Научная статья на тему 'Роль формирования общематематической компетентности у будущих юристов в условиях модернизации высшего образования'

Роль формирования общематематической компетентности у будущих юристов в условиях модернизации высшего образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
70
9
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МАТЕМАТИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / МАТЕМАТИЧЕСКАЯ И КОМПЬЮТЕРНАЯ ГРАМОТНОСТЬ / ПРЕДМЕТНЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ / ОБЩЕМАТЕМАТИЧЕСКАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / MATHEMATICAL EDUCATION / COMPETENCY APPROACH / MATHEMATICAL AND COMPUTER LITERACY / SUBJECT COMPETENCY / GENERAL MATHEMATICAL COMPETENCY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Прокопьев Анисим Анисимович

Исследуются педагогические проблемы, связанные с формированием общематематической компетентности средствами информационных технологий в юридическом образовании.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Прокопьев Анисим Анисимович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Pedagogical problems in association with general mathematical competency formation by means of informational technologies in legal education are investigated.

Текст научной работы на тему «Роль формирования общематематической компетентности у будущих юристов в условиях модернизации высшего образования»

16. Буева Л.Л. Культура и образование// Alma-mater. - 1997. - № 4. - С. 11-17.

17. Кравченко А.И. Культурология: словарь. - М.: Академический проект, 2000. - 672 с.

18. Библер В.С. Диалог культур и школа 21-го века // Школа диалога культур: Идеи. Опыт. Проблемы. - М., 1994. - 414 с.

19. Маркарян Э.С. Теория культуры и современная наука (Логико-методологический анализ). - М.: Мысль, 1983. - 284 с.

20. Межуев В.М. Проблемы философии культуры: Опыт историко-материалистического анализа. - М.: Мысль, 1984. - 325 с.

21. Концепция государственной программы национального возрождения народов Российской Федерации. - М.: Типография «Известий», 1992. - 40 с.

22. Концепция государственной национальной политики Российской Федерации // Регионология. -1996. - № 3-4. - С. 10-24.

23. Ялалов Ф.Г. Гимназическое образование народов России. - Казань: Магариф, 2002. - 248 с.

24. Степин В.С. Перспективы цивилизации: от культа силы к диалогу и согласию // Этическая мысль. Ежегодник. - М.: Республика, 1992. - С. 182-199.

25. Feiblman James K. Education and civilization. -New York, 1987. - P. 21.

26. Мухаметзянова Г.В. Стратегии формирования системы среднего профессионального образования. -М.: Магистр, 1996. - 125 с.

27. Богданова А.А. Вопрос о поликультурном образовании в отечественной и зарубежной педагогике // Интеграция образования. - 2009. - № 1. - С. 71-76.

28. Волкова А.А. Поликультурное образование в Австралии // Проблемы социо-кросс-культурной интеграции в поликультурном образовании: матер. междунар. конф. - Новосибирск, 2005. - С. 103-114.

29. Данилова М.В. Трансформация приоритетов образовательной политики Великобритании в отношении учащихся-иммигрантов в XX-начале XXI в // Сибирский педагогический журнал. - 2009. - № 1. -С. 323-332.

Поступила в редакцию 20.05.2013

УДК 519.876.5 (076)

Роль формирования общематематической компетентности у будущих юристов в условиях модернизации высшего образования

А.А. Прокопьев

Исследуются педагогические проблемы, связанные с формированием общематематической компетентности средствами информационных технологий в юридическом образовании.

Ключевые слова: математическое образование, компетентностный подход, профессиональная компетентность, математическая и компьютерная грамотность, предметные компетенции, общематематическая компетентность.

Pedagogical problems in association with general mathematical competency formation by means of informational technologies in legal education are investigated.

Key words: mathematical education, competency approach, mathematical and computer literacy, subject competency, general mathematical competency.

Отличительной чертой общественного развития XX-XXI вв. является повышение уровня математической компетенции для специалистов разных профилей и направлений. На сегодняшний день математический аппарат и лежащие в его основе математические методы все активнее проникают во все сферы деятельности человека: исследовательскую, организационно-производственную, психолого-педагогическую, нормативно-правовую, криминологическую, уголов-

ПРОКОПЬЕВ Анисим Анисимович - ст. преподаватель ФГБОУ ВПО ЯГСХА, аспирант Педагогического института СВФУ, [email protected].

но-статистическую и другие области жизни современного человека. По нашим наблюдениям, знание математических методов перестает служить только целям общего развития и приобретения навыков элементарных расчетов, а математическая компетентность становится необходимым инструментом для специалистов всех направлений научной и практической деятельности.

По мнению академика Л.Д. Кудрявцева [1], «общая цель содержания всех математических курсов должна заключаться в приобретении вы -пускниками вузов определенной математической подготовки, в умении использовать изу-

ченные математические методы, в развитии математической интуиции, в воспитании математической культуры. Выпускники должны знать основы математического аппарата, необходимого для решения теоретических и практических задач, иметь высокий уровень развития логического мышления, уметь переводить практическую задачу с профессионального языка на математический язык. Математическое образование будет наиболее эффективно способствовать формированию ... определенной системы профессионально значимых качеств, если его объем и содержание будут адекватными будущей производственной деятельности, а само оно будет образовывать систему в единстве с содержанием ... и специальных дисциплин».

Также поднимается вопрос, связанный с введением в практику российского образования компетентностного подхода. Здесь можно указать следующие моменты, выделенные И.А. Зимней [2] и определяющие внедрение компетентностного подхода: 1) оно обусловлено общеевропейской и мировой тенденцией интеграции, глобализации мировой экономики; 2) оно определяется происходящей в последнее десятилетие сменой образовательной парадигмы; 3) выполнение предписаний Совета Европы (Совет культурной кооперации) и российской Концепции модернизации российского образования до 2010 года.

В практике российского образования компе-тентностный подход определяется как один из подходов, обеспечивающих эффективность профессиональной подготовки студентов, в соответствии с которым критериями готовности к профессиональной деятельности являются компетентность и компетенции как метод моделирования результатов образования, их представления как норм качества высшего образования. Таким образом, вышесказанное позволяет утверждать, что математическую грамотность в юридических специальностях следует направлять в русло формирования общематической компетенции у студентов. От качества общематематической подготовки в значительной степени зависит уровень сформированности профессиональной компетентности современного юриста.

В нашем понимании профессиональная компетентность и предметные компетенции составляют основные единицы обновления содержания обучения будущих специалистов.

Существуют различные точки зрения в определении профессиональной компетентности. Некоторые ученые, например Б.С. Гершунский [3], определяют профессиональную компетентность главным образом уровнем собственно профессионального образования, опытом и индивидуальными способностями человека, его мотивиро-

ванным стремлением к непрерывному самообразованию и самосовершенствованию, творческим и ответственным отношением к делу. Другие, в частности Л.А. Васяк [4], утверждают, что профессиональная компетентность - это сущностная характеристика профессионализма, представляющая собой интегративное личностное качество, основанное на совокупности фундаментальных научных знаний, практических умений и навыков, свидетельствующих о готовности и способности студента успешно осуществлять профессиональную деятельность. Третьи, например Ю.Г. Татур [5], в определении компетентности специалиста с высшим образованием описывают результат профессиональной подготовки, цель которой заключается в формировании умений человека видеть, осознавать и оценивать различные проблемы, конструктивно разрешать их в соответствии со своими ценностными ориентациями, рассматривать любую трудность как стимул к дальнейшему развитию.

Под профессиональной компетентностью специалиста с высшим образованием мы понимаем способность специалиста решать профессиональные проблемы и профессиональные задачи, возникающие в профессиональной деятельности, с использованием знаний, профессионального и жизненного опыта, ценностей и наклонностей [4].

Предметная компетенция - это совокупность знаний, умений, навыков, формируемых в процессе обучения учебному предмету. Предметные компетенции опираются на специфические атрибуты области обучения. Именно они формируются компетентностным обучением соответствующей дисциплине и определяют предметный аспект компетентности выпускника [2].

Широко известно мнение о том, что степень научности той или иной отрасли знания находится в прямой зависимости от степени ее математизации. Более конструктивный подход к проблеме состоит в том, чтобы выяснять корректность применения математического аппарата в тех или иных научных и житейских рассуждениях, что приводит к необходимости уточнения понятия «математическая грамотность» по отношению к гуманитарным специальностям. С одной стороны, это приводит к классической проблеме проведения границы между «математикой» и «правдоподобными рассуждениями» [6], с другой - к практически важному вопросу о том, каков необходимый объем математических знаний, умений, навыков для изучения (освоения) тех или иных нематематических специальностей [7].

При естественной интерпретации общего понятия грамотности можно получить следующее: математическая грамотность - умение правиль-

но применять математические термины, обладание необходимыми математическими знаниями и сведениями для выполнения работы в конкретной предметной области. Очевидно, тем самым указанные выше знания, умения и навыки стратифицируются в согласии со спецификой предметных областей. Следовательно, в этой связи возникают «две типовые проблемы: 1) контроль математической грамотности научных работ в предметных областях; 2) контроль математической грамотности выпускников школ, вузов, других учебных заведений, претендующих на определенный уровень профессиональной подготовки» [8].

В своем докладе В.А. Садовничий говорил, что «проблемы национальной безопасности и проблемы состояния образования неразрывно связаны между собой просто потому, что система образования затрагивает интересы большого числа людей. ... На наш взгляд, в обеспечении национальной безопасности есть два приоритета

- это интеллектуальная и экологическая безопасность. Нас профессионально интересует первая составляющая, основанная на компьютерной и математической грамотности выпускников с университетским образованием всех интеллектуально насыщенных специальностей. В таком контексте национальная система образования станет не только конкурентоспособной, но и будет важнейшей опорой для процветания нашей страны» [9].

Бурное развитие компьютерной техники и информационных технологий послужило толчком к развитию общества, построенного на использовании различной информации и получившего название информационного общества. Информационное общество - общество, в котором большинство работающих занято производством, хранением, переработкой и реализацией информации, особенно его высшей формы - знаний. Широкую известность получил тезис о том, что «тот, кто владеет информацией, владеет миром».

На современной стадии цивилизованного развития общества востребован не просто повышенный уровень образования, а осознана необходимость формирования нового типа интеллекта и адекватного отношения к быстроме-няющимся информационным технологиям. От специалиста требуется высокая способность к творчеству, возрастает спрос на знания. Материальной и технологической базой информационного общества являются различного рода системы на базе компьютерной техники, информационные технологии.

Современное общество выдвигает требования не только к уровню полученных знаний, но и к возможности этих знаний постоянно пополняться, что должно отражаться в современной обра-

зовательной стратегии. Она должна изменить смысл и характер образования, прежде всего будущих специалистов-гуманитариев, дав возможность на основе необходимой математической и компьютерной грамотности сформировать у студентов рациональные умения оперирования с информацией и профессиональнопрагматичный подход к компьютерным технологиям. Сегодняшние реалии требуют, чтобы каждый специалист должен обладать компьютерной грамотностью.

Под компьютерной грамотностью следует понимать уровень владения объемом знаний и навыков, определенных учебными программами дисциплины «Основы информатики и информационных технологий» [8]. Здесь под «информатикой» понимаются модули трех составляющих этой отрасли человеческого знания: аппаратное обеспечение, программное обеспечение, алгоритмическое обеспечение. Необходимо изучать не только конкретный программный продукт, который востребован на сегодняшний день, но и основные принципы работы с программными продуктами этого класса.

Мы придерживаемся мнения, что курс «Основы информатики и информационные технологии», являясь важной составляющей цикла естественных и математических дисциплин, сам основывается на математике. В связи с этим нельзя говорить о компьютерной грамотности специалиста, не учитывая его математическую грамотность.

Следовательно, высокая компьютерная компетенция должна быть необходимым элементом багажа знаний и навыков, которыми обладает каждый выпускник высшего учебного заведения. Фундаментальные научные знания - неявная форма эффективного управления, поэтому современное образование, основанное на компьютерной и математическая грамотности, должно иметь абсолютный приоритет в бюджете нашего динамично развивающегося государства[8].

Компьютерная и математическая компетенция

- общепринятый феномен человеческой культуры, являющейся отражением современного этапа истории развития человеческой мысли. Получение специалистов качественного фундаментального образования должно гарантировать решение главной задачи - «научить учиться». Для того, кто в вузе научится учиться, по мнению академика А.Н. Крылова, «практическая деятельность всю его жизнь будет наилучшей школой. Изучение математики может помочь выработать эти качества, а также такие как дисциплинированность ума, умение логически мыслить, объективность в суждениях, способность рассматривать явления одновременно с разных сторон» [10].

Математическое образование формирует ми-

ровоззрение студентов, которое не может быть восполнено изучением только гуманитарных дисциплин. Современная математика для гуманитариев предоставляет блестящие образцы методов решения рационалистических проблем, относящихся к различным видам человеческой деятельности [8] - это принципиальная позиция ведущих математиков и информатиков. Современная математика в сочетании с информатикой становится как бы междисциплинарным инструментарием, который выполняет две основные функции: первую обучающую специалиста-

профессионала умению правильно задавать цель тому или иному процессу, определить условия и ограничения в достижении цели; вторую - аналитическую, т.е. «проигрывание» на моделях возможных ситуаций и получение оптимальных решений.

Человек, приученный к полноценной аргументации и предостережению от необоснованных обобщений на занятиях по математике, использует полноценную аргументацию и в других видах деятельности. Привычка с критической тщательностью проверять законность всякого обобщения, привычка твердо помнить, что замеченное во многих случаях еще не обязано тем самым иметь место во всех случаях - все эти навыки, необходимые в любой научной и практической деятельности, в значительной степени воспитываются и укрепляются вместе с повышением математической культуры.

Авторы работы [8] считают, что «Важнейшей составляющей образования является его фундаментальность, опирающаяся на математическую подготовку, так как развитие всех наук и впредь будет связано с использованием новых методов исследования через математические модели изучаемых процессов и явлений природы и общества».

Таким образом, приведенные выше рассуждения позволяют определить трактовку общематематической компетенции студентов-юристов как: психологическую готовность применять математические и компьютерные знания в решении актуальных юридических процессов и научных проблем; уверенность в своих возможностях успешно использовать информационные технологии при решении научных задач математическими методами в будущей профессиональной деятельности; умение логически мыслить, оценивать, моделировать, отбирать и использовать информационные технологии, самостоятельно принимать решения; желание и готовность познавать новое, выходящее за рамки привычной деятельности по специальности.

На наш взгляд, общематематическая компетентность базируется на ряде следующих предметных компетенций: знание основ математиче-

ского аппарата, необходимого для решения практических задач, навыки составления математических моделей, развитие способностей к логическому и алгоритмическому мышлению; знание пространственных форм и умение определения основных соотношений между их числовыми характеристиками; знание основных функциональных зависимостей и умение использования их при исследовании реальных процессов; совокупность вероятностных понятий и представлений, необходимых при построении моделей реальных процессов и явлений, знание основных приемов обработки экспериментальных данных с помощью компьютерной техники; знание информационно-коммуникационных технологий образования и умение их применения.

Поскольку реализация компетенций происходит в процессе выполнения разнообразных видов деятельности для решения теоретических и практических задач, то в структуру общематематической компетенции, помимо деятельностных (процедурных) знаний, умений и навыков, входят также мотивационный и эмоциональноволевой компоненты. Мотивацию будущего юриста по овладению общематематической компетенцией можно определить как совокупность всех побуждений и условий, которые направляют и регулируют процесс профессионально-личностного самосовершенствования.

Итак, для активизации формирования общематематической компетенции у студентов - будущих юристов необходимы следующие педагогические условия:

- целенаправленное воздействование на мотивацию студентов через убеждение, обсуждение целей профессионального мастерства юриста, стимулирование работы по самопознанию, самооценке;

- актуализация необходимых профессионально значимых и важных качеств с помощью специально организованных условий учебнопрофессиональной деятельности (организованность, самостоятельность, ответственность, исполнительность, аккуратность, долг и т.д.);

- разработка системы информационнообразовательных сред учебных дисциплин; конструирование и использование информационнокоммуникационных средств реализации на основе моделирования профессиональной деятельности специалиста путем разработки и создания соответствующих дидактических информационных комплексов и профессиональноориентированных технологий обучения; целенаправленное управление познавательной деятельности студентов с использованием методов контекстного и игрового обучения; обучение студентов современным информационным тех-

нологиям общего и специализированного назначения; подготовка преподавателей и студентов к практическому применению информационных средств и технологий учебного назначения в образовательном процессе; создание соответствующей инфраструктуры и учебно-материальной базы информатизации высшей школы.

Выявление сущности и структуры общематематической компетентности дало нам возможность сконструировать модель её формирования у студентов-юристов в процессе их профессиональной подготовки в области математики, информатики и информационных технологий.

В модели нами выделены основные компоненты общематематической компетентности будущих юристов в процессе вузовского образования:

1. Ценностно-мотивационный компонент: мотив профориентации; мотив к расширению знаний в области математики и информатики, информационно-математических моделей и освоению информационными и математическими технологиями; мотив использования информационных и математических технологий в профессиональной деятельности; мотив достижения поставленных целей.

2. Когнитивный компонент: знание основ математических и информационных методов моделей, технологий; правильное применение полученных знаний в соответствующих сферах профессиональной деятельности (систематизация, обработка правовой информации, выявление закономерностей для реализации правовых норм и т.д.); анализ полученных знаний, оценка их, эффективное использование в своей профессиональной деятельности.

3. Деятельностный компонент: математические и информационные технологии как средства для решения профессиональных задач; математические и информационные технологии как средства для познания, самореализации и творчества.

Совокупность всех компонентов образует целостную систему, направленную на формирование общематематической компетентности будущего юриста, что является неотъемлемой и важной составной частью профессиональной компетентности будущего юриста, и, как следствие, готовности студентов к будущей профессиональной деятельности.

Итак, формирование общематематической компетентности у юристов выступает важнейшим фактором:

- повышения качества профессиональной подготовки конкурентноспособного специалиста;

- содействия развития способности осмысленного приобретения и применения на практике комплекса компетенций, заложенных в рос-

сийском образовательном стандарте высшего юридического образования;

- обеспечения усиления практико-ориенти-рованной направленности воспитательно-образовательного процесса в юридическом вузе.

Сегодня совершенно очевидно, что знания не передаются, а усваиваются в процессе выполнения определенной системы действий. Сами знания, без определенных навыков и умений их использования, не могут решить проблему образования и подготовки студента к его будущей профессиональной деятельности. Следовательно, целью образования становятся не просто знания и умения, а определенные качества личности, формирование компетенций, которые должны подготовить студента к будущей жизни в обществе как специалиста.

Литература

1. Кудрявцев Л.Д. Избранные труды. Т. III. Мысли о современной математике и методике ее преподавания. - М.: Физматлит, 2008. - 434 с.

2. Зимняя И.А. Ключевые компетентности как результативно-целевая основа компетентностного подхода в образовании. - М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2004. http://old.vvsu.ru/dap/development_program/files/zimny aya.pdf.

3. Гершунский Б. С. Философия образования. - М.: Флинта, 1998. - 432 с.

4. Васяк Л.А. Профессиональная компетентность как одна из составляющих культуры будущих инженеров // Традиции и инновации: проблемы качества образования: сб. матер. Междунар. науч.-практ. конф.

- Чита : Изд-во ЗабГПУ, 2005. - Ч. 2. - С. 30-32.

5. Татур Ю.Г. Компетентностный подход в описании результатов и проектировании стандартов высшего профессионального образования: матер. ко второму заседанию методологического семинара. -М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2004. http://www.fgosvpo.ru /uploadfiles/npo/20120325221547.pdf.

6. Пойа Д. Математика и правдоподобные рассуждения. - М.: Наука. 1975. - 464 с. http: // ilib.mccme.ru /djvu/polya/rassuzhdenij a. htm

7. Арнольд В.И. Математический тривиум // УМН.

- 1991. - Т.46, № 1, - С. 225 - 232; 1993. - Т.48, № 1.

- С. 211 - 222.

8. Еровенко В.А., Яшкин В.И., Матейко О.М. и др. Компьютерная и математическая грамотность - основа интеллектуальной безопасности и имиджа страны // Вышэйшая школа. - 2007. - №3. - С. 27-32. http://www.bsu.by/Cache/pdf/96253.pdf.

9. Садовничий В.А. Образование как фактор национальной безопасности России //Вест. высшей школы. - 1998. - № 3. - С. 4-8.

10. Крылов А.Н. Прикладная математика и техника: воспоминания и очерки. - М.: Изд-во АН СССР, 1956. - С. 579.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.