УДК 947.083
РОЛЬ ДУХОВНОГО ФАКТОРА В ФОРМИРОВАНИИ И РАЗВИТИИ РУССКОГО ЧЕЛОВЕКА
Сабирова Л.А.
Проблема развития духовного фактора на сегодняшний день призвана решить вопрос о гражданском самоопределении русского человека, как национальной индивидуальности. Необходимо развивать в русском человеке такие качества как: активная гражданская позиция, нравственность, любовь к Родине. Русскому человеку нужно преодолеть ощущение отсталости от западного человека, склонность к слепому подражательству жизни Запада.
В статье кратко исследуются социально - духовные сферы жизни в Российском государстве: такие как философия, идеология, религия, литература, и их влияние на развитие характера русского человека. Кратко рассмотрены основные точки зрения ведущих русских философов. В статье также раскрываются основные позиции четырех течений в русской философии: евразийства, славянофильства, западничества, социалистической философии. Кратко излагаются взгляды Н.А. Бердяева, И.А. Ильина, В.С. Соловьева, Н.О. Лосского, Д.С. Лихачева, В.С. Барулина, В.Р. Мединского и др. Также уделяется внимание и взглядам иностранных философов по данному вопросу.
Ключевые слова: православие, духовный фактор, идеология, литература.
THE ROLE OF THE SPIRIUAL FACTOR IN THE DEVELOPMENT OF THE NATIONAL CHARACTER OF RUSSIAN MAN
Sabirova L.A.
Nowadays the problem of the political factor is to solve the question about the civil and patriotic self- identification of a Russian man as a national individual. It is necessary to develop such Russian qualities as an active civil position, morality, patriotic love to his homeland. A Russian man must overcome the sense of being backward from the West man, propensity for blind imitation of west countries life.
This article research in short the social and spiritual spheres in the state of Russia such as philosophy, ideology, religion, literature and their influence on the development of the character of the Russian man. The principal points of view of greatest Russian philosophers are shortly examined. In this article the fundamental positions of the four Russian philosophic schools are stated. A short account is given of the views upon this question of N.A. Berdyaev, I.A. Ilin, V.S. Soloviev, N.O. Losskii, D.S. Likchachev, V.S. Barulin, V.R. Medinskii. Attention is also paid to the points of view of the foreign philosophers.
Keywords: orthodoxy, spiritual factor, ideology, literature.
Проблема исследования роли духовного фактора в формировании и развитии русского человека является актуальной в социальной философии. Она рассматривалась такими известными философами и культурологами, как В.С. Соловьев, Н.А. Бердяев, И.А. Ильин, Н.О. Лосский, Д.С. Лихачев, В.С. Барулин, Ю.А. Левада, В.Р. Мединский, П.А. Сорокин и др. Данные философы отмечали, что русский человек с момента образования российского государства во многом формировался под влиянием таких духовных факторов, как языческие мифы, православие византийского образца, русская литература, социалистическая и коммунистическая идеологии, философия и т.д. Например, В.С. Соловьев, Н.О. Лосский и многие другие отмечали особую роль в развитии русского человека православия, пришедшего в Россию из Византии. В свою очередь Н.А. Бердяев, В.С. Барулин, Ю.А. Левада и другие указывали на большую роль русского коммунизма, социалистической идеологии в формировании и развитии человека в России. В.Р. Мединский считал, что
большое влияние на формирование и развитие русского человека оказали различные мифы. Вместе с тем, указанные философы в недостаточной степени рассмотрели такие аспекты данной проблемы как: влияние на развитие русского человека различных форм духа: мифологии, науки, философии, искусства, идеологии, специфика их влияния в различных периодах становления и развития российского государства, приоритетность влияния определенной формы духа на русского человека в культурно-историческом пространстве российского общества и т.п. Рассмотрим эти аспекты проблемы подробнее.
Духовный фактор формирования и развития русского человека - это целостная совокупность форм духовного освоения мира, духовных институтов, духовных процессов, условий и обстоятельств, которые определенным образом воздействуют на него в разных эпохах становления и развития российского государства. Он, наряду с другими факторами (географическим, экономическим, социальным, политическим и др.), способствует появлению у русского человека целого комплекса различных качеств. К основным составляющим элементам духовного фактора, которые оказали огромное влияние на формирование и развитие русского человека можно отнести языческую мифологию, православную религию, классическую литературу, коммунистическую идеологию и др.
Первым по времени важным духовным фактором, влияющим на формирование и развитие русского человека, явилась мифология. К первым мифам, которые оказали на русского человека определенное влияние, можно отнести мифы: о былинных богатырях (Илье Муромце, Алеше Поповиче, Добрыне Никитиче, Микуле Селяниновиче, защищавших Святую Русь), о Г раде Китеже (о жителях города Китеж, не пожелавших попасть в закабаление врагу и выбравших путь через затопление в озере Светлояр в другой мир), о Москве как Третьем Риме (о Москве, наследовавшей миссию православной Византии) и т.д. В этих мифах русский человек показывался с позитивной
стороны, что способствовало появлению у него таких черт, как благородство, отважность, великодушие к побежденным, честность, скромность, верность князю и святой Руси, готовность к самопожертвованию ради своей Родины, гордость за свою страну, ощущение своей особости и избранности, мессианизм, чувство превосходства над иностранными гражданами и т.д.
Позднее в России стали распространяться и другие мифы: миф о происхождении мира и миф о конце мира, причем второй миф получил большее распространение. Именно эсхатологический миф, который предполагал наступление тысячелетнего царства справедливости, равенства и счастья, стал в России основным и наиболее воспринимаемым русским человеком. В результате воздействия этого мифа в русском человеке появилась такая важнейшая духовная черта: как вера в конец данного (неподлинного) мира и возможность появления настоящего (подлинного) мира. У него сформировалось эсхатологическое сознание. В 17 - 18 веках в России стали распространяться мифы о русском человеке, созданные западноевропейскими путешественниками, дипломатами, торговцами и т.д., побывавшими в России: об отсталости русского человека, об его агрессивности, об его лености, пьянстве, жестокости и т.д. Позднее широкое распространение получил миф о т.н. «Завещании Петра Великого», в котором Петр I якобы ставил задачу завоевать мировое господство. В середине 19 века появились мифы о том, что русский человек антидемократичен, он живет в «тюрьме народов», испытывает безотчетный страх перед властью, не обладает никакими гражданскими правами. Этот миф, кстати, найдет поддержку, не только у зарубежных исследователей, но и, что еще более примечательно, у многих русских интеллигентов, прежде всего, революционеров-демократов (А.И. Герцена, Н.Г. Чернышевского, В.И. Ленина и др.). В этих мифах русский человек показывался уже в основном с негативной стороны, так как в них, как пишет В.Р. Мединский, распространялись идеи о том, что русский человек - это человек, в котором нет стремления регулярно работать, он распорядиться собой
не способен, ему нужен строгий, но справедливый начальник; он - раб в душе и уважает только авторитарную, деспотическую власть; ему присущи произвол и грубость нравов и т.д. [7, с. 21].
В советский период получили распространение мифы о царской России как «тюрьме народов», о превосходстве социалистической системы над капитализмом, об агрессивности Советского Союза и т.д. В современной, реформируемой России распространились мифы о советском человеке как «совке», об антидемократичности русского человека, о «невидимой руке» рынка и т.д. Наряду с вновь появившимися мифами продолжают сохранять свое влияние и старые мифы. Мифология продолжает влиять на русского человека, формируя у него вполне определенные черты, о которых речь шла выше.
Важнейшим духовным фактором, влияющим на формирование и развитие русского человека, явилась православная религия. Православие было заимствовано Русью из Византии в 10 веке. Князь Владимир выбрал православие византийского образца, которое признавало приоритет светской власти над церковной властью, трактовало государя как помазанника Божьего, проповедовало идею непротивления православных христиан Божьему избраннику, считало свое православие высшей религией и т.п. С момента принятия православия, оно стало оказывать огромное влияние на формирование и развитие русского человека. Значительное влияние православия на русского человека было обусловлено следующим: во-первых, оно быстро было признано государственной религией, во-вторых, оно стало пронизывать все другие формы духа, прежде всего, философию, литературу, идеологию; в-третьих, оно было популярно особенно среди простого народа; в-четвертых, православные религиозные деятели представляли значительную часть русской интеллектуальной элиты; в-пятых, оно влияло на русского человека через школу, которая обычно существовала при церквях и где в первую очередь преподавались религиозные предметы. Православная религия привела к появлению такого качества русского человека как его повышенная
религиозность. Эта черта русского человека выделялась уже в «Слове о законе и Благодати» митрополита Иллариона, в «Поучении» Владимира Мономаха, в сочинениях Серапиона, Ермолая-Еразма, И.В. Пересветова, в полемике между иосифлянами и нестяжателями, в переписке князя Андрея Курбского с Иваном Грозным, в сочинениях М.В. Ломоносова, Н.А. Бердяева, И.А. Ильина, С. Франка, В.С. Соловьева, Н.О. Лосского и многих других. Их общее мнение лучше всех выразил в своей работе «Характер русского народа» Н.О. Лосский. Он писал, что основная черта русского человека - «его религиозность и связанное с нею искание абсолютного добра Царства Божия и смысла жизни, снижающееся при утрате религии на степень стремления к социальной справедливости в земной жизни» [6, с. 359]. Вместе с тем, нельзя абсолютизировать религиозность русского человека. В русском человеке всегда сохранялись в значительной степени языческое преклонение перед природой, вера в свою судьбу, вера в чудо, склонность к смуте и своеволию и т.д. Это отмечал еще Н.А. Бердяев. Он писал, что православная вера в России всегда соединялась «с языческой мифологией и народной поэзией» [4, с. 546]. В свою очередь В.С. Барулин также указывал на такой парадокс религиозности русского человека, как его склонность к быстрому разочарованию в религии, подверженность ересям, сектанству, атеизму и т.д. Он писал, что «представляется весьма сомнительным тезис о религиозности как основном свойстве русского народа, если б это было так, то периода советского атеизма просто бы не было. Но он был. Как мы полагаем, все годы советской власти подавляющая масса людей совершенно спокойно обходилась без всякой религиозности. Да и сегодня, в период своеобразного религиозного ренессанса, по нашему мнению, особой тяги к религии именно как к религии у основной массы людей нет. В то же время в подчеркивании религиозности российских людей есть большая доля истины. Суть ее, на наш взгляд, в том, что в ментальности российского человека заложена глубинная тяга к воображаемосовершенному, справедливому будущему миру, способность высоко ценить
этот мир, стремиться к нему и жить в этом воображаемом мире. Религия была и есть одной из духовных форм, удовлетворяющих эту потребность, точно так же как этой же потребности служил идеолого-герменевтический феномен светлого будущего коммунизма. Думается, что в религиозности российского человека, вернее, за этой религиозностью, в ее основе лежит и определенная склонность российского человека к мистицизму, слабость в трезвой оценке реальности» [1, с. 194, 195].
Православная религия способствовала появлению у русского человека такой черты, как эсхатологический мессианизм. Она активно в этом случае опиралась на эсхатологические мифы, распространенные в российском обществе. Как писал Н.А. Бердяев «после падения Византийской империи, второго Рима, самого большого в мире православного царства, в русском народе пробудилось сознание, что русское, московское царство остается единственным православным царством в мире и что русский народ единственный носитель православной веры» [2, с. 49]. Под влиянием идеи псковского монаха Филофея о «Москве как третьем Риме», которую активно поддерживали русские православные иерархи, русский человек стал постепенно ощущать свое религиозно-мессианское предназначение. Русский человек, проживающий в православном государстве - наследнице Византии, стал считать себя избранным, особым человеком.
Православная религия способствовала появлению у русского человека такой черты, как отношение к реальной жизни как к приготовлению к подлинной жизни на небесах. Обусловлено это было тем, что православие трактовало земное существование человека как эпизод на пороге вечной жизни и, поэтому реальная жизнь человека не представлялась как самоценность. Основной жизненной его задачей была подготовка к смерти, которая рассматривалась как начало подлинной жизни. Смыслом земного существования человека считались осознание им собственной греховности и последующее духовное стремление к смирению и благочестию. В связи с этим,
в русском человеке в значительной степени сформировалось неосознанное пренебрежение к земным благам и ожидание подлинной жизни в другом мире. Православная религия способствовала также появлению у русского человека такой черты, как специфическое отношение к богатству и справедливости. Русский человек испытывал относительное безразличие к материальному богатству, индивидуальной собственности. Богатство не есть результат труда, оно посылается Богом и дается не для скопления и хранения, но для богоугодного употребления. Внимание сосредоточено на праведном употреблении богатства, а не стяжании его. Богатство должно служить человеку, а не наоборот. Богатство в православной традиции воспринималось как нарушение справедливых принципов. Русский человек рассматривал справедливость преимущественно в уравнительном смысле. В целом можно считать, что православие способствовало становлению и развитию таких качеств русского человека, как повышенная религиозность, мессианизм, отношение к реальной жизни как к приготовлению к подлинной жизни на небесах, аскетизм, устремленность к потустороннему миру, некоторый пуританизм, ригористические нравы, своеобразный аскетизм, строгость личной жизни, и т.д.
Важным фактором формирования и развития русского человека была также литература. Как подчеркивал Н.А. Бердяев, русская литература всегда носила морализаторский, учительский и скрытно-религиозный характер, «писатели хотели быть учителями жизни, призывали к улучшению жизни» [3, с. 560, 602]. В свою очередь В.Р. Мединский также указывал, что «русские писатели исходили из того, что должны учить жить остальное население России. Они сознательно создавали образы, которые казались им типичными, воплощавшими какие-то важные сущностные черты страны и народа, или желательными - теми, которых пока нет, но которые «должны быть» [7, с. 200]. В своих произведениях российские писатели, отмечая лучшие черты русского человека, призывали к их развитию у всех российских граждан. Так, например,
А.С. Пушкин призывал сохранять и развивать у русского человека такую главную черту как «любовь к родному пепелищу, любовь к отеческим гробам». Ф.М. Достоевский отмечал необходимость сохранять и развивать такие качества русского человека, как христианское смирение, широту и ощущение духовного единства с другими русскими людьми. В свою очередь Л.Н. Толстой отмечал такие особые черты русского человека как приверженность к земледельческому труду, смирение, нестяжательность, чистота, миролюбие. Он писал, что русский человек имеет миссию показать всему человечеству путь к истинному объединению. [14] Как отмечал, О.Шпенглер, «московская русскость», которая выражалась в творчестве Достоевского, была связана с православной верой, с не восприятием чуждого, с внезапными озарениями, с метафизическими мечтаниями и т.д. В свою очередь «петербургское западничество», выраженное в творчестве Л.Н.Толстого было связано с духовной ясностью, с желанием переустроить российское общество по европейскому образцу и т.д. Симпатии О.Шпенглера были на стороне Достоевского, христианство которого, как пишет О.Шпенглер, принадлежит будущему тысячелетию [15, с. 197 - 200]. Русская литература оказывала различное влияние на разные социальные слои российского населения. Как указывал Н.А. Бердяев, «Достоевский, как религиозный мыслитель, имел влияние на сравнительно небольшой круг интеллигенции, на души более усложненные. Толстой, как религиозный нравственный проповедник, имел влияние на более широкий круг, он захватывал и народные слои» [3, с. 679].
Определенное влияние нам формирование русского человека в 19 веке начинает оказывать философия и наука. Они способствуют развитию у русского человека образованности, просвещенности, любви к рассуждениям. Это особо подчеркивает Н.А. Бердяев. Он отмечает, что русский человек всегда любил философствовать, он вообще «любит ставить вопросы философского характера - о смысле жизни, о Боге, о вечной жизни, о зле и неправде, о том, как осуществить Царство Божие» [3, с. 564]. Однако, влияние этих факторов на
русского человека было все же незначительным, так как русская философия была в значительной степени подражательной, ориентированной на немецкую и французскую философию, а наука отставала в своем развитии от западноевропейской и носила преимущественно естественнонаучный характер.
Важнейшим духовным фактором формирования и развития русского человека была идеология. Русский человек на всех стадиях своего становления и развития во многом формировался под влиянием определенных идеологических установок. Как указывал Н.А. Бердяев, «все русские идеологии были всегда тоталитарными, теократическими или социалистическими. Русские
- максималисты, и именно то, что представляется утопией, в России более реалистично» [3, с. 729]. На ранних этапах развития России значительное влияние на русского человека оказала идеолого-мифологическая идея монаха Филофея о Москве как Третьем Риме. Эта мессианская идея стала идеологическим фундаментом, на котором образовывалось московского государство. Позднее в России получила распространение идеологическая теория «официальной народности», которая сводилась к формуле «православие, самодержавие, народность» и выражалась в лозунге «За веру, царя и отечество». В соответствии с этой теорией в русском человеке воспитывались приверженность к православной вере, подчиненность самодержцу, власть которого от Бога и чувство единства с русским народом, проповедующим высшую, православную форму христианства. В середине 19 веке, на русского человека стали оказывать влияние идеологические и философские идеи славянофильства и западничества. Идеология славянофилов оказывала большее влияние, чем идеология западничества, так как она носила народнический и антибуржуазный характер. Славянофилы пропагандировали идеи о том, что Россия имеет самобытный путь развития, в ней отсутствует классовая борьба, наличествует община, артели и православие как истинное христианство. Их влияние усиливалось и в связи с тем, что они были в своей массе известными русскими писателями и распространяли свои идеи через литературу.
Распространение идей славянофильства способствовало формированию у русского человека таких свойств, как ощущение своей особости по сравнению с европейцами, отрицание всего иностранного, Кроме того, славянофильство способствовало, как писал А.Тойнби, появлению у русского человека веры в высокое предназначение России, веры в то, что «Россия призвана быть последним оплотом, цитаделью православия» [13, с. 508]. Определенное влияние на русского человека оказывали и идеи западничества, констатирующей отсталость российского общества от стран Западной Европы и призывавшей к усвоению исторических достижений этих стран. Распространение идей западничества способствовало формированию у русского человека таких свойств, как ощущение своей отсталости от передового европейца, подражательство иностранному, Кроме того,
западничество способствовало, как писал А.Тойнби, «вестернизации сознания русского человека. В душе русского человека стали бороться две противоречивые тенденции: сохранить исконно русское, православное и стать таким же, как европейский человек [13, с. 508 - 510]. В конце 19 и в 20 веке на русского человека начинает оказывать влияние идеология социализма и коммунизма. Социалисты и коммунисты пропагандируют идеи о необходимости создания коммунистического общества, которое базируется на общей собственности и справедливости. Распространение идей социализма и коммунизма способствовало формированию у русского человека таких свойств, как радикализированность сознания, враждебность к правящей элите, революционный энтузиазм и нетерпимость. В советский период времени коммунистическая идеология пропагандировала идеи преимущества социалистической России по сравнению с капиталистическими странами. Это способствовало укреплению у русского (советского) человека чувства превосходства над представителями других стран. В рамках коммунистической идеологии в советской России активно распространялась и политикоидеологическая концепция «врагов народа», согласно которой построению
социализма мешали враждебные элементы, такие как буржуазные специалисты, оппозиция, вредители и т.д. Коммунистическая идеология призывала с ними бороться. Борьба с «врагами народа» способствовала появлению таких черт советского человека, как ненависть к представителю другого класса, беспощадность к людям, необъективность оценки людей с другим мнением, нетерпимость в суждениях и действиях и т.д. Как писал В.С. Барулин, под влиянием коммунистической идеологии «социальная вражда, социальная ненависть и презрение, социальная нетерпимость, чувство социального превосходства одних, социального унижения других, вседозволенность в методах, средствах по отношению к определенным классам воцарились в духовной атмосфере общества» [1, с. 159]. В свою очередь, Ю.А. Левада отмечал, что в результате влияния коммунистической идеологии у русского человека появились такие свойства как, ощущение изолированности от «западного» человека, ощущение окруженности «врагами», тоска по «сильной руке», ощущение безальтернативности существования, наличие имперского сознания, комплекс незаслуженного поражения и унижения, ощущение себя особенным человеком [4, с. 263, 267, 269, 277, 312] и др.
В современную эпоху становления рыночного российского общества наиболее важными духовными факторами, влияющими на формирование и развитие русского человека, стала идеология либерализма. Либеральнорыночная идеология ориентирует русского человека на преимущественно материально потребительское отношение к обществу в целом, к другому человеку в частности. Она посредством идеологической поддержки массовой культуры (особенно телевидения и кино) стала формировать у русского человека упрощенное мировосприятие, стремление к развлечениям, пробуждению сексуальных, садистских инстинктов и т.д. Духовное развитие русского человека отошло на второй план, стала нарастать его бездуховность, понижаться образовательный и культурный уровень. В связи с активной пропагандой такого типа жизни, русский человек стал, прежде всего,
ориентироваться на материальное обогащение любой ценой, на зарабатывание большого количества денег, которые в значительной степени стали мерилом личностного успеха человека в обществе, на упрощенные формы развлечения.
Проведенный анализ подтверждает важную роль духовного фактора в формировании и развитии русского человека. Он способствовал формированию и развитию трех групп качеств русского человека:
- позитивных (патриотизм, готовность защищать свою Родину, повышенная религиозность, искание абсолютного добра, смысла жизни, строгость личной жизни, христианское смирение, широта и ощущение духовного единства с другими русскими людьми, нестяжательность, чистота, миролюбие, вера в высокое предназначение России и т.д.);
- негативных (отношение к реальной жизни как к приготовлению к подлинной жизни на небесах, ощущение своей отсталости от западного человека, подражательность ко всему иностранному; уничижительное отношение к самому себе, самоуничижение, определенное языческое преклонение перед природой, вестернизированность сознания, революционный энтузиазм и нетерпимость, ощущение изолированности от «западного» человека, ощущение окруженности «врагами» и т.д.) и
- позитивных в одном отношении и негативных в другом отношении (эсхатологический мессианизм, чувство особой избранности по сравнению с представителями других народов, неосознанное пренебрежение к земным благам и ожидание подлинной жизни в другом мире, вера в свою судьбу, вера в чудо, склонность к быстрому разочарованию в идеологии, религии, подверженность ересям, сектанству, атеизму; относительное безразличие к материальному богатству и индивидуальной собственности, своеобразный аскетизм, христианское смирение, имперское сознание и т.д.).
Формирование и развитие данных качеств русского человека осуществлялось под воздействием всех составляющих компонентов духовного фактора. Так, например, мифы о былинных русских богатырях, о Граде Китеже,
о Москве как Третьем Риме и др. формировали позитивные черты русского человека (отважность, великодушие к побежденным, верность святой Руси, ощущение своей особости и избранности и т.д.), а мифы об отсталости России, об ее агрессивности и др. формировали негативные черты (ощущение своей отсталости от западноевропейского человека, подражательность иностранному, самоуничижение и т.д.). Православная религия также оказывала неоднозначное влияние на русского человека. На это указывали многие российские философы. Славянофилы и государственники считали, что влияние христианства (особенно православного исповедания) являлось положительным началом формирования русского человека. Так, например, П. Струве, указывал, что положительным влиянием православной религии объясняются многие лучшие черты «...русской интеллигенции, которые она утрачивает по мере своего удаления от Церкви, например, некоторый пуританизм, ригористические нравы, своеобразный аскетизм, вообще строгость личной жизни; такие, например, вожди русской интеллигенции, как Добролюбов и Чернышевский» [12]. Западники же полагали, что православие оказывает негативное влияние на русского человека. Так, например, Л.Н. Толстой считал, что в православии «закон любви» давно заменен «законом насилия». В силу этого оно поддерживает и укрепляет то, что Толстому представляется отвратительным и жалким: «.любовь к отечеству, к своему народу, к своему государству, служением им в ущерб блага других людей» [14]. Русская литература также оказывала противоречивое воздействие на русского человека. С одной стороны, она способствовала формированию и развитию таких положительных черт русского человека как любовь к своему родному отечеству, критическое отношение к недостаткам российского общества и т.д. С другой стороны, как правильно пишет В.Р. Мединский, «русские писатели создали удивительно сложный, постоянно рефлексирующий, мечущийся и довольно малосимпатичный образ русского литературного героя, что внесло свой немалый вклад в то, что страна продолжала «самоубеждаться» в самых черных,
негативных представлениях о самой себе» [9, с. 207 - 208]. Социалистическая и коммунистическая идеология также оказывала неоднозначное влияние на русского человека. С одной стороны, она способствовала формированию таких положительных качеств русского человека как вера в лучшее общество, приверженность идеям равенства и справедливости, ощущение единства с представителем своей идеологии и т.д., с другой - таких негативных качеств, как чувство превосходства над другими представителями населения, нетерпимость к своим оппонентам, классовая враждебность и т.д.
Русский человек сегодня - это в значительной степени противоречивый человек, сохраняющий в определенной степени свою духовность и в тоже время движущийся в бездну бездуховности. В настоящее время он не способен выполнить задачи модернизации российского общества. Поэтому ему необходимо опираясь на положительные качества, которые у него, несомненно, имеются (например, патриотизм, гордость за все русское, духовность и т.д.), формировать и развивать у себя такие черты, как просвещенность, гражданственность, активная жизненная позиция, толерантность, нравственность и т.д. Этому, прежде всего, должно способствовать изменение духовных ориентиров развития российского общества. Важно понимать, что процесс обретения русским человеком качеств духовно-нравственной и культурной личности будет трудным и долговременным. Но этот процесс объективно обусловлен и должен быть реализован в целях сохранения и дальнейшего развития России.
Таким образом, во-первых, духовный фактор играл и продолжает играть важную роль в формировании и развитии русского человека на всех этапах становления и развития российского государства, во-вторых, русский человек характеризуется как позитивными, так и негативными свойствами, которые в значительной степени были обусловлены духовными факторами: патриотизм, религиозность, духовность, мессианизм, ощущение отсталости от западного человека, подражательство, нетерпимость к другому человеку и т.д., в-третьих,
в настоящее время в связи с реформированием российского общества духовный фактор должен быть ориентирован на формирование и развитие у русского человека позитивных качеств, присущих человеку современного демократического общества: гражданственность, активная жизненная позиция, патриотизм, любовь к Родине, правосознание, духовность, нравственность и т.д.
Список литературы
1. Барулин В.С. Российский человек в 20 веке. Потери и обретения себя. Спб.: Омега, 2000. 462 с.
2. Бердяев Н.А. Русская идея // О России и русской философской культуре. М.: Наука, 1990. С. 43-272.
3. Бердяев Н.А. Русская идея. М.: Эксмо, Спб.: Мидгард. 2005. 832 с.
4. Левада Ю.А. Ищем человека: Социологические очерки 2000-2005 гг. М.: Новая история, 2008. 384 с.
5. Лихачев Д.С. О национальном характере русских // Вопросы философии. 1990. № 4. С. 3-7.
6. Лосский Н.О. Характер русского народа // Условия абсолютного добра. М.: Политиздат, 1991. 368 с.
7. Мединский В.Р. О русском пьянстве, лени и жестокости. М.: ОЛМА Медиа Групп, 2008. 560 с.
8. Мединский В.Р. О русском рабстве, грязи и тюрьме народов. М.: ОЛМА Медиа Групп, 2008. 542 с.
9. Мединский В.Р. О русском воровстве, основном пути и долготерпении. М.: ОЛМА Медиа Групп, 2008. 496 с. и др.
10. Соловьев В.С. Византизм и Россия / В.С. Соловьев. Соч. в 2 т. Т. 2. М.: Правда, 1989. С. 562-602.
11. Сорокин П.А. Основные черты русской нации в 20 столетии / О России и русской философской культуре. М.: Наука, 1990, с. 463-490.
12. Струве П. Героизм и подвижничество (Из размышлений о религиозной природе русской интеллигенции). URL: http://philosophy.allru.net. (дата обращения: 24.11. 2011).
13. Тойнби А.Дж. Постижение истории: Сборник / Пер. с англ. Е.Д. Жаркова. М., Рольф, 2001. 640 с.
14. Толстой Л.Н. В чем моя вера. URL: www.ichtika.ru (дата обращения 24.11. 2011).
15. Шпенглер О. Закат Европы: В 2 т. Т.2 / Пер. с нем. И.И. Маханькова. М.: Айрис-пресс, 2003. 624 с.
References
1. Barulin V.S. Rossiyskiy chelovek v 20 veke. Poteri i obreteniya sebya [Russian people in the 20 century. Loss and gain]. Spb.: Omega, 2000. 462 p.
2. Berdjaev N.A. O Rossii i russkoy filosofskoy kul'ture [about Russia and Russian philosophical culture]. M.: Nauka, 1990. pp. 43-272.
3. Berdjaev N.A. Russkaya ideya [Russian idea]. M.: Eksmo, Spb.: Midgard. 2005. 832 p.
4. Levada Yu.A. Ishchem cheloveka: Sotsiologicheskie ocherki 2000-2005 gg. [looking for human: CBC 2000-2005]. M.: Novaya istoriya, 2008. 384 p.
5. Likhachev D.S. Voprosy filosofii, no. 4 (1990): 3-7.
6. Losskiy N.O. Usloviya absolyutnogo dobra. M.: Politizdat, 1991. 368 p.
7. Medinskiy V.R. O russkom p'yanstve, leni i zhestokosti. M.: OLMA Media Grupp, 2008. 560 p.
8. Medinskiy V.R. O russkom rabstve, gryazi i tyur'me narodov. M.: OLMA Media Grupp, 2008. 542 p.
9. Medinskiy V.R. O russkom vorovstve, osnovnom puti i dolgoterpenii. M.: OLMA Media Grupp, 2008. 496 p.
10. Solov'ev V.S. Vizantizm i Rossiya / V.S. Solov'ev. Soch. Vol. 2. M.:
Pravda, 1989. pp. 562-602.
11. Sorokin P.A. O Rossii i russkoy filosofskoy kul'ture. M.: Nauka, 1990, pp. 463-490.
12. Struve P. Geroizm i podvizhnichestvo (Iz razmyshleniy o religioznoy prirode russkoy intelligentsii). http://philosophy.allru.net (accessed 24.11. 2011).
13. Toynbi A.Dzh. Postizhenie istorii: Sbornik / Per. s angl. E.D. Zharkova. M.: Rol'f, 2001. 640 p.
14. Tolstoy L.N. Vchem moya vera. www.ichtika.ru (accessed 24.11. 2011).
15. Shpengler O. Zakat Evropy. Vol.2 / Per. s nem. I.I. Makhan'kova. M.: Ayris-press, 2003. 624 p.
ДАННЫЕ ОБ АВТОРЕ
Сабирова Лиля Андреевна, аспирант Елабужского государственного педагогического университета
Елабужский филиал Казанского государственного технического университета им. А.Н. Туполева
ул. Строителей, д. 16, г. Елабуга, Республика Татарстан, 423602, Россия slilja2006@rambler. ru
DATA ABOUT THE AUTHOR
Sabirova Lilya Andreevna, graduate student Yelabuga State Pedagogical University
Branch of the Kazan State Technological University named after A.N. Tupolev
16, Stroiteley, Elabuga, Respublika Tatarstan, 423602, Russia slilja2006@rambler. ru
Рецензент:
Сабиров А.Г., доктор философских наук, профессор