5. КГБУ «Камчатский краевой объединенный музей» (ККОМ). ГИ 21155. Краткая записка об истории строительства морского порта в Петропавловске в 1942—1945 гг.
6. Кошман Г.И. Опыт строительства причалов из металлического шпунта // Морской флот. -1947. - № 1. - С. 33-40.
7. Тупиков А.Е. Воспоминания гидростроителя. Рукопись. Архив ОАО «Петропавловск-Камчатский морской торговый порт». - Б. м., б. г.
8. КГБУ «Государственный архив Камчатского края» (ГАКК), ф. Р-298, оп. 1, д. 19.
УДК [338.48-6:36](517.66)
РОЛЬ ЭТНИЧЕСКОГО ТУРИЗМА ДЛЯ КАМЧАТСКОГО КРАЯ
В.В. Рыкина
Камчатский государственный технический университет, Петропавловск-Камчатский, 683003 e-mail: [email protected]
Данная работа посвящена анализу перспектив развития этнического туризма на Камчатке. Этнический туризм - одно из направлений культурно-познавательного туризма, распространен во многих странах мира. Этнический туризм имеет своей целью ознакомление с бытом, культурой, традициями и обычаями людей, которые живут в гармонии с окружающей природной средой. Развитие этнического туризма в Камчатском крае становится новым направлением деятельности. Этот вид туризма будет востребован в будущем в связи с его уникальностью и неповторимостью, а также экономическими и социальными преимуществами для региона.
Ключевые слова: этнический туризм, традиции, мультикультурность, этнография.
^le of ethnic tourism for Kamchatka Region. V.V. Rykina (Kamchatka State Technical University, Petro-pavlovsk-Kamchatskу, 683003)
This study is devoted to the analysis of ethnic tourism development prospects in Kamchatka. Ethno tourism is the branch of cultural & educational tourism which is widespread in different countries all over the world. The purpose of ethno tourism is an acquaintance with the way of life, culture, traditions and customs of people who live in harmony with natural environment. The development of ethno tourism in Kamchatka region is becoming a new direction of activities. This kind of tourism is going to be highly demanded in future because of its uniqueness and beauty and because of economic and social advantages for the region.
Key words: ethno tourism, traditions, multiculture, ethnography.
Камчатка, по-прежнему, для большинства жителей нашей страны и зарубежья остается Terra Incognita. Многие представляют ее исключительно как страну огнедышащих гор и вулканов, совсем не задумываясь о богатейшей культуре народов, издревле населяющих эту территорию. Интерес к Камчатке постоянно увеличивается, разрабатываются программы по экологическому туризму. В результате прибывшие на полуостров активно посещают уникальные природные заповедники. Знакомство с обычаями и историей коренных народов ограничивается в лучшем случае посещением музея либо присутствием на инсценированных национальных праздниках. Таким образом, множество народностей, населяющих Камчатку, для основной массы туристов так и остаются чем-то неизведанно единым.
Наш полуостров стал родным для разных, зачастую совсем не похожих друг на друга культур. За последнее столетие ительмены, коряки, эвены и другие народы в силу множества причин как политического, так и социально-экономического плана во многом утратили присущие исключительно им традиции и обрядность. Поэтому очень хочется, чтобы помимо экотуризма развивался еще и этнотуризм. Это даст возможность расширения знания и популяризации местного колорита, а также поможет сохранить национальную культуру во всей ее самобытности.
Этнический туризм - одно из направлений культурно-познавательного туризма. Мировая практика доказывает, что подобная форма знакомства с национальными особенностями способна удовлетворить целый ряд духовных, эстетических и интеллектуальных потребностей человека. Многие страны мира и некоторые регионы нашего государства уже по достоинству оценили перспективы и реальную выгоду от использования этой формы туризма. Наиболее важным в организации этнического туризма является ознакомление участников с традициями и культурой различных народов. «Традиции - это система позиций, ценностей, норм поведения и принципы отношений между людьми в стране, ритм и пульс ее жизни. Характеристика традиций включает анализ существующих традиций, их место в жизни страны и их привязку к конкретным этносам и территориям. Роль традиции неодинакова в различных сферах социальной жизни. В меньшей степени традиция проявляется в экономике, достигает максимума в религии. Общества и социальные группы, принимая одни элементы социокультурного наследия, в то же время отвергают другие, поэтому традиции могут быть как позитивными (что и как традиционно принимается), так и негативными (что и как традиционно отвергается)» [2, с. 426].
В Камчатском крае этнический туризм может развиваться по нескольким направлениям. Одним из них является посещение существующих поселений, сохранивших особенности традиционной культуры и быта аборигенных народов. Эти территории можно назвать демонстрационными или показательными, и они бывают как постоянными, так и временными (например, стоянки кочевников-скотоводов или бродячих охотников и собирателей). Туристические маршруты, проходящие через такие поселения, существуют во многих странах [1]. Кроме того, возможно создание новых стилизованных под историческое прошлое экскурсионно-туристических направлений.
Как правило, туристы, отправляющиеся на Камчатку, преследуют несколько целей.
Во-первых, это желание соприкоснуться с традиционным бытом коренных жителей - ительменов, коряков, эвенов. Для этого туристы отправляются в центральные и северные районы полуострова. В данном случае четко прослеживается сочетание этнического туризма с экологическим. В некоторых национальных поселениях население иногда использует национальную одежду и демонстрацию элементов традиционного уклада жизни, привлекая тем самым туристов. Часто туристы становятся свидетелями и даже участниками красочных традиционных праздников и фестивалей. Посещая традиционные поселения, туристы с удовольствием приобретают в качестве сувениров различные изделия местных умельцев, пробуя блюда национальной кухни, что приносит небольшой дополнительный доход и населению, и государству.
Во-вторых, этнический туризм включает в себя знакомство с музеями народного быта (Бы-стринский районный этнографический музей). Особый интерес вызывают этнографические музеи под открытым небом (в 2013 г. состоялось открытие этнокультурного центра в с. Никольское на о. Беринга. В этом же году начато строительство «Тигильского острога», этнографического центра-музея под открытым небом), в которых содержатся образцы традиционной архитектуры, предметы быта и проводятся национальные праздники. Кроме этого, туристические компании предлагают туристам ряд этнографических экскурсий с посещением:
- ительменской деревни Пимчах (в переводе с ительменского языка - огонек'). Она расположена в лесу, у подножия г. Острая. Деревня представляет собой жилища, построенные по традициям ительменского народа, который существовал 500 лет назад. На территории деревни расположен музей под открытым небом;
- деревни Танынаут, где проживает племя камчей. В программе: вкусное угощение от аборигенов (шурпа из оленины, тельно, салат из морской капусты, чай из кедрача), этнические танцы, игры, игра на варгане, мастер-класс по этническим танцам, обряды: добыча огня, очищение от злой энергии, гадание на рунах;
- тематического парка «Земля Кутха», посвященного особенностям этнической культуры народов загадочной камчатской земли. Здесь можно почувствовать атмосферу туземного уклада жизни, удивительных ритуалов и обычаев. «Земля Кутха» представлена несколькими народностями, мирно проживающими на Камчатке. Туристы становятся свидетелями замечательного этнического представления, участниками игр и мастер-классов;
- национальной деревни Кайныран. Жителям и гостям полуострова предлагается незабываемый отдых в этническом стиле на природе и др.
Особо значимую роль в развитии этнического туризма играет уникальная для региона традиционная камчатская гонка на собачьих упряжках - «Берингия». Традиционная не только по-
тому, что проходит уже более 20 лет, но и потому, что это единственная гонка в мире, которая возродила и успешно сохраняет традиционный национальный уклад коренных малочисленных народов Севера, проживающих в Камчатском крае. Ежегодно гонка привлекает к себе внимание как российских, так и зарубежных туристов, которые увозят с собой ничем не оценимые знания и впечатления о хрупкой и одновременно богатой этнической культуре народов, традиционно населяющих наш край. Для Камчатки именно «Берингия» может стать жемчужиной этнотуризма как для российских, так и для иностранных граждан.
Итак, благодаря этническому туризму человек получает возможность увидеть исторически сложившиеся жилищные и хозяйственные постройки, местных жителей в национальной одежде, а также принять участие в традиционных праздниках, попробовать блюда национальной кухни и купить сувениры, изготовленные руками местных мастеров. При этом человек может своими глазами увидеть предмет, принадлежащий той или иной культуре и эпохе, узнать о его деловом и символическом назначении. Возможно, таким образом, удастся решить и важнейшую задачу -сохранить историко-культурное наследие, язык народов, населяющих Камчатку и Командорские острова.
«Вернувшись из поездки, туристы показывают своим родственникам и знакомым приобретенные изделия, делятся впечатлениями об особенностях культуры этносов посещенного региона. Все это в целом способствует укреплению толерантного отношения между представителями разных этносов» [3, с. 6]. Кроме того, этнотуризм способствует популяризации данных регионов как мест, предпочтительных для посещения и активного туризма, что при грамотном социально-экономическом подходе положительно сказывается на перспективах развития региона.
В настоящее время в России разрабатываются проекты, целью которых является стимулирование экономического развития общин коренного населения посредством этно-экологического туризма как вида экономической деятельности самих коренных народов, осуществляемой ими на территориях их традиционного природопользования.
Подобные инновационные для России проекты направлены на развитие устойчивого этнического туризма силами местного и коренного населения, одной из наименее социально, экономически и политически защищенных и наиболее нуждающихся групп населения современного российского общества. Представители общин коренных малочисленных народов Севера впервые получат возможность пройти обучение основам организации и развития этнического туризма как устойчивого бизнеса и осуществлять экономическую деятельность на собственных территориях традиционного природопользования [4].
Для разработки программ по развитию данного направления в туризме и организации конкретных маршрутов по местам проживания коренных малочисленных народов важным является этап подготовки, на котором необходимо:
- собрать все имеющиеся материалы, документы, программы и планы по развитию туризма на проектных территориях, рассмотреть социально-экономическое положение района;
- дать оценку инвестиционных возможностей развития устойчивого этнического туризма и сформировать пакет инвестиционных предложений в виде базы данных;
- изучить спрос на услуги этнического туризма;
- создать партнерскую сеть различных организаций, заинтересованных в развитии этнического туризма;
- провести комплекс маркетинговых исследований по оценке возможностей развития устойчивого этнического туризма силами национальных общин;
- определить степень готовности и возможности общин коренного населения использовать потенциальные ресурсы этнического туризма и развивать его на своих территориях;
- подготовить квалифицированных специалистов в области этнического туризма из числа местного населения.
Результативной модели развития аборигенного этнического туризма на Камчатке пока не существует, ее еще предстоит разработать. Среди главных предпосылок для развития данного вида туризма - огромные ресурсы экологического и этнического туризма на обширной территории проживания коренных малочисленных народов Севера и большое число созданных в последнее десятилетие общин этих народов, которые желают заниматься привлечением туристов.
Главная задача проектов по развитию этнического туризма направлена на то, чтобы уберечь процесс развития экологического и этнического туризма от непродуманных, сиюминутных тен-
денций, придать ему устойчивость, прежде всего, посредством активного вовлечения коренных малочисленных народов в сферу туристского бизнеса. Гарантией стабильности и эффективности проектов развития туристского бизнеса и устойчивого развития в более широком смысле станет самостоятельное руководство реализацией проектов представителями коренных малочисленных народов [4].
Литература
1. Воскресенский В.Ю. Международный туризм: Учеб. пособие. - М.: Юнити-Дана, 2006. -255 с.
2. Кононенко Б.И. Большой толковый словарь по культурологии. - М.: Вече 2000; АСТ, 2003. - 512 с.
3. Ресурсы этнического туризма: Учеб. пособие по дисциплине «Краеведение и туризм» для студ. всех форм обучения специальности «Социально-культурный сервис и туризм» / Сост. С.Э. Зубов, М.В. Кржижевский. - Самара: Филиал ГОУ ВПО «МГУС», 2007. - 67 с.
4. Чумаков К. Этно-экологический туризм в сохранении природного и культурного наследия // Новая жизнь. - 2006. - № 5. - С. 15-16.