ИССЛЕДОВАНИЕ
Крафт Й.1, Зайцев А.В.2
1 Технический университет, г. Либерец (Чешская Республика)
2 Текстильный институт им. А.Н. Косыгина Московского государственного университета дизайна и технологии
Роль государства в развитии конкурентной среды при воздействии глобальных изменений на структуру мирового социально-экономического пространства
АННОТАЦИЯ:
В статье дан анализ проблем совершенствования конкурентной среды при стремительных глобальных изменениях и многофакторном воздействии возмущений различной направленности на развитие системы мирового хозяйства. Обосновывается актуальность и необходимость дальнейших исследований в направлении изучения природы развития конкурентной среды в условиях политической и экономической нестабильности. Рассмотрен механизм формирования эффективного народного хозяйства в условиях экономической нестабильности.
Показана значимость государственно-частного партнёрства в инновационном развитии рыночных структур и его роль в совершенствовании конкурентной среды. Авторами подробно проанализирована возможность и условия формирования партнёрства между государством, действующими монополиями и другими рыночными игроками с целью поддержки инновационных процессов в зависимости от изменения внешних воздействий.
КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА:глобальные изменения, государственно-частное партнерство, инновационное развитие, конкурентная среда, монополия, олигополия, социально-экономическое пространство JEL: D42, D43, F19, O31, O33 ДЛЯ ЦИТИРОВАНИЯ:
Крафт Й., Зайцев А.В. Роль государства в развитии конкурентной среды при воздействии глобальных изменений на структуру мирового социально-экономического пространства // Креативная экономика. — 2015. — Т. 9. — № 4. — с. 441-452. — http://journals.creativeconomy.ru/index.php/ce/article/view/202/
Крафт Йиржи, д-р экономики, профессор, проректор по учебной работе, заведующий кафедрой экономической теории, Технический университет, г. Либерец (Чешская Республика) (¡[email protected])
Зайцев Александр Владимирович, д-р философии (Ph.D.), канд. техн. наук, Текстильный институт им. А.Н. Косыгина Московского государственного университета дизайна и технологии
ПОСТУПИЛО В РЕДАКЦИЮ: 20.04.2015 / ОПУБЛИКОВАНО: 30.04.2015 ОТКРЫТЫЙ ДОСТУП:
http://journals.creativeconomy.ru/index.php/ce/article/view/202/ (с) Крафт Й., Зайцев А.В. / Публикация: ООО Издательство "Креативная экономика"
Статья распространяется по лицензии Creative Commons CC BY-NC-ND (http://creativec0mm0ns.0rg/licenses/by-nc-nd/3.0/) ЯЗЫК ПУБЛИКАЦИИ: русский
442 Крафт Й., Зайцев А.В. Роль государства в развитии конкурентной среды при воздействии
глобальных изменений на структуру мирового социально-экономического пространства // Креативная экономика. — 2015. — Т. 9. — № 4. — с. 441-452. — http://journals.creativeconomy.ru/index.php/ce/article/view/202/
Введение
В последнее время турбулентная политическая и экономическая ситуации постоянно и стремительно обновляют систему глобальных факторов, обладающих мощным воздействием на мировое социально-экономическое пространство. Поэтому сегодня ведущие и динамично развивающиеся экономики мира находятся под влиянием этих разнонаправленных факторов.
Развитие национальной системы хозяйствования происходит не только в условиях глобальных перемен, но и в эпоху зарождения новых подходов и парадигм формирования мирового сообщества. Процессы глобализации привели к тому, что мировой финансовый кризис, разразившийся в 2008 году, затронул экономику практически всех государств, включая США, Японию, страны ЕС и БРИКС. Однако существенное воздействие на европейскую экономическую систему в 2014 и 2015 годах оказали политические кризисы на Украине и в странах Ближнего Востока (Ирак, Сирия, Йемен и т.д.).
Возникшие разногласия между лидирующими державами по геополитическим вопросам, жёсткое отстаивание государственных интересов каждой стороной и попытки форсированного внедрения демократических устоев в странах на различных континентах без учёта национальных, культурных и социально-экономических особенностей только усилили процесс создания системы негативных факторов, препятствующих равномерному развитию национальных экономик.
Стремление развивающихся экономик к самостоятельному выбору своего курса вызвало противодействие сверхдержав экономическому самоопределению этих государств. Это, в свою очередь, замедлило развитие мировой конкурентной среды. Применение к России секторальных санкций и ответные меры, введённые Россией против стран ЕС, США и Австралии, отрицательно сказались на формировании макроэкономической системы.
В 2014-2015 годах произошла деформация мировых сырьевых рынков и рынков капитала, осложнился доступ к новым технологиям и уникальному оборудованию. Подобные воздействия глобальных изменений на структуру мирового социально-экономического пространства привели к необходимости кардинальной коррекции национальных стратегий развития общества и совершенствования конкурентной среды в условиях политической и экономической нестабильности [4, 5, 8, 10-13].
Крафт Й., Зайцев А.В. Роль государства в развитии конкурентной среды при воздействии 443
глобальных изменений на структуру мирового социально-экономического пространства // Креативная экономика. — 2015. — Т. 9. — № 4. — с. 000-000. — http://journals.creativeconomy.ru/index.php/ce/article/view/202/
Механизм формирования эффективного народного хозяйства в условиях экономической нестабильности
Сегодня под воздействием негативных факторов и в условиях глобализации экономики конкурентная среда рыночных субъектов резко изменяется на фоне проявления нестабильности в экономике. Такая ситуация возникает за счёт количественного и качественного изменения структуры возмущающих факторов. Действие факторов сдерживания развития национальных экономик особенно тяжело отражается на деятельности наукоёмких и высокотехнологичных предприятий, а также на стратегически важных отраслях.
В подобных условиях функционирование этих отраслей должно поддерживаться государственными структурами за счёт разнообразных форм содействия. Приоритетом здесь выступает инновационная направленность предприятий, формирование высокого
интеллектуального потенциала и развитой системы кооперации. По этой причине национальным экономикам, особенно бывших социалистических стран, приходится прилагать большие усилия, чтобы создать эффективную систему стимулирования передовых предприятий, деятельность которых основана на внедрении инноваций и коммерциализации результатов с высоким уровнем интеллектуального труда.
Влияние глобальных изменений при реализации бизнес-процессов усиливается традиционными возмущениями нестабильной внешней среды. Поэтому одновременно на деятельность предприятий накладываются такие факторы, как колебание спроса и цен на потребляемые ресурсы (материальные, финансовые и интеллектуальные) и производимую продукцию, изменения в действующем законодательстве и т.д.
В условиях глобального кризиса такое наложение приводит к эффекту мультипликации воздействий всей совокупности негативных факторов. Именно этот эффект порождает турбулентность внешней среды, поэтому многие национальные экономики сегодня характеризуются неопределённостью и нестабильностью. Для преодоления негативного воздействия данного эффекта государством и бизнесом должны разрабатываться механизмы и инструменты эффективного достижения стратегических целей. Причём они проектируются таким образом, чтобы их противодействие было
444 Крафт Й., Зайцев А.В. Роль государства в развитии конкурентной среды при воздействии
глобальных изменений на структуру мирового социально-экономического пространства // Креативная экономика. — 2015. — Т. 9. — № 4. — с. 441-452. — http://journals.creativeconomy.ru/index.php/ce/article/view/202/
эквивалентно глобальным изменениям, влияющим на структуру социально-экономического пространства.
Таким образом, государственную поддержку инновационной деятельности хозяйствующих субъектов необходимо начинать с создания макроэкономического равновесия и адаптации конкурентной среды к воздействиям глобальных изменений и традиционных возмущений внешней среды. В этом случае перед государством возникает проблема формирования системы правовых и финансово-экономических задач. Решение этих задач позволит обеспечить условия эффективного развития народного хозяйства и национальную безопасность.
Инструментом реализации таких задач является механизм, включающий идентификацию факторов, сдерживающих развитие экономики, определение направлений совершенствования системы управления национальным хозяйством и постановку стратегических задач реализации этих направлений. Подобный механизм представлен на рисунке 1.
Определение направлений совершенствования системы управления экономикой взаимоувязано с процессами развития конкурентной среды, поскольку это, в свою очередь, согласовывается с переходом национальной экономики к инновационной модели развития в условиях усиливающегося влияния на макроэкономическую систему негативных факторов. Такой подход может оказать положительное влияние на формирование конкурентной среды. Однако для перевода экономики на инновационную модель необходим динамичный рост финансово-экономического состояния рыночных структур. Поэтому совершенствование конкурентной среды является важной задачей в национальном масштабе. Это значит, что при воздействии глобальных изменений конкурентоспособность предприятий появится при стремлении государства к развитию конкурентной среды.
Совершенствование конкурентной среды и создание условий эффективного развития народного хозяйства предполагает наличие в стране благоприятного инвестиционного климата. Такой подход содействует активизации инновационных факторов развития предприятий, отраслей и регионов. Для поддержки благоприятного инвестиционного климата необходима сформированная научно-техническая политика государства, обеспечивающая поддержку приоритетных отраслей, наукоёмких производств и технологий.
Крафт Й., Зайцев А.В. Роль государства в развитии конкурентной среды при воздействии 445
глобальных изменений на структуру мирового социально-экономического пространства // Креативная экономика. — 2015. — Т. 9. — № 4. — с. 000-000. — http://journals.creativeconomy.ru/index.php/ce/article/view/202/
Рисунок 1. Механизм формирования эффективного народного хозяйства в условиях экономической нестабильности (источник - авторское построение)
Стимулирование привлечения отечественных и иностранных инвестиций в реальный сектор национальной экономики может быть обеспечено за счёт активизации таких механизмов, как предоставление государственных гарантий, таможенных и налоговых льгот, развития системы страхования рисков и т.д. В условиях кризиса и воздействия глобальных изменений реализация всех этих мероприятий невозможна
446 Крафт Й., Зайцев А.В. Роль государства в развитии конкурентной среды при воздействии
глобальных изменений на структуру мирового социально-экономического пространства // Креативная экономика. — 2015. — Т. 9. — № 4. — с. 441-452. — http://journals.creativeconomy.ru/index.php/ce/article/view/202/
без государственной поддержки банковской системы, развития системы льготного кредитования наукоёмких отраслей экономики на основе инструментов проектного и венчурного финансирования.
Кроме использования известных инструментов, таких как рынки лизинговых и трастовых операций, ипотечное кредитование, важными являются организационные инструменты повышения эффективности национальной экономики. Они предусматривают создание структур, наиболее восприимчивых к инновационной деятельности (технопарков, технико-внедренческих особых экономических зон, технополисов и т.д.), развитие механизмов государственно-частного партнёрства [5-7].
Развитие конкурентной среды в условиях партнёрства государства и рыночных структур
Развитие государственно-частного партнёрства может иметь существенное влияние на нынешнее состояние рыночных структур, их функционирование и, как следствие, на конкурентную среду. Традиционно обращают внимание на связь бизнеса и государства с позиции защиты им рыночной среды от влияния монополий, стремящихся воспользоваться своим привилегированным положением на рынке. Монополия реализует подобное положение за счёт клиентов. Однако такая связь может измениться в зависимости от состояния внешних воздействий. Государство, являясь партнёром бизнеса, может стать некой составляющей монополии даже при условии потери функции защитника существующего рынка. При этом государство может сохранить за собой функцию подавления угроз, порождаемых монополией, которая имеет возможность воздействовать на рынок с точки зрения приобретения ей неправомочных выгод, связанных, например, с ценовой дискриминацией 1-3 класса по отношению к клиентам [6, 9, 13].
Если бы государство с помощью партнёрства было способно воздействовать на этот негативный фактор, связанный с монополией, то на рынке бы доминировали положительные условия, характерные и непременно значимые для монополии. Так, если исходить из реальности существования естественной монополии, то, вероятнее всего, она достигла своего выгодного положения путём снижения затрат во время конкуренции с рядом других экономических субъектов. Следовательно, существование такой монополии стало результатом конкурентной
Крафт Й., Зайцев А.В. Роль государства в развитии конкурентной среды при воздействии 447
глобальных изменений на структуру мирового социально-экономического пространства // Креативная экономика. — 2015. — Т. 9. — № 4. — с. 000-000. — http://journals.creativeconomy.ru/index.php/ce/article/view/202/
борьбы, потому что она добилась самых низких издержек и одержала верх над своими конкурентами.
Именно в достигнутом уровне издержек заключается преимущество монополии. Здесь речь идёт об относительно низких издержках на единицу продукции по отношению к аутсайдерам. Подобные низкие издержки на единицу продукции являются выгодой не только для упомянутой монополии, но и для потребителей, а также экономики в целом с позиции её конкурентоспособности. Подтверждением этого является следующий график, изображённый на рисунке 2. На нём сравниваются высокие издержки аутсайдера - малого производителя, применяющего устаревшее мало серийное производство, с издержками монополии - крупного производителя, использующего высокие технологии. Всё это отнесено к одинаковому произведённому количеству продукции.
Анализируя рисунок 2, очевидно, что цена, установленная монополией, является монопольной ценой. Однако для клиента или потребителя она может и не быть выше, чем цена, которая была бы определена рынком в условиях совершенной конкуренции. Это предположение сделано также с учётом наличия различного уровня издержек сравниваемых субъектов. При этом не предполагаем, как уже было показано, что государство снижало бы монопольную цену, вытекающую из равенства предельных издержек и предельных доходов. Государство бы только накладывало запрет на использование фактора ценовой дискриминации 1-3 класса для клиентов.
В связи с вышеизложенным, пока отвлечёмся от стремления демонополизации, это в настоящей ситуации напоминало бы битву с ветреными мельницами. Вместе с тем одновременно предположим, что развитие монополией крупного производства является экономически востребованным. Как известно, это касается только некоторых видов производств, причём как раз для них реализуется обсуждаемое нами партнёрство с целью поддержки инновационных процессов [6, 7, 13, 14].
Нами был рассмотрен случай, когда государство может стать некой составляющей монополии. Однако необходимо учитывать гипотетическое стремление участников рыночных отношений к образованию совершенной конкуренции. С другой стороны, ускоренное развитие технико-экономического уровня предприятий и расширение территорий влияния хозяйствующих субъектов формирует реальные условия ведения бизнеса в рыночной структуре, но это никоим образом
448 Крафт Й., Зайцев А.В. Роль государства в развитии конкурентной среды при воздействии
глобальных изменений на структуру мирового социально-экономического пространства // Креативная экономика. — 2015. — Т. 9. — № 4. — с. 441-452. — http://journals.creativeconomy.ru/index.php/ce/article/view/202/
не ведёт к совершенной конкуренции. Подобное развитие конкурентной среды может вести к монополизации или приведёт к образованию олигополии, которая может иметь вид кооперативной или олигополии с доминирующей фирмой.
Рисунок 2. Сравнение издержек рыночных игроков (участников рынка) (источник -
авторское построение)
Обозначения: Р - стоимость; С - издержки; R - доход;
МС - предельные издержки; MR - предельный доход; AR - средний доход; S - предложение; D - спрос;
LAC - средние издержки в долгосрочном периоде; LMC - предельные издержки в долгосрочном периоде; Е - равновесие;
О, q - произведённое количество. Индексы означают:
О - величина, относящаяся к фирме аутсайдера; М - величина, относящаяся к монополии.
Крафт Й., Зайцев А.В. Роль государства в развитии конкурентной среды при воздействии 449
глобальных изменений на структуру мирового социально-экономического пространства // Креативная экономика. — 2015. — Т. 9. — № 4. — с. 000-000. — http://journals.creativeconomy.ru/index.php/ce/article/view/202/
В данном случае несовершенная конкуренция в виде монополии такой средой не является. Поэтому для того, чтобы обеспечить экономическую эффективность инновационной деятельности организаций различных форм собственности, государству необходимо воздействовать на процессы монополизации, замедляя их негативное влияние на рынок. Воздействуя на рыночную структуру, можно преобразовать монополию в форму несовершенной конкуренции, приближающуюся по своим характеристикам к совершенной конкурентной среде.
В условиях реального рынка такой формой может выступать олигополия. Олигополия с доминирующей фирмой наиболее активно способствует развитию конкуренции. В настоящее время такую среду в значительной степени укрепляет государственная поддержка малых и средних фирм, которые в реальности функционируют в тесном
и и 1 и «_» «_»
взаимодействии с доминирующей фирмой, часто являющейся бывшей монополией.
Заключение
Проведённый анализ роли крупного производителя в совершенствовании конкурентной среды никоим образом не приуменьшает значимости малых и средних инновационных предприятий для развития экономики. Это значение показано в целом ряде публикаций, представленном в списке использованной литературы. Партнёрство государства и частных компаний только представляет альтернативный путь положительного воздействия на функционирование рыночной среды. Это справедливо даже при условии, когда государству было бы необходимо применить меры по отношению к монополиям или олигополиям, злоупотребляющим своим доминирующим положением на рынке.
Эффективность совершенствования конкурентной среды, основанная на роли государства, зависит от тех элементов, которые привносятся участниками в систему партнёрства. Объединение элементов всех партнёров обеспечивает эффективное противодействие глобальным изменениям, влияющим на структуру социально-экономического пространства. Поэтому должны быть усилены целеполагающая и контрольная функции государства, являющегося носителем общественно значимых интересов.
450 Крафт Й., Зайцев А.В. Роль государства в развитии конкурентной среды при воздействии
глобальных изменений на структуру мирового социально-экономического пространства // Креативная экономика. — 2015. — Т. 9. — № 4. — с. 441-452. — http://iournals.creativeconomy.ru/index.php/ce/article/view/202/
ИСТОЧНИКИ:
1. Гумерова Г.И. Управление инновационными преобразованиями: Учеб. пособие. — М.:
Издательство «Дело» АНХ, 2010. — 140 с. — (Образовательные инновации).
2. Зайцев А.В. Философия развития инновационных изменений в национальной
экономической системе / А.В. Зайцев, Й. Крафт, И. Крафтова // Креативная экономика. — 2013. — № 3 (75). — С. 56-63.
3. Мельников О.Н. Управление интеллектуально-креативными ресурсами наукоемких
производств. — 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Издательство «Креативная экономика», 2010. — 384 с.
4. Николаев С.Д., Зайцев А.В. Глобализация и факторы развития национальной
инновационной системы России // Текстильная промышленность. — 2010. — № 3.
— С. 61-64.
5. Интеллект современного предприятия: Монография / С.Д. Николаев, А.В. Зайцев, В.В.
Баранов [и др.]. — М.: Издательский Дом «Комсомольская правда», 2010. — 252 с.
6. Особенности развития предприятия в инновационной экономике: Монография / Под
ред. Н.С. Иващенко и А.В. Зайцева. — М.: Креативная экономика, 2011. — 456 с.
7. Farek J., Kraft J., Zaytsev A. High tech podniky v globalizovane znalostni ekonomice. —
Liberec, Czech Republic, EU: TUL, 2013. — p. 211.
8. Kraft J. Market Structures and Macroeconomic Reality // Proceedings of the 10th
International Conference Liberec Economic Forum. — Liberec, 2011. — s. 252-259.
9. Kraft J., Bednarova P. Ekonomie I. — Liberec: Technicka univerzita v Liberci, 2006. — 189 s.
10. Kraft J., Bednarova P., Kocourek A. Globalizace na prahu 21. Stoleti. — 1. vydani. — Liberec:
Technicka univerzita v Liberci, 2012. — 103 s.
11. Kraft J., Bednarova P., Lungova M., Nedomlelova I., Sojkova L. Hospodarska krize. Vybrane
makroekonomicke a mikroekonomicke souvislosti s projekci na urovni regionu. — 1. vydani. — Liberec: Technicka univerzita v Liberci, 2010. — 157 s.
12. Kraft, J., Farek, J., Bednarova, P., Nedomlelova, I., Skala, M. Odraz globalizace v soucasne
ekonomicke teorii a realite. — 1.vydani. — Liberec: Technicka univerzita v Liberci, 2011.
— 175 s.
13. Kraft J., Zaytsev A., Baranov V. Globalization and innovative factors of the enterprises
development // Proceedings of the 9th International Conference Liberec economic forum. — Liberec, 2009. — p.193-199.
14. Nohria N., Joyce W, Roberson B. What really works // Harvard Business Review. — 2003. —
Iss. July.
Крафт Й., Зайцев А.В. Роль государства в развитии конкурентной среды при воздействии 451
глобальных изменений на структуру мирового социально-экономического пространства // Креативная экономика. — 2015. — Т. 9. — № 4. — с. 000-000. — http://journals.creativeconomy.ru/index.php/ce/article/view/202/
Jiff Kraft, Doctor of Science, Economics, Professor, Pro-rector for Academic Affairs, Head of Economic Theory Chair, Technical University of Liberec (Czech Republic).
Alexander V. Zaitsev, Ph.D., Candidate of Science, Engineering, A. N. Kosygin Moscow State Textile University, Moscow State University of Design and Technology
The role of the state in the development of a competitive environment under the influence of global change on the world socio-economic space structure
ABSTRACT:
The article analyzes the problems of improving competitive environment in the conditions of rapid global change and multifactor impact of various kinds of disturbances on the development of the world economy. The authors substantiate the topicality and necessity of further research in the direction of studying the competitive environment development nature in the conditions of political and economic instability. They examine the mechanism of effective national economy formation in the conditions of economic instability.
The authors demonstrate the importance of public-private partnership in the innovative development of market structures and its role in improving competitive environment, and analyze in detail the possibility and conditions of forming a partnership between the state, existing monopolies and other market players in order to support innovative processes in response to the changing external influences.
KEYWORDS: global change, public-private partnership ,innovative development, competitive environment, monopoly, oligopoly, socio-economic space
452 Крафт Й., Зайцев А.В. Роль государства в развитии конкурентной среды при воздействии
глобальных изменений на структуру мирового социально-экономического пространства // Креативная экономика. — 2015. — Т. 9. — № 4. — с. 441-452. — http://iournals.creativeconomy.ru/index.php/ce/article/view/202/