Ю.А. Рюмина
РОЛЬ ГОСУДАРСТВА В УПРАВЛЕНИИ ИННОВАЦИОННЫМ РАЗВИТИЕМ АГРОПРОМЫШЛЕННОГО КОМПЛЕКСА
Рассматриваются тенденции в сфере развития и использования в экономике научно-технических достижений и выделяются основные направления государственной инновационной политики в системе АПК.
Агропромышленный комплекс России является крупнейшим сектором экономики государства, который, по мнению многих авторитетных ученых и политиков, находится в состоянии системного кризиса.
В АПК страны за последнее десятилетие наблюдается резкий спад производства, существенное сокращение производственного потенциала. В новых условиях радикально изменилась роль государства и его влияние на процессы в АПК. Ослабла управляемость комплексом со стороны органов государственной власти как на федеральном, так и на региональном уровне.
Кризисная ситуация в аграрном секторе в значительной степени обусловила низкую востребованность научно-технических достижений в производстве, снизила влияние научно-технического прогресса на его развитие. Бюджетное финансирование научных учреждений на крайне низком уровне привело к резкому сокращению численности научных работников, ослаблению материально-технической базы научно-исследовательских учреждений, опытных хозяйств, свертыванию исследований по целому ряду важнейших научных направлений в АПК. Специфика сложившейся ситуации заключается в том, что в стране имеются значительные фундаментальные и технологические заделы, уникальная научно-производственная база и высококвалифицированные кадры, но в то же время крайне слаба ориентация этого инновационного потенциала на реализацию научных достижений в производстве и других сферах деятельности. Инновационный кризис проявляется в резком снижении уровня управляемости процессом создания и реализации новшеств, в отсутствии источников его финансирования, в свертывании деятельности исследовательских коллективов [1. С. 10].
В этих условиях необходим пересмотр стратегии развития АПК страны и механизмов ее реализации. Новая стратегия должна сочетать в себе как активное государственное регулирование, так и рыночные механизмы саморегуляции. Основным фактором преодоления экономического кризиса и выхода на траекторию устойчивого экономического роста в современных условиях должен стать научно-технический прогресс, который невозможен без проведения активной инновационной политики.
Инновационная политика является мощным рычагом, с помощью которого предстоит преодолеть спад в АПК, обеспечить его структурную перестройку и насытить рынок разнообразной конкурентоспособной продукцией.
Инновационная политика в отношении агропромышленного комплекса отличается по характеру, масштабам поддержки, объему ресурсов, необходимых для обновления и модернизации производственного потенциала на основе реализации отечественных достижений
науки и техники. Причем централизованная организация инновационной деятельности в АПК представляется неэффективной в силу специфики данной отрасли материального производства. Наиболее приемлемой представляется организация инновационной деятельности с ориентацией в первую очередь на региональные особенности и потребности в инновациях, которые определяют приоритетные направления развития агропромышленного комплекса. Задача государства заключается в разработке механизмов и инструментов для стимулирования привлечения финансовых ресурсов в форме инвестиций в региональный агропромышленный комплекс, в поддержке социальной сферы и развитии инфраструктуры.
Для организации и стимулирования инновационной деятельности используются как прямые, т.е. включающие непосредственно финансовую помощь (государственные закупки и т.д.), так и косвенные (налоги, нормы, подготовка специалистов и т.д.) методы воздействия. Данный механизм достаточно хорошо известен и поэтому может считаться традиционным. Однако воздействие на инновационный процесс этих методов достигается путем различного их использования и варьируется в соответствии с объективно присущими самому инновационному процессу закономерностями [2. С. 33].
Государственная научно-техническая политика не может и не должна ограничиваться лишь финансовой поддержкой научно-технических программ и предоставлением различных льгот хозяйствующим субъектам, которые осуществляют инновационную деятельность. Государство обязано выполнять (посредством своих уполномоченных исполнительных органов, прежде всего инновационных научно-технических фондов) функции экономической (коммерческой) реализации научно-технических новшеств, выступать основным инвестором интеллектуального капитала, субъектом присвоения экономических эффектов НТП.
Организационный механизм государственного регулирования инновационной деятельности должен обеспечить учет мнений всех прямо или косвенно заинтересованных структур и в то же время создать условия для согласованного принятия мер по стимулированию инноваций.
В какой бы форме ни проводилась инновационная политика, она обязательно должна предусматривать рациональное сочетание государственного регулирования с рыночным механизмом. Эффективными оказываются те формы регулирования, которые, не подавляя рыночных сигналов, упреждают их и снимают неопределенность поиска новых направлений вложений ресурсов. В этом суть инновационной политики государства в регулируемой рыночной экономике.
В России на сегодняшний день еще не сложились ни действенные рыночные механизмы регулирования
инновационной деятельности, ни эффективная система государственного регулирования и поддержки инноваций при приоритете рыночных связей и частнособственнических отношений в экономике.
В этих условиях усиливаются отрицательные тенденции в сфере развития и использования в экономике научно-технических достижений:
- уменьшаются функциональные возможности и сфера применения новой техники;
- падают темпы обновления выпускаемой продукции, что ведет к ее моральному устареванию;
- снижается наукоемкость новой техники;
- снижаются темпы развития интеллектуальной инфраструктуры (сферы образования, системы научной информации и пр.);
- разрушается и стареет материально-техническая база инноваций;
- снижается общественный престиж научной деятельности.
Основные трудности в реализации инновационного потенциала аграрной науки связаны с нехваткой собственных средств у организаций, ограниченностью бюджетного и внебюджетного финансирования, в том числе заемных и привлеченных средств. Спад производства во всех отраслях и сферах агропромышленного производства, постоянный дефицит денежных средств у организаций не оставляют ресурсов для инновационной деятельности.
Инвестиционная поддержка инноваций со стороны государства, особый режим для нововведений, страхование рисков, венчурные фонды, инновационная инфраструктура - это те необходимые условия, без которых нельзя обеспечить инновационный прорыв как государственных организаций, так и организаций других форм собственности [3. С. 25].
В этой связи к основным направлениям государственной инновационной политики в системе АПК можно отнести:
- создание системы комплексной поддержки приоритетных направлений инновационной деятельности, развития производства, повышения конкурентоспособности наукоемкой продукции АПК. В процессе активизации инновационной деятельности необходимо участие не только органов государственного управления, коммерческих структур, финансово-кредитных учреждений, но и общественных организаций как на федеральном, так и на региональном уровне;
- развитие на региональном уровне инфраструктуры инновационного процесса, включая систему информационного обеспечения, систему экспертизы, финансово-экономическую систему, производственнотехнологическую поддержку, систему сертификации и продвижения разработок, систему подготовки и переподготовки кадров. Накопившееся в течение многих лет отставание имеет в своей основе не низкий потенциал отечественных исследований и разработок, а слабую инфраструктуру инновационной деятельности, отсутствие мотивации товаропроизводителей к реализации новшеств как способа конкурентной борьбы. Это приводит к невостребованности потенциала отечественной прикладной науки и техники;
- развитие малого инновационного предпринимательства путем формирования благоприятных условий для образования и успешного функционирования малых высокотехнологичных организаций и оказания им государственной поддержки на начальном этапе деятельности,
- совершенствование конкурсной системы отбора инновационных проектов и программ. Реализация относительно небольших и быстро окупаемых инновационных проектов с участием частных инвесторов и при поддержке государства позволит поддержать наиболее перспективные производства и организации, усилить приток в них частных инвестиций.
Для проведения активной инновационной политики в сфере АПК требуется принятие неординарных мер, включающих в себя совершенствование системы государственных инвестиций, кредитной и налоговой политики, внебюджетного финансирования. Кроме того, необходимо осуществлять целенаправленные меры по развитию предпринимательской среды, созданию и развитию системы коммерческих форм взаимодействия науки и производства путем интеграции отраслевых институтов с крупными промышленными и финансовыми структурами.
Следовательно, активизация инновационной деятельности требует, с одной стороны, государственного управления и координации действий всех ее субъектов, с другой - интеграции всех заинтересованных структур в реализации инноваций, привлечении инвестиций, создании условий, способствующих инновационному процессу и внедрению достижений науки и техники в экономику страны.
ЛИТЕРАТУРА
1. Егерева О.А. Стратегия реформирования аграрного сектора в условиях перехода к рынку: Автореф. дис. ... д-ра эконом. наук. М.: РАГС,
2000. 44 с.
2. Егерева О. Совершенствование системы налогообложения в сельском хозяйстве // АПК: экономика, управление. 2000. № 7. С. 32-38.
3. Голенков В.А., Степанов Ю.С., Садков В.Г., Машегов П.Н. Стратегия инновационного развития на базе университетских комплексов. М.:
Машиностроение, 2003. 130 с.
Статья представлена научной редакцией «Экономика» 18 декабря 2007 г.