КОММУНИКАТИВНЫЕ И ДИСКУРСИВНЫЕ
ИССЛЕДОВАНИЯ
А.В. Алексеев ORCID iD: 0000-0002-8193-8740
Московский государственный институт международных отношений МИД РФ, г. Москва, Россия
Д.С. Шипилова ORCID iD: 0000-0003-1842-0524
Южный федеральный университет, г. Ростов-на-Дону, Россия
УДК 81'42
РОЛЬ ЭКСПРЕССИВНЫХ РЕЧЕВЫХ АКТОВ В КОНСТРУИРОВАНИИ ПОЛИТИЧЕСКОГО ИМИДЖА (НА МАТЕРИАЛЕ ТВИТОВ АМЕРИКАНСКИХ ПОЛИТИКОВ) DOI: 10.29025/2079-6021-2018-1(29)-7-14
Статья публикуется при поддержке гранта РГНФ № 16-14-00034
Данная статья посвящена рассмотрению экспрессивных конструкций в сфере виртуальной коммуникации. В тексте рассматриваются такие ключевые понятия, как «экпрессивные конструкции», «политический дискурс», «создание имиджа политика». Целью статьи является анализ использования экспрессивных речевых актов американскими политиками в виртуальной коммуникации как способа формирования имиджа. В основу проведённого эксперимента было положено исследование экспрессивных конструкций как одного из существенных аспектов, используемых современными политиками с целью создания имиджа в пространстве виртуальной коммуникации, а именно, в социальной сети Twitter. Данный эксперимент позволил выделить наиболее частые группы лексических единиц. Все исследуемые лексемы в процессе виртуальной коммуникации на основе Twitter, представленные экспрессивами, способствуют конструированию имиджа политика в семиотическом пространстве сети Интернет. Выбор материала для поиска был обусловлен вследствие его доступности, актуальности, широкого спектра используемых лексических единиц, прозрачности анализа материала. Методом сплошной выборки были отобраны твиты американских политиков - Х. Клинтон и Д. Трампа, опубликованные в предвыборный период. Анализ твитов показал, что возможно выделить несколько функций экспрессивов, а именно, выражение благодарности, радости, поздравления, соболезнования, извинения и восхищения. Наиболее предпочтительными в виртуальной коммуникации являются экспрессивы-благодарности, состоящие из глагольных лексем "to thank", "to be grateful". Было установлено, что использование политиками экспрессивных речевых актов способствует созданию положительного имиджа, так как помогает политикам выразить свои чувства и эмоции, тем самым представая перед широкой аудиторией учтивыми, внимательными и открытыми.
Ключевые слова: экспрессивы, речевой акт, виртуальная коммуникация, имидж, Twitter, политический дискурс.
Введение. Конструирование имиджа политика является важной частью современного политического дискурса. Именно вербальный аспект наиболее полно раскрывает картину личности в социуме. Немалая роль при этом отводится речевым актам, которые использует политик в процессе своего
становления, развития и предоставления информации о наиболее актуальных вопросах современного общества.
К данной тематике обращались многие отечественные (О.Л. Данилова, Е.А. Кожемякин) и зарубежные лингвисты (B. Misic Ilic, A. Dylgjerii, M. Arsith, E. Anchimbe). Особенно остро данный вопрос встает в современном мире, когда политическая сфера и связанный с ним политический дискурс переходит в виртуальное пространство, в том числе в сеть Интернет.
Именно в Интернете посредством социальных сетей реализуется мгновенная передача информации, данный факт обусловлен актуальностью представляемых сообщений, лёгким порогом входа для многих политиков и общедоступностью предложенной информации для населения. Кроме того, процесс поиска и анализа текстов (открытая платформа Twitter, которая представляет собой лингвистический корпус с удобными алгоритмами поиска конкретных лексических единиц) подвержен верификации, что представляет прозрачность данного исследования.
Целью настоящей статьи является анализ использования экспрессивных речевых актов американскими политиками в виртуальной коммуникации как воздействующего фактора при конструировании имиджа.
Обзор литературы. Теоретико-методологические положения. Политический дискурс, представленный как в письменной речи, так и в публичных выступлениях часто апеллирует к эмоциям реципиента, следовательно, включает в себя широкий набор экспрессивных языковых средств. Во-первых, к ним относятся такие семантико-синтаксические фигуры, как градации, повторы, антитезы и др. Во-вторых, акторы используют риторические приёмы (олицетворения, оксюморон, метафоры, эпитеты, метонимии, а также приемы риторической конвергенции). В-третьих, в процессе коммуникации применяют лексико-речевые фигуры, представленные оценочными номинативами, атрибутивами, отрицательными и положительными экспрессивами и экспрессивами в целом [2]. Обратимся к рассмотрению реализации возможностей экспрессивов языковыми ресурсами в виртуальном политическом дискурсе.
Политический дискурс в первую очередь детерминируется как политическая деятельность, дискуссия о том, какой курс действий следует соблюдать в соответствии с конкретными политическими целями [10]. Прагматический анализ различных поджанров политического дискурса может определить предпочтение конкретных речевых актов. Так, в работе сербского учёного B. Misic Ilic «Commissive and Expressive Elocutionary Acts in Political Discourse» были проанализированы комиссивные и экспрессивные иллокутивные акты в политических речах, как индикаторы личного участия политических ораторов. При этом был проанализирован корпус сербских, американских и британских политических речей, в которых речь идёт об экономическом уровне жизни, с целью идентификации комиссивных актов как индикаторов явной приверженности политиков выбранному курсу действий, и экспрессивные акты как индикаторы явного отношения к избранным или другим политикам [12]. В этой связи интересны и другие исследования политического дискурса США [13]. Результаты исследований подтверждают гипотезу о том, что конкретное использование или отсутствие комиссивов и экспрессивов может быть стратегией политика для повышения доверия к их речам, и таким образом расшатывания общественного мнения в интересах политика. Напротив, установление взаимосвязи между использованием или отсутствием этих иллокутивных актов и приверженность политиков действиям может стать методом выявления недоверия к политику. Данный вывод непосредственно связан с формированием имиджа политика, в положительном формировании которого заинтересованы все представители власти.
Экспрессивизация языка исследуемого дискурса делает процесс интериоризации политических объектов и ценностей более понятным. Призыв к эмоциям реализует «присвоение» референта высказывания. В связи с данным фактом в представленном дискурсе используют «мягкие» РА (речевые акты), которые не прямо побуждают реципиентов к требуемым действиям, а устанавливают контекст, в котором адресат сам принимает решение о совершении того или иного вида действия [4]. Согласно этому, вместо часто используемых в политическом дискурсе комиссивов и декларативов (наиболее ярко отражающих иерархию дикурса) часто используют репрезентативы и экспрессивы. Такие «манипулятивные» речевые акты ориентированы на закрепление определённой коммуникативной и - в целом - политической позиции за коммуникантами. Согласно учёным, представляющим школу критического дискурс-анализа (T. van. Dijk [8] R. Wodak [15], N. Fairclough [10]), манипулятивные РА являются показателями отношений неравенства в обществе, а их форма прямо предопределяется социальной позицией акторов.
В рамках более полного понимания дефиниции экспрессива в политике, представим некоторые дефиниции данного термина учёными-лингвистами. Согласно A. Dylgjerii, под экспрессивом понимают выражение искренности речевого акта, выраженное извинениями, сочувствием, благодарением и др. [9]. Более широких взглядов на проблему определения экспрессивов придерживается M. Arsith, согласно которому экспрессивы выражают психологическое состояние, основанное на искренности в отношении явлений, выявленных в пропозициональном содержании. Эти речевые акты игнорируют адекватность отношений между словами и вещами, они выражают своё отношение и чувства, но в то же время предполагается истинность представленного текста [7]. Кроме того, речевые акты данной группы включают понятие ответной реакции получателя на сообщение отправителя, эмоциональной оценки совершаемого действия, выражение психологического состояния, что является важным элементом общения в сфере виртуальной коммуникации [1].
Для более чёткого осознания роли экспрессивов в политическом дискурсе представим проанализированные примеры. Так, оратор чувствует себя обязанным адресату за что-то (например, одолжение, помощь), сделанное некоторое время в прошлом. Однако в политическом контексте благодарность, извинение, приветствие, прощание и др. не являются личной ситуацией, но написаны и часто звучат по радио или телевидению ещё до того, как сообщение дойдёт до адресата. Следствием этого является то, что, благодаря экспрессивам через общественные медиа, оратор обновляет намерение [6]. Чем сильнее и ярче должен звучать представленный ими текст, тем больше ораторских усилий им приходится прилагать для привлечения внимания общественности. Тем эффективнее будет не только воздействие политиком на своего адресата, но и результативнее будет конструируемый им имидж. Представим некоторые примеры экспрессивов, которые встречаются в речи политиков разных государств в различные периоды истории.
Так, экпрессивный речевой акт радости, с помощью которой албанский общественный и политический деятель Эди Рама выражает удовлетворение и гордость, где предполагается утверждение пропозициональной правды [11]:
[1] "... being here, in front of you, watching the purple flags of victory waving everywhere in Albania, fron Gjirokaster to Kukes, I cannot hide the fact I feel eternally thankful and enthusiastic at the same time [9]". -«...находясь здесь, перед вами, наблюдая за фиолетовыми флагами победы, размахивающими повсюду в Албании, от Гирокастры до Кукеса, я не могу скрыть тот факт, что я чувствую себя вечно благодарным и восторженным в то же время» (перевод наш. - А.А., Д.Ш.).
Этот фрагмент раскрывает иллокутивную силу экспрессива, перлокутивный эффект которого предполагает восторг и счастье. Здесь необходимо подчеркнуть сильную психологическую приверженность своему делу, что влияет на переход политического оратора от психологического состояния радости к психологическому состоянию признательности. Согласно классификациям Дж. Сёрля и Д. Вандерекена (1985) приведённый пример является речевым актом радости, иллокутивный контент которого является выражением психологического состояния о себе или о мире [14].
Экспрессивы можно рассматривать как уникальный приём для достижения информационной функции в речи. Благодаря проявлению эмоций и чувств Б. Клинтон не только сообщил своей аудитории, как он был благодарен за поддержку, но и дал избирателям представление о своём эмоциональном состоянии (облегчение, утешение, успокоение):
[2] I am very grateful for the many, many people - clergy and ordinary citizens - who have written me with wise counsel. - Я очень благодарен многим, многим людям - духовенству и рядовым гражданам, - которые дали мне мудрые советы (перевод наш. - А.А., Д.Ш.).
[3] I am profoundly grateful for the support of so many Americans somehow through it all seem to still know that I care about them a great deal, that I care about their problems and their dreams. - Я глубоко благодарен за поддержку столь многих американцев, так или иначе через все это, похоже, все знают, что я очень забочусь о них, что я забочусь о своих проблемах и их мечтах (перевод наш. - А.А., Д.Ш.).
Приведённые примеры демонстрируют палитру использования экспрессивов в политическом дискурсе. Однако следует подчеркнуть, что в настоящее время политический дискурс постепенно переходит в сферу виртуальной коммуникации. В связи с этим важно проанализировать функционирование экспрессивных конструкций в английском языке в сети Интернет с более подробным рассмотрением интенций, их функционирования и определения их формирующего принципа при создании имиджа политика.
Методы исследования. В исследовании использовался метод контекстологического анализа, что позволило выявить актуальный смысл экспрессивов в твитах политиков и установить их различные функции. Контекстологический анализ использовался для исследования речевого акта в развёрнутом контексте. Для достоверности полученных результатов применяется метод количественного подсчёта.
Результаты и дискуссия. Имидж, являясь инструментом мощного воздействия в политическом дискурсе, требует специально разработанных моделей речевого поведения. От того, какие языковые средства и речевые акты будет использовать политик, зависит конструируемый им собственный имидж. В век высоких технологий и распространения всемирной паутины политическим акторам представляется возможным представить себя в Интернете с меньшей затратой сил и времени [5], что проявляется в активном использовании таких социальных сетей, как Twitter или Facebook. Посредством публикации коротких информативных сообщений, твитов, которые рассматриваются нами в качестве единицы исследования, политики воздействуют на электорат и создают желаемый имидж [12]. С целью создания наиболее яркого и запоминающегося имиджа политики используют экспрессивные речевые акты, так как разнообразные человеческие чувства (радость, печаль, страх, сочувствие и т.д.) создают яркие впечатления об отправителе сообщения [3].
В настоящей работе, в качестве материала исследования, были проанализированы твиты представителей американского предвыборного дискурса - исключительно твиты Хилари Клинтон и Дональда Трампа в общем объёме более 4000 единиц (по 2000 твитов на каждого) и выявлены функции экспрессивов в твитах политиков, а также установлено их процентное соотношение. Проведённый анализ позволил установить использование экспрессивов на конструируемый имидж.
Для сближения с аудиторией и установления дружеского контакта с ней, а также в целях создания благоприятного имиджа, политики стремятся поделиться всем спектром эмоций. Так, нами были выделены экспрессивные функции, выражающие:
• благодарность, которая выражается глаголами "to thank", "to be grateful":
[4] Thank you Bobby Bowden for the intro tonight and your support! I hope I can do as well for Florida as you have done! (D. Trump)
[5] To the families and friends of this state -1 am deeply grateful.
(H. Clinton)
• восхищение, которое реализуется глаголами, называющими чувства как таковые - "to love", "to like", "to admire", "to adore":
[6] On my way to Cedar Falls, Iowa, now. Will be great -1 adore the people of Iowa! (D. Trump)
[7] I want you to remember this: Our campaign was never about one person or even one election. It was about the country we love. (H. Clinton)
• извинение, выражающееся глаголом "to be sorry":
[8] Sorry folks, but Bernie Sanders is exhausted, just can't go on any longer. (D. Trump)
[9] This is not the outcome we wanted. I'm sorry we did not win this election for the values we share and the vision we hold for our country. (H. Clinton)
• поздравление, которое требует экспрессивных глаголов "to wish", "to congratulate", "to have a good ...-day":
[10] Congratulate Jim Herman! We are all proud of you. (D. Trump)
[11] Happy Easter to all, have a great day! (H. Clinton)
• радость, которая передаётся экспрессивными глаголами "to be happy", "to be excited", "to have fun", "to be pleased":
[12] I am happy to hear how badly the @nytimes is doing. (D. Trump)
[13] Excited to launch #MadeForHistory, featuring tees by Marc Jacobs, Tory Burch, and more of your favorite designers! (H. Clinton)
• соболезнование, которое политики выражают по отношению к трагичным событиям и жертвам этих событий при помощи глагольных конструкций " to pray", "to condole", " to regret":
[14] Melania and I extend our deepest condolences to the family of Shimon Peres. (D. Trump)
Очевидно, что вышеперечисленные экспрессивные речевые акты способствуют созданию положительного имиджа политика. Они способны не только информировать адресата, устанавливать контакт
с собеседником, связывать данное высказывание с предыдущим, сравнивая и/или оценивая его, а также выражать конкретные чувства или их комплекс, оказывая тем самым воздействие на реципиента. Высказанные эмоции позволяют политику предстать перед аудиторией чувственным, внимательным к избирателям и событиям, происходящим в стране, благодарным за участие в политическом процессе, радостным и, порой, испытывающим чувство вины за свои действия/ бездействие. Все эти эмоции позволяют политическому актору быть ближе к народу, казаться его представителем. Частая ссылка на положительные эмоции апеллирует к сознанию народа и в дальнейшем вызывает ассоциации этих эмоций с политиками. Выбор определённого вида экспрессива влияет на тип имиджа. В таблице «Экспрессивные речевые акты в твитах американских политиков» представлено соотношение типов экспрессивов от общей выборки с целью установления типа имиджа исследуемого политика.
Таблица
Экспрессивные речевые акты в твитах американских политиков
Тип речевого акта Хилари Клинтон Дональд Трамп
благодарность 3,25 15,6
восхищение 2,7 2,85
извинение 0,25 0,2
поздравление 0,8 0,7
радость 0,85 1,25
соболезнование - 0,35
Данный анализ показал, что численное отклонение использования для большинства экспрессивов Х. Клинтон и Д. Трампом является незначительным. Однако следует отметить, что речевой акт экспрессивов обнаруживается лишь в 7,85% от общего числа твитов у Х. Клинтон и в 20,95% от общего числа твитов у Д. Трампа. Данные показатели подчёркивают лишь небольшую приверженность политиков к использованию экспрессивов в качестве инструмента для создания имиджа. Но наиболее предпочтительным типом экспрессива является экспрессив-благодарность, что позволяет политическому деятелю создать видимость активного взаимодействия с аудиторией и важности её участия в электоральном процессе. Слова благодарности характеризуют политиков как признательных, вежливых и почтительных. Так, создаётся имидж внимательного человека, который стремится быть ближе к народу, слышать его проблемы и решать их. Экспрессив-восхищение выражает чувства гордости за свою страну, народ и его заслуги и помогает сформировать имидж патриота. Подкрепляет данный тип имиджа и создаёт оптимистичный настрой экспрессив-радость, что способствует смягчению напряженности в ходе предвыборного процесса. Данный экспрессив также указывает на полное удовлетворение политиков, их заинтересованность и вовлеченность в политический процесс.
Заключение. В ходе настоящего эксперимента было установлено:
1. Для политической коммуникации использование экспрессивов с целью представления себя в выгодном свете не является распространённым.
2. Использование различных функций экспрессивов (выражение сожаления, восхищения, извинения и т.д.) влияет на конструирование необходимого имиджа.
3. Экспрессивы-благодарности встречаются наиболее часто в американском предвыборном дискурсе, что способствует созданию такого имиджа политика, как человек-душа.
Таким образом, проявление положительных эмоций хотя и не частое явление в политическом предвыборном дискурсе, однако в виртуальной коммуникации нами были обнаружены примеры экспрессивных конструкций радости, сожаления, благодарности, восхищения, поздравления и соболезнования. Несмотря на агрессивное поведение Д. Трампа, именно ему принадлежит больший процент использования экспрессива-благодарности (15,6%), что добавляет к его бунтарскому имиджу положительной окраски. В то время как Х. Клинтон отличается несвойственной женской натуре сдержанностью в плане проявления эмоциональной составляющей, что подчёркивает её трезвое отношение к происходящему.
Библиографический список
1. Алексеев А.В., Ленец А.В. Директивные аббревиатуры как компонент современной виртуальной коммуникации (на материале английского и немецкого языков) // Вестник Новосибирского государственного педагогического университета. 2017. Том 7, № 2. С. 98-110. DOI: 10.15293/2226-3365.1702.07.
2. Данилова О.Л. Экспрессивные средства политического дискурса // Modern directions of theoretical and applied researches. 2014 [Электронный ресурс]. URL: http://www.sworld.com.ua/index.php/ru/confer-ence/the-content-of-conferences/archives-of-individual-conferences/march-2014 modern directions of theoretical and applied researches [Дата обращения: 24.12.2017].
3. Здесенко Е.Ю. Лингвопрагматический потенциал рекламного текста (на примере российской и зарубежной социальной рекламы) // Вестник Хакасского государственного университета им. Н.Ф. Ка-танова. Белгород: БелГУ, 2015. № 11. С. 46-49.
4. Кожемякин Е.А. Лингвистические стратегии институциональных дискурсов // Современный дискурс анализ. 2011. Вып. 3. [Электронный ресурс]. URL: http://www.discourseanalysis.org/ada3 .pdf [Дата обращения: 24.12.2017].
5. Сергеева Д.С. Самопрезентация и дискредитация - ключевые стратегии предвыборного политического дискурса (на материале предвыборных твитов Д. Трампа и Х. Клинтон) // Известия Южного федерального университета. Филологические науки. 2017. № 3. С. 75-83. DOI: 10.23683/1995-06402017-3-75-83.
6. Anchimbe E.A. Private dialogue in public space: 'Motions of support' letters as response to political action // Dialogue in Politics. Amsterdam: John Benjamins, 2012. Pp. 127-148. DOI: 10.1075/ds.18.10anc.
7. Arsith M. Political Discourse and the Theory of Speech Acts // Joint International Conferences: EIRP Proceedings. 2015. Vol 10. Pp. 619-624.
8. Dijk T. van. Cognitive Contest Models and Discourse // Language Structures, Discourse and the Access to Consciousness. Amsterdam: John Benjamins, 1997. Pp. 189-226.
9. Dylgjeri A. Analysis of speech acts in political speeches // European Journal of Social Sciences Studies. 2017. Volume 2, issue 2. Pp. 19-26. DOI: 10.5281/zenodo.344518.
10. Fairclough N. Critical discourse analysis. London: Longman, 1995.
11. Gaulle Ch. Discours et Messages. Pendant la Guerre (Juin 1940 - Janvier 1946) / Discourse and Messages. During the war (June 1940 - Jan. 1946). Paris: Librairie Plon.
12. Misic B.Ilic. Commissive and Expressive Illocutionary Acts in Political Discourse // Lodz Papers in Pragmatics. 2015. Volume 11, issue 1. Pp. 19-49. DOI: 10.1515/lpp-2015-0003.
13. Rihab Abduljaleel Saeed Alattar. A Speech Act Analysis of American Presidential Speeches // Arts Journal. 2014. Pp. 1-25.
14. Searle J.R., Vanderveken D. Foundations of Illocutionary Logic, Symbolic Logic. Volume 54, issue 1 (1989). Pp. 300-302.
15. WodakR. Medical Discourse: Doctor-Patient Communication // Encyclopedia of Language & Linguistics. Second Edition. Vol. 7. Oxford: Elsevier, 2006. Pp. 681-687. DOI: 10.1016/B0-08-044854-2/02346-4.
Алексеев Александр Владимирович, кандидат филологических наук, преподаватель кафедры английского языка №6, Московский государственный институт международных отношений МИД РФ, Россия, Москва, проспект Вернадского, 76: e-mail: allik-killa@mail.ru
Шипилова Диана Сергеевна, преподаватель кафедры межкультурной коммуникации и методики преподавания иностранных языков Института филологии, журналистики и межкультурной коммуникации, Южный федеральный университет, Россия, Ростов-на-дону, Большая Садовая, 105/ 42: e-mail: dinusik61@yandex. ru
Для цитирования: Алексеев А.В., Шипилова Д.С. Роль экспрессивных речевых актов в конструировании политического имиджа (на материале твитов американских политиков) // Актуальные проблемы филологии и педагогической лингвистики. 2018. №1(29). C. 7-14. DOI: 10.29025/2079-6021-2018-1(29)-7-14.
THE ROLE OF EXPRESSIVE SPEECH ACTS IN THE POLITICAL IMAGE CONSTRUCTION (AS EXEMPLIFIED ON AMERICAN POLITICIANS' TWEETS) DOI: 10.29025/2079-6021-2018-1(29)-7-14 Article is published under the auspices of the Russian Humanitarian Science Foundation 16-34-00014a1
A.V. Alekseev ORCID iD: 0000-0002-8193-8740
Moscow State Institute of International Relations,
Moscow, Russia
D.S. Shipilova ORCID iD: 0000-0003-1842-0524
Southern Federal University, Rostov-on-Don, Russia
This article analyzes the expressive constructions in the field of virtual communication. Key concepts such as "expressive constructions", "political discourse", "political image formation" are considered in the article. The aim of the article is to analyze the language intentions of English-speaking politicians on the basis of the theory of speech acts and corpus linguistics. The conducted experiment was based on the study of expressive constructions as one of the essential aspects used by modern politicians to create an image in the space of virtual communication, namely, in the social network Twitter. This experiment made it possible to identify the most frequent groups of lexical units. All studied lexemes in the process of virtual communication on the basis of Twitter, represented by expressives, contribute to the construction of the political image in the semiotic space of the Internet. The choice of material for the search was chosen due to its availability, relevance, and a wide range of lexical units used for the transparency of material analysis. Tweets of American politicians - H. Clinton and D. Trump, published in the pre-election period were selected by the method of continuous selection. The analysis of tweets has shown that it is possible to identify several functions of expressives, namely, expression of gratitude, joy, congratulations, condolences, apologies and admiration. Most preferable in virtual communication is expressives-gratitude, consisting of verbal lexemes "to thank", "to be grateful". It was found that the use of expressive speech acts by politicians contributes to the creation of a positive image, as it helps politicians to express their feelings and emotions, thereby pretending to be courteous, attentive and open for the general audience.
Key words: expressives, virtual communication, image creation, Twitter, political discourse.
References
1. Alekseev A.V., Lenets A.V. Direktivnye abbreviatury kak komponent sovremennoj virtual'noj kommu-nikacii (na materiale anglijskogo i nemeckogo jazykov), [Directive abbreviations as a component of modern virtual communication based on English and German], Vestnik Novosibirskogo gosudarstvennogo pedagog-icheskogo universiteta, 2017, tom 7, no 2, s. 98-110. DOI: 10.15293/2226-3365.1702.07.
2. Danilova O.L. Jekspressivnye sredstva politicheskogo diskursa. Modern directions of theoretical and applied researches (Expressive means of political discourse), 2014. Available at: URL: http://www.sworld. com.ua/index.php/ru/conference/the-content-of-conferences/archives-of-individual-conferences/march-2014 modern directions of theoretical and applied researches (24.12.2017).
3. Zdesenko E.Ju. Lingvopragmaticheskijpotencialreklamnogo teksta (naprimere rossijskoj i zarubezhnoj social'noj reklamy) (Linguopragmatic potential of the advertising text on the basis of Russian and foreign social advertising) Vestnik Hakasskogo gosudarstvennogo universiteta. im. N.F. Katanova, Belgorod: BelGU, 2015, no 11, s. 46-49.
4. Kozhemjakin E.A. Lingvisticheskie strategii institucional'nyh diskursov, Sovremennyj diskurs analiz [Linguistic strategies of institutional discourses] 2011, vyp. 3. Available at: URL: http://www.discourseanaly-sis.org/ada3 .pdf (24.12.2017).
5. Sergeeva D.S. Samoprezentacija i diskreditacija - kljuchevye strategii predvybornogo politicheskogo diskursa [Self-presentation and discredit are key strategies of pre-election political discourse based on the
pre-election D. Trump's tweets and H. Clinton's tweets], Izvestija Juzhnogo federal'nogo universiteta. Filolog-icheskie nauki, 2017, no 3, s. 75-83. DOI: 10.23683/1995-0640-2017-3-75-83.
6. Anchimbe E.A. Private dialogue in public space: 'Motions of support' letters as response to political action, Dialogue in Politics, Amsterdam: John Benjamins, 2012, pp. 127-148. DOI: 10.1075/ds.18.10anc.
7. Arsith M. Political Discourse and the Theory of Speech Acts, Joint International Conferences: EIRP Proceedings, 2015, vol. 10, pp. 619-624.
8. Dijk T. van. Cognitive Contest Models and Discourse, Language Structures, Discourse and the Access to Consciousness, Amsterdam: John Benjamins, 1997, pp. 189-226.
9. Dylgjeri A. Analysis of speech acts in political speeches, European Journal of Social Sciences Studies, 2017, volume 2, issue 2, pp. 19-26. DOI: 10.5281/zenodo.344518.
10. Fairclough N. Critical discourse analysis, London: Longman, 1995.
11. Gaulle Ch. Discours et Messages. Pendant la Guerre (Juin 1940 - Janvier 1946), Discourse and Messages. During the war (June 1940 - Jan. 1946), Paris: Librairie Plon.
12. Misic B.Ilic. Commissive and Expressive Illocutionary Acts in Political Discourse, Lodz Papers in Pragmatics, 2015, volume 11, issue 1, pp. 19-49. DOI: 10.1515/lpp-2015-0003.
13. Rihab Abduljaleel Saeed Alattar. A Speech Act Analysis of American Presidential Speeches, Arts Journal, 2014, pp. 1-25.
14. Searle J.R., Vanderveken D. Foundations of Illocutionary Logic, Symbolic Logic, volume 54, issue 1 (1989), pp. 300-302.
15. Wodak R. Medical Discourse: Doctor-Patient Communication, Encyclopedia of Language & Linguistics. Second Edition, Oxford: Elsevier, 2006, vol. 7, pp. 681-687. DOI: 10.1016/B0-08-044854-2/02346-4.
Alexandr V. Alexeev, Teacher of the English Language Department No. 6, Moscow State Institute of International Relations, Ministry of Foreign Affairs of the Russian Federation, Russia, Moscow, Vernadsky Prospect 76: e-mail: allik-killa@mail.ru
Diana S. Shipilova, Teacher of the Department of Intercultural Communication and Methods of Foreign Language Teaching of the Institute of Philology, Journalism and Intercultural Communication, SFU, Russia, Rostov-on-Don, Bolshaya Sadovaya, 33: e-mail: dinusik61@yandex.ru
For citation: Alekseev A.V., Shipilova D.S. The role of expressive speech acts in the political image construction (as exemplified on American politicians' tweets. Aktual'nye problemy filologii i pedagog-iceskoj lingvistiki [Current Issues in Philology and Pedagogical Linguistics], 2018, no 1(29), pp. 7-14 (In Russ.). DOI: 10.29025/2079-6021-2018-1(29)-7-14.