Научная статья на тему 'РОЛЬ ГОРОДСКОГО ДИЗАЙНА В РЕШЕНИИ ЗАДАЧ ВЫСТРАИВАНИЯ СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНЫХ ВЗАИМОСВЯЗЕЙ ВНУТРИ ВЫСОКОУРБАНИЗИРОВАННЫХ ПРОСТРАНСТВ '

РОЛЬ ГОРОДСКОГО ДИЗАЙНА В РЕШЕНИИ ЗАДАЧ ВЫСТРАИВАНИЯ СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНЫХ ВЗАИМОСВЯЗЕЙ ВНУТРИ ВЫСОКОУРБАНИЗИРОВАННЫХ ПРОСТРАНСТВ Текст научной статьи по специальности «Прочие социальные науки»

CC BY
35
4
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
урбанизированная среда / городской дизайн / социальные проблемы / культурное взаимодействие / urbanized space / urban design / social problems / cultural interaction

Аннотация научной статьи по прочим социальным наукам, автор научной работы — Виталий Сергеевич Крохалев

В статье рассматриваются исторические причины разрушения традиционных общественных отношений, вызванные глобальными процессами урбанизации. Анализируется актуальный сегодня переход от «сильных связей», характерных для деревенского уклада жизни, к «слабым связям» высокоурбанизированной среды. Делаются выводы об особенностях выстраивания новых «слабых связей» между горожанами, их важности для создания благополучного сообщества, а также о ключевых характеристиках городского дизайна, способствующих или препятствующих их возникновению. Формулируются основные задачи для проектирования современного городского дизайна.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE FUNCTIONS OF URBAN DESIGN IN SOLVING THE PROBLEMS OF SOCIO-CULTURAL RELATIONSHIPS WITHIN HIGHLY URBANIZED SPACES

The article is devoted to the historical causes of the destruction of traditional social connections with the influence of global urbanization processes. The actual process of transition from “strong relations” of the village way of life to “weak relations” of a highly urbanized environment is analyzed. Conclusions about the specific process building new “weak connections” between citizens in the conditions of highly urbanized spaces are drawn including facts about their importance for creating a community, as well as about key factors of modern urban design which necessary to the development of these connections: 1. Required street frequency / quarter size; 2. The variety of buildings by construction time and architecture; 3. The mixing of primary uses: housing and workplace. Required street frequency provides not only the possibility of more efficient crossing / contacts between residents of nearby small areas, creates greater variability of travel routes, freedom of pedestrian movement, but also increases public safety by the “eyes of the streets”. The second task is determined by the economy and business: rental in new buildings is higher than in old buildings usually, so only large network companies can allow it. Thus, quarterly development leads to the fact that all the lower floors are occupied by typical chain stores and facilities. This situation is deciding many areas of its originality and diversity which are the most people value cities for. Unique local facilities arise in old buildings and attracting tourists. The third task is explained by the need to overcome the legacy of the modernist method in the urban design of XX centuries. This method divided the city according to the principle of an industrial plant into functional blocks: plants, cultural and educational centers, residential areas, etc. Today, this method is being replaced by the concept of “temporal cities» filled with different communities at different times. Urban design can help to create an intensely social activity, as well as create favorable conditions for the development of “weak connections”. Design can give each citizen specific senses of self-worth, involvement, care, comfort, and safety, also include it in a positive interaction with the environment and other people.

Текст научной работы на тему «РОЛЬ ГОРОДСКОГО ДИЗАЙНА В РЕШЕНИИ ЗАДАЧ ВЫСТРАИВАНИЯ СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНЫХ ВЗАИМОСВЯЗЕЙ ВНУТРИ ВЫСОКОУРБАНИЗИРОВАННЫХ ПРОСТРАНСТВ »

Вестник Томского государственного университета. Культурология и искусствоведение.

2023. № 52. С. 49-62. Tomsk State University Journal of Cultural Studies and Art History. 2023. 52. pp. 49-62.

Научная статья УДК 74

doi: 10.17223/22220836/52/5

РОЛЬ ГОРОДСКОГО ДИЗАЙНА В РЕШЕНИИ ЗАДАЧ ВЫСТРАИВАНИЯ СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНЫХ ВЗАИМОСВЯЗЕЙ ВНУТРИ ВЫСОКОУРБАНИЗИРОВАННЫХ

ПРОСТРАНСТВ

Виталий Сергеевич Крохалев

Уральский государственный архитектурно-художественный университет им. Н.С. Алфёрова, Екатеринбург, [email protected]

Аннотация. В статье рассматриваются исторические причины разрушения традиционных общественных отношений, вызванные глобальными процессами урбанизации. Анализируется актуальный сегодня переход от «сильных связей», характерных для деревенского уклада жизни, к «слабым связям» высокоурбанизированной среды. Делаются выводы об особенностях выстраивания новых «слабых связей» между горожанами, их важности для создания благополучного сообщества, а также о ключевых характеристиках городского дизайна, способствующих или препятствующих их возникновению. Формулируются основные задачи для проектирования современного городского дизайна.

Ключевые слова: урбанизированная среда, городской дизайн, социальные проблемы, культурное взаимодействие

Для цитирования: Крохалев В.С. Роль городского дизайна в решении задач выстраивания социально-культурных взаимосвязей внутри высокоурбанизированных пространств // Вестник Томского государственного университета. Культурология и искусствоведение. 2023. № 52. С. 49-62. doi: 10.17223/22220836/52/5

Original article

THE FUNCTIONS OF URBAN DESIGN IN SOLVING THE PROBLEMS OF SOCIO-CULTURAL RELATIONSHIPS WITHIN HIGHLY URBANIZED SPACES

Vitaly S. Krokhalev

Ural State University of Architecture and Arts, Ekaterinburg, Russian Federation,

v_krohalev@mail. ru

Abstract. The article is devoted to the historical causes of the destruction of traditional social connections with the influence of global urbanization processes. The actual process of transition from "strong relations" of the village way of life to "weak relations" of a highly urbanized environment is analyzed. Conclusions about the specific process building new "weak connections" between citizens in the conditions of highly urbanized spaces are drawn including facts about their importance for creating a community, as well as about key factors of modern urban design which necessary to the development of these connections:

1. Required street frequency / quarter size;

2. The variety of buildings by construction time and architecture;

3. The mixing of primary uses: housing and workplace.

Required street frequency provides not only the possibility of more efficient crossing / contacts between residents of nearby small areas, creates greater variability of travel routes,

© В.С. Крохалев, 2023

freedom of pedestrian movement, but also increases public safety by the "eyes of the streets".

The second task is determined by the economy and business: rental in new buildings is higher than in old buildings usually, so only large network companies can allow it. Thus, quarterly development leads to the fact that all the lower floors are occupied by typical chain stores and facilities. This situation is deciding many areas of its originality and diversity which are the most people value cities for. Unique local facilities arise in old buildings and attracting tourists.

The third task is explained by the need to overcome the legacy of the modernist method in the urban design of XX centuries. This method divided the city according to the principle of an industrial plant into functional blocks: plants, cultural and educational centers, residential areas, etc. Today, this method is being replaced by the concept of "temporal cities» filled with different communities at different times.

Urban design can help to create an intensely social activity, as well as create favorable conditions for the development of "weak connections". Design can give each citizen specific senses of self-worth, involvement, care, comfort, and safety, also include it in a positive interaction with the environment and other people.

Keywords: urbanized space, urban design, social problems, cultural interaction

For citation: Krokhalev, V.S. (2023) The functions of urban design in solving the problems of socio-cultural relationships within highly urbanized spaces. Vestnik Tomskogo gosudar-stvennogo universiteta. Kul 'turologiya i iskusstvovedenie - Tomsk State University Journal of Cultural Studies and Art History. 52. pp. 49-62. (In Russian). doi: 10.17223/22220836/52/5

Высокие темпы глобальной урбанизации XX-XXI вв. привели к необходимости поиска проектных решений, направленных на гуманизацию новой среды обитания человека - города-мегаполиса. Актуальным решением сегодня становится городской дизайн. Термин «городской дизайн» возник еще в средине XX в. на фоне критики архитектуры модернизма, объединив в себе элементы градостроительства, архитектуры, средового и промышленного дизайна, инженерных коммуникаций, инфографики и рекламных конструкций. Что такое современное высокоурбанизированное пространство? Какое воздействие оно оказывает на его обитателей? Какую роль в этом играет городской дизайн? Какими характеристиками он должен обладать? Чтобы ответить на эти вопросы, в статье рассмотрены исторические причины и социальные последствия урбанизации, проанализированы и систематизированы исследования Дж. Джекобс, О. Ньюмена, А.В. Ефимова, А. Форти, Л. Хол-лиса и др.

Специфика социально-культурных проблем высокоурбанизированных территорий и причины их возникновения

В качестве высокоурбанизированных пространств сегодня могут рассматриваться как составные элементы города: район, парк, площадь, улица, -так и целые города или городские агломерации, например, Нью-Йоркская, Токийская или Московская, отличающиеся быстрыми темпами роста городского населения и расширением занимаемой территории. Работы на эту тему английского историка и урбаниста Лео Холлиса (Leo Hollis), американской активистки и писательницы Джейн Джекобс (Jane Jacobs), американского архитектора и педагога Оскара Ньюмена (Oscar Newman) объединяет представление о том, что основой здоровой и полнокровной жизни города является интенсивное социально-культурное взаимодействие его обитателей или, ина-

че говоря, «связи» между ними, обусловленные необходимостью большого числа людей сосуществовать и взаимодействовать друг с другом в ограниченном пространстве. На основе их исследований можно сделать вывод о том, что негативное воздействие современной высокоурбанизированной среды на человека и социум в значительной степени вызвано плохой организацией, частичным или полным отсутствием необходимых связей: отчужденность людей друг от друга, от окружающей их природы и городского ландшафта, вытекающие из этого вандализм, потребительское отношение к невозобновляемым природным ресурсам и экологии в целом, проблемы самоопределения и самовыражения личности. Такие факторы, как низкое социальное доверие, неравенство, отгороженность / приватность городских уличных пространств лежат в основе большинства социально-культурных конфликтов высокоурбанизированной среды. Это, в свою очередь, означает, что обеспечение благоприятных условий для возникновения и развития общественных «связей» позволит снизить влияние перечисленных факторов на горожан, мотивирует их на «социальное» поведение. В чем же заключается специфика организации высокоурбанизированной среды? Исследуя городскую среду в США, Джекобс приходит к выводу, что нельзя применять идентичные подходы к проектированию пространства в густонаселенных центральных районах и разреженных пригородах: «Большие города - это не увеличенные копии малых и не уплотненные копии пригородов. У них есть базовые отличия от малых городов и пригородов, и одно из них - то, что большие города по определению полны незнакомцев. Для любого человека в большом городе незнакомцы - гораздо более привычное зрелище, чем знакомые. Более привычное зрелище не только в местах публичных собраний, но и у своих собственных дверей. Незнакомцами являются даже многие из живущих рядом...» [1. С. 39]. Действительно, в малых или низкоурбанизированных городах социальных отношений - людей, с которыми регулярно контактирует человек, намного меньше, но они значительно глубже, интенсивнее и стабильнее - именно они и называются «сильными связями». И наоборот, в силу специфики сконцентрированной городской жизни, большей мобильности и человеческого разнообразия житель крупного города - высокоурбанизированной среды вынужден ежедневно играть множество социальных ролей и поддерживать большее число «слабых связей»: соседи, коллеги по работе, продавцы, кондукторы, почтальоны, врачи, работники социальных служб, случайные прохожие и т.д. Поверхностность этих отношений не стоит считать чем-то негативным или нежелательным, это их естественная трансформация в условиях высокоурбанизированной среды, тем более, что некоторые из них могут со временем стать «сильными». Важность «слабых связей» в обществе развивает урбанист Лео Холлис, утверждая, что современный «город - это не плохо, это величайшее достижение», «город - сложная творческая организация взаимодействия людей» [2. С. 18-20], «слабые связи» в нем объединяют все общество в сообщество. Для понимания причин возникновения и исчезновения этих связей следует рассмотреть урбанизацию как исторический процесс.

История человеческой цивилизации включает достаточное число примеров городов-мегаполисов: Урук (45 тыс. человек в 3000 г. до н.э.), Вавилон (65 тыс. человек в 1750 г. до н.э.), Рим (1 млн человек в I в.), Константино-

поль (600 тыс. человек в VI в.). Однако настоящий расцвет городов и городских агломераций начался значительно позднее, во времена промышленной революции в ведущих индустриальных странах мира в XVII-XIX вв. Именно промышленная революция стала катализатором урбанизации. Преподаватель University College London Адриан Форти (Adrian Forty) описывает данный период в Англии - родине промышленной революции как тяжелое социальное потрясение для целой нации. Изобретение паровой машины, связанное с этим резкое повышение эффективности промышленного производства делали труд небольших предприятий, частных ремесленников и мастеровых экономически неэффективным, что привело к росту безработицы и обнищанию значительной части сельского населения. Оказавшись в безвыходной ситуации, люди отправлялись в города в поисках работы на крупных промышленных предприятиях [3. С. 16-24]. При этом существовавшие городские условия радикально отличались от привычной сельской жизни в худшую сторону: более низкое качество продуктов питания и питьевой воды, высокая плотность расселения рабочих, антисанитария, ненормированный рабочий график и низкая оплата труда, повышенный травматизм на производствах. Помимо непосредственно бытовых сложностей, утраты ряда личных свобод, при переезде в город человек лишался традиционного общинного уклада жизни деревни, сложившихся поколениями моделей общественного поведения, культурных кодов - основ его мироощущения и самоопределения. Стабильность проживания в небольших поселениях и деревнях позволяла на протяжении долгого времени эффективно выстраивать местные сообщества, в которых не было места «чужакам», а поведение людей регулировалось социальными нормами. Обеднение деревень, масштабная миграция рабочей силы и механистический уклад новых центров притяжения - разрастающихся городов-заводов стали причиной «трагедии общин». «Трагедия общин - отсутствие у горожан мотивации для того, чтобы заботиться об общем благе, в результате чего ухудшается среда обитания, уровень безопасности и экологии... Наконец, именно горожане склонны стекаться в непредсказуемые толпы и формировать спонтанные и долговечные, но чрезвычайно агрессивные объединения» [4. С. 108].

Такие фундаментальные и быстрые перемены жизненного уклада не могли не вызвать социальную рефлексию. Так, с середины XVIII в. в Англии распространяется мода на неоклассицизм [3. С. 29]. Мода на традиции античности среди британских элит и среднего класса была обусловлена прежде всего поиском образа вечного порядка, стабильности и спокойствия в пугающем своим темпом преобразований современном им мире. Идея сделать из людей машину, лишить их «человеческого» негативно воспринималась и в творческой проектной среде. Доминирование мнения о том, что механизмы губительны для общества, отразилось на специфике товаров, представленных на Великой выставке промышленных работ всех народов (The Great Exhibition of the Works of Industry of all Nations) 1851 г. в Лондоне. Одной из главных задач выставки было продемонстрировать преимущество ручных товаров с Востока и Азии над местной промышленной продукцией. Позднее, в конце XIX в., стремление отказаться от бесчеловечного стандартизированного производства как образа стандартизированной бесчеловечной жизни в Англии привело к появлению художественного движения «Искусств и ремесел»

(Arts & Crafts), идеологами которого стали поэт, художник, издатель Уильям Моррис (William Morris) и писатель, художник Джон Рескин (John Ruskin). Непродолжительный период существования движения и последовавшего за ним стиля модерн, ориентированного на противоположную агрессивным механизмам колористику и эстетику природных форм, продлилось до начала Первой мировой войны. Позднее Уильям Моррис признавал идеалистичность своих воззрений и невозможность реализации гуманистического дизайна «для всех» без применения средств отрицаемого промышленного производства. Требования военного времени лишь ускорили процессы индустриализации, стандартизации и технологической оптимизации не только военной, но и гражданской продукции, городского дизайна и архитектуры. В сложившейся ситуации концепция города-завода оказалась эффективнее: «...новые градостроительные принципы, делавшие акцент на организации движения транспорта и строгом функциональном зонировании, имитирующем деятельность завода, были сформулированы в «Афинской хартии», принятой Международным конгрессом современной архитектуры (CIAM) в 1933 г.» [5]. Пионер архитектурного модернизма и функционализма, создатель концепции «Лучезарного города» 1935 г. Ле Корбюзье (Le Corbusier) утверждал: «Новая улица должна быть... чем-то вроде длинного заводского корпуса, со сложной системой городских коммуникаций» [5].

Доминирующим направлением в архитектуре стал функционализм (рис. 1), он оказал влияние на развитие городов всех промышленных стран, в том числе на советский модернизм и программу индустриализации СССР 1929-1941 гг. Рассматривая проблемы массовой стандартизации в архитектуре и дизайне, американский дизайнер и преподаватель Джордж Нельсон (George Nelson) писал: «В молодой Советской Республике - функционализм был экономически целесообразен: крайняя бережливость была единственным способом в короткий срок создать огромную промышленную базу» [6. С. 80]. Оправданные в военный период и годы после Второй мировой войны стандартизированные методы модернистского городского планирования просуществовали вплоть до распада СССР, а их влияние ощущается и сегодня. Критика высокоурбанизированных пространств в современных индустриальных и постиндустриальных городах чаще всего предполагает критику наследия масштабного внедрения этих методов: типовая квартальная застройка, монотонность и однообразие среды, разрыв с национальными и локальными культурными традициями, жесткое разделение города на «рабочую» и «жилую» часть, несомасштабность человеку (рис. 2). «Идеалом вдруг стал исчезающий старый город, который модернистами считался непригодным для жизни» (рис. 3) [4. С. 74]. Еще в начале XX в. американский архитектор Фрэнк Ллойд Райт (Frank Lloyd Wright) говорил об альтернативе «Лучезарного города» 1930 г. и «Футурамы» Н.Б. Геддеса (Futurama, N.B. Geddes) 1939 г. -«органической архитектуре», способной воссоединить человека с окружающей природой в их особом масштабе и ритме. Подобно идеалистическим социальным идеям Рескина и Морриса, Райт критиковал капитализм, мечтал о гармонии человеческой жизни, равенстве и развитии индивидуальности каждого горожанина: «Кондовый же индивидуализм, который сегодня заправляет в нашей индустрии, - капиталистический - совершенно чужд этому идеалу индивидуальности» [7. С. 36]. В своей книге «Исчезающий город» (The Disap-

pearing City) Райт выявляет ключевые проблемы американских городов того времени, среди которых наравне с экономическим неравенством, необходимостью выплачивать земельную ренту - основной причиной бедности, по мнению автора, называется плотность городского населения [7. С. 120].

Рис. 1. Токио (Koto City), Япония (фото В.С. Крохалева) Fig. 1. Tokyo (Koto City), Japan (photo by V.S. Krokhalev)

Рис. 2. Токио (Chuo City), Япония (фото В.С. Крохалева) Fig. 2. Tokyo (Chuo City), Japan (photo by V.S. Krokhalev)

Рис. 3. Киото (Fushimi Ward), Япония (фото В.С. Крохалева) Fig. 3. Kyoto (Fushimi Ward), Japan (photo by V.S. Krokhalev)

В качестве градостроительных мер им была предложена радикальная концепция «Акрогорода»: «Этот город для индивидуальности мы назовем Акрогородом, потому что он предполагает выделение на каждую семью земельного участка площадью минимум один акр» [7. С. 40]. Радикальность концепции заключалась в том, что города как источник всех бедствий должны были исчезнуть, раствориться, рассредоточиться, превратившись в огромную разреженную сеть низкоэтажных индивидуальных участков с узловыми станциями торговых, образовательных и социально-культурных центров. Соединить элементы этой гигантской сети между собой должен был автомобиль - символ свободы, технического прогресса и человеческого гения. Если концепция автомобилизации уже давно и достаточно убедительно опровергнута, то стоит ли считать сами города и высокоурбанизированные пространства тем, что препятствует возникновению необходимых социально-культурных связей?

Ключевые факторы городского дизайна, оказывающие влияние на формирование социально-культурных связей

Развитие человеческой цивилизации напрямую связано с историей городов как центров притяжения и сосредоточения экономических, производственных, интеллектуальных и творческих сил. «Человеческая цивилизация XXI в. - это городская цивилизация. Именно город и сконцентрированные в нем противоречия, функции, технологии стали центром проектной деятельности» [5]. Эта концентрация важна как в масштабе города, так и района: «...району необходима достаточно высокая концентрация людей, по каким

бы причинам они в нем не находились», «при недостаточной плотности населения невозможно поддерживать культурные учреждения» [1. С. 200]. Плотность высокоурбанизированных территорий номинально обеспечивает большее жизненное разнообразие, позволяя встречаться и пересекаться различным идеям, ускоряет научно-технический прогресс, дает возможность индивидуального развития личности и независимой частной жизни, практически не осуществимых в ограниченных условиях общин малых городов и поселений. Но как при этом избежать перенаселения и сопутствующих отрицательных явлений, на которые обращали внимание гуманисты Рескин, Моррис и Райт? Дж. Джекобс разделят два понятия: «плотность жилых единиц» (Dwelling Density) и «перенаселенность жилищ» (Dwelling Overpopulation). Первый термин характеризует то, какая часть изучаемой территории занята жильем. По мнению Джекобс, для создания достаточного резервуара уличной активности - катализатора остальных процессов - она должна быть ни ниже 60%. Второй - фактическое количество людей, проживающих в одной жилой единице; именно этот параметр является реальным показателем перенаселения: «В наши дни перенаселенность гораздо чаще обнаруживается при низкой плотности (жилищ), чем при высокой» [1. С. 208].

Стоит отметить, что идеи децентрализации города и дальнейшей дезурбанизации остаются актуальными и, вероятно, по мере развития технологий удаленного обучения, работы, развлечений они смогут доминировать в будущем. Но сегодня, несмотря на тенденции к процессам дезурбанизации в ряде развитых стран, согласно данным доклада ООН «Мировые перспективы урбанизации» (World Urbanization Prospects, 2014) [8], к 2050 г. процент городского населения продолжит увеличиваться с 54 до 66%. Города и плотность проживания в них продолжат расти в ближайшие 30 лет. Английский историк и урбанист Лео Холлис пишет: «Больше всего людей привлекают другие люди. Но многие городские пространства спроектированы так, будто дело обстоит с точностью до наоборот» [2. С. 99]. «Доверие - основа счастливого города. Доверие разрушается неравенством, потерей сочувствия. С этим мы постоянно сталкиваемся в современном городе, который становится все более жестоким и равнодушным...Чтобы сократить этот опасный разрыв между горожанами, надо понять, как оживить общественные пространства, открыть их силу и вернуть город всем жителям» [2. С. 178]. Город, по мнению Холлиса, несет благо, город - величайшее достижение человеческой цивилизации, дающее уникальные возможности самореализации и развития каждому его обитателю: «Мы - городская порода» [2. C. 18]. Но для эффективной работы города как сложной творческой организации недостаточно только технологий, экономики, рабочих мест: «Город - это не только скорость, работа и стресс...» [2. С. 16]. Для города важны различные виды внутренних контактов-связей. По мнению Холлиса, наибольшее значение имеют временные или «слабые» связи, позволяющие объединить индивида не только с его постоянными контактами - близкими родственниками, друзьями, коллегами, местом проживания и работой, но и со всем городским сообществом. Городское пространство способно как стимулировать возникновение этих связей, так и разрушать их.

Ключевым фактором, влияющим на эффективность формирования общественных связей, является достаточно высокая концентрация пользователей

высокоурбанизированного пространства, иначе говоря, пешеходов. Л. Холлис отмечает, что для социализации индивидуума очень важно ходить по городу пешком, воспринимать город в человеческом масштабе и темпе (рис. 4). Сегодня концепция пешеходного города, ориентированного на организацию привлекательных уличных территорий и демократичный общественный транспорт, является наиболее гуманной и перспективной. Даже соответствующие более высоким экостандартам Евро-5 индивидуальные транспортные средства продолжают оставаться источником загрязнения, социальной дезинтеграции, неэффективного использования высокоурбанизированного пространства и инфраструктуры. Социальные исследования последствий автомобилизации показывают, что на загруженных автомобилями улицах жизнь на тротуарах сокращается или полностью исчезает [2. С. 305], таким образом решая данную территорию равенства, доверия, общественного потенциала. Сокращение количества личного транспорта за счет ограничительных мер и развития общественного транспорта способно высвободить большие городские участки для повышения плотности жилых единиц (Dwelling Density), проектирования новых прогулочных зон. Но и эти меры не вполне способны создать условия для возникновения и развития социально-культурных связей. Джекобс отмечает, что нужную концентрацию пешеходов можно получить, обеспечив ряд условий:

1) необходимую частоту улиц / размер кварталов;

2) разнообразие зданий в отношении возраста и архитектуры;

3) смешение первичных способов использования, т.е. жилья и работы.

Рис. 4. Токио (Sumida City), Япония (фото В.С. Крохалева) Fig. 4. Tokyo (Sumida City), Japan (photo by V.S. Krokhalev)

Первый параметр связан не только с очевидной возможностью более эффективного пересечения / контакта жителей близкорасположенных маленьких районов, большей вариативностью маршрутов передвижения - разнообразием / свободой, но и общественной безопасностью, формируемой «глазами улиц». Транслируя этот параметр на городской дизайн и дизайн средовых объектов, можно сделать вывод о том, что следует отдавать предпочтение частым пересекающимся дорожкам-маршрутам вместо протяженных изолированных траекторий. Даже если вторые хорошо просматриваются, фактор дистанции является решающим. В случае если речь идет о закрытой территории: парке, сквере, дворе, - необходимо предусмотреть несколько входов / выходов так, чтобы равномерно наполнить их посетителями и избежать потенциально криминогенных «слепых» зон с низким трафиком. Неотъемлемая часть современного города - наличие огороженных частных и охраняемых территорий. Авторы доклада ООН-Хабитат (UN-Habitat: United Nations Human Settlements Programme) 2007 г. пришли к выводу: «Существенные результаты огораживания проявляются в реальной и потенциальной пространственно-социальной фрагментации городов, что ведет к сокращению использования и снижению доступности общественных пространств, а также усилению социально-экономической поляризации... Росту преступности, страха перед преступностью: представители среднего класса оставляют общедоступные улицы незащищенным беднякам.» [2. С. 186]. Современное городское общественное пространство должно быть открытым, доступным, демократичным. При этом полная «открытость» также является нежелательным фактором: «Ключевая мотивация при выборе места обитания у животных - видеть, но не быть на виду» [9. С. 36]. Так называемый «принцип обзора и укрытия» означает необходимость в ощущении личного пространства внутри общественного. Реализацию данного принципа в проектировании можно назвать зонированием.

Второй параметр во многом определяется экономикой и бизнесом: аренда помещений в новых зданиях, как правило, выше, чем в старой застройке, поэтому позволить ее может только крупный сетевой бизнес. Таким образом, квартальная застройка приводит к тому, что все нижние этажи занимают типовые сетевые магазины и учреждения, обезличивая район, решая его оригинальности и разнообразия - того, за что большинство людей и ценят города. Уникальные самобытные бизнесы и местные заведения (Local Facilities), привлекающие туристов, возникают в старых зданиях. Средовые объекты дизайна, являясь менее масштабным и менее долговечным элементом городского дизайна, в отличие от архитектуры, редко внедряются в уже существующую экосистему средовых объектов. Тем не менее их культурная связь с территорией, разнообразие, а также разнообразие вариантов использования проектируемой среды позволят наполнить ее различными группами пользователей в разное время, тем самым поддерживая необходимую для социальных связей концентрацию - «интенсивную уличную жизнь, на которую хочется смотреть» [1. С. 44].

Третий параметр легко объяснить наследием модернистского подхода, при котором город был поделен на функциональные блоки: промышленные территории, социально-культурные центры, жилые зоны и т.д. Важным аргументом в пользу подобного разделения были и остаются вопросы экологиче-

ской безопасности: распространение выбросов, вывоз / утилизация производственных отходов и т.д. Но глобализация, общемировое перераспределение занятости населения из производственной сферы в сферу услуг в конце XX -начале XXI в. привело к необходимости децентрализации рабочих мест, индивидуальной организации рабочего графика в зависимости от специфики деятельности, необходимости быть ближе к клиентам или иметь возможность работать удаленно. Если прежняя схема означала низкую эффективность общественного транспорта и общественных территорий, получающих нагрузку в строго ограниченные промежутки времени, опасную «пустынность» спальных районов в рабочее время, то новая концепция «темпоральных городов», наполняемых разными сообществами в разное время [4. С. 106], подразумевает необходимость смешения первичных способов использования территории: жилья и работы. Для проектировщиков средовых объектов дизайна это означает, что в городе должны возникать общественные пространства не только для отдыха, но и для работы, деловых встреч, обучения, мастер-классов.

В ближайшие десятилетия автоматизация и развитие технологий в сельском хозяйстве, в промышленном секторе, массовая профессиональная переориентация на сферу услуг продолжат способствовать миграции рабочей силы в города. Одновременно с ростом населения планеты мы будем наблюдать рост высокоурбанизированных пространств и их влияния на жизнь людей, эта тенденция может продлиться и значительно дольше. То, какими будут наши города, определит, какой будет человеческая цивилизация. Концепцию индустриального города-завода Ле Корбюзье, как и противоположный ей «Акрогород» Райта, сегодня следует считать неприемлемо радикальными: человек не машина, но уже и не «дитя природы». Людей привлекают другие люди и общественная жизнь. Несмотря на заметную долю вынужденной миграции из сельских территорий в развивающихся странах (как и во времена промышленной революции XVII-XIX вв.), все большее число людей переезжает в города как притягательные центры культурного разнообразия, образования, медицины, самореализации и социального взаимодействия. Города в действительности конкурируют друг с другом, предлагая своим потенциальным жителям более высокий уровень жизни, неотъемлемой частью которого является качественный городской дизайн. Архитектура и коммуникации являются наиболее фундаментальными и стабильными элементами городского дизайна, а потому эксперименты и изменения в них наиболее затруднительны и затратны. Дизайн же позволяет более оперативно реагировать на изменения «.Будучи в предметно-пространственном организме города самым подвижным и временным слоем, дизайн тем не менее способен решительно повлиять на стилевые и образные характеристики города» [10]. Именно с дизайном и со средовыми объектами горожанин контактирует каждый день; постоянно оказываясь в зоне его личного пространства, они, вероятно, оказывают на него даже большее воздействие, чем окружающая архитектура. «Дизайн -лучший проводник глобальных идей, .он лучше, чем пропаганда и обучение» [3. С. 318]. Исторически первыми глобальными задачами городов были чистота, порядок, безопасность, противопоставляемые хаосу и угрозам окружающей дикой природы. Но возведенные в абсолют в XX в., эти идеи дали обратный эффект - выхолощенные «чистые» здания, упорядоченные площа-

ди и проспекты современных «лучезарных городов» создали опасные уличные пустоты, чистота обернулась безжизненной стерильностью, рациональное однообразие - депривацией целых городских районов - «великим несчастьем скуки» [1]. Оригинальность позиции Дж. Джекобс и Л. Холлиса в этом вопросе заключается в том, что не постоянная «расчистка» трущоб и правительственный контроль, а самоорганизация людей позволяет более эффективно поддерживать искомые чистоту, порядок и безопасность. Но для этого необходимо обеспечить нужную концентрацию населения и ориентированную на пешеходов городскую среду, способствующих созданию достаточного резервуара уличной жизни.

Выводы

Городской дизайн может способствовать возникновению интенсивной социальной активности, создать благоприятные условия для возникновения и развития «слабых» связей, на подсознательном уровне сообщить человеку чувство самоценности, сопричастности, заботы, уюта и безопасности, включить его в позитивное взаимодействие со средой и другими людьми (рис. 5).

Рис. 5. Токио (Sumida City), Япония (фото В.С. Крохалева) Fig. 5. Tokyo (Sumida City), Japan (photo by V.S. Krokhalev)

Он не должен рассредоточивать горожан, формируя потенциально криминогенные зоны отчуждения. Наоборот, правильно организованная плотность людей на уличных общественных пространствах в разное время суток в сочетании со смешением первичных способов использования территории

позволяет наполнить их посетителями - «глазами улиц». Дж. Нельсон писал: «Дизайнер, решает двойную задачу - социально-коммуникативную и эстетически культурную. Массовая коммуникация, каковой является дизайн, позволяет донести «эстетическое сообщение» большому числу людей» [6. С. 26]. Для каждой страны, региона, города или района должно быть сформулировано свое «эстетическое сообщение» и транслировано через городской дизайн. Дизайн «облекает идеи о том, кто мы такие и как мы должны себя вести, в устойчивые и осязаемые формы» [3. С. 9].

Список источников

1. Джекобс Дж. Смерть и жизнь больших американских городов / пер. с англ. Л. Мотыле-ва ; под ред. А. Курилкина. М. : Новое изд-во, 2019. 512 с.

2. Холлис Л. Города вам на пользу: Гений мегаполиса / пер. с англ. М. Коробочкина ; под ред. А. Красниковой. М. : Strelka Press, 2015. 432 c.

3. Форти А. Объекты желания. Дизайн и общество с 1750 года / пер. с англ. И. Форонова ; под ред. К. Андреевой. М. : Изд-во Студии Артемия Лебедева, 2013. 454 с.

4. Куренной В. и др. Горожанин. Что мы знаем о жителе большого города? М. : Strelka Press, 2017. 216 c.

5. Крохалев В. С. Гуманизация и культурная идентификация колористики города средствами средового дизайна // Академический Вестник УралНИИпроект РААСН. № 3 (42). Екатеринбург, 2019. С. 89-94.

6. Нельсон Дж. Проблемы дизайна / пер. с англ. Д.Э. Куниной, Д.В. Сильвестрова ; под ред. К.М. Кантора. М. : Искусство, 1971. 207 с.

7. Райт Ф.Л. Исчезающий город / пер. с англ. А. Смирнова, П. Фаворов ; под ред. П. Фа-ворова. М. : Strelka Press, 2018. 180 c.

8. World Urbanization Prospects, 2014. URL: http://www.un.org/en/development/desa/publica-tions/2014-revision-world-urbanization-prospects.html (accessed: 15.01.2021).

9. Эллард К. Среда обитания / пер. с англ. Е. Корюкина, А. Васильева ; под ред. Л. Люба-виной. М. : Альпина Паблишер, 2018. 288 с.

10. Асс Е.В. Городской дизайн. URL: http://townevolution.ru/books/item/f00/s00/z0000031/ st003.shtml (дата обращения: 15.01. 2021).

References

1. Jacobs, J. (2019) Smert'izhizn'bol'shikh amerikanskikhgorodov [The Death and Life of Great American Cities]. Translated from English by L. Motylev. Moscow: Novoe izd-vo.

2. Hollis, L. (2015) Goroda vam na pol'zu: Geniy megapolisa [Cities are Good for You. The Genius of the Metropolis]. Translated from English by M. Korobochkin. Moscow: Strelka Press.

3. Forty, A (2013) Ob"ekty zhelaniya. Dizayn i obshchestvo s 1750 goda [Objects of Desire. Design and Society Since 1750]. Translated from English by I. Foronov. Мoscow: Izd-vo Studii Artemiya Lebedeva.

4. Kurennoy, V. (2017) Gorozhanin. Chto my znaem o zhitele bol'shogo goroda? [Citizen. What do we know about big city residents?]. Moscow: Strelka Press.

5. Krokhalev, V.S. (2019) Humanization of coloristic of the city by means of design. Akademicheskiy Vestnik UralNIIproekt RAASN. 3(42). pp. 89-93. (In Russian).

6. Nelson, G. (1971) Problemy Dizayna [Design Problems]. Translated from English by D.E. Kunnina, D.V. Silvestrov. Мoscow: Iskusstvo.

7. Wright, F.L. (2018) Ischezayushchiy gorod [The Disappearing City]. Translated from English by A. Smirnov. Moscow: Strelka Press.

8. World Urbanization Prospects. (2014) The 2014 Revision. Highlights. [Online] Available from: http://www.un.org/en/development/desa/publications/2014-revision-world-urbanization-prospects.html (Accessed: 10th January 2023).

9. Ellard, C. (2018) Sreda obitaniya [Environment]. Translated from English by E. Koryukin, A. Vasilyev. Мoscow: Al'pina Pablisher.

10. Ass, E.V. (n.d.) Gorodskoy dizayn [Urban Design] [Online] Available from: http://townevolution.ru/books/item/f00/s00/z0000031/st003.shtml (Accessed: 10th January 202)

Сведения об авторе:

Крохалев В.С. - профессор кафедры индустриального дизайна Уральского государственного архитектурно-художественного университета (Екатеринбург, Россия). E-mail: [email protected]

Автор заявляет об отсутствии конфликта интересов. Information about the author:

Krokhalev V.S. - professor of Industrial Design Department, Ural State University of Architecture and Arts (Ekaterinburg, Russian Federation). E-mail: [email protected]

The author declares no conflicts of interests.

Статья поступила в редакцию 20.01.2021; одобрена после рецензирования 01.05.2021; принята к публикации 15.11.2023.

The article was submitted 20.01.2021; approved after reviewing 01.05.2021; accepted for publication 15.11.2023.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.