Международный электронный научный журнал ISSN 2307-2334 (Онлайн)
Адрес статьи: pnojournal.wordpress.com/archive17/17-06/ Дата публикации: 1.01.2018 № 6 (30). С. 41-44.
УДК 378 Е.В.ЯшКОВА, Н.Л.СиНЕВА, М.А.ГОЛУБКОВА, Ю.М.ЗАВИЯЛОВА
Роль эмоционального интеллекта в профессиональной деятельности менеджера
В статье рассматриваются вопросы необходимости наличия и развития эмоционального интеллекта у менеджера, как одного из главных факторов самореализации и успеха в управленческой деятельности. Дается теоретическое обоснование значения понятия «эмоциональный интеллект», раскрытого в трудах П.Сэловея и Д.Майера. Проводится исследование и сравнение теорий эмоционального интеллекта Д.Гоулмана и множественного интеллекта Г.Гарднера; выявляются общие и частные черты. Определяется, что эмоциональный интеллект представляет собой структуру, состоящую из пяти областей: самосознание; саморегуляция; мотивация; эмпатия; социальные навыки. Раскрываются особенности реализации эмоционального интеллекта; делаются выводы о необходимости его развития у менеджера. Доказывается, что использование эмоционального интеллекта в профессиональной деятельности менеджера приводит к повышению продуктивности, развитию выдающихся лидерских качеств и способности создавать условия для счастья. В качестве основы эмоционального интеллекта раскрывается понятие «нейропластичность», усиливающее активность участков мозга, связанных с саморегуляцией, лингвистической обработкой и вниманием.
Ключевые слова: теория эмоционального интеллекта, теория множественности интеллекта, развитие, менеджер, лидер, эмпатия, способности
Perspectives of Science & Education. 2017. 6 (30)
International Scientific Electronic Journal ISSN 2307-2334 (Online)
Available: psejournal.wordpress.com/archive17/17-06/ Accepted: 15 November 2017 Published: 1 January 2017 No. 6 (30). pp. 41-44.
E . V. YAS H КО VA, N.L.SiNEVA, M . A . G o L u В КО VA, Yu. M.ZAVi ALOVA
The role of emotional intelligence in the professional activities of a manager
The article discusses the need for the presence and development of emotional intelligence in the manager, as one of the main factors of self-realization and success in management. Theoretical substantiation of the meaning of the concept of "emotional intelligence", disclosed in the works of P. Salovey and D. Maier, is given. A study and comparison of the theories of emotional intelligence of D. Goleman and the multiple intelligence of G. Gardner; common and particular features are revealed. It is determined that emotional intelligence is a structure consisting of five areas: self-consciousness; self-regulation; motivation; empathy; social skills. The features of realization of emotional intelligence are revealed; conclusions are drawn about the need for its development from the manager. It is proved that the use of emotional intelligence in the professional activities of the manager leads to an increase in productivity, the development of outstanding leadership qualities and the ability to create conditions for happiness. As the basis of emotional intelligence, the concept of "neuroplasticity" is revealed, which enhances the activity of brain areas associated with self-regulation, linguistic processing and attention.
Keywords: the theory of emotional intelligence, the theory of the plurality of intellect, development, manager, leader, empathy, ability
последнее время отмечается возросший Л ^ интерес к эмоциональному интеллекту (/^у теоретиков и практиков не только науки психологии, но и менеджмента. Это вполне оправданно и понятно, поскольку наука менеджмент являет собой симбиоз нескольких научных дисциплин, в том числе и психологии.
В настоящей статье авторами предпринята попытка исследования понятия эмоционального интеллекта, как одного из главных факторов самореализации и успеха менеджера на работе.
Понятие «эмоциональный интеллект» впервые появилось в трудах Питера Сэловея и Джона Д. Майера [9]. Они определяют эмоциональный интеллект как способность отслеживать свои и чужие чувства и эмоции, различать их и использовать эту информацию, чтобы управлять собственными мыслями и действиями.
Дэниел Гоулман в своей книге «Эмоциональный интеллект. Почему он не может значить больше, чем Щ» отмечает, что эмоциональные способности - это не врожденные таланты, а навыки, которым можно научиться [2]. Иными словами, эмоциональные способности - это то, что менеджер инновационной организации может целенаправленно развить благодаря практике.
Д. Гоулман представляет эмоциональный интеллект в виде некой структуры, подразделяя его на пять следующих областей:
1. Самосознание. Знание о собственных внутренних состояниях, предпочтениях, возможностях и интуитивных предчувствиях.
2. Саморегуляция. Управление собственными внутренними состояниями, импульсами и возможностями.
3. Мотивация. Эмоциональный настрой, ведущий к достижению цели и способствующий ему.
4. Эмпатия. Осознание чувств, потребностей и забот других людей.
5. Социальные навыки. Умение вызывать у других людей желаемую реакцию.
Говард Гарднер ввел понятие множественного интеллекта [1]. Он утверждает, что люди могут быть наделены различными видами интеллекта, которые невозможно измерить при помощи теста Щ. Гарднер составил список из семи (позже был расширен до восьми) видов интеллекта. Два из них - внутриличностный и межличностный - особенно близки к эмоциональному интеллекту. Гарднер назвал их личными интеллектами. Пять областей эмоционального интеллекта, выделенные Гоулманом, легко соотносятся с личными интеллектами по Гарднеру: первые три составляющие эмоционального интеллекта можно отнести к внутри-личностному интеллекту, а последние две - к межличностному (рис. 1).
Рис. 1. Соотношение теорий интеллекта Д. Гоулмана и Г.Гарднера (составлено авторами)
В профессиональной деятельности эмоциональный интеллект позволяет получить три важные вещи: высокую продуктивность; выдающиеся лидерские качества и способность создавать условия для счастья. Рассмотрим три эти составляющие более подробно.
I. Высокая продуктивность.
Ученые выяснили, что для достижения отличного качества эмоциональные способности вдвое важнее чистого интеллекта и экспертных знаний [8]. Во многих профессиях, связанных, например, с продажами и обслуживанием клиентов, таких как менеджер, крайне важны. Исследования свидетельствуют, что это относится
Perspectives of Science & Education. 2017. 6 (30)
также к людям, работающим индивидуально в техническом секторе, успех которых, казалось бы, зависит только от интеллектуальных способностей [4, 3].
Согласно результатам одного исследования, шесть главных черт, отличающих лучших работников технического сектора от середнячков, таковы (в заданном порядке):
1. Сильное стремление к успеху и высокие стандарты достижений.
2. Способность влиять на других.
3. Концептуальное мышление.
4. Аналитические способности.
5. Инициативность в решении проблем.
6. Уверенность в себе [6].
Лишь две из шести важнейших черт (концептуальное мышление и аналитический дар) относятся к чисто интеллектуальным способностям. Остальные четыре, включая две верхние позиции - это эмоциональные способности.
Сильный эмоциональный интеллект может содействовать достижению прекрасных результатов на работе кому угодно: и инженерам, и менеджерам.
II. Выдающиеся лидерские качества.
Эмоциональный интеллект делает людей лидерами. Существуют исследования, подтверждающие это научными данными. Д. Гоулман утверждает, что от 80 до 100% способностей, присущих выдающимся лидерам, относятся к эмоциональным [7].
III. Способность создавать условия для счастья.
Эмоциональный интеллект дает менеджеру навыки, помогающие создавать условия для собственного устойчивого счастья. Матье Ри-кар определяет счастье, как «глубинное чувство процветания, возникающее исключительно в здравом уме... не обычное приятное ощущение, мимолетная эмоция или настроение, а оптимальное состояние бытия» [10]. Это оптимальное состояние бытия, в свою очередь, является «глубоким эмоциональным равновесием, сопряженным с тонким пониманием работы ума». Исходя из опыта Матье, счастье - это навык, который можно тренировать. Такая тренировка начинается с глубокого проникновения в сущность
ума, эмоций и нашего переживания явлений, которое затем служит опорой для практик, максимально увеличивающих внутреннее благополучие на глубинном уровне, что в итоге порождает чувство счастья и сострадание. Навыки, помогающие менеджеру развить эмоциональный интеллект, также позволяют обнаружить и усилить внутренние факторы, поддерживающие глубинное ощущение благополучия. Те же навыки, которые влияют на эмоциональный интеллект, помогают создать условия для собственного счастья. Так что счастье может стать неизбежным побочным эффектом развития эмоционального интеллекта. К другим побочным эффектам относятся гибкость, оптимизм и доброта.
Суть профессиональной деятельности менеджера в его постоянном совершенствовании и развитии, в том числе личностных свойств и характеристик. Цель развития эмоционального интеллекта менеджера в том, чтобы оптимизировать себя и начать действовать на более высоком уровне по сравнению с тем, который доступен в настоящее время.
Эмоциональный интеллект вопреки расхожему мнению можно развивать в любом возрасте. Это утверждение основано на относительно недавнем научном открытии, получившем название «нейропластичность». Его смысл заключается в следующем: то, о чем думает человек, что делает и на что направлено его внимание, меняет структуру и работу головного мозга [11].Одно из важных следствий нейропластичности заключается в том, что человек может целенаправленно менять свой мозг при помощи тренировки. Исследования Филиппа Голдина показали, что всего за шестнадцать сессий когнитивно-поведенческой психотерапии люди, страдающие со-циофобией, работая со своей негативной самооценкой, способны усилить активность участков мозга, связанных с саморегуляцией, лингвистической обработкой и вниманием [5].
Таким образом, реализуя эмоциональный интеллект, менеджер может добиться высоких результатов в сфере своих профессиональных интересов, стать успешным, высокоэффективным и результативным работником для своей компании.
ЛИТЕРАТУРА
1. Гарднер Г. Структура разума: теория множественного интеллекта: Пер. с англ. — М.: ООО «И.Д. Вильяме», 2007 - 512 с.
2. Гоулман Д. Эмоциональный интеллект. Почему он не может значить больше, чем IQ. М.: Манн, Иванов и Фербер. 2018. - 560 с.
3. Синева Н.Л., Томайлы Д.А. Развитие системы инновационно-креативного менеджмента организации // Современные наукоемкие технологии. Региональное приложение. 2015. № 3 (43). С. 126-129.
4. Синева Н.Л., Яшкова Е.В. Управление развитием интеллектуально-креативной деятельности персонала современной организации // Интернет-журнал Науковедение. 2015. Т. 7. № 5 (30). С. 90.
5. Тан Чад-Мень. Ищи в себе [пер. с англ. Ольги Турухиной]. - Москва: Издательство АСТ, 2017. - 286 с.
6. Goleman D. Social Intelligence: The New Science of Human Relationships. Режим доступа: http://siybok.eom/v/gtalk_dgoleman. Goleman D. Working with Emational Intelligence. New York: Bantam. 1998. - р. 383.
8. Goleman Daniel. Working with Emational Intelligence. New York: Bantam. 1998. - р. 383.
9. Peter Selovey and John Mayer, «Emotional Intelligence», Imagination, Cognition, and Personality 9, no. 3 (1990): 185-211.
10. Ricard M. Happiness: A Guide To Developing Lefes Most Important Skill. New York: Little, Brown and Company. 2003.
11. Woollett K., Spiers H.J., Maguire E.A. Talent in the Taxi: A Model System for Exploring Expertise / Philosophical Transactions of the Royal Societi 8364, no. 1522 (2009): 1407-1416.
1. Gardner G. The structure of the mind: the theory of multiple intelligence: Per. with English. - M .: OOO "I.D. William ", 2007 - 512 with. (in Russian).
2. Goleman D. Emotional Intelligence. Why it can not mean more than IQ. M: Mann, Ivanov and Ferber. 2018. 560 p. (in Russian).
3. Sineva NL, Tomayly DA Development of the system of innovative and creative management of the organization // Modern science-intensive technologies. Regional annex. 2015. № 3 (43). Pp. 126-129. (in Russian).
4. Sineva NL, Yashkova EV Management of the development of intellectual and creative activity of the staff of a modern organization // Internet Journal of Science. 2015. Vol. 7. No. 5 (30). P. 90. (in Russian).
5. Tan Chad-Men. Search in yourself [trans. with English. Olga Turukhina]. - Moscow: AST Publishing House, 2017. - 286 p. (in Russian).
6. Goleman D. Social Intelligence: The New Science of Human Relationships. Access mode: http://siybok.com/v/gtalk_dgoleman.
7. Goleman D. Working with Emeral Intelligence. New York: Bantam. 1998. - p. 383.
8. Goleman Daniel. Working with Emotional Intelligence. New York: Bantam. 1998. - p. 383.
9. Peter Selovey and John Mayer, "Emotional Intelligence", Imagination, Cognition, and Personality 9, no. 3 (1990): 185-211.
10. Ricard M. Happiness: A Guide To Developing Lefes Most Important Skill. New York: Little, Brown and Company. 2003.
11. Woollett K., Spiers H.J., Maguire E.A. Talent in the Taxi: A Model System for Exploring Expertise / Philosophical Transactions of the Royal Societi 8364, no. 1522 (2009): 1407-1416
Информация об авторах Information about the authors
Яшкова Елена Вячеславовна Yashkova Elena Vyacheslavovna
(Ро^ия, г. Нижний Новгород) (Russia, Nizhny Novgorod)
Доцент, кандидат педагогических наук, доцент Assistant professor, PhD in Pedagogical Sciences,
кафедры инновационных технологий менеджмента, associate Professor of the Department of Innovative
Нижегородский государственный Management Technologies,
педагогический университет Nizhny Novgorod State Pedagogical University
им.К.Минина (Minin University)
E-mail: Elenay2@yandex.ru E-mail: Elenay2@yandex.ru
Синева Надежда Леонидовна
(Россия, г. Нижний Новгород) Доцент, кандидат педагогических наук, доцент кафедры инновационных технологий менеджмента, Нижегородский государственный педагогический университет им.К.Минина E-mail: sineva-nl@rambler.ru
Голубкова Мария Алексеевна
(Россия, г. Нижний Новгород) Студент. Нижегородский государственный педагогический университет им.К.Минина E-mail: marija.golubkova@yandex.ru
Завиялова Юлия Михайловна
(Россия, г. Нижний Новгород), Студент. Нижегородский государственный педагогический университет им.К.Минина E-mail: julija-zavijalova@rambler.ru
Sineva Nadezhda Leonidovna
(Russia, Nizhny Novgorod) Assistant professor, PhD in Pedagogical Sciences, associate Professor of the Department of Innovative Management Technologies, Nizhny Novgorod State Pedagogical University (Minin University) E-mail: sineva-nl@rambler.ru
Golubkova Maria Alekseevna
(Russia, Nizhny Novgorod) Student.
Minin Nizhny Novgorod State Pedagogical University (Minin University) E-mail: marija.golubkova@yandex.ru
Zaviyalova Yuliya Mikhailovna
(Russia, Nizhny Novgorod) Student
Minin Nizhny Novgorod state pedagogical university (Minin University) E-mail: julija-zavijalova@rambler.ru