Научная статья на тему 'Роль эмоционального интеллекта в эффективности деятельности и психологическом благополучии человека'

Роль эмоционального интеллекта в эффективности деятельности и психологическом благополучии человека Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
1572
330
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭМОЦИОНАЛЬНЫЙ ИНТЕЛЛЕКТ / ЭФФЕКТИВНОСТЬ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ БЛАГОПОЛУЧИЕ / СУБЪЕКТИВНОЕ ЭКОНОМИЧЕСКОЕ БЛАГОПОЛУЧИЕ / НАДЕЖНОСТЬ ТЕСТА / ВАЛИДНОСТЬ ТЕСТА / EMOTIONAL INTELLIGENCE / PERFORMANCE / PSYCHOLOGICAL WELL-BEING / SUBJECTIVE ECONOMIC WELL-BEING / TEST RELIABILITY / TEST VALIDITY

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Сергиенко Елена Алексеевна, Хлевная Елена Анатольевна, Киселёва Татьяна Сергеевна

В статье обсуждается роль эмоционального интеллекта (ЭИ) в эффективности деятельности и психологическом благополучии человека, представлен анализ зарубежных и отечественных исследований по данной тематике. Приведены результаты психометрической проверки тестовой методики измерения ЭИ (ТЭИ), созданной авторами на основе модели ЭИ как способности П. Сэловея, Дж. Мэйера, Д. Карузо и психоэволюционной теории эмоций Р. Плутчика. Методика создавалась по аналогии с MSCEIT (The Mayer-Salovey-Caruso Emotional Intelligence Tests). В психометрической проверке ТЭИ приняли участие 1007 человек в возрасте от 20 до 72 лет (487 мужчин и 520 женщин, средний возраст 35,9 лет). Методика ТЭИ продемонстрировала удовлетворительные психометрические показатели надежности и валидности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Сергиенко Елена Алексеевна, Хлевная Елена Анатольевна, Киселёва Татьяна Сергеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The role of emotional intellect in human performance and psychological well-being

The paper discusses the role of emotional intelligence (EI) in the performance and psychological well-being of a person and presents an analysis of international and Russian research on this topic. The results of the Emotional Intelligence Test (EIT), a psychometric method for measuring EI, created by the authors on the basis of the model of EI as an ability of John D. Mayer, Peter Salovey, David R. Caruso and the psycho-evolutionary theory of emotions of Robert Plutchik, are presented. The method was created by analogy with MSCEIT (The Mayer-Salovey-Caruso Emotional Intelligence Test). A total of 1007 people aged 20 to 72 years (487 men and 520 women, average age 35.9) took part in psychometric testing of EIT. The EIT method has demonstrated satisfactory psychometric indicators of reliability and validity.

Текст научной работы на тему «Роль эмоционального интеллекта в эффективности деятельности и психологическом благополучии человека»

ПСИХОЛОГИЯ

DOI 10.34216/2073-1426-2020-26-1-46-53 УДК 159.9.072

Сергиенко Елена Алексеевна

Институт психологии Российской академии наук

Хлевная Елена Анатольевна

Российский экономический университет им. Г.В. Плеханова

Киселева Татьяна Сергеевна

Международный центр «Креативные технологии консалтинга»

РОЛЬ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА В ЭФФЕКТИВНОСТИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И ПСИХОЛОГИЧЕСКОМ БЛАГОПОЛУЧИИ ЧЕЛОВЕКА

Работа выполнена при поддержке Российского фонда фундаментальных исследований,

проект 19-013-00085

В статье обсуждается роль эмоционального интеллекта (ЭИ) в эффективности деятельности и психологическом благополучии человека, представлен анализ зарубежных и отечественных исследований по данной тематике. Приведены результаты психометрической проверки тестовой методики измерения ЭИ (ТЭИ), созданной авторами на основе модели ЭИ как способности П. Сэловея, Дж. Мэйера, Д. Карузо и психоэволюционной теории эмоций Р. Плутчика. Методика создавалась по аналогии с MSCEIT (The Mayer-Salovey-Caruso Emotional Intelligence Tests). В психометрической проверке ТЭИ приняли участие 1007 человек в возрасте от 20 до 72 лет (487 мужчин и 520 женщин, средний возраст - 35,9 лет). Методика ТЭИ продемонстрировала удовлетворительные психометрические показатели надежности и валидности.

Ключевые слова: эмоциональный интеллект, эффективность деятельности, психологическое благополучие, субъективное экономическое благополучие, надежность теста, валидность теста.

Информация об авторах: Сергиенко Елена Алексеевна, ORCID 0000-0003-4068-9116, доктор психологических наук, профессор, Институт психологии Российской академии наук, г. Москва, Россия.

E-mail: elenas13@mail.ru

Хлевная Елена Анатольевна, ORCID 0000-0002-0975-6686, доктор экономических наук, кандидат психологических наук, профессор Российский экономический университет им. Г.В. Плеханова, г. Москва, Россия.

E-mail: elankha@yandex.ru

Киселева Татьяна Сергеевна, ORCID 0000-0002-3960-5096, кандидат психологических наук, Международный центр «Креативные технологии консалтинга», г. Москва, Россия.

E-mail: kiseleva@mc-ktk.ru

Дата поступления статьи: 12.12.2019.

Для цитирования: Сергиенко Е.А., Хлевная Е.А., Киселева Т.С. Роль эмоционального интеллекта в эффективности деятельности и психологическом благополучии человека // Вестник Костромского государственного университета. Серия: Педагогика. Психология. Социокинетика. 2020. Т. 26, № 1. С. 46-53. DOI 10.34216/2073-1426-2020-26-1-46-53.

Yelena A. Sergiyenko

Institute of Psychology of the Russian Academy of Sciences

Yelena A. Khlevnaya

Plekhanov Russian University of Economics

Tat'yana S. Kiselyova

International Centre "Creative Technologies of Consulting"

THE ROLE OF EMOTIONAL INTELLECT IN HUMAN PERFORMANCE AND PSYCHOLOGICAL WELL-BEING

This work was supported by the Russian Foundation for Basic Research, project 19-013-00085

The paper discusses the role of emotional intelligence (EI) in the performance and psychological well-being of a person and presents an analysis of international and Russian research on this topic. The results of the Emotional Intelligence Test (EIT), a psychometric method for measuring EI, created by the authors on the basis of the model of EI as an ability of John D. Mayer, Peter Salovey, David R. Caruso and the psycho-evolutionary theory of emotions of Robert Plutchik, are presented. The method was created by analogy with MSCEIT (The Mayer-Salovey-Caruso Emotional Intelligence Test). A total of1007 people aged 20 to 72 years (487 men and 520 women, average age 35.9) took part in psychometric testing of EIT. The EIT method has demonstrated satisfactory psychometric indicators of reliability and validity.

Keywords: emotional intelligence, performance, psychological well-being, subjective economic well-being, test reliability, test validity.

Information about the authors: Yelena A. Sergiyenko, ORCID 0000-0003-4068-9116, Doctor of Psychological Sciences, Professor, Institute of Psychology of the Russian Academy of Sciences, Moscow, Russia.

E-mail: elenas13@mail.ru

Yelena A. Khlevnaya, ORCID 0000-0002-0975-6686, Doctor of Economics, Candidate of Psychological Sciences, Professor, Plekhanov Russian University of Economics, Moscow, Russia.

E-mail: elankha @yandex.ru

46

Вестник КГУ 2020

© Сергиенко Е.А., Хлевная Е.А., Киселева Т.С., 2020

Tat'yana S. Kiselyova, ORCID 0000-0002-3960-5096, Candidate of Psychological Sciences, International Centre «Creative Technologies of Consulting», Moscow, Russia. E-mail: kiseleva@mc-ktk.ru Article received: December 12, 2019.

For citation: Sergiyenko EA., Khlevnaya Ye.A., Kiselyova T.S. The role of emotional intellect in human performance and psychological well-being. Series: Pedagogy. Psychology. Sociokinetics, 2020, vol. 26, № 1, pp. 46-53 (In Russ.). DOI 10.34216/2073-1426-2020-26-1-46-53.

Высокий интерес в научном и практическом плане к проблеме применения эмоционального интеллекта (ЭИ) как одного из ресурсов повышения эффективности и психологического благополучия человека тесно связан с дестабилизирующим воздействием внешней среды в условиях глобальных изменений. Современное общество ставит перед человеком задачу непрерывного совершенствования своих знаний и профессионального мастерства, расширения сферы общения и реализации. В силу новых тенденций и развития кризисных явлений к человеку предъявляется все больше требований, будь то профессиональная среда или сфера межличностных отношений. В этом контексте способности человека регулировать собственное поведение, взаимодействовать с окружением, справляться с жизненными задачами и трудностями, т.е. использовать внутренние ресурсы, обеспечивающие психологическую сохранность и развитие, приобретают все большее значение.

В последние годы в отечественной психологии появился ряд работ (Д.В. Люсин, Е.А. Сергиенко, Д.В. Ушаков, И.Н. Андреева, С.С. Белова, и др.), направленность и содержание которых убедительно свидетельствуют о заметном росте научной актуальности и большой практической значимости исследований в данной области.

Наибольшее количество зарубежных исследований посвящены вопросу взаимосвязи высокого уровня ЭИ с успехом в жизнедеятельности человека, в частности в бизнесе и карьере.

Исследования в области эффективности социального взаимодействия показывают, что люди с высоким уровнем развития ЭИ имеют тенденцию быть более социально ответственными, иметь лучшее качество отношений, также они более восприимчивы к реакциям своего окружения, чем те, уровень развития эмоционального интеллекта которых ниже [Brackett et al.: 22; Lopes, Salovey, Straus: 34].

Ряд авторов утверждают, что высокий уровень эмоционального интеллекта сопряжен с более выраженным субъективным благополучием [Saarni: 46]. Сопряженность ЭИ с психологическим благополучием подтверждается также данными о взаимосвязи высокого ЭИ с меньшим уровнем депрессии [Martinez-Pons: 35; Schutte et al.: 48] и большим оптимизмом [Schutte et al.: 47], а также большим уровнем удовлетворенности жизнью [Ciarrochi, Chan, Caputi: 25; Martinez-Pons: 35].

Однако открытым остается вопрос об операци-онализации ЭИ в разных работах, что затрудняет их сравнение, прогноз, разработку поддерживающих и коррекционных программ.

Введение термина ЭИ в научную терминологию и его всесторонний анализ связаны с именами Дж. Мэйера из Нью-Гемпширского университета и П. Сэловея из Йельского университета после выпуска данными авторами в 1990 г. статьи с заголовком «Эмоциональный интеллект» в журнале «Воображение, познание и личность» [8а1оуеу, Мауег: 47].

Согласно их концепции, ЭИ является набором из четырех способностей: распознавания, использования, понимания и управления эмоциями. С 1995 года понятие ЭИ вошло и в житейскую психологию во многом благодаря его популяризации американским писателем, психологом и научным журналистом Д. Гоулманом [Goleman: 29].

Д. Джозеф и Д. Ньюман [Joseph, Newman: 32] предложили дифференцировать все существующие взгляды на ЭИ по критерию «способ измерения», лежащий в основе каждой модели. В соответствии с этим они выделяют следующие модели, представленные на рисунке 1.

Хотя в настоящее время ряд авторов делает выводы о том, что ЭИ оказывается связанным с различными показателями эффективности деятельности и психологического благополучия, существует непостоянность подобного эффекта из-за трактовки ЭИ в этих исследованиях преимущественно в моделях черты и смешанных моделях [Martins, Ramalho, Morin: 36]. По ряду данных, исследование роли ЭИ в модели способностей обладает большей надёжностью и валидностью получаемых результатов:

- по данным мета-анализа [Hodzic et. а1: 31] о результативности программ развития ЭИ, наиболее эффективными были те интервенции, которые были направлены на развитие конкретных способностей ЭИ, концептуализированных в модели Мэйера и Сэловея [Crombie, Lombard, Noakes: 27; Kidwell et al.: 33];

- методики, построенные на модели ЭИ как способности, обеспечивают лучшую дивергентную валидность и более устойчивы в прогнозе как общего поведения, так и выполнения когнитивных заданий, связанных с эмоциями по сравнению с методиками, основанными на самоотчете [Gutiérrez-Cobo, Cabello, Fernández-Berrocal: 30; Mayer, Caruso, Salovey: 38].

Тот факт, что подобных работ в рамках модели ЭИ как способности проводится мало, а на терри-

Рис. 1. Модели ЭИ согласно критерию «способ измерения»

тории России, в том числе из-за отсутствия подходящей отечественной методики для измерения, еще меньше, делает разработку методики измерения ЭИ чрезвычайно важной научной задачей.

Поэтому первой целью нашего исследования и является разработка российской онлайн методики измерения ЭИ.

Разработка теста эмоционального интеллекта (ТЭИ)

Несмотря на то, что была проведена адаптация и психометрическая проверка оригинальной методики измерения ЭИ Дж. Мэйера, П. Сэловея и Д. Карузо MSCEIT на русскоязычной выборке под руководством доктора психологических наук, профессора ИП РАН Е.А. Сергиенко, по итогам адаптации и стандартизации методики был выявлен ряд проблем [Сергиенко, Ветрова: 12]. Например, некоторые задания теста демонстрировали сниженные показатели валидности; процедура прямого и обратного переводов привела к семантическим искажениям (например, названий эмоций); текстовый и графический стимульный материал вызывал сложности в понимании у русскоязычных респондентов.

Для получения валидных результатов измерения ЭИ на русскоязычной выборке было принято

решение разработать собственный тест измерения ЭИ, учитывающий проблемы адаптированной версии MSCEIT.

Теоретическими основаниями для методики ТЭИ послужили концепция ЭИ Дж. Мэйера, П. Сэ-ловея и Д. Карузо и психоэволюционная теория эмоций Р. Плутчика.

Методика ТЭИ строилась по аналогии с MSCEIT, но с рядом обоснованных изменений. Так, в разделах, посвященных идентификации эмоций (по лицам изображенных людей и в абстрактных картинах), был разработан собственный стимульный материал. Для фото отбирались обычные люди, не являющиеся профессиональными актерами. Далее для них создавались стимульные ситуации, индуцирующие одну из базовых эмоций по Р. Плутчику. Для измерения способности оценивать эмоции и их выраженность в художественных произведениях были отобраны картины живописцев конца XIX - начала XX века. В заданиях, содержащих нарративы, были описаны ситуации, являющиеся актуальными для нашей культуры.

Разработанная методика ТЭИ позволяет определить общий уровень развития ЭИ, а также уровень развития четырех его ветвей: распознавания (идентификации) эмоций, использования эмоций

Вестник КГУ А 2020

48

Рис. 2. Структура методики ТЭИ

для решения задач, понимания эмоции и управления эмоциями. Помимо основных восьми разделов методики, направленных на измерение способностей по четырем ветвям ЭИ, в нее был включен еще один раздел, направленный на измерение способностей в области ЭИ сразу по двум ветвям: идентификация эмоций и понимание эмоций (рис. 2). Предполагалось, что это позволит оценить уровень взаимосвязи отдельных ветвей ЭИ и степень их взаимовлияния.

Нормативные данные для методики ТЭИ собраны на базе крупных российских корпораций. В исследовании приняли участие 1007 человек в возрасте от 20 до 72 лет (487 мужчин и 520 женщин, средний возраст - 35,9 лет). Сводные данные по полу и возрасту респондентов представлены в таблице 1. Регион проживания и уровень достигнутого образования при опросе не фиксировался. Все респонденты заполнили онлайн-версию теста.

Результаты оценки надежности по всем первичным и суммарным шкалам теста с помощью коэффициента а-Кронбаха приведены в таблице 2. Как видно из таблицы, достаточно высокие показатели надежности получены для разделов и ветвей опытного домена, а также для общего уровня ЭИ. Однако по стратегическому домену и относящимся к нему ветвям и разделам получены достаточно низкие показатели надежности. Тем не менее сни-

жение надежности по разделам, ветвям и домену не влияет на надежность общего показателя уровня ЭИ.

Психометрическая проверка ТЭИ показала сходные результаты с психометрическими показателями М8СБ1Т [Сергиенко и др.: 13]. Также можно сделать вывод о сопоставимой теоретической валидности данных методик: новая методика ТЭИ измеряет тот же эмоциональный интеллект, что и апробированная методика М8СБ1Т с большей психометрической историей.

Связь эмоционального интеллекта с эффективностью деятельности и психологическим благополучием человека

В последние годы количество международных исследований в области ЭИ в рамках модели способностей увеличилось, существенно расширилась география данных исследований (кроме США и Европы страны Ближнего Востока, Индия, Тунис, Иордания, Китай и др.). Большое число этих исследований фокусировалось на роли ЭИ в эффективности бизнеса и деятельности руководителя, а также на влиянии уровня развития ЭИ на уровень стресса, эмоционального выгорания, здоровья и субъективного благополучия человека. Данные исследования показывают взаимосвязь уровня развития ЭИ с ростом социального благополучия, эффективности профессиональной деятельно-

Таблица 1

Распределение нормативной выборки методики ТЭИ по возрасту и полу (N=1005)

Всего Мужчины (П) Мужчины (% от всей выборки) Женщины (П) Женщины (% от всей выборки) Возраст

257 91 9 166 16,5 20-29

419 228 22,7 191 19,0 30-39

270 142 14,1 128 12,7 40-49

61 26 2.6 35 3,5 50+

1005 486 48,4 519 51,6 средний возраст 35,9

Таблица 2

Надежность шкал методики

Шкалы a-Кронбаха Самые «слабые» пункты / Надежность по методу расщепления split-half reliability (для ветвей и доменов)

1. Лица 0,625 1.3-2, 1.1-1

2. Фасилитация 0,768 2.3-4, 2.6-2, 2.6-3

3. Изменения 0,395 3.3-1, 3.10-1

4. Управление эмоциями 0,318 4.2-3

5. Изображения 0,670 5.2-3

6. Эмпатия 0,665 -

7. Смешивание 0,169 7.5-1, 7.1-1, 7.6-1

8. Влияние на эмоции других 0,427 8.2-1, 8.1-3

9а. Ситуации 0,654 -

9б. Динамика 0,359 9.14

Ветвь 1 «Распознавание (идентификация) эмоций» 0,784 0,601

Ветвь 2 «Использование эмоций для решения зада» 0,809 0,660

Ветвь 3 «Понимание эмоций» 0,398 0,153

Ветвь 4 «Управление эмоциями» 0,547 0,545

Опытный домен 0,860 0,616

Стратегический домен 0,582 0,471

Надежность всего теста 0,862 0,728

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Примечание. Жирным шрифтом выделены показатели с уровнем согласованности выше средней.

сти (особенно в профессиях, связанных с коммуникативным взаимодействием), стрессоустойчиво-стью и психическим здоровьем. Приведем данные некоторых исследований:

- чем выше уровень ЭИ, тем выше производительность на рабочем месте [O'Boyle et al.: 42];

- сотрудники с высоким уровнем ЭИ имеют более высокие значения по удовлетворенности от работы, лояльности к организации и более низкие значения по показателю «текучесть рабочей силы» [Miao, Humphrey, Qian.: 41];

- чем выше уровень ЭИ у человека в колледже, тем выше уровень зарплаты спустя 10-12 лет после начала карьеры [Rode et al.: 45];

- ЭИ также связан с эффективным процессом принятия решений на макро-уровне [Azouzi, Jarboui: 20] и командной эффективностью в условиях управленческой деятельности с высокими затратами [Farh, Seo, Tesluk: 28];

- лица с высоким уровнем ЭИ ставят цели с учётом долгосрочной перспективы, а также имеют более низкие уровни выгорания в условиях выраженного стресса, чем люди с низким уровнем ЭИ [McFarlin, Rode, Shervani: 40];

- ЭИ положительно связан с благополучием, умением справляться с трудностями [Por J. et al.: 44].

Исследователи также находят эмпирическое подтверждение положительной связи между ЭИ и компонентами психологического благополучия: самооценкой, удовлетворенностью жизнью и самопринятием [Carmeli, Yitzhak-Halevy, Weisberg: 23]. Более высокий ЭИ был статистически значи-

мо связан с улучшением психического здоровья, большей вовлеченностью в работу, большей удовлетворенностью работой, большей социальной поддержкой и большей энергией на рабочем месте [Schutte, Loi: 49]. Существует значимая взаимосвязь между ЭИ, инновационной корпоративной культурой компании и производительностью работников организации [Altindag, Kösedagi: 18]. Существует положительная корреляция между уровнем ЭИ и лидерскими практиками руководителей компаний. Руководители и менеджеры компаний используют эффективные лидерские практики, если они обладают развитыми способностями ЭИ. [McCleskey: 39]. ЭИ значимо связан с удовлетворенностью работой [Ouyang et al.: 43] и существенно влияет на достижение целей организации, что проявляется в высокой степени способности управлять сложными ситуациями на рабочем месте, в приверженности членов команды целям организации [Arfara, Samanta: 19]. Низкий уровень развития ЭИ сопряжен с наличием эмоционального выгорания [Colomeischi: 26].

Показаны значимые ассоциации ЭИ с удовлетворенностью жизнью: студенты, проявляющие высокий уровень понимания и идентификации, также сообщают и о большей удовлетворенности жизнью. Исследование также показало значительные отрицательные корреляции между ЭИ и эмоциональным выгоранием [Cazan, Nästasä: 24]. Сочетание внимания к эмоциям и их осознание связано с наименьшим количеством соматических жалоб [Ballespi et al.: 21].

В России исследования психологического благополучия человека идут по нескольким направлениям. Это изучение возрастных особенностей субъективного благополучия: у подростков [Елисеева: 5], у студентов-психологов [Козьмина: 8], в пожилом возрасте [Дубовик: 4], у людей с ограниченными возможностями здоровья [Лебедева: 9]; исследования взаимосвязи благополучия с различными психологическими аспектами: с самоактуализацией [Пучкова: 11], с образом жизни [Мотков: 10]. Изучается также психологическое благополучие подростков и юношей с различными направлениями профессиональной подготовки [Бучацкая, Капранова: 3], людей, работающих в условиях различной регламентации профессиональной деятельности [Терехина: 15]; в различных условиях и жизненных ситуациях: в экстремальных условиях, при переживании кризисов [Бенко: 2]. Исследуются отдельные аспекты психологического благополучия, в частности субъективного экономического благополучия [Угланова: 16; Хащенко: 17; Киселева: 7]. Появляются исследования, посвященные изучению внутренней структуры благополучия как сложного интегративного образования: личностного благополучия [Башкатов: 1], эмоционально-личностного благополучия [Карапетян: 6].

Исследования взаимосвязи ЭИ и субъективного благополучия можно проследить в работах, выполненных под руководством Е.А. Сергиенко, в которых ЭИ понимается как эмоциональный компонент контроля поведения [Терехина, Сергиенко и др.: 14].

Большинство существующих исследований за рубежом сфокусировано на роли ЭИ в краткосрочных результатах деятельности, таких как производительность на работе и удовлетворённость трудом. Эти результаты ставят под вопрос важность ЭИ в долгосрочных измерениях карьерного успеха. Целью нашего дальнейшего исследования и является выявление роли ЭИ в эффективности профессиональной деятельности и психологическом благополучии человека, установление прогностической способности ЭИ.

Созданный новый культурно-специфичный тест по оценке ЭИ - ТЭИ расширяет возможности экспериментального исследования ЭИ в нашей культурной среде и изучении потенциала данной способности.

Достижение данных целей создает возможности эффективного ответа российского общества на вызовы современного мира в условиях развития России и массовой глобализации.

Список литературы

Башкатов С.А. Разноуровневые факторы личностного благополучия: дис. ... канд. психол. наук. Челябинск, 2013. 179 с.

Бенко Е.В. Субъективное благополучие человека, переживающего нормативный кризис развития

личности: дис. ... канд. психол. наук. Челябинск, 2017. 183 с.

Бучацкая М.В., Капранова М.В. Особенности структуры психологического благополучия учащихся и студентов различных направлений профессиональной подготовки // Психологическая наука и образование. 2015. Т. 20, № 2. С. 63-69.

Дубовик Ю.Б. Психологическое благополучие в пожилом и старческом возрасте: дис. ... канд. психол. наук. М., 2012. 230 с.

Елисеева О.А. Субъективное благополучие подростков в образовательных средах с разным уровнем психологической безопасности: дис. ... канд. психол. наук. М., 2011. 124 с.

Карапетян Л.В. Типологическое исследование эмоционально-личностного благополучия // Психологические исследования. 2018. Т. 11, № 57. С. 11. URL: http://psystudy.ru (дата обращения: 23.09.2019).

Киселева Т.С. Эмоциональный интеллект как жизненный ресурс и его развитие у взрослых: дис. ... канд. психол. наук. М., 2015. 222 с.

Козьмина Л.Б. Динамика психологического благополучия личности студентов-психологов: дис. ... канд. психол. наук. Ярославль, 2014. 215 с.

Лебедева А.А. Субъективное благополучие лиц с ограниченными возможностями здоровья: дис. ... канд. психол. наук. М., 2012. 182 с.

Мотков О.И. Изучение гармоничности образа жизни и ее развития. URL: http://files.library.by/ files/1461674744.pdf (дата обращения: 23.09.2019).

Пучкова Г.Л. Субъективное благополучие как фактор самоактуализации личности: дис. ... канд. психол. наук. Хабаровск, 2003. 163 с.

Сергиенко Е.А., Ветрова И.И. Русскоязычная адаптация теста Дж. Мэйера, П. Сэловея, Д. Кару-зо «Эмоциональный интеллект» (MSCEIT V2.0): метод. пособие. М.: Смысл, 2017. 140 с.

Сергиенко Е.А., Хлевная Е.А., Ветрова И.И. [и др.] Эмоциональный интеллект: разработка русскоязычной методики ТЭИ (Тест эмоционального интеллекта) // Психологические исследования. 2019. Т. 12, № 63. С. 5. URL: http://psystudy.ru (дата обращения: 23.09. 2019).

Терехина Н.С., Сергиенко Е.А., Лекалов А.А. [и др.] Взаимосвязь контроля поведения и субъективного благополучия людей различных профессий // Экспериментальная психология. 2014. T. 7, № 4. С. 52-65.

Терехина Н.С. Субъективные и личностные характеристики людей различных профессий при построении временной перспективы: дис. ... канд. психол. наук. М., 2014. 261 с.

Угланова Е.А. Влияние феномена субъективного экономического благополучия на оценку качества жизни: дис. ... канд. психол. наук. Ярославль, 2003. 175 с.

Хащенко В.А. Социально-психологическая детерминация субъективного экономического благополучия: дис. ... канд. психол. наук. М., 2012. 513 с.

Altindag E., Kosedagi Y. The relationship between emotional intelligence of managers, innovative corporate culture and employee performance. Procedia-Social and Behavioral Sciences, 2015, v. 210, pp. 270-282.

Arfara C., Samanta I. The impact of emotional intelligence on improving team-working: the case of Public Sector (National Centre for Public Administration and Local Government-NCPALG). Procedia-Social and Behavioral Sciences, 2016, v. 230, pp. 167-175.

Azouzi M.A., Jarboui A. CEO emotional intelligence and board of directors' efficiency. Corporate Governance: The international journal of business in society, 2013, v. 13, № 4, pp. 365-383.

Ballespí Sola S. et al. To know or not to know? Mentalization as protection from somatic complaints. PLoS ONE, 2019, v. 14, № 5. С. e0215308.

Brackett M.A., Rivers S.E., Shiffman S. [et al.] Relating emotional abilities to social functioning: A comparison of self-report and performance measures of emotional intelligence. Journal of Personality and Social Psychology, 2006, v. 91, рр. 780-795.

Carmeli A., Yitzhak-Halevy M., Weisberg J. The relationship between emotional intelligence and psychological wellbeing. Journal of Managerial Psychology, 2009, v. 24, № 1, рр. 66-78.

Cazan A.M., Nastasa L.E. Emotional intelligence, satisfaction with life and burnout among university students. Procedia-Social and Behavioral Sciences, 2015, v. 180, pp. 1574-1578.

Ciarrochi J. V., Chan A.Y., Caputi P. A critical evaluation of the emotional intelligence construct. Personality and Individual differences, 2000, v. 28, № 3, рр. 539-561.

Colomeischi A.A. Teachers burnout in relation with their emotional intelligence and personality traits. Procedia-Social and Behavioral Sciences, 2015, v. 180, pр. 1067-1073.

Crombie D.T., Lombard C., & Noakes T.D. Increasing Emotional Intelligence in Cricketers: An Intervention Study. International Journal of Sports Science and Coaching, 2011, v. 6, рр. 69-86.

Farh C.I., Seo M.G., Tesluk P.E. Emotional intelligence, teamwork effectiveness, and job performance: The moderating role of job context. Journal of Applied Psychology, 2012, v. 97, № 4, рр. 890.

Goleman D. Emotional intelligence. New York: Bantam Books, 1995.

Gutiérrez-Cobo M.J., Cabello R., Fernández-Berrocal P. The three models of emotional intelligence and performance in a hot and cool go/no-go task in undergraduate students. Frontiers in behavioral neuroscience, 2017, v. 11, pp. 33.

Hodzic S. [et al.] How efficient are emotional intelligence trainings: a meta-analysis. Emotion Review, 2018, v. 10, № 2, pp. 138-148.

Joseph D.L., Newman D.A. Emotional intelligence: An integrative meta-analysis and cascading model. Journal of Applied Psychology, 2010, v. 95 (1), pp. 54-78.

Kidwell S.L., Young M.E., Hinkte L.D. [et al.] Emotional competence and behavior problems: Differences across Preschool Assessment of Attachment classifications. Clinical Child Psychology and Psychiatry, 2010, v. 15, pp. 391-406. URL: http:// dx.doi .org/10.1177/1359104510367589.

Lopes P.N., Salovey P., Straus R. Emotional intelligence, personality, and the perceived quality of social relationships. Personality and Individual Differences, 2003, v. 35, pp. 641-658.

Martinez-Pons M. The relation of emotional intelligence with selected areas of personal functioning. Imagination, Cognition and personality, 1997, v. 17, № 1, pp. 3-13.

Martins A., Ramalho N., Morin E.A comprehensive meta-analysis of the relationship between emotional intelligence and health. Personality and individual differences, 2010, v. 49, № 6, pp. 554-564.

Mayer J.D., Salovey P. Emotional intelligence and the construction and regulation of feelings. Applied and preventive psychology, 1995, v. 4, № 3, pp. 197208.

Mayer J.D., Caruso D.R., Salovey P. The Ability Model of Emotional Intelligence: Principles and Updates. Emotion Review, 2016, v. 8 (4), pp. 290-300.

McCleskey J. An examination of the relationship between ability model emotional intelligence and leadership practices of organizational leaders and entrepreneurs. Dissertation, Capella University, Minneapolis, 2015.

McFarlin R.G., Rode J.C., & Shervani T.A. A contingency model of emotional intelligence in professional selling. Journal of the Academy of Marketing Science, 2015, v. 44 (1), pp. 108-118.

Miao C., HumphreyR.H., & Qian S. Ameta-analysis of emotional intelligence and work attitudes. Journal of Occupational and Organizational Psychology, 2016. Online early view, doi:10.1111/joop.12167

O'Boyle Jr E.H. et al. The relation between emotional intelligence and job performance: A metaanalysis. Journal of Organizational Behavior, 2011, v. 32, № 5, pp. 788-818.

Ouyang Z. et al. Organizational justice and job insecurity as mediators of the effect of emotional intelligence on job satisfaction: A study from China. Personality and Individual Differences, 2015, v. 76, pp. 147-152.

Por J. et al. Emotional intelligence: Its relationship to stress, coping, well-being and professional performance in nursing students. Nurse education today, 2011, v. 31, № 8, pp. 855-860.

Rode J.C. et al. A time-lagged study of emotional intelligence and salary. Journal of Vocational Behavior, 2017, v. 101, pp. 77-89.

Saarni C. The development of emotional competence. Guilford Press, 1999.

Salovey P., Mayer J.D. Emotional intelligence. Imagination, Cognition, and Personality, 1990.

Schutte N.S. et al. Development and validation of a measure of emotional intelligence. Personality and individual differences, 1998, v. 25, № 2, pp. 167-177.

Schutte N.S., Loi N.M. Connections between emotional intelligence and workplace flourishing. Personality and Individual Differences, 2014, v. 66, p. 134-139.

References

Bashkatov S.A. Raznourovnevye faktory lichnostnogo blagopoluchiia: dis. ... kand. psikhol. nauk [Multilevel factors of personal well-being: DSc thesis]. Chelyabinsk, 2013, 179 p. (In Russ.)

Benko E.V Sub"ektivnoe blagopoluchie cheloveka, perezhivaiushchego normativnyi krizis razvitiia lichnosti: dis. ... kand. psikhol. nauk [Subjective well-being of a person experiencing a normative crisis of personality development: DSc thesis]. Chelyabinsk, 2017, 183 p. (In Russ.)

Buchatskaia M.V, Kapranova M.V Osoben-nosti struktury psikhologicheskogo blagopoluchiia uchashchikhsia i studentov razlichnykh napravlenii professional'noi podgotovki [Features of structure of psychological well-being of pupils and students of various directions of professional training]. Psikhologich-eskaia nauka i obrazovanie [Psychological science and education], 2015, v. 20, № 2, pp. 63-69. (In Russ.)

Dubovik Iu.B. Psikhologicheskoe blagopoluchie v pozhilom i starcheskom vozraste: dis. ... kand. psikhol. nauk [Psychological well-being in old age and senility: DSc thesis]. Moscow, 2012, 230 p. (In Russ.)

Eliseeva O.A. Sub"ektivnoe blagopoluchie podrostkov v obrazovatel'nykh sredakh s raznym urovnempsikhologicheskoi bezopasnosti: dis. ... kand. psikhol. nauk [Subjective well-being of adolescents in educational environments with different levels of psychological security: DSc thesis]. Moscow, 2011, 124 p. (In Russ.)

Karapetian L.V. Tipologicheskoe issledovanie emotsional'no-lichnostnogo blagopoluchiia

[Typological study of emotional and personal well-being]. Psikhologicheskieissledovaniia [Psychological research], 2018, v. 11, № 57, pp. 11. URL: http:// psystudy.ru (access date: 23.09.2019). (In Russ.)

Kiseleva T.S. Emotsional'nyi intellekt kak zhiznennyi resurs i ego razvitie u vzroslykh: dis. ... kand. psikhol. nauk [ Emotional intelligence as a life resource and its development in adults: DSc thesis]. Moscow, 2015, 222 p. (In Russ.)

Koz'mina L.B. Dinamika psikhologicheskogo blagopoluchiia lichnosti studentov-psikhologov:

dis. ... kand. psikhol. nauk [Dynamics of psychological well-being of students-psychologists: DSc thesis]. Yaroslavl, 2014, 215 p. (In Russ.)

Lebedeva A.A. Sub"ektivnoe blagopoluchie lits s ogranichennymi vozmozhnostiami zdorov'ia: dis. ... kand. psikhol. nauk.[Subjective well-being of persons with disabilities: DSc thesis]. Moscow, 2012, 182 p. (In Russ.)

Motkov O.I. Izuchenie garmonichnosti obraza zhizni i ee razvitiia [The study of the harmonious way of life and its development]. URL: http://files.library. by/files/1461674744.pdf (access date: 23.09.2019). (In Russ.)

Puchkova G.L. Sub"ektivnoe blagopoluchie kak faktor samoaktualizatsii lichnosti: dis. ... kand. psikhol. nauk [Subjective well-being as a factor of personality self-actualization: DSc thesis]. Khabarovsk, 2003, 163 p. (In Russ.)

Sergienko E.A., Vetrova I.I. Russkoiazychnaia adaptatsiia testa Dzh. Meiera, P. Seloveia, D. Karuzo «Emotsional'nyi intellekt» (MSCEIT V2.0) [The Russian-language adaptation of the test J. Mayer, P. Salovey, D. Caruso «Emotional intelligence» (MSCEIT V2. 0)]: metodich. posobie. Moscow, Smysl Publ., 2017, 140 p. (In Russ.)

Sergienko E.A., Khlevnaia E.A., Vetrova I.I. [et al.] Emotsional'nyi intellekt: razrabotka russkoiazychnoi metodiki TEI (Test emotsional'nogo intellekta) [Emotional intelligence: development of Russian-language TEI methodology (emotional intelligence test)]. Psikhologicheskie issledovaniia [Psychological research], 2019, v. 12, № 63, pp. 5. URL: http://psystudy. ru (data obrashcheniia: 23.09. 2019). (In Russ.)

Terekhina N.S., Sergienko E.A., Lekalov A.A. [et al.]. Vzaimosviaz'kontroliapovedeniia i sub"ektivnogo blagopoluchiia liudei razlichnykh professii [Interrelation of behavior control and subjective well-being of people of different professions]. Eksperimental'naia psikhologiia [Experimental psychology], 2014, v. 7, № 4, pp. 52-65. (In Russ.)

Terekhina N.S. Sub"ektivnye i lichnostnye kharakteristiki liudei razlichnykh professii pri postroenii vremennoi perspektivy: dis. ... kand. psikhol. nauk [Subjective and personal characteristics of people of different professions in the construction of a time perspective: DSc thesis]. Moscow, 2014, 261 p. (In Russ.)

Uglanova E.A. Vliianie fenomena sub"ektivnogo ekonomicheskogo blagopoluchiia na otsenku kachestva zhizni: dis. ... kand. psikhol. nauk [Influence of the phenomenon of subjective economic well-being on the assessment of quality of life: DSc thesis]. Yaroslavl, 2003, 175 p. (In Russ.)

Khashchenko V.A. Sotsial'no-psikhologicheskaia determinatsiia sub "ektivnogo ekonomicheskogo blagopoluchiia: dis. ... kand. psikhol. nauk [Socio-psycho-logical determination of subjective economic well-being: DSc thesis]. Moscow, 2012, 513 p. (In Russ.)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.