Оперативно-розыскная деятельность
РОЛЬ ГИБДД В ПРОПАГАНДЕ БЕЗОПАСНОСТИ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ
КОВАЛЬЧУК Ольга Владимировна,
старший преподаватель кафедры оперативно-розыскной и административной деятельности Владивостокского филиала Дальневосточного юридического института МВД России. E-mail: [email protected]
Краткая аннотация: В статье рассмотрены точки зрения на пропагандистскую деятельность ГИБДД в обеспечении безопасности дорожного движения. Исследованы направления пропаганды, проведен анализ практики пропаганды безопасности дорожного движения. Предложен способ разъяснения действующего законодательства и своевременного оповещения участников дорожного движения.
Abstract: The article considers the points of view on the propaganda activity of the State Traffic Safety Inspectorate in ensuring road safety. The directions of propaganda are investigated, the analysis of the practice of propaganda of road safety is carried out. A way of explaining the current legislation and timely notification of road users is proposed.
Ключевые слова: безопасность, воспитание, дорожное движение, дорожно-транспортное происшествие, информирование, пропаганда.
Keywords: safety, upbringing, road traffic, road traffic accident, informing, propaganda.
Одной из ключевых обязанностей Государственной инспекции безопасности дорожного движения (далее - ГИБДД) в обеспечении безопасности на российских дорогах является разъяснение законодательства Российской Федерации о безопасности дорожного движения (далее - БДД) с использованием средств массовой информации, а также собственных изданий, проведение в этих целях смотров, конкурсов, соревнований, содействие соответствующим органам исполнительной власти в организации обучения граждан правилам безопасного поведения на дорогах, в пропаганде ПДД [2].
Целями пропагандистской деятельности ГИБДД являются информирование граждан о своих целях и задачах, разъяснение участникам ДД действующего законодательства, способствование установлению отношений взаимопонимания и сотрудничества между ними и сотрудниками органов внутренних дел[3].
Наиболее важными задачами подразделений ГИБДД в области пропаганды являются следующие решаемые задачи: - профилактика аварийности и правонарушений в области дорожного движения (далее - ДД); - предупреждение дорожно-транспортных происшествий (далее - ДТП); - создание системы информиро-
вания населения о работе ГИБДД по вопросам обеспечения БДД; - взаимодействие со средствами массовой информацией и общественными объединениями; - систематическое изучение общественного мнения о деятельности ГИБДД; - разработка на основе результатов изучения общественного мнения предложений для принятия МВД России и Правительством Российской Федерации эффективных управленческих решений.
Правовое определение пропаганды БДД приводится в приказе МВД России «Об организации работы Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации по пропаганде безопасности дорожного движения». В данном документе пропаганда БДД определяется как целенаправленная деятельность по распространению знаний, ее касающихся, разъяснению правовых актов Российской Федерации, регламентирующих поведение его участников[3].
Такая деятельность в науке административного права именуется пропагандистской деятельностью.
Отметим, что, принимая во внимание современное состояние БДД, данную дефини-
Оперативно-розыскная деятельность
цию целесообразно расширить. В настоящее время основные усилия государства и общества должны быть направлены не на распространение информации, а на изменение сознания участников ДД с ее помощью.
Исходя из сказанного, пропагандистскую деятельность следует рассматривать с двух точек зрения.
1. Пропагандистская деятельность - это деятельность управленческого характера, имеющая своей целью создание условий для бесконфликтных взаимоотношений (контактов, общения) участников ДД между собой и с должностными лицами ГИБДД, положительного отношения населения к их работе.
Управленческое воздействие осуществляется посредством передачи информации, во-первых, о задачах, проблемах, деятельности, истории, руководителях ГИБДД, во-вторых, опровержения искаженной и просто ложной информации об их деятельности; в-третьих, информирования населения о причинах того или иного ДТП и принимаемых мерах по их устранению. При этом распространяемая информация должна быть достоверной и направленной на формирование положительного образа ГИБДД.
2. Пропагандистская деятельность представляет собой специально организованное психологическое воздействие, цель которого состоит в формировании положительного общественного мнения как по отношению к правоохранительным органам, так и законопослушному населению. При осуществлении такого психологического воздействия должны учитываться особенности всех категорий участников ДД.
По нашему мнению, достижение целей пропаганды БДД возможно только при повышении культуры передвижения по дорогам участников ДД и уровня использования возможностей средств массовой информации, распространении положительного опыта организации работы по профилактике травматизма, разработке новых и совершенствовании апробированных методов и приемов работы, и решении других задач.
Основными направлениями деятельности ГИБДД по пропаганде БДД являются следующие направления.
1. Разъяснение положений федеральных законов, правовых актов Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации в сфере БДД с целью предупреждения ДТП.
2. Воспитание граждан ответственности за свое поведение в процессе ДД.
3. Информирование участников ДД о проблемах обеспечения БДД.
4. Проведение смотров, конкурсов, рейдов, операций и других мероприятий по профилактике ДТП и снижению тяжести их последствий.
При проведении таких мероприятий основное внимание уделяется планированию их проведения; оповещению населения об их целях и задачах; разработке и изданию информационных материалов о них; привлечению заинтересованных государственных и общественных организаций и объединений к их проведению.
Непосредственно выполнением функций пропаганды БДД, а также воспитательным воздействием на участников ДД занимаются инспекторы по пропаганде БДД ГИБДД.
По своему положению такие должностные лица должны играть роль ближайшего помощника начальника подразделения ГИБДД, который в свою очередь обязан лично принимать участие в массовых общественных мероприятиях. Такой вывод обусловлен тем, что личность его руководителя всегда привлекает повышенное внимание населения, а через него на всё подразделение, поскольку их репутация - это понятия взаимосвязанные.
Таким образом, пропаганда БДД, во-первых, является важнейшим направлением деятельности подразделений ГИБДД МВД России, а во-вторых, в данной сфере все еще имеются сложнейшие вопросы, требующие правового регулирования. Например, вопросы пропаганды БДД не отражены в федеральном законе «О безопасности дорожного движения», есть лишь упоминание о полномочиях органов исполнительной власти субъектов об информирование граждан о правилах и требованиях в области обеспечения БДД (п. 3 ст. 6 № 196-ФЗ); и обязанности органов внутренних дел Российской Федерации и государственных средств массовой информации оказывать помощь в про-
ПРАВО И ГОСУДАРСТВО: теория и практика. 2018. № 4(160)
ведении мероприятий по обучению граждан правилам безопасного поведения на дорогах (ст. 29 № 196-ФЗ) [1].
Вместе с тем, результаты анализа практики пропаганды БДД свидетельствуют о следующем: - в такой деятельности должны в обязательном порядке принимать участие не только подразделения ГИБДД, но и иные органы государственной власти и местного самоуправления, средства массовой информации, общественные объединения; - связь между деятельностью по пропаганде БДД и снижением аварийности на дорогах является трудно прослеживаемой, но такую деятельность, безусловно, следует вести, поскольку она ведет к сокращению числа ДТП уже в ближайшем будущем.
Также в качестве способа разъяснения действующего законодательства и своевременного оповещения участников ДД о вступлении в силу нормативных правовых актов в сфере БДД, целесообразно организовать смс-оповещения граждан, а в пределах городского масштаба информировать об изменении до-
Библиография:
рожной обстановки (например, ремонтные работы, перенос остановки общественного транспорта, пешеходного перехода и другое). Такой способ оповещения хорошо нам знаком и широко используется МЧС России при оповещении о надвигающихся стихийных бедствиях и будет очень полезен в сфере БДД. Работа по смс-оповещению должна строиться на тесном взаимодействии посредством заключенных соглашений (договоров) службы ГИБДД, иных федеральных органов исполнительной власти и коммерческих организаций - всех операторов сотовой связи. Смс-оповещения должны приходить всем без исключения абонентам сотовой связи, услуга должна предоставляться бесплатно. Информация посредством смс дойдет до всех абонентов сотовой связи, на наш взгляд наиболее надежный способ доведения информации до граждан, имеющих разные по технической возможности гаджеты, даже при отсутствии интернета. Полученная информация позволит сделать жизнь участников ДД более защищенной.
1. О безопасности дорожного движения: Федеральный закон от 10.12.1995 № 196-ФЗ (ред. от 26.07.2017) // Доступ СПС «КонсультантПлюс».
2. О дополнительных мерах по обеспечению безопасности дорожного движения
(вместе с "Положением о Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации"): Указ Президента Российской Федерации от 15.06.1998 № 711 (ред. от 02.03.2018) // Доступ СПС «КонсультантПлюс».
3. Об организации работы Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации по пропаганде безопасности дорожного движения: Приказ МВД России от 02.12.2003 № 930 (ред. от 29.12.2012) // Доступ из СПС «КонсультантПлюс».