Начало разрушения крепостничества: - запрет передачи государственных крестьян; - право мещанам и крестьянам покупать земли; - отмена крепостного права в Прибалтике. либеральный
1802 г. 4. Реформа государственных органов: - сенат судебный орган; - коллегии 8 министерств; - учреждение Комитета министров, ограничивающего власть императора либеральный
1803 г. 5. Реформа народного просвещения: - доступность и автономность университетов либеральный
В заключении следует отметить, что М.М. Сперанский валяется выдающимся политическим деятелем России и его труды следует изучать для применения в современной практике внутренней и внешней политики Правительства России.
Список использованной литературы
1. Современные тенденции международных отношений и их влияние на национальную безопасность Российской Федерации в XXI веке / ред. В.Б. Зарудницкий. — Москва : Изд-во Воен. акад. Ген. штаба Вооруженных Сил РФ, 2024. — 648 с. — EDN ICZBAH.
2. Босхолов С.С. В поисках баланса интересов личности, общества и государства в сфере обеспечения национальной безопасности / С.С. Босхолов. — DOI 10.17150/1819-0928.2023.24(3).288-292. — EDN SLOXKS // Академический юридический журнал. — 2023. — Т. 24, № 3 (93). — С. 288-292.
3. Шободоева А.В. Стратегия национальной безопасности РФ и ее вклад в развитие понятийного аппарата общей теории национальной безопасности РФ / А.В. Шободоева. — DOI 10.17150/2411-6262.2016.7(1).17. — EDN VLIBNF // Baikal Research Journal. — 2016. — Т. 7, № 1. — С. 17.
4. Агутин А.В. Стратегия национальной безопасности Российской Федерации и идеология российского уголовного судопроизводства / А.В. Агутин, В.В. Гошуляк, Г.В. Синцов. — DOI 10.17150/2500-4255.2017.11(4).817-823. — EDN ZXFUZV // Всероссийский криминологический журнал. — 2017. — Т. 11, № 4. — С. 817-823.
5. Самаруха В.И. Экономическая и финансовая безопасность России / В.И. Самаруха. — Иркутск : Изд. дом БГУ, 2022. — 195 с.
6. Мироненко С.В. Три российских реформатора (к 250-летнему юбилею М.М. Сперанского) / С.В. Мироненко. — DOI 10.55959/MSU0130-0083-8-2022-6-59-70. — EDN PZFZAV // Вестник Московского университета. Серия 8: История. — 2022. — № 6. — С. 59-70.
7. История России с древнейших времен до начала XXI века / под ред. А.Н. Сахарова. — Москва : АСТ, 2006. — 1742 с.
8. Учение о государственной власти М.М. Сперанского (250-летию со дня рождения посвящается) / Д. В. Алонцева, О. Н. Гришаева, О. А. Лаврищева, Р. В. Тихонов. — DOI 10.31166/VoprosyIstorii202206Statyi04. — EDN YUWKFZ // Вопросы истории. — 2022. — № 6-1. — С. 69-78.
9. Биюшкина Н.И. Проекты М.М. Сперанского о преобразовании системы военного управления Российской империи и их реализация / Н.И. Биюшкина, А.К. Балдин. — DOI 10.18572/2070-2108-2022-6-14-17. — EDN MODFTG // Военно-юридический журнал. — 2022. — № 6. — С. 14-17.
10. Стожко Д.К. Социально-экономические взгляды и реформаторская деятельность М.М. Сперанского / Д.К. Стожко, О.Т. Ергунова, В.Г. Лизунков. — DOI 10.31166/ VoprosyIstorii202202Statyi31. — EDN BRSSTZ // Вопросы истории. — 2022. — № 2-2. — С. 57-66.
11. Упоров И.В. К 200-летию реформы управления сибирскими территориями: организационно-правовой аспект и роль М.М. Сперанского / И.В. Упоров. — EDN EPAEZX // Гуманитарный научный журнал. — 2022. — № 3. — С. 3-10.
12. Шилль И.Н. Современная теория финансов и влияние ее на финансовую администрацию в западноевропейских государствах / И.Н. Шилль. — Санкт-Петербург : тип. Э. Праца, 1860. — 263 с.
References
1. Zarudnitskii V.B. (ed.). Current Trends in International Relations and Their Impact on the National Security of the Russian Federation in the 21st Century. Moscow, Military Academy of General Staff of the Armed Forces of Russian Federation Publ., 2024. 648 p. EDN: ICZBAH.
2. Boskholov S.S. Seeking a Balance Between the Interests of the Individual, Society and the State in Ensuring National Security. Akademicheskii yuridicheskii zhurnal = Academic Law Journal, 2023, vol. 24, no. 3, pp. 288-292. (In Russian). EDN: SLOXKS. DOI: 10.17150/1819-0928.2023.24(3).288-292.
3. Shobodoyeva A.V. Strategy of RF National Security and its Contribution to Developing Conceptual Framework of General Theory RF National Security. Baikal Research Journal, 2016, vol. 7, no. 1, pp. 17. (In Russian). EDN: VLIBNF. DOI: 10.17150/2411-6262.2016.7(1).17.
4. Agutin A.V., Goshulyak V.V., Sintsov G.V. The National Security Strategy of the Russian Federation and the Ideology of Russian Criminal Legal Proceedings. Vserossiiskii krimino-logicheskii zhurnal = Russian Journal of Criminology, 2017, vol. 11, no. 4, pp. 817-823. (In Russian). EDN: ZXFUZV. DOI: 10.17150/2500-4255.2017.11(4).817-823.
5. Samarukha V.I. Economic and Financial Security of Russia. Irkutsk, Baikal State University Publ., 2022. 195 p.
6. Mironenko S.V. Three Russian Reformers (to the 250th Anniversary of M.M. Speransky). Vestnik Moskovskogo universiteta. Seriya 8: Istoriya = Moscow University Bulletin. Series 8: History, 2022, no. 6, pp. 59-70. (In Russian). EDN: PZFZAV. DOI: 10.55959/MSU0130-0083-8-2022-6-59-70.
7. Sakharov A.N. (ed.). The History of Russia from Ancient Times to the Beginning of the 21st Century. Moscow, AST Publ., 2006. 1742 p.
8. Alontseva D.V., Grishaeva O.N., Lavrishcheva O.A., Tikhonov R.V. The Doctrine of State Power of M.M. Speransky (Dedicated to the 250th Anniversary of His Birth). Voprosy istorii = Issues of History, 2022, no. 6-1, pp. 69-78. (In Russian). EDN: YUWKFZ. DOI: 10.31166/VoprosyIstorii202206Statyi04.
9. Biyushkina N.I., Baldin A.K. M.M. Speransky's Projects on Reformation of the System of Military Administration of the Russian Empire and the Implementation Thereof. Voenno-yu-ridicheskii zhurnal = Military Juridical Journal, 2022, no. 6, pp. 14-17. (In Russian). EDN: MODFTG. DOI: 10.18572/2070-2108-2022-6-14-17.
10. Stozhko D.K., Ergunova O.T., Lizunkov V.G. Socio-Economic Views and Reform Activities of M.M. Speransky. Voprosy istorii = Issues of History, 2022, no. 2-2, pp. 57-66. (In Russian). EDN: BRSSTZ. DOI: 10.31166/VoprosyIstorii202202Statyi31.
11. Uporov I.V. To the 200th Anniversary of the Reform of the Management of the Siberian Territories: Organizational and legal Aspect and the role of M.M. Speransky. Gumanitarnyi nauchnyi zhurnal = Humanitarian Scientific Journal, 2022, no. 3, pp. 3-10. (In Russian). EDN: EPAEZX.
12. Shill I.N. Modern Theory of Finance and Its Influence on Financial Administration in Western European States. Saint Petersburg, Eh. Prats Publ., 1860. 263 p.
Авторы
Самаруха Виктор Иванович — доктор экономических наук, профессор, заслуженный деятель науки Российской Федерации, профессор кафедры мировой экономики и экономической безопасности, Байкальский государственный университет, г. Иркутск, Российская Федерация, [email protected], SPIN-код: 8483-3052, AuthorID РИНЦ: 106515.
Самаруха Алексей Викторович — доктор экономических наук, профессор, исполняющий обязанности заведующего кафедрой экономики предприятия и предпринимательской деятельности, Байкальский государственный университет, г. Иркутск, Российская Федерация, [email protected], © https://orcid.org/0000-0002-5885-619X, SPIN-код: 2345-0654, Scopus Author ID: 56578542900, ResearcherID: G-3067-2018.
Санина Людмила Валерьевна — кандидат экономических наук, доцент, доцент кафедры мировой экономики и экономической безопасности, Байкальский государственный университет, г. Иркутск, Российская Федерация, [email protected], SPIN-код: 63954901, Scopus Author ID: 57191416054, ResearcherID: ABI-1902-2020.
Authors
Victor I. Samarukha — D.Sc. in Economics, Honored Science Worker of the Russian Federation, Professor, Department of World Economy and Economic Security, Baikal State University, Irkutsk, Russian Federation, [email protected], SPIN-Code: 8483-3052, AuthorID RSCI: 106515.
Alexey V. Samarukha — D.Sc. in Economics, Professor, Acting Head of the Department of Enterprise Economics and Entrepreneurship, Baikal State University, Irkutsk, Russian Federation, [email protected], © https://orcid.org/0000-0002-5885-619X, SPIN-Code: 2345-0654, Scopus Author ID: 56578542900, ResearcherID: G-3067-2018.
Liudmila V. Sanina — PhD in Economics, Associate Professor, Department of World Economics and Economic Security, Baikal State University, Irkutsk, Russian Federation, [email protected], SPIN-Code: 6395-4901, Scopus Author ID: 57191416054, ResearcherID: ABI-1902-2020.
Вклад авторов
Все авторы сделали эквивалентный вклад в подготовку публикации. Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.
Contribution of the Authors
The authors contributed equally to this article. The authors declare no conflicts of interests.
Для цитирования
Самаруха В.И. Роль графа М.М. Сперанского в обеспечении национальной экономической безопасности Российской империи / В.И. Самаруха, А.В. Самаруха, Л.В. Санина. — DOI 10.17150/2411-6262.2024.15(3).992-1000. — EDN CAZCEU // Baikal Research Journal. — 2024. — Т. 15, № 3. — С. 992-1000.
For Citation
Samarukha V.I., Samarukha A.V., Sanina L.V. The Role of Count M.M. Speransky in Ensuring the National Economic Security of the Russian Empire. Baikal Research Journal, 2024, vol. 15, no. 3, pp. 992-1000. (In Russian). EDN: CAZCEU. DOI: 10.17150/2411-6262.2024.15(3).992-1000.