УДК 33
Гулджанова Г.
преподавательница Тораев Д.,
студент
Туркменский государственный институт финансов РОЛЬ ЭКОНОМИКИ В ВЫСШЕЙ МАТЕМАТИКЕ
Для качественного реформирования экономики страны, как указал Президент, необходимо научно обеспечить экономическое развитие, то есть научно обосновать его стратегические направления и выбрать научно обоснованные тактические методы предопределения и управления изменениями в развитии страны. рыночная экономика. В основе этой ответственной работы лежит фундаментальное экономическое образование будущих специалистов. Учебная программа по курсу «Высшая математика» предназначена для использования при получении высшего математического образования в высшем учебном заведении, дающем базовое экономическое образование, в рамках решения задачи подготовки специалистов-экономистов, которые будут работать в условиях рыночной экономики. . Для получения основательного экономического образования будущему специалисту-экономисту предстоит пройти комплексную подготовку, включающую понимание особенностей развития общества, на основе которой - умение понимать эволюцию экономических показателей в зависимости от национальных особенностей. нашей страны, общие закономерности развития экономики и, при необходимости, умение быстро принимать решения. Воспитание общего мировоззрения профессионала, развитие его мыслительных способностей и, при необходимости, умения принимать лучшее (оптимальное) решение в ситуациях, зависящих от различных условий, во многом зависят от данных ему фундаментальных математических знаний. Другими словами, хорошее математическое образование является основой хорошего экономического образования.
Целями преподавания курса «Высшая математика» являются предоставление базового математического образования специалистам-экономистам, а также освоение использования полученных знаний при моделировании, анализе и решении экономических задач. Учебная программа «Высшая математика» отвечает мировым требованиям к математическому образованию современного экономиста, требованиям Возрождения новой эпохи Стабильного Государства, объявленного Президентом.
Слово математика переводится с латыни как царь наук. Именно поэтому любая наука использует математические методы. Экономисты используют математику в своей работе глубоким и фундаментальным образом. Например, они широко используют понятие процента (доли).
Одна сотая часть числа называется процентом. 20% от 35 равны -20, или 35-20=35—=7. м ^ ^ 1О0 100 5
Если некоторый x равен а% от a, то х=(а !°0). Например, если 30% от x равно 15, то само число будет
(15-100)
x=(-)=50.
30
Депозит под p% годовых будет равен a-(1+pt/100) через t лет. Например, 300 манатов, вложенных
2
под 2% годовых, через 10 лет составят 360 манатов. Действительно, депозит составит 300^^^=6 манатов в год. Затем за 10 лет она увеличивается на 6-10=60 манатов.
Если проценты рассчитываются на основную сумму и капитал до нее, то такие проценты называются сложными процентами.
Он рассчитывается по формуле а • (l + . В предыдущем примере депозит увеличивается на 6
2
манатов в первый год. На второй год вклад увеличится до 306 • = 6.12 манатов и депозит будет равен 312 манатам и 12 тенге и так далее.
Список использованной литературы:
1. Попов, А.М. Высшая математика для экономистов: учеб. для бакалавров / А.М. Попов, В.Н. Сотников; под ред. А.М. Попова. - М.: Юрайт, 2012.
2. Сидняев, Н.И. Теория планирования эксперимента и анализ статистических данных: учеб. пособие для магистров / Н.И. Сидняев. - М.: Юрайт, 2012. - 399 с.
3. Спирина М. С. Теория вероятностей и математическая статистика: учебник / М. С. Спирина, П. А. Спирин. - М: Академия, 2007. - 352 с.
4. Спирина, Марина Савельевна. Дискретная математика: учебник для среднего профессионального образования/М. С. Спирина, П. А. Спирин.-4-е изд., испр.-М.:Академия,2007.-367с.
5. Стойлова, Любовь Петровна. Математика: учебник для вузов/Л. П. Стойлова.-М.: Академия,2007.-431с.
6. Шипачев, В. С. Высшая математика: полный курс : учеб. для бакалавров / В. С. Шипачев; под ред. А. Н. Тихонова. - 4-е изд., испр. и доп. - М.: Юрайт, 2012. -608 с.
© Гулджанова Г., Тораев Д., 2024
УДК 33
Гульбердиева Т
Преподаватель, Юсупгелдиева Г.
Студент
Туркменского государственного финансового института ТУРКМЕНСКОЕ ОБЩЕСТВО
Туркменское общество - это уникальное сочетание древних традиций и стремительного развития. Расположенный в сердце Центральной Азии, Туркменистан обладает богатой историей, которая оставила глубокий след в культуре и менталитете его народа.
Ключевые особенности туркменского общества:
Традиции кочевой жизни: Несмотря на урбанизацию, многие традиции кочевой жизни сохранились в быту туркмен. Гостеприимство, уважение к старшим, семейные ценности - неотъемлемая часть туркменского менталитета.
Роль семьи: Семья играет ключевую роль в жизни каждого туркмена. Родовые связи и уважение к старшим - основа социальной структуры.
Религия: Ислам является доминирующей религией в Туркменистане. Исламские ценности пронизывают все сферы жизни общества.
Культура: Туркменская культура богата и разнообразна. Ковроткачество, музыка, поэзия -национальные достояния.
Социальная структура: Традиционно туркменское общество делилось на племена и роды. Хотя это деление постепенно стирается, оно все еще оказывает влияние на социальные отношения.
Современные вызовы и тенденции: