16. Буева Л.Л. Культура и образование// Alma-mater. - 1997. - № 4. - С. 11-17.
17. Кравченко А.И. Культурология: словарь. - М.: Академический проект, 2000. - 672 с.
18. Библер В.С. Диалог культур и школа 21-го века // Школа диалога культур: Идеи. Опыт. Проблемы. - М., 1994. - 414 с.
19. Маркарян Э.С. Теория культуры и современная наука (Логико-методологический анализ). - М.: Мысль, 1983. - 284 с.
20. Межуев В.М. Проблемы философии культуры: Опыт историко-материалистического анализа. - М.: Мысль, 1984. - 325 с.
21. Концепция государственной программы национального возрождения народов Российской Федерации. - М.: Типография «Известий», 1992. - 40 с.
22. Концепция государственной национальной политики Российской Федерации // Регионология. -1996. - № 3-4. - С. 10-24.
23. Ялалов Ф.Г. Гимназическое образование народов России. - Казань: Магариф, 2002. - 248 с.
24. Степин В.С. Перспективы цивилизации: от культа силы к диалогу и согласию // Этическая мысль. Ежегодник. - М.: Республика, 1992. - С. 182-199.
25. Feiblman James K. Education and civilization. -New York, 1987. - P. 21.
26. Мухаметзянова Г.В. Стратегии формирования системы среднего профессионального образования. -М.: Магистр, 1996. - 125 с.
27. Богданова А.А. Вопрос о поликультурном образовании в отечественной и зарубежной педагогике // Интеграция образования. - 2009. - № 1. - С. 71-76.
28. Волкова А.А. Поликультурное образование в Австралии // Проблемы социо-кросс-культурной интеграции в поликультурном образовании: матер. междунар. конф. - Новосибирск, 2005. - С. 103-114.
29. Данилова М.В. Трансформация приоритетов образовательной политики Великобритании в отношении учащихся-иммигрантов в XX-начале XXI в // Сибирский педагогический журнал. - 2009. - № 1. -С. 323-332.
Поступила в редакцию 20.05.2013
УДК 519.876.5 (076)
Роль формирования общематематической компетентности у будущих юристов в условиях модернизации высшего образования
А.А. Прокопьев
Исследуются педагогические проблемы, связанные с формированием общематематической компетентности средствами информационных технологий в юридическом образовании.
Ключевые слова: математическое образование, компетентностный подход, профессиональная компетентность, математическая и компьютерная грамотность, предметные компетенции, общематематическая компетентность.
Pedagogical problems in association with general mathematical competency formation by means of informational technologies in legal education are investigated.
Key words: mathematical education, competency approach, mathematical and computer literacy, subject competency, general mathematical competency.
Отличительной чертой общественного развития XX-XXI вв. является повышение уровня математической компетенции для специалистов разных профилей и направлений. На сегодняшний день математический аппарат и лежащие в его основе математические методы все активнее проникают во все сферы деятельности человека: исследовательскую, организационно-производственную, психолого-педагогическую, нормативно-правовую, криминологическую, уголов-
ПРОКОПЬЕВ Анисим Анисимович - ст. преподаватель ФГБОУ ВПО ЯГСХА, аспирант Педагогического института СВФУ, [email protected].
но-статистическую и другие области жизни современного человека. По нашим наблюдениям, знание математических методов перестает служить только целям общего развития и приобретения навыков элементарных расчетов, а математическая компетентность становится необходимым инструментом для специалистов всех направлений научной и практической деятельности.
По мнению академика Л.Д. Кудрявцева [1], «общая цель содержания всех математических курсов должна заключаться в приобретении вы -пускниками вузов определенной математической подготовки, в умении использовать изу-
ченные математические методы, в развитии математической интуиции, в воспитании математической культуры. Выпускники должны знать основы математического аппарата, необходимого для решения теоретических и практических задач, иметь высокий уровень развития логического мышления, уметь переводить практическую задачу с профессионального языка на математический язык. Математическое образование будет наиболее эффективно способствовать формированию ... определенной системы профессионально значимых качеств, если его объем и содержание будут адекватными будущей производственной деятельности, а само оно будет образовывать систему в единстве с содержанием ... и специальных дисциплин».
Также поднимается вопрос, связанный с введением в практику российского образования компетентностного подхода. Здесь можно указать следующие моменты, выделенные И.А. Зимней [2] и определяющие внедрение компетентностного подхода: 1) оно обусловлено общеевропейской и мировой тенденцией интеграции, глобализации мировой экономики; 2) оно определяется происходящей в последнее десятилетие сменой образовательной парадигмы; 3) выполнение предписаний Совета Европы (Совет культурной кооперации) и российской Концепции модернизации российского образования до 2010 года.
В практике российского образования компе-тентностный подход определяется как один из подходов, обеспечивающих эффективность профессиональной подготовки студентов, в соответствии с которым критериями готовности к профессиональной деятельности являются компетентность и компетенции как метод моделирования результатов образования, их представления как норм качества высшего образования. Таким образом, вышесказанное позволяет утверждать, что математическую грамотность в юридических специальностях следует направлять в русло формирования общематической компетенции у студентов. От качества общематематической подготовки в значительной степени зависит уровень сформированности профессиональной компетентности современного юриста.
В нашем понимании профессиональная компетентность и предметные компетенции составляют основные единицы обновления содержания обучения будущих специалистов.
Существуют различные точки зрения в определении профессиональной компетентности. Некоторые ученые, например Б.С. Гершунский [3], определяют профессиональную компетентность главным образом уровнем собственно профессионального образования, опытом и индивидуальными способностями человека, его мотивиро-
ванным стремлением к непрерывному самообразованию и самосовершенствованию, творческим и ответственным отношением к делу. Другие, в частности Л.А. Васяк [4], утверждают, что профессиональная компетентность - это сущностная характеристика профессионализма, представляющая собой интегративное личностное качество, основанное на совокупности фундаментальных научных знаний, практических умений и навыков, свидетельствующих о готовности и способности студента успешно осуществлять профессиональную деятельность. Третьи, например Ю.Г. Татур [5], в определении компетентности специалиста с высшим образованием описывают результат профессиональной подготовки, цель которой заключается в формировании умений человека видеть, осознавать и оценивать различные проблемы, конструктивно разрешать их в соответствии со своими ценностными ориентациями, рассматривать любую трудность как стимул к дальнейшему развитию.
Под профессиональной компетентностью специалиста с высшим образованием мы понимаем способность специалиста решать профессиональные проблемы и профессиональные задачи, возникающие в профессиональной деятельности, с использованием знаний, профессионального и жизненного опыта, ценностей и наклонностей [4].
Предметная компетенция - это совокупность знаний, умений, навыков, формируемых в процессе обучения учебному предмету. Предметные компетенции опираются на специфические атрибуты области обучения. Именно они формируются компетентностным обучением соответствующей дисциплине и определяют предметный аспект компетентности выпускника [2].
Широко известно мнение о том, что степень научности той или иной отрасли знания находится в прямой зависимости от степени ее математизации. Более конструктивный подход к проблеме состоит в том, чтобы выяснять корректность применения математического аппарата в тех или иных научных и житейских рассуждениях, что приводит к необходимости уточнения понятия «математическая грамотность» по отношению к гуманитарным специальностям. С одной стороны, это приводит к классической проблеме проведения границы между «математикой» и «правдоподобными рассуждениями» [6], с другой - к практически важному вопросу о том, каков необходимый объем математических знаний, умений, навыков для изучения (освоения) тех или иных нематематических специальностей [7].
При естественной интерпретации общего понятия грамотности можно получить следующее: математическая грамотность - умение правиль-
но применять математические термины, обладание необходимыми математическими знаниями и сведениями для выполнения работы в конкретной предметной области. Очевидно, тем самым указанные выше знания, умения и навыки стратифицируются в согласии со спецификой предметных областей. Следовательно, в этой связи возникают «две типовые проблемы: 1) контроль математической грамотности научных работ в предметных областях; 2) контроль математической грамотности выпускников школ, вузов, других учебных заведений, претендующих на определенный уровень профессиональной подготовки» [8].
В своем докладе В.А. Садовничий говорил, что «проблемы национальной безопасности и проблемы состояния образования неразрывно связаны между собой просто потому, что система образования затрагивает интересы большого числа людей. ... На наш взгляд, в обеспечении национальной безопасности есть два приоритета
- это интеллектуальная и экологическая безопасность. Нас профессионально интересует первая составляющая, основанная на компьютерной и математической грамотности выпускников с университетским образованием всех интеллектуально насыщенных специальностей. В таком контексте национальная система образования станет не только конкурентоспособной, но и будет важнейшей опорой для процветания нашей страны» [9].
Бурное развитие компьютерной техники и информационных технологий послужило толчком к развитию общества, построенного на использовании различной информации и получившего название информационного общества. Информационное общество - общество, в котором большинство работающих занято производством, хранением, переработкой и реализацией информации, особенно его высшей формы - знаний. Широкую известность получил тезис о том, что «тот, кто владеет информацией, владеет миром».
На современной стадии цивилизованного развития общества востребован не просто повышенный уровень образования, а осознана необходимость формирования нового типа интеллекта и адекватного отношения к быстроме-няющимся информационным технологиям. От специалиста требуется высокая способность к творчеству, возрастает спрос на знания. Материальной и технологической базой информационного общества являются различного рода системы на базе компьютерной техники, информационные технологии.
Современное общество выдвигает требования не только к уровню полученных знаний, но и к возможности этих знаний постоянно пополняться, что должно отражаться в современной обра-
зовательной стратегии. Она должна изменить смысл и характер образования, прежде всего будущих специалистов-гуманитариев, дав возможность на основе необходимой математической и компьютерной грамотности сформировать у студентов рациональные умения оперирования с информацией и профессиональнопрагматичный подход к компьютерным технологиям. Сегодняшние реалии требуют, чтобы каждый специалист должен обладать компьютерной грамотностью.
Под компьютерной грамотностью следует понимать уровень владения объемом знаний и навыков, определенных учебными программами дисциплины «Основы информатики и информационных технологий» [8]. Здесь под «информатикой» понимаются модули трех составляющих этой отрасли человеческого знания: аппаратное обеспечение, программное обеспечение, алгоритмическое обеспечение. Необходимо изучать не только конкретный программный продукт, который востребован на сегодняшний день, но и основные принципы работы с программными продуктами этого класса.
Мы придерживаемся мнения, что курс «Основы информатики и информационные технологии», являясь важной составляющей цикла естественных и математических дисциплин, сам основывается на математике. В связи с этим нельзя говорить о компьютерной грамотности специалиста, не учитывая его математическую грамотность.
Следовательно, высокая компьютерная компетенция должна быть необходимым элементом багажа знаний и навыков, которыми обладает каждый выпускник высшего учебного заведения. Фундаментальные научные знания - неявная форма эффективного управления, поэтому современное образование, основанное на компьютерной и математическая грамотности, должно иметь абсолютный приоритет в бюджете нашего динамично развивающегося государства[8].
Компьютерная и математическая компетенция
- общепринятый феномен человеческой культуры, являющейся отражением современного этапа истории развития человеческой мысли. Получение специалистов качественного фундаментального образования должно гарантировать решение главной задачи - «научить учиться». Для того, кто в вузе научится учиться, по мнению академика А.Н. Крылова, «практическая деятельность всю его жизнь будет наилучшей школой. Изучение математики может помочь выработать эти качества, а также такие как дисциплинированность ума, умение логически мыслить, объективность в суждениях, способность рассматривать явления одновременно с разных сторон» [10].
Математическое образование формирует ми-
ровоззрение студентов, которое не может быть восполнено изучением только гуманитарных дисциплин. Современная математика для гуманитариев предоставляет блестящие образцы методов решения рационалистических проблем, относящихся к различным видам человеческой деятельности [8] - это принципиальная позиция ведущих математиков и информатиков. Современная математика в сочетании с информатикой становится как бы междисциплинарным инструментарием, который выполняет две основные функции: первую обучающую специалиста-
профессионала умению правильно задавать цель тому или иному процессу, определить условия и ограничения в достижении цели; вторую - аналитическую, т.е. «проигрывание» на моделях возможных ситуаций и получение оптимальных решений.
Человек, приученный к полноценной аргументации и предостережению от необоснованных обобщений на занятиях по математике, использует полноценную аргументацию и в других видах деятельности. Привычка с критической тщательностью проверять законность всякого обобщения, привычка твердо помнить, что замеченное во многих случаях еще не обязано тем самым иметь место во всех случаях - все эти навыки, необходимые в любой научной и практической деятельности, в значительной степени воспитываются и укрепляются вместе с повышением математической культуры.
Авторы работы [8] считают, что «Важнейшей составляющей образования является его фундаментальность, опирающаяся на математическую подготовку, так как развитие всех наук и впредь будет связано с использованием новых методов исследования через математические модели изучаемых процессов и явлений природы и общества».
Таким образом, приведенные выше рассуждения позволяют определить трактовку общематематической компетенции студентов-юристов как: психологическую готовность применять математические и компьютерные знания в решении актуальных юридических процессов и научных проблем; уверенность в своих возможностях успешно использовать информационные технологии при решении научных задач математическими методами в будущей профессиональной деятельности; умение логически мыслить, оценивать, моделировать, отбирать и использовать информационные технологии, самостоятельно принимать решения; желание и готовность познавать новое, выходящее за рамки привычной деятельности по специальности.
На наш взгляд, общематематическая компетентность базируется на ряде следующих предметных компетенций: знание основ математиче-
ского аппарата, необходимого для решения практических задач, навыки составления математических моделей, развитие способностей к логическому и алгоритмическому мышлению; знание пространственных форм и умение определения основных соотношений между их числовыми характеристиками; знание основных функциональных зависимостей и умение использования их при исследовании реальных процессов; совокупность вероятностных понятий и представлений, необходимых при построении моделей реальных процессов и явлений, знание основных приемов обработки экспериментальных данных с помощью компьютерной техники; знание информационно-коммуникационных технологий образования и умение их применения.
Поскольку реализация компетенций происходит в процессе выполнения разнообразных видов деятельности для решения теоретических и практических задач, то в структуру общематематической компетенции, помимо деятельностных (процедурных) знаний, умений и навыков, входят также мотивационный и эмоциональноволевой компоненты. Мотивацию будущего юриста по овладению общематематической компетенцией можно определить как совокупность всех побуждений и условий, которые направляют и регулируют процесс профессионально-личностного самосовершенствования.
Итак, для активизации формирования общематематической компетенции у студентов - будущих юристов необходимы следующие педагогические условия:
- целенаправленное воздействование на мотивацию студентов через убеждение, обсуждение целей профессионального мастерства юриста, стимулирование работы по самопознанию, самооценке;
- актуализация необходимых профессионально значимых и важных качеств с помощью специально организованных условий учебнопрофессиональной деятельности (организованность, самостоятельность, ответственность, исполнительность, аккуратность, долг и т.д.);
- разработка системы информационнообразовательных сред учебных дисциплин; конструирование и использование информационнокоммуникационных средств реализации на основе моделирования профессиональной деятельности специалиста путем разработки и создания соответствующих дидактических информационных комплексов и профессиональноориентированных технологий обучения; целенаправленное управление познавательной деятельности студентов с использованием методов контекстного и игрового обучения; обучение студентов современным информационным тех-
нологиям общего и специализированного назначения; подготовка преподавателей и студентов к практическому применению информационных средств и технологий учебного назначения в образовательном процессе; создание соответствующей инфраструктуры и учебно-материальной базы информатизации высшей школы.
Выявление сущности и структуры общематематической компетентности дало нам возможность сконструировать модель её формирования у студентов-юристов в процессе их профессиональной подготовки в области математики, информатики и информационных технологий.
В модели нами выделены основные компоненты общематематической компетентности будущих юристов в процессе вузовского образования:
1. Ценностно-мотивационный компонент: мотив профориентации; мотив к расширению знаний в области математики и информатики, информационно-математических моделей и освоению информационными и математическими технологиями; мотив использования информационных и математических технологий в профессиональной деятельности; мотив достижения поставленных целей.
2. Когнитивный компонент: знание основ математических и информационных методов моделей, технологий; правильное применение полученных знаний в соответствующих сферах профессиональной деятельности (систематизация, обработка правовой информации, выявление закономерностей для реализации правовых норм и т.д.); анализ полученных знаний, оценка их, эффективное использование в своей профессиональной деятельности.
3. Деятельностный компонент: математические и информационные технологии как средства для решения профессиональных задач; математические и информационные технологии как средства для познания, самореализации и творчества.
Совокупность всех компонентов образует целостную систему, направленную на формирование общематематической компетентности будущего юриста, что является неотъемлемой и важной составной частью профессиональной компетентности будущего юриста, и, как следствие, готовности студентов к будущей профессиональной деятельности.
Итак, формирование общематематической компетентности у юристов выступает важнейшим фактором:
- повышения качества профессиональной подготовки конкурентноспособного специалиста;
- содействия развития способности осмысленного приобретения и применения на практике комплекса компетенций, заложенных в рос-
сийском образовательном стандарте высшего юридического образования;
- обеспечения усиления практико-ориенти-рованной направленности воспитательно-образовательного процесса в юридическом вузе.
Сегодня совершенно очевидно, что знания не передаются, а усваиваются в процессе выполнения определенной системы действий. Сами знания, без определенных навыков и умений их использования, не могут решить проблему образования и подготовки студента к его будущей профессиональной деятельности. Следовательно, целью образования становятся не просто знания и умения, а определенные качества личности, формирование компетенций, которые должны подготовить студента к будущей жизни в обществе как специалиста.
Литература
1. Кудрявцев Л.Д. Избранные труды. Т. III. Мысли о современной математике и методике ее преподавания. - М.: Физматлит, 2008. - 434 с.
2. Зимняя И.А. Ключевые компетентности как результативно-целевая основа компетентностного подхода в образовании. - М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2004. http://old.vvsu.ru/dap/development_program/files/zimny aya.pdf.
3. Гершунский Б. С. Философия образования. - М.: Флинта, 1998. - 432 с.
4. Васяк Л.А. Профессиональная компетентность как одна из составляющих культуры будущих инженеров // Традиции и инновации: проблемы качества образования: сб. матер. Междунар. науч.-практ. конф.
- Чита : Изд-во ЗабГПУ, 2005. - Ч. 2. - С. 30-32.
5. Татур Ю.Г. Компетентностный подход в описании результатов и проектировании стандартов высшего профессионального образования: матер. ко второму заседанию методологического семинара. -М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2004. http://www.fgosvpo.ru /uploadfiles/npo/20120325221547.pdf.
6. Пойа Д. Математика и правдоподобные рассуждения. - М.: Наука. 1975. - 464 с. http: // ilib.mccme.ru /djvu/polya/rassuzhdenij a. htm
7. Арнольд В.И. Математический тривиум // УМН.
- 1991. - Т.46, № 1, - С. 225 - 232; 1993. - Т.48, № 1.
- С. 211 - 222.
8. Еровенко В.А., Яшкин В.И., Матейко О.М. и др. Компьютерная и математическая грамотность - основа интеллектуальной безопасности и имиджа страны // Вышэйшая школа. - 2007. - №3. - С. 27-32. http://www.bsu.by/Cache/pdf/96253.pdf.
9. Садовничий В.А. Образование как фактор национальной безопасности России //Вест. высшей школы. - 1998. - № 3. - С. 4-8.
10. Крылов А.Н. Прикладная математика и техника: воспоминания и очерки. - М.: Изд-во АН СССР, 1956. - С. 579.