Научная статья на тему 'Роль государственного финансового контроля в реализации федеральных целевых программ рыбохозяйственного комплекса'

Роль государственного финансового контроля в реализации федеральных целевых программ рыбохозяйственного комплекса Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
520
74
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЫБОХОЗЯЙСТВЕННЫЙ КОМПЛЕКС / ПРОГРАММНО-ЦЕЛЕВОЙ МЕТОД / ФЕДЕРАЛЬНЫЙ БЮДЖЕТ / ФЕДЕРАЛЬНАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА / БЮДЖЕТНЫЕ АССИГНОВАНИЯ / ИНВЕСТИЦИИ / ФИНАНСОВЫЙ КОНТРОЛЬ / АУДИТ / КОНТРОЛЬНО-РЕВИЗИОННЫЕ ОРГАНЫ / СУБСИДИИ / THE FISHERY COMPLEX / PROGRAM TARGET METHOD / FEDERAL BUDGET / FEDERAL TARGET PROGRAM / BUDGETARY APPROPRIATIONS / INVESTMENTS / FINANCIAL CONTROL / AUDIT / INTERNAL CONTROL BODIES / GRANTS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Ермолаев Родион Сергеевич

Исследуются проблемы инвестиционного развития рыбохозяйственного комплекса Российской Федерации. Отражены основные программные мероприятия федеральной целевой программы «Повышение эффективности использования и развитие ресурсного потенциала рыбохозяйственного комплекса в 2009-2014 годах». Рассмотрены вопросы повышения эффективности государственного финансового контроля Программы. Представлены органы исполнительной власти, осуществляющие государственный финансовый контроль за Программой. Предложены меры по повышению качества и надежности внутреннего финансового контроля. Библиогр. 7.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The problems of investment development of a fishery complex of the Russian Federation are studied. The basic program points of the Federal target program "Increase of efficiency and development of resource potential of the fishery complex in 2009-2014" are reflected. The questions of increase of efficiency of the state financial control of the Program are considered. The enforcement authorities which carry out the state financial control over the Program are presented. The measures on improvement of quality and reliability of internal financial control are offered.

Текст научной работы на тему «Роль государственного финансового контроля в реализации федеральных целевых программ рыбохозяйственного комплекса»

ББК 65.291.9-28

Р. С. Ермолаев

РОЛЬ ГОСУДАРСТВЕННОГО ФИНАНСОВОГО КОНТРОЛЯ В РЕАЛИЗАЦИИ ФЕДЕРАЛЬНЫХ ЦЕЛЕВЫХ ПРОГРАММ РЫБОХОЗЯЙСТВЕННОГО КОМПЛЕКСА

Рыбохозяйственный комплекс Российской Федерации является важным сектором экономики, включающим в себя широкий спектр видов деятельности - от прогнозирования ресурсного потенциала до производства и реализации рыбной и иной продукции из водных биологических ресурсов в стране и за ее пределами.

Рыбное хозяйство интегрировано с ведущими промышленными производствами, такими как машиностроение, судостроение, производство нефтепродуктов, сельское хозяйство, электронная промышленность и др., т. к. является крупным потребителем продукции указанных отраслей и поставщиком материальных ресурсов для них.

В экономике страны рыбная промышленность играет значительную роль в качестве поставщика пищевой, кормовой и другой продукции (рыбная мука и жир, кормовая рыба для пушного звероводства, агар-агар, различные биологически активные вещества и др.).

Большое значение придается рыбохозяйственному комплексу и в обеспечении социальной стабильности в прибрежных регионах Российской Федерации, где рыбодобывающие и рыбоперерабатывающие предприятия являются градообразующими и их экономическая стабильность во многом определяет материальное положение значительной части населения данных регионов [1].

В силу перечисленных выше причин инвестирование в развитие рыбного хозяйства, помимо основной функции - обеспечение продовольственной безопасности страны, носит ярко выраженный мультипликативный эффект, способствующий развитию смежных видов производственной деятельности и межрегиональному развитию России.

Вместе с тем состояние рыбохозяйственного комплекса Российской Федерации на протяжении длительного времени - 1990-е и начало 2000-х гг. - остается крайне неблагоприятным с точки зрения инвестиционной активности и, как следствие, - модернизации рыбной промышленности в целом.

Так, рыбопромысловый флот Российской Федерации эксплуатируется сверх нормативного срока службы. Основу флота составляют суда, построенные в 70-80-е гг. XX в. Российский рыбопромысловый флот неэффективен ни в отношении добычи водных биоресурсов, ни в отношении переработки продукции на борту. Рентабельность его работы ежегодно снижается.

Отечественные рыбоперерабатывающие предприятия также нуждаются в значительной модернизации производства и объектов инфраструктуры, и в первую очередь - строительстве объектов логистики.

В то же время реализация инвестиционных проектов, направленных на обновление и реконструкцию основных фондов рыбного хозяйства, требует привлечения значительных капиталовложений как со стороны государства, так и внебюджетных источников.

Вместе с тем, как показывает анализ состояния инвестиционной активности, организации рыбохозяйственного комплекса испытывают трудности с реализацией капиталоемких проектов и сталкиваются с проблемами получения долгосрочных инвестиционных ресурсов в российских кредитных организациях. В рыбном хозяйстве ярко выражена тенденция к преобладанию текущего кредитования (кредиты на пополнение оборотных средств) над инвестиционным, что свидетельствует о том, что большинство рыбохозяйственных организаций не развиваются, а выживают в условиях острой нехватки банковского капитала, предназначенного на инвестиционные цели, в том числе по причине его недоступности вследствие следующих факторов:

— высокие процентные ставки по кредитам - до 18 % годовых;

— завышенные требования по залоговым обязательствам;

— короткие сроки предоставления инвестиционных кредитов - до 5 лет.

Успешная реализация инвестиционных проектов возможна только при доступности организациям рыбохозяйственного комплекса долгосрочных программ кредитования, учитывающих специфические условия ведения хозяйственной деятельности в рыбной промышленности, в том числе сезонность, путину и др.

В связи с этим в настоящее время основным механизмом, способствующим инвестиционному развитию рыбного хозяйства, является программно-целевой, в частности реализация федеральной целевой программы «Повышение эффективности использования и развитие ресурсного потенциала рыбохозяйственного комплекса в 2009-2014 годах» (далее - Программа).

За период реализации Программы за счет средств федерального бюджета планируется инвестировать более 32 млрд руб. по следующим направлениям:

— пополнение сырьевой базы путем строительства и реконструкции заводов по воспроизводству водных биологических ресурсов, строительства и реконструкции научных центров по созданию технологий аква- и марикультуры, строительства научных судов для исследований запасов водных биоресурсов Мирового океана, а также для целей рыбоохраны и воспроизводства;

— создание инфраструктуры приемки уловов водных биоресурсов путем реконструкции портовых сооружений рыбных терминалов морских портов федеральной собственности.

Программой предусмотрено финансирование мероприятий из внебюджетных источников в объеме 29,1 млрд руб., в том числе по направлениям:

— строительство и модернизация рыбопромысловых судов в российских судостроительных организациях;

— строительство и модернизация объектов рыбоперерабатывающей инфраструктуры, объектов хранения рыбной продукции;

— строительство и реконструкция объектов по реализации технологий выращивания водных биологических ресурсов [2].

В ходе реализации Программы остро встает вопрос о повышении эффективности использования бюджетных ассигнований, и в этой связи возникает необходимость в развитии методики государственного финансового контроля.

Именно поэтому прежде всего необходимо выработать единое определение и состав понятийного аппарата государственного финансового контроля. В настоящее время ученые и специалисты не пришли к общепринятому понятию и пониманию этого вопроса.

Многие специалисты считают, что государственный финансовый контроль является составной частью финансового контроля, под которым понимают совокупность мероприятий, проводимых субъектами контроля по проверке финансовых и связанных с ним операций и действий государственных органов власти, муниципальных образований, предприятий, учреждений, организаций, а также населением с применением специфических форм и методов [3].

Ряд ученых характеризует контроль как процесс. Так, Н. И. Химичева считает, что финансовый контроль - это контроль за законностью и целесообразностью действий в области образования, распределения и использования денежных фондов государства и субъектов местного самоуправления в целях эффективного социально-экономического развития страны и отдельных регионов [4].

По мнению С. О. Шохина, финансовый контроль представляет собой многоаспектную межотраслевую систему наблюдения наделенными контрольными функциями государственных и общественных органов за финансово-хозяйственной деятельностью предприятий, учреждений и организаций, с целью объективной оценки экономической эффективности этой деятельности, установления законности и целесообразности хозяйственных и финансовых операций и выявления резервов доходов государственного бюджета [5].

Н. П. Ефимова рассматривает государственный финансовый контроль с позиции управления и понимает его как совокупность действий по проверке данных и связанных с ним вопросов деятельности субъектов управления и хозяйствования с применением определенных форм и методов его организации [6].

Ведущие ученые в этой области в большинстве своем рассматривают общие теоретические вопросы государственного финансового контроля и не акцентируют внимание на конкретных объектах, таких как национальные проекты, федеральные целевые программы, государственное задание и т. д.

Согласившись с вышеуказанными исследователями, мы считаем необходимым отметить, что применительно к федеральным целевым программам государственный финансовый контроль представляет собой комплекс действий органов государственной власти по проверке и анализу законности, своевременности, эффективности и целевому использованию бюджетных средств в части расходов, предусмотренных на реализацию программно-целевых мероприятий.

Тем не менее, несмотря на неопределенность и многообразие подходов к понятию государственного финансового контроля, законодательство Российской Федерации закрепляет за органами исполнительной власти функции по проведению контрольных мероприятий. Так, «внешний» государственный финансовый контроль за Программой в рамках своих полномочий осуществляют: Счетная палата Российской Федерации, контрольно-ревизионные органы Министерства финансов Российской Федерации (Федеральная служба финансово-бюджетного надзора, Федеральное казначейство).

Вместе с тем государственным заказчиком - координатором Программы является Федеральное агентство по рыболовству. В связи с этим, помимо ежеквартального направления форм отчетности о ходе реализации Программы в Министерство экономического развития Российской Федерации, Министерство регионального развития Российской Федерации, Министерство образования и науки Российской Федерации, Федеральную службу государственной статистики, Росрыболовство осуществляет «внутренний» государственный финансовый контроль в части контроля за эффективностью использования бюджетных средств, направленных на финансирование бюджетных инвестиций. Эти функции возложены на следующие структурные подразделения Росрыболовства:

— отдел по организации контроля по реализации проектов Управления целевых программ и инвестиций;

— контрольно-ревизионный отдел Управления финансов.

Эффективная реализация программных мероприятий требует постоянного совершенствования, и в этой связи необходим поиск и внедрение новых подходов и инструментов к повыше -нию качества и надежности внутреннего контроля, осуществляемого указанными структурными подразделениями Росрыболовства.

Кроме того, следует разработать методологическое обеспечение, стандарты и процедуры системы внутреннего финансового контроля, направленные на повышение результативности -экономности, законности, своевременности, эффективности и целевого использования Программы.

Целесообразно также рассмотреть возможность использования научных методов применительно к контролю (аудиту) за эффективностью использования бюджетных ассигнований, предусмотренных на реализацию Программы. Под эффективностью необходимо понимать соотношение полученных результатов к объему затраченных бюджетных средств. Внутренний государственный финансовый контроль Программы должен быть направлен на установление объема, своевременности и целевого использования федерального бюджета в части расходов на программные мероприятия.

Одновременно следует обратить внимание на следующее: отчетность о результатах контрольной деятельности составляется на основе обобщения и анализа показателей контрольных мероприятий, а отсутствие единого структурированного описания процедур государственного финансового контроля негативно сказывается на действиях государственных контролеров при проведении контрольных мероприятий (ревизий, проверок), что также обусловливает необходимость разработки и документационного закрепления процедур государственного финансового контроля [7].

Государственный финансовый контроль бюджетных расходов, запланированных в рамках реализации Программы, позволит значительно повысить эффективность использования средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, а также будет способствовать более рациональному распределению субсидий из федерального бюджета между бюджетами субъектов Российской Федерации, направляемых на софинансирование объектов рыбохозяйственного комплекса.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Концепция развития рыбного хозяйства Российской Федерации на период до 2020 года (в ред. распоряжения Правительства Российской Федерации от 21 июля 2008 г. № 1057-р).

2. Постановление Правительства Российской Федерации от 12 августа 2008 г. № 606 (в ред. постановления Правительства Российской Федерации от 5 июля 2010 г. № 505) «О федеральной целевой программе «Повышение эффективности использования и развитие ресурсного потенциала рыбохозяйственного комплекса в 2009-2014 годах».

3. Романовский М. В., Врублевская О. В. Финансы, денежное обращение и кредит: учеб. - М.: Юрайт, 2008. - 543 с.

4. ХимичеваН. И. Финансовое право: учеб. - М.: БЕК, 1995. - 525 с.

5. Шохин С. О. Проблемы и перспективы развития финансового контроля в Российской Федерации. -М.: Финансы и статистика, 1999. - 532 с.

6. Ефимова Н. П. Государственный финансовый контроль в реализации федеральных целевых социальных программ. - М.: Медицина, 2000. - 176 с.

7. Орлова В. В. Государственный финансовый контроль как важнейший инструмент оптимизации бюджетного процесса: моногр. / под ред. д. э. н. Т. В. Юрьевой. - М.: МЭСИ, 2010. - 145 с.

Статья поступила в редакцию 21.04.2011

ROLE OF THE STATE FINANCIAL CONTROL

IN REALIZATION OF FEDERAL TARGET PROGRAMS OF FISHERY COMPLEX

R. S. Ermolayev

The problems of investment development of a fishery complex of the Russian Federation are studied. The basic program points of the Federal target program "Increase of efficiency and development of resource potential of the fishery complex in 2009-2014" are reflected. The questions of increase of efficiency of the state financial control of the Program are considered. The enforcement authorities which carry out the state financial control over the Program are presented. The measures on improvement of quality and reliability of internal financial control are offered.

Key words: the fishery complex, program target method, federal budget, Federal Target Program, budgetary appropriations, investments, financial control, audit, internal control bodies, grants.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.