Экономические науки
217
Следствием этого стали:
- легализация «черного рынка торговли валютой, который составил основную конкуренцию банковскому сектору;
- весь комплекс валютных операций коммерческих банков свелся к купле-продаже валюты у физических лиц. А в лучшем случае к совершению отдельных межбанковских сделок;
- нежелание банков в связи с отсутствием стимулирования и правового обеспечения совершать операции с ценными бумагами в иностранной валюте;
- низкая степень участия региональных коммерческих банков в биржевых торгах;
- отсутствие валютной инфраструктуры.
Список литературы:
1. Федеральный закон «О валютном регулировании и валютном контроле» 2014 года № 173-ФЗ, принят 21.11.2003 г.
2. Вавилов С.С. Фундаментальный анализ мировых валютных рынков. -М.: Феникс, 2014. - 401 с.
3. Виноградов А., Григорьев О. Будущее российского бизнеса в свете последних политических событий [Электронный ресурс] // Бухгалтериям: справочн. интернет-ресурс. - 25.04.2014. - Режим доступа: http://www.buh-galteria.ru/article/n130041.
4. Тимофеева С.А., Инкина Е.С. Статистическая оценка валютного рынка в России в современных условиях [Электронный ресурс] // Научные записки Орел ГИЭТ: альманах. - 2010. - Режим доступа: http://www.orel-giet.ru/almanahykazat1_2010f.php.
РОЛЬ ФИНАНСОВО-КРЕДИТНОГО МЕХАНИЗМА В УПРАВЛЕНИИ ЭКОНОМИКОЙ РЕГИОНА
© Хохлова Н.С.*
Международный институт бизнес-образования, г. Мурманск
Создание и развитие в регионах эффективного финансово-кредитного механизма необходимо в связи с объективной потребностью децентрализации управления в стране, предоставления регионам большей экономической самостоятельности. Особенно актуальным этот вопрос становится в современных условиях финансового кризиса в России.
Ключевые слова: региональные финансы, финансово-кредитный механизм, финансовые отношения, кредитные отношения, региональный бюджет, финансовые ресурсы населения.
* Доцент кафедры Экономики и управления, кандидат экономических наук.
218
ФУНДАМЕНТАЛЬНЫЕ И ПРИКЛАДНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ
В современной рыночной экономике финансы играют исключительную роль. Они являются частью рыночных отношений и одновременно представляют собой важнейший инструмент, с помощью которого государство и его институты осуществляют регулирование экономики. Эффективная финансовая система оказывает положительное воздействие на экономическое развитие страны и ее регионов, способствует ускорению его темпов. Это достигается за счет перераспределения финансовых ресурсов, их концентрации на ключевых направлениях.
Все экономические проблемы получают четкую количественную характеристику в финансовых показателях, что и создает предпосылку для принятия определенных управленческих решений, соответствующих данной ситуации. Экономическая деятельность часто связана со значительным риском и финансы, не могут его устранить, но с помощью финансовых показателей можно оценить последствия рискованных решений, вероятность их наступления, а также смягчить результаты возможных неудач.
На макроэкономическом уровне финансы охватывают аккумулирование, распределение и перераспределение денежных потоков, т.е. пополнение и расходование государственных денежных средств. Это касается в первую очередь средств государственного и региональных бюджетов и различных внебюджетных фондов. На макроуровне происходит также формирование государственной финансовой и бюджетной политики.
Региональные финансы позволяют решать локальные экономические и социальные задачи конкретных регионов. Объем их ресурсов определяется их полномочиями, установленными в законодательном порядке.
Финансы конкретной территории отражают ее специфические особенности, как в собираемых доходах, так и в расходах. Так, на уровне территорий легче определить оптимальное соотношение между налогами на доходы и имущество; проще оптимизировать социальные расходы по конкретным получателям помощи. Территории могут активно участвовать в программах поддержки малого бизнеса и занятости населения, в частности, выдавать льготные кредиты быстро развивающимся предприятиям.
Финансовые отношения в регионе строятся на их тесной связи с развитием производства, с предпринимательской деятельностью как основным источником воспроизводства финансовых ресурсов. Укрепление финансовой базы региона предполагает, прежде всего, развитие предпринимательской активности.
Финансовая политика реализуется посредством финансового механизма, который представляет собой часть хозяйственного механизма.
Финансовый механизм - совокупность форм и методов, инструментов и рычагов формирования и использования фондов финансовых ресурсов с целью обеспечения разнообразных потребностей государства, хозяйствующих субъектов и населения.
Экономические науки
219
Он включает:
- совокупность организационных форм финансовых отношений;
- порядок формирования и использования централизованных и децентрализованных фондов денежных средств;
- методы финансового планирования;
- формы управления финансами и финансовой системой;
- финансовое законодательство [2, с. 17].
Основой финансового механизма и целью финансовых отношений является формирование финансовых ресурсов, которые как материальные носители финансовых отношений находятся в распоряжении субъектов хозяйствования и государства и предназначаются для удовлетворения разнообразных общественных потребностей.
Влияние финансового механизма на экономику и социальную сферу территории осуществляется, с одной стороны, через структуру финансового механизма и нацеленность различных его частей на решение конкретных задач и достижение реального эффекта, с другой - через величину финансовых ресурсов, формируемых в хозяйствующих субъектах и государстве и направляемых (инвестируемых) на удовлетворение потребностей общества.
Структура финансового механизма очень сложна в связи с огромным разнообразием видов и форм организации финансовых отношений.
Функционирование финансового механизма происходит в различных сферах и звеньях финансовых отношений. Отсюда составляющими финансового механизма являются: финансовый механизм коммерческих предприятий, финансовый механизм некоммерческих организаций и учреждений, страховой механизм, механизм функционирования государственных финансов и т.д.
В процессе управления региональными финансами выделяют несколько функций:
- распределительная функция предполагает распределение и перераспределение с помощью региональных финансов стоимости ВВП в целях обеспечения субъектов РФ финансовыми ресурсами;
- функция финансового планирования выражается в планировании всех доходов и направлений расходования денежных средств для обеспечения социально-экономического развития региона;
- стимулирующая функция проявляется в том, что маневрируя различными финансовыми инструментами государство, региональные и местные органы власти создают условия для ускоренного развития определенных отраслей и производств, что способствует решению актуальных проблем общества;
- контрольная функция позволяет контролировать пропорции в распределении средств между центральными и местными органами власти, формирование региональных фондов денежных средств, достаточность финансового обеспечения регионов, эффективность использования бюджетных средств и т.д.
220
ФУНДАМЕНТАЛЬНЫЕ И ПРИКЛАДНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ
Для выполнения функций, возложенных на региональные органы власти, они наделяются определенными имущественными и финансово-бюджетными правами. Экономически это реализуется через региональные финансы, которые представляют собой совокупность денежных средств, сформированных и используемых на экономическое и социальное развитие регионов (см. рис. 1).
Рис. 1. Финансы региона
Основной составной частью региональных финансов являются региональные бюджеты. Сосредоточение финансовых ресурсов в бюджете необходимо для успешной реализации финансовой политики государственных органов.
Как экономическая категория бюджет субъекта РФ - это система экономических отношений, посредством которой осуществляется распределение и перераспределение национального дохода для выполнения органами власти субъекта Федерации своих функций, связанных с экономическим и социальным развитием региона. Эти отношения складываются между органами государственной власти субъекта РФ, муниципальными образованиями и населением, проживающим на территории субъекта Федерации, а также хозяйствующими субъектами. Для реализации этих отношений орган власти субъекта Федерации наделяется полномочиями по формированию и расходованию определенных денежных фондов [4, с. 118].
Региональный бюджет финансирует предприятия местного подчинения, определяет уровень обязательных инвестиций в регионе. Через эти бюджеты реализуется социальная политика, балансируются потребности экономической и социальной сфер.
Кроме того, в состав региональных финансов включаются финансы предприятий, используемые для удовлетворения региональных потребностей.
Экономические науки
221
Источниками финансовых ресурсов в данном случае служат: часть прибыли муниципальных предприятий; выручка бюджетных учреждений от оказания платных услуг на территории в области здравоохранения, образования, сдачи в аренду муниципальной собственности.
Еще одной составляющей региональных финансов являются территориальные внебюджетные фонды, которые формируются за счет заемных средств, добровольных взносов юридических и физических лиц, страховых взносов, поступлений от вышестоящих внебюджетных фондов.
Таким образом, структура финансов субъекта РФ включает: бюджет субъекта РФ, внебюджетные фонды субъектов РФ, финансовые ресурсы, привлекаемые для финансирования общественных территориальных потребностей в форме государственного кредита субъекта РФ.
Бюджеты субъектов РФ - один из главных каналов доведения до населения конечных результатов общественного производства. Через них общественные фонды потребления распределяются между отдельными административно-территориальными единицами и социальными группами населения. Кроме того, из данных бюджетов финансируются расходы по развитию отраслей производственной и социальной сферы, обеспечивающие повышение благосостояния народа.
В последнее время роль региональных финансов и бюджетов в России возрастает. Это обусловлено, во-первых, тем, что в значительной степени функция регулирования социально-экономических процессов переходит от центральных уровней государственной власти к региональным, т.е. проведением политики децентрализации государственных полномочий.
Во-вторых, важной задачей региональных бюджетов является нивелирование различий в уровнях экономического и социального развития территорий. Государство решает эти вопросы при помощи собственных доходов региональных бюджетов и выделенных на эти цели (в рамках конкретных региональных программ) средств из вышестоящих бюджетов в виде регулирующих налогов и субвенций.
В современных условиях бюджет субъекта Федерации выступает инструментом проведения региональной социально-экономической политики. При этом он должен способствовать развитию производства, росту занятости, привлечению инвестиций в те отрасли, которые являются приоритетными с точки зрения текущих и долговременных задач функционирования хозяйственного комплекса территории. Бюджет региона также обязан обеспечить необходимыми жизненными ресурсами те группы населения, которые по возрасту или иным причинам не в состоянии участвовать в процессе материального производства, но должны иметь гарантии социальной защиты.
Финансовые отношения в ходе своего развития порождают и кредитные. Внешнее их различие состоит в том, что финансы распределяют уже полученные доходы и направляют эти распределенные доходы к их конечному исполь-
222
ФУНДАМЕНТАЛЬНЫЕ И ПРИКЛАДНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ
зованию - приобретению материальных благ и услуг. Кредит же предполагает предварительное накопление денежных доходов (тут он совпадает с финансами) и предоставление этих средств взаймы на определенный срок другому субъекту с условием возврата исходной суммы и получения дополнительного дохода в виде процентов. Проще говоря, общие финансы распадаются как бы на две части: «чистые» финансы - это безвозвратное предоставление средств и кредит - возвратное. Но и конечные цели их различны: финансы реализуют конечные доходы, а кредит увеличивает исходную сумму доходов.
Важно подчеркнуть тесное взаимодействие финансовых и кредитных отношений, их взаимопроникновение и зависимость друг от друга.
Кредитная система с институциональной точки зрения, представляет собой комплекс валютно-финансовых учреждений, активно используемых государством в целях регулирования экономики. Она опосредует весь механизм общественного воспроизводства и служит фактором концентрации производств и централизации капитала, способствует быстрой мобилизации свободных денежных средств и их использованию в экономике страны [1, с. 17].
Особое место в современной рыночной экономике занимают специализированные кредитно-финансовые институты (пенсионные фонды, страховые компании, общества взаимного кредитования, инвестиционные банки, ипотечные банки, ссудосберегательные ассоциации и пр.). Региональные кредитные институты могут иметь в своём составе филиалы и представительства всех федеральных структур, сберегательные организации, ипотечные образования, кредитные учреждения, предоставляющие целевое финансирование, различные небанковские учреждения и т.п.
Общность финансово-кредитных отношений в масштабах государства и субъектов федерации характеризуется следующими основными элементами:
- федеративным устройством государства;
- единством денежной системы государства;
- единством воспроизводственного процесса, распределительных и перераспределительных механизмов в масштабах государства;
- единством экономического, таможенного и информационного пространства;
- единством государственной и региональной систем управления и регулирования финансово-кредитной сферы [1, с. 29].
Учитывая, что в процессе кругооборота средств в народном хозяйстве финансовые и кредитные ресурсы тесно взаимосвязаны и практически неразделимы, некоторые ученые-экономисты склонны рассматривать единственный финансово-кредитный механизм.
Финансово-кредитный механизм - это набор финансовых инструментов, стимулов, рычагов и способов регулирования процессов экономической деятельности. К этим инструментам относятся: налоги, цены, штрафы, тарифы, дотации и субсидии, проценты по кредитам и депозитам, учетная ставка, пошлины и др. Финансово-кредитный механизм является составной
Экономические науки
223
частью всей финансовой системы государства, его территорий и отдельных хозяйствующих субъектов. В совокупности все рычаги и способы этого механизма образуют систему управления финансово-кредитным механизмом.
Подсистемы финансово-кредитного механизма включают:
- финансовое обеспечение предприятий регионов, которое проявляется в форме кредитования, самофинансирования, бюджетных ассигнований;
- финансовое регулирование, включающее налоги, взносы, отчисления в бюджет и внебюджетные фонды.
Финансово-кредитный механизм, как органическая часть хозяйственного механизма направлен на использование:
- централизованных и децентрализованных (государственных, муниципальных и частных) ссудных фондов;
- финансово-кредитных рычагов;
- правил, норм и нормативов;
- резервов, лимитов и стимулов финансово-банковского законодательства, воздействующих на экономические отношения и процессы.
Формирование и функционирование финансово-кредитного механизма во многом определяются государственной экономической политикой и характером государственного вмешательства в регулирование экономических процессов (в том числе на региональном уровне) [3, с. 3].
Финансово-кредитный механизм должен объединить ресурсы бюджетов, банков, отечественных и зарубежных инвесторов, а также финансовые ресурсы населения, которые могли бы сыграть большую роль для инвестирования социальных программ (проектов) в регионе.
Создание в регионах эффективного финансово-кредитного механизма необходимо, прежде всего, в связи с объективной потребностью децентрализации управления в стране, предоставления регионам большей экономической самостоятельности. От того, как действует, как отлажен финансово -кредитный механизм, зависит уровень экономического развития регионов и страны в целом.
Список литературы:
1. Куликов Н.И. Финансово-кредитная система: учеб. пособие / Н.И. Куликов, Л.С. Тишина, Е.Ю. Бабенко, и др. - Тамбов: Изд-во Тамб. гос. техн. ун-та, 2009. - 80 с.
2. Мысляева И.М. Государственные и муниципальные финансы: учебник / И.М. Мысляева. - изд. 2-е, перераб. и доп. - М: ИНФРА-М, 2007. - 360 с.
3. Фадейкина Н.В. Теоретические и практические аспекты развития финансово-кредитного механизма в государственном секторе науки // Инновации. - 2005. - № 2.
4. Финансы: учебник / под ред. проф. В.Г. Князева, проф. В.А. Слепова. -изд. третье, перераб. и доп. - М: ИнФрА-М, 2012. - 375 с.