Условия материальной и духовной жизни, как показывает развитие цивилизации, могут изменяться, но накопленные человечеством неоспоримые духовные ценности, такие как народное искусство, обычаи и традиции вечны. Этнопедаго-гические технологии актуальны в наше время и востребованы обществом. Ведь сохранение и развитие традиционной нацио-
нальной культуры, приобщение к ней молодежи является основополагающим фактором для сохранения генофонда нации, осознания своей самобытности, через осознание уникальности и неповторимости культуры своего народа, приводит к восприятию ценностей других народов, к высшим общечеловеческим ценностям.
Библиографический список
1. Молданов, Т. А. Песни, сопровождающие индивидуальные хантыйские танцы // Народы Северо-Западной Сибири / под ред. Н.В. Лукиной. -Томск: Изд-во ТГУ, 2002. - Вып. 9.
2. Голейзовский, К.Я. Образы русской народной хореографии. - М.: Искусство, 1964.
3. Черницов, В.Н. Периодические обряды и церемонии у обских угров, связанные с медведем // Congressus secundus Internationalis fenno-ugristarum. - Helsinki, 1965. - Paris II. 23-28/ 5102-IlI.
4. Лукина, Н.В. Фольклор в культуре обских угров // Народы Северо-Западной Сибири / под ред. Н.В. Лукиной. - Томск: Изд-во Тгу, 2002. -Вып. 9.
5. Золотое наследие предков: метод. пособие по хореографии народа ханты Белоярского района / под ред. Н. Б. Костылевой. - Белоярский: ООО «Квадра», 2009.
6. Лапина, М.А. Этические традиции в воспитании детей обско-угорских народов // Обские угры (ханты и манси) на пороге третьего тысячелетия: сборник ст. - № 5 / Сост. Е.А. Немысова; под ред. К.А. Афанасьевой, Е.А. Немысовой. - Ханты-Мансийск: ГУИПП «Полиграфист», 2001.
7. Песикова, А.С. Традиционное воспитание детей сургутских ханты // Обские угры (ханты и манси) на пороге третьего тысячелетия: сборник
ст. - № 5 / сост. Е.А. Немысова; под ред. К.А. Афанасьевой, Е.А. Немысовой. - Ханты-Мансийск: ГУИПП «Полиграфист», 2001.
8. Попова, С. А. Мансийские календарные праздники и обряды. - Томск: Изд-во ТГУ, 2008.
Статья поступила в редакцию 03.02.10
УДК 372.016:53
И.С. Пономарева, соискатель ЮГУ, г. Ханты-Мансийск,Е-тай: [email protected] РОЛЬ ФИЗИКИ ПРИ ФОРМИРОВАНИИ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО СТИЛЯ МЫШЛЕНИЯ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ
В статье рассматривается педагогическая проблема формирования экологического стиля мышления в процессе обучения физики, её общие теоретические и частные практические аспекты, перечисляются принципы формирования экологического стиля мышления, согласующиеся с дидактическими принципами, определяются конкретные пути его формирования, обосновывается особая роль физики в экологическом образовании.
Ключевые слова: экология, экологический стиль мышления, экологическое образование, физика, обучение физике.
Экология, возникшая более века назад как учение о взаимосвязи организма со средой, прошла несколько этапов развития, оформившись в чрезвычайно разветвлённую современную отрасль научного знания. Распространено понимание экологии как биологической науки:
- экология - одна из биологических наук, изучающая организацию и функционирование надорганизменных систем различных уровней: популяций, видов, биоценозов (сообществ), экосистем, биоценозов и биосфер [1, с. 127];
- экология (от греч. oikos - дом, место обитания и logos -учение), наука, изучающая проблемы взаимоотношений биологических сообществ между собой и с окружающей средой [2, с. 136]).
Однако тщательное исследование её содержание позволяет определить экологию более широко, как междисциплинарную область: она не ограничивается только биологическими знаниями, ибо нельзя исключить его приложения к небиологическим природным объектам, к обществу, человеку. Сегодня проблемы, возникшие во взаимоотношениях природы и человека, оказывают большое влияние на развитие цивилизации. В этих условиях нужно формировать мышление людей, способное противостоять глобальным катастрофам. В нашем исследовании формулируется педагогическая задача формирования экологического стиля мышления в процессе обучения и воспитания учащихся школ и студентов колледжей на занятиях по физике.
В учебном процессе в содержание экологии входит изучение взаимоотношений живых организмов с окружающей средой, общих закономерностей взаимодействия природы и общества, вопросов охраны окружающей среды и целесообразного использования природных ресурсов [3, с. 88]. Иногда её преподают и как отдельный учебный предмет. Одним из важнейших мотивов введения в учебный процесс экологических аспектов является необходимость формирования экологического стиля мышления.
Мышление - психический процесс, относящийся к познавательной активности; особая форма отражения объективной действительности [4, с. 203]. Мышление - процесс решения проблем, выражающийся в переходе от условий, задающих проблему, к получению результата. Мышление предполагает активную конструктивную деятельность по переструк-турированию исходных данных, их расчленение, синтезирование и дополнение [5, с. 626].
В чём состоит исходная потребность? Известно, что в настоящее время, чтобы сохранить планету для своих потомков, каждый человек должен заботиться об обеспечении здоровой окружающей среды для потомков; постоянно защищать природный мир, воздух, воду и почву от вредных последствий своей собственной деятельности. Современная экология, изучающая взаимоотношения общества и природы, человека и среды его обитания требует стиля мышления, ориентирующего научное познание на целостное постижение объекта, на включение человеческой деятельности в объект научного рассмотрения, на те радикальные изменения, которые в настоящий период происходят не только во взглядах на природу, но и на общество. Стиль (греч. stylos - стерженек для письма) -основанный на определенных закономерностях способ, образ жизни и действий [6, с. 368].
Большинство исследователей понимают стиль мышления как систему принципов логического построения научной теории. Часто он сводится к рассмотрению внутринаучных процессов, к постулированию той или иной теории, или научной дисциплины (чаще всего физики) в качестве эталонной для науки в целом. Работами современных исследователей науки установлено, что стиль мышления нельзя рассматривать как постоянно действующую модель, меняется эпоха - меняется стиль мышления. Специфика экологического стиля мышления в переориентации исследований на постижение глобальных последствий деятельности человека, глубины и широты его связей с природой. Экологический стиль мышления становится господствующим, а экология может рассматриваться не как
наука (не только как наука), а как специфический общенаучный подход к изучению различных объектов природы и общества.
В педагогической практике процесс формирования экологического стиля мышления сталкивается со многими трудностями. Большинство учащихся и студентов
не подготовлены к жизни и деятельности в условиях надвигающегося экологического кризиса: для одних «кризис» вообще не существует, для других кризис есть только на экранах телевизоров и трибунах официальных источников, для третьих (и этих боль-шинство) кризис - это слухи и сплетни массового обывательского сознания, не имеющие к науке никакого отношения, искажающие точные научные данные. Подобное положение дел во многом является следствием недостаточности научных знаний, изъянами общего миропонимания, ошибочности системы ненаучных (обыденных, мифологических, религиозных, мистических и др.) ценностей, желанием добиться сиюминутной выгоды без учета отдаленных последствий очередной «победы над природой».
Главным элементом формирования экологического стиля мышления выступает побуждение студента (учащегося) к прогнозированию любого взаимодействия с природной средой. Экологическая составляющая образования актуальна для всех слоёв общества, поскольку вступающие в современные производственные отношения молодые люди могут, если они не обладают экологическим стилем мышления, в погоне именно за сегодняшней выгодой нанести невосполнимый ущерб природе. Новое поколение обязано быть цивилизованным, прежде всего - экологически грамотным. Стиль мышления формируется в процессе обучения, он не возникает самостоятельно.
В последнее время уже произошла определённая экологизация учебных предметов, а в школах, ссузах и вузах накоплен большой практический опыт экологического образования и воспитания учащихся. Одна из трудностей вызвана тем, что воспитывать студентов приходится чаще всего на отрицательных, а не на положительных примерах. Ведь экологические проблемы развиваются быстро, быстрее, чем реализация мер по защите природы, многие постановления об охране окружающей среды часто не выполняются. Вокруг местных предприятий ребята видят, как правило, мусор, отходы. Все это создает неблагоприятный «педагогический фон», усиливающийся тем, что оказались разрушенными позитивные народные традиции наблюдения за природными явлениями и согласования с ними своей жизни, традиции, ведущие к рациональному природопользованию.
Другая трудность обусловлена многоаспектностью экологического образования. Оно затрагивает все формы миропонимания: естественнонаучное, политическое, правовое,
нравственное, эстетическое и др.. Оно связано с многосторонними семейными, общественными, производственными, межличностными отношениями людей. В школе (колледже, институте) оно несет междисциплинарный характер, и потому учителя физики зачастую не уделяют ему должного внимания, считая экологический материал на своих уроках дополнительным, иллюстративным, а значит, необязательным, второстепенным.
В основе процесса формирования экологического стиля мышления лежит ряд принципов, с одной стороны, отражающих его специфику, а с другой, - хорошо согласующихся с общими принципами дидактики:
- принттип гуманизации (отражает идею формирования нового типа мышления, ориентированного на сохранение жизни на Земле, на обеспечение достойных человека условий существования без ущерба природной среде, на развитие экологически целесообразной деятельности людей; этот принцип предполагает раскрытие оптимальных путей взаимодействия общества и природы, развитие гуманных черт личности - доброты, отзывчивости, со страдания, гражданской ответственности и др.);
- принттип интеграции (воплощает взаимосвязь философских, естественно-науч-ных, политических, экономических,
правовых, нравственных и практических аспектов экологического образования путем междисциплинарного подхода к его реализации);
- принттип взаимосвязи теоретических знаний и практической деятельности (при-менительно к экологическому образованию еще раз подчеркивает тот факт, что содержательная сторона тех или иных действий должна основываться на естественнонаучных и общественно-гуманитарных знаниях и на умениях применять соответствующие знания на практике, в данном случае - для анализа состояния окружающей среды, точной его оценки и определения мер улучшения экологической ситуации, реализация названного принципа требует упражнений в практических действиях);
- принттип совместного раскрытия глобальных, государственных и краеведческих факторов среды (направлен на формирование целостного представления о причинах возникновения экологических бедствий разного масштаба, на понимание их динамики: наступление кризиса в экологической ситуации сначала на небольшой территории, затем распространение его на обширные районы и, наконец, превращение во всепланетарный, а также влияние глобальных экологических процессов на локальные (местные); реализация этого принципа связана с всемирным учетом местных условий, с анализом экономики своего региона и его производственной базы, порождающих эко-номические проблемы, с участием студентов колледжа в разрешении этих проблем при опоре на местные, национальные и историко-культурные традиции во взаимоотношениях населения с природой; в результате студенты должны быть приучены «мыслить глобально, а действовать локально»);
- принттип непрерывности и систематичности (предусматривает организацию экологического образования на всех этапах обучения и его преемственность на этих этапах, т.е, разработку системы экологического образования: содержание экологических знаний на каждом этапе обучения, соответствующих методов преподавания, форм организации практической деятельности учащихся).
Общая цель формирования экологического стиля мышления подрастающих поколений стоит перед всеми учебными предметами. Но особую роль среди них играет физика, в рамках которых представляется возможным выделить нижеследующие пути формирования экологического стиля мышления.
1. Усвоение в процессе обучения физике ведущих идей, основных научных фактов, понятий, законов и теорий, на базе которых определяется оптимальное воздействие человека на природу сообразно с её законами.
2. Понимание многосторонней ценности природы как источника материальных и духовных сил общества.
3. Овладение прикладными знаниями, практическими умениями, и навыками рационального природопользования, развитие способности оценивать состояние окружающей среды, принимать правильные решения по её улучшению, предвидеть возможные последствия своих действий и не допускать негативных воздействий на природу во всех видах общественно-трудовой деятельности.
4. Сознательное соблюдение норм поведения в природе, исключающее нанесение ей вреда, загрязнение или разрушение природной среды.
5. Развитие потребности в общении с природой, в ее облагораживающем воздействии, стремления к познанию окружающей природы в единстве с нравственно-эстетическими переживаниями.
6. Активизация деятельности по улучшению природной и преобразованной среды, нетерпимое отношение к действиям людей, причиняющим ей вред, пропаганда природоохранительных идей.
Изучение физики дает студентам (учащимся) представление о целостности природы, взаимосвязанности и взаимообусловленности, происходящих в ней процессов, причинноследственных связей природных явлений, источниках «физического» загрязнения окружающей среды. Формирование научной картины мира и понимания необходимости регули-
рования взаимодействия общества и природы с целью сохранения между ними равновесия и предотвращения негативных последствий научно-технического прогресса позволяет рассмотреть со студентами пути преодоления конкретных экологически кризисных ситуаций, показать им возможности науки и техники в этом отношении.
Эффективность формирования экологического стиля мышления на занятиях по физике может быть повышена за счет применения разнообразных активных методов преподавания физики. Среди них важное место занимают проблемное обучение, диалоговое изложение материала, дискуссии, экскурсии в природу, предметнообразное описание окружающей среды, ролевые игры, экспериментально-практические работы студентов (учащихся) в природных условиях и др. Полезен прием целенаправленного рассмотрения экологических ситуаций, когда описывается конкретная угроза природе, вызванная, например, физико-техническими причинами, а ученикам предлагается «принять» личное решение (найти такой природоохранный выход из экологически неблагоприятной ситуации, который был бы обоснован с научной точки зрения, экономически целесообразен и нравственен). Этот прием обогащает студентов (учащихся) опытом принятия экологически грамотных решений на основе нравственного выбора, развивает интерес к изучаемому материалу, показывая его жизненную значимость, позволяет почувствовать сложность и неоднозначность оценки складывающихся на практике ситуаций, важность предвидения динамики их развития и возможных последствий.
Физика играет важнейшую роль в правильном понимании многих экологических проблем, возникающих в качестве побочного эффекта научно-технического прогресса. Она служит научной основой тех технических средств, которые создаются для нейтрализации пагубного воздействия жизнедеятельности человечества, применяемых технологий на природу. Поэтому последовательное раскрытие соответствующих аспектов экологического образования на протяжении всего курса физики и выработка у студентов на этой основе экологического стиля мышления должны стать сегодня приоритетными в преподавании физики.
Библиографический список
Вообще главное условие успешности формирования экологического стиля мышления - использование приемов и методов обучения, в максимальной степени приближающих их к жизненной практике, включающих их в непосредственное решение экологических проблем, приобщающих студентов к практической природоохранительной деятельности. Лишь накопление запаса личных впечатлений от общения с природой (а не только знаний о ней) создает богатую эмоциональную основу для осознания её ценности, появления чувства личной заинтересованности в её сохранении, выработки «правил поведения», не позволяющих наносить ущерб окружающей среде - ни большой, ни малый. Вот почему нельзя ограничиваться только уроками, необходимо организовывать и специальные, имеющие целью воспитание у студентов экологической культуры, внеклассные занятия, факультативные курсы, общественные работы по сохранению местных объектов природы.
Учитывая многоаспектность и междисциплинарный характер экологического образования необходимо взаимодействовать с преподавателями других школьных предметов (биологии, химии, специальных дисциплин и др.), чтобы объединить, обобщить весь экологический материал, изучаемый на разных уроках. С этой целью желательно организовать циклы лекций, согласованных по общей программе и читаемых учителями смежных дисциплин, проводить совместно уроки решения задач, семинары на экологические темы и т.п.
В итоге у обучающихся должно сложиться четкое представление о том, что существование экологических проблем -социальная реальность современной жизни, в которую им предстоит вступать по окончании школы, что практическая их деятель-ность будет в дальнейшем связана с решением этих проблем на основе оптимизации взаимоотношений с природой, что такая оптимизация вполне осуществима с точки зрения науки и техники, а потому каких-либо веских причин для пессимизма пока нет. Судьба людей в их руках, надо лишь энергично, со знанием дела, ответственно заниматься защитой окружающей среды.
1. Усова, А.В. Воспитание учащихся в процессе обучения физике / А.В. Усова, В.В. Завьялов. - М.: Просвещение, 1984.
2. Большая энциклопедия: в 62 т. - М.: ТЕРРА, 2006. - Т. 60.
3. Полонский, В.М. Словарь по образованию и педагогике. - М.: Высш. шк., 2004. 4. Большая энциклопедия: в 62 т. - М.: ТЕРРА, 2006. - Т. 31.
5. Новая философская энциклопедия: в 4 т. / Ин-т философии РАН, Нац. общ.-науч. Фонд; научно-ред. совет: предс. В.С. Степин. - М.: Мысль,
2001. - Т.2.
6. Словарь-справочник по педагогике / авт.-сост. В. А. Мижериков; под общ. ред. П.И. Пидкасистого. - М.: ТЦ Сфера, 2004.
7. Протасов, В.Ф. Экология, здоровье и охрана окружающей среды в России: учеб. и справ. пособие.- М.: Финансы и статистика, 2001.
Статья поступила в редакцию 03.02.10
УДК 378
А.Б. Иванова, зам. директора Института молодежи ЧелГУ, г. Челябинск, E-mail: [email protected]
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ АКТИВИЗАЦИИ ЛИДЕРСКОГО ПОТЕНЦИАЛА ЛИЧНОСТИ СТУДЕНТОВ ВУЗА В ПРОЦЕССЕ ИХ ВНЕУЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
В статье анализируются теоретические аспекты проблемы активизации лидерского потенциала личности студентов, выявляется структура лидерского потенциала студента вуза, рассматривается содержание процесса его активизации в процессе внеучебной воспитательной деятельности, описываются условия, обеспечивающие эффективное формирование лидерских качеств.
Ключевые слова: лидерский потенциал, лидерские качества, активизация лидерского потенциала студентов вуза, внеучебная деятельность студентов вуза.
Современное российское общество характеризуется с одной стороны, нестабиль-ностью экономических отношений, возрастающей конкуренцией на рынке труда, а с другой, -расширением и качественным изменением международного сотрудничества в области образования, присоединением России к Болонскому процессу. В этих условиях, возрастает спрос на компетентных и активных специалистов, способных самостоятельно и осознанно принимать решения, умеющих
правильно строить взаимоотношения с другими людьми, работать в команде, то есть проявлять лидерские качества. Это заставляет молодых специалистов быть готовыми самопрезен-товать свои личные и деловые качества, развивать и совершенствовать свои потенциальные лидерские возможности. Особая роль в решении этих задач отводится образованию, общенациональные интересы которого отражены в концепции его модернизации и связаны с ориентацией на качественные