УДК 692.233: 692.23
doi: 10.48612/dnitii/2024_52_109-119
РОЛЬ ДИЗАЙН-КОДА В СОХРАНЕНИИ КУЛЬТУРНО-ИСТОРИЧЕСКОГО ОБРАЗА ГОРОДОВ ЮЖНОГО БЕРЕГА КРЫМА
О. Л. Банцерова В. О. Сорокина
Национальный исследовательский Московский государственный строительный университет (НИУ МГСУ), г. Москва
Аннотация
В процессе исследования рассмотрены особенности применения дизайн-кода в разных городах России, выявлены основные сложившиеся стилистические решения градоформирующих общественных объектов курортных городов ЮБК. Проведен графоаналитический анализ силуэтного своеобразия ансамбля г. Ялты со стороны набережной, сформировавшийся в различные исторические периоды, который показал ,что в результате застройки высотными зданиями нарушается ансамбль центральной части города. Сделано предложение по сохранению целостности ансамбля при помощи методов дизайн-кода. В результате исследования определены принцип сохранения культурно-исторического образа и восстановления архитектурно-художественных и стилистических особенностей ансамбля курортных городов ЮБК. Единый регламент поможет сохранению композиционной цельности застройки и комфортному восприятию городской среды.
Ключевые слова
Дизайн-код, историко-культурный ландшафт, урбанизированная среда, курортный город, стилистические особенности общественных зданий, единый регламент.
Дата поступления в редакцию
21.09.2024
Дата принятия к печати
29.09.2024
Введение
В настоящее время города ЮБК в условиях глобализации сталкиваются с новыми вызовами, и городское планирование адаптируется к ним, решая проблемы, связанные с изменением климата, социальной интеграции и сохранением культурного наследия. Сегодня существуют определенные стратегии, механизмы, и инструменты для решения большинства из них. Проблема повышения комфортности городской среды с использованием дизайн системы актуальна на сегодняшний день. Одной из целей дизайн-кода является учет природно-климатических особенностей местности курортных поселений и сохранение исторически сложившихся ансамблей городских территорий.
К 2024 году стоит задача повысить индекс качества урбанизированной среды российских городов на 30 процентов и сократить в два раза в соответствии с этим индексом, количество городов с неблагоприятной средой ,обеспечить комплексное развитие городов и населенных пунктов, создать
<
>
1-
*
ш
1-
X
а
<
ш
ОС
о
1-
и
ш
1-
м
X
и
ОС
<
о
5Й
и ф
т
5
а
о н
и
0 X
а >
н
6
5 5 X Ф X
■ га О ^
■ 2
со 3 < £
со га а X
1
* й о
о
а
о и
механизм прямого участия граждан в формировании комфортной среды обитания. Об этом говорится в протоколе заседания проектного комитета по национальному проекту «Жилье и городская среда» от 21. 12.2018 №3 [1]. Этот документ является инновационным, перспективным шагом в улучшении качества жизни населения. Паспорт национального проекта разработан Минстроем России во исполнение Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 года № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» и включает в себя четыре федеральных проекта: «Ипотека», «Жильё», «Формирование комфортной городской среды» и «Обеспечение устойчивого сокращения непригодного для проживания жилищного фонда». Срок реализации национального проекта: с октября 2018 года по 2024 год (включительно).
Методы и модели исследования
Основными методами исследования историко-культурного ландшафта центральной части курортных городов ЮБК являлись: метод натурного наблюдения с фотофиксацией местности, метод сбора данных и их сравнительного анализа для последующего исследования, классификация зданий по архитектурным стилям с рассмотрением планировочной структуры значимых построек, методы ландшафтно-визуального анализа ансамбля застройки и окружающей природной среды, методы сравнительного графоаналитического и структурного анализа силуэта застройки в различные исторические периоды развития курортного города Ялты, метод компьютерного моделирования.
Результаты и обсуждение
Курортные города Южного берега Крыма (ЮБК) отличаются многообразием стилевых характеристик жилых и общественных зданий. Сочетание различных архитектурных стилей, таких как: русский (художественная резьба сквозная и рельефная), неомавританский (симметрия объемов, стрельчатые или подковообразные арки и купола), неоготический (однобашенные, двухбашенные фасады и фасады с пинаклями), модерн (природные плавные формы здания), советский модернизм (функциональность массивных форм и конструкций; урбанистичный облик зданий), мавританский (большое количество колонн, арок, лоджий) в исторически сложившемся ансамбле центральной части городов ЮБК, придает образу городской застройки курортное своеобразие и привлекает туристов и отдыхающих (табл. 1).
Таблица 1
Стилистические характеристики архитектурных объектов курортных городов ЮБК
№ п/п Наименование Год постройки Стиль
Общий вид объекта, Автор проекта архитектурных
местоположение построек
10
11
12
Часовня Николая Чудотворца, г. Ялта
Дворец Эмира Бухарского, г. Ялта
Римско-католический храм Непорочного зачатия Девы Марии, г. Ялта
Музей А.С. Пушкина, г. Гурзуф
Свято-Успенский Собор, г. Гурзуф
Дом творчества К. Коровина, г. Гурзуф
Дворец Паниной, г. Гаспра
Дворец Дюльбер, г. Гаспра
Дворец Харакс, г. Гаспра
Ласточкино Гнездо, г. Гаспра
1896
1911
1906
1811
1887
1910
1836
1897
1909
1912
Архитектор Краснов Н. П.
Архитектор Байков И. И.
Архитектор Граужис А.
Неизвестный одесский архитектор
Архитектор Чичагов М. Н.
Архитектор Чагин Н. М.
Архитектор Эрихсон А. Э.
Архитектор Краснов Н. П.
Архитектор Краснов Н. П.
Скульптор Шервуд Л. В.
Русский
Неомавританский
Неоготический
«Европейский»
Греко-византийский
Модерн
«Крымская» готика
Мавританский
«Шотландский»
Неоготический
<
>
1-
*
ш
1-
X
а
<
ш
ОС
о
1-
и
ш
1-
м
X
и
ОС
<
О
5й
и ф
т
5
а
о н
и
0 X
а >
н
6
5 5 X Ф X
■ га О ^
■ 2
со 3 < £
со га а X
О
*
О а
О и
3
4
5
6
7
8
9
На сегодняшний день дизайн-код является эффективным инструментом в формировании пространства городов. Дизайн-код вытекает из понятия гайдлайн (от англ. guideline — руководство, инструкция) — руководство по созданию стиля, который представляет собой четкие рекомендации по созданию дизайна и его элементов в коде [2].
Основная цель дизайн системы городской среды это обеспечение объемно-пространственной целостности застройки. Дизайн-код имеет достаточно глубокие исторические корни. Документальное нормирование нового строительства связано с формированием облика многих европейских городов в Средние века. Весьма наглядно он проявился как документ, связанный с регламентом по застройке сгоревших районов при составлении плана восстановления Лондона после пожара 1666 года [3]. Позднее в России 20 октября 1714 года Петр I издал Указ о запрете каменного строительства в России, кроме столичного города Санкт-Петербурга [4]. В соответствии с ним в городе на Неве строго предписывалось возведение исключительно каменных домов. Так Петр I рассчитывал привлечь в столицу рабочую силу для возведения города, который бы не уступал в красоте европейским. Но, в то время, в России не хватало материалов, так как было мало кирпичных заводов. Зачастую строили деревянный дом, обмазывали стены тонким слоем глины и раскрашивали их «под кирпич». Петр I распорядился построить несколько таких мазанок неподалеку от Петропавловский крепости, и назвал их «образцовыми». Оштукатуренные таким образом дома составляли в разных районах новой столицы в 19 веке от 30 до 70 процентов застройки и стали предтечей современного каркасного строительства.
а—существующий фрагмент фасада общественного здания
б — предложения по организации размещения рекламы
Рис. 1. Пример размещения элементов рекламы с учетом стилевых архитектурно-композиционных особенностей здания
№ п/п
Исторические постройки Санкт-Петербурга XVIII века
Общий вид
Наименование объекта
Петропавловская крепость
Год постройки
1703 — деревянный
храм, 1712 —каменное строительство
Автор проекта
Архитектор Доменико Трезини
Планировочные решения
Таблица 2
Строит-ный материал
Дерево, камень
1
Летний дворец Петра I
1710
Дворец Меншикова
1710
Дворец Монплезир
«Двенадцать коллегий»
Александро-Невская Лавра
1714
1722
1776
Архитектор Доменико Трезини
Архитекторы: Джиованни Мария Фонтана, Готфрид Иоганн Шедель
Архитекторы: Жан-Батист Леблон, Иоганн Фридрих Браунштейн
Архитектор Доменико Трезини
Архитектор Старов Иван Егорович
Камень
Камень
Красный кирпич
Камень
Камень
Несмотря на то, что сделать Санкт-Петербург полностью каменным городом так и не удалось, в XVIII - XIX веках было построено более тысячи каменных сооружений. Одними из сооружений той эпохи являются: Петропавловский собор, Дворец Монплезир, Александро-Невская Лавра, Летний дворец Петр Дворец Меншикова, «Двенадцать коллегий» (табл. 2).
В настоящее время концепция устойчивого развития городских территорий определяет условия для снижения антропогенного воздействия от основных источников загрязнения городской техно-биосферы. Развитие транспортной инфраструктуры обеспечивается комплексом мероприятий по повышению ее экологичности [9].
Необходимо при разработке единого внешнего облика города учитывать так же его историю, наследие и традиции, не нарушая безопасность эксплуатации зданий и комфорт жителей с соблюдением всех принципов устойчивой городской среды. Развитие общественных пространств решает комплекс задач, которые определяют социальную, экономическую и политическую жизнь города. Соответственно, качество их обьемно-пространственных решений и их объектное наполнение влияют на качество городской среды и уровень жизни населения[5].Концепция дизайн-кода может опираться на историческое наследие города. Например, в г. Рыбинске сделан акцент на визуальном образе. Был введен «дореволюционный» стиль в городскую среду, власти города обязали предпринимателей оформить вывески фасадов зданий, где размещается малый бизнес в стилистике ХХ века. Таким образом, удалось сохранить уникальное историческое пространство центральной части города. Чтобы сохранить исторический облик г. Дербент, городская администрация предложила убрать самовольные надстройки с крыш домов в центральной части Дербента, тем самым вернуть жилым зданиям традиционно плоские крыши. Несмотря на разные методы введения дизайн-кода, в данных
<
>
1-
*
ш
1-
X
а
<
ш
ОС
о
1-
и
ш
1-
м
X
и
ОС
<
о
5Й
и ф
т
5
а
о н
и
0 X
а >
н
6
х х
X
ф
X
■ га О ^
■ 2
со 3
< Е
со 5.
а X
1
* й о
о
а
о и
2
3
4
5
6
городах преследовался один замысел — воскресить историческое наследие. Сегодня дизайн-коды в различных формах используются во многих городах мира, как средство создания высококачественного современного урбанизма [7]. Некоторые из исторических городов, такие как Сиена в Италии, на протяжении многих веков использовали различные дизайнерские решения, чтобы придать им особую внешность. Веками сохранялся готический облик города, приобретенный им в период XII -XV вв. Работы Дуччо, братьев Лоренцетти и Симоне Мартини, относимые к этому периоду, оказали влияние на развитие итальянского и, в более широком смысле, европейского искусства. Весь город Сиена, выросший вокруг площади Пьяцца-дель-Кампо, является произведением искусства, прекрасно вписывающимся в окружающий ландшафт (рис. 2) [8].
Нормирование нового строительства подразумевает регламентированный свод правил и рекомендаций, разрабатываемый квалифицированными специалистами по обустройству городской среды. Он распространяется на рекламные конструкции, вывески, витрины, затрагивает элементы благоустройства, тип дорожного покрытия, архитектуру и облик зданий. Главной задачей по дизайну городской среды при разработке дизайн-кода является формирование инфраструктуры города с одновременным сохранением исторической ценности застройки, что в свою очередь способствует развитию туризма и рекламы малого бизнеса и будет повышать уровень жизни населения курортных городов ЮБК в целом. В законодательстве (Федеральном законе от 29.12.2017 N 463-ФЗ) прописаны правила благоустройства, применения и размещения различных конструкций в городе, определяющих его внешний вид [6]. На примере г. Симферополь можно проследить проблемы решения дизайн-кода урбанизированной среды. Этот город республиканского значения, как и многие города Республики Крым не имеет градостроительного регламента. Вместе с тем, он богат памятниками истории и архитектуры различных эпох (рис. 3) [10].
В настоящее время ведутся отдельные проектные работы по формированию благоустройства и преображению площади Куйбышева (рис. 4).
При общем благоприятном композиционном решении этого пространства в нем существуют и недостатки. Так, например, в центре площади предусматривался павильон, который должен был быть местом сосредоточения жизни вокруг сухого фонтана. Его заменили на перголы, которые не решают вопросов затенения в жаркие дни. Дизайн-код касается и вопросов малоэтажной застройки курортных городов, в частности высотных отметок и материала ограждений и заборов. Муниципалитет вправе и должен просчитать наиболее экономичные варианты для жителей и выгодные с точки зрения архитектурного решения. Благодаря единому типу ограждения можно гуманизировать застройку. Это актуально в первую очередь для нового частного строительства.
Рис. 2. Г. Сиена, площадь Пьяцца-дель-Кампо
Рис. 3. Застройка центральной части г. Симферополя с Александро-Невским собором
1) -
4)
2)
5)
3)
6)
Рис. 4. Благоустройство площади Куйбышева в г. Симферополь: 1—пергола; 2—радиусная скамья; 3 — типы мощения аллеи; 4—террасированная площадь; 5 — малые архитектурные формы; 6—озеленение почвопокровными растениями
Регламенты дизайн-кода могут определять параметры по членению фасадов, цветовому, фактурному и текстурному решение фасадов зданий, так чтобы застройщики выдерживали архитектурный «ритм» города. Особо остро ощущается отсутствие объемно-пространственного регламента, уточняющего высотность вновь возводимых построек. Инвестор пытается выжать максимум из участка строительства, и в малоэтажном районе вдруг «вырастает» высотка из бетона и стекла. Анализ ансамблевой характеристики застройки г. Ялты показал, что строительство высотных отелей на склонах гор визуально «загрязняют» исторически сложившийся культурный ландшафт. На рис. 5 выделены силуэты вновь возведенных высотных зданий, которые противоречат исторически сложившемуся террасированию ансамбля и не вписываются в окружающий ландшафт местности.
Ш
ОС
о
I-
и ш
I-м
X
и
ОС <
о ¡е
и ф
т
5
а
о н
и
О X
а >
н
I?
х х
X
ф
X
а
х о и
со га
а а
|
О
*
О а
О и
Коммерческая архитектура разрушает уникальный ансамбль центральной части курортного города, который складывался веками.
Рис. 5. Существующая набережная г. Ялта. Вид с моря с выделением высотных объектов
Активный рельеф уникального ландшафта г. Ялты с богатой растительностью является определяющим в выборе объемно-планировочного решения вновь возводимых зданий центральной части города [11]. В результате исследований, выполненных авторами в рамках магистерской выпускной квалификационной работы на тему «Проблема сохранения единого архитектурного ансамбля застройки в историко-культурном ландшафте центральной части курортных городов Южного берега Крыма» по кафедре «Архитектура» МГСУ, выявлены принципы сохранения объемно-пространственных, архитектурно-композиционных и стилистических характеристик ансамбля застройки в историко-культурном ландшафте центральной части курортных городов ЮБК [12]. Одними из таких принципов являются: принцип террасирования зданий и сооружений при их размещении на активном рельефе; принцип сомасштабности вновь возводимых зданий с существующими историческими постройками путем соблюдение установившейся этажности зданий при сохранении требуемой плотности застройки центра города. На рис. 6 дано концептуальное предложение по применению колористического и фактурного решения фасадов, как активного элемента дизайн-кода, для снижения негативного визуального влияния выделенных высотных зданий на застройку центральной части города, расположенного на фоне уникального горного ландшафта г. Ялты. Высотные объемы зданий цветом и фактурой зрительно разбиваются на несколь-ко уровней, придавая застройке желаемую террассированность. В данной связи единый регламент поможет сохранению композиционной цельности городской среды на уровне восприятия пешеходов и поможет частично убрать уже сложившийся дискомфорт восприятия застройки.
Заключение
Любое строительство должно быть регламентировано. Сегодня в большинстве курортных городов ЮБК, четких градостроительных регламентов пока не существует. Как правило, власти города решают только один или два пункта, реализуя подобные проекты, но не задействуют весь комплекс, предполагаемый дизайн-кодом. Руководителями в данном случае должны выступать профильные специалисты-архитекторы, градостроители, дизайнеры и специалисты по благоустройству и озеленению. К сожалению, в подавляющем большинстве крымских городов, как показала практика, эти должности отсутствуют или их занимают непрофессионалы [13]. о
Внедрение дизайн кода решает важные задачи:
1. Избавление от ненужного количества рекламы на улицах города и, как результат, улучшение восприятия информации;
2. Сохранение исторического наследия города, отражающегося в уникальной архитектуре го-
под рекламу, способствующих развитию «здоровой» конкуренции.
ф
т а
3. Поддержание визуального единства, эстетики и целостности городского облика; 2 Ц
4. Решение проблем, связанных с дискомфортом горожан (мощение тротуаров, наружное осве- ®
щение, нехватка зон отдыха и т. д.); ^
х
5. Установка современного интерактивного оборудования, способствующего культурному, ин- ^ о теллектуальному и социальному развитию населения; ш
6. Поддержание равенства в коммерческих отношениях: выделение равного количества мест 5 §
2 §
Библиографический список
1. Национальный проект «Жильё и городская среда» [Электронный pecypc].URL: https://clck. ru/399q99 (дата обращения 02.12.2023).
2. Романова Д. Н. «Дизайн код» существующего государственного благоустройства // Традиции и инновации в строительстве и архитектуре. Градостроительство. Самара, 2018. С. 264 - 266.
3. Зарубежный дизайн-код: как работают правила на европейских улицах [Электронный ресурс]. URL: https://ok.me/R9pF1 (дата обращения: 02.12.2023).
4. Культура.РФ [Электронный ресурс]. URL: https://clck.ru/399qN8 (дата обращения 05.12.2023).
5. Теплова И. Д. Градостроительный подход к формированию общественных пространств городских улиц (опыт Берлина и Москвы) // Биосферная совместимость: человек, регион, технологии. 2021. №1. С. 101 - 112. DOI: 10.21869/2311-1518-2021-33-1-101-112.
6. Федеральный закон от 29.12.2017 № 463-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и отдельные законодательные акты Российской Федерации» 29 декабря 2017 года №0001201712290036 [Электронный ресурс]. URL: https://clck.ru/399qPk (дата обращения 10.12.2023).
7. Анне Миколайт. Код города. 100 наблюдений, которые помогут понять город. Москва: Стрелка, 2020. 20 с.
8. Лаццари Лорена. Сиена. История и шедевры. Рим: Издат. Бонечи, 2019. 5 c.
9. Данилина Н. В. Роль «перехватывающих» стоянок в устойчивом развитии транспортной системы города // Биосферная совместимость: человек, регион, технологии. 2015. № 3. С .66 - 71.
10. Новости.Крым. Эксперт назвал главные архитектурные проблемы Симферополя. [Электронный ресурс]. URL:https://ok.me/V9pF1 / (дата обращения 05.12.2023).
11. Атлас. Автономная Республика Крым. Под ред. Н. В. Багрова, Л. Г. Руденко. Киев, Симферополь: ЗАО «Ин-ститут передовых технологий», 2003. 80 с.
12. Банцерова О. Л., Сорокина В. О. Проблема сохранения существующего архитектурного и историко-культурного ландшафта курортных городов южного берега Крыма // Строительные материалы и изделия. 2023. Том 6. № 1. С. 18 - 28. DOI: 10.58224/2618-7183- 2023-6-1-18-28.
13. Дизайн архитектурной среды: Учебник для вузов / Г. Б. Минервин, А. П. Ермолаев, В. Т. Шимко, А. В. Ефимов, Н. И. Щепетков, А. А. Гаврилина, Н. К. Кудряшев. Москва: Архитектура-С, 2006. 504 с.
THE IMPORTANCE OF DESIGN CODE IN PRESERVING THE CULTURAL AND HISTORICAL IMAGE OF THE CITIES OF THE CRIMEA SOUTH COAST
O. L. Bantserova V. O. Sorokina
Moscow State University of Civil Engineering (National Research University) (MGSU), Moscow
Abstract
The paper considers the peculiarities of design code application in different Russian cities. It reveals the main established stylistic solutions of urban-forming public objects of the resort cities of the South Coastal region. The grapho-ana-lytical analysis of the silhouette originality of the ensemble of Yalta from the side of the embankment, formed in different historical periods, which showed that as a result of the development of high-rise buildings violates the ensemble of the central part of the city, was conducted. A proposal to preserve the integrity of the ensemble with the help of design code methods was made. The principle of preservation of cultural and historical image and restoration of architectural, artistic and stylistic features of the ensemble of resort towns of the South Coast was defined in the course of the investigation. Unified regulations will help to preserve the compositional integrity of the development and comfortable perception of the urban environment.
The Keywords
Design code, historical and cultural landscape, urban environment, resort town, stylistic features of public buildings, unified regulations.
Date of receipt in edition
21.09.2024
Date of acceptance for printing
29.09.2024
Ссылка для цитирования:
О. Л. Банцерова, В. О. Сорокина. Роль дизайн-кода в сохранении культурно-исторического образа городов южного берега Крыма. — 2024. — № 3 (52). — С. 109 - 119.
<
CL
>
1-
*
ш
1-
S
X
CL
<
ш
сс
о
1-
и
ш
1-
IH
X
и
сс
<
О X
и ф
т s а о н и s
Ô X
а >
н
*
S S
X
ф
X
■ re О a
со S
< Е
to re ? °
CL SÉ
S*
s t
* É о £
о
CL
О U