С.В. Щурина
РОЛЬ ГОСУДАРСТВА В ИНСТИТУЦИОНАЛЬНЫХ ПРЕОБРАЗОВАНИЯХ БАНКОВСКОЙ СИСТЕМЫ РОССИИ
Институциональные преобразования отечественной экономики, начавшиеся в 90-х годах ХХ века и продолжающиеся в настоящее время, затронули все сферы народного хозяйства страны, в том числе банковскую систему, и потребовали активной роли государства в ее реформировании.
Институциональную трансформацию в банковской системе России можно проанализировать с помощью изучения влияния институтов на экономику. Для этого необходимо воспользоваться иерархией правил (конституционных и экономических), устанавливаемых государством.
Конституционные правила представляют собой политический строй, тип экономики, иерархию органов государственной власти, общие направления внутренней экономической и социальной политики государства.
Экономические правила - это узконаправленные институты, прямо и косвенно регулирующие определенный вид деятельности, к примеру банковскую систему.
Сложившаяся система конституционных и экономических правил плановой экономики не способствовала развитию финансовых институтов, поэтому в условиях плановой экономики банковская система была представлена Сбербанком, в котором аккумулировались денежные доходы населения, предприятия и организации обслуживались в специализированных государственных банках.
Трансформация институциональной системы, обусловленная переходом к рыночной экономике, вызвала необходимость реформирования банковской системы России, начало которой пришлось согласно постановлению «О государственном банке РСФСР и банках на территории республик» на июль 1990 г., позднее были приняты законы «О Центральном банке России» и «О банках и банковской деятельности на территории России»,
С.В. Щурина
что позволило сформировать двухуровневую банковскую систему. Согласно закону, формирование коммерческих банков пошло по четырем направлениям:
1) преобразование филиалов и отделений бывших специализированных государственных банков (за исключением Сбербанка, который полностью сохранил филиальную сеть и превратился в монополиста на рынке банковских услуг, что практически не изменило его положения в новых институциональных условиях по сравнению с работой в условиях плановой экономики: Сбербанк, по-прежнему, аккумулировал практически все сбережения граждан);
2) создание коммерческих банков по отраслевому принципу, при котором министерства и ведомства контролировали деятельность предприятий отрасли через регулирование их финансовых потоков. К примеру, так были образованы Агропромбанк, Мосбизнесбанк из бывших Россельхозбанка, Жилсоцбанка и Промстройбанка;
3) создание банков организациями и предприятиями с помощью перелива в их уставный капитал собственных средств предприятий для получения в последующем льготных кредитов;
4) на рынке банковских услуг получили право работать иностранные и совместные банки с участием иностранного капитала, однако их роль оказалась незначительной.
Сформировавшаяся система экономических правил рыночного содержания способствовала значительному росту финансовых институтов в национальной экономике России, а их максимальное количество было достигнуто к 1996 г. Причинами послужили высокая доходность операций с валютой и отрицательные реальные процентные ставки в период высокой инфляции. Таким образом, в национальной экономике сложилась достаточно развитая банковская система, представленная негосударственными банками, инвестиционными компаниями, чековыми инвестиционными фондами, паевыми инвестиционными фондами, страховыми компаниями, негосударственными пенсионными фондами. Были сформированы необходимые институты финансовой системы: рынок корпоративных ценных бумаг, региональных и муниципальных облигаций, частная депозитарная и регистраторская системы, индустрия аудита и брокерских услуг. Для Центрального банка России это означало усложнение задачи по управлению такой системой финансовых институтов, обеспечению ее устойчивости, а для коммерческих банков возникла проблема с концентрацией банковского капи-
Роль государства в институциональных преобразованиях...
тала, сокращением излишне большого числа мелких банков с небольшим собственным капиталом.
Суммарная капитализация банковской системы России до финансового кризиса 1998 г. не являлась достаточной для потребностей развития национальной экономики. Особенности конкуренции на банковском рынке предопределили характер тенденций концентрации банковского капитала в стране, а именно: главенствующую роль Центрального банка, ужесточение им требований по надежности и устойчивости банков, регулирование процессов слияния и поглощения кредитных институтов, включения в эти процессы неформальных банковских объединений с целью образования холдингов и установления межбанковских соглашений по взаимным гарантиям вкладов, что в будущем может благоприятным образом отразиться на предоставлении синдицированных кредитов реальному сектору экономики.
Однако проблема взаимосвязи коммерческих банков и реального сектора по-прежнему актуальна. Проводившаяся в 1992-1994 гг. политика выделения централизованных кредитов с целью поддержки производства на практике лишь оттягивала необходимость реструктуризации предприятий и самой банковской системы. Для коммерческих банков проведение такой политики обернулось потерей стимулов для кредитования реального сектора экономики и привлечения средств со стороны предприятий и населения.
К осени 1994 г. в национальной экономике России произошли необходимые институциональные изменения для осуществления стабилизационной программы развития банковского сектора, а именно: была принята Конституция РФ, окончательно закрепившая легитимность рыночных институтов, была определена независимость Центрального банка России от парламента (что определило его экономическую и политическую независимость и самостоятельность в проведении денежно-кредитной политики в стране), сложилась финансовая инфраструктура для осуществления неэмиссионного кредитования дефицита государственного бюджета. Тем не менее в национальной экономике не было создано экономических условий для полноценной работы коммерческих банков, а именно предоставления кредитов реальному сектору экономики, поэтому большинство инвестиционных проектов предприятий не имело удовлетворительного результата в банках по причине невозможности предоставления ликвидного залога за кредит. Экономические правила середины 1990-х годов побуждали коммерческие банки
С.В. Щурина
к инвестированию свободных денежных средств в иностранную валюту. Установление в 1995 г. на валютном рынке наклонного коридора обменного курса и переход к режиму управляемого валютного курса в 1996 г. позволили уменьшить спекуляцию на валютном рынке, но одновременно само государство вовлекло банковский сектор в рынок ГКО. Таким образом, государство не смогло создать необходимых экономических и институциональных условий для эффективной работы коммерческих банков, деятельность которых должна быть направлена на развитие национальной экономики, что предполагает активное участие в инвестиционных процессах в виде предоставления краткосрочных и долгосрочных кредитов предприятиям и активную работу с населением в форме привлечения сбережений.
Финансовый кризис 1998 г. оказал разрушительное воздействие на российскую банковскую систему, которая в полной мере не смогла восстановиться вплоть до настоящего времени. Тем не менее следует отметить стабилизацию работы банковской системы, в значительной мере связанную с общей макроэкономической стабилизацией экономики страны, что подтверждается официальными данными Росстата.
Эти данные свидетельствуют о сокращении кредитных организаций после августовского кризиса 1998 г. на 727 кредитных институтов, при этом число действующих банков, имеющих право на осуществление банковских операций, уменьшилось на 398, число филиалов действующих кредитных организаций сократилось практически вдвое, а именно на 3115, из них Сбербанка России - на 917 филиалов. Данная ситуация представляется закономерной, поскольку финансовый кризис не только подорвал доверие клиентов (физических и юридических лиц) к банковской системе, парализовал обслуживание предприятий и организаций, но и в значительной мере лишил население имеющихся сбережений. Существенное уменьшение финансовых потоков вызвало объективную необходимость сокращения филиальной сети устоявших в период кризиса банков и прекращение работы в результате отзыва лицензий у банков, не сумевших справиться с кризисной ситуацией; с другой стороны, новые институциональные условия не требовали излишнего количества кредитных институтов (до кризиса ориентированных преимущественно на работу с иностранной валютой и ценными бумагами).
Из данных Росстата мы видим значительное уменьшение банков, работающих с вкладами населения (они сократились к 2005 г. на 424), что для национальной экономики означает
Роль государства в институциональных преобразованиях...
сокращение инвестиций в виде сбережений (банковских депозитов). На 71 кредитный институт увеличилось количество банков, работающих с драгоценными металлами, что означает рост реальных инвестиций.
Положительным фактором следует считать появление и наблюдающийся рост на рынке банковских услуг банков со 100%-м иностранным участием (с 1999 по 2005 г. их присутствие увеличилось на 12 банков), что служит подтверждением стабилизации национальной экономики и рынка банковских услуг, в частности.
Статистические данные свидетельствуют о стабилизации и росте финансовых инвестиций в национальной экономике России. Эти данные говорят о росте вложений в долговые обязательства с 1998 по 2005 г. на 572 303 млн руб., из них вложения в государственные долговые обязательства увеличились на 165 089 млн руб., в долговые обязательства субъектов РФ и местных органов власти - на 72 984 млн руб., в долговые обязательства, выпущенные кредитными организациями-резидентами - почти в 18,5 раз, а именно на 22 162 млн руб., вложения в акции выросли на 114 676 млн руб., т. е. более чем в 18,4 раза, увеличилась работа банков с векселями (на 90 651 млн руб.), но значительно уменьшилась работа с векселями органов федеральной власти и власти субъектов РФ (соответственно в 20,6 и 11,5 раз).
Отмечается рост реальных инвестиций, который также подтверждается официальными статистическими данными. Из них видно, что общее количество предоставленных кредитов в национальной экономике с 1998 по 2005 г. увеличилось на 3 951 879 млн руб., причем увеличение кредитов отмечается как в рублях, так и в иностранной валюте (соответственно на 2 848 902 млн руб. и на 1 102 977 млн руб.). Лидерами в получении кредитов являются предприятия (общий рост предоставленных кредитов составил с 1998 г. по 2005 г. 2 982 368 млн руб.), увеличение кредитов населению за тот же период составило 600 725 млн руб., а увеличение кредитов банкам - 266 567 млн руб. Данная тенденция одинаково характерна как для рублевых, так и для валютных кредитов.
Таким образом, рост реальных инвестиций в России, с одной стороны, говорит о достижении определенного уровня экономической и политической стабилизации, чему способствовала сложившаяся система конституционных и экономических правил, а с другой стороны, свидетельствует о достижении
С.В. Щурина
необходимого уровня развития банковской системы в стране (совокупность экономических правил регулирования банковской системы), способствующей цивилизованной работе кредитных институтов, направленной на интересы развития национальной экономики.
Цивилизованная работа банковской системы предполагает равномерную работу кредитных институтов на всех видах финансовых рынков: работу с корпоративными и государственными ценными бумагами, векселями, иностранной валютой, предоставление кредитов физическим и юридическим лицам, привлечение средств на банковские депозиты и пр.
Наблюдавшиеся в середине 1990-х годов перекосы в работе коммерческих банков (ориентация на работу с ценными бумагами и иностранной валютой) говорили о несовершенстве системы конституционных и экономических правил в национальной экономике, их трансформации, порождающей неопределенность на рынке банковских услуг. Общая стабилизация институциональной среды, наблюдающаяся в последние годы, позволила институтам банковской системы стать активными участниками инвестиционных процессов, а дальнейшее совершенствование государством системы экономических правил регулирования банковской системы (например, введение института частных конкурсных управляющих в банках при банкротстве, полноценная работа бюро кредитных историй и пр.) упрочит это положение.
В сложившейся ситуации в отечественной экономике государству отводится приоритетная роль в реформировании банковской системы России.
Важнейшей задачей государства в современных условиях является формирование благоприятных условий для активизации участия в инвестиционных процессах банковского сектора экономики (банков, инвестиционных компаний, паевых инвестиционных фондов, государственного и негосударственных пенсионных фондов, страховых компаний и прочих финансовых институтов).
Для выполнения поставленной задачи может быть предложен следующий комплекс государственных мер:
1) расширение участия государства в капитале банков и создание новых финансовых институтов, находящихся под контролем государства, в частности государственного банка развития, агентства гарантий инвестиций от некоммерческих рисков;
Роль государства в институциональных преобразованиях...
2) рассмотрение возможностей некоторого увеличения собственных средств (капитала) банков как основного источника инвестиционных кредитов для всех участников инвестиционных процессов за счет возможного снижения норматива резервных требований, определяемого ЦБ РФ, если не для всех банков, то хотя бы находящихся в регионах, особо остро нуждающихся в инвестициях;
3) использование возможностей увеличения собственных средств (капитала) банков за счет добровольного их укрупнения (в особенности мелких банков с небольшим собственным капиталом) при помощи стимулирования со стороны ЦБ РФ их объединения или слияния, что особенно актуально в условиях нарушения стабильности на банковском рынке, отмеченного летом 2004 г., и что позволило бы повысить предсказуемость работы банковской системы в целом, а значит укрепить доверие потенциальных инвесторов;
4) совершенствование существующей системы экономических правил с целью создания легального механизма обеспечения возвратности кредитов, предоставленных банками, в частности в области предоставления права собственности банку на объекты недвижимости, выступающие в форме ликвидного залога по кредитам (квартир, офисных помещений, зданий цехов, земли, ключевого оборудования предприятий и пр.), совершенствование закона «О несостоятельности (банкротстве) предприятий», позволяющего банкам в случае невозврата кредита удовлетворить материальные претензии к должнику;
5) разработка государственной программы развития банковской системы в России для создания предпосылок долгосрочного и среднесрочного кредитования национальной экономики, предусматривающая систему страхования страховыми компаниями долгосрочных и среднесрочных инвестиционных проектов;
6) возможности дальнейшего снижения ставки рефинансирования ЦБ РФ, что позволило бы банковскому сектору предоставлять более дешевые кредиты предприятиям и населению;
7) совершенствование правовой стороны обеспеченности при кредитовании, развитие залогового и жилищного права, системы поручительства и гарантий, а также страхования банков на случай невозврата кредитов;
8) дальнейшее совершенствование пенсионной реформы в стране с целью более активного привлечения средств населения в негосударственные пенсионные фонды для более динамичного развития данного сегмента финансового рынка, например при
С.В. Щурина
помощи рекламы, в том числе социальной, проведения разъяснительной и консультативной работы как среди молодежи, так и граждан среднего возраста;
9) дальнейшее совершенствование системы страхования в стране с целью охвата более широких слоев населения, что предполагает не только совершенствование принципов функционирования страхового бизнеса, в частности при помощи системы экономических правил, регулирующих страховые институты, но и комплекс мероприятий по разъяснению необходимости страхования различных сторон жизни, в том числе более активного участия в системе добровольного медицинского страхования, что сможет обеспечить развитие страхового рынка в России, привлечь дополнительные инвестиции в различные сектора экономики и повысить уверенность граждан в ситуации наступления страхового случая.
Литература
Статистический сборник 2005. М., 2006.
Тагирбеков К.Р. Организация и управление коммерческим банком. Учебное пособие. М., 2006.
Федеральный закон РФ от 02.12.1990 «О банках и банковской деятельности» с последующими изменениями и дополнениями.
Федеральный закон от 27.06.2002 «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» с последующими изменениями и дополнениями.
Щурина С.В. Институциональные возможности влияния государства на инвестиционные процессы. СПб., 2006.
Щурина С.В. Институциональные приоритеты государства по активизации участия институтов банковской системы в инвестиционных процессах в России // Девятнадцатые международные плехановские чтения. М., 2006. С.140.