Научная статья на тему 'РОЛЬ ЭТНОГАСТРОТУРИЗМА В СОХРАНЕНИИ КУЛЬТУРНОГО НАСЛЕДИЯ РЕСПУБЛИКИ КРЫМ'

РОЛЬ ЭТНОГАСТРОТУРИЗМА В СОХРАНЕНИИ КУЛЬТУРНОГО НАСЛЕДИЯ РЕСПУБЛИКИ КРЫМ Текст научной статьи по специальности «Прочие социальные науки»

CC BY
182
22
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭТНОКУЛЬТУРНЫЙ ТУРИЗМ / ЭТНОКУЛЬТУРНЫЕ ЦЕНТРЫ / ГАСТРОНОМИЧЕСКИЙ ТУРИЗМ / КУЛЬТУРНОЕ НАСЛЕДИЕ / ТРАДИЦИОННЫЕ БЛЮДА / БРЕНД РЕГИОНА

Аннотация научной статьи по прочим социальным наукам, автор научной работы — Аблаева Э. С.

В статье рассматривается этногастротуризм, его перспективы развития в Крыму и роль в сохранении культурного наследия. Поскольку регион имеет большой гастрономический потенциал благодаря народам, проживающим на полуострове, в ходе исследования были предложены варианты объединения этнокультурного туризма с гастротурами. Помочь в этом могут этнокультурные центры народов Крыма. Благодаря данным учреждениям можно более полно погрузить гостя в особенности каждой культуры посредством знакомства не только с национальной кухней, но и с историей, бытом, ремесленным мастерством, традициями и музыкой. Также этногастротуризм способствует формированию бренда региона. Используя проект «Гастрономическая карта Крыма», разработанного Центром кластерного развития Республики Крым, можно проводить квесты для молодежи, связанные с историей и культурой полуострова

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE ROLE OF ETHNOGASTROTOURISM IN PRESERVING THE CULTURAL HERITAGE OF THE REPUBLIC OF CRIMEA

In the context of globalization, ethnogastrotourism opens up the possibility of development in the field of protection of cultural and natural heritage, cultural identity and intercultural exchange, contributing to the development of dialogue between different cultures. The historical and cultural heritage of each ethnos covers a sociocultural life with characteristic traditions and customs, features of life and craftsmanship. Being among people who use a different language, prefer a different cuisine, and have a different style of behavior - this is the key meaning of ethnogastrotourism. This topic is relevant, because according to the Federal State Statistics Service for 2014, representatives of 175 nationalities live in Crimea. Due to the fact that the Crimean peninsula is a multicultural region, the cuisine on the peninsula is diverse. This gives the advantage of developing a peculiar and unique gastronomic tourism with special traditions and hospitality.

Текст научной работы на тему «РОЛЬ ЭТНОГАСТРОТУРИЗМА В СОХРАНЕНИИ КУЛЬТУРНОГО НАСЛЕДИЯ РЕСПУБЛИКИ КРЫМ»

НАУЧНЫЕ СООБЩЕНИЯ АСПИРАНТОВ И МАГИСТРАНТОВ

Э. С. Аблаева

Крымский университет культуры, искусств и туризма

РОЛЬ ЭТНОГАСТРОТУРИЗМА В СОХРАНЕНИИ КУЛЬТУРНОГО НАСЛЕДИЯ РЕСПУБЛИКИ КРЫМ

В статье рассматривается этногастротуризм, его перспективы развития в Крыму и роль в сохранении культурного наследия. Поскольку регион имеет большой гастрономический потенциал благодаря народам, проживающим на полуострове, в ходе исследования были предложены варианты объединения этнокультурного туризма с гастротурами. Помочь в этом могут этнокультурные центры народов Крыма. Благодаря данным учреждениям можно более полно погрузить гостя в особенности каждой культуры посредством знакомства не только с национальной кухней, но и с историей, бытом, ремесленным мастерством, традициями и музыкой. Также этногастротуризм способствует формированию бренда региона. Используя проект «Гастрономическая карта Крыма», разработанного Центром кластерного развития Республики Крым, можно проводить квесты для молодежи, связанные с историей и культурой полуострова.

Ключевые слова: этнокультурный туризм, этнокультурные центры, гастрономический туризм, культурное наследие, традиционные блюда, бренд региона.

E. S. Ablaeva

Crimean University of Culture, Arts and Tourism (Russia, Republic of Crimea, Simferopol)

THE ROLE OF ETHNOGASTROTOURISM IN PRESERVING THE CULTURAL HERITAGE OF THE REPUBLIC OF CRIMEA

In the context of globalization, ethnogastrotourism opens up the possibility of development in the field of protection of cultural and natural heritage, cultural identity and intercultural exchange, contributing to the development of dialogue between different cultures. The historical and cultural heritage of each ethnos covers a sociocultural life with characteristic traditions and customs, features of life and craftsmanship. Being among people who use a different language, prefer a different cuisine, and have a different style of behavior - this is the key meaning of ethnogastrotourism. This topic is relevant, because according to the Federal State Statistics Service for 2014, representatives of 175 nationalities live in Crimea. Due to the fact that the Crimean peninsula is a multicultural region, the cuisine on the peninsula is diverse. This gives the advantage of developing a peculiar and unique gastronomic tourism with special traditions and hospitality.

Keywords: ethnocultural tourism, ethnocultural centers, gastronomic tourism, cultural heritage, direct dishes, brand of the region.

DOI 10.22405/2304-4772-2021 -1 -1 -162-171

Сегодня об идентичности наций все чаще говорят в контексте глобализации. Тема построения взаимоотношений между представителями

разных наций и религий - одна из самых актуальных в современных реалиях. Прежде всего, из-за того, что острые конфликты, возникающие в обществе, опасны для будущего всего мира и требуют быстрого решения. Также идет процесс активной ассимиляции народов, который ведет к растворению и исчезновению этносов как носителей уникальной культуры. Важно, чтобы представители всех национальностей (независимо от их количества) сохранили свой язык, культуру, идентичность.

Компактное проживание представителей одного этноса помогает в сохранении языка и традиции. А дисперсия напротив приводит к ассимиляции. В Республике Крым в результате массовой депортации 1944 года многие народы, покинув места компактного проживания, лишились связи с мечетями и церквями, обычаи и традиции стали забываться, количество носителей родного языка значительно сократилось. Такая дисперсия является основой проявления всех составляющих ассимиляционного процесса.

Пагубному процессу ассимиляции может противодействовать только этническая консолидация, способность этнической группы объединяться в рамках единого сообщества, сохранять национальную идентичность, образ жизни, традиции и обычаи, родной язык, религию, историю и культуру. Это происходит только там, где диаспора пассионарна и подчинена национальной идее. Гарантией сохранения нации в условиях чужеродной этнической среды может быть наличие жизнеспособной национальной общности.

Данная тема актуальна, поскольку по данным Федеральной службы государственной статистики за 2020 год в Крыму проживают представители 175 национальностей. В силу того, что крымский полуостров поликультурный регион, кухня на полуострове разнообразна, а каждый народ гордится своими традиционными блюдами [8]. В Российской Федерации проживает более 180 народов, следовательно, Россия является одной из самых многонациональных государств. Значимость данной работы связана с необходимостью научного осмысления крымского культурного пространства как части общекультурного пространства России. Важным аспектом является и то, что народы, проживающие вне родной территории, стремятся сохранить свою этнокультурную идентичность.

Говоря о сохранении национальной идентичности, мы вынуждены говорить о необходимости сохранения духовности народа. В основе национальной идентичность лежит язык, традиции, в том числе и религиозные и культура. Каждый этнос гордится своими индивидуальными традициями, и стремится их сохранить и передать потомкам. На полуострове принят языковой закон, согласно которому государственными являются 3 языка (русский, украинский, крымскотатарский). Также в Республике Крым религиозные праздники День Светлого Христова Воскресения, мусульманские праздники Курбан-байрам.Ораза-байрам и православный День Святой Троицы объявлены выходными.

С целью поддержки национальных культур в Республике Крым национальными общинами издано 125 тысяч экземпляров газет и журналов за прошедший год. И 10 тысяч экземпляров книг на национальных языках [7].

С целью сохранения этнокультурной идентичности на полуострове Государственным комитетом по национальным отношениям Крыма в 2020 г. проведено 47 мероприятий, направленных на этнокультурное и духовное развитие народов, проживающих в регионе. В том числе успешно реализованы:

- дни украинской, караимской, русской и других культур;

- день памяти Т.Г.Шевченко;

- молдавский национальный праздник «Мерцишор»;

- фестиваль украинской культуры «Обжинки»;

- конкурс крымскотатарской культуры «Къырым нагъмелери»;

- национальный праздник «Трифан Зарезан»;

Так как Крым является многонациональным регионом, формирование положительного имиджа особенно важно. Бренд полуострова формирует большое количество музыкальных, гастрономических, этнокультурных фестивалей [3, с. 157]. На сегодняшний день проведение этнокультурные мероприятия часто сопровождается дегустацией национальных блюд. Этногастротуризм играет большую роль в сохранении культурного наследия, культурной идентичности и развитии межкультурного диалога. Каждый этнос стремится сохранить и передать историко-культурное наследие с характерными традициями и обычаями, особенностями быта и ремесла. «Нахождение среди людей, использующих другой язык, предпочитающих другую кухню, и обладающих другим стилем поведения, - это и есть ключевой смысл этногастротуризма» [9, с. 235]. Таким образом, местная гастрономия выступает составляющей этнокультурного туризма. Это даёт преимущество развития своеобразного и уникального гастрономического туризма с особыми традициями и гостеприимством.

Вопросам гастрономического и этнокультурного туризма на полуострове посвящен ряд работ российских ученых. Так Н. Б. Кущев указывает на то, что уникальные рецепты, способы приготовления, сервировка стола и подача блюд, связанные с какими-либо событиями, личностями, историей или легендой являются неотъемлемой частью культурного наследия региона. Постепенно у региона формируется гастрономический бренд [5, с. 208]. Крым ассоциируется у туристов с чебуреками и самсой, вином и сыром местных производителей, свежими морепродуктами и рыбой, восточными сладостями, медом и вареньем из инжира, лепестков роз.

Изучению взаимосвязи этнокультурного и гастрономического туризма посвящены труды М. Е. Чеглазовой. По мнению автора, традиционные блюда помогают познакомиться с менталитетом, культурой и самобытным национальный характером этноса. «Местная кухня впитывает в себя давние обычаи, поэтому, знакомясь с традиционными блюдами, турист окунается в повседневную жизнь людей и более тесно соприкасается с ее культурой, часто еда может рассказать о народе гораздо больше, чем экскурсии по интересным

местам. В таком путешествии главная задача туриста - составить наиболее полное представление о стране через вкусовые ощущения» [10, с. 205].

Этногастротуризм, объединяющий элементы этнокультурного и гастрономического туризма, может стать перспективным направлением путешествий в Крыму. В первую очередь это связано с тем, что туристы все чаще интересуются культурно-историческим наследием региона. Во- вторых, в условиях глобализации, коммерциализации культуры и снижения уровня культурного образования этногастротуризм способствует сохранению этнической уникальности. «В-третьих, данный вид туризма создает условия для взаимодействия и совместного существования различных культур, религий и традиций, предоставляет возможность увидеть национальные жилища народов, их традиции и обычаи, попробовать блюда национальной кухни, познакомится с гостеприимностью и традиционным бытом. Что, в конечном итоге, ведет к укреплению и налаживанию межнациональных отношений» [4, с. 855].

На туристическую привлекательность Крыма влияют культурные традиции. «Под ними подразумевается система позиций, ценностей, норм поведения и принципы отношений между людьми в регионе, ритм и пульс его жизни. Национальные праздники, ремесленное мастерство, возможность знакомства с культурой и бытом сразу нескольких этносов определяют перспективы развития этногастротуризма в Крыму» [2, с. 280].

С целью выявления степени информированности и отношения респондентов к Крыму, как поликультурного региона, была подготовлена анкета, состоящая из 20 вопросов, которая была размещена на сайте https://docs.google.com/. Содержание вопросов было направлено на знание респондентами национальных особенностей народов, проживающих на полуострове. Участниками опроса были жители Крыма, Краснодара, Москвы, Санкт-Петербурга в возрасте от 14 до 50 лет.

На вопрос «С какими национальностями, проживающими в Крыму, Вы знакомы?» респонденты вспомнили русских, крымских татар, украинцев, караимов, греков, армян, крымчаков, цыган. Это говорит об осведомленности респондентов о национальном составе полуострова. На вопрос «Знакомы ли Вы с кухней народов Крыма? Что дегустировали?» большинство опрошенных назвали крымскотатарские блюда плов, манты, долма, чебуреки, пахлава, караимскую халву и украинский борщ. Следовательно, местные блюда неразрывно связаны с народами, проживающими на полуострове. Крым является многонациональным регионом, в котором на протяжении долгих лет переплетались истории многих культур не похожих друг на друга. Согласно переписи населения 2014 года, на полуострове проживает 535 караима, т.е. 0.02 % населения республики [8]. Караимская община Крыма активно возрождает свои религиозные и культурные традиции. Она находится в городе Евпатория, где каждую неделю проходят богослужения в молитвенных домах-кенассах. Караимская кухня пользуется популярностью у туристов и ее часто включают в гастрономические туры. Туроператор «Профтур» предлагает недельное путешествие под названием «Палитра вкусов Крыма», чтобы более полно

погрузиться в культуру народа. В ходе путешествия туристам предлагают продегустировать такие традиционные блюда как караимские пирожки, караимский кофе с корицей, слабоалкогольный напиток из изюма «бузы» и белая халва «акъалва», которую караимы делали по особым случаям. Такая халва была форме лепёшки, которую можно легко «разломать». Интересным караимским блюдом является хамур-долма или пельмени-ушки, которое готовится на мясном бульоне. По преданию, когда в караимский дом приходил жених, невеста должна была приготовить пельмени маленького размера, чтобы показать какая она хозяйка. Особенность караимской кухни в том, что рецепты не записывались, а передавались устно. Ценно, что сегодня сохранились сотни блюд этого народа, некоторых из которых нет в других культурах.

Попробовать Крым «на вкус» можно на территории всего полуострова. Уникальность каждого этноса напрямую связана с национальной кухней, следовательно, гастротуризм должен включать посещение культурно -этнографических центров. Такие центры становятся ключевыми учреждениями для популяризации и сохранения самобытности регионального культурного наследия. Рассмотрим подробнее этнокультурные и гастрономические особенности крымских татар. «В этнокультурных центрах крымских татар гостям предлагают познакомиться ближе с народом через национальные блюда, приглашают на кофейную церемонию, традиционную для всех крымско-татарских семей. В них собраны экспонаты, связанные с традиционными ремеслами крымских татар, предметы рукоделия и вышивки, предметы быта, старинные вещи, национальная одежда» [1, с. 105].

Культурно-этнографический центр «Коклуз» в Бахчисарайском районе, находится в отреставрированной крымским татарином Ренартом Саранаевым старинной усадьбе. В нём сохранилась старинная крымскотатарская архитектура и традиционный интерьер XIX века. Посетителей гостеприимно встречает хозяин, приглашая их на кофейную церемонию, традиционную для всех крымскотатарских семей. В доме действует этнографический музей, который знакомит с культурой и бытом народа. Комнатам присущ национальный колорит. Посетители могут ближе узнать культуру крымских татар через традиционные блюда. Бахчисарай является центром крымскотатарской кухни. В местных кафе и ресторанах гости могут попробовать такие традиционные блюда как чебуреки, лагман, бурма, кук-си, шорба, катык, шиш-кебаб, татараш и печенье курабье. Особенностями крымско -татарской кухни является разделение на приморскую и степную, а также заимствование блюд узбекской кухни, например, плов.

В 2006 году в Белогорске открылся Крымскотатарский этнографический центр «Qarasuvbazar». Архитектура центра характерна для начала XX века. Гостей встречают с традиционной подачи кофе или крымского чая на травах и угощают национальными сладостями. Центр «Qarasuvbazar», с примыкающим двором, представляет собой единый жилой комплекс. «Ранее с наступлением теплой погоды большую часть времени крымские татары проводили во дворе. Здесь мололи хлеб на дерменташ (ручных мельницах), пекли хлеб в фуруне

(хлебной печи). Сейчас в этнографическом центре по старинному рецепту продолжают печь хлеб в круглых тава (сковородах). Посетителей центра угощают хлебом, и предлагают самим достать воду из колодца».

Рассмотренные крымскотатарские культурно-этнографические центры пользуются популярностью как среди местного населения разного возраста, так и среди гостей Крыма: они внесены в программы туристических маршрутов. Это позволяет не только сохранять и передавать молодым поколениям традиции крымскотатарского народа, но и транслировать его культуру далеко за пределы полуострова.

Важная задача каждого этноса - сохранить язык, культуру, обычаи и иные национальные ценности. С такой миссией функционирует культурно -этнографический центр армян «Луйс». В центе издается газета «Голубь Масиса», проводятся радиопередачи на родном языке, а также отмечаются национальные праздники. Важным местом для армян является культурно -этнографический центр «Сурб-Хач», который расположен в Старом Крыму. Это название монастыря, который был не только религиозным местом, но и центром культуры народа. Армянская кухня в Крыму пользуется спросом, как у туристов, так и у местных жителей. Среди популярных блюд выделяют армянский лаваш, шашлык на ребрах и суп хаш. Наследие армян остается неотъемлемой частью культуры Крыма.

Культурно-этнографический центр немцев находится в селе Кольчугино (Кроненталь) в бывшем доме Шнайдера, основанном немцамиьв 1991 году. «Здесь воссозданы предметы старинной немецкой домашней утвари и посуды, уникальная коллекция фотографий и образцы старинной плитки. Сегодня в подвале, стилизованном под немецкий паб, посетители могут продегустировать темное и красное пиво, жаренные немецкие колбаски. Также гостям предлагают посетить и саму пивоварню, чтоб познакомиться со старой технологией производства напитка» [6, с. 85]. Также гости полуострова могут познакомиться с сохранившимися объектами немецкой культуры, расположенными на месте бывших колоний. К примеру, на месте бывшей немецкой колонии в селе Ароматное, Белогорского района, расположено поместье «Розенталь». Здесь расскажут об истории деревни и немецкой католической церкви 1867 года.

Греки внесли большой вклад в развитие истории и культуры полуострова, об этом свидетельствуют многие археологические находки. В музеях «Херсонес Таврический» собрана коллекция предметов периода греческой колонизации. Руины разрушенных греческих городов являются символами Крыма, а церкви, построенные греками, остаются центром религиозной жизни. Помимо материальных ценностей древних греков, этнографический центр греков «Карачоль» возрождается и духовные ценности. «Греческий культурно-этнографический центр расположен в селе Чернополье, старое название Карачоль, что в переводе с крымскотатарского означает «черная степь». Деревня была основана в середине XIX века, а сам музей работает с 1992 года в местной греческой общине. В 2003 году для музея было

построено специальное здание, отражающее стиль повседневной жизни фракийских греков (выходцев из Восточной Фракии). В 2004 году с помощью Крымского этнографического музея была открыта выставка, посвященная традиционной жизни греков и их образу жизни. Здесь был восстановлен интерьер богатой греческой усадьбы, а также собрана коллекция фотографий и этнографических предметов. Дом-музей воспроизводит жизнь греческой семьи» [9, с. 235]. Туристы могут узнать об истории центра, принять участие в греческих народных гуляниях с танцами, песнями, церемониями и отведать блюда греческой кухни.

Весомый вклад в развитие гастрономического туризма на полуострове внес «Центр кластерного развития Республики Крым». Проект «Гастрономическая карта Крыма» был реализован по инициативе участников туристического кластера и направлен на создание информационной базы в виде карты предприятий, ферм и индивидуальных предпринимателей, производящих и выращивающих продукты питания, ресторанов местной кухни и кухни народов Крыма, а также магазинов местной еды. Информация легла в основу сайта и печатной версии каталога, которая будет полезна не только гостям, но и местным жителям.

Проанализировав ресурсы этногастротуризма в Крыму можно сделать вывод, что подобные туры выступают не только как совокупность мероприятий, направленных на дегустацию традиционных блюд и напитков народов. В основе такого путешествия лежит возможность лучше узнать традиции, обычаи, культуру страны и найти вдохновение. Полуостров имеет большой гастрономический потенциал благодаря народам, проживающим на полуострове. В связи с этим необходимо развивать данный аспект туризма в Крыму с помощью объединения гастротуров с этнокультурным туризмом. Для дальнейшего развития этногастротуризма на полуострове необходимо продвижение символического образа полуострова и имеющегося этнокультурного потенциала с целью привлечения туристов в регион и поддержания межкультурного диалога. Проведение форумов, научно -практических конференций, фестивалей, выставок, съездов с участием гостей как из других регионов России так из-за рубежа, создаст благоприятные условия для сохранения национальных традиций крымских этносов. Проведение мастер-классов по приготовлению блюд и квестов по истории региона, с использованием гастрономической карты полуострова могут стать новой вехой в развитии данного вида туризма. Это позволит охватить новые города и сёла и расширить маршруты туров, что в свою очередь поможет решить проблему сезонности в туризме.

Культурно-этнографические центры в Крыму играют важную роль в сохранении культурного наследия. Функционирование данных учреждений содействует взаимному пониманию и росту уважения между народами. Центры выступают способом возрождения и охраны культуры и способствуют формированию межкультурного диалога. Включение этнокультурных центров в гастротуры позволит сделать путешествие более аттрактивным, насыщенным

и увлекательным. Благодаря этому туристы, посещающие полуостров, смогут как отведать национальные блюда и напитки, так и через знакомство с традициями, историей народов, участия в ремесленных мастер -классах окунуться в культуру другого народа.

Литература

1. Аблаева Э. С. Роль культурно -этнографических центров крымских татар в сохранении культурного наследия Республики Крым // Российские тюрки: история и современность. 2018. С. 104-107

2. Ботнареску А. Г. Гастрономия как перспективное направление развития туризма Архангельской области // Материалы I Всероссийской научно-практической конференции с международным участием. 2015. 357 c.

3. Важенина И. С., Важенин С. Г. Имидж, репутация и бренд территории // ЭКО. 2008. № 7.С. 154-163

4. Железова О. Р. Этнический гастрономический туризм, его роль в сохранении национальной культуры и самобытности народов // Молодой ученый. 2013. № 5 (52). С. 855-858.

5. Кущева Н. Б., Бедняева Т. В. Гастрономический туризм как перспективный вид развития регионов России // Современные исследования социальных проблем. 2014. №12 (44). С. 207-217

6. Нехаева Н. Е., Терехова Ю. С. Гастрономический туризм как перспективное направление развития регионов России // Естественные и математические науки в современном мире. 2015. № 34. C. 82-87.

7. Нечитайло Д. С. Государственная культурная политика Республики Крым // Современные научные исследования и инновации. 2018. № 2 [Электронный ресурс]. URL: https://web.snauka.ru/issues/2018/02/85942 (дата обращения: 04.02.2021).

8. Федеральная служба государственной статистики: [Электронный ресурс]. URL: http://crimea.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_ts/crimea/ru/ (дата обращения: 21.02.2021)

9. Федорченко Ю. Н. Предпосылки развития гастрономического туризма в Крыму // Современные научные исследования и инновации. 2017. С. 232-240

10. Чеглазова М. Е. Гастрономический туризм - изюминка культурно-познавательного туризма в Крыму // Приоритетные направления и проблемы развития внутреннего и международного туризма в России. Симферополь: Ариал, 2018.С. 204-207

References

1. Ablayeva E. S. Rol' kul'turno-etnograficheskikh tsentrov krymskikh tatar v sokhranenii kul'turnogo naslediya Respubliki Krym [The role of the cultural and ethnographic centers of the Crimean Tatars in the preservation of the cultural heritage

of the Republic of Crimea]. Rossiyskiye tyurki: istoriya i sovremennost' [Russian Turks: history and modernity]. 2018. Pp. 104-107. [In Russian]

2. Botnaresku A. G. Gastronomiya kak perspektivnoye napravleniye razvitiya turizma Arkhangel'skoy oblasti [Gastronomy as a perspective direction of tourism development in Arkhangelsk region]. Materialy I Vserossiyskoy nauchno-prakticheskoy konferentsii s mezhdunarodnym uchastiyem [Materials of the 1st All-Russian Scientific and Practical Conference with International Participation]. 2015. 357 p. [In Russian]

3. Vazhenina I. S., Vazhenin S. G. Imidzh, reputatsiya i brend territorii [Image, reputation and brand of territory]. EKO Publ., Issue 7. 2008. Pp. 154-163. [In Russian]

4. Zhelezova O. R. Etnicheskiy gastronomicheskiy turizm, yego rol' v sokhranenii natsional'noy kul'tury i samobytnosti narodov [Ethnic gastronomic tourism, its role in preserving the national culture and identity of peoples]. Molodoy uchenyy. Issue 5 (52). 2013. Pp. 855-858. [In Russian]

5. Kushcheva N. B., Bednyayeva T. V. Gastronomicheskiy turizm kak perspektivnyy vid razvitiya regionov Rossii [Gastronomic tourism as a perspective direction of economic development of Russian regions]. Sovremennyye issledovaniya sotsial'nykh problem [Modern Studies of Social Issues]. Issue 12 (44). 2014. Pp. 207217. [In Russian]

6. Nekhayeva N. Ye., Terekhova YU. S. Gastronomicheskiy turizm kak perspektivnoye napravleniye razvitiya regionov Rossii [Gastronomic tourism as a perspective direction of the development in regions of Russia]. Yestestvennyye i matematicheskiye nauki v sovremennom mire. Issue 34. 2015. Pp. 82-87. [In Russian]

7. Nechitaylo D. S. Gosudarstvennaya kul'turnaya politika Respubliki Krym [State cultural policy of the Republic of Crimea]. Sovremennyye nauchnyye issledovaniya i innovatsii [Modern scientific researches and innovations]. Issue 2. 2018. URL: https://web.snauka.ru/issues/2018/02/85942 (accessed: 04 February 2021). [In Russian]

8. Federal'naya sluzhba gosudarstvennoy statistiki [Federal State Statistics Service]. URL: http://crimea.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_ts/crimea/ru/ (accessed: 21 February 2021). [In Russian]

9. Fedorchenko Yu. N. Predposylki razvitiya gastronomicheskogo turizma v Krymu [Prerequisite development gastronomic tourism in Crimea]. Sovremennyye nauchnyye issledovaniya i innovatsii [Modern scientific researches and innovations]. 2017. Pp. 232-240. [In Russian]

10. Cheglazova M. Ye. Gastronomicheskiy turizm - izyuminka kul'turno-poznavatel'nogo turizma v Krymu [Gastronomic tourism can be the highlight of cultural tourism in the Crimea]. Prioritetnyye napravleniya i problemy razvitiya vnutrennego i mezhdunarodnogo turizma v Rossii. Simferopol: Arial Publ., 2018. Pp. 204-207. [In Russian]

Статья поступила в редакцию 21.02.2021 Статья допущена к публикации 14.03.2021

The article was received by the editorial staff21.02.2021 The article is approved for publication 14.03.2021

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.