Педагогика №72 год 2023
Ли Ингвэнь
Магистр, факультет педагогического образования. Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова.
Роль фундаментального образования в современном обществе
Введение
Существует различное понимание фундаментального образования, это либо понимание и более глубокая подготовка в какой- то определенной области человеческого опыта, с основательным изучением ключевых вопросов этой области, которая необходима не всем, а только работающим в данной области, либо как образование, включающее гуманитарные и естественнонаучные знания и охватывающее широкий спектр вопросов. Считается, что фундаментальное образование должно быть построено на сочетании естественнонаучных и гуманитарных знаний путём взаимодействии двух культур знания, так как практические знания стареют очень быстро из-за экономических и социальных изменений. Кроме того, новые требования к профессиональной деятельности, такие как применение технологий и оценка их последствий, требуют целостного подхода к образованию, которое поможет в решении социальных, этических и профессиональных задач.
Основная часть
Образование является средством формирования личности через получение знаний и развитие навыков, осуществляемых через систему социальных институтов, таких как семья, школа, , университеты.. В общей смысле это организованный процесс передачи знаний о мире, опыта предшествующих поколений и воспитания личности целью которого является приведение человека к достижениям цивилизации и сохранении культурного достояния. Компоненты образования включают образовательные стандарты и программы, органы управления образованием и принципы, которые определяют функционирование системы образования. Есть несколько путей получения образования, включая обучение в учебных заведениях, образование в семье и самообразование, в общем виде образование можно разделить на два уровня:
1) общее, предлагаемое дошкольными и школьными учреждениями;
2) профессиональное, осуществляемое в специализированных учебных заведениях для получения определенной профессии.
Человек считается образованным, когда он обладает достаточными знаниями и опытом, необходимыми для практической, научной, социальной и профессиональной деятельности. В рамках культуро-сообразного подхода единицей измерения успеха учебы согласно сторонникам культуросообразности является мотивация обучаемого и его культурная среда, отсюда в естественной науке отсеиваются естественные способности к принятию нового знания. Содержание и эффективность такого похода обусловлена постоянным контролем положений учащегося и исключений из образовательного процесса неуспевающих, однако если этим условиям не удовлетворяют и под этим замаскировываются нежелающие или неудачные случаи отрицательных итогов, обусловленные принудительный характером требовательности к получению образования и негативное отношение учащегося, который не мотивирован внутренне. В данном подходе теоретическая база содержания фундаментального образования характеризуется обучением всех по одной программе, с одинаковым темпом и так далее и для успешной работы такого подхода необходим постоянный контроль успехов учащихся и отсев неуспевающих, что может быть применимо на кратковременных курсах профессионального отбора или повышения квалификации, но слабо применимо в длительной образовательной программе. Можно сделать вывод, что российские дети не отличались по этому показателю от своих сверстников из других стран. Многие специалисты считают, что принцип культуросообразности больше подходит для обязательной общеобразовательной школы, учитывая ее разнообразие целей и природных способностей учеников, а также отсутствие планового отсева: «Таким образом, в современном образовательном пространстве принцип культуросообразности становится личностно обусловленным, что в содержательную сущность принципа привносит субъектно ценностные компоненты, а в понимание личности — культурно заданный вектор ее развития, означающий поиск путей ее самоопределения в культуре» [1, с. 14] .
Согласно прориодосообразному подходу способности человека, включая его обучаемость, в значительной степени зависят не только от его личных качеств, таких как воля, терпение и настойчивость, а также от благоприятных внешних условий, включая наличие хо-
Педагогика №72 год 2023
роших учителей и питания: «Природосообразная образовательная методика личностно ориентирована и позволяет учащемуся в процессе обучения совершать объект-субъектную трансформацию, в результате которой на фоне получения специальных учебных знаний умений и навыков, он получает общеучебные умения и навыки в основе которых инициируются и реализуются процессы самоактуализации, самоутверждения, самостоятельности, самоэффективности, самолидерства, самоуправления» [2, с. 22]. Считается, что эти способности имеют задатки изначально, и это объясняется различными культурными понятиями и генетическими особенностями. Научное объяснение этого явления было дано с развитием генетики, особенно после расшифровки генома человека и дальнейших исследований, которые показали разнообразие генов и их связь с различными проявлениями человека. Это позволило лучше понять взаимосвязь между генетическими особенностями и способностями человека.
Следовательно, подход, основанный на учете природных способностей, предполагает достижение следующих целей в образовательном процессе:
1. Определение природных способностей каждого учащегося, включая возможное экспериментальное освоение различных областей знаний.
2. Развитие и поддержка выявленных способностей в соответствии с общественными возможностями, потребностями и личными целями каждого учащегося.
Особенности фундаментального образование и его роли в современном обществе можно выделить следующие:
1. Демократизация системы образования, то есть создание условий для удовлетворения потребностей всех членов общества, при том, что доступность образования расширяется на многие слои населения, все еще сохраняются различия в качестве и типах учебных заведений.
2. Увеличение продолжительности образования, так как современному обществу требуются высококвалифицированные специалисты, поэтому срок обучения фактически непрерывен и фундамент обучаемого может меняться.
3. Непрерывность образования, когда в условиях научно-технической революции люди должны уметь быстро переключаться на новые или смежные виды работ и осваивать новые технологии.
4. Гуманизация образования требует от учителя и школы уделяют
большое внимание каждому ученику, его интересам, запросам и индивидуальным особенностям.
5. Повышение роли общественных дисциплин в образовательном процессе, таких как экономическая теория, социология, политология и основы права.
6. Интернационализация процесса образования в виде создания единой системы образования для разных стран.
7. Компьютеризация процесса образования и использование современных цифровых технологий обучения.
Заключение
Кризис в современном образовании возникает когда научное содержание образования не соответствует активно развивающейся науке в новых условиях. Наукоемкие технологии и отрасли играют основную роль в развитии современного общества и в новых условиях наука приобретает ряд особенностей, которые связаны с формированием нового вида научной рациональности. Эти особенности включают глобальные интеграционные процессы как внутри самой науки, так и в связи с внешней социальной средой. Они также включают интенсивное использование информационной реальности и превращение информационных технологий в основу социальной технологизации всех сфер общественной жизни. Важную роль играет субъектная рефлексия над наукой образования и глубокая интеграция философского и методологического уровней этой рефлексивной работы с прогрессом науки, что ведет к достижению нового уровня управления развитием научных исследований и фундаментального образования, как основы научного развития общества.
Библиографический список
1. Тарева Е.Г. 1.1. Культуросообразные подходы в языковом образовании: эклектика vs синергия? // Межкультурное образование в вузе: лингводидактические стратегии и практики. - Санкт-Петербург: Общество с ограниченной ответственностью «Нестор-История», 2020. С. 12-28.
2. Ульянова М.В. Природосообразные подходы к формированию системной мотивации у учащихся //Открытое образование. 2017. Т. 21. №. 5. С. 22-32.
References
1. Tareva E.G. 1.1. Culturally appropriate approaches in language éducation: eclecticism vs synergy? // Intercultural education at university: linguodidactic strategies and practices. -St. Petersburg: Limited Liability Company "Nestor-History", 2020. P. 12-28.
2. Ulyanova M.V. Nature-conforming approaches to the formation of systemic motivation among students //Open Education. 2017. Vol. 21. № 5. P. 22-32.