Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России № 2 (50) 2011
УДК 378 С. И. Дьяков*
Роль духовных потребностей в формировании профессиональной направленности будущих офицеров и сотрудников силовых ведомств в образовательном процессе вузов
В статье проводится краткий анализ понятий «потребность», «духовные потребности». Представлена классификация духовных потребностей, необходимая для анализа влияния духовных потребностей на формирование профессиональной направленности будущих офицеров. Отмечается, что в период реформирования Министерства внутренних дел РФ, Вооруженных сил РФ, система военного образования требует широкого всестороннего осмысления и аргументации исследований многообразия духовных потребностей личности будущего офицера и педагогических условий их формирования, в интересах развития профессиональной направленности в образовательном процессе вузов силовых ведомств.
Ключевые слова: потребность, духовные потребности и их классификация, образовательный процесс вуза, профессиональная направленность.
S. I. Dyakov*. Influence on spiritual needs on professional orientation of the future officers in the educational process of military high school. In the article is made a brief analysis of the concept: «needs»; «spiritual needs».Was represented the most preferred classification spiritual needs for analyze influence of spiritual needs on creation military-professional orientation future officers. During the modernization armed forces Russian Federation is must a comprehensive understanding and argumentation all the diversity of spiritual needs of the future officer and their creation directed to developing professional orientation in the educational process of military high school.
Keywords: need, spiritual needs and their classification, educational process of the military high school, professional orientation.
Потребности являются важнейшей социально-биологической характеристикой личности, группы людей, общества. Потребность выступает в качестве относительно устойчивого психического состояния личности. В словаре В.Даля потребность определяется как «надобность, нужда в чем-либо» [1, с. 358]. Современный словарь русского языка С.И. Ожегова, аналогичным образом интерпретируя потребность, добавляет, что она есть «нужда, требующая удовлетворения» [2, с. 572]. Значит, понятие «потребность» связывается с тем, что отсутствует в данный момент, в чем имеется надобность.
Еще философы Древней Греции и Древнего Рима достигли значительных успехов в понимании потребностей человека. Античные мыслители признавали потребности основными побудительными силами человеческой деятельности. Демокрит, например, рассматривал потребность как основную движущую силу, которая сделала ум человека изощрённым, позволила приобрести язык, речь, привычку к труду. Вне потребностей человек не смог бы выйти из дикого состояния. По мнению Гераклита, потребности определяются условиями жизни. Он отмечал, что всякое желание должно быть разумно. Умеренность в удовлетворении потребностей способствует развитию и совершенствованию интеллектуальных способностей человека. Платон разделил потребности на первичные, образующие «низшую душу», которая подобна стаду, и на вторичные, образующие «разумную, благородную» душу, цель которой руководить первой. Большое значение придавали потребностям как основным источникам активности человека французские материалисты конца XVII в. П. Гольбах писал, что потребности выступают движущим фактором наших страстей, воли, умственной активности. Потребности человека беспрерывны, и это обстоятельство служит источником его постоянной активности. Большую роль потребностям в понимании активности человека отводил Н.Г. Чернышевский. С развитием потребностей он связывал и развитие познавательных способностей человека. К. Маркс подчёркивает, что «человек отличается от всех остальных животных безграничностью своих потребностей и их способностью к расширению». Как самостоятельная научная проблема вопрос о потребностях стал рассматриваться в философии, социологии, экономике, психологии в первой четверти XX в. В настоящее время существует много различных точек зрения на сущность потребности. Сходство позиций большинства учёных состоит только в том, что почти все признают потребность как основную побудительную силу человеческой деятельности. Итак, что же такое потребность, как нужно толковать это понятие? Отметим, что его нельзя считать ни ясным, ни однозначным. Для нас наиболее близко понимание потребности
* Дьяков, Сергей Иванович, преподаватель кафедры оперативно-тактической подготовки РВиА Михайловской военной артиллерийской академии. Адрес: Россия, г.Санкт-Петербург, Наб. реки Фонтанки, д. 90, корп.4, кв. 4. Мб.: 8-911-934-32-86. E-mail: serDyakoff@yandex.ru.
* Dyakov, Sergei Ivanovich is lecturer in operational and tactical training RV&A. Mikhailovskay Artillery Academy. Address: Russia, St.-Petersburg, street Fontanka river 90/4/4.
Статья поступила в редакцию 3 апреля 2011 года.
как нужды, необходимости в чем-то. Следует подчеркнуть, что довольно большое число учёных рассматривают потребность как «состояние напряжения». В жизни можно наблюдать, как само появление нужды меняет состояние человека. Такое (потребностное) состояние заставляет его искать причину дискомфортности, выяснять, чего человеку не хватает. Таким образом, потребность побуждает человека к действию, к деятельности, к активности.
Многие исследователи рассматривают потребность как объективно необходимое условие жизни людей, другие — как внутреннюю необходимость живых и общественных систем во внешнем предмете, нужном для их функционирования и развития. «Всякое желание возникает из потребности, т.е. из нужды, т.е. из страдания» [3, с. 568]. Потребности — это нужда в чем-либо, требующая своего удовлетворения. Потребность, по мнению
А.Г. Здравомыслова, есть определенная нужда субъекта в некоторой совокупности внешних условий бытия, притязание к внешним обстоятельствам, вытекающее из его сущностных свойств и природы.
Некоторые исследователи трактуют потребность как «специфическое отношение между субъектом и объектом, в котором объект детерминирует деятельность субъекта, вызывая определенную направленность его действий» [4, с. 211]. Это понятие позволяет, на наш взгляд, наиболее полно выявить сущность потребности. Всякое другое определение фактически охватывает лишь сторону, момент потребности. Ее нельзя сводить ни к внешним условиям, ни к нужде и ни к каким-либо внешним образованиям, т.к. абсолютизация одного момента потребности ведет к ограниченной ее трактовке. По своей природе потребности объективносубъективны. Они, с одной стороны, являются результатом действия внешней среды, с другой — выражаются в субъективных явлениях. Толкование их как сугубо объективного явления не позволяет в полной мере реализовать их мотивационный потенциал. И человеческие потребности, и мотивы деятельности имеют социальный характер, в их возникновении решающая роль принадлежит социальной среде, которая детерминирует формирование и развитие потребностей, а также мотивацию к действию.
В психологических исследованиях потребность определяется через биологическое значение инстинктивных реакций, являющихся необходимыми и полезными приспособлениями к окружающей среде, которые вырабатываются в борьбе за существование и закрепляются путем собственного отбора в процессе биологической эволюции. На основе инстинктивных наследственных реакций возникают первичные условные рефлексы. Они выполняют новую биологическую функцию, мотивированную определенными потребностями. Благодаря условным рефлексам особи более гибко и совершеннее адаптируются к среде, приспосабливают инстинкты к индивидуальным, личным условиям существования. На этом уровне эволюционного развития потребность обуславливает соответствующий выбор действия, поведения. А это означает, что для удовлетворения своих потребностей организм не просто нуждается в постоянном притоке из внешней среды вещества, энергии, информации. У человека всегда возникает необходимость выбора, поскольку его потребности детерминируют полимотивированное поведение. Если у животных реакция выбора проявляется на уровне сложных условных рефлексов, то у человека мотивация опосредована высшим эволюционным уровнем регуляционных механизмов нервной системы. Однако мотив сам по себе не является причиной направленных действий. «Он лишь результат отражения в психике потребностей организма, вызванных внешними или внутренними объективными явлениями» [5, с. 152].
Понятие «потребность» в психологии определяется по-разному. А.Г. Ковалев рассматривает потребность как фундаментальное свойство личности, имеющее тенденцию определять направленность личности, ее отношения, определять образ жизни и деятельности личности. Ю.В. Шаров трактует потребность в психологическом понимании как определенное состояние психики человека, отражающее недостаток веществ, энергии и других факторов, необходимых для нормального функционирования личности. В основе этого состояния лежит психическое напряжение, которое является побудителем активности личности, направленной на удовлетворение потребности. Л.И. Божович понимает потребность как отраженную в форме переживания (а не обязательно осознания) нужду индивида в том, что необходимо для поддержания его организма и развития его личности. Потребность непосредственно побуждает индивида к активности, направленной на удовлетворение этой потребности. Она является внутренним стимулом его поведения и деятельности. По мнению Д.Н. Узнадзе, установка возникает при «встрече» имеющейся у субъекта потребности, с одной стороны, и объективной ситуации ее удовлетворения, с другой. Б.А. Бенедиктов и С.Б. Бенедиктов рассматривают потребность как осознание человеком необходимости в чем-либо для духовного и телесного развития. Д.К. Мак-Клеланд говорил, что потребность есть результат отклонения внешней или внутренней реальности от сложившихся ожиданий субъекта по поводу этой реальности. Курт Левин понимает под потребностью динамическое состояние повышенного напряжения, которое «толкает» человека к определенным действиям. Это напряжение «разряжается» при удовлетворении потребности. Таким образом, в процессе возникновения и удовлетворения потребностей человек проходит через ряд динамических состояний, отличающихся уровнем своей напряженности. Ф.Н. Ильясов обозначал, что потребности — это основные программы поведения, посредством которых реализуется функционирование (жизнедеятельность) субъекта. А.Г. Маклаков утверждает, что потребности — это состояние нужды человека в определенных условиях жизни и деятельности или в материальных объектах [6, с. 109].
Потребности взаимосвязаны с интересом. В основе всякого социального интереса можно без труда обнаружить неудовлетворенную объективную потребность. Анализ исследований показал, что интерес представляет собой сильную и продолжительную направленность внимания субъекта потребности на предмет потребности, он обнаруживает себя в процессе удовлетворения потребности. Интерес есть проявление потребности. Он фиксирует объективно целесообразный способ удовлетворения потребности. Понимание интереса как проявления потребности очень важно, т.к.
Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России № 2 (50) 2011
Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России №9 2 (50) 2011
потребности в отличие от интересов, как правило, менее обнаруживаемы: осознаваясь своими носителями на различных уровнях, они нередко предстают в виде слабо выраженных влечений, стремлений, склонностей. В интересе же сущность потребности проявляется наиболее полно. Подлинный интерес углубляет потребность, делает её устойчивой, повышает степень ее реальной значимости, способствует её возвышению и появлению новых потребностей. С другой стороны, удовлетворённая потребность расширяет границы интереса. Поскольку через интерес осуществляется выбор способов удовлетворения потребности, то он отражается в сознании в виде ценностной ориентации. «Образованию установки, — писал А.В. Запорожец, — предшествует развернутая ориентировочно-исследовательская деятельность, направленная на всестороннее обследование ситуации, и лишь в ходе последующего свертывания этой ориентации возникает внутренняя готовность действовать определенным образом» [7, с. 373].
Следует иметь в виду, что интерес проявляется в субъективной поведенческой функции, которая обусловлена, в первую очередь, объективными причинами. И это очень важно. Так, если экстраполировать данный вывод на общественные отношения, мы получим ситуацию, когда духовные потребности будут обусловлены внешними факторами и объективными возможностями, а именно наличием ресурсов и предметов для их удовлетворения.
Следовательно, потребности, в т.ч. и духовные, следует формировать в системе объективных и субъективных условий и факторов практической деятельности человека. Именно в деятельности и общении рождаются потребности, побуждая личность к дальнейшей деятельности и более широкому общению. Последовательность «деятельность и общение — потребность — новая деятельность и общение» характеризуют человека как личность, формирующую разумные потребности у себя и у других.
Большое место проблеме формирования духовных потребностей было уделено в трудах русских писателей и философов (Н.А. Бердяев, Ф.М. Достоевский, В.С. Соловьев, Л.Н. Толстой, Н.Г. Чернышевский). Они считали духовные потребности качеством личности, формируемым в зависимости от конкретных общественно-исторических условий.
Ф.М. Достоевский, утверждая необходимость формирования духовных потребностей, акцентировал внимание на нравственных, эстетических потребностях и потребности в самосовершенствовании, Л.Н. Толстой — на познавательной, эстетической, наслаждении искусством и служении искусству. Последние две потребности он считал обязательными в структуре личности.
В.С. Соловьев основное значение придавал формированию потребностей в истине, добре и красоте. Основными духовными потребностями он считал нравственные потребности. Н.А. Бердяев при рассмотрении потребностей личности ориентирует нас на формирование потребности в творчестве. Он указывает на необходимость формировать такие духовные потребности, как потребность в добротворчестве, сочувствии, сострадании и творческой деятельности.
Распространенным является определение духовной потребности как состояния субъекта. Духовные потребности, пишет Л.Н. Коган, — это «состояние людей, побуждающее их к созданию и освоению духовных ценностей, к деятельности в сфере культуры» [8, с. 14]. В этом отношении для нашего исследования небезинтересна точка зрения Т.А. Каптан, определяющая духовные потребности как особое состояние (свойство) личности, отражающее ее стремление к нравственному самосовершенствованию и одновременно побуждающее ее к освоению и созиданию идеального в культуре.
Имеются попытки определить духовные потребности как потребности в духовных благах и ценностях, произведенных посредством научной, художественной и тому подобной деятельностью. Как утверждает С.Ф. Анисимов, духовные потребности — это потребности в духовной деятельности и ее продуктах. В таких попытках духовные потребности сводят к духовным благам, ценностям как продуктам только духовного производства, не учитывая, что они могут быть не только предметного порядка, но и функционального. Благодаря их функциональному характеру реализуется принцип детерминации и активности духовного мира. В общем-то, духовные потребности обладают такой качественной состоятельностью, позволяющей им выступать детерминантами духовного мира. Поскольку в духовном мире слиты воедино разум, чувства, воля, сознание и т.д., то в нем концентрированно выражаются информационно-познавательные, оценочно-побудительные, регулятивно-волевые и иные стороны духовного освоения действительности, которые находят свое завершение в духовных потребностях. При этом действительность осваивается каждым человеком индивидуально. Здесь духовные потребности выступают, с одной стороны, интегрирующим фактором, а с другой — основным индикатором целостности духовного мира.
А.Ф. Лосев относил к духовным потребностям те потребности, которые связаны с производством духовных ценностей: эстетические, религиозные, интеллектуальные, этические. Его размышления имеют непреходящее значение для решения нашей проблемы исследования — формирования духовных потребностей будущих офицеров в ходе образовательного процесса в военном вузе.
По мнению Г.Х. Мусина, духовные потребности — это потребности в духовном мире, в продуктах производства духовного мира. Человек творит себя самого, свой внутренний мир в процессе свободной предметной деятельности, которая и является связующим началом между человеческим «Я» и миром. «Я не только поступаю в соответствии с тем, что я есть, но и становлюсь в соответствии с тем, как я поступаю» [9, с. 114]. А это значит, что формирование духовного потенциала и наполнение внутреннего мира личности новым содержанием — это прежде всего расширение сферы ее духовных потребностей.
Основным аспектом решения проблемы является классификация потребностей. Во всех работах, посвященных потребностям, этот вопрос затрагивается. К настоящему времени накоплен богатый материал, создано множество классификаций потребностей, которые раскрывают широчайший
диапазон устремлений личности. Польский психолог К. Обуховский насчитал свыше 120 различных классификаций потребностей человека [10].
Рассматривая структуру и содержание потребностей, нельзя не сказать об известной концепции мотивации поведения человека, предложенной Абрахамом Маслоу. Согласно данной концепции, у человека с рождения последовательно появляются и сопровождают его взросление семь классов потребностей («пирамида потребностей»), которые в свою очередь включают в себя: физиологические потребности (органические) (голод, жажда, половое влечение и др.); потребность в безопасности (чувствовать себя защищенным, избавится от страха и неудач, от агрессивости и др.); потребность в принадлежности и любви (принадлежность к общности, находится рядом с людьми, быть признанными и принятыми ими); потребности уважения (почитания) (компетентность, достижение успехов, одобрение, признание, авторитет и др.); познавательные потребности (знать, уметь, понимать, исследовать и др.); эстетические потребности (гармония, симметрия, порядок, красота); потребности в самоактулизации (реализация целей, способностей, развитие собственно личности) [11].
Основные педагогические взгляды В.А. Сухомлинского выражались в том, что необходимо воспитывать разносторонние материальные и духовные потребности и добиваться их гармоничного развития; первая из духовных потребностей — потребность познания; высшая потребность — потребность человека в человеке как носителе духовных ценностей; система эстетического воспитания должна быть в центре внимания школы и семьи; успех воспитания во многом определяется развитием эмоционально-чувственной сферы; труд позволяет наиболее полно и ярко раскрыть природные задатки и склонности ребенка; трудовое воспитание неразрывно связано с другими сторонами воспитания — нравственным, эстетическим, интеллектуальным, физическим [12, с. 38].
Анализ позиций разных авторов позволяет классифицировать духовные потребности в соответствии с основными видами деятельности будущего офицера: познавательные потребности; эстетические потребности; потребности самореализации личности в труде; нравственные потребности; потребности в общении. Перед рассмотрением сущности вышеперечисленных духовных потребностей необходимо рассмотреть их особенности.
Во-первых, духовные потребности возникают и развиваются в процессе антропосоциогенеза. Они являются предметом исторического, общественного развития и свойственны только человеку. Духовные потребности, как пишет Ю.В. Шаров, не запрограммированы природной организацией функционирования организма, а формируются для каждого поколения заново, прижизненно, они всегда конкретно историчны.
Во-вторых, удовлетворение духовных потребностей осуществляется главным образом в сфере свободного времени; связь между субъектом и объектом духовных потребностей характеризуется бескорыстием, а процесс их удовлетворения практически безграничен и беспределен. Свободное времяпрепровождение должно быть занято полезным общением и направленными упражнениями в системе видов деятельности, что, по мнению Б.А. Бенедиктова и С.Б. Бенедиктова, положительно влияет на развитие личности, а на наш взгляд, — и на формирование духовных потребностей.
В-третьих, удовлетворение духовных потребностей существенным образом отличается от удовлетворения материальных потребностей, в ходе которого потребляемый продукт уничтожается (съедается, изнашивается, ломается и т.д.). При удовлетворении же духовных потребностей происходит формирование внутреннего духовного мира личности, ее взглядов и убеждений, всей системы ценностных ориентаций. Происходящее при этом потребление духовных ценностей не есть только простое потребление, но и их производство, в процессе которого созидается духовно богатая личность, в единстве эмоциональных и рациональных сторон активизируется весь ее внутренний мир. Чем больше потребляется духовных благ, тем выше творческая активность субъекта, тем больше возникает новых духовных потребностей. Неудовлетворенность же их приводит к снижению творческой активности и даже к угасанию духовных потребностей. Именно стремление личности к удовлетворению духовных потребностей обусловливает ее творческую активность и разностороннюю развитость. В конечном итоге удовлетворение духовных потребностей как отдельного человека, так и общества способствует росту благополучия и благосостояния в целом.
В-четвертых, духовные потребности являются своеобразным показателем уровня духовности человека. Это легко определить, посмотрев на то, что пользуется огромным спросом. Духовной будет та потребность, которая способствует возвышению человека над миром его повседневных забот, реализации его сущностных сил, причем по отношению к индивиду духовные потребности рассматриваются как нечто внешнее, объективное. Они же выступают в качестве одного из элементов духовного мира личности. В связи с этим необходимо отметить проблему воспитания и обучения в стенах военного вуза, имеющую для нашего исследования первостепенное значение: духовная потребность не всегда появляется сама собой, ее необходимо формировать, развивать, воспитывать, прививать.
В-пятых, духовные потребности теснее связаны с сознанием, социальными интересами и мировоззрением людей. Они непосредственно служат развитию духовного мира личности в его целостности и полноте. Человек действует не только потому, что побуждаем своими потребностями, но и потому, что пытается осознать причины своих поступков и положить это понимание в основу своей жизнедеятельности. В то же время духовные потребности немыслимы вне богатства общественного бытия, вне материального и духовного производства, вне процессов отражения, осознания индивидом своих отношений с окружающей действительностью, вне рефлексии — особого явления в сфере духовного освоения человеком мира.
Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России №9 2 (50) 2011
Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России №9 2 (50) 2011
В-шестых, духовные потребности являются результатом и духовного производства, и производства духовного мира: они формируются всей жизнедеятельностью людей, в пределах которой осуществляется производство духовного мира. При этом духовные потребности одновременно выступают важнейшей характеристикой активной, деятельной стороны духовного мира человека и общества. Бесспорно, определение духовных потребностей зиждется на духовном производстве, на базе и в рамках которого возникают и развиваются духовный мир, коллективные формы человеческой жизнедеятельности. Однако они не только зависят от духовного производства, но и оказывают воздействие на него. По утверждению А.К. Уледова, духовные потребности детерминируют и стимулируют духовную деятельность.
В-седьмых, при всех качественных особенностях духовных потребностей в них выявляется диалектика производства и потребления, суть которой в том, что производство создает потребление, производя для него ценности, определяя способ потребления, возбуждая потребность. Причем потребление духовных ценностей не адекватно потреблению материальных ценностей. Оно рассматривается как производство, в процессе которого созидается духовно богатая личность. При потреблении духовных ценностей происходит духовное обогащение, совершенствование и формирование внутреннего мира личности, ее взглядов и убеждений, всей системы этической ориентации. Приобщение и освоение, усвоение и интериоризация духовных ценностей суть условия становления и развития человеческого в человеке, предпосылки для его духовного восхождения, самовыражения, а также важный критерий и показатель духовности личности. Ощутить духовную ценность — значит ощутить в себе подъем духа, новую, качественно иную, полноту жизни. В сознании человека утверждается ценностная многомерность его бытия, развивается многозначная система жизненного ценностного пространства, в соответствии с которым он действует, живет и стремится к будущему. Овладение духовными ценностями расширяет мир человека, раскрывает для него не только мир вещей, но и мир смысла и доброты, идеальное измерение мира. Овладение миром духовных ценностей сопровождается расширением должно-нормативного взаимодействия с ним. При этом аспект взаимодействия непрерывно расширяется. Так, Истина, Добро и Красота обнаруживают себя «только друг через друга». Человек как бы «высвечивается», вводится в объективность духовных ценностей, и тем самым в «произведении взаимодействия» свершается свершитель и делается деятель. Созидая и интерпретируя духовные ценности, личность производит себя, формирует свою жизненную позицию, конструирует свою сущность по законам добра, красоты и истинности. В результате жизнь складывается и управляется в соответствии с незыблемыми принципами, которые составляют устойчивые этические основания человеческого бытия.
Духовные потребности не даны в полном объеме каждому человеку, они появляются (формируются) только в результате воспитания и обучения, а их полнота и интенсивность свидетельствуют о высшем уровне развития личности будущего офицера. Подчеркнем, что духовные потребности имеют свойство организовывать и направлять действие всех остальных, придавая поведению прогрессивный — в смысле развития личности будущего офицера — характер. Это положение в контексте нашего исследования позволяет установить вполне конкретные приоритеты в формировании личности офицера, определить задачи образовательного процесса и ориентировать вузовскую систему профессиональной подготовки на формирование у будущих офицеров потребностей высшего уровня.
Понятно, что в структуре реального духовного мира личности будущего офицера разные потребности переплетены, не существуют в «чистом» виде, однако, они не взаимозаменяемы — каждая из них имеет свою специфику в процессе формирования и в способе удовлетворения.
Познавательные потребности. К этой группе можно отнести потребности в знаниях, в развивающейся до уровня самообразования познавательной деятельности, в развитии своих интеллектуальных способностей. П.В. Симонов, описывая генезис познавательной потребности, полагает, что она происходит от универсальной потребности в информации, присущей всему живому. Таким образом, формирование познавательной самостоятельности является основным путем развития творческих способностей будущих офицеров.
Эстетические потребности. Неотъемлемая составная часть духовного богатства человека — его способность создавать и творить прекрасное, наслаждаться красотой, ощущать потребность в ней. Эстетическая потребность выражается прежде всего в стремлении к эстетическому наслаждению, к переживанию красоты. Вот почему эстетическую потребность следует понимать, по словам Ю.В. Шарова, как стремление жить и трудиться по законам красоты. Следовательно, наличие потребности в истинной красоте, стремление к эстетическому наслаждению выражается прежде всего на уровне развития эстетического чувства.
Потребность самореализации личности в труде. Потребность в труде может быть и материальной, и духовной — всё дело в её качественной специфике, зависящей от характера трудовой деятельности.
Нравственные потребности. Ю.В. Шаров выделяет три крупные группы нравственных потребностей:
1) потребность нравственно действовать;
2) потребность воспитывать в себе личные качества, умения и способности, необходимые для осуществления нравственного поведения;
3) как следствие, возникает потребность в самовоспитании ради приобретения качеств, знаний, умений, навыков и развития способностей, необходимых для удовлетворения потребности нравственно действовать.
Потребности в общении. Потребность человека в общении с окружающими людьми называется аффилиативной потребностью. Эта потребность выражается в желании и стремлении
личности будущего офицера вступать в контакты с людьми, быть членом группы, принимать участие в её жизни, оказывать помощь другим, с готовностью принимать помощь от других, устанавливать и поддерживать хорошие межличностные отношения с тенденцией забывать обиды и прощать проступки ради поддержания тёплых взаимоотношений.
Вершиной иерархии духовных потребностей личности будущего офицера и появляющейся в результате их развития потребности в самосовершенствовании, является синтетическая потребность. Потребность в самосовершенствовании органически связана с идеалами личности как концептуальным или образным выражением профессиональной направленности личности будущего офицера.
Военно-профессиональная направленность развивается вместе с общим становлением личности офицера, под влиянием целой системы условий жизни, деятельности, воспитательной работы. Это сложный и длительный процесс, который включает в себя подготовку будущих офицеров в военноучебных заведениях и их дальнейшую службу в войсках. Знание и учет трудностей этого процесса, правильное разрешение его основных противоречий — необходимые предпосылки успешного формирования устойчивой военно-профессиональной направленности личности будущего офицера.
Если при поступлении в вуз у юноши возникли устойчивые духовные потребности к избранной профессии, соответствующие его профессиональной пригодности, а он сам психологически подготовлен к ее овладению, то во время учебы в вузе, как правило, происходит активный процесс становления и формирования устойчивой профессиональной направленности личности. И наоборот, если духовные потребности к специальности неустойчивы, слабо действенны, главным образам, созерцательны, если юноша не убежден в правильности выбора профессии и психологически не готов к овладению ею, то и профессиональная направленность личности у него неустойчивая, что отрицательно сказывается на его учебе, службе и дисциплине [13, с. 88]:
Становление профессиональной направленности личности курсанта — диалектически противоречивый процесс. Для понимания его сути важное значение имеют положения о движущих силах развития личности будущего офицера. Формирование личности будущего офицера осуществляется на базе тех психических функций и свойств, которые сложились у него за предшествующий период жизни. Но это не простое эволюционное развитие тех или иных свойств и черт, а качественное преобразование личности молодого человека, его взглядов и убеждений, потребностей и мотивов, характера и поведения. Движущими силами такого развития выступают противоречия между сформировавшимися потребностями и новыми условиями их удовлетворения, между привычными формами поведения и новыми, обусловленными уставами, между сложившимися и новыми способами деятельности.
Исследованиями установлено, что в процессе становления и развития военно-профессиональной направленности личности будущих офицеров главную роль играет разрешение основных противоречий между сложившимся в довузовский период недостаточно адекватным представлением о будущей профессии и восприятием уклада жизни и службы в вузе, между желанием стать офицером и необходимостью преодоления трудностей учебы и службы. В зависимости от степени обострения и характера проявления этих противоречий выделяют следующие основные этапы ее становления: а) этап адаптации; б) этап критической переоценки выбора профессии; в) этап относительной стабилизации профессиональной направленности личности и её дальнейшего развития.
Говоря о формировании профессиональной личности будущего офицера, имеют в виду, что направленность — это сложное многоплановое явление. Нельзя недооценивать значения для деятельности офицера как материальных, так и духовных потребностей. Удовлетворение материальных потребностей необходимо для всестороннего развития личности. Командиры и начальники в соответствии с уставами и другими законодательными актами должны правильно использовать предоставляемые в их распоряжение материальные ресурсы, внимательно относиться к нуждам и быту подчиненных, изыскивать резервы для обеспечения их всем необходимым. В противном случае служба для значительного количества молодых людей не будет представлять какой-либо ценности.
Естественно, на дежурстве, учении, в походе, бою невозможно создать воинам комфортабельные жилищные условия. Имеются известные ограничения в удовлетворении и других материальных нужд. Поэтому от командиров всех степеней в настоящее время требуется, с одной стороны, гармонически развивать материальные потребности воина как гражданина, с другой, — воспитывать у подчиненных умение контролировать и ограничивать свои потребности, а если этого потребует боевая обстановка, то и отказаться от удовлетворения многих из них. Однако, говоря о боевых условиях, следует иметь в виду, что при осуществлении боевой деятельности на первый план, как правило, выходят духовные потребности военнослужащего. Именно духовные потребности побуждают личность относиться к защите Отечества как к самой высокой и почетной обязанности гражданина России.
Таким образом, в период реформирования Министерства внутренних дел России, Вооруженных сил РФ, военного образования как никогда остро ощущается и требует широкого всестороннего осмысления и аргументации исследование всего многообразия духовных потребностей личности будущего офицера и их формирование, развитие профессиональной направленности в образовательном процессе вузов силовых ведомств.
Список литературы
1. Даль, В. Толковый словарь живого великорусского языка: в 4 т. — Т. 3. — М.: Русский язык, 1999. - 555 с.
Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России № 2 (50) 2011
Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России № 2 (50) 2011
2. Ожегов, С. И. Толковый словарь русского языка: 80 000 слов и фразеологических выражений / Российская академия наук. Институт русского языка им. В. В. Виноградова. — 4-е изд., дополненное
— М.: Азбуковник, 1999. — 944 с.
3. Фихте, И. Г. Избранное. — М. : Мысль, —1987. — 270 с.
4. Меренков, Л. В. Потребность как специфическое субъектно-объектное отношение // Философская
жизнь Урала. Проблемы общей и социальной онтологии : альманах. — Екатеринбург, 1999. — С. 209-220.
5. Гримак, Л. П. Резервы человеческой психики: Введение в психологию активности. — М. :
Политиздат, 1989. — 319 с.
6. Маклаков, Л. Г. Психология и педагогика. Военная психология. — СПб.: Питер, 2004. — 109 с.
7. Запорожец, Л. В. Развитие произвольных движений. — М.: Педагогика, 1973. — 420 с.
8. Коган, Л. Н. Духовные потребности и деятельность личности // Философские науки. — 1976.
— № 1. — С. 14.
9. Франкя, В. Человек в поисках смысла. — М.: Прогресс, 1990. — 245 с.
10. Обуховский, К. Психология влечений человека. — М.: Политиздат, 1971. — 187 с.
11. Маслоу, Л. Мотивация и личность. — СПб.: Евразия, 1994. — 479 с.
12. Ефремов, О. Ю. Военная педагогика. — СПб.: Питер, 2008. — 38 с.
13. Железняк, Л. Ф. Военно-профессиональная направленность личности советского офицера — М.: ВПА. 1979. — 88 с.
Literature
1. Dal, V. Explanatory Dictionary of the language: in 4 volumes — V.3. — Moscow, 1999. — 555 p.
2. Ozhegov, S. I. Dictionary of Russian language: 80,000 words and phrase logical expressions. — Moscow, 1999. - 944 p.
3. Fichte, I. G. Favorites. — Moscow, 1987. — 270 p.
4. Merenkov, Л. V. Need a specific subject-object relationship // Philosophical life of the Urals. Problems in general and social ontology. Almanac. — Yekaterinburg, 1999.
5. Grimak, L. P. Provisions of the human psyche: Introduction to Psychology of activity. — Moscow, 1989. — 319 p.
6. Maklakov, Л. G. Psychology and Pedagogy. Military Psychology. — St.-Petersburg, 2004. — 109 p.
7. Zaporozhets, Л. V. Development of voluntary movements. — Moscow, 1973. — 420 p.
8. Kogan, L. N. Spiritual needs and activities of the individual // Philosophical sciences. — 1976. — № 1.
9. FrankI, V. Man in search for meaning. — Moscow, 1990. — 245 p.
10. Obukhovsky, K. Psychology drives a person. — Moscow, 1971. — 187 p.
11. Maslow, Л. Motivation and personality. — St.-Petersburg, 1994. — 479 p.
12. Efremov, O. Y. Military Pedagogy. — St. Petersburg, 2008. — 38 p.
13. Zheleznyak, L. F. Military-professional orientation of the personality of a Soviet officer. — Moscow, 1979. — 88 p.
УДК 378.14.015.62 E.A. Емельянова*
Педагогические условия повышения эффективности развития курсантов вузов ВВ МВД России как субъектов профессионализации в ходе изучения иностранного языка
В статье анализHpyeTCH система педагогических условий повышения эффективности pa3BHTM KypcaHTOB вузов ВВ МВД России как субъектов пpофeссионaлизaции в ходе изучения иностpaнного языка.
Ключевые слова: мотивация, мотивации ответственности, paзвитиe мотивации ответственности за качество учебной деятельности, оpгaнизовaнноcть кypcaнтов, педагогическое обеспечение оpгaнизовaнноcти кypcaнтов в ходе изучения иноcтpaнного языка.
E. A. Emelyanova*. Pedagogic conditions of increasing the development efficiency of the cadets at Higher Military Institutes of Russian Interior Ministry Forces as the individuals of professionalization during foreign language study. The article gives the analysis of pedagogic conditions system that increases the development efficiency of the cadets at Higher Military Institutes of Russian Interior Ministry Forces as the individuals of professionalization during foreign language studying.
*Емельянова, Елена Aлeкcaндpовнa, доцент кaфeдpы иноcтpaнных языков, Caнкт-Пeтepбypгcкий военный институт ВВ МВД России. 198206 Caнкт-Пeтepбypг ул. Летчика Пилютова, д. 1, тел. 744-70-92 (внyтp.22-50). E-mail: emelena-17@yandex.ru
*Emelyanova E.A., the associate professor of the foreign languages department. St. Petersburg Military Institute of the Internal Troops of the Interior of Russia. 198206 St. Petersburg, Pilyutov street, 1, an office telephone number 744-70-92 (internal 22-50), E-mail: emelena-17@yandex.ru
Статья поступила в peдaкцию 14 а^еля 2011 года.