УДК 338.2
РОЛЬ ГОСУДАРСТВА В ОБЕСПЕЧЕНИИ БЕЗОПАСНОСТИ ИННОВАЦИОННОГО БИЗНЕСА © А.П. Стерхов1
Иркутский государственный технический университет, 664074, Россия, г. Иркутск, ул. Лермонтова, 83.
Приведены особенности обеспечения безопасности инновационного бизнеса в кризисные периоды. Предложен подход к обеспечению безопасности бизнеса как к объекту управления. Обосновывается необходимость усиления роли государства в обеспечении безопасности инновационного бизнеса на данном этапе. Сформулированы условия для нормального функционирования бизнеса. Приведены основные выводы из анализа существующей на уровне государства организационной структуры системы управления безопасностью бизнеса. Утверждается, что государственная поддержка инновационной деятельности должна рассматриваться как приоритетная задача государственного управления. Приводится специфика уровней обеспечения безопасности инновационного бизнеса. Рассмотрены базовые принципы структурирования модели обеспечения безопасности инновационного бизнеса. Анализируются причины низкой инновационной активности российской экономики. Приводятся основные пути вмешательства государства в увеличение инновационной активности. Ил. 1. Библиогр. 5 назв.
Ключевые слова: безопасность инновационного бизнеса; усиление роли государства; конкурентные преимущества; формирование инновационной инфраструктуры.
ROLE OF STATE IN ENSURING INNOVATIVE BUSINESS SECURITY A.P. Sterkhov
Irkutsk State Technical University, 83 Lermontov St., Irkutsk, 664074, Russia.
The article discusses the features of ensuring innovative business security in crisis periods. It proposes an approach to provide the security of business as an object of management, and justifies the need for strengthening the role of state in ensuring innovative business security at the present stage. The conditions for the normal functioning of business are formulated. The state organizational structure of business security management system is analyzed and the main conclusions are drawn. It is asserted that state support of innovation should be considered as a priority of public administration. The article considers the specific character of the levels of ensuring innovative business security as well as the basic structuring principles of the model of ensuring innovative business security. Having analyzed the reasons of low innovation activity of the Russian economy the author outlines the main directions of the state influence on the intensification of innovation activity. 1 figure. 5 sources.
Key words: security of innovative business; strengthening the role of state; competitive advantages; formation of innovation infrastructure.
В настоящее время развитие мировой экономической системы обусловлено активным созданием и внедрением в производство передовых достижений науки и техники. Сфера инновационной деятельности превратилась в главнейший ресурс развитых государств. При этом инновации являются важнейшим элементом повышения эффективности деятельности различных предприятий. Внедрение изобретений и научных достижений на предприятиях и в организациях обеспечивает постоянное обновление и улучшение выпускаемой продукции (оказываемых услуг) и применяемых технологий.
Одним из важнейших условий функционирования инновационных предприятий является непрерывное нарастание изменений. Сами же инновации выступают в качестве средства, позволяющего решать проблемы, возникающие в процессе непрерывных изме-
нений. В современных условиях ставка на инновации становится ультрасовременной формой бизнеса. Так, в развитых странах от 75 до 100% прироста валового национального продукта происходит за счет нововведений.
Переход экономики на инновационный путь развития еще более остро стоит перед нашей страной. Российское общество, уже на протяжении более двух десятков лет, находится в режиме радикальных преобразований экономической системы, связанных с развитием и укреплением рыночного типа хозяйствования. При этом стоит отметить, что обеспечение безопасности бизнеса в кризисные периоды, характеризующиеся потерей устойчивости и прерывистыми тенденциями в развитии, приобретает особую сложность, так как бизнес в это время становится наиболее уязвимым для возросших опасностей и угроз.
1 Стерхов Анатолий Петрович, профессор кафедры экономической теории и финансов, кандидат технических наук, доцент, тел.: 89641026955, e-mail: [email protected]
Sterkhov Anatoly, Professor of the Department of Economic Theory and finance, Candidate of technical sciences, Associate Professor, tel.: 89641026955, e-mail: [email protected]
В этой связи проблема исследования факторов, заметно влияющих на безопасность инновационного бизнеса в условиях переходной экономики, является одной из наиболее актуальных для экономической теории и хозяйственной практики в России. Разработке политики обеспечения комплексной безопасности бизнеса на основе базовых принципов функционирования субъектов инновационной деятельности и проблемам обеспечения безопасности бизнеса были посвящены работы А.П. Стерхова и А. Щукина [3, 4]. Необходимо отметить, что безопасность бизнеса формируется как сложная система, основными элементами которой являются угрозы безопасности бизнеса и обеспечение защиты от них. При этом высокий уровень защищенности по какому-то одному критерию, и низкий - по другим критериям не обеспечивает необходимый уровень защищенности в целом.
Поскольку в кризисные периоды количество источников опасностей для бизнеса растет, и они изменяются качественно, одна только блокировка угроз будет всегда уязвима. Решение данной проблемы видится в подходе к обеспечению безопасности бизнеса как к объекту управления.
Изучение рейтинга факторов, препятствующих инновациям, по данным официальной статистики, демонстрирует ожидаемый результат (рисунок): независимо от того, занимаются ли предприятия инновациями или нет, им больше всего мешают недостаток денежных средств, высокая стоимость нововведений, отсутствие господдержки и экономические риски, связанные с инновациями [1].
также негосударственных органов обеспечения безопасности бизнеса.
В данной работе рассматривается роль государства в обеспечении безопасности инновационного бизнеса и необходимость ее усиления на нынешней фазе рыночного развития России. К субъектам обеспечения безопасности бизнеса относятся органы законодательной, исполнительной и судебной власти, призванные обеспечивать безопасность всех без исключения законопослушных участников экономических отношений. При этом отметим, что участие органов инфраструктуры в обеспечении безопасности бизнеса может быть достаточно результативным только в случае соблюдения множества необходимых условий для нормального функционирования бизнеса. Среди этих условий:
• политическая и социально-экономическая ситуация в стране и регионе;
• направление политики, проводимой органами власти;
• состояние правовой базы в области деятельности компании;
• наличие материально-сырьевых, энергетических, трудовых и иных ресурсов;
• криминогенная ситуация в стране и регионе;
• состояние рыночной среды и инфраструктуры рынка;
• конкурентоспособность продукции или услуг, выпускаемых компанией;
• уровень цен и платежеспособность населе-
Недостаток денежных средств Высокая стоимость нововведений Нет господдержки Высокий экономический риск Гос. регулирование Недостаток квалифицированного пррсонала Недостаток информации о новых техоологиях Низкий спрос на нотыетовары Иннотационнаи инфраструктур3 Проблемы с интеллектуальной coбcттeнсocьыo Низкий инновационный потенциал оргаииаации Недостаток информации о рынках сбыта Неразвитость кооперационных связйй
I Пасситные I Активные
0% 10% 20% 30% 40% 50% 60% 70% 80%
Оценка предприятиями факторов, препятствующих инновациям: по горизонтальной оси откладывается % от числа ответивших, оценивших соответствующий фактор как «значительный» и «решающий» среди инновационно активных и инновационно пассивных групп предприятий
Учитывая, что многие риски в сфере инновационного бизнеса (да и бизнеса вообще) относятся к категории внешних, управление рисками возможно только на основе взаимодействия субъектов предпринимательской деятельности, их служб безопасности с органами исполнительной власти и муниципальными органами. С точки зрения управления обеспечение безопасности бизнеса должно быть целенаправленной совместной деятельностью самих субъектов предпринимательской деятельности, органов государственной исполнительной и муниципальной власти, а
ния;
• наличие возможностей по установлению деловых контактов;
• наличие реальных и потенциальных конкурентов и т.д.
Состояние окружающей среды на макро- и микроуровнях может как создавать благоприятную ситуацию для безопасности бизнеса, так и неблагоприятную, с постоянным возникновением непредвиденных угроз. При этом даже самая лучшая система предупредительных мер не может предвидеть, а тем более пре-
одолеть внезапно возникающие нестандартные угрозы, которые могут причинить значительный ущерб фирме. Для противодействия этим угрозам необходимо разрабатывать свои специфические механизмы.
Анализ существующей на уровне государства организационной структуры системы управления безопасностью бизнеса позволяет сделать следующие выводы:
• правовые нормы, касающиеся обеспечения безопасности бизнеса, рассредоточены по нормативно-правовым актам различного уровня и юридической силы;
• слабая проработанность нормативно-правовой базы обеспечения безопасности бизнеса затрудняет ориентацию в правовой базе и ее практическое использование;
• перечни функций органов инфраструктуры обеспечения безопасности не содержат обеспечение безопасности бизнеса, либо не отражают реальных задач этих направлений деятельности;
• регулирование вопросов, касающихся обеспечения безопасности бизнеса, осуществляется главным образом в рамках ведомственных нормативных актов, а также с помощью нормативно-правовых актов на уровне фирм. То есть правовое регулирование в данной сфере представляется недостаточным;
• фактически отсутствуют отработанные процедуры управления в кризисных ситуациях;
• функции обеспечения безопасности бизнеса по отдельным направлениям дублируются у различных органов инфраструктуры;
• слабость и противоречивость горизонтальных связей между различными органами инфраструктуры, не урегулированы вопросы координации и взаимодействия государственных органов, объединений деловых кругов и отдельных предпринимательских структур в целях обеспечения безопасности бизнеса;
• повышенная коррупциогенность правовых норм обеспечения безопасности бизнеса, связанная с неполнотой правовой базы и возможностью ее расширительного толкования по усмотрению как для чиновника, так и для предпринимателя способствует экономической преступности и коррупции;
• отсутствие нормативно-правового документа, отражающего принципиальные положения, касающиеся обеспечения безопасности бизнеса (основные понятия в этой сфере правового регулирования; объекты, средства и механизмы обеспечения безопасности; права и обязанности государственных органов и субъектов предпринимательской деятельности по защите бизнеса; государственная политика в данной сфере).
Анализ проблем российского бизнеса [2, 3], возникающих на переходном этапе развития экономики, показывает, что в современных условиях безопасность бизнеса во многом зависит от государства и его политики в области защиты и поддержки предпринимательства. Такая политика должна активно стимулировать частный бизнес к финансированию исследований и разработок, создавать экономические и правовые условия для развития инновационного бизнеса.
При этом функции государства, в лице своих органов в сфере инновационной деятельности, должны сводиться к следующему:
• создание нормативно-правовой базы для обеспечения защиты авторских прав и охраны интеллектуальной собственности как государства, так и ин-новатора;
• создание благоприятного климата для ведения инновационного бизнеса, ориентирующегося не только на имеющиеся законы, но и на правоприменительную практику и обычаи делового оборота;
• стимулирование инноваций и конкуренции в различных сферах деятельности;
• введение государственных санкций за выпуск устаревшей продукции;
• страхование инновационных рисков;
• координация инновационной деятельности;
• пресечение недобросовестной конкуренции;
• развитие лизинга наукоемкой продукции;
• развитие внешнеэкономических связей в инновационной сфере;
• аккумулирование средств на научные исследования и инвестиции в инновации;
• подготовка, переподготовка и повышение квалификации кадров для развития и функционирования инновационной деятельности;
• информационная поддержка инновационной деятельности;
• защита интересов российского инновационного бизнеса по ограничению негативного влияния иностранных государств в международных организациях;
• направление инновационной деятельности с учетом обеспечения социальных и экологических требований;
• формирование необходимой инфраструктуры обеспечения безопасности инновационного бизнеса;
• повышение статуса инновационной деятельности в обществе и др.
Изучение опыта промышленно развитых стран в области государственной поддержки инновационной деятельности позволяет выделить следующие ее виды:
• прямое финансирование инновационной деятельности;
• предоставление беспроцентных банковских ссуд индивидуальным предпринимателям и малым предприятиям, занимающихся внедрением инноваций;
• снижение государственных пошлин в области инноваций;
• введение различных отсрочек по уплате пошлин и налогов;
• разрешение на ускорение амортизации оборудования;
• создание специальных фондов поддержки инновационного бизнеса, пользующихся значительными льготами;
• создание технопарков, технополисов и т.п.
Специфика инновационных процессов предопределяется спецификой научной и образовательной
системы страны, регулированием в области интеллектуальной собственности, формами взаимодействия между участниками инновационного процесса, а также особенностями принятия решений на микроуровне.
Долгосрочные эффекты в экономике, политике и социальной сфере связаны с формированием, прежде всего, таких категорий, как образовательный и научный потенциал, человеческий капитал. Государство должно создавать стимулы для коммерциализации научных разработок научно-исследовательскими институтами, вузами, Российской академией наук. В качестве основного канала коммерциализации разработок, по мнению автора, могут выступить малые инновационные предприятия, создаваемые при вузах и других бюджетных учреждениях науки. Данное направление инновационного развития является важнейшим во всех промышленно развитых странах. Именно оно дает возможность создавать инновационные университеты нового поколения.
Использование перечисленных видов государственной поддержки инновационной деятельности имеет большое значение для обеспечения безопасности инновационного бизнеса, но переход к инновационной модели развития представляется гораздо более сложной, планомерной и долговременной задачей, которая рассчитана на многие годы усилий самого государства, и должна рассматриваться как приоритетная задача государственного управления. Только в этом случае можно рассчитывать на хотя и не очень скорый, но вполне реальный и долговременный эффект.
Следует также отметить, что при выборе путей инновационного развития необходимо учитывать российские реалии. Стране, где практически отсутствуют конкурентоспособные на мировом уровне отрасли, которые могли бы стать потребителями инноваций в области нанотехнологий (микроэлектроника, производство новых материалов, фармацевтика, биотехнологии и т.п.), а более трети необходимого продовольствия импортируется, даже выдающиеся открытия в данных областях могут принести ей мало практической пользы. В лучшем случае из этого смогут извлечь выгоду наши зарубежные коллеги и конкуренты.
Для России важно, чтобы инновации были не просто востребованы рынком, а, прежде всего, востребованы российским рынком. Задача состоит не в том, чтобы внедрить что-то новое, а в том, чтобы это новое дало реальный эффект и стало стимулом для появления инноваций, востребованных отечественным бизнесом и адаптированных к его возможностям.
Основные факторы, влияющие на инновационную активность субъекта экономической деятельности, можно разделить на внутренние и внешние факторы. Последние, в свою очередь, подразделяются на факторы прямого воздействия и факторы косвенного воздействия.
К внутренним факторам можно отнести:
• состояние экономики предприятия;
• материальные и финансовые ресурсы;
• прогрессивность технологических процессов;
• кадровый потенциал;
• уровень управления;
• развитость собственной научно-технической базы;
• удовлетворение потребностей рынка;
• учет интересов региональной экономики;
• инновационный климат и привлекательность;
• наличие венчурных структур;
• восприимчивость к нововведениям;
• сопротивление новшествам;
• форма собственности предприятия и др.
Факторами прямого воздействия государства на
инновационную деятельность предприятия являются:
• наличие товарного рынка и рынка научной продукции;
• потребители и спрос;
• нормативно-правовые акты, касающиеся инновационной деятельности;
• возможности бюджетной и налоговой систем (льготы и др.);
• состояние конкурентной среды;
• внешнеэкономическая политика (экспорт и импорт);
• научный потенциал страны и региона;
• региональная инновационная инфраструктура (наличие технопарков, бизнес-инкубаторов и пр.);
• располагаемые информационные ресурсы;
• межрегиональное экономическое и научно-техническое сотрудничество.
Факторами косвенного воздействия государства на инновационную деятельность предприятия являются:
• состояние экономики на уровне страны и региона;
• финансово-кредитная политика;
• обеспеченность природными ресурсами;
• экологические особенности;
• уровень международного научно-технического сотрудничества;
• политические факторы;
• особенности социальной политики и др.
Прямое государственное стимулирование научно-
исследовательских и опытно-конструкторских работ (НИОКР) осуществляется путем распределения финансовых ресурсов (бюджетных и внебюджетных) через госзаказ, гранты и кредитование работ между различными сферами научных исследований и разработок в соответствии с государственными приоритетами. Объектом прямой государственной поддержки является, прежде всего, фундаментальная наука.
Косвенное государственное стимулирование науки используется, в основном, для стимулирования инноваций в частном секторе, для прикладной науки. Это стимулирование осуществляется с помощью налоговой, амортизационной, патентной и таможенной политики, а также путем поддержки малых инновационных предприятий.
Подобное разделение не является жестким, то есть методы прямой государственной поддержки мо-
гут быть использованы и для стимулирования частного сектора в сферу науки и технологий. Методы косвенной поддержки могут быть использованы для поддержки исследований в приоритетных для государства и общества областях.
Преимуществом государственного регулирования инновационной деятельности является обеспечение автономности частного сектора и его экономическая ответственность за выбор направления исследований и разработок и их реализацию.
Следует также отметить, что если для проблемы финансирования прикладных НИОКР мнения экономистов о целесообразности использования тех или иных источников финансирования сильно различаются, то для фундаментальных исследований существует практически единая точка зрения. В соответствии с ней государственный бюджет является практически единственным серьезным источником финансирования фундаментальной науки.
С точки зрения уровней обеспечения безопасности инновационного бизнеса можно выделить три уровня: макроуровень, региональный уровень и уровень предприятия.
На макроуровне механизм обеспечения безопасности инновационного бизнеса реализуется через формирование государственной инновационной стратегии, через создание благоприятного экономического климата в целом и через реализацию государственных программ.
На региональном уровне инновационные механизмы должны реализовываться последовательно и согласованно с учетом особенностей развития субъекта федерации.
На уровне отдельно взятого предприятия осуществляется конкретная реализация управленческих мер, намеченных на региональном и макроуровне.
Отметим, что стратегия регионального развития неоднородна по отношению к формирующим его регионам. Это обусловлено существенными различиями регионов в области структуры хозяйства, достигнутого уровня развития различных сфер экономики, а также обеспеченности материально-сырьевыми, трудовыми, финансовыми и другими ресурсами. При этом существенным региональным преимуществом сегодня может оказаться именно степень обеспечения безопасности бизнеса, поскольку нельзя рассчитывать на привлечение стратегических инвесторов в регион при наличии низкого уровня безопасности.
Важным фактором инновационного развития региона является также наличие качественной транспортной инфраструктуры и инфраструктуры связи.
Одним из базовых принципов структурирования модели обеспечения безопасности инновационного бизнеса - участие государства и частного сектора в этом процессе. Однако здесь есть ряд сложностей. Рассматривая разделение сфер влияния государства и частного сектора в инновационных процессах, можно сказать, что государству в настоящее время вменяется в обязанность обеспечение фундаментальных исследований, определение и реализация приоритетных направлений технологического развития, а также
содействие инновационной активности частного сектора через развитие соответствующей инфраструктуры и создание системы стимулов к инновациям. Частному сектору предложено, в свою очередь, взять на себя функцию разработки и коммерческого использования основного массива технологий. Однако такой подход в настоящее время противоречит реальному положению дел. Фактически инновации в нашей стране сегодня не востребованы частным сектором. Для страны, которая только встала на путь формирования инновационной системы, государственный сектор должен активно участвовать в процессах разработки, апробации и содействия тиражированию инноваций.
На данном этапе в нашей стране происходит интеграция государственного и частного сектора в процессе создания новейшей гражданской техники и технологии, конкурентоспособной на внешнем рынке. Таким образом, принцип разделения функций государственного и частного сектора в обеспечении инновационного процесса является недостаточно устойчивым для того, чтобы его можно было использовать в качестве базового принципа структурирования модели обеспечения безопасности инновационного бизнеса.
Основная нагрузка на обеспечение безопасности инновационного бизнеса ложится на сами субъекты экономической деятельности.
Другим принципом структурирования инновационной системы является группировка ее элементов согласно их функциям в инновационном процессе. В этом случае инновационную систему можно представить состоящей из следующих основных блоков:
• производство новых знаний;
• коммерциализация;
• практическое использование нового знания.
Блок производства новых знаний включает, главным образом, научно-исследовательские институты и высшие учебные заведения. Эти структуры ориентированы на проведение фундаментальных исследований, а результаты их деятельности служат сырьем для возникновения инновационных идей в блоке коммерциализации нового знания.
Блок коммерциализации представляет государственные и частные научно-исследовательские структуры, включая малые инновационные фирмы, а также научно-исследовательские и экспериментальные подразделения крупного бизнеса. Перечисленные структуры должны обеспечить разработку и первичное внедрение новых технологий.
В последнем блоке происходит извлечение из инноваций основного массива прибыли и генерируются импульсы о перспективной востребованности тех или иных направлений научных исследований.
Кроме этого, для повышения эффективности функционирования каждого из этих блоков необходимо обеспечить в инновационном процессе устойчивые межкомпонентные связи. Отсутствие таких каналов связи выливается в высокие трансакции инновационной деятельности и, соответственно, в низкую инновационную активность системы.
Снижению уровня трансакций знания от его производителей к коммерциализаторам и непосредственным пользователям могут помочь создаваемые технополисы и технопарки. Однако для полного снятия этой проблемы необходимо накопить определенную критическую массу таких структур. Для примера в Китае только в пекинском технопарке Чжунгуаньцунь на сегодня функционирует более 20 тысяч инновационных предприятий [5].
Другим способом преодоления узких мест в инновационной системе, выражающемся в дисбалансе между спросом на ресурс со стороны субъектов инновационной деятельности и низким предложением со стороны собственников ресурса, является деятельность различных венчурных фондов и других структур, способствующих привлечению ресурсов для авансирования инновационных проектов. Эта деятельность снижает трансакции капитала, переходящего от низкорисковых традиционных операций к высокорисковым инвестициям в новаторские проекты.
Осуществляя разработку новых технологий, инновационный бизнес создает при этом не только объекты промышленной собственности, но и другие, не менее важные для экономики своего предприятия, конкурентные преимущества. Эти преимущества заключаются во введении в хозяйственный оборот нематериальных активов. Эффективное управление ими позволяет не только защитить бизнес, но и повысить стоимость предприятия, увеличив размеры активов. Кроме того, появляется дополнительная возможность для денежных поступлений за счет продажи лицензий.
Следствием этого явилось то, что фокус основных конкурентных преимуществ в развитых промышленных странах сместился сегодня в сторону наращивания и использования нематериальных активов как основного источника конкурентоспособности. Стала отчетливо проявляться тенденция к активному участию интеллектуальной собственности при переделе товарных рынков.
Таким образом, причины низкой инновационной активности нашей экономики кроются в неразвитости инновационной системы, включающей как самих участников инновационного процесса, так и установившиеся каналы связи между ними. А сама проблема кризиса инноваций проистекает из проводимой с начала перестроечных 90-х годов прошлого века российской экономической политики, а именно из модели отношений собственности в сфере науки и промышленности. Пониженный интерес предпринимателей
определялся и определяется их ориентацией на текущую конъюнктуру рынка и получение максимальной прибыли.
В нынешних условиях российскому предпринимательству без поддержки государства нельзя стать инновационным. Под инновационное развитие должна быть выстроена вся иерархия экономических, социальных и политических институтов, которые могут увеличить прирост человеческого капитала.
Для увеличения инновационной активности экономики и связанному с этим увеличению безопасности российского инновационного бизнеса предлагается целенаправленное вмешательство государства, прежде всего, по следующим направлениям:
• устранить имеющиеся пробелы и неточности в правовом регулировании обеспечения безопасности бизнеса, включая разработку и принятие закона «О защите предпринимательства» как базового специализированного нормативного акта, полностью посвященного рассматриваемой проблеме;
• создать существенные стимулы для субъектов инновационной деятельности по продвижению нововведений;
• активно создавать и поддерживать развитие технополисов, технопарков, инновационных бизнес-инкубаторов, инновационных центров, центров трансфера технологий и т.д., способствующих интеграции участников инновационного процесса;
• содействовать развитию институтов венчурного капитала, инновационного менеджмента, научно-технической экспертизы проектов и т.д., являющихся посредниками в ресурсном обеспечении инновационной деятельности;
• организовать импорт ресурсов, остро необходимых для развития инновационной системы, - новых технологий, оборудования, кадров.
Следует отметить, что процесс инновационного развития нуждается не только в стимулировании деятельности инновационного бизнеса, но и в обеспечении гармоничного взаимодействия государства и частного предпринимательства. Для того чтобы модель инновационного развития стала привлекательной для всех участников инновационного процесса необходимо, чтобы на внутреннем рынке появился достаточно высокий спрос на высокотехнологичную продукцию отечественного производства, что в нынешней ситуации крайне маловероятно.
Библиографический список
1. Национальная инновационная система и государственная инновационная политика РФ: доклад к обзору ОЭСР национальной инновационной системы РФ. М.: Министерство образования и науки РФ, 2009. 206 с.
2. Смолбоун Д. Разработка политики поддержки МСП в переходных экономиках // Малый бизнес в СНГ и Восточной Европе: трудности роста / ред. кол.: Чепуренко А.Ю., Авилова А.В. М.: РНИС и НП, 1997. С.236-252.
3. Стерхов А.П. Комплексная безопасность бизнеса и основные проблемы её обеспечения // Вестник Иркутского государственного технического университета. 2012. № 11.
С.270-277.
4. Стерхов А.П. Разработка политики обеспечения комплексной безопасности бизнеса на основе базовых принципов функционирования субъектов инновационной деятельности // Вестник Иркутского государственного технического университета. 2012. № 12. С.276-281.
5. Щукин А. Технопарк догоняющего развития [Электронный ресурс]. URL: http: // ex-pert.ru/expert/2010/41 /tehnopark_dogonyauschego_razvitiya/ (дата обращения: 10.12.2013).