УДК 34.341
Н. Ю. Ильин
кандидат юридических наук, доцент; доцент кафедры международного права Института международного права и правосудия Московского государственного лингвистического университета; е-таН: [email protected]
РОЛЬ ЕВРОПЕЙСКОЙ КОМИССИИ В РЕГУЛИРОВАНИИ ОБОРОТА РАДИОАКТИВНЫХ МАТЕРИАЛОВ В МЕДИЦИНСКИХ ЦЕЛЯХ В ПРАВОПОРЯДКЕ ЕВРОПЕЙСКОГО СОЮЗА
В статье проводится анализ полномочий Европейской комиссии в регулировании оборота радиоактивных материалов в медицинских целях в правопорядке Европейского союза. Наряду с правовыми актами, закрепляющими полномочия Европейской комиссии в регулировании этих вопросов, в статье кратко рассматриваются ряд судебных решений, принятых Судом ЕС по инициативе Комиссии. Материалами послужили акты Европейского союза, а также научные работы. В результате проведенного исследования, на основе анализа и обобщения судебных решений, показана практика работы Европейской комиссии и ее роль в регулировании оборота радиоактивных материалов в медицинских целях в правопорядке ЕС. Полученные результаты могут быть использованы для широкого круга научных исследований по праву Европейского союза, ядерного и медицинского права.
Ключевые слова: Европейская комиссия; Европейский союз; радиоактивные материалы; Евратом; решение Суда ЕС.
N. Yu. Ilyin
Ph. D. in Law, Associate Professor;
Department of International Law, Institute of International Law and Justice, Moscow State Linguistic University; e-mail: [email protected]
THE ROLE OF THE EUROPEAN COMMISSION IN REGULATING THE CIRCULATION OF RADIOACTIVE MATERIALS FOR MEDICAL PURPOSES IN THE EUROPEAN UNION'S LEGAL ORDER
The article is devoted to the analysis of powers of the European Commission in regulating the circulation of radioactive materials for medical purposes in European Union law. Along with the legal acts establishing the powers of the European Commission in regulating these issues, the article briefly discusses a number of court decisions adopted by the EU Court on the initiative of the Commission. The materials were acts of the European Union, as well as scientific works. As a result of the study, based on the analysis and generalization of court decisions, the practice of the European Commission and its high role in regulating the circulation of radioactive
materials for medical purposes in the Eu legal order is shown. The results obtained can be used for a wide range of scientific research on the law of the european union, nuclear and medical law.
Key words: european commission; european union; radioactive materials; euratom; Judgment of the Eu court.
Введение
Использование радиоактивных изотопов в медицине позволяет лучше и быстрее проводить исследования, диагностические и терапевтические процедуры. В некоторых случаях методам ядерной медицины вообще нет альтернативы. Оборот радиоактивных материалов для целей медицины неуклонно растет, в том числе и в странах ЕС [Ильин, Бородина 2019]. Так, если в 2015 году рынок радиофармацевтических препаратов в ЕС оценивался в 1,09 млрд евро, то в 2020 году ожидается увеличение этого рынка до 1,62 млрд евро1.
Системы здравоохранения в государствах ЕС остаются национальными, но деятельность Евросоюза, преследуя цель - высокий уровень охраны здоровья людей (п. 1. п. 168 Договора о функционировании ЕС 1957 г., ред. 2007 г.; далее Договор о функционировании ЕС) дополняет национальную политику государств в этой сфере.
Имея ввиду медицину в государствах-членах Европейского союза, мы говорим об обороте радиоактивных материалах, и здесь в качестве правовой основы также следует опираться на Договор об учреждении Европейского сообщества по атомной энергии 1957 г. (ред. 2016 г.) (далее Договор о Евратоме), который в числе прочих, в п. b п. 2 ставит целью - разрабатывать единые нормы безопасности для защиты здоровья трудящихся и всего населения и следить за их исполнением.
Основная часть
Единым исполнительным органом как ЕС в целом, так и Евратома, в частности, является Европейская комиссия. Этот институт, как закреплено в п. 17 Договора о Европейском союзе 1992 г. (далее Договор о ЕС), продвигает общие интересы Союза, выступает с соответвующими
1 Европейская ядерная медицина / Рынок радиофармпрепаратов / Markets and Markets Research Private Ltd. URL : www.marketsandmarkets.com/Market-Reports/ european-nuclear-medicine-radiopharmaceuticals-market-1107.html.
инициативами и следит за применением договоров и мер, принятых институтами на основании таких договоров. Комиссия осуществляет надзор за применением права Союза под контролем Суда ЕС. Она исполняет бюджет и управляет программами; осуществляет координационную, исполнительную и управленческую функции согласно условиям, предусмотренным договорами [Ильин 2008].
В силу ст. 4 Договора о Евратоме Комиссии принадлежит обязанность содействовать ядерным исследованиям в пределах ЕС, а ст. 39 названного Договора в обязанности Комиссии вменено создание центра ядерных исследований с обязательным выделением департамента по разработке документации в области охраны здоровья, безопасности и обучения.
Параграфы 3-5 п. 76 Директивы Совета 2013/59/Евратом возлагают на Комиссию функции сбора информации о контактных лицах государств-членов, на которые возложены функции реализации стандартов защиты здоровья лиц, подвергаемых профессиональному и медицинскому облучению и облучению населения от рисков, возникающих в связи с воздействием ионизирующего излучения. Комиссия должна публиковать информацию о таких лицах в официальном журнале ЕС не реже двух раз в году [Директива Совета 2013/59/Евратом ... URL].
В случае выявления фактов уклонения от имплементации или неполной имплементации правовых норм ЕС и Евратома Комиссия предъявляет иски в Суд ЕС. Ответчиком по названной категории споров являются государства-члены ЕС. На этом следует остановиться подробнее и рассмотреть ряд примеров, в силу того, что роль Комиссии здесь видна не на основе норм учредительных договоров, а из судебных прецедентов.
В 1996 году Европейская комиссия предъявила иск в Европейский суд к Королевству Испании (Case С-21/96), который был рассмотрен Судом в 1997 году [Дело Комиссия против Испании С-21/96 ... URL].
Предметом спора являлась ненадлежащая имплементация Директивы 84/466 Евратома, закрепляющая основные меры защиты от ионизирующего излучения лиц, получающих терапию или диагностическое обследование с использованием радиоактивных материалов.
Комиссия не была своевременно проинформирована о мерах по им-плементации, принятых Испанией. В процессе досудебной подготовки
сведения Испанией были направлены в Комиссию, однако Комиссия сочла их недостаточными. Рекомендации Комиссии по устранению недостатков Испанией учтены не были, что и явилось основанием обращения в Европейский суд. Ответчик (Испания) иск не признал, при этом считал иск несостоятельным не только по причине надлежащей имплементации в национальное право положений Директивы. По мнению ответчика, отсутствие руководств или разъяснений о порядке имплементации положений Директивы изначально исключало возможность предъявления заявленного Комиссией иска.
Позиция ответчика была признана судом необоснованной. Иск был удовлетворен, Испания понесла все возникшие судебные расходы.
В 2002 году Европейской комиссией был предъявлен иск в Европейский суд к Королевству Бельгии (Case C-146/01). Предметом спора являлась имплементация положений Директивы 90/641 Евратом по защите работников от ионизирующей радиации [Дело Комиссия против Бельгии С-146/01 ... URL]. Основанием спора явилось непринятие необходимых мер по имплементации в пределах пресекательного срока для имплементации положений Директивы в национальное законодательство. В судебном процессе Европейской комиссией была доказана имплементация не всех положений Директивы ответчиком. По названному основанию иск Комиссии был удовлетворен, ответчик понес все расходы, связанные с судопроизводством.
В 2003 году Комиссией были предъявлены два иска в Европейский суд к Республике Франция (Cases С-483/01, С-484/01) [Дело Комиссия против Франции С-483/01 ... ; Дело Комиссия против Франции С-484/01 ... URL]. Предметом спора была ненадлежащая имплементация положений директив Евратома 96/29 и 97/43, устанавливающих базовые стандарты безопасности обращения с радиоактивными материалами, в частности и в медицине. В установленные для импле-ментации директив сроки Франция направила в Комиссию проекты национальных нормативных актов, имплементирующих положения каждой из директив. Сведения о внесении итоговых изменений в национальное право в Комиссию не поступили. В процессе соблюдения досудебных процедур итоговые национальные правовые акты в Комиссию были направлены. Акты, по мнению Комиссии, являлись недостаточными, что явилось причиной направления Комиссией рекомендаций ответчику по принятию необходимых мер по достаточной
имплементации. В полном объеме меры Францией не были приняты, что, в свою очередь, явилось причиной предъявления Комиссией иска в Европейский суд. Оба иска Комиссии были удовлетворены. Франция понесла все возникшие судебные расходы.
В 2007 году Комиссией был предъявлен в Европейский суд иск к Великобритании (Case С-155/06) [Дело Комиссия против Великобритании С-155/06 ... URL]. Предметом спора являлась имплемента-ция положений Директивы 96/29 Евратома. Основанием спора - неполная имплементация в национальное право положений Директивы в установленные сроки. Досудебный порядок урегулирования спора сторонами был соблюден, однако ответчик достаточных мер по им-плементации не принял.
В судебном заседании иск был признан обоснованным по основанию неполной имплементации положений Директивы и несоблюдению обязанности по имплементации в установленный Директивой пресекательный срок. Иск Комиссии был удовлетворен. Ответчик понес все возникшие судебные расходы.
Необходимо отметить, что Комиссия следит за исполнением государствами уже принятых решений Суда ЕС и является истцом в случае неисполнения обязанностей государств ЕС по исполнению решений Европейского суда.
В 2010 году Европейской комиссией был предъявлен иск Франции, предметом которого явилось ненадлежащее исполнение обязанности Франции, принадлежащей ответчику в силу п. 49 Договора о ЕС («Любое европейское государство, которое уважает ценности, указанные в статье 2, и обязуется проводить их в жизнь.») [Дело Комиссия против Франции С-512/08 ... URL].
По мнению Комиссии, национальное законодательство в недостаточном объеме наделяло граждан правом на получение медицинской помощи за пределами Франции. Порядок получения предварительного согласования лечения за пределами страны ограничивало граждан Франции в правах, как и измененный порядок получения возмещения за проведенное лечение за пределами Франции. Ответчик против удовлетворения иска возражал и считал имплементацию достаточной. Кроме того, одним из доводов защиты являлся факт повышенной нагрузки на бюджет Франции в случае последующего дополнения и уточнения уже измененного законодательства.
Европейский суд признал возражения ответчика обоснованными, сопоставил изменения национального права и вступившие в силу решения Европейского суда и отказал Комиссии в удовлетворении иска. Расходы в связи с судопроизводством понесла Европейская комиссия.
Активная позиция Комиссии проявляется и в оспаривании действий Совета ЕС - законодательного органа Союза, по принятию решений о присоединении к Международным актам универсального характера.
В 2002 году Европейская комиссия предъявила в Европейский суд иск к Совету ЕС (Case С-29/99) [Дело Комиссия против Совета С-29/99 ... URL]. Предметом спора являлось признание частично недействительным решения Совета о присоединении Евратома к Конвенции по ядерной безопасности. Комиссия требовала аннулировать один из параграфов (третий) декларации Евратома в связи с присоединением к Конвенции. Основанием предъявления иска явилась утрата части полномочий Комиссии в случае присоединения к международно-правовому акту в редакции ранее принятого документа. Доводы Комиссии были признаны Судом частично обоснованными. В силу названных причин иск был удовлетворен частично, с отнесением понесенных расходов пропорционально на каждую сторону.
Следует отметить роль Комиссии ЕС не только как истца в Европейском суде и субъекта права, контролирующего соблюдение правопорядка в пределах ЕС, но и как ответчика по искам ряда граждан ЕС (Cases С-205/10Р & С-217/10Р & С-222/10Р, дело 2011 г.) [Объединенные дела С-205/10Р, C-217/10P, C-222/10P ... URL].
Два гражданина Дании, пострадавшие в ходе ликвидации ядерной аварии 1968 г., и сестра еще одного гражданина Дании, умершего от лучевой болезни после ликвидации, считали именно Комиссию ответственной за ненадлежащий контроль за приведением в соответствие национального законодательства Дании по вопросам защиты участников ликвидации ядерной аварии. Доводы истцов были просты: если бы Комиссия надлежащим образом контролировала приведение национального законодательства в соответствие погибшие были бы надлежащим образом обследованы, им была бы оказана медицинская помощь.
Суд отказал в удовлетворении исков. При этом важен и интересен сам факт непосредственного руководства гражданами ЕС нормами наднационального права ЕС в своей жизни и возможности привлечения Комиссии в качестве ответчика по делу.
Выводы
Анализ норм договоров, директив, а также решений Суда ЕС показывает ведущую роль Европейской комиссии осуществлении управленческой и надзорной функции в правопорядке ЕС по вопросам оборота радиоактивных материалов для целей медицины, в число которых входят вопросы безопасности, обучения и охраны здоровья населения. Деятельность Комиссии в этих направлениях может быть оспорена в Суде ЕС.
Статус Европейской комиссии как истца и ответчика в Европейском суде свидетельствует об активном участии в вопросах ответственности за соблюдение законодательства в пределах ЕС.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Дело Комиссия против Бельгии С-146/01 // Официальный интернет-портал правовой информации ЕС. URL : eur-lex.europa.eu/legal-content/EN/T XT/?qid=1545389408795&uri=CELEX:62001CJ0146 (дата обращения: 24.11.2019).
Дело Комиссия против Великобритании С-155/06 // Официальный интернет-портал правовой информации ЕС. URL : curia.europa.eu/juris/document/ document.jsf?text=&docid=62745&pageIndex=0&doclang=EN&mode=lst& dir=&occ=first&part=1&cid=3162658 (дата обращения: 24.11.2019). Дело Комиссия против Испании С-21/96 // Официальный интернет-портал правовой информации ЕС. URL : curia.europa.eu/juris/showPdf.jsf;jsessioni d=9ea7d0f130d5ec3aebb615ff489c86998f4bcfd5b9d0.e34KaxiLc3eQc40Lax qMbN4Oah4Le0?text=&docid=100884&pageIndex=0&doclang=EN&mode =req&dir=&occ=first&part=1&cid=1020441 (дата обращения: 24.11.2019). Дело Комиссия против Совета С-29/99 // Официальный интернет-портал правовой информации ЕС. URL : curia.europa.eu/juris/liste. jsf?language=en&jur=C,T,F&num=C-29/99&td=ALL (дата обращения: 24.11.2019).
Дело Комиссия против Франции С-483/01 // Официальный интернет-портал правовой информации ЕС. URL : curia.europa.eu/juris/showPdf.jsf;jsession id=9ea7d2dc30dd64340116ea92484e85d1b77ac1ab9cd3.e34KaxiLc3qMb40 Rch0SaxyOax10?text=&docid=48288&pageIndex=0&doclang=EN&mode= lst&dir=&occ=first&part=1&cid=471407 (дата обращения: 24.11.2019). Дело Комиссия против Франции С-484/01 // Официальный интернет-портал правовой информации ЕС. URL : eur-lex.europa.eu/legal-content/EN/ TXT/?uri=CELEX%3A62001CC0484 (дата обращения: 24.11.2019).
Дело Комиссия против Франции С-512/08 // Официальный интернет-портал правовой информации ЕС. URL : curia.europa.eu/juris/document/document. jsf?text=&docid=81397&pageIndex=0&dodang=en&mode=lst&dir=&occ= first&part=1&cid=3287283 (дата обращения: 24.11.2019).
Директива Совета Европейских сообществ 2013/59/ Евратом от 5 декабря 2013 г., устанавливающая базовые стандарты защиты от рисков, возникающих от воздействия ионизирующего излучения, и отменяющая Директивы 89/618/Евратом, 90/641/Евратом, 96/29/Евратом, 97/43/ Евратом и 2003/122/Евратом // ИПС Гарант. URL: www.garant.ru/#/ document/71167286/paragraph/1:0 (дата обращения: 27.11.2019).
Ильин Н. Ю., Бородина А. А. Принцип обоснования в ядерной медицине: международно-правовые проблемы // Московский журнал международного права. 2019. № 2. С. 26-40.
Ильин Н. Ю. Основы права Европейского союза. М. : Норма, 2008. 224 с.
Объединенные дела С-205/10Р, C-217/10P, C-222/10P // Официальный интернет-портал правовой информации ЕС. URL : curia.europa.eu/juris/ listejsf?oqp=&for=&mat=or&jge=&td=%3BALL&jur=C%2CT%2CF&nu m=C-205%252F10&page=1&dates=&pcs=0or&lg=&pro=&nat=or&cit=no ne%252CC%252CCJ%252CR%252C2008E%252C%252C%252C0/o252C% 252C%252C%252C%252C%252C%252Ctrue%252Cfalse%252Cfalse&lan guage=en&avg=&cid=3288731 (дата обращения: 24.11.2019).
REFERENCES
Delo Komissija protiv Bel'gii S-146/01 // Oficial'nyj internet-portal pravovoj in-formacii ES. URL : eur-lex.europa.eu/legal-content/EN/TXT/?qid=15453894 08795&uri=CELEX:62001CJ0146 (data obrashhenija: 24.11.2019).
Delo Komissija protiv Velikobritanii S-155/06 // Oficial'nyj internet-portal pravovoj informacii ES. URL : curia.europa.eu/juris/document/document.jsf?te xt=&docid=62745&pageIndex=0&doclang=EN&mode=lst&dir=&occ=first &part=1&cid=3162658 (data obrashhenija: 24.11.2019).
Delo Komissija protiv Ispanii S-21/96 // Oficial'nyj internet-portal pravovoj informacii ES. URL : curia.europa.eu/juris/showPdfjsf;jsessionid=9ea7d0f130d5 ec3aebb615ff489c86998f4bcfd5b9d0.e34KaxiLc3eQc40LaxqMbN40ah4Le 0?text=&docid=100884&pageIndex=0&doclang=EN&mode=req&dir=&occ =first&part=1&cid=1020441 (data obrashhenija: 24.11.2019).
Delo Komissija protiv Soveta S-29/99 // Oficial'nyj internet-portal pravovoj informacii ES. URL : curia.europa.eu/juris/liste.jsf?language=en&jur=C,T,F&num=C-29/99&td=ALL (data obrashhenija: 24.11.2019).
Delo Komissija protiv Francii S-483/01 // Oficial'nyj internet-portal pravovoj informacii ES. URL : curia.europa.eu/juris/showPdf.jsf;jsessionid=9ea7d2dc3
0dd64340116ea92484e85d1b77ac1ab9cd3.e34KaxiLc3qMb40Rch0SaxyOa x10?text=&docid=48288&pageIndex=0&doclang=EN&mode=lst&dir=&oc c=first&part=1&cid=471407 (data obrashhenija: 24.11.2019).
Delo Komissija protiv Francii S-484/01 // Oficial'nyj internet-portal pra-vovoj informacii ES. URL : eur-lex.europa.eu/legal-content/EN/ TXT/?uri=CELEX%3A62001CC0484 (data obrashhenija: 24.11.2019).
Delo Komissija protiv Francii S-512/08 // Oficial'nyj internet-portal pravovoj in-formacii ES. URL : curia.europa.eu/juris/document/document.jsf?text=&doc id=81397&pageIndex=0&doclang=en&mode=lst&dir=&occ=first&part=1& cid=3287283 (data obrashhenija: 24.11.2019).
Direktiva Soveta Evropejskih soobshhestv 2013/59/ Evratom ot 5 dekabrja 2013 g., ustanavlivajushhaja bazovye standarty zashhity ot riskov, voznika-jushhih ot vozdejstvija ionizirujushhego izluchenija, i otmenjajushhaja Di-rektivy 89/618/Evratom, 90/641/Evratom, 96/29/Evratom, 97/43/Evratom i 2003/122/Evratom // IPS Garant. URL: www.garant.ru/#/document/71167286/ paragraph/1:0 (data obrashhenija: 27.11.2019).
Il'in N. Ju., Borodina A. A. Princip obosnovanija v jadernoj medicine: mezhdunar-odno-pravovye problemy // Moskovskij zhurnal mezhdunarodnogo prava. 2019. № 2. S. 26-40.
Il'in N. Ju. Osnovy prava Evropejskogo sojuza. M. : Norma, 2008. 224 s.
Ob#edinennye dela S-205/10P, C-217/10P, C-222/10P // Oficial'nyj internet-portal pravovoj informacii ES. URL : curia.europa.eu/juris/liste.jsf?oqp=&for=&ma t=or&jge=&td=%3BALL&jur=C%2CT%2CF&num=C-205%252F10&page = 1&dates=&pcs=Oor&lg=&pro=&nat=or&cit=none%252CC%252CCJ%25 2CR%252C2008E%252C%252C%252C%252C%252C%252C%252C%252 C%252C%252Ctrue%252Cfalse%252Cfalse&language=en&avg=&cid=328 8731 (data obrashhenija: 24.11.2019).