Научная статья на тему 'Роль Елабужского историко-архитектурного и художественного музея-заповедника в сохранении облика исторического города'

Роль Елабужского историко-архитектурного и художественного музея-заповедника в сохранении облика исторического города Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
290
70
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПАМЯТНИКИ / МУЗЕИ / РЕСТАВРАЦИОННАЯ ШКОЛА / МУЗЕЙ-ЗАПОВЕДНИК / ИСТОРИЧЕСКИЙ ГОРОД / ПРАВИТЕЛЬСТВЕННЫЕ РЕШЕНИЯ / MONUMENTS / MUSEUMS / RESTORATION SCHOOLS / MUSEUM-RESERVE / HISTORIC CITY / GOVERNMENT DECREES

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Валеев Р. М.

Рассмотрены пути становления Елабужского государственного историко-архитектурного и художественного музея-заповедника в конце XX нач. XXI в., основные результаты его работы и роль в сохранении историчности города, включении в современную жизнь

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по истории и археологии , автор научной работы — Валеев Р. М.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The role of Elabuga historical architectural and art museum-reserve in saving the historic appearance of the city

This article emphasizes the ways of Elabuga state historical architectural and art museum-reserve formation in the end of XX beginning of XXI century, the main results and the role in saving historicity of the city, inclusion in modern life

Текст научной работы на тему «Роль Елабужского историко-архитектурного и художественного музея-заповедника в сохранении облика исторического города»

УДК 930.85

Р.М.Валеев

РОЛЬ ЕЛАБУЖСКОГО ИСТОРИКО-АРХИТЕКТУРНОГО И ХУДОЖЕСТВЕННОГО МУЗЕЯ-ЗАПОВЕДНИКА В СОХРАНЕНИИ ОБЛИКА ИСТОРИЧЕСКОГО ГОРОДА.

Рассмотрены пути становления Елабужского государственного историко-архитектурного и художественного музея-заповедника в конце XX - нач. XXI в., основные результаты его работы и роль в сохранении историчности города, включении в современную жизнь.

Ключевые слова: памятники, музеи, реставрационная школа, музей-заповедник, исторический город, правительственные решения.

R.M.Valeev the role of elabuga historical architectural and art museum-reserve in saving the historic

appearance of the city.

This article emphasizes the ways of Elabuga state historical architectural and art museum-reserve formation in the end of XX - beginning of XXI century, the main results and the role in saving historicity of the city, inclusion in modern life.

Key words: monuments, museums, restoration schools, museum-reserve, historic city, government decrees.

На территории Татарстана, обладающего значительным историко-культурным наследием, включающим более 7 тысяч памятников, ансамблей и достопримечательных мест, более 100 государственных музеев, музеев-заповедников и около 900 негосударственных музеев, а также огромным духовным потенциалом, позволяющим говорить о самобытности народов проживающих на этой территории, особое место занимает г. Елабуга и Елабужский район. Елабуга выделяется как исторический город. И этот статус связан не только с принятыми решениями Правительства Российской Федерации и Татарстана, Администрации г. Елабуги и Елабужского района, но и тем, что здесь среди населения сложилась особая аура отношения к памяти своих предков, правдивое раскрытие сущности историко-культурного имиджа города. Однако этот имидж сложился не просто сам собой, а стал результатом организованных и целенаправленных взаимодействий федеральных, республиканских и местных органов власти, общественных организаций, академических учреждений и всех тех, кто любит свою природу и историю, памятники культуры, архитектуры и искусства. К сожалению, по Российской Федерации не так много территорий, где это удавалось. А в Елабуге это осуществили!

Одним из крупных и результативных мероприятий стала подготовительная работа в конце 80-х гг. ХХ в. и принятие постановления Совета Министров РСФСР 30 августа 1989 года № 269 «О создании Елабужского государственного историко-архитектурного и художественного музея-заповедника» (постановление Совета Министров ТАССР от 19 февраля 1990 года № 67). Музей-заповедник стал системным механизмом по осуществлению огромного комплекса работ. К наиболее значительным из которых относится:

1. Долгий и трудный путь среди руководителей разного уровня и простых горожан по осознанию значимости Елабужских памятников, их роли в распространении знаний, информации, живом непосредственном общении, сопереживании и взаимопонимании. Еще в постановлении Совета Министров ТАССР от 13.01.1961г. № 21 «О дальнейшем улучшении дела охраны памятников культуры Татарской АССР» на государственную охрану поставили два памятника культовой архитектуры - Спасский собор и Покровскую церковь. А до этого на государственной охране состояли только историко-революционные памятники и отдельные памятники археологии.

В 1981 году, работая начальником производственной группы по охране и использованию памятников истории и культуры Министерства культуры ТАССР, мне в составе комиссии Совета Министров ТАССР пришлось выехать в Елабугу и Елабужский район для проверки хода выполнения Закона РСФСР «Об охране и использовании памятников истории и культуры. Эта проверка открыла для меня Елабугу, которая сохранила не только отдельные памятники, но и комплексы, и ансамбли, а самое главное ауру города-памятника, имеющего свое неповторимое лицо и сохранившийся облик. Однако было ощущение того, что значение этих памятников не до конца оценено ни на уровне города, ни на уровне республики, тем более РСФСР. Материалы проверки легли в основу принятого 23.10.1981г. постановления Совета Министров ТАССР № 601 «О ходе выполнения в Татарской АССР Закона РСФСР «Об охране и использовании памятников истории и культуры». С этого времени началось более внимательное и пристальное внимание к Елабуге как уникальному явлению в культурной жизни республики. Одним из первых шагов стало выявление, фотофиксация и паспортизация памятников Елабуги и района. В результате чего постановлением Совета Министров ТАССР от 8.06.1987 г. № 264 на государственную охрану было поставлено еще более 150 объектов культурного наследия. Затем был еще ряд постановлений правительства Татарстана, администрации г. Елабуги и Елабужского района.

В результате в конце 80-х гг. ХХ в. вышли на идею создания Елабужского историко-архитектурного и художественного музея-заповедника. Вспоминается такой момент. После того, как был подготовлен проект постановления Правительства РСФСР о создании музея-заповедника (а по законодательству того времени такое решение могло принять только правительство союзной республики), он прошел все стадии согласования на уровне города и республики, из Москвы, Совета Министров РСФСР приехала Г.В. Семенова и мы, в том числе директор Татарской Специальной научно-реставрационной мастерской Н.З. Юсупов выезжали в Елабугу для окончательного решения всех вопросов. 30 августа 1989 года постановление Совета Министров РСФСР было

принято и вместе с постановлением Совета Министров ТАССР от 19 февраля 1990 года № 67 оно стало правовой основой для длительной организационной работы по созданию музея-заповедника. Первым директором заповедника стала Д.Г.Галлямова, опытная, знающая людей и быстро освоившая музейную специфику руководитель. Было принято распоряжение № 501-р от 13. 07.1990г. о разрешении Елабужскому горисполкому увеличить на одну единицу количество заместителей председателя и сессия городского совета народных депутатов утвердила в должность заместителя председателя Д.Г.Галлямову. Это явилось еще одним свидетельством того, какое значение уделяют в городе развитию музея-заповедника. Началась огромная работа по реставрации, музеефикации и туристическому освоению Елабуги. Среди этапных мероприятий можно назвать реставрацию и музеефикацию Дома-музея Н.А.Дуровой, Дома-музея И.И.Шишкина, усадьбы купца Николаева, мемориального музейного комплекса М.Цветаевой и многих других объектов. Последний объект активно начинал разворачиваться в 2001-2002 гг. и мне, в качестве Первого заместителя Министра культуры Республики Татарстан приходилось этим заниматься. В конце января 2002 г. в Министерстве культуры РФ состоялось совещание, где было принято решение о включении этого объекта в Федеральную инвестиционную программу, а также Федеральную целевую программу «Культура России (2001-2005 гг.)».

2. Завершение к данному историческому отрезку времени многолетних исследований ученых Казани, Елабуги, Вятки по раскрытию особенностей развития города, начиная с возникновения первого государственного образования Волжской Булгарии, когда он стал важным пунктом на Великом пушном торговом пути и прошел все этапы исторического прогресса данного региона, отразившиеся в сохранившихся недвижимых памятниках города и района. Это позволило установить общую закономерность формирования региональной истории, культуры и архитектуры с Х до XXI столетия и установить на ее основе богатую палитру традиционной и новационной культуры. Результатом стало научное обоснование 1000-летия г. Елабуги и празднование этой важной даты в истории Татарстана и Российской Федерации.

3. Поиск и осуществление гармоничных и синтетических решений при реставрации, музеефикации и популяризации объектов историко-культурного наследия Елабужского музея-заповедника, ее активном туристском освоении и использовании лучших традиций культурного многообразия Евразийского континента. В 2015 году исполняется 25 лет со дня создания Елабужского историко-архитектурного и художественного музея-заповедника (1990), второго на территории Республики Татарстан и созданного через двадцать один год после организации Болгарского историко-архитектурного музея-заповедника (1969). По сути, в конце 80-ых - нач. 90-ых годов XX в. создание заповедника стало прорывом в деле комплексного подхода к охране, реставрации и музеефикации памятников истории и культуры Татарстана. Создавать новые учреждения в области культуры в советское время всегда было сложно, тем более в такой сфере как охрана памятников, их музеефикация и туристическое освоение. При этом следует заметить, что в 90-ые годы XX в. у нас в республике было создано еще 3 музея-заповедника - Казанский Кремль, Билярский и Иске-Казанский, в создании которых весьма пригодится опыт по Елабуге. В условиях суверенитета они были созданы Указом президента РТ М.Ш. Шаймиева и постановлениями Кабинета Министров РТ.

В создании Елабужского музея-заповедника необходимо отметить еще открытие в 80-ые годы XX в. реставрационной школы. В Елабуге был создан участок Татарского Специального научно-реставраци-онного управления, директором которого длительное время работал Юсупов Наиль Зеевич, заслуженный работник культуры РСФСР и Татарстана. Благодаря его активности при поддержке со стороны города и заповедника реставрации Спасского собора, башни-минарета Соборной мечети XI-XII вв., дома-музея И.И. Шишкина, создаваемого дома-музея Н.А. Дуровой и др. Елабужский музей-заповедник стал комплексным по своей функции учреждением культуры, сохраняющим не только архитектурные, археологические и историко-мемориальные памятники, но и собственно историческую территорию, уникальные культурные и природные ландшафты, уклад жизни населения г. Елабуги, а также выявление, хранение, комплектование, изучение и публичное представление музейных предметов и музейных коллекций. Созданные музеи И.И.Шишкина, Н.А.Дуровой, М.И.Цветаевой, истории города и другие, известные теперь не только в Татарстане и России, но и в мире ярко свидетельствуют об этом.

4. Найденное в г. Елабуге решение сложной проблемы взаимодействия и контакта старого и нового в архитектуре и истории города, сохранения культурного наследия в сложившейся исторической среде. При этом следует заметить, что в Российской Федерации до сих пор не выработаны основы такой политики и не решены многие вопросы сохранения памятников и их взаимодействия с исторической средой. Понятно, что во многом это является следствием многоплановости самой проблемы, требующей внимания как специалистов разных профилей (историков, архитекторов, реставраторов, искусствоведов, экологов, социологов, градостроителей и т.д.), так и участия администрации, органов городского и сельского планирования, охраны памятников истории и культуры, природы, несущих ответственность за состояние окружающей среды. К сожалению, когда во главу угла поставлено только требование нового строительства в городе и экономические факторы, когда земля намного дороже, чем находящийся на нем памятник, проблема выявления взаимосвязи архитектурных, исторических и культурных памятников между собой и с исторической средой, регенерация и мудрое обновление предстают как вторичная задача. А в г. Елабуге и на территории Елабужского музея-заповедника удалось выйти на решение этой задачи и обойтись без крупных ошибок!

За двадцать лет Елабужский историко-архитектурный и художественный музей-заповедник встал на ноги и обрел свое место в системе более чем 140 музеев-заповедников Российской Федерации. Основные тенденции и принципы в работе музея-заповедника, выработанные в первые годы, приобрели устойчивость и позволили

сделать эти направления работы перспективными, как с точки зрения развития заповедника, так и огромной работы, проведенной по охране, реставрации, музеефикации и популяризации памятников Елабуги и Республики Татарстан. В этом - несомненная роль Д.Г.Галлямовой, первого директора, А.А.Елфимова и нынешнего руководителя - Г.Р.Руденко.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.