СЛОВО СОИСКАТЕЛЮ УЧЕНОЙ СТЕПЕНИ
Е. Б. Артемьева
РОЛЬ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПУБЛИЧНОЙ НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКОЙ БИБЛИОТЕКИ СИБИРСКОГО ОТДЕЛЕНИЯ РОССИЙСКОЙ АКАДЕМИИ НАУК В РАЗВИТИИ РЕГИОНАЛЬНОЙ СИСТЕМЫ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Рассматривается деятельность крупнейшей научной библиотеки сибирско-дальневосточного региона в сфере дополнительного профессионального образования.
Ключевые слова: образование, кадры, повышение квалификации, библиотеки, электронные ресурсы
The article considers the activity of the largest scientific library of the Siberian-far eastern region in the sphere of supplementary professional education.
Keywords: education, stuff, advanced training, libraries, electronic resources
Происходящие изменения в библиотечно-информационной сфере требуют соответствующего развития кадровой базы. В связи с этим целесообразно изучение кадровых ресурсов библиотек, результатов деятельности действующей системы повышения квалификации в целях формирования адекватной системы дополнительного профессионального образования. В сибирском регионе такой деятельностью занимается Государственная публичная научно-техническая библиотека Сибирского отделения Российской академии наук (ГПНТБ СО РАН):
• осуществляет подготовку научных кадров высшей квалификации через аспирантуру, докторантуру, стажировки; организует повышение квалификации работников ГПНТБ СО РАН;
• оказывает услуги в сфере научных кадров другим физическим и юридическим лицам и осуществляет переподготовку и повышение квалификации библиотечных работников региона;
• осуществляет сотрудничество с высшими учебными заведениями по вопросам проведения научных исследований, подготовки кадров и в целях оптимизации информационного обеспечения научнообразовательного комплекса региона [8].
Акцентируем внимание на системе повышения квалификации библиотечных работников. С 1998 г. в структуре ГПНТБ СО РАН действует Сибирский региональный библиотечный центр непрерывного образования, созданный в целях консолидации библиотек и других государственных, учебных и общественных организаций, профессионально связанных с подготовкой и повышением квалификации библиотечных кадров. Основными его задачами являются:
• обеспечение непрерывности образования; повышение профессионального, образовательного и культурного уровня библиотечных работников Сибири;
• координация деятельности библиотек и учебных заведений в плане повышения квалификации и профессиональной переподготовки;
• оказание помощи библиотекам, информационным учреждениям и организациям региона дополнительными образовательными услугами, учебнометодическими и научными разработками;
• содействие сокращению расходов библиотек на обучение персонала и др.
В 2002 г. Министерством культуры РФ была разработана Концепция дополнительного профессионального образования России, согласно которой Сибирский региональный библиотечный центр непрерывного образования ГПНТБ СО РАН был объявлен головным центром дополнительного профессионального библиотечного образования Сибирского федерального округа [6]. Заметим, что центр распространяет свою деятельность и на библиотеки Уральского и Дальневосточного федеральных округов.
Можно констатировать, что центр ГПНТБ СО РАН ведет почти всю работу, которая была прописана в Концепции:
• осуществляет профессиональную переподготовку работников библиотек, не имеющих высшего библиотечного образования;
• организует курсы повышения квалификации и другие образовательные акции по актуальным направлениям модернизации библиотечного дела региона;
• создает и поддерживает информационнометодическую базу образовательных процессов с обеспечением электронного доступа к ее ресурсам;
• организует ресурсный центр дистанционного образования для сотрудников библиотек Сибирского федерального округа;
• оказывает научно-методическую и консультативную помощь библиотечным учреждениям региона в организации образовательных мероприятий, разработке учебных планов и программ.
На деятельность в сфере дополнительного профессионального образования ГПНТБ СО РАН все эти годы имеет лицензию Министерства образования,
17
науки и инновационной политики Новосибирской области (последняя получена 16 августа 2010 г. сроком на 6 лет). Обучающие мероприятия центра - Высшие библиотечные курсы (ВБК) для специалистов с высшим непрофильным образованием (учебная программа рассчитана на 300 академических часов) и краткосрочные курсы повышения квалификации (72 часа). За 1998-2010 гг. слушателями обучающих мероприятий центра стали 5154 человека: на ВБК - 316 человек и 4838 - на краткосрочных курсах.
На ВБК обучаются специалисты с высшим небиблиотечным образованием - в основном с педагогическим, но есть и выпускники технических, сельскохозяйственных, строительных и даже медицинских вузов. Не секрет, что в библиотеках работает достаточное число таких специалистов, это уже стало устойчивой тенденцией.
Поскольку курсы были созданы в 1960-х гг. по решению бюро Президиума Сибирского отделения Академии наук СССР для повышения квалификации «своих специалистов», в первые годы на них обучались только сотрудники академических библиотек, в частности библиотек научно-исследовательских учреждений Новосибирского научного центра и головной библиотеки - ГПНТБ. С 1964 по 1997 г. переподготовку прошли 268 специалистов. Численность каждой группы составляла в среднем 15 человек. С 1998 г. на ВБК обучаются сотрудники не только из академических, но и из общедоступных публичных, школьных, вузовских, специальных библиотек Новосибирска. С 2003 г. деятельностью курсов заинтересовался Комитет по культуре и искусству мэрии г. Новосибирска - стала работать система творческого заказа, предусматривающая ежегодное централизованное направление 10 сотрудников общедоступных публичных библиотек города на ВБК с полной оплатой их обучения. В 2008 г. Департамент культуры Новосибирской области продолжил эту традицию - на курсы было направлено 12 сотрудников областных библиотек.
В начале XXI в. ГПНТБ СО РАН начала проводить выездные ВБК - в 2002, 2003 и 2009 гг. курсы были организованы на базе Национальной библиотеки Республики Хакасия (г. Абакан).
Средняя численность группы в последние годы (1998-2010 гг.) составила 26 человек (см. табл. 1)1. Большой приток специалистов наблюдался в 2008 г., что связано с повышением оплаты труда сотрудникам библиотек, имеющим библиотечное образование.
Обучаются на курсах сотрудники от 25 до 50 лет, средний возраст в разные годы - 35-39 лет. По мнению выпускников, ВБК - очень действенная форма повышения квалификации; такое обучение позволяет составить целостное представление о библиотеке как системе, получить профессиональные знания по комплексу библиотечных дисциплин. Курсы способствуют адаптации, закреплению в профессии, эффективному «встраиванию» в систему библиотечного дела, личностному и профессиональному росту. Ряд выпускников считает, что курсы формируют работника с квалификацией широкого профиля, руководителя производства; помогают «найти нужному работнику нужное место». В какой-то мере можно говорить и о ротации кадров. Известно, что если сотрудник организации меняет несколько рабочих мест, относящихся к кругу родственных специальностей, то при этом он формируется как специалист с глубоким и всесторонним знанием производства, способный эффективно участвовать в трудовой кооперации со своими коллегами.
Обучение, несомненно, предполагает общение слушателей с преподавателями - ведущими специалистами в области библиотечного дела, или, как говорят сами слушатели, «с профессиональной элитой, людьми, увлеченными и преданными своей
1 Автор благодарит методиста А. Л. Полякову за помощь в сборе и уточнении статистических данных.
Таблица 1
Численность слушателей ВБК ГПНТБ СО РАН, 1998-2010 гг._________________________________
Библиотеки Учебный год Всего
§ § 9 9 9 1 5 § § в 1 в 2002/2003 2003/2004 2004/2005 0 0 0 2 2006/2007 08 0 § 0 0 2 2008/2009 2009/2010
Областные и общедоступные публичные 10 5 5 34 34 10 10 10 10 10 46 17 201
Вузовские 0 1 1 7 7 5 1 3 3 2 2 0 32
Академические 9 6 6 3 7 5 4 2 10 3 5 6 66
Специальные 0 2 3 0 0 2 2 2 0 0 0 6 17
Всего 19 14 15 44 48 22 17 17 23 15 53 29 316
18
профессии», что многим дает импульс к творчеству, приводит к осознанию значимости этой профессии для общества.
Важно, с точки зрения слушателей, что курсы организованы на базе ГПНТБ СО РАН - крупнейшей научной библиотеки азиатского региона, имеющей уникальный фонд, в том числе редких книг и рукописей; являющейся научным информационным центром Сибири, научно-исследовательским институтом в области библиотековедения, библиографоведения и книговедения, учреждением дополнительного профессионального образования, где действует Сибирский региональный библиотечный центр непрерывного образования, аспирантура, докторантура, диссертационный совет по защите кандидатских диссертаций по специальности «Библиотековедение, библиографоведение и книговедение». На базе ГПНТБ СО РАН обучаются студенты Новосибирского государственного педагогического университета (кафедра социально-культурной и библиотечной деятельности), и студенты-филологи Новосибирского государственного университета. Обучению способствует вся атмосфера библиотеки. В ходе обучения происходит осознание значимости библиотечного дела, укрепление положительного имиджа библиотечной профессии. Как отмечают выпускники ВБК, многое дает совместная деятельность слушателей курсов - сотрудников, работающих в библиотеках разных организационно-правовых форм, что немаловажно и для профессионального становления, и дальнейшей деятельности в библиотечном сообществе [2].
Слушателями краткосрочных курсов повышения квалификации являются работники центральных библиотек субъектов РФ (областных, краевых, национальных библиотек республик) и муниципальных публичных библиотек; а также вузовских, академических, специальных (см. табл. 2).
Как видим, больше всего на краткосрочных курсах обучается представителей областных (научных, юношеских, детских) и муниципальных публичных библиотек, что закономерно - это самая разветвленная сеть библиотек.
Наиболее актуальные темы краткосрочных курсов (стажировок): «Новые информационные технологии»; «Технологии ИРБИС»; «Интернет в информационно-
библиотечном обслуживании»; «Экономика библиотечной деятельности»; «Библиотечно-библиографическая деятельность в современных условиях»; «Современные тенденции книгоиздания и книгораспространения и их влияние на технологию комплектования. Стратегия формирования фондов библиотек в современных условиях»; «Организация работы с электронными ресурсами в библиотеке»; «Теория и практика в обеспечении сохранности библиотечных фондов. Фазовая консервация документов»; «Технологический менеджмент в библиотеке».
Напомним, что в Концепции дополнительного профессионального образования [6] прописана координационная деятельность центра с учреждениями дополнительного профессионального образования Сибирского и других федеральных округов. В связи с этим, как мы указывали, центр и осуществляет практически всю работу. Наладить координационную деятельность оказалось делом непростым... Анализируя, чем занимаются другие учреждения, формируем фактографическую БД «Лектор», содержащую сведения о работающих в вузах и библиотеках РФ лекторах-преподавателях, программах обучающих курсов; ведем БД «Учреждения библиотечного образования РФ», включающую сведения обо всех учебных заведениях России, осуществляющих подготовку и повышение квалификации специалистов по библиотечно-информационной деятельности; получаем информацию из региональных центров повышения квалификации (Красноярского, Омского, Томского), центров повышения квалификации при областных научных библиотеках (напр., Новосибирской и Томской); принимаем заявки на проведение обучающих мероприятий в библиотеках не только Сибирского, но Дальневосточного и Уральского федеральных округов. Можем предположить, какие темы, разработанные ГПНТБ СО РАН, могут быть востребованы. Слушателями курсов повышения квалификации центра непрерывного образования ГПНТБ СО РАН за эти годы являлись сотрудники библиотек всех субъектов СФО; приезжали на кратковременные обучающие мероприятия и специалисты Уральского и Дальневосточного федеральных округов. Активно используется такая форма, как выездные курсы на базе библиотек территорий.
Таблица 2
Количество слушателей краткосрочных курсов повышения квалификации из библиотек _________________разных организационно-правовых форм, 1998-2010 гг._____________________________
Библиотеки Годы Все- го
1998 9 1 в в 1 в в гоог 2003 2004 2005 в в 2 к в в 2 2008 2009 2010
Областные 23 62 116 20 74 70 110 73 99 112 109 50 74 992
Муниципальные 56 86 231 96 119 77 191 245 125 198 216 47 63 1750
Вузовские 20 15 136 44 156 64 84 89 70 96 114 98 67 1053
Академические 44 25 80 84 82 35 79 60 38 78 40 40 53 738
Специальные 17 12 23 25 14 24 26 28 23 35 27 27 24 305
Всего 160 200 586 269 445 270 490 495 355 519 506 262 281 4838
19
Чтобы работа библиотек и центров повышения квалификации в сфере дополнительного профессионального образования на региональном уровне осуществлялась не так хаотично, как сейчас, а в соответствии с профессиональной логикой и социальной целесообразностью, необходимо создание механизма, предусматривающего информирование о действиях друг друга (вузов, центров, библиотек) и в сфере дополнительного профессионального образования. Информирование можно обеспечивать через библиотечные сайты, порталы. Организацией навигатора по образовательным структурам библиотек, вузов, учреждений дополнительного профессионального образования, профильным образовательным ресурсам сейчас и занимается центр [4].
ГПНТБ осуществляет информационно-методическое обеспечение деятельности профильных учреждений в сфере дополнительного профессионального образования [1; 3; 5; 7]. Здесь формируются «Базы данных и учебно-методические комплексы по библиотечно-информационной деятельности» [7; 9], которые входят составной частью в электронную библиотеку ГПНТБ СО РАН. Они включают:
• две библиографические БД: «Труды сотрудников ГПНТБ СО РАН», «Статьи по библиотековедению, библиографоведению, книговедению и информатике» (ведутся с 1992 г.);
• две фактографические БД, о которых мы уже упоминали: «Лектор», «Учреждения библиотечного образования РФ» (ведутся с 2003 г.; первая включает сведения о лекторах - преподавателях вузов и учреждений дополнительного профессионального образования; вторая - сведения обо всех образовательных учреждениях РФ, осуществляющих подготовку, повышение квалификации и переподготовку библиотечных кадров; активные ссылки на сайты этих учреждений);
• две полнотекстовые БД: «Учебники» (ведется с 1999 г.; содержит тексты учебно-методических пособий, разработанных сотрудниками ГПНТБ СО РАН) и «Издания ГПНТБ СО РАН» (тексты монографий, сборников научных трудов, изданных в библиотеке).
Центр формирует два учебно-методических ком -плекса: «Обучающие семинары» (с 2004 г.; представлены материалы свыше 30 семинаров: краткое описание мероприятий, учебные программы, лекции-презентации) и «Высшие библиотечные курсы» (с 2004 г.; включает учебные программы, лекции-презентации, списки рекомендуемой литературы, в том числе тексты учебных пособий, профильных статей, доступных в Интернете, по 15 дисциплинам библиотечного профиля). Последний комплекс может рассматриваться как краткий конспект лекций и материалов для студентов, обучающихся по профильной специальности.
Кроме того, в электронную библиотеку входит навигатор по профессиональным ресурсам (здесь можно найти ГОСТы, законодательные акты, электронные пе-
риодические издания, другие материалы, находящиеся в свободном доступе в Интернете) [3; 5; 7].
Все электронные ресурсы, генерируемые ГПНТБ СО РАН, систематически актуализируются и имеют свободный доступ в Интернете. Данные материалы могут быть использованы для информационного сопровождения научных исследований в области библиотековедения, библиографоведения, книговедения и информационно-библиотечной деятельности и при организации и проведении научно-методической работы, образовательной деятельности. Спрос на эти ресурсы достаточно высок, о чем свидетельствует и статистика. Так, например, ресурсы электронного учебно-
методического комплекса «Обучающие семинары» за август 2010 г. были востребованы 239 раз (заметим, что это летний месяц, учебный год еще не начался), а в сентябре уже было 390 посетителей, которые осуществили 698 просмотров. В декабре 2010 г. ресурсы учебнометодического комплекса «Обучающие семинары» были просмотрены свыше 1000 раз 313 посетителями (см. рис. 1), а ресурсы «Высших библиотечных курсов» были востребованы 782 посетителями, которые осуществили 1875 просмотров (см. рис. 2).
Учебно-методический комплекс “Обучающие
семинары" (ЬШ)://у^г>у.5р51.П5С.то/ууц1/оЬ5ет1п/оЬ5УУ1п/о таех.НгтП
Вчера 11 И 20
Дкабрь 313 463 1 060
(•аиисотсмасаЬш ♦ — я?— Г^г ..
\ /\ /\ /\Л /
, ^ ^ ~ |м"*
Рис. 1. Статистика посещаемости учебно-методического комплекса «Обучающие семинары», декабрь 2010г., 12 января 2011 г.
Высшие библиотечные курсы (http://www.spsl.nscгиУууш/у шдех.Ь&Ы)
«луч т*п>п Каиам
Вчера 46 48 83
Декабрь 782 1 099 1 875
Рис. 2. Статистика посещаемости учебно-методического комплекса «Высшие библиотечные курсы», декабрь 2010г., 12января 2011 г.
В настоящее время доступ к электронным ресурсам ГПНТБ СО РАН можно получить, как мы уже указывали, с сайтов ГПНТБ СО РАН и Российской библиотечной ассоциации (РБА), со страницы секции библиотечной профессии, кадров и непрерывного образования. Именно этот портал становится трибуной
20
для обмена различными материалами учреждений библиотечного образования всех федеральных округов РФ по нашей специальности.
Главные принципы, которыми руководствуется Сибирский региональный библиотечный центр непрерывного образования:
• открытость системы образования;
• доступность образовательных ресурсов.
Констатируя наличие в ГПНТБ СО РАН многообразных образовательных ресурсов по библиотечноинформационному делу, необходимо отметить, что
перспективы развития дополнительного профессионального образования лежат в сфере системного оформления и создания управляемой полноценной дистанционной обучающей среды, чем библиотека занята в настоящее время.
Проект напрямую связан с долгосрочными задачами ГПНТБ СО РАН - включить научные библиотеки в открытую региональную систему непрерывного библиотечного образования, согласовать их деятельность между собой и учебными заведениями, осуществляющими подготовку библиотечных кадров.
1. Артемьева, Е. Б. Библиотечное образовательное пространство Сибирского федерального округа / Е. Б. Артемьева, А. Л. Полякова // Кадровый потенциал библиотек: сб. науч. тр. - Новосибирск, 2006. - С. 65-76.
2. Артемьева, Е. Б. Высшие библиотечные курсы Государственной публичной научно-технической библиотеки Сибирского отделения Российской академии наук / Е. Б. Артемьева // Библиотекарь: Выбор профессии: мастер-класс проф. Ю. Н. Столярова. - М., 2010. - С. 34-40.
3. Артемьева, Е. Б. Образовательные ресурсы Сибирского регионального библиотечного центра непрерывного образования Государственной публичной научно-технической библиотеки Сибирского отделения Российской академии наук / Е. Б. Артемьева // Библиотека как центр сохранения, развития и продвижения культурных ценностей: материалы межрегион. науч.-практ. конф. Новосибирск, 9-12 нояб. 2009 г - Новосибирск, 2010. - С. 131-133.
4. Артемьева, Е. Б. Сетевые ресурсы по библиотечно-информационной деятельности и возможность их использования в учебном процессе вузов и учреждений дополнительного профессионального образования / Е. Б. Артемьева // Информационнокоммуникационные технологии в системе культурно-цивилизационных преобразований: материалы всерос. науч. конф. (Челябинск, 21 окт. 2010 г) / М-во культуры РФ; Челяб. гос. акад. культуры и искусств; под общ. ред. Т Ф. Берестовой. - Челябинск, 2010. - С. 238-244.
5. Артемьева, Е. Б. Электронные ресурсы для дистанционного образования библиотечных специалистов / Е. Б. Артемьева, Г. Б. Паршукова // Электронные ресурсы библиотек региона: материалы регион. науч.-практ. конф. (г Новосибирск, 24-28 сент. 2007 г). - Новосибирск, 2008. - С. 258-261.
6. Концепция дополнительного профессионального библиотечного образования в Российской Федерации // Молодые в библ. деле. - 2003. - № 1. - С. 10-22.
7. Организационно-технологическая документация ГПНТБ СО РАН: система электронных каталогов и баз данных / Гос. пуб-лич. науч.-техн. б-ка Сиб. отд-ния Рос. акад. наук; [отв. ред. Р. А. Черныхаева]. - 2-е изд., перераб. и доп. - Новосибирск, 2005. - 50 с.
8. Устав Учреждения Российской академии наук Государственной публичной научно-технической библиотеки Сибирского отделения РАН [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.spsl.nsc.ru/win/ustav.html.
9. Учебно-методические комплексы по библиотечно-информационной деятельности (ЭБ ГПНТБ СО РАН) [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.spsl.nsc.ru/win/nelbib/index_2i4.html.
21