РОЛЬ ЭМОЦИЙ В ЛИЧНОСТНОМ РАЗВИТИИ ПОДРОСТКОВ А.В. Еременко, Е.Н. Морозова
Eremenko A.V., Morozova E.N. Role of emotions in the personal development of teenagers. The article underlines the significance of emotional state of a teenager. The author emphasizes that the implicit emotions became the immediate ground of neurotic states of a child, and later on, they set up his adult problems. Period of maturing because of its specifics is a risk zone in relevance to the emotional deficiencies. Timely prevention the emotional deficiencies of a child and taking care about reasonable and adequate answers to his actual needs will stimulate normal development of his personality.
Источники развития личности всегда интересовали исследователей самых разных областей. Авторы всех или почти всех теорий склоняются к мысли, выраженной афоризмом «все мы родом из детства».
Подросток или ребенок - прежде всего существо эмоциональное, поэтому его эмоциональное благополучие или неблагополучие не может быть неинтересным фактом по отношению к личности будущего взрослого.
Важность изучения этого вопроса объясняется тем, что неотреагированные эмоции становятся непосредственной причиной невротических состояний ребенка и в дальнейшем определяют его взрослые проблемы. Эмоциональную реакцию ребенка вызывают факторы, связанные с удовлетворением его актуальных потребностей, а несвоевременное удовлетворение или фрустрация этих потребностей в сензитивные для развития определенных функций периоды накладывает отпечаток на всю дальнейшую жизнь человека.
Как известно, важную роль в обеспечении эмоционального развития ребенка играют его родители. Пытаясь облегчить ребенку вхождение в социум, они транслируют в своих требованиях требования малой группы, более широкого социума или требования своих собственных родителей к ним самим, не учитывая индивидуальность ребенка и степень его готовности принять эти требования.
В результате часто формируется невротическая личность. Требования и ожидания родителей по отношению к ребенку постепенно формируют его личность. Процесс формирования черт характера проходит стадию психических состояний, которые, повторяясь и закрепляясь, становятся устойчивыми психическими образованиями.
Детский возраст - это время, когда еще все возможно изменить, когда поведенческие
проявления еще не представляют собой черт личности, а черты личности не имеют определенной формы выражения в поведении.
Подростковый возраст, по мнению Н.М. Иовчук, - это особенный, единственный, неповторимый период человеческой жизни, в котором происходит физическое, личностное, нравственное и социальное формирование [1]. Пубертат - это взрыв после спокойного (или относительно спокойного) детского существования, возраст ожидания, смятения и поиска. Если посмотреть на человеческую жизнь на всем ее протяжении -от начала до конца, от рождения до смерти, -то оказывается невозможным найти ничего похожего на этот период, хотя и в детстве, и в дальнейшей жизни человека существуют другие специфические кризовые периоды.
Между тем, кроме изменения тела, наблюдаются и изменения в эмоциональной сфере: с началом пубертатного периода все заметнее становятся противоречивые, часто меняющиеся оттенки настроения. Подросток остро и болезненно реагирует на все, происходящее вокруг, относящееся и не относящееся к нему лично. Он раним, сверхчувствителен, хотя и пытается скрыть свои чувства за маской безразличия, высокомерия и снисходительности или за грубостью, дерзостью, бравадой. Настроение часто меняется без причины или по незначительному, с точки зрения взрослого, поводу.
Таким образом, центральным новообразованием подросткового возраста считается чувство взрослости, т. е. осознание того, что он уже не ребенок, однако ощущения полноценной, подлинной взрослости у подростков еще нет. Этим обусловлен интерес к тем нормам, ценностям и способам поведения, которые существуют в мире взрослых, а пра-
вила и ограничения, установленные для него, подростка уже не устраивают.
У подростка очень ярко проявляется, с одной стороны, стремление к общению и совместной деятельности со сверстниками, желание жить коллективной жизнью, иметь близких товарищей, друга, с другой стороны -не менее сильное желание быть принятым, признанным, уважаемым товарищами. Это становится важнейшей потребностью, а ее неудовлетворение вызывает тяжелые переживания у подростка.
Положение подростка в коллективе зависит, прежде всего, от того, насколько выражены у него товарищеские качества, смелость, сообразительность, умение владеть собой. Подростки осуждают «измену» товарищу и группе, эгоизм и жадность, зазнайство и выпячивание собственных достоинств. Осуждается также отсутствие самоуважения, неумение отстоять свою позицию. В подростковом возрасте развивается умение ориентироваться на требования сверстников, учитывать их [2].
В то же время дружеские отношения бывают чаще всего довольно тесными, но недолговечными.
Для сближения большое значение также имеет общность интересов и любимых занятий, уровень развития, общая осведомленность. Товарищ становится образцом для подростка. Существуют особые требования к дружеским отношениям - требование взаимной откровенности и понимания, чуткости и отзывчивости, сопереживания и умения хранить тайну. Общение, в котором каждый раскрывает другому свой внутренний мир, обогащает обоих, позволяет лучше понять и осознать то, что происходит в собственной душе.
Таким образом, стремление быть взрослым, самостоятельным и потребность в общении с товарищами определяет личные взаимоотношения подростка. В общении совершенствуется и корректируется самооценка, формируется «Я - концепция» подростка.
В отношениях со взрослыми становится ощутим эмоциональный барьер, который неискушенному человеку кажется проявлением эгоизма. Подростки бывают неравнодушны к попыткам взрослых вызвать сочувствие к своим проблемам и интерес к своим заботам. Происходящее в мире взрослых перестает вызывать у молодого человека прежний ин-
терес как в семье, так и вне ее. Подростки активно создают свою субкультуру, отвечающую их эстетическим потребностям (ритмичность музыки, динамичность сюжетов, романтичность содержания при экспрессивной форме выражения чувств и т. д.).
Проблемы самоутверждения в среде сверстников, связанные с отходом от семьи, группированием, противопоставлением себя миру взрослых, отстаиванием своих интересов, не являются для них чем-то качественно новым, а закрепляют уже сложившиеся привычки, во многом усвоенные ранее под давлением обстоятельств. Более того, накопленный жизненный опыт дает им даже вполне ощутимые преимущества в глазах сверстников: умение не растеряться в конфликтной ситуации, решительность, выносливость к экстремальным условиям [3].
В подростковом периоде внушаемость, зависимость, податливость детства сменяются резкой оппозицией, критиканством, отрицанием авторитетов. Подросток начинает видеть недостатки своих родителей, болезненно переживает их замечания, требования, их образ жизни, их попытки подчинить его своей воле, их бестактность, обусловленную, в общем-то, непониманием того, что их ребенок переживает мучительную ломку и уже перестал быть ребенком. Подросток со всей страстью и безрассудством начинает бороться за свою независимость, отрицая идеалы отцов и матерей и противопоставляя им свои, еще несформированные, часто меняющиеся идеалы. Это противопоставление, называемое «реакциями сепарации», чаще всего преследует единственную цель - вырваться из привычного, душного, с точки зрения подростка, мирка, показать, что он свободен, продемонстрировать свою независимость и оригинальность. В это время часто заметно ухудшаются отношения подростка с родителями, педагогами, друзьями родителей. Подросток выглядит отчужденным, замкнутым, скрывает от родных свои внешние привязанности и занятия, нередко бывает грубым и дерзким.
В силу необходимости сопоставить свои ощущения и мысли с ощущениями и мыслями себе подобных подросток постоянно стремится к контакту со сверстниками. Многочасовые «гулянья», просиживание с другими подростками во дворе, длительные за-
душевные беседы с друзьями и подругами -все то, что взрослые склонны расценивать как бессмысленную болтовню или пустое времяпрепровождение, совершенно необходимо подростку для развития и становления личности. Кто-то из подростков пассивно слушает других, пытаясь услышать актуальные для себя мотивы, другие же активно делятся своими мыслями, ощущениями, переживаниями, вызывая на разговор приятелей. В этих компаниях впервые в той или иной степени становятся актуальными сексуальные влечения. Это будоражит, «щекочет нервы», и этому стремлению невозможно противостоять. Здесь же в компании подростков впервые пробуются другие «запретные плоды» - курение, алкоголь, наркотик, и снова появляются новые ощущения, которые необходимо осмыслить. Подросток тянется ко всему новому, он хочет быть независимым, а видимость независимости легче обретается в группе сверстников. Здесь его, как ему кажется, понимают, в то время как дома подходят лишь с нравоучениями да нытьем по поводу того, каким он стал плохим, как он изменился и отдалился. Стремление подростка к общению с себе подобными называется «реакцией группирования». Она необходима подростку, без нее формирование его личности было бы искажено. При этом немаловажное значение для его позитивной (положительной) или негативной (отрицательной) социализации имеет характер группы.
Приведенный в книге А.Е. Личко пример подчеркивает важность и необходимость для жизни подростка группы сверстников: в результате проведенного в обезьяньем питомнике эксперимента выяснилось, что молодые обезьяны (соответствующие человеческому подростковому возрасту) нормально развивались и были здоровы, только группируясь с себе подобными по возрасту. Лишенные контакта с группой сверстников подростки-обезьяны погибали [4].
Очень важной особенностью подросткового периода является повышенная рефлексия - самокопание, анализ своих и чужих поступков, «раскладывание по полочкам», непрерывное обдумывание и определение своего места в мире, обществе, попытки оценить себя. Следует заметить, что ни в каком другом возрасте такого высокого уровня рефлексии, как у подростка, в норме не об-
наруживается. Она свойственна только подросткам и юношам и, появляясь в других возрастных группах (у детей или взрослых), часто свидетельствует о психических расстройствах. Оценивая свои душевные и нравственные качества, свои способности и возможности, подросток, как правило, недоволен ими. И здесь, так же как при оценке своих физических данных, при достаточной активности, инициативности подростка проявляется положительное - борьба за самосовершенствование. Это выражается в усиленных занятиях математикой, иностранным языком, чтением литературы по особой программе, в попытках развития своих нравственных качеств, силы воли. В то же время это стремление иногда приобретает нелепый характер в связи с неадекватным выбором области знаний, поверхностностью их изучения, нелепой бравадой при их демонстрации. У части подростков все их благие устремления кончаются непрерывными мучениями по поводу своего несовершенства.
В формирующейся системе мировоззрения у подростка немалую роль может играть религия, поскольку она как нельзя более соответствует подростковым особенностям (потребности в объяснении своих изменений, своего места, утешении), негативизму и оппозиционности к семье и обществу, необходимости в поддержке группы единомышленников, понимании взрослых. Религия отвечает на самые актуальные вопросы пубертата: «Кто я?», «Какой я?», «Что будет?», нивелирует неопределенную тревогу, страх перед будущей жизнью и будущей смертью, объясняет смысл жизни, намечает линию жизни. Принятие традиционных для общества религиозных догм - самое простое решение проблемы, не требующее большой внутренней переработки, но в то же время нередко подросток выходит за рамки «своей» религии, становясь атеистом в религиозном окружении, принимая противоречащее или нетрадиционное вероисповедание (например, в России - католицизм, иудаизм, буддизм и т. д.), примыкая к сектантству. При этом немаловажными для подростка являются не столько основные религиозные догмы или философские идеи той или иной религии, сколько внешние формы - обрядность.
Формирование системы идей, определяющих образ жизни и цели, является нор-
мой для подросткового возраста, и в то же время мировоззрение подростка, мешающее социальному росту, контактам со сверстниками, школьному и профессиональному обучению, т. е. социальной адаптации, превращается в патологию - мировоззренческие расстройства.
Пубертат так изменяет поведение, эмоциональные реакции, привязанности, вкусы, что недавнего ребенка не могут узнать ни родители, ни педагоги, он становится непонятным и часто отверженным взрослыми - и в своей семье, и в школе. Любому подростку, независимо от эпохи, национальности и культуры, присущ определенный комплекс выраженных в большей или меньшей степени признаков.
Характерными чертами пубертатного периода, по мнению Н.М. Иовчук, являются [1]:
• половое созревание, сопровождающееся бурным изменением тела, массивными вегетативными проявлениями, множеством новых физических ощущений, в том числе обусловленных возникновением сексуального влечения;
• эмоциональная заряженность, выраженная неустойчивость фона настроения, его сверхчувствительность к внешним влияниям;
• повышенный интерес к своим физическим и психическим особенностям, озабоченность по поводу своего физического, интеллектуального или нравственного несовершенства; стремление к самосовершенствованию;
• особые чувствительность и ранимость, связанные с формирующимся физическим и психическим Я;
• повышенная рефлексия, попытка выработки личного мировоззрения, потребность в самостоятельности, независимости, оппозиционность, критиканство, игнорирование авторитетов, «протест против отцов»;
• одновременно с этим зависимость от окружения, страх оказаться вне сообщества сверстников, быть непринятым ими, утриро-
ванный конформизм, подчиненность группе («реакция группирования»).
Подростковый возраст имеет свои специфические психические расстройства, не характерные ни для детей, ни для взрослых, которые обусловлены описанными выше особенностями пубертатного периода. Среди типичных для пубертатного периода психических расстройств нет ничего, что не было бы свойственно «нормальному» пубертатному кризу, но, проявляясь в рамках того или иного болезненного состояния, эти особенности приобретают гротескную, утрированную, устойчивую форму.
В подростковом возрасте происходит усвоение тех или иных социально-культурных норм, ценностей, общественных требований, становление способов поведения и личностных ценностей [5].
Пубертатный период в силу определенных особенностей (стремления к группированию, негативизма, оппозиционности и пр.) является зоной повышенного риска по возникновению эмоциональных нарушений, особенно при неправильном отношении взрослых к подростку.
Своевременная профилактика эмоциональных нарушений у ребенка и забота о разумном своевременном удовлетворении его актуальных потребностей будут способствовать нормальному развитию его личности.
1. Иовчук Н.М. Детско-подростковые психические расстройства. М., 2002.
2. Изучение мотивации поведения детей и подростков / под ред. Л.В. Божович, П.В. Благо-надеот. М., 1992.
3. Караковский В.А. Стать человеком. Общечеловеческие ценности - основа целостного учебно-воспитательного процесса. М., 1993.
4. Личко А.Е. Психопатии и акцентуации характера у подростков. Л., 1991.
5. Маслоу А. Мотивация и личность / пер. с англ. СПб., 1999.
Поступила в редакцию 12.04.2006 г.