РОЛЬ ФИНАНСОВЫХ ПОКАЗАТЕЛЕЙ В ОЦЕНКЕ ГЕОЭКОНОМИЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА РЕГИОНА
О. Н. ЧУВИЛОВА, кандидат экономических наук, доцент кафедры финансов и кредита E-mail: [email protected]
Г. К. РЫБИНА,
кандидат экономических наук, доцент кафедры финансов и кредита E-mail: [email protected]
А. А. СВИРКОВА, аспирант кафедры финансов и кредита E-mail: [email protected] Ставропольский государственный университет
В основу данной статьи легла комплексность исследования проблематики геоэкономики и геофинансов на региональном уровне с выделением основного понятийного аппарата. Рассмотрена финансовая составляющая в оценке эффективности реализации геоэкономического потенциала. Предложены мероприятия по усилению данной составляющей.
Ключевые слова: геоэкономический потенциал, финансово-экономический кризис, геофинансы, консолидированный бюджет региона, фонд регионального равновесия, финансовая безопасность.
Мировой финансовый кризис выявил необходимость детализированного изучения геоэкономического развития территорий, включающего такие категории, как геополитика, геофинансы, геосоциология и др. В своих статьях авторы не раз говорили о необходимости выявления и оценки взаимосвязи между данными категориями и пришли к выводу, что на мезоуровне — уровне регионов, исследовать зависимость геоэкономического развития от состояния геофинансов также необходимо, как и на макроуровне.
На региональном уровне практически не оперируют такими понятиями, как геофинансы, неофинансы, региональная финансовая безопасность. Авторы считают, что финансово-экономическая нестабильность как последствие мирового финансового кризиса, повлекшая за собой ухудше-
ние экономического положения регионов, может быть преодолима в результате не только целенаправленной стабилизирующей государственной политики, политики бюджетного федерализма, но и региональной финансовой политики. Причем в данном случае финансовая политика региональных органов власти (бюджетная политика) должна носить характер геофинансов.
Перефразируя трактовку Б. Р. Фульчери, авторы пришли к определению геофинансов региона как совокупности отношений, которые могут возникнуть между политикой управления финансовым пространством и политикой, направленной на обеспечение самодвижущего развития регионов.
Методологический подход к оценке геофинансового состояния регионов является составной частью оценки эффективности реализации их геоэкономического потенциала [3].
Большинство зарубежных и отечественных ученых связывают геофинансовый выбор с усилением национального элемента финансовых ресурсов. Так, Б. Р. Фульчери говорит о том, что «...с геоэкономической точки зрения финансовые ресурсы являются сырьем, наличие которого в каждый момент времени строго ограничено; поэтому в основе пользования финансовыми ресурсами лежит борьба за их источники» [2].
Авторы считают, что геофинансы выступают элементами как оценки состояния регионального
Таблица 1
Показатели финансового потенциала Ставропольского края, млрд руб.
Показатель Год
2007 2008 2009
Уставный капитал по 41,1 43,6 38,8
краю
Уставный капитал по 1 370 1 557 1 492
Южному федеральному
округу
Собственный капитал по 148,3 156,5 140,2
краю
Собственный капитал по 3 915 4 118 3 800
Южному федеральному
округу
Таблица 2
Исполнение консолидированного бюджета Ставропольского края по всем видам доходов
2007 г. 2008 г. 2009 г.
Показатель Млрд руб. Доля, % Млрд руб. Доля, % Млрд руб. Доля, %
Налоговые 22,8 48,6 22,8 49,9 23,5 49,1
доходы
Неналого- 0,9 2,1 2,8 6,1 3,2 6,7
вые доходы
Безвозмез- 20,7 44,1 19,7 43,2 21,1 44,2
дные пере-
числения
Всего дохо- 47,0 100 45,7 100 47,8 100
дов
геоэкономического потенциала, так и оценки эффективности его использования. В основе оценки эффективности реализации геоэкономического по-тенциалалежатследующие показатели (табл. 1).
За 2007—2009 гг. показатели финансового потенциала Ставропольского края снизились: уставный капитал предприятий уменьшился на 2,3 млрд руб., или 5,6%, собственный капитал — на 8,1 млрд руб., или на 5,5%, что явилось закономерным результатом финансово-экономической нестабильности, вызванной снижением объемов производства продукции, сокращением воспроизводства основных фондов и другими факторами.
Под воздействием кризисных явлений в экономике страны в 2009 г. сократились темпы ВРП края до 97,2% от уровня предыдущего года. По умеренно-оптимистичному варианту прогнозируется поэтапное возобновление роста экономики с 5,7% в 2010г. до 8,6% к 2012г. по сравнению с 2009г. [1].
При этом оценка эффективности использования геоэкономического потенциала региона строится на «бюджетных» показателях, приведенных в табл. 2.
Прогнозный объем доходов краевого бюджета на 2010 г. увеличится к уровню 2009 г., по словам министра финансов Ставропольского края В. Г. Шаповалова, на 1 913,4 млн руб. Чем выше будут доходы краевого бюджета, тем выше будет финансовая составляющая оценки геоэкономического потенциала региона и тем выше будет его эффективность.
Остается открытым вопрос, каким образом необходимо решать проблему пополнения доходной части бюджета? Очевидно, что делать это следует не через увеличение налоговых ставок, а путем вовлечения в предпринимательскую деятельность все новых налогоплательщиков и прежде всего тех,
кто уходит от налогообложения в теневой сектор экономики. В период финансово-экономической нестабильности, поданным Интернет-ресурсов, в теневой сектор «подались» около 1,2% предприятий страны, в их числе и хозяйствующие субъекты Ставропольского края. Поэтому необходима разработка механизмов поддержки налогоплательщиков в глобальном масштабе, на уровне геофинансов, с учетом особенностей развития того или иного региона.
В процессе оценки геофинансовой региональной составляющей необходимо акцентировать внимание на исполнении консолидированного бюджета региона по налоговым доходам (табл. 3).
Традиционно наибольшую долю в структуре доходов краевого бюджета имеют два вида нало-
Таблица 3
Исполнение консолидированного бюджета Ставропольского края по налоговым доходам
2007 г. 2008 г. 2009 г.
Показатель Млн руб. Доля, % Млн руб. Доля, % Млн руб. Доля, %
Налоговые 22 800 100 22 820 100 32 908 100
доходы, всего
В том числе: 9 576 42,0 10 282 45,0 7 335 22,3
налог на
прибыль
налог на 7 433 32,6 7 366 32,2 14 825 45,0
доходы физи-
ческих лиц
акцизы 1 801 7,9 1 765 7,7 2 612 7,9
налог на 730 3,2 638 2,8 2 162 6,6
совокупный
ДОХОД
налог на 3 078 13,5 2 544 11,1 5 628 17,1
имущество
налог на до- 182 0,8 225 1,0 128 0,4
бычу полез-
ных ископа-
емых
гов: налог на прибыль и налог на доходы физических лиц. Позитивные процессы в экономике края в 2007—2008 гг. способствовали сохранению тенденций к превышению финансового результата деятельности организаций относительно соответствующих периодов 2005—2006 гг. Согласно данным территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Ставропольскому краю сальдированный финансовый результат крупных и средних организаций за 2008 г. увеличился по сравнению с предыдущим годом в 1,3 раза. Доля прибыльных организаций составила 72,1 %. Увеличение доходов краевого бюджета по налогу на доходы физических лиц объясняется, прежде всего, ростом налоговой базы данного налога.
По прогнозам Министерства финансов Ставропольского края, доходы краевого бюджета от налога на прибыль организаций в 2010 г. будут выше уточненного плана на 2,9 %, а от налогов на доходы физических лиц — на 6,9%. Однако, учитывая реальное состояние экономики региона в целом, данный прогноз представляется нам неоправданно завышенным.
В 2010г., определяя сферы и объемы средств, направляемых в реальный сектор экономики Ставропольского края, предпочтение, по словам министра финансов Ставропольского края В. Г. Шаповалова, отдано расходам, имеющим со-финансирование на федеральном уровне, т. е. тем позициям, которые приносят на рубль расходов краевого бюджета 2—3 федеральных рубля. На перспективу определены порядка 10 направлений расходования бюджетных средств, по которым будет осуществляться софинансирование.
Таким образом, краевые расходы составят 1551 млн руб., что позволит привлечь из федерального бюджета 6 295,2 млн руб. Больше всего средств планируется направить в сельское хозяйство и на проведение капитального ремонта многоквартир-ныхдомов.
В числе приоритетных статей расходования бюджетных средств — выполнение публичных обязательств перед населением и предоставление мер государственной поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства. При этом расходов инвестиционного характера планируется на 40 % меньше, чем в 2009 г.
Совокупность категориальных оценок для определения геоэкономического потенциала должна, прежде всего, предполагать выявление потенциальных точекростарегиона.
Авторы полагают, что основными направлениями финансовой и бюджетной политики Ставропольского края на перспективу должны стать:
1) переход к среднесрочному бюджетному планированию. Необходимость развития бюджетного планирования на среднесрочный период связана с реформированием финансовых основ федеративных отношений и местного самоуправления в Российской Федерации, в результате которого созданы предпосылки для перехода к среднесрочному бюджетному планированию. Среднесрочный финансовый план позволит обеспечить формирование обоснованных и реалистичных программ по реализации приоритетов развития территории, эффективности использования бюджетных ресурсов, среднесрочную сбалансированность доходов и расходов краевого бюджета;
2) применение при формировании краевого бюджета методов бюджетирования, ориентированных на результат. Потребности в среднесрочном финансовом планировании тесно связаны с необходимостью иметь четко заявленные цели налогово-бюджетной политики на более продолжительный период. "Удлинение горизонта бюджетного планирования и внедрение методов бюджетирования, ориентированных на результат, позволяют прогнозировать достижение поставленных целей по времени, а также потребность в ресурсах для достижения заданного результата.
Для выполнения данного направления необходимы:
• разработка всеми субъектами бюджетного планирования докладов о результатах и основных направлениях деятельности;
• выработка количественных и качественных показателей, характеризующих достижение субъектами бюджетного планирования поставленных целей и задач;
• анализ существующих краевых целевых и ведомственных программ с точки зрения достижения в ходе их реализации целей, соответствующих стратегическим направлениям развития Ставропольского края;
• учет результатов рассмотрения докладов об итогах и основных направлениях деятельности субъектов бюджетного планирования при определении основных параметров краевого бюджета по расходам;
3) повышение качества финансового менеджмента в бюджетном секторе. Применение методов бюджетирования, ориентированных на результат, и программно-целевых методов бюджетного пла-
нирования при определении объемов расходов краевого бюджета не может обеспечить достижение максимально эффективного использования бюджетных средств без повышения качества финансового менеджмента в бюджетном секторе. С учетом изложенного представляется целесообразным проведение следующих мероприятий:
• завершение инвентаризации бюджетного сектора с целью определения направлений его дальнейшей реструктуризации: укрупнение, сокращение, перевод в организации иных организационно-правовых форм;
• внедрение государственных заданий для учреждений бюджетной сферы, разработанных в соответствии с докладами о результатах и основных направлениях деятельности соответствующих субъектов бюджетного планирования;
• разработка перечня количественных и качественных показателей, характеризующих достижение целей функционирования бюджетного учреждения;
• составление перечня услуг, оказываемых бюджетными учреждениями;
• разработка показателей качества предоставляемых населению Ставропольского края бюджетных услуг;
• расширение прав главных распорядителей бюджетных средств, распорядителей бюджетных средств на всех стадиях бюджетного процесса с одновременным усилением их ответственности за достижение заданных социально значимых результатов деятельности;
4) обеспечение исполнения расходных обязательств. Учитывая необходимость предоставления населению Ставропольского края конституционных социальных гарантий, а также тот факт, что
объем расходов краевого бюджета ограничен его доходными возможностями, бюджетная политика Ставропольского края в области расходов будет направлена, прежде всего, на исполнение в полном объеме публичных обязательств перед населением и предоставление бюджетных услуг.
Реализация предложенных направлений приведет к росту геофинансовой составляющей геоэкономического потенциала региона, которая является «ресурсной составляющей», что позволит увеличить совокупный региональный потенциал.
«Отпечаток» мирового финансового кризиса на геоэкономическом положении регионов привел к рассмотрению необходимости создания геофинансовых фондов регионального равновесия. Кроме того, необходимо создание информационной системы для всестороннего и объективного мониторинга хода бюджетного процесса, включающего выявление и прогнозирование внутренних и внешних угроз финансовой и экономической безопасности, что позволит повысить эффективность реализации геоэкономического потенциала региона.
Список литературы
1. Официальный сайт министерства экономического развития Ставропольского края. URL: www.stavinvest.ru.
2. Фулъчери Б. Р. Геоэкономический фактор в финансовых отношениях с зарубежными странами: сборник / К. Жана, П. Савона. Геоэкономика. М.: Ad Marginem, 1997г. 208 с.
3. Чувилова О.Н. Система показателей оценки геоэкономического потенциала региона // Экономический анализ: теория и практика, 2008, № 4 (109). С. 32-39.