Дарима ДАНИЛОВА
РОЛЬ ГОСУДАРСТВА В ФОРМИРОВАНИИ
ПОЖАРНОЙ ОХРАНЫ
(на примере Бурятии XViii—XIX вв.)
По мере развития российской государственности предпринимались попытки создать единую структуру для борьбы с огнем. В Бурятии история пожарной охраны начинается с г. Верхнеудинска. Завершение оформления организационной структуры пожарной охраны Бурятии относится к началу XX в.
With the Russian statehood’s development, the attempts to create unified structure for fire-fighting had been taken. In Buryatia the history of fire service begins in the city of Verkhneudinsk. Final formalization of organizational structure of Buryat firefighting service refers to the beginning of the 20th century.
Ключевые слова:
государственность (государство), пожарная охрана, пожарная часть, борьба с огнем, полиция; statehood (state), fire protection, fire department, firefighting, police.
ДАНИЛОВА Дарима Сергеевна — аспирант Института монголоведения, буддологии и тибетологии СО РАН
dorime d@mail.ru
С момента постройки человеком первых деревянных жилищ и использования огня для приготовления пищи и обогрева воз -никла проблема обеспечения безопасности жилья от пожа -ров. Со временем эта проблема из личной превратилась в обще -ственную. Нередки были случаи, когда выгорали целые города и деревни, поэтому обеспечение пожарной безопасности стало делом государственной важности.
Изначально и в городах, и в деревнях защиту от пожаров осуществляло само население. Ему вменялось в обязанность являться на пожар со своим пожарным инвентарем и принимать активное участие в ликвидации пожара. Однако со временем стало ясно, что заниматься тушением пожаров должны профессионалы, и по мере развития государственности предпринимались попытки создать единую общественную или государственную структуру, которая могла бы бороться с огнем.
Органы государственной власти путем принятия многочислен ных противопожарных правил стремились заставить население соблюдать правила безопасного обращения с огнем. Стала вво диться ответственность за поджоги, небрежное обращение с огнем. Так, широко известный сборник законов «Русская правда» вклю -чал в себя статью, которая защищала имущество от поджогов. Поджигатель вместе со своей семьей лишался свободы, нередко изгонялся из поселения, имущество его подвергалось конфиска -ции. Смертная казнь за умышленный поджог предусмотрена в «Судебнике» Ивана III (1497 г.).
Основные мероприятия по созданию противопожарной службы стали проводиться с формированием централизованного государ ства, которое происходило в течение ХГУ—ХУП вв. Организация пожарной службы на Руси связана с именем великого князя Московского и всея Руси Ивана III (1462—1505). В 1504 г. по указу Ивана III в Москве создается пожарно - сторожевая охрана. Со вто -рой половины XVIII в. усилия органов государственной власти были направлены на формирование сил и средств пожаротуше ния. Государственную политику в области противопожарных мер в значительной степени определял «Строительный устав» 1832 г., который требовал от архитекторов при проектировании и строи тельстве зданий учитывать необходимые меры пожарной безопас ности. Устав определял ответственность архитекторов за наруше -
ние законов и правил. Пожарные меры предупредительного характера содержа лись и в «Пожарном уставе». В нем были определены взыскания и наказания за несоблюдение противопожарных правил и за причинение пожара.
Со второй половины XIX в. быстрый рост городов, развитие торговли и про мышленности привели к сплошной их застройке с повсеместным нарушением правил, быстрое же возрастание стои мости лесных материалов отразилось на увеличении убыточности пожаров. Эти изменения совпали с распадом прежней пожарной организации. В 1856 г. была отменена пожарная повинность, а с вве дением Городового положения 16 июня 1870 г. заботы об устройстве пожарной части в городах были переданы ведению городских управлений. Городским думам было предоставлено право издания обяза тельных постановлений по принятию мер предосторожности против пожаров, и на городские средства отнесено устройство и содержание пожарных команд.
В Бурятии история пожарной охраны начинается с г. Верхнеудинска. Так, в Воинском уставе от 30 марта 1716 г. есть следующий пункт: «... каждому жителю одно или два кожаных ведра в доме своем для сего случая иметь, в магазинах и ратушах всякие ведра и трубы. каж дому надлежит всегда пожарные трубы в добром порядке иметь и особых людей к оным учредить, дабы они с ними туда, где пожар учинился, могли поспешить.»1. А в Наказе Губернском и Воеводском 1728 г. сказано следующее: «.в удобных местах по всем большим улицам заготовить руч ные трубы медные и по одной с рукавами. стараться, чтобы были в удобных местах крюки и вилы пожарные и лестницы, парусы - щиты войлоком обитые и в при -стойных местах содержать чтоб оные для пожарного случая всегда были во всякой готовности»2.
На общем совете города, куда входили представители мещанского и купече ского общества, крестьянского собрания и казачьего схода, было принято реше ние о покупке пожарозаливной машины, которая и была приобретена в 1769 г. на средства горожан. Машина и пожарные
1 Государственный архив Республики Бурятия (ГАРБ), ф. 20, оп. 1, д. 282.
2 ГАРБ, ф. 20, оп. 1, д. 4282.
инструменты под опись были размещены на хранение в городской провинциаль ной канцелярии. В 1779 г., после очеред -ной проверки из Иркутска, все пожарное оборудование из провинциальной канце лярии было передано верхнеудинскому коменданту. При возникновении пожара комендант руководил тушением, проводил ревизию хранящихся пожарных инстру ментов, их текущий ремонт и обслужива ние, а также отвечал за их должное хране ние при присутственном месте.
С 1780 г. в Верхнеудинске дважды в год стали проводиться ярмарки, привлекав шие купцов из многих районов России. Товарооборот ярмарок составлял сотни тысяч рублей, и происходившие пожары приносили немалые материальные потери, что вынуждало власти принимать новые меры борьбы с огнем
В 1790 г. в Верхнеудинск поступил указ иркутского губернатора № 637 о том, чтобы печи в казенных домах топились в присутствии истопника, а чиновни кам строго предписывалось следить за их исправностью в своих канцеляриях. Этим же указом предписывается провести ревизию находящихся в городе пожарных инструментов3.
В 1797 г. губернская полиция перешла в подчинение иркутскому губернатору, приобретя тем самым статус отдельной структуры. При вновь созданной город ской полиции предписывалось содержать пожарную команду; пожарные инстру -менты, хранившиеся при верхнеудинском городовом магистрате, были также пере -даны городской полиции. Однако неодно -кратные ревизии пожарного инвентаря и инструментов, проводимые губернским начальством из Иркутска, приводили к неутешительным выводам: инструменты находились в плохом состоянии, без долж ного досмотра; ремонт и обслуживание пожарозаливной машины выполнялись крайне редко, пожары, возникавшие в городе, продолжали тушиться стихийно и без какого либо грамотного руководства.
Некоторое улучшение пожарного дела в губернии произошло в начале XIX в. при иркутском губернаторе Н.И. Трескине. В 1812 г. он направляет письмо верх неудинскому городничему 8 го класса П.А. Измайлову с рекомендацией со -здать пожарную часть, руководствуясь
3 ГАРБ, ф. 20, оп. 3, д. 1673.
«Положением о содержании пожарной части в губернском городе Иркутске»1, аналогов которому в России того вре мени не было. В Положении подробно, четко и ясно определялись функции и штаты городской полицейской пожарной команды, количество пожарного инвен таря и транспортных средств. Особые тре -бования предъявлялись к полицейским, обслуживающим машину. В штатном расписании указывалось, что эти люди должны быть постоянными, чтобы при выкли управлять машиной.
26 августа 1814 г. после кропотливой и тщательной работы на свет появилось «Положение о содержании пожарной части в уездном городе Верхнеудинске»2. Данное Положение, составленное напо -добие Иркутского, включало в себя сле дующие основные пункты: нормативное количество пожарной техники и инстру мента, объемы денежного содержания для работников и лошадей, устройство каланчей и пр. Отдельным пунктом была прописана ответственность городничего и частных приставов. На городничего были возложены обязанности по содержанию пожарной части в исправности и сбере жению имущества. Для этих целей должна быть заведена «особая шнуровая от Градской Думы книга, в которую вписать все пожарные вещи в таком виде, в каком их сдаст Градская Дума». Кроме того, была составлена смета для содержания пожар ной части, составившая 6 875 руб. 25 коп. А еще через два года во дворе городской полиции согласно указу городничего № 46 от 2 мая 1816 г. была размещена пожарная часть, конюшня и сарай с навесом.
Немногим позднее возникла пожарная охрана в г. Троицкосавске (Кяхта). Вопрос
о мерах усиления пожарной охраны города специально обсуждался на заседа нии Троицкосавской ратуши в 1815 г., где было принято решение построить пожар ное депо и учредить городскую пожарную команду. На строительство было ассигно вано 22 927 руб. На ежегодное содержа ние пожарных инструментов с жителей
Троицкосавской крепости было назначено к сбору 95 руб. 20 коп., жалованье брандмейстеру — 250 руб. в год3.
В дальнейшем, с развитием города, купечество делало крупные пожертво вания для развития противопожарной службы; эта обязанность также лежала и на обычных горожанах. Доходная часть бюджета города расходовалась на расши рение и благоустройство города, на здра воохранение, на содержание музыкантов и певчих купеческого собрания. За счет этих средств стала содержаться и город ская пожарная команда.
Что касается состояния пожарной безо -пасности в сельской местности, то в 1834 г. Верхнеудинским земским судом в посе -ления Бурятии был направлен циркуляр с приложением формы для составления и представления ведомости о пожарных сараях и инструментах, с обязательным именным списком жителей.
Завершение оформления организацион -ной структуры пожарной охраны Бурятии относится к началу XX в. В это время были определены штатные нормативы, началось строительство пожарных депо для пожарных команд, узаконены под чиненность и финансирование пожарных служб, складывалась типовая структура пожарной команды.
Можно резюмировать, что со времен образования Российского государства и до настоящего времени обеспечение пожарной безопасности являлось исклю чительно прерогативой государства. Познавательным с точки зрения истории является исследование основных этапов развития противопожарной службы, что позволит, учитывая прошлое, вырабаты вать рекомендации по дальнейшему совер шенствованию системы защиты населе ния и территории России от опасности возникновения пожаров. Опыт деятель ности государственных органов помогает избежать многих ошибок, в частности, предотвратить или значительно умень шить возможный материальный, социаль ный и моральный ущерб от пожаров.
1 ГАРБ, ф. 11, оп. 3, д. 112.
2 ГАРБ, ф. 11, оп. 3, д. 112.
3 ГАРБ, ф. 158, оп. 1, д. 76, л. 28-29(об).