< >
о о
Малькевич А. А.
Роль государственной информационной политики в социально-экономической стабилизации Северного Кавказа
Малькевич Александр Александрович
Доцент кафедры связей с общественностью и массовых коммуникаций СПбГЭУ
Продюсер Форума СМИ Северного Кавказа
Президент группы «КЧР Медиа»
Кандидат политических наук, доцент
alexander.malkevich@gmail .com
РЕФЕРАТ
В данной статье рассмотрена роль информационной политики государства в формировании идеологических постулатов и мировоззрения населения с ярко выраженными этнонациональными чертами. В материалах статьи проанализировано существующее положение средств массовой информации в регионе Северного Кавказа, описаны влияние наиболее востребованных информационных каналов и их деятельность с учетом характерных для региона этнокультурных и природно-экономических факторов. В статье приведены примеры усиления значимости информационного воздействия на общественно-политическую позицию представителей народов Северного Кавказа в периоды обострения экстремизма в регионе. Показаны необходимость и неотложность принятия федеральным центром мер по выстраиванию активной и системной информационной политики на территории Северо-Кавказского федерального округа.
КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА
Северный Кавказ, информационное пространство, экстремизм, стабилизация, СМИ, масс-медиа
Malkevich A. A.
The Role of the State Information Policy in Social and Economic Stabilization of the North Caucasus
Malkevich Alexander Alexandrovich
Associate Professor of the Chair of Public Relations and Mass Communications
Saint-Petersburg State Economic University
Producer of the Media Forum of the North Caucasus
President of the Karachay-Cherkessia MediaGroupe
PhD in Political Sciences, Associate Professor
ABSTRACT
In the article the role of information policy of the state in formation of ideological postulates and outlooks of the population with pronounced ethnonational lines is considered. In the materials of the article the existing provision of mass media in the region of the North Caucasus is analyzed, influence of the most demanded information channels and their activity taking into account characteristic for the region ethnocultural and natural economic factors is described. In the article examples of strengthening of the importance of information impact on a political position of representatives of the people of the North Caucasus during the periods of an aggravation of extremism in the region are given. Need and urgency of acceptance by the federal center of measures for forming of active and system information policy in the territory of North Caucasus federal district is shown.
KEYWORDS
North Caucasus, information space, extremism, stabilization, mass media
Процесс демократических реформ в России в начале 1990-х гг. охватил все сферы жизни россиян без исключения. Серьезно изменилось отношение российского общества к информационному пространству. Изменение информационной среды новой
демократической России было столь же глобальным, как и реформирование всего о государственного строя. Существенно изменилось отношение россиян и к качеству ^ преподносимой им информации, претерпели существенные изменения требования, ^ предъявляемые обществом к профессиональным качествам работников сферы масс- Е^ медиа; в нашу жизнь вошли электронные СМИ. ^
Политические лидеры реформ должны были сформировать новое информационное пространство новой России, построенное на принципах открытости, демократии о и интеграции страны в мировое сообщество. Но не всем регионам удалось полностью о реализовать заявленные концепции изменений. Так, в республиках Северного Кав- < каза общегосударственное реформирование информационной политики и переход ^ к демократическим преобразованиям привели к созданию в регионе замкнутого х информационного пространства, а политическая напряженность в республиках, об- 2 разующих Северо-Кавказский федеральный округ, наполнила его тревожным, про- н-экстремистским, разжигающим межнациональную и межконфессиональную рознь ^ контентом. Изучением влияния созданного информационного поля на развитие си- щ туации в регионе занимается в настоящее время довольно много специалистов в области политологии, информационных и PR-технологий, но тем не менее серьезных трудов с рабочими выводами, способных на практике изменить происходящие в регионе события, не так много.
Степень научной разработанности проблемы в свете ее актуальности на сегодняшний день можно характеризовать как недостаточную. Особенность реализации общегосударственной информационной политики в регионе Северного Кавказа и степень ее влияния на стабилизацию ситуации в регионе необходимо рассматривать с точки зрения пересечения проблемных полей состояния государственной информационной политики России на современном этапе; этнопо-литической особенности рассматриваемого региона и геополитических интересов мировых, федеральных и региональных политических субъектов, реализуемых через информационные стратегии (стратегии обеспечения безопасности, с одной стороны, и стратегий — катализаторов конфликтогенного потенциала региона, с другой).
Исследовательская работа по данной проблеме в едином концепте автору на сегодняшний день не известна, что обуславливает несомненную новизну подхода. Наиболее близкой к рассматриваемой теме является работа М. М. Кумыковой, рассматривающей роль информационной политики в развитии республик Северного Кавказа [2]. Также близки к тематике труды авторов, исследующих влияние современных средств массовой информации на процесс урегулирования ситуации на Северном Кавказе. Труды таких авторов, как Н. П. Свенцицкая, Е. М. Паленая, П. П. Зети, приведены в виде опорных цитат.
К наиболее известным исследователям данной тематики можно отнести также таких специалистов, как директор Института этнологии и антропологии Российской академии наук В. А. Тишков [10; 12], профессор Пятигорского государственного лингвистического университета М. А. Аствацатурова [1]; заведующий кафедрой истории и теории журналистики Северо-Кавказского федерального университета О. И. Лепилкина и др. [3].
Исследованиями проблем информационной безопасности Северного Кавказа успешно занимаются такие авторы, как заведующий кафедрой политологии и политического управления Кубанского государственного университета В. М. Юрченко [8], главный научный сотрудник отдела политологии и конфликтологии Института социально-экономических и гуманитарных исследований ЮНЦ РАН И. В. Юрченко [13], организатор и научный руководитель Института социально-экономических и гуманитарных исследований Южного научного центра РАН член Президиума РАН академик Г. Г. Матишов [5; 6].
о Наиболее полное и точное описание современного состояния государственной
^ информационной политики России нам удалось встретить в работах А. В. Манойло
^ о государственной информационной политике в особых условиях [4] и в работе ЕЗ Е. П. Тавокина о системных основах государственной информационной политики [11].
о
о
Выводы, полученные в ходе нашего исследования, легли в основу оценки текущего состояния региональных СМИ и смогут в дальнейшем послужить базой для выбора опорных медиа-площадок для реализации государственной информационной политики в регионе.
На сегодняшний день процесс стабилизации ситуации на Северном Кавказе и усиление российской государственности в регионе имеют первостепенную важность как в федеральном, так и в мировом масштабе. И без серьезного системного реформирования государственной информационной политики решить задачи по установлению мира на Северном Кавказе нельзя.
Корни проблематики формирования региональной информационной государственной политики следует искать в проблемном поле общероссийской информационной политики. На сегодняшний день в Российской Федерации понятие государственной информационной политики законодательно не закреплено. Существует общепринятый термин, характеризующий государственную информационную политику как комплекс политических, правовых, экономических, социально-культурных и организационных мероприятий государства, направленный на обеспечение конституционного права граждан на доступ к информации. Но этот термин скорее носит общий характер, объединяя в себе очевидные характеристики. Частично данное определение отражается в исследовательских и научных трудах, но все вышеперечисленное не носит системного характера и не формируется на государственном общероссийском уровне.
На сегодняшний день государством лишь сформулированы интересы в информационной сфере. Обобщенный вариант государственных информационных интересов представлен в Доктрине информационной безопасности Российской Федерации, являющейся сводом официальных взглядов на политику информационной безопасности. Указанная доктрина служит скорее основой для формирования политики в области обеспечения информационной безопасности России, базой для подготовки и принятия законодательных актов в информационной сфере национальной безопасности: «Интересы государства в информационной сфере заключаются в создании условий для гармоничного развития российской информационной инфраструктуры, для реализации конституционных прав и свобод человека и гражданина в области получения информации и пользования ею в целях обеспечения незыблемости конституционного строя, суверенитета и территориальной целостности России, политической, экономической и социальной стабильности, в безусловном обеспечении законности и правопорядка, развитии равноправного и взаимовыгодного международного сотрудничества. На основе национальных интересов Российской Федерации в информационной сфере формируются стратегические и текущие задачи внутренней и внешней политики государства по обеспечению информационной безопасности»1.
Позволим себе сформулировать свое видение дефиниции «государственная информационная политика». На наш взгляд, это комплекс политических, правовых, экономических, социально-культурных и организационных мероприятий государства, проводимый с использованием технических средств и информационных технологий; утвержденный на государственном уровне; простроенный, исходя из стратегических
1 Государственная доктрина информационной безопасности / Утв. Президентом РФ от 9 сентября 2000 г. № Пр-1895: [Электронный ресурс]. URL: http://www.rg.ru/OFICIAL/DOC/ MIN_AND_VEDOM/MIM_BEZOP/DOCTR.SHTM.
государственных приоритетов; направленный на обеспечение конституционного пра- о ва граждан на доступ к информации, несущей стремление к качественной и высоко ^ духовной жизни населения. ^
Отсутствие организованной и системно проводимой информационной политики Е^ в регионе с неспокойной политической обстановкой, с незатухающими экстремист- ^ скими призывами к вооруженным конфликтам ведет к неконтролируемому потоку информационных сообщений. Именно в таких регионах роль информационных со- о общений и средств массовой информации существенно возрастает. Информаци- о онные сообщения в период конфликтов выполняют роль мощнейших катализаторов < как позитивных, так и негативных настроений в обществе. Но так как основная ^ тематика новостей и аналитических материалов в таких регионах далеко не по- х зитивна, и это, как под увеличительным стеклом, проходит через региональные 2 ангажированные СМИ, то и основной фон информационного поля негативен. н-
Тема медиавоздействия на формирование общественного сознания в период ^ обострения кризиса рассматривается в трудах многих ученых как российских, так щ и зарубежных. Часто исследователи в своих доказательных платформах прибегают к методу моделирования. Одна из наиболее интересных в разрезе рассматриваемой тематики моделей, модель М. Л. Де Флера и С. Дж. Болл-Рокеша, предполагает [15], что в современном обществе зависимость как отдельного индивида, так и общества в целом от средств массовой информации как источника новостей все более возрастает. «Медиавоздействие» перерастает в «медиазависимость» в периоды кризиса, глобальных потрясений и отдельных ярких негативных событий. В эти временные отрезки большинство населения обращается к средствам массовой информации не только как к источнику новостей, но и как к гаранту спокойной и благополучной жизни.
С большей привязкой к рассматриваемому региону данная взаимосвязь проанализирована в исследовании Н. П. Свенцицкой «Роль средств массовой информации в урегулировании межнациональных конфликтов на Северном Кавказе: Социологический анализ». По мнению Свенцицкой, «...средства массовой информации могут выполнять:
а) потенциально позитивную роль, привлекая внимание к конфликту, прежде чем он перерастет в крупномасштабную войну; обеспечивая возможность ведения диалога между конфликтующими сторонами; формулируя общие цели и определяя сферы согласия; просвещая, информируя население о причинах развития конфликтов и о процессе поиска конструктивных решений для ослабления напряженности межнациональных отношений.
б) потенциально негативную роль, вызывая враждебные эмоции, так как обладают огромной способностью нагнетать чувства страха, ненависти, недоверия, обреченности, ведущие к блокированию разумного обсуждения конфликта; укрепляя в массовом сознании негативные национальные стереотипы. информируя о совершенных зверствах (или даже слухах о них), которые могут вызвать быструю акцию возмездия и контр-возмездия, т. е. могут запустить цикл действие—реакция—контрдействие.» [9].
Чем же обусловлено подобное исключительное положение информационного поля республик СКФО с точки зрения объективных факторов? Географическое положение республик Северного Кавказа определяет роль региона в структуре геополитических интересов России. Регион традиционно является очагом существующих, зарождающихся и потенциальных конфликтов. Это обусловлено прежде всего приграничным буферным положением региона как с географической точки зрения (между Европой и Азией), так и с религиозно-этнической (регион находится на стыке мусульманского и христианского мира, западной и восточной цивилизаций).
о Кроме этого, Северокавказский регион является важной стратегической тран-^ зитной территорией для крупных логистических потоков регионов Причерноморья ^ и Прикаспия. Республики Северного Кавказа исторически и географически отде-ЕЗ ляют нас от южных регионов с еще большей политической и экономической не-^ стабильностью, выполняя роль «южных ворот», закрывающих основную территорию ^ России для негативных политических и миграционных потоков. о Еще одна особенность региона, обуславливающая его объективную исключитель-о ность, — его многонациональность. На сравнительно небольшой территории в усло-< виях замкнутого географического ареала проживает около 20 этнических групп ^ и более 100 народов и народностей. Все это делает данный регион уникальным х культурно-этническим образованием на территории России, в котором исторически 2 синтезированы славянские и тюркские, православные и мусульманские начала. н- С точки зрения политического устройства республик Северного Кавказа можно ^ говорить о доминировании восточного начала в формировании вертикалей респу-1= бликанских властей. Сильным авторитетом пользуются управляющие кланы, которые и делают политическую погоду в своих республиках, являются заказчиками информационных материалов в республиканских СМИ.
Все вышеперечисленные факторы оказывают непосредственное и ощутимое влияние на текущее состояние информационной ситуации в регионе, на распределение сил между приверженностью федеральной власти или региональным властным структурам, лоббированием тех или иных политических и экономических интересов в различных средствах массовой информации.
Каково же сегодня положение дел по распределению сил в мире средств массовой информации республик Северо-Кавказского федерального округа? Проправительственные лояльные федеральным и региональным властям СМИ, несмотря на всю невнятность государственной информационной политики в регионе, занимают довольно весомое место в общественно-политической жизни региона. Но это положение неодинаково в разных республиках округа, степень выраженности этой тенденции варьируется от региона к региону.
Глобальную лояльность властным структурам, например, демонстрируют средства массовой информации Чечни. В этой республике даже те информационные площадки, которые официально объявили о своей независимости, полностью подчиняются региональной власти. Развитый сектор государственных СМИ также демонстрирует Северная Осетия-Алания, где ведущие средства массовой информации полностью поддерживают политику как федеральной власти, так и власти региональной. Но такая ситуация скорее исключение, нежели правило.
Так, в Республике Дагестан существует более чем развитый рынок как раз негосударственных СМИ. И наиболее яркие и пользующиеся доверием населения издания открыто высказывают оппозиционное по отношению к федеральным и региональным властям мнение. Само существование этих информационных площадок возможно только благодаря финансовой поддержке региональных элит республики, что не может не сказаться на тематике и политических акцентах, выпускаемых информационных материалов.
В частности в ходе проведения исследования были проанализированы материалы вещания двух дагестанских независимых и наиболее популярных каналов — РИА Дагестан и РГВК «Дагестан». Также отмечено крайне слабое воздействие в регионе дагестанского филиала ВГТРК. Подобная пассивная позиция ведущего регионального информационного ресурса может привести к невозможности использования данной площадки для реализации системы государственной информационной политики. Согласно проведенным исследованиям, в 2012 г. рейтинг ГТРК «Дагестан» составил 10,4% против 82,5% у РГВК «Дагестан». Если говорить об эффективности, то сегодня у РИА Дагестан есть весьма впечатляющие показатели. Этот канал уже
сегодня привлекает огромную аудиторию: ежедневно более 35 000 уникальных по- о сетителей и более 120 000 в среднем еженедельно. Сегодня РИА Дагестан бьет все ^ рекорды популярности среди населения — первое агентство по индексу цитирования ^ в Яндекс и по посещаемости (посещаемость рассматриваемого агентства больше EJ суммарного тиража всех государственных газет Республики Дагестан). Дагестанцы g проявляют наибольшую активность и в Интернете. L-
Согласно данным, предоставленным Mail.Ru Group, как минимум 450 000 человек, о зарегистрированных в социальной сети «Одноклассники», указали своим регионом о Дагестан. Этот показатель существенно превышает активность в данной социальной < сети жителей других северокавказских республик. Это обусловлено, прежде всего, ^ уровнем развития Интернета в республике и активной позицией населения. х
Осетинский региональный информационный портал «15-й регион» (http://www. 2 region15.ru) со среднедневной посещаемостью свыше 10 000 человек обеспечил н-себе достойное место в рейтинге популярности среди известных российских ин- ^ тернет-ресурсов. Согласно проведенному экспертной группой «PiteR» в декабре щ 2012 г. социологическому исследованию активности жителей Республики Северная Осетия — Алания в сети Интернет, местные пользователи предпочитают узнавать новости из новостных вкладок «Яндекс-новости» и Mail.ru (43,8%) суммарно. Конкуренцию этим ресурсам составляют именно портал «15-й регион» с 32,1% упоминаний и френд-ленты социальных сетей (19,7% суммарно).
Общественно-политическое разделение СМИ Северного Кавказа на активно проправительственные и независимые позволяет сделать вывод о сложившейся биполярной информационной системе СКФО.
Через какие каналы реализуется сегодня в республиках Северного Кавказа информационная работа? Постоянных системных рейтингов, сколь-либо обобщающих информацию о медиапредпочтениях населения республик Северного Кавказа, на сегодняшний день не ведется. Время от времени появляется информация, носящая скорее разрозненный и подчас противоречивый характер. В связи с этим мы провели свой экспресс-анализ популярности СМИ в регионе, частично опираясь на материалы, наиболее заслуживающие доверия.
Наибольшую популярность у населения в регионе северо-кавказских республик среди средств массовой информации имеет телевидение. Телевизионное пространство в СКФО представлено тремя основными информационными потоками: федеральные каналы, республиканские каналы и муниципальные. Единого канала по всему СКФО как на федеральном, так и на межрегиональном уровнях в регионе нет. Идеи создания подобного единого канала обсуждались неоднократно, полезность общего телевизионного ресурса поддерживалась всеми субъектами СКФО, но так как попытки создания канала не привели к его реализации, ясно, что не все противоречия и недоговоренности преодолены.
Между тем актуальность информационного противодействия экстремизму и терроризму, наращивание дальнейших усилий в пропагандистской работе настоятельно требуют определенных изменений в подходах средств массовой информации к их решению. Это вряд ли возможно без значительного увеличения объема медийной информации и улучшения ее качества. Учитывая преобладающие медиапред-почтения значительной части населения региона, для реализации этих целей оправданно создание информационного телеканала, изначально ориентированного на эфир республик Северного Кавказа.
Рейтинг федеральных каналов, вещающих и пользующихся популярностью среди населения СКФО, практически полностью дублирует общероссийский рейтинг: Первый канал, «ВГТРК», «НТВ», телеканал «Культура», развлекательные «СТС» и «ТНТ». И если в самом рейтинге нет ничего противоречащего логике, то, учитывая особенность региональной аудитории, даже упоминание в нейтральном с точки зрения
о этнической оценки информационном сообщении национальной принадлежности дей-^ ствующих лиц ведет к созданию либо поддержке этнических стереотипов, нарушая ^ общую идентичность народов Северного Кавказа с жителями Российской Федерации ЕЗ и в корне меняя общее восприятие смысла сообщаемой информации. Федеральное ^ телевизионное вещание в своих материалах должно полностью придерживаться единых норм и правил, позитивно влияющих на все население страны в равной степени, о и не выпускать в эфир материалы, носящие характер, разжигающий межэтническую о рознь внутри федерации. И это невозможно без выстраивания единой государствен-< ной информационной политики.
Информационное пространство региона также представлено федеральными и ре-х гиональными изданиями. Рынок региональных печатных СМИ республик, входящих в 2 состав СКФО, — это, как правило, одно-два ежедневных официальных издания регин- ональной власти и не меньше 100 изданий, не контролируемых напрямую официаль-^ ными региональными властями, независимых. Среди них от одного до трех изданий с в каждой республике носят активный общественно-политический характер, именно они и доминируют в формировании экстремистских мировоззрений населения.
Общее состояние информационного пространства, сложившегося на территории республик Северо-Кавказского федерального округа, и наиболее весомые информационные проблемы региона проанализированы и обобщены в исследовании Е. М. Паленой «Тенденции трансформации информационного пространства современного Северного Кавказа»:
«Современное социально-политическое состояние Северного Кавказа характеризуется противоречивостью правовых и культурных условий, которые теоретически позволяют формировать интегрированное горизонтально организованное информационное пространство, тогда как на практике сохраняется отчетливая тенденция его дезинтеграции и локализации.
Воспроизводство этой тенденции определяется коммерциализацией центральных банков информации, которая тормозит проходимость информации от центра к регионам; невысоким уровнем профессиональной компетенции журналистских кадров, не позволяющим аналитически интерпретировать социальную реальность на внутрире-спубликанском и региональном уровнях; экономической зависимостью республиканских СМИ от государственных органов, которая определяет фактическую негласную цензуру за СМИ. В настоящее время информационное пространство Северного Кавказа характеризуется реальным свертыванием социальных функций СМИ, присущих современному обществу, и их сужением до описательно-информативных.» [7].
Сложившееся состояние реального медиапространства в Северо-Кавказском регионе создает ситуацию, когда значительная часть населения не получает из традиционных масс-медиа полностью удовлетворяющей информации на злободневные темы. Интенсивное развитие информационных технологий, связанных с сетью Интернет, и прогрессирующее упрощение к ним доступа на фоне невысокой эффективности региональных масс-медиа делают их все более важным фактором влияния на формирование общественного мнения.
Статистическим следствием данного факта является высокая популярность сети Интернет на всем информационном пространстве региона. Ежедневно около полумиллиона человек обращаются к Интернету в поиске новостной и культурно-образовательной информации. Более 200 интернет-площадок формируют социально-политические настроения посетителей Интернета на территории Северного Кавказа. Основной проблемой развития этого сегмента СМИ является его неподконтрольность как федеральным, так и местным властям. Государственные интернет-порталы, как правило, не несут в себе сколько бы то ни было важного и общественно значимого контента и не пользуются той популярностью, как негосударственные интернет-площадки. Свободные средства массовых коммуникаций в Интернете предоставляют все
большему числу пользователей и, соответственно, политикам, представителям обще- о ственных объединений, лидерам неформальных групп озвучивать свою точку зрения ^ перед растущей аудиторией. Справедливости ради стоит отметить, что ни одна ин- ^ формационная площадка не контролирует основную часть интернет-активного насе- ез ления. ^
Особенностью средств массовой информации Северо-Кавказского федерального округа является довольно большое число национальных изданий, официально о выходящих на родных языках народов и народностей, населяющих республики о региона. При разработке взвешенной и социально ориентированной государствен- < ной информационной политики в регионе нельзя не использовать этот информа- ^ ционный ресурс. С помощью этого информационного канала, придав ему действи- х тельно серьезный экспертный вес, можно получить охват большей части населения 2 округа, а обращаясь к ним на родном языке, добиться необходимого уровня до- н-верия. В одном только Дагестане национальные СМИ выходят на 14 языках. Но и ^ этот сегмент средств массовой информации подвержен коррозии проблем, основ- щ ные из них — неоперативность информации, неактуальность тематики материалов, и... отсутствие материалов на родном языке.
Несмотря на заявленную национальную ориентированность этих изданий, 80% материалов в них зачастую выходят на русском языке, а остальные 20% — это перевод русских материалов на национальные языки. Подобное положение вещей обусловлено, в первую очередь, отсутствием квалифицированных кадров в редакциях местных газет, а во-вторых, постоянное финансирование данных изданий региональными властями полностью отбило стимул к развитию и поддержанию популярности среди населения республик этого сегмента средств массовой информации.
При этом есть примеры эффективного объединения усилий средств массовой информации из разных регионов СКФО. Но их не так много, и эта работа не всегда носит системный характер. В результате явного недостатка правдивой и объективной информации о ситуации, складывающейся в различных сферах социально-политической жизни региона, полного отсутствия грамотной экспертной оценки сложился скорее негативный информационный образ региона, используемый как российскими, так и зарубежными СМИ порой с целью открытого разжигания экстремизма. Отсутствие структурированного авторитетного экспертного сообщества — одна из важнейших проблем, не позволяющих выстроить объективный информационный облик СКФО в целом и каждой республики из числа входящих в округ в частности. Экспертный вакуум заполняется на сегодняшний день, с одной стороны, мнением людей, просто не знающих действительное положение вещей, с другой — что, несомненно, более опасно, — псевдоэкспертным мнением, «работающим» на чей-то политический заказ.
Недавнее создание аналитического Центра современной кавказской политики (ЦСКП «Кавказ», http://politkavkaz.ru/) должно, по мнению его организаторов (новая структура своему созданию обязана непосредственному участию федерального центра), существенно откорректировать информационный имидж региона и начать формирование нового образа, более соответствующего геополитическим интересам Москвы. Основная задача центра — организовать работу экспертных клубов во всех семи регионах Северо-Кавказского округа с единой дискуссионной площадкой в Пятигорске, «столице СКФО». Центр планирует сбор и анализ информации о развитии региона; на основе данных мониторинга специалисты будут готовить прогнозы, и уже эту взвешенную оценку планируется размещать в региональных и федеральных СМИ.
Сама инициатива создания подобного центра сомнений в правильности данного шага не вызывает, но ее реализация на сегодняшний день находится явно под угрозой. Во-первых, это уже вышеупомянутое отсутствие грамотных экспертов; во-вторых, это полное отсутствие потока объективной информации о действитель-
о ном состоянии дел в социально-экономическом положении региона — причины ^ текущих миграционных процессов, рекордной безработицы, коррупции в регио-^ нальных властных структурах и т. д.
^ Грамотно выстроенная государственная информационная политика — сильнейший g инструмент стабилизации ситуации на Северном Кавказе, сильнейший, а может, и единственный. Вся мировая история эскалации и локализации конфликтов дока-о зывает, что нельзя достичь мирного урегулирования конфликтных ситуаций, а осо-о бенно тех, которые строятся на мощнейших межнациональных и межконфессиональ-< ных разногласиях, только силовыми методами. Самое эффективное построение с мира в современном обществе возможно только при условии совокупности методов х демонстрации уверенной и управляемой силы и мощнейшей пропаганды позитив-2 ного мирного созидательного образа жизни.
н- Эта тема неоднократно поднималась и обсуждалась как в российских СМИ, так ^ и зарубежных. В октябрьском номере журнала The Caucasus & Globalization. Journal of d Social, Political and Economical Studies за 2012 г. интерес представляет статья сотрудников Института социально-экономических и гуманитарных исследований Южного научного центра Российской академии наук П. П. Зети и Е. В. Жирухиной «Информационное противодействие экстремизму как фактор снижения напряженности на Северном Кавказе»: «С позиции приоритета информационной безопасности необходимо обозначить информационную политику как систему целенаправленных коммуникативно-информационных действий по обеспечению информационно-психологической безопасности граждан и страны. Открытость современного общества, представляющего собой проницаемую информационную систему, в которой циркулируют различные информационные потоки, вызывает необходимость наличия „интегрирующего вектора" социального развития в виде национального интереса страны.
Информационная политика государства в этом случае призвана воздействовать на сознание и психику людей, их поведение и деятельность с помощью информационных ресурсов и значимых для общества смыслов в интересах государства и гражданского общества. В данных условиях существенно возрастает роль средств массовой информации как основного субъекта информационного воздействия.
Таким образом, выстраивается цепь: государство — средства массовой информации — коллективное сознание, где взаимодействие приобретает сложный характер массовых коммуникаций, а информационные процессы в обществе ориентируются на выражение и защиту прав личности, интересы общества и политику государства. Важный комплекс проблем связан с обеспечением информационно-психологической безопасности и соблюдением национальных интересов государства в информационной сфере как стратегической цели информационной политики органов государственной власти на региональном и федеральном уровнях.
Общие усилия необходимо принимать в сфере противодействия экстремизму с помощью информационных технологий. Один из ключевых механизмов противодействия экстремистской идеологии — грамотная информационная политика, направленная на снижение напряжённости и конфликтности в обществе и пропаганду позитивного образа современного молодого человека.
Безусловно, в отличие от силового метода противодействия экстремизму, для появления результатов превентивных инициатив и контроля информационного поля необходим более длительный период. Изменение ценностей и восприятия происходит постепенно. Формирование культуры мира и неприятие насилия возможно лишь в том обществе, где эффективно именно не силовое решение проблемы. Важнейшим фактором в данном процессе является взаимодействие государства и организаций гражданского общества...» [16].
Поднятые П. Зети и Е. Жирухиной вопросы разделяет в своих исследованиях и уже упомянутая нами главный научный сотрудник отдела политологии и конфликтологии
Института социально-экономических и гуманитарных исследований ЮНЦ РАН И. В. Юр- о ченко [14]. Тему разработки единой информационной политики под эгидой государ- ^ ственных структур поддерживает в своем исследовании «Информационная политика ^ как условие социоэкономической модернизации регионов Северного Кавказа» и со- ез трудник информационно-аналитического управления Администрации главы Кабарди- ^ но-Балкарской Республики М. М. Кумыкова: «Есть необходимость в выработке единой информационной политики как идеологической платформы экономической стратегии о на Юге России, подкрепленной конкретными механизмами ее проведения. Реализа- о ция такой политики на федеральном уровне станет фактором стабилизации много- < национального гражданского общества, а на внутрирегиональном уровне будет ре- ^ зультативной в плане улучшения взаимопонимания и укрепления взаимодействия х общества и власти, что является непременным условием осуществления социально- 2 экономической модернизации республик Северного Кавказа.» [2]. н-
Для реализации даже грамотно разработанной и учитывающей региональные ^ проблемы информационной политики необходимы еще как минимум два фактора щ успеха: во-первых, информационная активность власти; во-вторых, хорошо выстроенная сеть средств массовой информации.
В настоящее время подавляющее число регионов Северного Кавказа (как относящихся к Южному, так и к Северо-Кавказскому федеральным округам) отличаются низкой медийной насыщенностью и низкой медиа-активностью региональных властей. Автономность информационного поля СКФО необходимо изменить в ближайшее время. Первое, что может оказать позитивное влияние на слом автономности, — создание единой информационной площадки, формирующей информационное поле на весь регион Кавказа. Обязательным условием для существования подобного информационного портала должна стать его представленность во всех видах современных коммуникаций.
Завершая наш анализ, хочется еще раз подчеркнуть необходимость разработки для республик Северного Кавказа единого проекта государственной информационной политики в регионе, основанной на пропаганде мирного и созидательного образа жизни современного общества. Идеи, утвержденные в данном проекте, должны системно проводиться через все популярные в СКФО средства массовой информации, и прежде всего участие в разработке и реализации региональной информационной политики самым активным образом должны принять региональные медиа-каналы.
Одновременно с этим необходимо поднимать престиж и авторитет государственных информационных каналов, беспрецедентно усиливать их активность. Именно официальные каналы республик Северного Кавказа должны стать флагманом в развитии региональных СМИ. Активно развиваясь сами, именно они должны задать стандарты оперативного и высокотехнологичного вещания. Прочно укоренив в базисе пропаганду мирного образа жизни и процветания населения региона, неся этот образ через новейшие технологии подачи и продвижения информации, выдерживая все мировые стандарты по скорости подачи информации, именно государственное региональное телевидение должно стать лидером по влиянию на умы и сердца жителей республик Северного Кавказа.
В журналистской среде, в региональных СМИ также должны появиться свои яркие, харизматичные авторы, чье мнение стало бы по-настоящему авторитетно как на республиканском, так и на федеральном уровнях. И здесь также не обойтись без технологий, которыми на сегодняшний день в регионе не владеют в полной мере. Также до полной стабилизации ситуации в регионе необходимо строгое выполнение всех международных норм и ограничений на информацию, эскалирующую конфликтные настроения в Северо-Кавказском регионе, включая применение политической цензуры, запрещающей пропаганду насилия, разжигание межнациональной розни и высказывание экстремистских настроений.
о Литература
о 1. Аствацатурова М. А. Диаспоры в Российской Федерации, формирование и управление < (На материалах Северо-Кавказского региона): Дисс. д-ра полит. наук / Рос. академия
5 гос. службы. М., 2003. 530 с.
2. Кумыкова М. М. Информационная политика как условие социоэкономической модернизации регионов Северного Кавказа // Северный Кавказ в национальной стратегии России / q Под ред. В. А. Тишкова. — М.: Ин-т этнологии и антропологии РАН; Росинформагротех,
m 2008. С. 219-230.
m 3. Лепилкина О. И. Средства массовой информации в решении проблем Кавказа // Юг 5 России: проблемы, прогнозы, решения: сборник научных статей / Гл. ред. Г. Г. Матишов.
Ростов н/Д: Изд-во ЮНЦ РАН, 2010. С. 185-189.
4. Манойло А. В. Государственная информационная политика в особых условиях. М.: МИФИ, 2003. 388 с.
5. Матишов Г. Г., Батиев Л. В., Пащенко И. В. Атлас социально-политических проблем, угроз и рисков Юга России. Т. IV: Причины и обстоятельства роста напряженности и поиск путей стабилизации на Северном Кавказе: Специальный выпуск. Ростов н/Д: Издательство ЮНЦ РАН, 2010. 120 с.
6. Матишов Г. Г., Батиев Л. В., Пащенко И. В., Романов И. В. Атлас социально-политических проблем, угроз и рисков Юга России. Том V: Северный Кавказ: проблемы и перспективы развития. Спец. выпуск. Ростов н/Д: Изд-во ЮНЦ РАН, 2011. 160 с.
7. Паленая Е. М. Тенденции трансформации информационного пространства Северного Кавказа: Дисс. канд. социол. наук / Ростовский гос. пед. ун-т. Ростов н/Д., 2004. 117 с.
8. Проблемы устойчивого развития региона: информационная безопасность полиэтничного социума (на материалах Юга России) / Под ред. В. М. Юрченко; Т. Н. Белопольской, И. А. Герасимова, М. В. Донцовой, П. П. Зети, Е. В. Савва, В. М. Юрченко, И. В. Юрченко, М. В. Юрченко. Краснодар: Кубанский гос. ун-т, 2011. 244 с.
9. Свенцицкая Н. П. Роль средств массовой информации в урегулировании межнациональных конфликтов на Северном Кавказе: Социологический анализ: Дисс. канд. социол. наук / Современный гуманит. ин-т. М., 2000. 157 с.
10. Северный Кавказ в национальной стратегии России / Под ред. В. А. Тишкова. М.: ФГНУ «Росинформагротех», 2008. 264 с.
11. Тавокин Е. П. Системные основы государственной информационной политики. Массовые информационные процессы в современной России: Очерки / Отв. ред. А. В. Шевченко. М.: РАГС, 2002. 320 с.
12. Тишков В. А. Российский Кавказ. Книга для политиков. М.: ФГНУ «Росинформагротех». 2007. 384 с.
13. Юрченко И. В. Вызовы и угрозы национальной и региональной безопасности Российской Федерации в политико-информационном пространстве. Краснодар: Кубанский гос. ун-т, 2009. 280 с.
14. Юрченко И. В. Национальная и региональная безопасность как политическая стратегия современной России: Дисс. д-ра полит. наук / Ставропольский гос. ун-т. Ставрополь, 2009. 395 с.
15. Ball-Rokeach S. J., DeFleur M. L. A dependency model of mass-media effects // Communication Research. 1976. N 3. P. 21.
16. Polina Zeti, Elena Zhirikhina. Information opposition to extremism as a way to reduce tension in the Northern Caucasus // The Caucasus & Globalization. Journal of Social, Political and Economical Studies. 2012. Vol. 6, Issue 2.
References
1. Astvatsaturova M. A. Diasporas in the Russian Federation, formation and management (On materials of North Caucasus region) [Diaspory v Rossiiskoi Federatsii, formirovanie i upravlenie (Na materialakh Severo-Kavkazskogo regiona)]: Doctoral dissertation abstract / Russian Academy of Public Administration [Rossiiskaya Akademiya gosudarstvennoi sluzhby]. M., 2003. 530 p.
2. Kumykova M. M. Information policy as a condition of social and economic modernization of regions of the North Caucasus [Informatsionnaya politika kak uslovie sotsioekonomicheskoi modernizatsii regionov Severnogo Kavkaza] // North Caucasus in national strategy of Russia [Severnyi Kavkaz v natsional'noi strategii Rossii] / Under the editorship of V. A. Tishkov. M.:
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.
13.
14.
15
16
Institute of Ethnology and Anthropology of the Russian Academy of Sciences [In-t etnologii i
antropologii RAN]; Rosinformagrotekh [Rosinformagrotekh], 2008. P. 219-230.
Lepilkina O. I. Mass media in the solution of problems of the Caucasus [Sredstva massovoi
informatsii v reshenii problem Kavkaza] // South of Russia: problems, forecasts, decisions:
collection of scientific articles [Yug Rossii: problemy, prognozy, resheniya: sbornik nauchnykh
statei] / Chief edition G. G. Matishov. Rostov-on-Don: Publishing house of South Scientific
Centre of Russian Academy of Sciences [Izd-vo YuNTs RAN], 2010. P. 185-189.
Manoylo A. V. The state information policy in special conditions [Gosudarstvennaya informat -
sionnaya politika v osobykh usloviyakh]. M.: MEPhI, 2003. 388 p.
Matishov G. G., Batiyev L. V., Pashchenko I. V. Atlas of social and political problems, threats and risks of the South of Russia [Atlas sotsial'no-politicheskikh problem, ugroz i riskov Yuga Rossii]. Vol. IV: The reasons of circumstance of growth of intensity, search of ways of stabilization in the North Caucasus: Special release [Prichiny obstoyatel'stva rosta napryazhennosti, poisk putei stabilizatsii na Severnom Kavkaze: Spetsial'nyi vypusk]. Rostov-on-Don/Publishing house of South Scientific Centre of Russian Academy of Sciences [Izdatel'stvo YuNTs RAN], 2010. 120 p.;
Matishov G. G., Batiyev L. V., Pashchenko I. V., Romanov I. V. Atlas of social and political problems, threats and risks of the South of Russia [Atlas sotsial'no-politicheskikh problem, ugroz i riskov Yuga Rossii]. Vol. V: North Caucasus: problems and development prospects. Special release [Severnyi Kavkaz: problemy i perspektivy razvitiya. Spetsial'nyi vypusk]. Rostov-on-Don: Publishing house of South Scientific Centre of Russian Academy of Sciences [Izdatel'stvo YuNTs RAN], 2011. 160 p.
Palenaya E. M. Tendences of transformation of information space of the North Caucasus [Tendentsii transformatsii informatsionnogo prostranstva Severnogo Kavkaza]: Dissertation abstract / Rostov State Pedagogical University [Rostovskii Gosudarstvennyi Pedagogicheskii Universitet]. Rostov-on-Don, 2004. 117 p.
Problems of a sustainable development of the region: information security of poliethnic society (on materials of the South of Russia) [Problemy ustoichivogo razvitiya regiona: informatsi-onnaya bezopasnost' polietnichnogo sotsiuma (na materialakh Yuga Rossii)] / Under the editorship of V. M. Yurchenko; T. N. Belopolskaya, I. A. Gerasimov, M. V. Dontsova, P. P. Zeti, E. V. Savva, V. M. Yurchenko, I. V. Yurchenko, M. V. Yurchenko. Krasnodar: The Kuban State University [Kuban-skii gos. un-t], 2011. 244 p.
Sventsitskaya N. P. The role of mass media in the international conflicts settlement in the North Caucasus: Sociological analysis [Rol' sredstv massovoi informatsii v uregulirovanii mezh-natsional'nykh konfliktov na Severnom Kavkaze: Sotsiologicheskii analiz]: Dissertation abstract / Modern humanitarian institute [Sovremennyi gumanitarnyi institute]. M., 2000. 157 p. The North Caucasus in national strategy of Russia [Severnyi Kavkaz v natsional'noi strategii Rossii] / Under the editorship of V. A. Tishkov. M.: FSNU "Rosinformagrotekh" [FGNU «Rosinformagrotekh»], 2008. 264 p.
Tavokin E. P. System fundamentals of the state information policy. Mass information processes in modern Russia [Sistemnye osnovy gosudarstvennoi informatsionnoi politiki. Massovye infor-matsionnye protsessy v sovremennoi Rossii]: Sketches / General edition of A. V. Shevchenko. M.: RAGS, 2002. 320 p.
Tishkov V. A. Russian Caucasus. The book for politicians [Rossiiskii Kavkaz. Kniga dlya poli-tikov]. M.: FSNU "Rosinformagrotekh" [FGNU «Rosinformagrotekh»], 2007. 384 p.; Yurchenko I. V. Calls and threats of national and regional security of the Russian Federation in political information space [Vyzovy i ugrozy natsional'noi i regional'noi bezopasnosti Rossiiskoi Federatsii v politiko-informatsionnom prostranstve]. Krasnodar: The Kuban State University [Kubanskii gos. un-t], 2009. 280 p.
Yurchenko I. V. National and regional security as political strategy of modern Russia [Natsional'naya i regional'naya bezopasnost' kak politicheskaya strategiya sovremennoi Rossii]: Doctoral dissertation abstract / Stavropol State University [Stavropol'skii gosudarstvennyi universitet]. Stavropol, 2009. 395 p.
Ball-Rokeach S. J., DeFleur M. L. A dependency model of mass-media effects // Communication Research. 1976. N 3. P. 21.
Polina Zeti, Elena Zhirikhina. Information opposition to extremism as a way to reduce tension in the Northern Caucasus // The Caucasus & Globalization. Journal of Social, Political and Economical Studies. 2012. Vol. 6, Issue 2.