не только деградируют почвы, но гибнет растительность и остальная биота.
Как правило, при инвентаризации территории проводят учет непосредственно ТПО, к сожалению, не обращая внимания на земли, подвергшиеся опосредованному воздействию. В настоящее время не ведется учет вышеназванных загрязненных земель, и эти территории не включаются в проекты по рекультивации и ремидиации.
Таким образом, из запасов Гослесфонда неофициально ежегодно выходят из обращения сотни тысяч гектаров площадей естественных почвенно-растительных ресурсов.
Литература
1. Методика определения размеров ущерба от деградации почв и земель. Разработана Управлением охраны почв и земель-
ных ресурсов Минприроды России и Управлением мониторинга земель и охраны почв Роскомзема, утвержденная Минприроды России 11.07.94 г., Роскомземом 08.07.94 г. и согласованная с Минсельхозпродом России, Россельхозакадемией. http://www.ecocom.ru/arhiv/ecocom/Ecocontrol/KM-08.htm
2. О состоянии и об охране окружающей среды в РС (Я) в 2002 году: Гос. докл. / Упр. природ. ресурсов и охраны окружающей природ. среды МНР России по РС (Я). М-во охраны природы РС (Я). Якутск: Сахаполиграфиздат, 2003. 128 с.
3. Годовой отчет Госкомзема РС (Я), за 1998-2001 гг.
4. Сметанин В.И. Рекультивация и обустройство нарушенных земель. М.: Колос, 2000. 96 с.
5. Орлов Д.С. Химия почв: Учебник. М.: Изд-во Моск. унта, 1985. 376 с.
6. Методические рекомендации по геохимическим исследованиям для оценки воздействия на окружающую среду проектируемых горно-добывающих предприятий. М.: Изд-во ИМГРЭ, 1986. 99 с.
P.P. Danilov, Ya.B. Legostaeva, G.N. Savvinov
Technogenic landscapes and their influence on natural soil cover of Western Yakutia
Unofficially, hundreds of thousands hectares of natural soil-vegetation resources are lost annually from the State forest fund. The given work represents generalized data on area of degraded lands on the territory of Western Yakutia. Dynamics of degraded lands area increase and their impact on adjacent natural landscapes have been studied.
УДК 911
Ф.П. Соловьев, Г.А. Иванов
РОЛЬ ГЕОГРАФИИ В СТАНОВЛЕНИИ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ПОДХОДА КАК НОВОГО КОМПОНЕНТА МЕТОДОЛОГИИ НАУЧНОГО ПОЗНАНИЯ
В статье показана междисциплинарность решения проблем современной экологии. Раскрыта лидирующая роль географии в становлении экологического подхода как нового компонента методологии современного научного познания. Выявлено, что экологический подход наряду с методологическим содержанием обладает еще и мировоззренческим аспектом. И на этом основании аргументирован философский статус понятия «экологический подход».
Вопросы взаимодействия человека и природы в настоящее время чрезвычайно актуальны. Экологическая проблематика начинает оказывать ощутимое влияние на все сферы человеческой деятельности: производство и политику, воспитание и здравоохранение, экономику и энергетику, градостроительство и создание новых технологий, быт и международные отношения, формирование обыденного и теоретического сознания, основных мировоззренческих ориентаций современного человека, а также на развитие научного познания, во многом определяя стиль его мышления. Поэтому отчетливо выраженная потребность в создании концептуального и понятийного аппарата современной экологии, сводящего все многочисленные данные, полученные различными науками, в единую
систему и определяет главное направление поисков этого научного направления. Искомая система должна адекватным образом отражать действительные связи между многообразными явлениями реального мира, разделенными по различным «ведомствам» вследствие дисциплинарной организации научных исследований. В этом весь смысл междисциплинарности проблем современной экологии.
Ярким примером такого междисциплинарного комплексного направления является современная экология. Она принадлежит к числу наук, которые возникли на стыке многих научных дисциплин, и отражает как глобальность современных задач, так и многообразие форм интеграции методов и направлений научного поиска. Эффективное взаимодействие различных научных дисциплин
является sine qua non (непременным условием) развития этого перспективного и быстро развивающегося направления научного исследования, которое приобретает все большее значение в определении оптимальных путей дальнейшего развития человеческой цивилизации. Развитие экологии стало особенно интенсивным в связи с возрастанием влияния хозяйственной деятельности человечества на окружающую среду, приобретшим в наше время планетарный и даже космический характер. Превращение экологии из сугубо биологической научной дисциплины в обширную отрасль знания, включающую в себя общественные и технические аспекты, в сферу деятельности, опирающуюся на решение ряда сложнейших политических, идеологических, экономических, этических и других вопросов, сделало возможным сочетание различных направлений науки и практики. В этом плане следует особо подчеркнуть, что социальная экология в качестве науки появляется в XX столетии как ответ на необходимость создания общей теории сбалансированного взаимодействия человеческого общества и окружающей среды, преодоления изоляции биологических, географических, экономических, медицинских, философских, правовых и других дисциплин в решении данной проблемы.
Понятие «социальная экология» в зарубежной литературе получило свое оформление в рамках социологической науки. В начале 20-х гг. работы американских социологов Р.Э. Парка, Э.У Берджесса и Р. Маккензи положили начало направлению «social or human ecology» («социальной или человеческой экологии»), обозначив в качестве объекта исследования новой дисциплины поведение человеческой популяции в условиях городской среды. Просуществовав некоторый срок в качестве урбосоциологии, со временем данная дисциплина оформилась в социальную экологию.
В отечественной литературе предлагались различные названия для обозначения дисциплины, изучающей взаимодействие человека и природы. Так, И.М. Забелин выдвинул понятие натурсоциологии (1963), Ю.К. Плетников назвал новую науку ноологией (1968), Ю.П. Трусов - общей теорией взаимодействия природы и общества (1968). Как о научном направлении о социальной экологии в нашей стране активно заговорили лишь в 80-е гг., организационные основы этого направления сложились на первой всесоюзной конференции, прошедшей в г. Львове в 1986 г. На конференции была продемонстрирована необходимость объединения представителей различных наук для решения насущных проблем междисциплинарного характера.
В настоящее время термином «социальная экология» («социоэкология») именуется комплексное научное направление, изучающее закономерности взаимодействия общества (societas) с окружающей средой обитания (oikos). Социоэкология исследует отношения между человеческими обществами и окружающей биологической, географической, социальной и культурной средой [1]. На первый план в социальной экологии выходит изучение окружающей природной среды и форм оптимального вза-
имодействия с ней, а также выявление закономерностей взаимосвязи человеческого общества и его отдельных территориальных групп с природой, проектирование на данной основе природно-окультуренной среды. Объектом исследования социоэкологии являются социоэкосистемы, предметом данной дисциплины предстают законы функционирования и развития этих систем.
В структуре социоэкосистемы можно выделить природную (живую и неживую) и социально-экономическую подсистемы. Данные подсистемы постоянно находятся в движении, развитии, их оптимальным соотношением является состояние динамического равновесия. Гипертрофированное развитие одной из подсистем (на сегодняшний день, скорее, социально-экономической) способно привести к деструкции, гибели социоэкосистемы.
В системе понятий социальной экологии на первый план выходят такие, как «социоэкосистема», «биосфера», «окружающая среда», «антропосфера», «социосфера», «техносфера», «ноосфера», «коэволюция», «оптимизация», «экологизация» и др. Приведенные понятия свидетельствуют о том, что социальная экология является междисциплинарной, интегральной наукой, освещение многих ее задач значительно распространяется за рамки отдельно взятого научного направления. Социоэкология вводит исследования экологического характера различных научных дисциплин в единое социоэкологическое русло, достигая тем самым координации и обобщения их результатов на качественно новом системном уровне, обеспечивая таким образом достижение предметной целостности.
Убедительные аргументы, обосновывающие необходимость междисциплинарного синтеза естественных и общественных наук, приводят философы Э.В. Гирусов, Г.С. Гудожник, А.В. Капура, В.Д. Комаров, П.П. Кравченко, И.Д. Лаптев, В.А. Лось, В.Г. Марахов, Ю.Г. Марков, И.Т. Фролов и др.). «Сама специфика этого предмета», -пишет И. И. Кравченко, - быстро развивающееся взаимодействие между обществом и природой - стала одной из причин глобализации современной экологии, ее превращения в сложное системное, многоаспектное и междисциплинарное исследование, включающее естественно-научные и философско-социологические, гуманитарные, идеологические и мировоззренческие компоненты» [2].
Многие известные естествоиспытатели и подавляющее большинство методологов и философов, работающих в этой области научного знания, считают, что экология в наше время уже перешагнула рамки отдельной конкретно-научной дисциплины и превращается в комплексную проблему, в реализации которой должны принять участие чуть ли не все фундаментальные направления современной науки как естественно-научного, так и гуманитарного профиля (Д.Л. Арманд, М.И. Будыко, Р.В. Г арковен-ко, Э.В. Гирусов, А.А. Горелов, В.П. Казначеев, А.В. Ка-цура, М.М. Камшилов, И.Д. Лаптев, В.А. Лось, И.Б. Новик, Н.Ф. Реймерс, В.В. Плотников, Н.Ф. Тарасенко,
И.Т. Фролов и др.). «Фундаментальные исследования по дальнейшей разработке проблем рационального использования ресурсов биосферы, - отмечал И.П. Герасимов, -охраны и улучшения окружающей среды, называемые в настоящее время экологическими, в принципе, должны проводиться во всех областях современной науки и иметь взаимосвязанный характер, так как их общий предмет -целостнаяприроднаясреда» [3].
В результате укрепления междисциплинарных контактов возникает ряд специальных ив тоже время комплексных экологических направлений: медицинская экология, экологическая география (экология ландшафтов), экология города, экономическая экология (эконология), эргономика, палеоэкология, космическая экология, этноэко-логия и др. В современной литературе можно встретить и упоминание о таких экзотических, на первый взгляд, экологиях, как экология культуры, нравственная экология (Д.С. Лихачев), интеллектуальная экология (Ст. Тулмин), политическая экология (П. Дракер) экологическая философия (И.В. Круть) и др.
В нашей стране каждая наука сейчас стремится внести свой вклад в дело охраны природы и оптимизации окружающей среды. Однако, охватывая лишь одну какую-либо сторону сложного комплекса явлений природы и оставляя без внимания другие, усилия отдельных специальных дисциплин в этой области не могут быть достаточными. Возникает острая необходимость обобщения и интегрирования данных многих наук, что требует комплексной дисциплины, которая соответствовала бы сложности изучаемого объекта. Такой обобщающей наукой, или, точнее, системой наук, должна быть, в первую очередь, география. Она всегда изучала окружающую среду, взятую в целом (т.е. как систему), с включенными в нее природными и антропогенными (техногенными) компонентами. Поэтому и представляется возможным считать географическое изучение географической оболочки (природной и окружающей среды) необходимой предпосылкой для любых экологических обобщений. Следует сказать даже больше «географической науке, на наш взгляд, должна принадлежать лидирующая роль в фундаментальных экологических исследованиях окружающей среды, так как современная география более других наук подготовлена к исследованиям на междисциплинарной основе» [4]. «Комплексный потенциал» географической науки может быть полностью использован именно в ходе междисциплинарных экологических исследований. Содержание их составляют:
а) контроль над изменениями окружающей среды, вызванными деятельностью человека (антропогенный мониторинг);
б) научные географические прогнозы последствий воздействия хозяйственной деятельности на окружающую среду;
в) предупреждение, ослабление и ликвидация стихийных и антропогенно-стихийных бедствий;
г) оптимизация среды в создаваемых человеком природно-технических системах.
Общим объектом географической науки как таковой служит географическая оболочка Земли - сложная многокомпонентная иерархическая система, понятие о которой введено в науку А.А. Григорьевым и развивалось в дальнейшем другими исследователями. Географическая оболочка состоит из земной коры, атмосферы (тропосферы и части стратосферы) и всего живого мира планеты, объединяемого под общим названием биосферы. От других оболочек планеты географическая оболочка отличается тем, что вещество в ее составе находится в трех агрегатных состояниях (твердое, жидкое и газообразное), процессы в ней протекают за счет двух источников энергии (космических и теллурических), только в ее пределах развивается жизнь и только в ней возникло и развивается человеческое общество. Это сложная и целостная, но пространственно неоднородная материальная система, характерными особенностями структуры которой являются: ярусность и иерархичность внутреннего строения; мно-гокомпонентность при постоянном взаимопроникновении и тесном взаимодействии как между компонентами (вода, воздух, почвы, растительность и др.), так и между объединяющими их сферами, входящими в состав оболочки (атмосфера, биосфера, гидросфера, поверхность планеты и, наконец, все интегрирующая ландшафтная сфера).
Особенностью географической оболочки является: во-первых, сбалансированность отношений между составляющими ее иерархическими системами и внутри них, что обусловливает длительное состояние динамического равновесия всей системы в целом; во-вторых, ее пространственная неоднородность, которая в общих чертах обусловливается, с одной стороны, дифференциацией поверхности и тектонической жизни планеты, а с другой, - постоянным их взаимодействием с внешними факторами, в первую очередь, с неравномерным (в условиях вращения Зем-ли) притоком солнечной энергии к разным частям земной поверхности. Важнейшим, третьим свойством внутриобо-лочечной динамики является цепной характер распространения в ее пределах как внешних воздействий, так и всякого рода внутрисистемных изменений и раздражений.
Географическая оболочка, как и входящие в ее состав системы, по самому существу своему представляет системы, открытые для внешних воздействий и для обмена веществом и энергией с внешней средой. Имея все это в виду, легко представить, что антропогенное внедрение в сбалансированную систему оболочки в целом (или ее отдельных частей) не может не привести к развертыванию цепи последствий, далеко не всегда благоприятных для спровоцировавшего их человека.
Человеческое общество, развивающееся в пределах географической оболочки, не может существовать, не используя ее ресурсы, не обмениваясь с нею веществом и энергией. Однако запросы человека к природе растут, и в эпоху НТР человеческая деятельность, если она не будет постоянно и обязательно регулироваться, становится фактором, не только ускоряющим ход эволюции оболочки, но и не -редко значительно направляющим и искажающим ее.
Антропогенный фактор по своей ускоряющей земные процессы силе не случайно ставится сейчас в один ряд с факторами геологическими. Деятельность потребляющего, владеющего современной техникой человеческого общества может быть агрессивной как непосредственно по отношению к природе, так и опосредованно, в связи с отношениями между странами и народами. В совокупности и в соответствии с этим нарушения равновесия географической оболочки и слагающих ее систем могут приобретать масштаб бедствий, в том числе и планетарных. Они опасны для общества, и их надо устранять или регулировать. Базой для такого регулирования должны быть современный научный прогноз и оценка последствий, а также разработка как путей регулирования всех «вторжений» в дела природы, так и путей оптимизации взаимодействия общества и природы и окружающей человеческое общество среды в целом.
Итак, объектом географической науки служит географическая оболочка - сложная, но целостная, сбалансированная иерархическая материальная система, открытая как для внешних, так и для внутренних (связанных с процессом естественной эволюции) воздействий. Упорядоченность структуры оболочки - ее иерархическое строение (континенты, субконтиненты, океаны, моря, географические страны и регионы и др.) - ориентирует ее изучение как в региональном плане, так и в плане познания общих закономерностей динамики и развития объектов.
Из изложенной общей характеристики сложного объекта географической науки ясно, что постановка вопроса о большой роли географии в проблеме использования и охраны, преобразования и оптимизации природной среды как целого, естественно, вытекает из существа самой науки, особенно на современном этапе ее развития.
На современном конструктивном этапе развития география сосредоточила внимание на изучении природы в ее взаимодействии с обществом как с особой активной частью географической оболочки и поставила своей целью конструктивную, действенную разработку региональных и планетарных экологических проблем, поиски новых путей географического анализа и прогноза и на этой базе разработку научных основ преобразования природы, конструирования природно-технических и природно-хозяйственных территориальных комплексов и систем. В задачу конструктивной географии входит также разработка методов оптимизации окружающей человека среды, ее охраны и постоянного слежения за ее качеством.
Главные практические цели фундаментальных конструктивно-географических исследований по проблемам окружающей среды можно в наиболее общей форме определить следующим образом:
• оптимизация условий жизнедеятельности населения путем не только охраны естественных свойств и ресурсов природы, но и ее преобразования и обогащения в процессе использования человеческим обществом;
• возможно более скорый и полный переход промышленного и сельскохозяйственного производства на безотходную технологию и замкнутые циклы водопотребления
для ликвидации вредных выбросов и отходов в окружающую среду, иногда необратимо загрязняющих воздух, поверхностные воды, почвы и т.д.;
• рационализация эксплуатации естественных ресурсов (прежде всего, водных, земельных, биологических и состояния атмосферы), обеспечивающая их охрану, восстановление и расширенное воспроизводство;
• защита и сохранение генофонда живой природы.
Осуществление приведенной системы целей требует
огромной научной информации о состоянии и современной динамике географической среды, а также углубленного анализа возможных кардинальных и взаимосвязанных ее изменений при разных антропогенных (техногенных) ситуациях. Необходимой является разработка и экспериментальная проверка конкретных методов прогнозирования характера и масштаба изменений географической среды при тех или иных внешних воздействиях.
Всем этим арсеналом сведений и методов исследования располагает современная географическая наука. Однако мы знаем, что и другие науки, в том числе и технические, стремятся посвятить свои исследования и практическую деятельность достижению (полному или частичному) приведенной выше системы целей. Экологическая направленность пронизывает также конструкгивно-географичес-кие исследования, и под экологическим углом зрения проводятся анализ, обобщение тематических материалов.
Само понятие «экологическая проблема» сейчас наиболее глубоко и всесторонне трактуется с позиций географической науки. Не только в сознании обывателя, но и в умах специалистов, называющих себя экологами, сложилось однобокое представление об экологических проблемах и экологии вообще. Эти понятия, как правило, связываются исключительно с ухудшением качества среды обитания, обусловленным человеческой деятельностью (загрязнение воздуха и воды производственными отходами, исчезновение лесов и т. п.). Всеобщее беспокойство, вызываемое такими явлениями, безусловно, оправдано, однако нельзя забывать о том. что экологические ситуации и экологические проблемы во многих случаях создает сама природа, без какого-либо участия человека. Притом природные экологические факторы имеют более универсальный характер, они присутствуют везде, более устойчивы, часто оказываются «сильнее» антропогенных и с ними бывает труднее бороться. Достаточно напомнить о непреодолимо экстремальных экологических условиях полярных областей, тропических пустынь или нивально-гляциальных высокогорий, о катастрофических землетрясениях, наводнениях, природных геохимических аномалиях и т.д. Географический подход к изучению среды обитания людей требует учета как тех, так и других экологических факторов. Более того, природные факторы приходится расценивать как приоритетные не только в силу их универсальности, но и потому, что от них в большой степени зависят экологический эффект антропогенных воздействий, формы, интенсивность и длительность их проявления. Иначе говоря, природная среда создает тот необходимый экологи-
ческий фон, вне которого невозможно рассматривать экологический эффект антропогенных воздействий [5].
Со сказанным связаны такие существенные географические аспекты экологических проблем, как их территориальность и пространственная разномасштабность. Любая экологическая проблема имеет свое «пространственное выражение», характеризуется своими пространственными параметрами. Без конкретной территориальной привязки с обязательной фиксацией на карте всякие разговоры об экологических ситуациях и проблемах лишены практического смысла. Одна из слабых сторон традиционной экологии состоит в пространственной «без-размерности» ее основных категорий (и, прежде всего, экосистем), т.е. в неопределенности ихтерриториальных границ. У экологии нет разработанной территориальной экосистемной иерархии, в ней не находит должного применения картографический метод исследования [6].
Для географии же исследование закономерностей территориальной дифференциации и интеграции земного пространства, упорядочение системы территориальных подразделений земной поверхности (а тем самым - природной среды человечества), разработка иерархии географических единиц и создание соответствующих карт - все это всегда составляло одну из главных научных задач. Географы установили, что географическая среда - это не случайный набор различных экологических факторов и условий, а сложно организованная совокупность геосистем различных уровней. И без учета структуры, функционирования, динамики этих геосистем и их взаимоотношений бесперспективно пытаться решать современные экологические проблемы.
Как известно, существуют экологические проблемы разных уровней, или масштабов, и важно подчеркнуть, что эти уровни определяются пространственным критерием. Можно считать общепринятым деление экологических проблем на глобальные, региональные и локальные. Примечательно, что эта иерархия точно совпадает с иерархией геосистем.
Имеющийся опыт дает основания утверждать, что универсальное значение для изучения экологических ситуаций и разработки территориальных экологических проблем имеет геосистемный, или ландшафтно-географический, подход, обеспечивающий их привязку к конкретным, объективно существующим территориальным подразделениям среды обитания человечества.
Обращая особое внимание на пространственную геосистемную организацию географической среды, в эколо-го-географических исследованиях нельзя упускать из вида временную составляющую. Современное состояние геосистем следует рассматривать как определенные стадии в непрерывных динамических рядах разного происхождения (природного и антропогенного) и разного порядка. Особенно актуальны кратко- и длительно-временные смены антропогенных модификаций геосистем в динамических рядах антропогенизации и ренатурализации. Ландшафтно-динамический анализ создает основу для построения сценариев дальнейшего изменения экологическо-
го потенциала и состояния геосистем и, следовательно, для экологического прогнозирования.
К настоящему времени в географических исследованиях определилось особое, эколого-географическое, направление, предметом которого служит изучение географической среды с экологической (точнее, гуманитарноэкологической) точки зрения и в целях решения экологических проблем. В задачи эколого-географических исследований входят оценка природного экологического потенциала геосистем, изучение антропогенных воздействий и их экологических последствий, анализ современного экологического состояния геосистем, их устойчивости к антропогенным нагрузкам, прогноз возможных дальнейших изменений. Результаты таких исследований должны дать научную базу для определения экологической емкости геосистем, обоснования допустимых антропогенных нагрузок, различных экологических нормативов.
Концептуальной основой экологической географии служит учение о природных геосистемах, рассматриваемых под экологическим углом зрения, т.е. в качестве конкретных региональных и локальных сред обитания людей, в совокупности образующих географическую среду человечества. Для развития изложенного подхода к изучению геосистем фундаментальное значение приобретает понятие об экологическом потенциале ландшафта.. Под экологическим потенциалом ландшафта подразумевается его способность обеспечивать потребности населения во всех необходимых первичных (т.е. собственно экологических, не связанных с производством) средствах существования - тепле, воздухе, воде, источниках пищевых продуктов, а также в природных условиях трудовой деятельности, отдыха, лечения, духовного развития. Различные ландшафты далеко не равноценны по своему экологическому потенциалу, и это обстоятельство отчетливо проявляется в условиях жизни людей, в плотности населения, его культуре, состоянии здоровья и многих других особенностях [7].
Экологический потенциал ландшафта не следует смешивать с его производственно-ресурсным потенциалом, т. е. способностью обеспечивать общественное производство всеми необходимыми (энергетическими, сырьевыми) ресурсами. Природно-ресурсный потенциал, таким образом, создает основу для производственной деятельности людей и служит предметом особого направления геогра-фических исследований, не имеющего прямого отношения к экологической географии, хотя и близкого к ней.
Природный экологический потенциал современных ландшафтов в большей или меньшей мере подвергается антропогенному воздействию, в результате чего создаются антропогенные экологические аномалии, как правило, ухудшающие качества среды обитания. Отсюда первейшей задачей эколого-географического исследования необходимо считать изучение современного экологического состояния ландшафтов как результат исторически сложившихся антропогенных «наслоений» на природный экологический фон.
Для решения своих научных задач экологическая гео-
графия использует весь арсенал методов современного ландшафтоведения - полевых и камеральных, традиционных и новейших, специфических и общенаучных. Но особо следует выделить картографический метод, имеющий универсальное значение как способ упорядочения, анализа и обобщения разнообразной эколого-географичес-кой информации, дающий в то же время наилучшие возможности для изложения полученных научных результатов и практических рекомендаций. Карта сопровождает эколого-географическое исследование на всех его этапах и служит главным итоговым документом. Практически все показатели, интересующие географа-эколога, могут быть отражены на карте, и в процессе исследования можно создать большую серию аналитических и синтетических карт разнообразной тематики, но логически взаимосвязанных и в совокупности представляющих эколого-картографичес-кую модель территории. Единство серии обеспечивается тем, что большинство карт строятся на общей ландшафтной основе, т. е. по сетке геосистем того или иного ранга.
Эколого-географическими исследованиями могут быть охвачены любые территории, очерченные как политическими или административными, так и природными (ландшафтными) границами или, например, границами речных бассейнов. Однако такие исследования должны осуществляться по естественным территориальным единицам, или геосистемам. Отсюда следует, что исходной предпосылкой для эколого-географического изучения всякой территории служит знание ее ландшафтной структуры, т.е. объективного разнообразия слагающих ее геосистем. Для этого нужно провести ландшафтное районирование, а при необходимости исследовать и морфологическое строение ландшафтов, и в случае отсутствия кондиционной ландшафтной карты составить таковую.
А если к изложенному выше прибавить, что современная экология имеет самое непосредственное отношение к таким насущным для развития человеческой цивилизации проблемам, как энергетическая и демографическая, градостроительства и питания, активно влияет на решение медицинских, психологических, технологических и народнохозяйственных вопросов, то нетрудно прийти к заключению, что уровень междисциплинарности здесь является беспрецедентным в истории науки. На этом основании некоторые ученые утверждают, что экология перестает быть самостоятельной наукой вследствие распространения ее идей, принципов на различные области познания. Считается при этом, что правильнее толковать экологию «не как самостоятельную науку», а «как специфический общенаучный подход к изучению различных объектов природы и общества наряду, скажем, с системным и кибернетическим подходами. Цель экологического подхода - выявление и исследование связей, существующих между изучаемым той или иной наукой объектом и окружающей его средой. В своем же приложении он должен базироваться на знании разных наук (биологии, со-циологииит.д.)» [8].
В данном случае экология как наука противопостав-
ляется экологическому подходу как средству (методу) познания. Правомерно ли такое противопоставление?
Из истории науки известны примеры, когда то или иное представление о действительности (благодаря интуитивному восприятию объективных закономерностей) относительно долгое время выполняло определенную познавательную роль без должного теоретического основания. Но рано или поздно эти познавательные приемы, подходы получали теоретическое обоснование, что делало их применение несравнимо более эффективным. Показательны в этом отношении развитие представлений о функциональном подходе и история его обоснования в математике и кибернетике.
Каждый научный метод имеет онтологические и гносеологические стороны. Онтологическая характеризует его объективное содержание и определяется достигнутой мерой отображения реальности. Выявленные закономерности могут выполнять роль средства познания, если на их основе выработаны некоторые понятия, приемы, принципы, правила и т.д. Последние составляют гносеологическую сторону метода и предстают как компоненты относительно самостоятельной системы знаний. Непосредственным инструментом познания являются именно они. Это обстоятельство создает иллюзию о независимости того или иного метода и подхода от исходных объективных закономерностей, отображением и определенным перевоплощением которых они, собственно, и являются. П. В. Копнин писал, что иногда метод «представляют совершенно чуждым объекту, чисто субъективной процедурой. Но если бы это было так, то метод не мог бы вести познание и практическое действие к овладению объектом. .. В методе познания объективная закономерность превращается в правило действия субъекта» [9].
Онтологическое содержание общенаучных подходов отражает определенные законы, связи и отношения, свойственные объектам различной природы. Сами эти законы, связи и отношения могут выявляться, определяться некоторой наукой. Нет нужды доказывать, что кибернетический подход основывается на закономерностях, установленных кибернетикой. Последняя, в частности, выявила закономерности, определяющие единство процессов управления и переработки информации, а также инвариантные аспекты во внешнеповеденческих функциях качественно различных материальных систем. Именно эти обстоятельства позволили кибернетическому подходу приобрести общенаучный статут.
Системный подход к объектам различной природы также возможен благодаря такому объективному свойству действительности, как системность. Последняя в той или иной форме находит отражение в различных вариантах теории систем. И системный подход гораздо успешнее функционирует в науке, если опирается на определенную теорию. Как отмечает В. Н. Садовский, хотя современные «теоретические построения системного подхода еще крайне несовершенны, фрагментарны, нередко плохо согласуются друг с другом ит. д., однако существенно то, что они теоретичны, поэтому нет никаких оснований ут-
верждать, что системный подход не допускает представления в форме теории» [10].
В целом общенаучность подхода или метода обусловле -на фактом отражения в них различных форм проявления единства мира - единства структур, законов, внешнеповеденческих функций и т.д. Экологический подход как познавательный метод основывается на объективном единстве принципов экологического взаимодействия между любой выделенной системой и окружающей ее средой независимо от принадлежности к тому или иному уровню организации и форме движения материи. Относительная самостоятельность экологического подхода вовсе не означает, что возможно его абсолютно независимое существование. Он не отчужденная от экологии автономная система знаний, а инструментальное воплощение экологического знания. И по мере развития отдельных направлений экологии происходит его обогащение и дальнейшее обобщение. Развивающаяся система экологического знания и должна выполнять роль теории, обосновывающей экологический подход.
Для продуктивного анализа проблемы необходимо уточнить содержание понятия «подход», которым мы оперировали. В литературе довольно широко распространена тенденция отождествлять его с методом научного исследования. Действительно, будучи очень тесно связанным с последним, понятие «подход» вместе с тем к нему не сводится, хотя зачастую «подход» может функционировать и как метод исследования. Кратко подход можно определить как сложное многокомпонентное образование, которое, функционируя в единстве идейно-теоретических, мировоззренческих и логико-методологических аспектов, является тем исходным моментом познания, который определяет специфику и соотношение отдельных этапов исследования: направление, область, пути дальнейшего исследования, метод практического или теоретического освоения действительности, характер теоретической обработки полученного эмпирического материала. Иначе говоря, «подход» может быть несколько шире «метода» и кроме последнего включает некоторые общезначимые идеи, теории, определяющие не только характер решения проблемы, но и сам ее выбор, пути исследования и т. д. В таком понимании понятие подхода приобретает ощутимый крен в сторону категориального аппарата научного мировоззрения [11].
Сложившаяся экологическая ситуация настоятельно заставляет людей по-новому взглянуть на окружающий мир (причем это касается не только мира природы, но и мира социального), пересмотреть традиционные, сложившиеся на протяжении всей истории цивилизации формы взаимоотношения с окружающей средой.
Мировоззрение, как известно, представляет собой определенную систему обобщенных взглядов и представлений об окружающем мире и месте в нем человека, формирующихся в человеческом сознании в процесс духовно-практического освоения природы. П.В. Копнин писал, что «предметом мировоззрения выступает отношение «человек-природа», оно стремится решить проблему человека в его взаимоотношениях с окружающей природой, в тес-
ной связи с пониманием всеобщих законов ее движения» [12]. Определяя мировоззрение как «форму общественного самосознания человека», В.И. Шинкарук отмечает, что оно «формируется всей системой понятий и представлений, сложившихся в данном обществе и отражающих определенный способ жизни людей. Но эти понятия и представления трансформируются в мировоззрение, будучи подведенными под определенную сетку категорий и, прежде всего, под категориальную связь «человек-мир». Эта категориальная связь отражает отношение человека к миру и мира к человеку. Она - та ось, вокруг которой группируются определенные представления о мире и человеке и на основе которой складывается определенный способ видения мира, определенное мировоззрение» [13]. Сравнивая данные определения с тем кругом вопросов, которыми занимается современная экология, нетрудно прийти к заключению о ее мировоззренческом значении.
Узловыми категориями мировоззрения являются понятия «человек» и «мир». Эти понятия становятся центральными и для современной экологии, поднявшейся от рассмотрения отношения «организм-среда» к анализу отношения «человек-природа».
На наш взгляд, умелое использование экологического подхода как нового компонента методологии в исследованиях естественных, технических и общественных наук является своеобразным средством их экологизации, под который в общем виде понимается наделение обществом своей социальной подсистемы - науки - сохраняющими и им подчиненными поисковыми экофункциями в отношении всей экосистемы в целом, т.е. практически в отношении системы экоотношений; усиление внимания к позитивным формам экоотношений: взаимоутверждению, взаимопомощи, гармонии, динамическому равновесию; осознание наукой себя (и соответствующее самоизмене-ние) как «посредника» между человеком и живой природой, объединяющего их в одну своеобразную систему, в которой ни одна из подсистем не сводима к иной. Максимальные потенции такого самоизменения можно видеть в географии, внутри которой возникла особая наука - экология человека, лидер и идеал науки будущего. Вместе с резким усилением роли экологии человека растет также и роль географии как науки о взаимоотношениях человека (общества) и природы [14].
В этом плане следует особо подчеркнуть, что с философско-методологической точки зрения весьма ценным является следующее утверждение известного ученого Г.Н. Максимова: «... специальными способами внедрения географического мышления является формирование географической картины мира как момента общей научной картины мира и мировоззрения - это во-первых. Во-вторых, развитие пространственного подхода к явлениям земной поверхности и географическое распространение геометода.» [15].
Стало быть, географический метод, интегрируясь некоторыми сторонами с экологическим подходом, становится неотъемлемым элементом последнего. Географический подход в этом качестве становится действенным
фактором формирования экологического мировоззрения, под которым понимается «забота населения о: 1) сохранении благоприятной для людей окружающей среды, 2) охране природы во всем ее разнообразии, 3) устойчивости биосферы» [16]. Такое отношение населения (а не отдельных людей) к природе и своей деятельности характерно только для последнего периода новейшей истории человечества. В этой связи следует отметить, что с философской точки зрения «мировоззрение - это совокупность и система знаний, взглядов, принципов, оценок, определяющих самое общее видение, понимание мира и места в нем человека, формирующих жизненные позиции, программы и ориентиры поведения людей» [17].
В русле современного понимания сущности и особенностей философии можно утверждать, что философия -это научное мировоззрение. Или, другими словами, с одной стороны, это наука мировоззренческого, предельно общего, уровня, а с другой, - это мировоззрение, основывающееся на рациональном, научном знании. Являясь многоаспектным знанием о наиболее общих проблемах бытия, она является рационализированным мировоззрением, духовной ценностью, способом освоения действительности, элементом мировой культуры. Философия не претендует на то, чтобы быть «наукой наук», как считал Г.В.Ф. Гегель, но в то же время она является предельно широким знанием и в этом качестве способна вооружить другие науки исходными принципами, наиболее общими методами познания и преобразования действительности. Это позволяет рассматривать философию не только как элемент мировоззрения, но и как всеобщую методологию.
По этому поводу здесь уместно отметить, что сегодня в научной литературе экологический подход рассматривается как общенаучная категория. При этом качественная специфика общенаучных категорий заключается, прежде всего, в двух важнейших свойствах: 1) благодаря предельно высокому уровню обобщения и абстрагирования от конкретных явлений действительности они принципиально применимы во всех без исключения областях научного знания; 2) каждая такая категория (сама по себе или же в соотношении с одной либо несколькими подобными категориями) выступает основой особого, специфического по содержанию (но тоже общенаучного по своему распространению и значению) подхода к познанию самых различных феноменов реальности.
На наш взгляд, исходя из вышеизложенного можно утверждать, что экологический подход как научное поня-
тие относится к разряду философских категорий, так как, во-первых, данное понятие наряду с методологическим содержанием обладает еще и мировоззренческим моментом; во-вторых, обладает логико-гносеологической универсальностью; в-третьих, является необходимым элементом общечеловеческого мышления.
Литература
1. Карпинская Р.С., Лисеев И.К., Огурцов А.Г. Философияпри-роды: коэволюционная стратегия. М.: Интерпракс, 1995. С. 222.
2. Кравченко И.И. Экологическая проблема в современных теориях общественного развития. М.: Наука, 1982. С. 3.
3. Герасимов И.И. Методологические проблемы экологизации современной науки // Вопросы философии. 1978. №11. С. 61.
4. Герасимов И.П., ДоскачА.Г. Общенаучные подходы и природная среда // Горизонты экологического знания. М.: Наука, 1986. С. 55-56.
5. Исаченко А.Г. Экологическая география России. СПб.: Изд-во С-Петербур. ун-та, 2001. С. 3.
6. Исаченко А.Г. Экологическая география России. СПб.: Изд-во С-Петербур. ун-та, 2001. С. 4.
7. Исаченко А.Г. Экологическая география России. СПб.: Изд-во С-Петербур. ун-та, 2001. С. 6.
8. Герасимов И.И. Методологические проблемы экологизации современной науки // Вопросы философии. 1978. №11. С. 67.
9. Копнин П.В. Диалектика как логика и теория познания. М.: Наука, 1973. С. 81.
10. Садовский В.Н. Основания общей теории систем. М.: Наука, 1974. С. 35.
11. Крисаченко B.C. Становление экологического подхода и некоторые его историко-мировозренческие основания // Мировоззрение и естественнонаучное познание. Киев: Наук. думка, 1983. С. 271.
12. Копнин П.В. Введение в марксистскую гносеологию. Киев: Наук. думка, 1966. С. 13.
13. Шинкарук В.И. Мировоззрение, наука и философия // Философские науки. 1978. №1. С. 98.
14. Шилин К.И., Пятницын Б.Н., Василенко Л.И. Экологическая стратегия развития науки // Наука. Организация и управление. Новосибирск: Наука, 1979. С. 196-197.
15. Максимов Г.Н. Методология и дидактика географии. Якутск, 1996. С. 233.
16. Марфенин Н.Н. Метаморфозы экологического мировоззрения (этапы становления экологической парадигмы) // Философия экологического образования / Под ред. Лисеева И.К М.: Прогресс-Традиция, 2001. С. 108.
17. Философия // Под ред. проф. О.А. Митрошенкова. М.: Гардарики, 2002. С. 35.
F.P Soloviev, G.A. Ivanov
The role of geography in formation of the ecological approach as a new component of the Scientific cognition methodology
Interdisciplinarity of modern ecology problem solving is presented in the article. The leading role of geography in the formation of the ecological approach is revealed as a new component of the modern scientific knowledge methodology. It is exposed that the ecological approach with methodological content has ideological aspect as well. On these grounds philosophical status of the term “ecological approach” is determined.