Научная статья на тему 'Роль физической культуры в воспитании, образовании и оздоровлении студентов'

Роль физической культуры в воспитании, образовании и оздоровлении студентов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
2073
174
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МОТИВАЦИЯ / MOTIVATION / ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА / PHYSICAL CULTURE / ОЗДОРОВЛЕНИЕ / КАЧЕСТВО / QUALITY / ВОСПИТАТЕЛЬНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС / EDUCATIONAL-UPBRINGING PROCESS / IMPROVEMENT OF HEALTH

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ткаченко Юрий Александрович

Проблема здоровьесберагающих технологий в образовании и пропаганде здорового образа жизни среди молодежи является одной из важных в последние годы для российского общества. При этом наиболее актуальным является вопрос воспитания физической культуры в рамках образовательного процесса как неотъемлемой его составляющей, без которой невозможно полноценное, гармоничное развитие личности. Статья посвящена роли физической культуры в образовании студентов как элемента образования и воспитательного процесса. Автор в своей статье полагается на собственный педагогический опыт. Наша многолетняя практика работы в вузе убедительно доказывает, что модернизация методик, технологий, критериев оценки качества подготовки будущего специалиста технического вуза не может обойтись без интеграции с системой физического воспитания и физической подготовки студентов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ROLE OF PHYSICAL CULTURE IN THE UPBRINGING, EDUCATION AND IMPROVEMENT OF STUDENTS'' HEALTH

The problem of health-saving technologies in education and healthy lifestyle promotion among youth has recently become one of the major ones for the Russian society. The most topical issue is that of forming physical culture within the framework of the educational process as its indispensable part, without which there can be no complete, harmonious personality development. The article is devoted to the role of physical culture in students'' education as an element of education and upbringing process. The author relies on his own pedagogic experience. Many years of practical experience of working in a higher educational institution clearly prove that the modernization of methods, technologies and criteria for assessing the quality of preparation of a future specialist in a technical university is impossible without integration with the system of physical education and preparation of students.

Текст научной работы на тему «Роль физической культуры в воспитании, образовании и оздоровлении студентов»

ISSN 1997-0803 ♦ Вестник МГУКИ ♦ 2014 ♦ 6 (62) ноябрь-декабрь ^

Примечания

1. Аугустинавичюте А. Теория интертипных отношений // Соционика. Информационно-реферативный бюллетень. 1991. № 1.

2. Гуленко В. В. Менеджмент слаженной команды. Новосибирск, 1995.

3. Жижин К. С. Экспресс-диагностика подсознания. Ростов-на-Дону : Феникс, 2006.

4. Крегер О., Тьюсон Дж. М. Типы людей. Типы людей и бизнес. 16 дорог любви. Москва, 1995.

5. Сэмьюэлз Э, Шортер В., Плот Ф. Критический словарь аналитической психологии К. Юнга. Москва, 1994.

6. Адамян В. Л. Теория горения : учебное пособие для студентов направления «Техногенная безопасность». Ростов-на-Дону, 2013.

Оль физической культуры в воспитании,

образовании и оздоровлении студентов

УДК 372

Ю. А. Ткаченко

Ростовский государственный строительный университет (г. Ростов-на-Дону)

Проблема здоровьесберагающих технологий в образовании и пропаганде здорового образа жизни среди молодежи является одной из важных в последние годы для российского общества. При этом наиболее актуальным является вопрос воспитания физической культуры в рамках образовательного процесса как неотъемлемой его составляющей, без которой невозможно полноценное, гармоничное развитие личности. Статья посвящена роли физической культуры в образовании студентов как элемента образования и воспитательного процесса. Автор в своей статье полагается на собственный педагогический опыт. Наша многолетняя практика работы в вузе убедительно доказывает, что модернизация методик, технологий, критериев оценки качества подготовки будущего специалиста технического вуза не может обойтись без интеграции с системой физического воспитания и физической подготовки студентов.

Ключевые слова: мотивация, физическая культура, оздоровление, качество, воспитательно-образовательный процесс.

Iu. A. Tkachenko

Rostov State University of Civil Engineering (RSUCE), The Ministry of Education and Science of the Russian Federation, Sotsialisticheskaia str., 162, Rostov-on-Don, Russian Federation, 344022

ROLE OF PHYSICAL CULTURE IN THE UPBRINGING, EDUCATION AND IMPROVEMENT OF STUDENTS' HEALTH

The problem of health-saving technologies in education and healthy lifestyle promotion among youth has recently become one of the major ones for the Russian society. The most topical issue is that of forming physical culture within the framework of the educational process as its indispensable part, without which there can be no complete, harmonious personality development. The article is devoted to the role of physical culture in students' education as an element of education and upbringing process. The author relies on his own pedagogic experience. Many years of practical experience of working in a higher educational institution clearly prove that the modernization of methods, technologies and criteria for assessing the quality of preparation of a future specialist in a technical university is impossible without integration with the system of physical education and preparation of students.

Keywords: motivation, physical culture, improvement of health, quality, educational-upbringing process.

ТКАЧЕНКО ЮРИЙ АЛЕКСАНДРОВИЧ — заведующий кафедрой физического воспитания и спорта Ростовского государственного строительного университета (г. Ростов-на-Дону)

184 Tkachenko Iurii Aleksandrovich — Head of Department of Physical education and sport, Rostov State

184 University of Civil Engineering (RSUCE, Rostov-on-Don)

© Ткаченко Ю. А., 2014

^ Образование в сфере культуры

ф

Сегодня в обществе, в общественном сознании доминируют деньги, власть ради денег. Ради быстрого обогащения люди творят ложь, лицемерие, подлость. Среди подрастающего поколения растет число тех, кто имеет вредные привычки и ведет нездоровый образ жизни. Сознание, воспи тание, мировосприятие, поведение детей, подростков зависят от среды обитания, социума, факторов риска.

Инновационные преобразования в сфере физической культуры, спорта и туризма, которые активно разрабатываются и внедряются в организационных детских коллективах, образовательных учреждениях, — верный путь к оздоровлению молодежи, но не панацея от всех болезней нашего общества.

В понятие «здоровье» включены составляющие: здоровое физическое благополучие, ум-ст вен ное, ду ховно-нрав ст вен ное, социаль ное благополучие. Для того чтобы современный человек был здоровым и счастливым, чтобы жил долго и продуктивно, необходимо высокое качество его жизни, благоприятные условия для самореализации, трудовой деятельности, для ведения здорового образа жизни. Современный человек мотивирован не просто на телесно-двигательные качества, им востре-бова на здоровье формирующая, рекреа цион-ная, адаптив ная физи ческая культу ра.

Качество и эффективность высшего профессионального образования по физической культуре зависят от качества всей системы образования, ее содержания, методики обучения, обеспечения инфраструктурой. В образовательных учреждениях (школы, вузы) не хватает преподавателей по физической культуре, тренеров, методистов ЛФК. Научно-ис-сле довательская дея тельность в вузе, на кафедрах нуждается в перестройке.

Повышение качества образования в вузе предусматривает формирование у будущего специалиста высокого профессионализма (качественных и количественных показателей деятельности), профессиональной компетентности, психофизической эффективности в работе, выносливости, сообразительности, упорства, целеустремленности при достижении по став лен ной це ли, про из водст вен ной задачи. Именно на эти ценные качества физи-

ческого здоровья личности нацелена система физического воспитания, образования и оздоровления студентов в вузе.

В системе образования должны быть четко определены приемы и методы по формированию у студен тов мо ти ва ции и спо соб но сти к творческому труду и анализу, прогнозированию, моде лирова нию про ектной про фессио-нальной дея тель но сти. Студент, буду щий специалист, обязан иметь государственное мыш-ле ние.

В основу образовательной системы в области физической культуры поставлена триада: воспитание, образование, оздоровление. Для реа ли за ции по став лен ной це ли все уча ст ники образовательного процесса должны быть едины и стремиться объединить личные инте-ре сы и воз мож но сти студен та на фор ми рова-ние когнитивных форм мышления: передача зна ний и вос пи та ние долж ны быть на це ле ны на истинные ценности человека — его Здоровье, жизнеспособность, продуктивное долголетие, счастливую жизнь.

Профессиональное образование студентов в университете характеризуется большим объемом информации, высокоинтеллектуальным содержанием учебного материала. Учебно-познавательная деятельность сопровождается гиподинамией, перенапряжением нервной системы, подчас принимающей состояние стресса (зачетно-экзаменационный пе ри од).

Создается ситуация острой необходимости принятия це лого ком плекса про фи лак ти че-ских средств: со блюде ния студен та ми ги гие-нического режима дня, личной гигиены, применения немедикаментозных средств восстановления организма, активного отдыха с использованием средств физической культуры и всего комплекса здорового образа жизни.

Главным компонентом сохранения и укрепления здоровья в образе жизни студента является физическая культура. Однако у части студенческой молодежи отмечается безраз-ли чие и да же не гатив ное от но ше ние к за ня-тиям физической культурой. Это проявления дефектов семейного, школьного воспитания, низкой культуры нездорового социума, нестабильности, брожения общест вен ной жиз-

ф

ISSN 1997-0803 ♦ Вестник МГУКИ ♦ 2014 ♦ 6 (62) ноябрь-декабрь ^

ф

Далее в вузовской системе физического воспитания имеют место грубые ошибки: главное внимание уделяется телесно-двигательной работе со студентами.

Эффективность и качество воспитательно-образовательного процесса по физической культуре в вузах пока находится на низком уровне.

Недостаточное внимание уделяется духовно-ценностному развитию личности, формированию научных, теоретических знаний и методам использования их в практике оздо-ров ле ния и ус вое ния на вы ков здо рового образа жизни.

Отсутствует единство физического и духовно-нравственного воспитания, психофи-зи ческой и про фессиональной под го товки студен тов.

Физическая культура — эффективное средство повышения уровня здоровья, морфо-функциональных и двигательных показателей организма. Недостаточная двигательная активность — гиподинамия, негативно сказывается на физическом развитии, физической и умственной работоспособности учащихся и студентов. Учитывая высокий процент больных и фи зи че ски ос лаб лен ных уча щих ся и студентов, при занятиях физической культурой следует удовлетворять личные интересы занимающихся, с учетом их индивидуальных морфофункциональных и психофизических способ но стей.

Учебные программы по физической культуре направлены на формирование физической культуры личности.

Ожидаемый результат: специалист, обладающий комплексом знаний не только в области своей профессии, но одновременно совокупностью научных, теоретических, методических и практических знаний смежных дисциплин. Уже на студенческой скамье он должен научиться применять свои знания теории и науки в своей повседневной практической дея тельности.

Наша многолетняя практика работы со студентами показывает, что 4 часа в неделю на ФК в вузе недостаточно для:

• формирования мотивации к регулярным

занятиям ФК;

• повышения уровня физической подготовленности;

• укрепления здоровья;

• духовно-нравственного воспитания лично сти.

Чтобы овладеть умениями, навыками, способностями использования средств физической культуры для укрепления личного здоровья, эффективной профессиональной деятельности, необходима самостоятельная физкультурно-оздоровительная дея тель-ность в свободное от учебы время.

Все проблемы сохранения и укрепления здо ро вья на ции упи ра ют ся в совер шен ст во-вание системы воспитания, образования, оздоровления. Эффективная отдача, высокий КПД этих систем возможны лишь при наличии должных условий инфраструктуры. Условия для продуктивной творческой деятельности обеспечивают учебно-воспитательный, стимулирующий и развивающий эффект. Высокий уровень КПД образовательной сис темы сегодня не воз можен без раз ви тия ма те-риальной,учебно-методической и научно-исследовательской базы, соответствующей уровню мировых научно-образовательных требований. К сожалению, таких условий в вузах нет.

Формирование воспитанности, образованно сти и осоз на ния мо ти ва ции к оз до ров ле-нию требует наличий методик, методических приемов оздоровления с помощью средств ФВиС, здорового образа жизни, исключения вредных привычек. Самооздоровление требует приобре тения полезных привы чек и на вы-ков, овладения методическими приемами занятий ФКиС.

Как педагогу-ученому воспитывать детей в неблагоприятных условиях окружающей среды в нездоровом обществе? Как воспитывать нравственность в ненравственном обществе?

В школах и в вузах стремятся замалчивать факты негативов, трагедий, поломанных судеб, гибели человека. Сверху эту тактику под-дер жи ва ют, ни кто не хо чет от ве чать за свою неэффективную, неквалифицированную работу и ее страшный результат. Нет точной ин-фор ма ции о не каче ст вен ных и каче ст вен ных

ф

ни.

^ Образование в сфере культуры

Ф

показателях здоровья студентов, педагогов. Не имея точных данных, дифференцированных по каждой индивидуальной личности, педагоги по физкультуре и тренеры по спорту работают на ощупь, рискуя нанести вред занимающимся физической культурой и спортом во время учебных занятий, при сдаче нормативов по физической подготовке, проводя тре ни ров ки и сорев нова ний сре ди студен тов и препода вате лей.

Воспитательные задачи педагогов все более расширяются и осложняются.

Как сохранить человеческое в человеке? Студен ты пер вого кур са со слабой теоре ти ческой подготовкой и неадекватным поведением — результат влияния семьи, нездорового об ще ст ва. Как строить соз на ние, мыш ле ние и целенаправленность на истинные ценности, устремленность на социально-ориентированную модель экономического развития общества, страны? Надо перестраивать всю систему про фессионального образова ния.

Проблема повисла, упершись в большую проблему отсутствия кадров (квалифицирован ных про фес соров и до цен тов), от сут ст вия инфраструктуры, необходимой для современной высшей школы;

Не спо соб ность мыс лить, ана лизи ровать, делать заключение и разработать план действия — переносится от школы в вузы и дальше — на производственников. В итоге — неспособ ность работ ни ков вы пол нять рабочее задание, неспособность руководителя принять решение и добиться получения конечного результата.

Умение мыслить, анализировать, сопоставлять факты, обоснованно выделять «вредные» и «полезные» факторы окружающей среды — гарантия повышения КПД, экономической эффективности при достижении качества труда.

В мире накоплен огромный банк знаний о природе, человеке, человеческом обществе, законах общественных отношений. И педагог, и ученый используют эти знания как инструмент познания мира, как способ воспитания человеческой личности.

Разрушенная система отечественного образования, падение статуса учителя, педаго-

га, ученого уже дали негативные последствия. Уровень знаний части абитуриентов не отвечает требованиям вуза, но в условиях внедряемого ЕГЭ эта часть невостребованных, без гра мот ных и час то не здо ровых ока зы ва ет-ся зачисленными в ряды студентов. Так система коррупции переходит в стены университета и здесь процве тает на всех подразде лени-ях, структу рах, специалистах воспитательно-образовательного учреждения.

Исчезли моральные и нравственные ориен-ти ры. Подор ван нрав ст вен ный стержень, на котором формируется социализация молодежи. Дети, учащиеся школ и студенты вузов, их поведение — отражение нашего российского общества, общественных отношений, социального рас слоения, не ра вен ст ва.

Вузовское образование по физической культуре и спорту позволяет полноценно и разносторон не сформировать здоровые личностные качества студента, что положительно ска жет ся на его про фессиональном по тен-циале и будет востребовано в практической деятельности, повседневной жизни и в быту.

Правильно организованный воспитательно-образовательный процесс по ФКиС предусматривает раскрытие целого комплекса образовательных ценностей физической культу ры, как в сфе ре оп ти маль ной дви га-тельной активности, так и в сфере компетентно сти смеж ных науч ных дис ци п лин, объ е ди-няющих и связывающих скрытые механизмы функционирования и укрепления их жизнеспособности, единого саморегулирующегося организма человека.

Высокое качество и эффективность учебного процесса требует непосредственного активного участия самого студента, его целенаправленной мотивации и объединенных усилий всего корпуса специа листов кафедры физического воспитания и спорта (ученых-педагогов, педагогов практических занятий, тренеров по спор ту).

Содержание образования, позволяющее сформировать главные человеческие ценности (телесно-двигательные, психоэмоциональные, ин тел лектуальные, духовно-нравственные, мировоззренческие, социально-культурные, профилактические), зависит от

Ф

ф

Ф

ISSN 1997-0803 ♦ Вестник МГУКИ ♦ 2014 ♦ 6 (62) ноябрь-декабрь ^

системы образования и условий организации воспитательно-образовательных и оздоровительных процессов — учебной, методической, науч ной, физ культур но-спор тивной, вос ста-новительно-реабилитационной деятельности педагогов и студен тов.

Основные направления деятельности кафедр ФВиС.

1. Воспитание, образование и оздоровление студен тов.

2. Внедрение в среде студенческой молодежи идеологии физической культуры личности, здорового образа жизни, полного исклю-че ния вред ных при вы чек.

3. Разработка и внедрение в практику вос-пи тательно-образовательного процесса современных научно-методических основ оздо-

ровления студентов и сотрудников РГСУ.

4. Обеспечение условий повышения квалификации педагогов по физической культуре и тренеров по спорту кафедры с целью поднятия уров ня эф фек тив но сти и каче ст ва вос питания, образования и оздоровления студентов и сотрудников РГСУ.

5. Обеспечение возможности удерживать лидирующее место в Спартакиаде студенческой молодежи вузов Ростова-на-Дону, участие в зрелищных спортивно-массовых меро-прияти ях.

6. Ведение научно-исследовательских работ по проблеме «Повышение эффективности и качества воспитания, образования и оздоровления студентов средствами физической культуры и здорового образа жизни».

Примечания

1. Воинов В. Б., Литвиненко О. В., Гаусова Л. К., Беляева Г. П. Разработка психологических и нейрофизиологических показателей предрасположенности учащихся и студентов к вредным привычкам, методы профилактики // Валеология. 2003. № 3.

2. Неведкович С. Д., Орлов В. А. Мониторинг резервов физического здоровья и работоспособности молодежи России // Физическая культура и спорт Российской Федерации : сборник научных статей. 2000. Вып. 1. С. 121—129.

3. Филимонова С. И. Физическая культура и спорт. Пространство, формирующее самореализацию личности. Москва : Теория и практика физической культуры, 2004. 315 с.

4. Фролов А. Ф, Литвинов В. А. Образ жизни и здоровье : методические указания. Ростов-на-Дону, 2003. 26 с.

5. Фролов А. Ф, Литвинов В. А. Проблемы здоровья и физической подготовленности студентов // Валеология. 2004. № 1. С. 32—34.

Ф

ф

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.