УДК 336.02 В. И. Самаруха
доктор экономических наук, профессор, Байкальский государственный университет экономики и права
РОЛЬ ФИНАНСОВ В МОДЕРНИЗАЦИИ ЭКОНОМИКИ СТРАНЫ*
В статье рассматривается понятие «модернизация» и роль финансов в воспроизводственном процессе хозяйствующих субъектов. Описано значение финансов и финансового механизма в обеспечении сбалансированности интересов различных субъектов экономики (хозяйствующие субъекты, государство, население, звенья бюджетной, кредитной систем и системы страхования). Обоснована необходимость модернизации российской экономики посредством опережающей стратегии с учетом селекции передовых отечественных и мировых технологий и внедрения их в процесс расширенного производства на основе проектного подхода. Проанализированы противоречивые действия современной мировой экономики: с одной стороны, показана ее глобализация, с другой, усиление давления США и их союзников на развивающиеся страны, и прежде всего на Россию. Раскрыто значение стран БРИКС в создании многополярного мира.
Ключевые слова: Россия; финансы; финансовый механизм; модернизация; хозяйствующий субъект; инвестиции; БРИКС.
V. I. Samarukha
Doctor habil. (Economics), Professor, Baikal State University of Economics and Law
ROLE OF FINANCE IN MODERNIZATION OF NATIONAL ECONOMY
The article considers the concept «modernization» and role of finance in the reproduced process of economic entities. It describes the significance of finance and the financial mechanism in providing the balance of interests of various economic entities (business entities, government, population, credit system and insurance systems). It substantiates the necessity of modernizing the Russian economy through the outrunning strategy with due regard to selection of advance national and world technologies and their introduction into the process of extended production on the basis of the project approach. It analyses contradictory activities of the modern world economy: it shows, on the one hand, its globalization and, on the other hand, the growing pressure of the USA and its allies on the developing countries, first of all on Russia. It reveals the importance of the BRICS countries in creating the multip[olar world.
Keywords: Russia; finance; financial mechanism; modernization; economic entity; investments; BRICS.
В свете последних мировых политических событий, связанных с давлением (введением санкций, основное экономическое значение которых заключается в запрете для России к допуску к долгосрочным инвестициям и новым технологиям) США и их сателлитов против России с целью сдерживания ее социально-экономического развития, следует рассмотреть вопрос о месте финансов в воспроизводственном процессе и модернизации экономики России.
* Работа подготовлена при финансовой поддержке государственного задания № 2014/52 на выполнение работ в сфере в сфере научной деятельности базовой части проекта № 326 «Финансово-бюджетное проектирование как основа управления социально-экономическим развитием ресурсного региона Сибири» (номер госрегистрации в ФГАНУ ЦИТиС 01201458898).
© В. И. Самаруха, 2014
DOI: http://dx.doi.org/10.17150/2072-0904.2014.5(6).17
Модернизация (англ. modern — обновленный, современный, быстрый рост научных знаний) имеет несколько толкований:
- обновление объекта, приведение его в соответствие с новыми требованиями и нормами, техническими условиями, показателями качества. Модернизируются в основном машины, оборудование, технологические процессы (например, модернизация компьютера);
- историческое значение — макропроцесс перехода от традиционного общества к модерному обществу, к примеру, от аграрного к индустриальному. Модернизация как перманентный процесс осуществляется посредством проведения реформ и инноваций, что сегодня означает переход к постиндустриальному обществу и на последний 6-й технологический уклад1.
На наш взгляд, модернизация российской экономики должна строиться не на догоняющей стратегии передовых стран мира, а на опережающей, с учетом селекции передовых отечественных и мировых технологий и их внедрения в процесс расширенного производства на основе проектного подхода.
Среди отечественных и зарубежных ученых-экономистов существуют различные мнения в отношении роли финансов в организации воспроизводственного процесса в условиях рыночной экономики. Одни ученые считают, что финансы — категория распределения и перераспределения, и посредством этого влияет на отношения производства, обмена и потребления. Есть и другая точка зрения, в соответствии с которой финансовые отношения охватывают все формы воспроизводства и проявляются как специфические денежные отношения, которые существуют в процессе движения денежных потоков.
Следует отметить, что материальную основу рыночных отношений составляет непрерывный процесс воспроизводства товаров и услуг, необходимых для удовлетворения платежеспособного спроса субъектов экономической деятельности (организаций и населения), опосредуемой движением товара (включая услуги) и денег. Необходимость финансов обусловлена наличием товарно-денежных отношений в процессе обмена денег на товар и товара на деньги. При этом деньги создают условия для появления финансов как самостоятельной сферы денежных отношений в общественно-государственном (публичном) и частном секторах национальной экономики страны. Следует также учитывать, что современная мировая экономика является открытой, но в тоже время подчиняющаяся условиям либеральной глобализации (что создает жесткое внешнее конкурентное воздействие на национальные экономики) и политизированному влиянию однополярного мира и санкциям, принимаемых правительствами стран «золотого миллиарда» под давлением США в интересах данной империи.
При товарном производстве и развитом рыночном обмене создание и распределение товаров и услуг происходит в двух формах: натурально-вещественной и стоимостной. Переход товаров и услуг из производства в потребление параллельно движению их в натурально-вещественной форме совершается лишь через образование, распределение и использование соответствующих денежных фондов. Возникающие при этом денежные отношения непосредственно взаимосвязаны с финансами и их экономической сущностью. Из этого следует, что финансы являются объективно необходимой категорией воспроизводства.
Финансы — неотъемлемая часть денежных отношений, поэтому их роль и значение зависят от того, какое место денежные отношения занимают в экономических отношениях. Однако не всякие денежные отношения выражают финансовые отношения. Финансы отличаются от денег как по содержанию,
1 URL : http://www.bibliotekar.ru/gavrov-3/2.htm.
так и по выполняемым функциям, они опосредуют создание и использование национального дохода (НД). Соотношение двух частей НД — фонда потребления и фонда накопления — определяет пропорции развития экономики страны и ее структуру.
Многие объективные факторы и общественные потребности диктуют необходимость перераспределения НД:
- наличие непроизводственной сферы;
- присутствие отраслей и производств, развитие которых необходимо для общества;
- задачи создания социального климата в обществе;
- необходимость обеспечения расширенного воспроизводства и др.
Именно финансы являются основным инструментом при регулировании
экономики. Финансы выражают денежные отношения, которые возникают между хозяйствующими субъектами; хозяйствующими субъектами и государством; государством и населением; хозяйствующими субъектами и населением; государством и кредитной системой; государством, хозяйствующими субъектами, населением и субъектами системы страхования; отдельными звеньями бюджетной системы. Из этого видно, что финансы — это, прежде всего, распределительная и перераспределительная денежная категория. Финансы — особая форма экономических отношений, обусловленных товарно-денежными отношениями, возникающими при образовании и использовании доходов, которая неразрывно связана с действием закона стоимости. В условиях рыночной экономики функционирование финансовых отношений осуществляется в соответствии с объективными законами спроса и предложения. Экономическая сущность, содержание и назначение финансов связаны с задачами и функциями государства, хозяйствующих субъектов и домашних хозяйств. С изменением функций государства в рыночной экономике, условий, содержания и задач его макроэкономической деятельности изменяются и задачи финансовой политики, осуществляется кардинальное изменение форм и методов финансового механизма.
Конкурентоспособность и платежеспособность хозяйствующих субъектов определяются прежде всего рациональной организацией финансов. Исходной частью финансов страны являются финансы хозяйствующих субъектов. В нынешних условиях при несбалансированности спроса и предложения товаров важная роль принадлежит финансовому механизму хозяйствующих субъектов, как регулятору макро- и микроэкономики. Усиление роли финансов и финансового механизма требует как большой аналитической и исследовательской, так и практической работы. Финансы хозяйствующих субъектов представляют систему финансовых отношений, объективно возникающих в процессе образования и использования их финансовых ресурсов.
Постоянная борьба за удержание рынков сбыта требует от предприятий проведения модернизации производства, под которой следует понимать «интенсификацию процесса экономического воспроизводства, которая достигается благодаря росту дифференциации труда, энергетического оборудования производства, превращения науки в производственную (экономическую) силу и развития рационального управления производством»1.
Финансы являются главным денежным ресурсом для осуществления государством своих функций. Финансы как экономическая категория, на наш взгляд, представляют собой экономические отношения, связанные с формированием, распределением и использованием централизованных и нецентра-
1 URL : http://www.bibliotekar.rU/gavrov-3/2.htm.
лизованных фондов денежных средств в целях выполнения функций и задач государства и обеспечения условий расширенного воспроизводства. В распределительных отношениях используются также другие экономические категории, такие как цена, кредит, зарплата. Финансы — неотъемлемая часть денежных отношений, поэтому их роль и значение зависят от того, какое место денежные отношения занимают в экономических отношениях. С движением денежных фондов в процессе общественного производства и связано понятие финансов как особой формы (категории) экономических отношений. Отсюда следует, что финансы представляют собой объективно необходимую экономическую категорию, которая проявляется посредством финансовых отношений в системе экономических отношений.
Финансы носят объективный характер, а потому они воздействуют на производство, распределение и потребление. Иначе говоря, они выражают определенную сферу производственных отношений и относятся к базисной категории, которую государство использует в своей политике. Финансы — динамично развивающаяся экономическая категория с присущим ей историческим характером. В этой связи следует отметить, что по мере развития общества изменяются ее роль и функции. Главным материальным источником финансовых ресурсов выступает ВВП и НД страны. Без участия финансов НД не может быть распределен.
С понятием «сущность финансов» должна рассматриваться их принадлежность к базисным отношениям. Например, профессор Г. П. Журавлева считает, что за финансами прочно закрепилось понятие, относящее их к базису. Эта позиция наиболее оправдана, поскольку финансы основаны на экономических отношениях, вытекают из базиса и направлены на его сохранение [2, с. 202], но во многом зависят от проводимой правительствами финансовой политики.
С возникновением государства появилась необходимость отыскания ресурсов для его содержания. Первоначально они выражались в натуральной форме, в дальнейшем, с появлением товарно-денежных отношений в форме денежных платежей. Эти денежные отношения западные ученые называли государственными финансами. Как в условиях переходного периода, так и в условиях функционирования рыночной экономики государственные финансы являются инструментом мобилизации средств для проведения государственной политики и оказывают серьезное воздействие на социально-экономическую жизнь страны.
Понятие фискальная система и государственные финансы — вопросы макроэкономические, а финансы хозяйствующих субъектов — микроэкономические.
Основу государственного регулирования рыночной экономики создают финансовые концепции, прежде всего кейнсианство и монетаризм. Эти учения были разработаны экономистами и являются альтернативными моделями по финансовому регулированию экономики. Они используются в экономической деятельности различных государств и международных фондов (например, Международный валютный фонд) для функционирования экономики различных стран. При умелом применении, с учетом сложившихся экономических условий и уровня развития производительных сил и конкурентоспособности страны, каждая из этих концепций дает положительные эффекты, в противном случае — отрицательные. Превалирующая роль той или иной концепции в разные периоды меняется.
Рассмотрим основные идеи указанных учений, для краткости сведем их в схематичную форму:
1. Кейнсианство — сущность учения, основные его идеи заключаются в экспансионистской политике — увеличении (расширении) государственных расходов за счет налогов и займов — должны стимулировать рост производства, оживлять предпринимательскую деятельность, увеличивать занятость, при этом темпы роста расходов не должны превышать темпа роста доходов, также государство должно разрабатывать и осуществлять законы по регулированию предпринимательской деятельности с учетом модернизации поспро-изводственного процесса.
2. Монетаризм — неоконсервативное направление неоклассической теории. Сущность учения (основные идеи теории): выявление закономерности, что темпы роста денежной массы, находящейся в обращении, идут в циклической схеме, упреждая общие тенденции развития делового цикла и первостепенное влияние денег и определенной денежно-кредитной политики на состояние экономики в целом. Считая, что инфляция как непрерывный рост цен и денежной массы «создает спрос», монетаристы обосновали необходимость вмешательства в экономику путем проведения жесткой денежной политики, контроля за изменениями денежной массы поддержанием стабильного темпа роста денежной массы, а также определенной структуры платежных средств, в том числе и ликвидных.
Главное в учении неоконсерватизма — минимальное вмешательство государства в экономику, а повышение эффективности финансовой политики должно заключаться в поддержании бюджетной стабильности, постоянном снижении государственных расходов, налогов и государственного долга. При этом главной силой модернизации предприятий является конкуренция и их стремление удержать рынки сбыта. Классическое кейнсианское учение и неоконсервативное направление являются антагонистическими учениями. В последние годы они постепенно сближаются. В этой связи можно говорить о конвергенции этих концепций.
Как показывает опыт, западные страны, в одни периоды — периоды глубокого экономического кризиса — используют классическое кейнсианство, в другие периоды — в условиях развитой рыночной экономики — монетаризм. Этот опыт необходимо использовать всем странам с переходной экономикой.
Проведение политики монетаризма в начальный период новейшей истории России привело ее к деиндустриализации и рентно-сырьевой экономике. Как пишет профессор В. Т. Рязанов: «Хотя по показателю ВВП экономика страны, согласно официальным данным, превзошла уровень 1990 г. на 8%, общий объем промышленного производства был не менее чем на 15% ниже дореформенного. На уровень 1990 г. вышли только топливный и металлургический комплексы, переориентированные на обслуживание мирового хозяйства... Если удельный вес машиностроения в структуре промышленного производства уменьшился в два раза, то падение по отдельным позициям приобрело обвальный характер. К примеру, производство гражданских самолетов сократилось в 15 раз, тракторов — в 30, металлорежущих станков — в 34 раза и т. д.» [3, с. 17-27].
Президентом страны В. В. Путиным поставлена задача индустриализации на основе инновационной модернизации, а также приняты меры по созданию новой ассоциации развивающихся стран (БРИКС) с целью сглаживания негативного влияния санкций США и их сателлитов на экономику страны.
Следует отметить, что БРИКС (англ. BRICS) — группа из пяти стран: Бразилия, Россия, Индия, Китай, Южно-Африканская Республика. Сокращение BRIC было впервые предложено аналитиком банка «Goldman Sachs» Дж. О'Ни-лом в ноябре 2001 г. До 2011 г. по отношению к организации использовалась аббревиатура БРИК. В связи с присоединением ЮАР к БРИК 18 февраля
2011 г. по заявлению индийского министра финансов с этого времени группа стала носить название BRICS1. Главной целью БРИКС является создание полиса экономического противодействия странам «золотого миллиарда» и прежде всего валютной монополии США и Великобритании в мировой торговле.
Эти пять стран с развивающейся экономикой запустили Новый банк развития («БРИКС банк»), который сочетает в себе черты Всемирного банка и Международного валютного фонда. Тем временем, Китай предложил Азиатский банк инфраструктурных инвестиций, который мог бы конкурировать с Азиатским банком развития. Эти инициативы представляют собой первый серьезный институциональный вызов глобальному экономическому порядку, установленному в Бреттон-Вудсе 70 лет назад2.
На наш взгляд, при условии успешного экономического развития стран БРИКС в обозримой перспективе можно перейти от двухсторонних расчетов в торговле между странами в их национальных валютах к введению новой международной валюты (по опыту переводных рублей бывших стран социалистического лагеря). Скажем, такая валюта могла бы иметь название «Брикс» и могла бы составить альтернативу доллару США и евро. Приведенные данные динамики и прогнозов роста ВВП по регионам до 2016 г. (табл.) свидетельствуют о самых высоких темпах роста ВВП стран БРИКС.
Объемы и динамика роста ВВП по регионам с 2000-2016 гг., млрд дол.
ВВП по регионам 2000 2005 2010 2016
Мировой ВВП 32 227,4 45 562,3 62 909,3 90 451,6
Динамика роста, % - 41 38 44
Развитые страны* 25 694,0 34 712,9 41 531,0 53 283,7
Динамика роста, % - 35 20 28
Страны БРИКС 2 713,4 4 967,4 11 328,9 21 038,5
Динамика роста, % - 83 128 86
Страны СНГ 349,2 994,6 1 934,9 4 125,2
Динамика роста, % - 185 95 113
* Развитые экономики (по версии Международного валютного фонда) включают 34 страны: Австралия, Австрия, Бельгия, Канада, Кипр, Чешская республика, Дания, Эстония, Финляндия, Франция, Германия, Греция, Гонконг, Исландия, Ирландия, Израиль, Италия, Япония, Южная Корея, Люксембург, Мальта, Нидерланды, Новая Зеландия, Норвегия, Португалия, Сингапур, Словакия, Словения, Испания, Швеция, Швейцария, Тайвань, США, Великобритания.
Составлено по данным Международной организации кредиторов и Международного валютного фонда.
Функции финансов реализуются через финансовый механизм, последний является подсистемой хозяйственного механизма. Финансовый механизм включает в себя совокупность организационных форм финансовых отношений в экономике, порядок формирования и использования государственных и негосударственных фондов денежных средств, методы финансового программирования и планирования, формы управления финансами и финансовой системой, финансовое законодательство.
Финансовый механизм является, с одной стороны, объективным, поскольку создается с учетом объективных экономических законов, с другой стороны, субъективным, поскольку устанавливается государством для решения стоящих перед ним задач. Финансовый механизм — конкретный деловой аппарат финансов, внутреннее устройство данной экономической категории.
1 URL : http://ria.ra/tags/orgamzatюn_BRIKS/#14174154339774&message=resize&relto=l ogin&action=removeClass&value=registration.
2 URL : http://www.ereport.ru/news/1408151148.htm.
Финансовый механизм, как подсистема хозяйственного механизма, играет по отношению к нему подчиненную роль, охватывает сложную и многообразную систему денежных отношений с присущими ему способами и методами, воздействует на формирование пропорции воспроизводства и их реализацию в практике управления экономикой. В этой связи при выборе финансовой концепции Правительству России необходимо учитывать специфические экономические условия страны и принять все меры по разработке национальной программы новой индустриализации, предусмотрев льготное налогообложение прибыли (не ниже 50 %) при инвестировании в производство в соответствии с программой новой индустриализации при производстве товаров им-портозамещения.
От того, насколько рациональны конкретные формы и методы организации финансовых отношений, во многом зависят эффективность воздействия финансового механизма на развитие инвестиционной и инновационной деятельности, заинтересованность и ответственность предприятий в проведении модернизации; полнота обеспечения потребностей общества денежными ресурсами; сбалансированность материально-вещественных и стоимостных пропорций и удержание инфляции на приемлемом уровне; действенность финансового контроля за рациональным использованием ресурсов.
В рыночной экономике под инвестициями понимаются денежные средства, целевые банковские вклады, паи, акции и ценные бумаги, технологии, машины, оборудование, лицензии и другие виды денежных средств, направляемых в разрешенную хозяйственную деятельность в целях получения прибыли и достижения положительного социального эффекта.
Кризис в инвестиционной деятельности хозяйствующих субъектов наиболее глубок. Источников финансирования для крупных инвестиций у хозяйствующих субъектов недостаточно. По существу, большинство хозяйствующих субъектов нуждаются в модернизации и испытывают острую нехватку собственных финансовых ресурсов. При реконструкции путем обновления основных производственных фондов хозяйствующие субъекты вынуждены все меньше рассчитывать на долгосрочный кредит. Банки занимаются спекулятивными операциями из-за высокого риска и низкого уровня рентабельности, не выдают кредиты предприятиям. Долгосрочные кредиты хозяйствующих субъектов в структуре активов банков снижаются. Хозяйствующим субъектам приходится опираться преимущественно на собственные силы и средства. Основной источник инвестиций, который реально остается в их распоряжении — прибыль и амортизационные отчисления. Из-за низкой платежеспособности хозяйствующих субъектов коммерческие банки не могут без большого риска надолго отвлекать средства в долгосрочные инвестиции.
Успешное осуществление модернизации связано с кардинальным совершенствованием в первую очередь финансового механизма. В этой связи особенно важным становится, как комплексное исследование проблем выхода экономики из ситуации застоя и перевода на путь экономического роста, так и кардинальное обновление финансового механизма. Глубина и масштабность происходящей перемены и принципиально новые научные идеи и стратегические концепции экономического преобразования экономики в условиях рыночных отношений требуют внесения коренных изменений в регулирование экономикой, подъема на более высокий уровень исследований по функционированию финансового механизма.
В современных условиях рыночных отношений в России требования к финансовому механизму значительно повышаются, поскольку он несет новые назначения по следующим направлениям:
- обеспечение модернизации и развития хозяйствующих субъектов за счет заработанных средств и от результативности коммерческой деятельности;
- взаимосвязь заработка работников хозяйствующих субъектов от продажи товаров и услуг;
- оптимизация налогообложения хозяйствующих субъектов;
- обеспечение формирования доходов государственного бюджета.
Список использованной литературы
1. Барулин С. В. Теория финансов и экономическое развитие регионов России / С. В. Барулин, В. И. Самаруха. — Иркутск : Изд-во БГУЭП, 2011. — 600 с.
2. Журавлева Г. П. Общая экономическая теория. — М. : МТ Пресс, 1998. — 310 с.
3. Рязанов В. Т. Новая индустриализация России: стратегические цели и текущие приоритеты / В. Т. Рязанов // Экономическое возрождение России. — 2014. — № 2 (40). — С. 17-27.
References
1. Barulin S. V., Samarukha V. I. Teoriya finansov i ekonomicheskoe razvitie regionov Rossii [Theory of finance and economic development of Russia's regions]. Irkutsk, Baikal State University of Economics and Law Publ., 2011. 600 p.
2. Zhuravleva G. P. Obshhaya ekonomicheskaya teoriya [General Economic Theory]. Moscow, MT Press Publ., 1998. 310 p.
3. Ryazanov V. T. New industrialization of Russia: strategic purposes and the current priorities. Ekonomicheskoe vozrozhdenie Rossii = Economic Revival of Russia, 2014, no. 2, pp. 17-27. (In Russian).
Информация об авторе
Самаруха Виктор Иванович — доктор экономических наук, профессор, кафедра налогов и таможенного дела, Байкальский государственный университет экономики и права, 664003, г. Иркутск, ул. Ленина, 11, e-mail: [email protected].
Author
Viktor I. Samarukha — Doctor habil. (Economics), Professor, Chair of Taxes and Customs Affairs, Baikal State University of Economics and Law, 11 Lenin St., 664003, Irkutsk, Russia; e-mail: [email protected].