ШАЙМАРДАНОВ Наиль Залилович
Кандидат экономических наук, заместитель председателя
Законодательное Собрание Областной Думы Свердловской области
620031, РФ, г. Екатеринбург, ул. Б. Ельцина, 10 Контактный телефон: (343) 354-74-12 e-mail: [email protected]
Роль государства в формировании трудового потенциала экономической модернизации индустриального региона
Ключевые слова: воспроизводство трудового потенциала; модернизация экономики; государственное регулирование региональных социально-трудовых процессов.
Аннотация. В статье рассмотрены вопросы развития системы государственного регулирования процессов воспроизводства трудового потенциала, адекватного потребностям структурной модернизации экономики региона. На основе анализа современного состояния и тенденций в динамике региональных социально-экономических процессов определены главные направления государственной политики по сохранению и развитию трудового потенциала региона.
Прогресс в области техники и технологии меняет роль человека в воспроизводственном процессе. Экономический рост сейчас напрямую связывается не просто с модернизацией традиционных отраслей, а с развитием сфер деятельности, характерных для перехода экономики в постиндустриальную фазу. Ни у кого не вызывает сомнения необходимость выведения устаревших основных фондов, инвестирования в производство, внедрения новых технологий. Однако очень часто в стороне остается вопрос о том, с каким человеческим, трудовым, кадровым потенциалом эти задачи будут решаться?
Население - демографический источник трудового потенциала. Его роль в обеспечении реструктуризации регионального экономического комплекса нельзя недооценивать. Однако сегодня совершенно очевидно, что большинство российских регионов уже не может решать задачи экономического развития за счет собственных трудовых ресурсов.
По демографическим меркам население Свердловской области достигло высокого уровня старения (по критерию ООН стареющим считается население, в котором доля лиц старше 60 лет составляет 7% и более). В настоящее время доля лиц пенсионного возраста в общей структуре населения составляет в Свердловской области более 20% (20,4%). Результат демографического старения проявляется в замедлении процесса возобновления поколений и увеличении экономической нагрузки на трудоспособную часть населения.
Как свидетельствуют показатели воспроизводства населения, снижение его численности обусловлено естественной убылью - превышением уровня смертности над уровнем рождаемости. За период 1990-2009 гг. население области сократилось на 374 тыс. чел., или 8% (рис. 1).
По результатам прогнозных расчетов численности и половозрастного состава населения, проведенных сотрудниками Института экономики УрО РАН, основной проблемой в период до 2030 г. и на более отдаленную перспективу станет сокращение трудовых ресурсов в сочетании с дальнейшим постарением населения. По прогнозным
© Шаймарданов Н. З., 2010
оценкам Института экономики УрО РАН [1] в период 2010-2030 гг. (рис. 2) численность населения трудоспособного возраста в Свердловской области снизится примерно на 370 тыс. чел. (14%).
1985
1990
1995
2000
2005
2007
2008
2009
| Смертность, чел. У//Л Рождаемость, чел.
♦ Численность населения, тыс. чел.
Рис. 1. Динамика естественного воспроизводства населения Свердловской области
за период 1985-2009 гг.1
2010 2015 2020 2025 2030
I I Численность населения Е2ЕЭ Мужчины ЕЭ Женщины
Рис. 2. Прогноз численности населения Свердловской области в трудоспособном возрасте
(инерционный вариант), тыс. чел.
В условиях депопуляции важнейшим фактором формирования предложения рабочей силы на региональных рынках труда становится миграция. Однако результаты миграционных процессов проявляются неоднозначно: с одной стороны, идет некоторое смягчение демографического кризиса и частичная компенсация естественной убыли населения региона. С другой - нерегулируемые и неравноценные миграционные потоки оказывают значительную нагрузку на социальную инфраструктуру региона, обостряют жилищную проблему.
По данным специалистов Министерства экономики Свердловской области, миграционный прирост (включая миграцию из других областей России и стран СНГ) лишь частично компенсирует естественную убыль населения (на 20-25%).
Преодолеть дефицит трудовых ресурсов не удастся даже при реализации наиболее благоприятных сценариев демографического развития. Однако чисто количественный (ресурсный) подход в контексте структурной модернизации экономики не совсем
1 Составлено по: [2].
корректен. Иными словами, в условиях модернизации все большее значение будут приобретать качественные характеристики экономически активного населения: уровень квалификации, желание и способность получать знания на протяжении всей трудовой жизни и т. д. В силу этого воспроизводство трудового потенциала должно вестись одновременно по нескольким направлениям.
В первую очередь необходимо повышение эффективности демографической и миграционной политики. В данной сфере основные усилия государства в настоящее время направлены на постепенную стабилизацию численности населения и формирование предпосылок последующего демографического роста в соответствии с теми приоритетами, которые заложены в принятых в Свердловской области концепциях сбережения населения на период до 2015 г. и миграционной политики. Решение задач, определенных в данных документах, в конечном итоге должно обеспечить стабилизацию количественных параметров трудового потенциала. Тем не менее хотелось бы остановиться на двух моментах, не попавших в поле зрения разработчиков вышеназванных концепций.
Первый момент - необходимость учета и регулирования учебной миграции. Экономическое развитие, как правило, ведет к расширению учебной миграции, что требует оценки последствий не только выезда учебных мигрантов из регионов постоянного проживания, но и их появления в учебных центрах, являющихся, как правило, крупными городами.
Значительная часть учебных мигрантов - это фактически трудовые мигранты. Давление на рынок труда крупных городов оказывается учебными мигрантами как в части поиска подработок на условиях неполной занятости в период учебы, так и в части формирования молодыми специалистами спроса на вакансии высшей квалификации.
Второй момент связан с необходимостью регулирования внутри- и межрегиональной миграции. Сейчас рост миграционных потоков может быть достигнут только путем повышения привлекательности для человека нового места жительства в сравнении с тем, в котором он в настоящее время проживает. В этой связи первостепенной задачей для региональных и местных органов власти становится разработка программ повышения социальной привлекательности территорий не только для мигрантов, но и, что может быть даже важнее, для постоянно проживающего населения.
Одной из мер стимулирования внутренней миграции и роста социальной привлекательности принимающей территории должно стать повышение уровня доступности жилья на рынке недвижимости, и помочь в этом может развитие рынка аренды жилья. В России, например, доля многоквартирных домов составляет приблизительно 70% общего количества жилья, при этом доля арендуемого жилья - менее 30%. Из всего арендуемого жилья официально сдается менее 10-15%, а по некоторым данным - не более 5% [3]. В западных же странах уровень развития рынка характеризуется высокой степенью отрегулированности всевозможных экономических и правовых вопросов приобретения, владения и пользования жильем, наилучшим образом защищая интересы и учитывая материальные возможности потребителей [4].
В настоящее время проблема социальной привлекательности той или иной территории во многом определяется степенью развития муниципального и регионального управления, зависящей от ряда факторов.
Второе направление - смена парадигмы занятости населения. Политика занятости в условиях необходимости структурной модернизации и нарастающего сокращения трудовых ресурсов должна быть направлена на эффективное воспроизводство трудового потенциала и рациональное его использование. Необходимо признать, что проблемы профессионального образования, кадровой политики, занятости и безработицы оказались вытесненными на периферию экономического и общественного сознания.
Негативные последствия этого процесса проявляются повсеместно, выражаясь в усилении дискриминации на рынке труда по половозрастному признаку; в нежела-
нии руководителей предприятий всерьез заниматься вопросами подготовки квалифицированных работников в надежде, что проблему удастся решить за счет привлечения иностранной рабочей силы. Сохранение данной тенденции в течение длительного времени уже обернулось нехваткой профессионально подготовленных кадров при одновременном наличии значительного количества безработных, что становится серьезным препятствием экономическому развитию.
В этой ситуации в первую очередь необходимо осознание на государственном уровне, формулировка и законодательное закрепление в соответствующих официальных документах целей, системы приоритетов и форм участия государства в процессе воспроизводства трудового потенциала на долгосрочную перспективу.
Трудосберегающая политика предполагает не только развитие отраслей реального сектора экономики на базе высоких технологий, повышения производительности труда на основе совершенствования форм его организации и оплаты, но и разработку механизмов взаимодействия образовательных учреждений и предпринимательского сектора.
При решении данной проблемы государственные органы власти и управления, союзы промышленников и предпринимателей, профсоюзы работников должны предпринимать совместные действия по следующим направлениям.
1. Активизация взаимодействия образовательных учреждений и кадровых служб предприятий по проведению профориентационной работы среди школьников. Наиболее эффективно данная работа будет проходить по схеме «школа - профессиональное образование - производство», когда предприятие, не ограничиваясь разовой профориентационной акцией, берет на себя в дальнейшем профессиональное обучение рабочих кадров с последующим их трудоустройством.
2. Формирование регионального государственного заказа на подготовку квалифицированных рабочих и специалистов, развитие договорных отношений между учреждениями профессионального образования и предприятиями по подготовке кадров.
3. Повсеместное создание маркетинговых служб в образовательных учреждениях, основным направлением деятельности которых должно стать тесное взаимодействие с предприятиями, изучение их потребности в рабочих кадрах и специалистах, формирование механизма оперативного приведения учебных программ в соответствие с требованиями экономики.
Разработка профессиональных стандартов, отвечающих реальным требованиям работодателей - одно из важнейших системных мероприятий в сфере воспроизводства трудового потенциала. В этой связи вполне логичным стало создание в Свердловской области на базе Уральского государственного экономического университета - СИНХа Комитета по развитию профессионального образования и трудовым ресурсам Свердловского областного союза промышленников и предпринимателей (СОСПП). Одной из задач данной общественной структуры является создание механизма взаимодействия бизнеса, власти, образовательных и научных учреждений по формированию регионального кадрового потенциала, адекватного потребностям перехода экономики на инновационную модель развития.
4. Возрождение внутрипроизводственной системы подготовки и переподготовки кадров. Создание региональных центров ускоренной подготовки рабочих кадров на паритетных началах заинтересованными предприятиями с частичным государственным финансированием.
5. Совершенствование системы дополнительного профессионального образования (ДПО), по роду своей деятельности тесно связанной с кадровыми службами, службами развития персонала предприятий. Важнейшей функцией системы ДПО должна стать корректировка уже имеющейся профессиональной подготовки в соответствии с потребностями рынка труда.
К примеру, при общем перепроизводстве экономических кадров реальный сектор экономики испытывает острую потребность в высококвалифицированном управленческом персонале. Система ДПО, включая в программы обучения экономистов-менед-жеров комплекс таких учебных дисциплин, как «Организация предпринимательства», «Бизнес-процессы современного производства», «Реструктуризация и антикризисное управление», «Управление качеством», могла бы достичь при подготовке управленческих кадров важнейшей в условиях современности взаимосвязи «технология - экономика - общество».
В условиях активного формирования гибких форм занятости населения, развития института заемного труда особо актуальной становится проблема достижения равновесия между гибкостью и гарантиями занятости. Концепция гибкости и гарантий на рынке труда предусматривает создание базовой системы социальной защиты, способной сделать более гибкими как компании, так и работников, которые не впадают снова в бедность, оказавшись без работы или будучи занятыми неполный рабочий день (поскольку они получают определенную поддержку). Общая цель должна заключаться в том, чтобы сделать системы социальной защиты более активными и ориентированными на обеспечение определенного уровня материальных потребностей человека, с гарантиями для тех, кто работать не в состоянии. Социальная защита по-прежнему остается одним из средств улучшения процесса функционирования рынка труда и стимулирования структурных преобразований.
Первоначальным этапом в формировании цивилизованного гибкого рынка труда должно стать совершенствование действующего трудового законодательства, предполагающее дальнейшую гармонизацию национальных норм с международными стандартами.
На федеральном уровне необходимо приведение трудового законодательства в соответствие с требованиями Конвенции МОТ № 175 и Рекомендации МОТ № 182 в части обеспечения занятости на условиях неполного рабочего времени, что требует разработки и принятия федерального закона «О минимальной почасовой оплате труда», а также дополнения Трудового кодекса РФ в части:
• определения понятия работника, занятого в неполном объеме рабочего времени;
• определения неполного рабочего времени;
• внесения положения об обязанности работодателей согласовывать с профсоюзами или с другими представителями работников вопросы расширения масштабов использования работы на условиях неполного рабочего времени;
• внесения положения об учете общего размера заработков, с которых насчитываются взносы по общеобязательному государственному социальному страхованию при начислении средней заработной платы в случае, если застрахованный работник занят на условиях неполного рабочего времени более чем на одном рабочем месте;
• внесения положения об установлении режима, продолжительности и графика рабочего времени для занятых неполное рабочее время с учетом как интересов работников, так и потребностей предприятия;
• введения положения о разделении рабочего места между работниками.
Совершенствование законодательной базы позволит расширить сферу применения
гибких форм занятости и дополнительно вовлечь в общественное производство людей, по тем или иным причинам не имеющих возможности работать на условиях полной занятости. Как правило, это люди, относящиеся к слабозащищенной категории населения (инвалиды, пенсионеры, женщины с детьми, подростки 14-17 лет и учащаяся молодежь), а таких среди обращающихся в территориальные службы занятости населения Свердловской области более половины.
Успех структурной модернизации экономики будет зависеть от степени понимания государственными и общественными структурами того, что развитие ситуации по
оптимистическому сценарию требует не изолированных мероприятий, а проведения системной государственной политики, активно влияющей на процессы воспроизводства трудового и кадрового потенциала российских регионов.
Источники
1. Прогнозная оценка численности трудовых ресурсов Свердловской области до 2030 г. : отчет о НИР. Екатеринбург : Ин-т экономики УрО РАН, 2010.
2. Демографический ежегодник России. 2009 : стат. сб. / Росстат. М., 2009.
3. Общероссийская сеть доходных домов: постиндустриальная историческая необходимость. Режим доступа : www.rusdb.ru/postcrisis/oreshkin (дата обращения 29 сентября 2010 г.).
4. Характеристика зарубежного рынка жилья. Режим доступа : www.sarov-realty.ru/ art_system/art_28.htm (дата обращения 20 сентября 2010 г.).