Key words: municipal public-private partnership, partner, agreement on municipal-private partnership, the private partner
Komov Valeryi Engelsovich, candidate of economy sciences, associate professor of the chair "State and municipal management", [email protected], Russia, Moscow, financial University under the Government of the Russian Federation
УДК 332.63
РОЛЬ ДИВИДЕНДНОЙ ПОЛИТИКИ В ФОРМИРОВАНИИ ИНВЕСТИЦИОННОЙ ПРИВЛЕКАТЕЛЬНОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ
Е.А. Мелай, А.В. Сергеева
Оценивается взаимосвязь между дивидендной политикой организации и ее инвестиционной привлекательностью. Отмечается, что ключевую роль в формировании инвестиционной привлекательности играет рыночная стоимость бизнеса. Представлены точки зрения ряда ученых на влияние дивидендной политики на стоимость бизнеса. Затрагиваются практические аспекты дивидендной политики. Делается вывод о влиянии дивидендной политики на инвестиционную привлекательность организации в условиях получении ею значимой величины прибыли.
Ключевые слова: инвестиционная привлекательность; стоимость бизнеса; дивидендная политика
На любом этапе жизненного цикла организации актуальным является вопрос ее инвестиционной привлекательности для возможности получения и удержания различных ресурсов, повышения рыночной стоимости бизнеса и, следовательно, роста благосостояния акционеров (собственников). Выявление факторов, способствующих росту инвестиционной привлекательности организации, и управление ими является одним из ключевых инструментов повышения внимания инвесторов к организации.
Инвестиционная привлекательность - комплекс показателей, характеризующих возможности экономического развития, рентабельности капитала предприятия, его активов и инвестиционный риск бизнес-субъекта, который обладает возможностью непрерывного развития в условиях жесткой конкуренции, с учетом предположения о том, что объект будет непрерывно осуществлять свою деятельность и влиять на образование реального спроса на инвестиции [2, с. 80].
На уровень инвестиционной привлекательности организации влияет множество разнообразных и, зачастую, разнонаправленных факторов. Единства во мнении ученых по составу и классификации этих факторов нет. Как правило, выделяются внешние (действуют на организацию из
внешней среды и не поддаются влиянию со стороны менеджмента) и внутренние факторы (действуют внутри организации, могут быть изменены управленческими решениями). Факторы, действующие изнутри и снаружи организации, имеют различную сущность и особенности воздействия, поэтому при прочих равных условиях влияние любого фактора может существенно варьироваться в зависимости от особенностей инвестора. Отметим, что для каждого инвестиционного объекта совокупность факторов внутреннего и внешнего воздействия так же индивидуальна. Это объясняется, во многом, различием инвестиционных целей, т.е. причиной направления средств в тот или иной объект (расширение рынка сбыта за счет приобретения аналогичного бизнеса, приобретение удобной площадки для бизнеса, вложения для диверсификации деятельности и т.п.). Следовательно, при определении факторов привлекательности каждой организации для инвестора и выявлению их роли для определенного объекта инвестирования важно учитывать его индивидуальные подход особенности [3, с. 68].
Для владельцев капитала, планирующих осуществление инвестиций, величина и изменение рыночной стоимости объекта инвестиций является одним из наиболее значимых показателей привлекательности организации для потенциального инвестора. Рыночная стоимость бизнеса - самая вероятная цена объекта оценки, за которую он может быть продан на открытом рынке на определенную дату при наличии конкуренции, когда субъекты сделки действуют свободно и разумно, а любые чрезвычайные обстоятельства отсутствуют.
Наиболее дискуссионным является вопрос о влиянии дивидендной политики на рыночную стоимость бизнеса и, следовательно, на уровень инвестиционной привлекательности организации.
Дивидендная политика представляет собой процесс принятия решений относительно распределения чистой прибыли на выплату дивидендов акционерам и развитие бизнеса с целью повышения благосостояния акционеров [6, с. 605].
Существует ряд концепций, раскрывающих роль дивидендной политики в формировании стоимости бизнеса и благосостояния его собственников. Исследователи изучали данный вопрос в различных условиях и с разных точек зрения. Теория иррелевантности дивидендов и теория минимизации дивидендных выплат обосновывают необходимость направления основной части чистой прибыли на инвестиции. Авторы теорий предпочтительности дивидендов и сигнальной теории дивидендов придерживаются противоположной позиции.
1. Теория иррелевантности дивидендов («Dividend Policy, Growth and the Valuation of Shares», 1961). По Ф. Модильяни и М. Миллеру стоимость фирмы зависит только от ее доходов и предпринимательского риска. Дивидендная политика должна акцентироваться в первую очередь на использовании большей части прибыли как источника финансирования са-
мых доходных инвестиционных проектов, а владельцам обыкновенных акций дивиденды следует выплачивать по остаточному принципу. Они также отмечали, что в условиях рынка совершенной конкуренции (идеального рынка капитала) дивидендная политика не оказывает влияния, как на цену акционерного капитала фирмы, так и на стоимость ее капитала, т.е. является иррелевантной. Авторы обосновывали свои выводы серьезным математическим аппаратом.
2. Теория минимизации дивидендов Р. Литценбергера и К. Рамасва-ми (Litzenberger R., Ramaswamy K. The Effects of Personal Taxes and Dividends on Capital Asset Prices). В соответствии с этой теорией, в ряде стран налогообложение доходов текущего периода, полученных в форме дивидендов, как правило, выше, чем доходов будущего периода (с учетом временной стоимости денег, налоговых ставок на капитализируемую прибыль, льгот и т.п.). В таких условиях политика распределении чистой прибыли должна обеспечивать минимум дивидендных выплат, и, соответственно, максимум инвестиционных затрат, чтобы получить наиболее существенную налоговую экономию по суммарному доходу собственников. Тем не менее, этот подход не устраивает небольших акционеров с невысоким уровнем доходов, для которых регулярные текущие поступлениях в форме дивидендных выплат являются значимыми. Дальнейшие исследования внесли уточнение: если в стране налогообложение инвестиционных доходов выше, чем доходов в форме дивидендов, то следует отдать предпочтение выплате дивидендов собственникам акций.
3. Теория предпочтительности дивидендов М. Гордона и Дж. Линтнера (Lintner J. «Distribution of Income of Corporations Among Dividends, Retained Earnings and Taxes», 1956; Gordon M. «Dividends, Earnings and Stock Prices», 1959). Авторы полагают, что для инвестора стоимость доллара ожидаемых дивидендов выше, чем стоимость доллара ожидаемых доходов от инвестиций, т.к. доходы в виде ожидаемых в следующем периоде дивидендов связаны с меньшим риском, чем доходы, получение которых отложено на более далекое будущее. В связи с этим, преобладание дивидендных выплат в распределяемой прибыли предпочтительнее инвестиционных вложений. Оценка стоимости организации рынком непосредственно связана с величиной выплачиваемых дивидендов. М. Гордон и Дж. Линтнер считали, что инвесторы - это живые люди, которым предпочтительно обладать «синицей в руках» в форме дивидендов, а не высокоточные вычислительные системы, способные спрогнозировать будущее компании на десяток и больше лет вперед. Они не имеют настолько подробных и точных данных о компании, чтобы предугадать ее будущую стоимость. Кроме того, инвесторы иногда не верят, что менеджмент может достигнуть поставленных целей, поэтому хотели бы сами распоряжаться прибылью. В результате, согласно теории Гордона—Линтнера, рынок будет оценивать стоимость компаний, выплачивающих существенные диви-
денды, выше, чем те, которые обещают блестящее будущее, но предлагают скупое настоящее.
4. Сигнальная теория дивидендов М. Миллера и К. Рока. (Miller M. N., Kevin Rock Dividend Policy under Asymmetric Information, 1985). Авторы утверждают, что выплата больших дивидендов "подает сигнал" участникам рынка о достаточном финансовом благополучии и высокой привлекательности организации дл инвесторов, сокращая, таким образом, уровень асимметричности информации об объекте. Уровень дивидендов является существенным фактором рыночной стоимости акций: при снижении величины дивидендов рыночная стоимость акций снижается, однако, не всегда рост дивидендных выплат влечет увеличение рыночных цен акций.
Как отмечают Е. Бригхем и М. Эрхардт, частая смена политики распределения чистой прибыли оказывает негативное воздействие на стоимость организации, а, следовательно, и на интерес инвестора к объекту исследования [5, с.640-647].
На практике, согласно мнению И.А. Лукасевича, дивидендная политика играет важную роль в деятельности организации, в т.ч. влияет на колебания стоимости акций, способствует изменению собственного капитала, следовательно, влияет на рыночную стоимость акций и инвестиционную привлекательность организации [1, с 737].
По мнению Е.А. Шубы, изучившей опыт формирования дивидендной политики в Германии, большинство акционеров Германии не считают дивиденды основной причиной для владения акциями и поэтому не отказываются от акций во время уменьшения дивидендов. Дивидендная политика компаний Германии в большей степени зависит от финансовых потоков компаний и налогообложения дивидендов. Компании, имеющие существенные денежные потоки, регулярно выплачивают дивиденды. Общая ставка налогообложения прибыли в Германии колеблется в пределах 23-33 %, а дивиденды освобождены от налога. Поэтому компании заинтересованы часть прибыли направлять на выплату дивидендов [6, с. 75].
В заключение следует отметить, что вопрос о распределении дохода (премиального фонда, чистой прибыли, направляемой на выплату дивидендов и др.) приобретает смысл, если величина этого дохода существенна для ее владельца, иначе значим лишь факт его наличия или отсутствия.
Таким образом, можно сделать следующие выводы:
1. Объект является инвестиционно-привлекательным, если соответствует инвестиционным целям.
2. При управлении инвестиционной привлекательностью следует учитывать все факторы, которые могут ее изменить.
3. Величина дивидендов является сигналом для рынка об уровне финансового благополучия организации.
4. Величина дивидендов отражает перспективные доходы от инвестиций в ее ценные бумаги.
5. Управленческие решения о снижении дивидендов в пользу инвестиционных проектов с точки зрении потенциального инвестора являются отражением способности объекта к развитию.
6. Дивидендная политика влияет на выбор инвестора только в том случае, если объект инвестирования имеет значимый объем прибыли для распределения.
Список литературы
1. Лукасевич, И.Я. Финансовый менеджмент: учебник. 4-е изд., пере-раб. и доп. М.: Национальное образование, 2013. 768 с.
2. Мелай Е.А., Сергеева А.В. Подходы к оценке инвестиционной привлекательности организации: сравнительный анализ // Известия Тульского государственного университета. Экономические и юридические науки. 2015. Вып. 2. Ч.1. С.80-93.
3. Мелай Е.А., Сергеева А.В. Факторы инвестиционной привлекательности организации // Известия Тульского государственного университета. Экономические и юридические науки. Тула: Изд-во ТулГУ, 2015. № 3-1. С. 63-69.
4. Шуба Е.А. Современная дивидендная политика компаний Германии // БИЗНЕС ИНФОРМ, 2015. №11(454). С.75-79.
5. Eugene F. Brigham, Michael C. Ehrhardt. Financial Management. Theory and practice. 12e.Thompson Learning, Inc. 2008. P.640-647.
6. Stephen A. Ross, Randolph W. Westerfield, Bradford D. Jordan. Fundamentals of Corporate Finance. Sixth Edition. The McGraw-Hill Companies, 2002. Р.605.
Мелай Елена Александровна, канд. техн. наук, доц., [email protected], Россия, Тула, Тульский филиал Финансового университета при Правительстве Российской Федерации.
Сергеева Анна Викторовна, канд. экон. наук, [email protected], Тульский филиал Финансового университета при Правительстве Российской Федераци
THE ROLE OF THE DIVIDEND POLICY IN FORMING THE INVESTMENT ATTRACTIVENESS OF THE ORGANIZATION
E.A. Melay, A.V. Sergeeva
The article assesses the relationship between the dividend policy of the organization and its investment attractiveness. It is noted that the market value of business plays a key role
111
in shaping investment attractiveness. The views of a number of scientists on the dividend policy impact on the value are presented. Practical aspects of dividend policy are touched upon. The conclusion is made that the dividend policy influence on the investment attractiveness of the organization is present, if the profit is significant.
Key words: investment attractiveness; business value; dividend policy.
Elena Alexsandrovna Melay, candidat of technical sciences, docent, [email protected], Russia, Tula, Tula Branch of the Financial University under the Government of the Russian Federation.
Anna Victorovna Sergeeva, candidat of economic sciences, [email protected], Russia, Tula, Tula Branch of the Financial University under the Government of the Russian Federation
УДК 336.018
РОЛЬ ПОВЕДЕНЧЕСКИХ ФИНАНСОВ В РАЗВИТИИ ЭКОНОМИЧЕСКИХ СИСТЕМ
Л.Е. Романова, Г.В. Коршунова
Проанализированы причины недостаточного уровня развития интеллектуального капитала в России. Учтены специфические черты русской культуры при выявлении намерений лиц, принимающих финансовые решения. Совершенствование человеческого капитала ориентировано на научно обоснованное реагирование системы образования на изменение структуры человеческих потребностей.
Ключевые слова: поведенческие финансы, экономические системы, финансовые решения, намерения лиц, принимающих решения, структура потребностей, система реагирования.
Для обоснования направлений развития различных уровней экономики необходимо четко сформулировать роль, особенности и возможности человеческой личности. Для отражения роли человека в современной экономической среде можно использовать его ориентацию на максимизацию дохода, на роль продавца и покупателя, на определение предельной полезности потребляемых благ. При безусловной значимости всех перечисленных подходов, следует отметить, что для определения роли человеческой личности с учетом современных реалий экономической действительности необходимо принимать во внимание, что целесообразное движение экономических систем может определить только творческая личность, способная реализовать свой интеллектуальный потенциал [1]. Кроме того, при обосновании факторов конкурентоспособности предприятия на основе конкурентоспособности персонала целесообразно выделить соответствие