Научная статья на тему 'Роль дистанционного образования в современных условиях'

Роль дистанционного образования в современных условиях Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
643
76
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДИСТАНЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ / ИНФОРМАТИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ / КОММУНИКАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / DISTANCE LEARNING / INFORMATION EDUCATION AND COMMUNICATION TECHNOLOGY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Гогицаева Ольга Урузбековна, Кочисов Валерий Константинович

Сегодня перед государством стоит задача предоставить каждому человеку свободный открытый доступ к образованию на протяжении всей жизни с учетом собственных интересов, способностей и потребностей, эту проблему можно будет решить с помощью дистанционного обучения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Гогицаева Ольга Урузбековна, Кочисов Валерий Константинович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ROLE OF DISTANCE EDUCATION IN MODERN CONDITIONS

Today, the state faces the task of giving every person free and open access to education throughout their lives according to their own interests, abilities and needs, this problem can be solved with the help of distance learning.

Текст научной работы на тему «Роль дистанционного образования в современных условиях»

УДК 37.013

РОЛЬ ДИСТАНЦИОННОГО ОБРАЗОВАНИЯ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ

© 2013

О.У. Гогицаева, кандидат педагогических наук, доцент кафедры психологии и педагогики (межфак) В.К.Кочисов, доктор педагогических наук, профессор, заведующий кафедрой педагогики и психологии

Северо-Осетинский государственный университет им. К.Л.Хетагурова, Владикавказ (Россия)

Аннотация: Сегодня перед государством стоит задача предоставить каждому человеку свободный открытый доступ к образованию на протяжении всей жизни с учетом собственных интересов, способностей и потребностей, эту проблему можно будет решить с помощью дистанционного обучения.

Ключевые слова: дистанционное обучение, информатизация образования, коммуникационные технологии.

Постановка проблемы в общем виде и ее связь с важными научными и практическими задачами. Сегодня, в условиях информатизации и инновационной ориентации общества, основой содержания и организации образовательной деятельности высшей школы является потребность индивидуализации образования, а также потребности студентов в творческой самореализации посредством телекоммуникаций.

В «Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года», утверждённой Правительством РФ (распоряжение № 1662-р от 17 ноября 2008 г.) указано: «Стратегическая цель государственной политики в области образования - повышение доступности качественного образования, соответствующего требованиям инновационного развития экономики, современным потребностям общества и каждого гражданина».

Начало XXI в. связывается с коренными преобразованиями в области образования, с наступлением поры инноваций, со сменой наших представлений о роли образования на современном этапе. Процессы глобализации, формирование общего мирового и европейского образовательного пространства и рынка труда, активное включение стран в Болонский процесс усилили противоречия в системах образования, что и привело, наряду с ростом потребности в высшем и непрерывном образовании, к усилению тенденций к созданию интернациональных образовательных структур различного назначения и видов [3]. Появляются и действуют технологичные открытые образовательные системы, способные предоставлять образовательные услуги независимо от расстояний и государственных границ. Широко применяются нетрадиционные методы обучения, основанные на современных образовательных и информационных технологиях, в первую очередь - системы открытого и дистанционного обучения, основанные на телекоммуникационных и интернет-технологиях.

Современное образование обязано быть стратегически направленным, гарантировать возможность человеку приспосабливаться к условиям рискованной экономической деятельности на быстрорастущих рынках, при опережающих темпах развития и растущих требованиях к мобильности и креативности. Модернизируясь, развиваясь, система образования оказывает воздействие на характер происходящих социальных процессов [2].

Анализ последних исследований и публикаций, в которых рассматривались аспекты этой проблемы и на которых обосновывается автор; выделение неразрешенных раньше частей общей проблемы. Образцы информационных образовательных технологий описаны И. М. Бобко, А. А. Кузнецовым, Э. И. Кузнецовым, В. М. Монаховым, В. В. Рубцовым, Т. А. Сергеевой и др. Применение средств информатизации образования в профессиональном и в частности, профессионально-техническом образовании исследовано в работах Г.Д. Бухаровой, С. Г. Горинского, А. Гутермана, В. Н. Ларионова, Е. В. Ткаченко, Ю. Л. Хотунцева, В. В. Шалкина и др. Вопросы использования автоматизированных систем обучении были предметом исследований Н.П. Брусенцова, М.М. Вуняева, А.М. Довгялло, А.Ю. Колягина, А. Я. Савельева и др. Обще дидактические

принципы, а также отдельные идеи поэтапного формирования умственных действий, программированного, модульного и проблемно-деятельностного обучения, являющиеся ключевыми для организации дистанционного обучения, представлены в работах Е.Н. Балыкиной, Д.Б. Богоявленской, П.Я. Гальперина, Д. Гуллера, А.Д. Иванникова, А.О. Кривошеева, М. Потева, Г. Рамблера, Н.Ф. Талызиной, А.В. Хуторского и др. Вопросы особенностей и перспективы использования информационных технологий в образовании раскрыты в исследованиях О.А. Агаповой, А.А. Андреева, Е.Н. Балыкиной, Я.А. Ваграменко, И.Р. Высоцкого, Н.А. Гейна, Н.П. Даниловой, А.Д. Иванникова, К.Г. Кречетникова, А.О. Кривошеева, Д.Ш. Матроса, Е.И. Машбица, И.А. Морева, С. Пейперта, Е.С. Полат, А.А. Полякова, И.В. Роберт, В.П. Тихомирова, И.Г. Шамсутдиновой и других ученых. В них в частности отмечается, что использование информационных образовательных технологий должно быть психологически и педагогически обосновано и методически обеспечено [1].

Формирование целей статьи (постановка задания). Создать одинаковые условия для получения образование, повышения квалификации, прохождения переподготовки и поиска работы поможет дистанционное обучение (ДО).

Новое качество отечественного образования определяется его соответствием актуальным и многообещающим запросам современной жизни государства. В наиболее выигрышной ситуации окажутся те высшие учебные заведения, которые накопили опыт подготовки с помощью дистанционных технологий.

Главной задачей вузов является - обеспечение обучающихся в минимальные сроки максимально вероятного и требуемого объема научных и практических знаний, соответствующих предъявляемым к специалистам различных профилей требованиям [4].

Изложение основного материала исследования с полным обоснованием полученных научных результатов. Опыт работы в системе дистанционного обучения у ФГБОУ ВПО «Северо-Осетинский государственный университет имени К.ЛХетагурова» (СОГУ) не велик. В соответствии с реализацией Программы стратегического развития Северо-Осетинского государственного университета и в целях модернизации образовательного процесса университета приказом ректора №115 от 28 июня 2012 г. создана научная лаборатория инновационных образовательных технологий (ЛИОТ), цель деятельности которой отражена в положении о ЛИОТ и заключается в создании условий для системного внедрения и активного использования информационных и коммуникационных технологий, ориентации системы образования на вхождение в глобальное информационное пространство.

Учитывая, что СОГУ один из крупнейших ВУЗов Северного Кавказа, со сложившимися традициями и обладающий огромным научным и обучающим потенциалом и должен соответствовать современным требованиям к образованию, возникла необходимость более интенсивно внедрять в систему образования электронное и дистанционное обучение. В этой связи на сервер университета была загружена платформа Moodle, представ-

ляющая систему управления обучением или виртуальную обучающую среду. Это свободное веб-приложение, предоставляющее возможность создавать сайты для онлайн-обучения. Платформа МооШе ориентирована на организацию взаимодействия между преподавателем и обучающимися, подходит для организации традиционных дистанционных курсов, а также поддержки очного обучения. Управленческое решение, принимаемое руководством вуза относительно организации в нём системы ДО и её элементов, основано на реальной необходимости этого мероприятия, связанного с целым комплексом проблем и затрат. Среди основных аргументов, которые можно привести в пользу внедрения системы ДО, можно выделить следующие:

- расширение географии набора абитуриентов, связанное с практически неограниченной доступностью данной формы обучения, обеспечиваемой использованием информационно-коммуникационных технологий;

- благодаря отсутствию аудиторных занятий снижаются затраты на обеспечение учебного процесса;

- студенту предоставляются разнообразные формы УМК;

- возможность использования наиболее современных методов обучения, связанных с использованием информационных технологий (ИТ);

- оперативность обмена информацией между студентом и преподавателем;

- объективность контроля знаний студентов [3].

Вуз, планирующий использование в учебном процессе ДО, обязан отчетливо определить цели, которые ставит перед собой, а также свои возможности и ресурсы для их достижения. На первом этапе реализации стратегии развития системы ДО Северо-Осетинским госуниверситетом приоритет был отдан вопросам организационно-методического характера: мониторинг опыта применения ДОТ в целях выявления оптимальных подходов и методов их применения, разработка и утверждение Концепции развития системы ДО в СОГУ, разработка основных требований к УМК и преподавательскому составу в системе ДО, формирование структуры системы дистанционного образования и его структурных подразделений. В последующем, был осуществлен запуск пилотного проекта ДО на базе фармацевтического и химико-технологического факультетов. На данном этапе площадка ДО использовалась как одна из форм самостоятельной работы студентов. На основе анализа опыта внедрения дистанционных курсов в систему очного обучения другими вузами можно выделить ряд принципов, которые обеспечивают эффективность дистанционного обучения как формы самостоятельной работы студентов, одним из которых является активное вовлечение студентов в процесс получения знаний. Данный процесс превращает их в активных участников, вырабатывающих собственные идеи на базе замечаний коллег и собственного опыта. Следующий принцип, обеспечивающий эффективность дистанционного обучения как формы самостоятельной работы студентов, - гибкость, позволяющая педагогам создавать и преломлять задания, соответствующие потребностям каждого обучаемого. Стереотип авторитарности педагога, в данном случае, сводится к нулю, утверждая гуманистический стиль отношений "преподаватель-студент". Ряд ученых отмечают, целью индивидуального подхода к обучению является всемерное содействие тому, чтобы заметить в каждом студенте самую сильную его сторону, поддержать веру в свои силы. Конечно, введение дистанционных курсов в очное обучение не приводит к отмене лекционных или семинарских занятий в аудиториях. Дистанционные курсы являются интерактивной формой обучения, способствующей активизации учебно-образовательного процесса, в том числе и процесса самостоятельной работы студентов. Их использование призвано обеспечить повышение успеваемости. При использовании дистанционных курсов задействованы

различные информационные и коммуникационные технологии, а использование каждой технологии зависит от целей и задач, поставленных перед дистанционным курсом. При использования новых информационных технологий в сфере образования как позитив можно выделить следующие:

- на основе учета индивидуальных запросов обучаемых, достижение максимальной дифференциации и индивидуализации обучения,

- развитие навыков самообучения, исследовательской работы;

- уменьшение времени на изучение отдельных курсов без ущерба качеству усвоения;

- формирование коммуникативных навыков, культуры общения [2].

В дальнейшем планируется полноценное функционирование распределенной системы ДО СОГУ, ее развитие и совершенствование, оказание качественных дистанционных образовательных услуг на всех уровнях непрерывной системы образования, экспорт дистанционных образовательных услуг.

Параллельно с процессом создания структуры ДО необходимо организовать в вузе подготовку кадров для работы в ней, т.к. обязательной составляющей подготовки к введению системы ДО является работа с профессорско-преподавательским составом, ведь от уровня его квалификации в во многом зависит эффективность работы системы ДО. В рамках формирования информационно-коммуникационных компетентностей педагогов СОГУ, с целью освоения современных методов дистанционного обучения и подходов к проектированию электронных пособий, внедрения компьютерных технологий в учебный процесс вуза ряд преподавателей прошли курс повышения квалификации «Разработка электронных учебно-методических комплексов при электронном и дистанционном образовании» в Национальном исследовательском ядерном университете «МИФИ» (Москва).

Учитывая определённый консерватизм значимой доли ППС по отношению к современным формам и методам обучения, а так же то, что для работа педагогов в системе ДО необходима определённая предварительная подготовка, руководство университета приняло решение о проведении курсов по подготовке персонала для работы в системе ДО. Достаточная степень квалификации в сочетании с активностью ППС и вспомогательного персонала при освоении современных форм в обучения является необходимым для получения положительного результатов от её внедрения. В течение 2013 года такие курсы на базе ЛИОТ организовывались дважды.

Одновременно, решая организационные и технические вопросы, необходимо приступить к подготовке учебно-методических материалов. Исходя из опыта можно отметить, что продуктивность учебного процесса определяется качеством учебно-методических материалов при любом типе обучения [3]. Центральным звеном любой технологии обучения является образовательный контент, задействованный в ней. Здесь термин «образовательный контент» означает весь комплекс материалов учебного, методического, справочного и иллюстративного характера, используемых в учебном процессе. Процесс создания, обновления и использования образовательного контента в системе ДО является перманентным, поэтому его регламентация и контроль над его выполнением являются обязательными.

Система ДО использует электронную базу учебно-методических материалов, структурированную в виде электронных учебно-методических и информационных комплексов по отдельным дисциплинам. Согласно В.И. Солдаткину, минимальный комплекс обязательных для освоения любого курса учебно-методических материалов состоит из следующих компонентов:

- рабочая программа;

- навигатор по курсу (методические указания по самостоятельному изучению курса);

- комплекс методических средств (учебные пособия по выполнению лабораторных, практических, курсовых работ, мультимедийное дополнение образовательного контента, ресурсы базовой электронной библиотеки);

- конспект лекций по курсу;

- база тестовых заданий по всем разделам изучаемого курса [6].

Используемая в СОГУ система содержит ЭУМК, в основном структурированные в соответствии указанному набору компонентов.

Основными требованиями при разработке материалов [5]:

- содержание материалов, структурированное и систематизированное в соответствие с требованиями к конкретной системе дистанционного образования;

- электронный вид представления;

- соответствие специальным требованиям программного и технического обеспечения системы дистанционного образования (по объёму данных, по поддерживаемым технологиям доступа и т.д.).

На сегодняшний день большинство студентов СОГУ имеют доступ к дистанционным курсам. К началу следующего учебного года в СОГУ запланировано включение в систему ДО всех специальностей.

Выводы исследования и перспективы дальнейших изысканий данного направления. Конечно, в рамках данной статьи не возможно проанализировать многие проблемы, с которыми довелось столкнуться при внедрении системы ДО в СОГУ. В перспективе, мы планируем проанализировать опыт преодоления характерных проблем, возникающих в процессе введения ДО в СОГУ.

Внедрение и развитие дистанционного обучения в вузах сегодня - это не самоцель и не случайность в системе современного образования, а мощное и продуктивное средство решения актуальных проблем всего цивилизованного общества. За этой технологией, как нам видится, будущее единого мирового образовательного пространства.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1.Балашова Е. Д. Дистанционное обучение как средство педагогического взаимодействия в процессе профессиональной подготовки работников таможенных органов. Автор. дисс. на соиск. уч. степени к.пед.н. Ярославль. 2009.

2.Зайченко Т. П. Основы дистанционного обучения: Теоретико-практический базис: Учебное пособие. СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2004.

3.Кузнецова З. М., Фисенко Г. С. Управление качеством дистанционного образования // Фундаментальные исследования. 2006. № 1.

4.Полат Е. С., Моисеева М. В., Петров А. Е. Педагогические технологии дистанционного обучения / Под ред. Е. С. Полат. М.: «Академия», 2006.

5.Полат Е. С. Теория и практика дистанционного обучения: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / Е. С. Полат, М. Ю. Бухаркина, М. В. Моисеева / Под ред. Е. С. Полат. М.: Издательский центр «Академия», 2004.

6.Преподавание в сети Интернет / Под ред. В. И. Солдаткина. - 2-е изд. - М.: ИНФРА-М, 2007. -47 с.

ROLE OF DISTANCE EDUCATION IN MODERN CONDITIONS

© 2013

O.U. Gogitsaeva, Ph.D., assistant professor of psychology and pedagogy (mezhfak) V.K. Kochisov, Doctor of Pedagogical Sciences, Professor, Head of the Department of Pedagogy

and Psychology of the Faculty of Education

North Ossetian State University K.L.Hetagurova, Vladikavkaz (Russia)

Annotation : Today, the state faces the task of giving every person free and open access to education throughout their lives according to their own interests, abilities and needs, this problem can be solved with the help of distance learning. Keywords: distance learning, information education and communication technology.

УДК 374.1

РЫНОЧНО-ОРИЕНТИРОВАННОЕ УПРАВЛЕНИЕ СОВРЕМЕННОЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИЕЙ КАК ФАКТОР ЕЕ УСПЕШНОСТИ

© 2013

И.А. Донина, кандидат педагогических наук, доцент, заведующая кафедрой технических и

естественнонаучных дисциплин

Санкт - Петербургский университет сервиса и экономики (Новгородский филиал),

Великий Новгород (Россия)

Аннотация: В условиях рыночных отношений, успешность общеобразовательных организаций предполагает не только достижение высоких результатов, но и их общественное признание. Это подразумевает выстраивание системы управления, направленной на активное взаимодействие с внешней средой.

Ключевые слова: внешняя среда, маркетинг, управление школой, успешность, результативность, эффективность, организационная культура, система ценностей, качество образования, конкурентоспособность.

Традиционно усилия образовательных организаций связаны с обеспечением качественного образовательного процесса, задачей которого является не только трансляция системы знаний, умений и навыков, но и формирование личности учащегося, его человеческого капитала. На современном этапе для этого необходимо наличие целого ряда условий, одним из которых является принятие школой в качестве источника своего развития возможностей внешней среды и активное вовлечение потребителей образовательных услуг и общественности в процесс взаимодействия.

В первую очередь это связано с тем, что внешняя среда образовательной организации все чаще начинает характеризоваться такими терминами как неустойчи-

вость, неопределенность, турбулентность и т.д., создавая сложности и порождая определенную специфику как в деятельности школы, так и в системе управления ею. Отсюда возникает необходимость поиска концепции эффективного управления, позволяющей качественно обеспечивать социальный заказ общества и государства и в то же время гибко реагировать на изменения экономической, социальной, культурной технологической и политической среды.

Вопросы развития концепций и методов управления школой изучались многими отечественными исследователями, такими как Ю.А.Конаржевский, О.Е.Лебедев, А.М.Моисеев, О.М.Моисеева, Д.А. Новиков, М. М. Поташник, П. И.Третьяков, К.М.Ушаков, Т. И. Шамова

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.