УДК: 61 (07.07)
РОЛЬ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ В ПОВЫШЕНИИ КВАЛИФИКАЦИИ ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ СГМУ
Климкина Е.И., Андреева Т.А., Левченкова О.С., Ковалева Л.А.
Смоленский государственный медицинский университет, Россия, 214019, Смоленск, ул. Крупской, 28 Резюме. Компетентность преподавателя высшей медицинской школы определяется не только профессиональными знаниями, умениями и навыками, но и педагогическим мастерством. Дистанционная форма обучения позволяет регулярно повышать свои профессиональные знания и педагогическое мастерство. В статье рассматриваются особенности дистанционного обучения по сравнению с другими формами. Особенности и преимущества дистанционного обучения перед другими формами позволят усовершенствовать систему повышения квалификации преподавателей, в том числе в Смоленском государственном медицинском университете. Повышение уровня профессиональной компетентности преподавателей, в свою очередь, будет способствовать более качественной подготовке специалистов-медиков.
Ключевые слова: дистанционное обучение, профессиональное и педагогическое мастерство, повышение квалификации преподавателей, педагогика, высшее медицинское образование.
THE ROLE OF DISTANCE EDUCATION IN PROFESSIONAL DEVELOPMENT OF SMOLENSK MEDICAL UNIVERSITY TEACHERS Klimkina E.I., Andreeva T.A., Levchenkova O.S., Kovaleva L.A.
Smolensk State Medical University Russia, 214019, Smolensk, Krupskaya str., 28.
Summary. The competence of the teacher of the higher medical school is determined not only by professional knowledge, skills and abilities, but also by pedagogic skills. Distance education promotes regular improvement of their professional knowledge and teaching skills. The article deals with the peculiarities of distance education in comparison with other forms. Features and advantages of distance education over other forms will improve the system of teacher ' sprofessional development, including in Smolensk State Medical University. Improvement of teacher' sprofessional competence, in turn, will contribute to better education of medical specialists.
Ключевые слова: дистанционное обучение, профессиональное и педагогическое мастерство, повышение квалификации преподавателей, педагогика, высшее медицинское образование.
Сегодня российское общество небезосновательно предъявляет высокие требования и существенные претензии к качеству нынешнего медицинского образования, связывая это зачастую с тем, что выпускники медицинских вузов оказываются не готовыми к осуществлению профессиональной деятельности. Для большинства участников российского рынка медицинских услуг очевидно, что не может быть качество медицинской помощи населению выше, чем качество полученного врачом образования. А качественное образование могут обеспечить только те преподаватели, которые сами постоянно учатся, повышают свое профессиональное и педагогическое мастерство с учетом требований времени [4].
Повышение квалификации преподавателей осуществляется по дополнительным образовательным программам системы повышения квалификации и переподготовки кадров в учреждениях, имеющих соответствующие лицензии. Преподаватели медицинских вузов должны по-
вышать квалификацию как по специальности, так и по педагогике. Согласно современным требованиям, совершенствование педагогических навыков должно осуществляться не реже, чем раз в 3 года. Однако не всегда преподаватели имеют возможность уехать в другой город, в другой вуз для повышения своей квалификации. И тому много причин: финансовые, семейные, корпоративные и др. Нередко такой причиной является большая загруженность преподавателей учебно-методической работой в рамках своих должностных обязанностей, что не позволяет им на длительное время оставить рабочее место.
В СГМУ на базе факультета дополнительного профессионального образования разработан курс по педагогике для преподавателей «Актуальные вопросы педагогики высшей школы», действующий на протяжении последних лет. Благодаря этому курсу преподаватели Смоленского медицинского университета имеют возможность регулярно совершенствовать свои
знания, умения и навыки по педагогике без отрыва от основной деятельности. Этому также способствует развитие новых технологий, к которым, несомненно, относится дистанционное образование, открывающее новые возможности для непрерывного обучения, делающее обучение более доступным.
При прохождении очередного курса повышения квалификации преподавателей по педагогике в СГМУ мы имели возможность на собственном опыте оценить особенности дистанционной формы обучения. Курс проходил в два этапа: первый этап - очная часть, во время которой слушатели имели возможность живого общения с педагогами во время лекций и семинарских занятий; второй этап - заочный, во время которого слушатели работали с электронными материалами самостоятельно, а также должны были сдать тестовый экзамен дистанционно. Таким образом, мы имели возможность оценить как преимущества, так и недостатки обеих форм обучения. Нам хотелось бы подробней проанализировать особенности дистанционной формы обучения.
К основным особенностям дистанционного образования относятся: гибкость, модульность, использование специализированных технологий и средств обучения, опора на современные средства передачи образовательной информации, параллельность, дальнодействие, асинхронность, охват, диалогичность, непрерывность, доступность, фиксируемость. Далее проведем некоторую детализацию этих особенностей.
Гибкость: обучающиеся по системе дистанционного образования в основном не посещают регулярных занятий в виде лекций и семинаров, а работают в удобное для себя время, в удобном месте и в удобном темпе. Обучающийся имеет возможность организовать свое обучение в необходимом временном ритме, необходимом ему для освоения предмета.
Модульность: каждый отдельный курс создает целостное представление об определенной предметной области. Это позволяет формировать учебную программу, отвечающую индивидуальным или групповым потребностям, из набора независимых курсов-модулей.
Специализированные технологии прежде всего опираются на современные средства передачи образовательной информации, центральным звеном которых являются средства телекоммуникации и их транспортная основа (интернет).
Параллельность: обучение может проводиться при совмещении основной профессиональной деятельности с учебой, т.е. «без отрыва от производства».
Дальнодействие: расстояние от места нахождения обучающегося до образовательного учреждения не является препятствием для эффективного образовательного процесса.
Асинхронность: в процессе обучения обучающий и обучаемый работают по удобному для каждого расписанию.
Охват: эту особенность можно назвать также «массовостью». Количество обучающихся не является критичным параметром.
Диалогичность: обратная связь между преподавателем и обучаемым.
Непрерывность: возможность непрерывного получения образования.
Доступность: весь процесс обучения доступен для всех участников.
Фиксируемость: возможность фиксации результатов обучения на материальных носителях информации в цифровом виде [3].
Перечисленные особенности определяют несомненные преимущества дистанционного обучения. К достоинствам дистанционного образования, которые побуждают выбирать этот способ, относятся:
- Возможность самим составлять свой график. Зная, сколько времени нам нужно на дистанционную теорию и практику ежедневно, можно заполнить свободное время чем-то полезным и интересным для себя, например, работой.
- Возможность использовать для учебы современные технологии и получение доступа к электронным библиотекам.
- Возможность реального создания единой образовательной среды. Это очень актуально для корпоративного курса, когда нужно дать образование большому количеству сотрудников, причем - одновременно.
- Получение большей свободы действий, отсутствие необходимости подстраиваться под настроение преподавателя, соблюдать гробовую тишину в аудитории.
- Возможность самим определять темп обучения.Слушатель имеет возможность изучать материал в любое удобное для него время, а не только во время лекции или семинара, что гарантирует более глубокие остаточные знания. Такая система заставляет заниматься самостоятельно и получать навыки самообразования.
Кратко
191
- Внедрение дистанционного обучения уменьшает нервозность при сдаче зачета или экзамена. Не секрет, что волнение и боязнь преподавателя не позволяют некоторым обучающимся показать полностью свои знания. Устраняется субъективный фактор оценки.
- Экономия времени и денег, в том числе за счет поездок в транспорте.
- Однако было бы неправильно думать, что дистанционное обучение характеризуется исключительно достоинствами и абсолютно лишено недостатков. К недостаткам относятся:
- Отсутствие прямого очного общения между слушателями и преподавателем. Когда нет рядом человека, который мог бы эмоционально раскрасить знания, это значительный минус для процесса обучения.
- Необходимость в персональном компьютере и доступе в Интернет. Нужна хорошая техническая оснащенность и техническая готовность к использованию средств дистанционного обучения, а также необходимость постоянного доступа к источникам информации.
- Необходимость наличия целого ряда индивидуально-психологических условий. Для дистанционного обучения необходима жесткая самодисциплина, а его результат напрямую зависит от самостоятельности и сознательности обучающегося.
- Как правило, обучающиеся ощущают недостаток практических занятий. Отсутствует постоянный контроль, который для российского человека является мощным побудительным стимулом [1, 2].
ЛИТЕРАТУРА
Имея возможность сравнить особенности очной и дистанционной формы обучения на собственном опыте, нам хотелось бы отметить достоинства дистанционного образования, которые показались нам особенно ценными. Это в первую очередь возможность индивидуализации времени и ритма освоения предмета, возможность учиться «без отрыва от производства», доступность материалов курса, доступ к электронным библиотекам, отсутствие субъективности и нервозности при итоговой аттестации.
Заключение
Уровень профессиональной компетентности преподавателя медицинского вуза является одним из ключевых факторов, обусловливающих качество подготовки студентов-медиков. Компетентность преподавателя высшей медицинской школы определяется не только профессиональными знаниями, умениями и навыками, но и педагогическим мастерством [5, 6]. Регулярно повышать свои профессиональные знания и педагогическое мастерство позволяет дистанционная форма обучения. Перечисленные особенности и преимущества дистанционного обучения перед другими формами позволят усовершенствовать систему повышения квалификации преподавателей, предоставят новые возможности для обучения на ФПК, в том числе, в Смоленском государственном медицинском университете. Повышение уровня профессиональной компетентности преподавателей, в свою очередь, будет способствовать более качественной подготовке специалистов-медиков, что является сегодня одним из главных приоритетов.
1. Айзина Ю.А., Бронникова Н.А. «Дистанционное обучение. Достоинства и недостатки» // Материалы 3-й Всероссийской конференции «Винеровские чтения» Иркутск: ГОУ ВПО ИрГТУ- 2009.
2. Айзина Ю.А., Бронникова Н.А., Фунтикова Е.А. Внедрение дистанционного обучения с применением новейших информационных технологий. Успехи современного естествознания. - 2010. - № 1, - С.46-47.
3. Каримов К.А., Уматалиева К.Т. Преимущества дистанционного образования в системе повышения квалификации педагогов // Молодой ученый. - 2012. - № 11. - С. 487-489. - URL https://moluch.ru/archive/46/5599/ (дата обращения: 12.02.2018).
4. Новиков А.И., Водолазский Н.Б., Творогова Н.Д. Современные подходы к обучению в течение жизни в профессии преподавателей медицинских вузов: аналитический обзор. - Омск ООО «Полиграфический центр КАН» 2012. -132 с. - Выпуск 1. Серия «Методические пособия и информационные материалы».
5. Новиков В.Е. Традиции и новации в преподавании медико-биологических дисциплин // Смоленский медицинский альманах. - 2015. - № 2, - С. 29-34.
6. Пожилова Е.В., Новиков В.Е. Мотивация в структуре формирования профессионально-педагогической компетентности преподавателя медицинского вуза // Смоленский медицинский альманах. - 2017. - № 2, - С. 163-166.