УДК 930.85
Р.М.Валеев
РОЛЬ ЕЛАБУЖСКОГО ИСТОРИКО-АРХИТЕКТУРНОГО И ХУДОЖЕСТВЕННОГО МУЗЕЯ-ЗАПОВЕДНИКА В СОХРАНЕНИИ ОБЛИКА ИСТОРИЧЕСКОГО ГОРОДА.
Рассмотрены пути становления Елабужского государственного историко-архитектурного и художественного музея-заповедника в конце XX - нач. XXI в., основные результаты его работы и роль в сохранении историчности города, включении в современную жизнь.
Ключевые слова: памятники, музеи, реставрационная школа, музей-заповедник, исторический город, правительственные решения.
R.M.Valeev the role of elabuga historical architectural and art museum-reserve in saving the historic
appearance of the city.
This article emphasizes the ways of Elabuga state historical architectural and art museum-reserve formation in the end of XX - beginning of XXI century, the main results and the role in saving historicity of the city, inclusion in modern life.
Key words: monuments, museums, restoration schools, museum-reserve, historic city, government decrees.
На территории Татарстана, обладающего значительным историко-культурным наследием, включающим более 7 тысяч памятников, ансамблей и достопримечательных мест, более 100 государственных музеев, музеев-заповедников и около 900 негосударственных музеев, а также огромным духовным потенциалом, позволяющим говорить о самобытности народов проживающих на этой территории, особое место занимает г. Елабуга и Елабужский район. Елабуга выделяется как исторический город. И этот статус связан не только с принятыми решениями Правительства Российской Федерации и Татарстана, Администрации г. Елабуги и Елабужского района, но и тем, что здесь среди населения сложилась особая аура отношения к памяти своих предков, правдивое раскрытие сущности историко-культурного имиджа города. Однако этот имидж сложился не просто сам собой, а стал результатом организованных и целенаправленных взаимодействий федеральных, республиканских и местных органов власти, общественных организаций, академических учреждений и всех тех, кто любит свою природу и историю, памятники культуры, архитектуры и искусства. К сожалению, по Российской Федерации не так много территорий, где это удавалось. А в Елабуге это осуществили!
Одним из крупных и результативных мероприятий стала подготовительная работа в конце 80-х гг. ХХ в. и принятие постановления Совета Министров РСФСР 30 августа 1989 года № 269 «О создании Елабужского государственного историко-архитектурного и художественного музея-заповедника» (постановление Совета Министров ТАССР от 19 февраля 1990 года № 67). Музей-заповедник стал системным механизмом по осуществлению огромного комплекса работ. К наиболее значительным из которых относится:
1. Долгий и трудный путь среди руководителей разного уровня и простых горожан по осознанию значимости Елабужских памятников, их роли в распространении знаний, информации, живом непосредственном общении, сопереживании и взаимопонимании. Еще в постановлении Совета Министров ТАССР от 13.01.1961г. № 21 «О дальнейшем улучшении дела охраны памятников культуры Татарской АССР» на государственную охрану поставили два памятника культовой архитектуры - Спасский собор и Покровскую церковь. А до этого на государственной охране состояли только историко-революционные памятники и отдельные памятники археологии.
В 1981 году, работая начальником производственной группы по охране и использованию памятников истории и культуры Министерства культуры ТАССР, мне в составе комиссии Совета Министров ТАССР пришлось выехать в Елабугу и Елабужский район для проверки хода выполнения Закона РСФСР «Об охране и использовании памятников истории и культуры. Эта проверка открыла для меня Елабугу, которая сохранила не только отдельные памятники, но и комплексы, и ансамбли, а самое главное ауру города-памятника, имеющего свое неповторимое лицо и сохранившийся облик. Однако было ощущение того, что значение этих памятников не до конца оценено ни на уровне города, ни на уровне республики, тем более РСФСР. Материалы проверки легли в основу принятого 23.10.1981г. постановления Совета Министров ТАССР № 601 «О ходе выполнения в Татарской АССР Закона РСФСР «Об охране и использовании памятников истории и культуры». С этого времени началось более внимательное и пристальное внимание к Елабуге как уникальному явлению в культурной жизни республики. Одним из первых шагов стало выявление, фотофиксация и паспортизация памятников Елабуги и района. В результате чего постановлением Совета Министров ТАССР от 8.06.1987 г. № 264 на государственную охрану было поставлено еще более 150 объектов культурного наследия. Затем был еще ряд постановлений правительства Татарстана, администрации г. Елабуги и Елабужского района.
В результате в конце 80-х гг. ХХ в. вышли на идею создания Елабужского историко-архитектурного и художественного музея-заповедника. Вспоминается такой момент. После того, как был подготовлен проект постановления Правительства РСФСР о создании музея-заповедника (а по законодательству того времени такое решение могло принять только правительство союзной республики), он прошел все стадии согласования на уровне города и республики, из Москвы, Совета Министров РСФСР приехала Г.В. Семенова и мы, в том числе директор Татарской Специальной научно-реставрационной мастерской Н.З. Юсупов выезжали в Елабугу для окончательного решения всех вопросов. 30 августа 1989 года постановление Совета Министров РСФСР было
принято и вместе с постановлением Совета Министров ТАССР от 19 февраля 1990 года № 67 оно стало правовой основой для длительной организационной работы по созданию музея-заповедника. Первым директором заповедника стала Д.Г.Галлямова, опытная, знающая людей и быстро освоившая музейную специфику руководитель. Было принято распоряжение № 501-р от 13. 07.1990г. о разрешении Елабужскому горисполкому увеличить на одну единицу количество заместителей председателя и сессия городского совета народных депутатов утвердила в должность заместителя председателя Д.Г.Галлямову. Это явилось еще одним свидетельством того, какое значение уделяют в городе развитию музея-заповедника. Началась огромная работа по реставрации, музеефикации и туристическому освоению Елабуги. Среди этапных мероприятий можно назвать реставрацию и музеефикацию Дома-музея Н.А.Дуровой, Дома-музея И.И.Шишкина, усадьбы купца Николаева, мемориального музейного комплекса М.Цветаевой и многих других объектов. Последний объект активно начинал разворачиваться в 2001-2002 гг. и мне, в качестве Первого заместителя Министра культуры Республики Татарстан приходилось этим заниматься. В конце января 2002 г. в Министерстве культуры РФ состоялось совещание, где было принято решение о включении этого объекта в Федеральную инвестиционную программу, а также Федеральную целевую программу «Культура России (2001-2005 гг.)».
2. Завершение к данному историческому отрезку времени многолетних исследований ученых Казани, Елабуги, Вятки по раскрытию особенностей развития города, начиная с возникновения первого государственного образования Волжской Булгарии, когда он стал важным пунктом на Великом пушном торговом пути и прошел все этапы исторического прогресса данного региона, отразившиеся в сохранившихся недвижимых памятниках города и района. Это позволило установить общую закономерность формирования региональной истории, культуры и архитектуры с Х до XXI столетия и установить на ее основе богатую палитру традиционной и новационной культуры. Результатом стало научное обоснование 1000-летия г. Елабуги и празднование этой важной даты в истории Татарстана и Российской Федерации.
3. Поиск и осуществление гармоничных и синтетических решений при реставрации, музеефикации и популяризации объектов историко-культурного наследия Елабужского музея-заповедника, ее активном туристском освоении и использовании лучших традиций культурного многообразия Евразийского континента. В 2015 году исполняется 25 лет со дня создания Елабужского историко-архитектурного и художественного музея-заповедника (1990), второго на территории Республики Татарстан и созданного через двадцать один год после организации Болгарского историко-архитектурного музея-заповедника (1969). По сути, в конце 80-ых - нач. 90-ых годов XX в. создание заповедника стало прорывом в деле комплексного подхода к охране, реставрации и музеефикации памятников истории и культуры Татарстана. Создавать новые учреждения в области культуры в советское время всегда было сложно, тем более в такой сфере как охрана памятников, их музеефикация и туристическое освоение. При этом следует заметить, что в 90-ые годы XX в. у нас в республике было создано еще 3 музея-заповедника - Казанский Кремль, Билярский и Иске-Казанский, в создании которых весьма пригодится опыт по Елабуге. В условиях суверенитета они были созданы Указом президента РТ М.Ш. Шаймиева и постановлениями Кабинета Министров РТ.
В создании Елабужского музея-заповедника необходимо отметить еще открытие в 80-ые годы XX в. реставрационной школы. В Елабуге был создан участок Татарского Специального научно-реставраци-онного управления, директором которого длительное время работал Юсупов Наиль Зеевич, заслуженный работник культуры РСФСР и Татарстана. Благодаря его активности при поддержке со стороны города и заповедника реставрации Спасского собора, башни-минарета Соборной мечети XI-XII вв., дома-музея И.И. Шишкина, создаваемого дома-музея Н.А. Дуровой и др. Елабужский музей-заповедник стал комплексным по своей функции учреждением культуры, сохраняющим не только архитектурные, археологические и историко-мемориальные памятники, но и собственно историческую территорию, уникальные культурные и природные ландшафты, уклад жизни населения г. Елабуги, а также выявление, хранение, комплектование, изучение и публичное представление музейных предметов и музейных коллекций. Созданные музеи И.И.Шишкина, Н.А.Дуровой, М.И.Цветаевой, истории города и другие, известные теперь не только в Татарстане и России, но и в мире ярко свидетельствуют об этом.
4. Найденное в г. Елабуге решение сложной проблемы взаимодействия и контакта старого и нового в архитектуре и истории города, сохранения культурного наследия в сложившейся исторической среде. При этом следует заметить, что в Российской Федерации до сих пор не выработаны основы такой политики и не решены многие вопросы сохранения памятников и их взаимодействия с исторической средой. Понятно, что во многом это является следствием многоплановости самой проблемы, требующей внимания как специалистов разных профилей (историков, архитекторов, реставраторов, искусствоведов, экологов, социологов, градостроителей и т.д.), так и участия администрации, органов городского и сельского планирования, охраны памятников истории и культуры, природы, несущих ответственность за состояние окружающей среды. К сожалению, когда во главу угла поставлено только требование нового строительства в городе и экономические факторы, когда земля намного дороже, чем находящийся на нем памятник, проблема выявления взаимосвязи архитектурных, исторических и культурных памятников между собой и с исторической средой, регенерация и мудрое обновление предстают как вторичная задача. А в г. Елабуге и на территории Елабужского музея-заповедника удалось выйти на решение этой задачи и обойтись без крупных ошибок!
За двадцать лет Елабужский историко-архитектурный и художественный музей-заповедник встал на ноги и обрел свое место в системе более чем 140 музеев-заповедников Российской Федерации. Основные тенденции и принципы в работе музея-заповедника, выработанные в первые годы, приобрели устойчивость и позволили
сделать эти направления работы перспективными, как с точки зрения развития заповедника, так и огромной работы, проведенной по охране, реставрации, музеефикации и популяризации памятников Елабуги и Республики Татарстан. В этом - несомненная роль Д.Г.Галлямовой, первого директора, А.А.Елфимова и нынешнего руководителя - Г.Р.Руденко.