ВЕСТНИК УДМУРТСКОГО УНИВЕРСИТЕТА
УДК 343.2.7 С.М. Барамидзе
РОЛЬ ДЕПУТАТСКИХ ФРАКЦИЙ ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫХ (ПРЕДСТАВИТЕЛЬНЫХ) ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ СУБЪЕКТОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В ЗАЩИТЕ ИНТЕРЕСОВ ИЗБИРАТЕЛЕЙ
Рассматриваются деятельность политических фракций в законодательных (представительных) органах государственной власти субъектов, формы деятельности политических фракций, формы взаимодействия политических фракций с органами государственной власти субъектов.
Ключевые слова: политические партии, фракции политических партий, законодательные (представительные) органы государственной власти, формы взаимодействия.
В связи с закреплением обязательного избрания не менее половины состава депутатов законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации по пропорциональной избирательной системе обязательным элементом внутренней структуры этих органов стали депутатские (партийные) фракции, создаваемые из числа депутатов политических партий.
Депутатские фракции в законодательных (представительных) органах государственной власти выполняют, прежде всего, законотворческую и представительную функции, направленные на реализацию интересов своих избирателей. Названные функции депутатских фракций естественно дополняет третья функция - реализация уставных положений своей политической партии.
Анализ положений о правовом статусе депутатских фракций законодательных органов государственной власти субъектов Российской Федерации позволяет сделать вывод, что их содержание является, как правило, типовым.
Например, в соответствии с Положением о фракции «Единая Россия» Алтайского краевого Законодательного Собрания ее основными функциями являются:
- реализация в законотворческой и иной деятельности программных установок, решений руководящих органов партии и наказов избирателей;
- согласование и проведение в Алтайском краевом Законодательном Собрании политики, отражающей позицию партии по вопросам общественно-политической жизни страны и Алтайского края;
- обеспечение солидарного голосования на сессиях Алтайского краевого Законодательного собрания при принятии решений по законопроектам и кадровым вопросам, по которым на собрании фракции было принято соответствующее решение [1].
О практической работе депутатских фракций свидетельствуют следующие факты. За период 2009-2010 гг. фракция «Единая Россия» в Государственном Совете Удмуртской Республики осуществляла предварительную политическую и социально-экономическую оценку законодательных инициатив, проектов нормативных правовых актов до внесения их на рассмотрение в Государственный Совет Удмуртской Республики. Депутатская фракция «Единая Россия» внесла на рассмотрение проект Положения о Молодёжном парламенте при Государственном Совете Удмуртской Республики и консолидированно поддержала его утверждение.
На своём собрании в предверии 14-й сессии Государственного Совета фракция рассмотрела и высказалась за поддержку Закона «О стратегии социально-экономического развития Удмуртской Республики на период до 2025 года». Главным назначением Стратегии является определение путей продвижения региона на новый уровень развития в основных отраслях экономики, социальной, финансовой, управленческой сферах, повышение качества жизни и благосостояния населения республики.
Члены фракции по утверждённому графику ведут приём граждан республики. Активно используется депутатами такая форма работы, как публичные и общественные слушания, на которые для рассмотрения социально значимых вопросов приглашаются депутаты Государственной Думы Федерального Собрания, руководители органов исполнительной власти, представители органов местного самоуправления, представители общественности и средства массовой информации [2].
Фракция «Справедливая Россия» также активно работала с избирателями. В течение года в общественные приёмные депутатов фракции обратилось 242 избирателя: по оплате за ЖКУ, по предоставлению жилья, размерам пенсий, присвоению звания «Ветеран», по установлению инвалидности,
С.М. Барамидзе
оказанию материальной и другой помощи. По обращениям избирателей подготовлено 79 письменных ответов, 27 депутатских запросов, 5 исковых заявлений, 56 ходатайств.
Депутаты фракции «Справедливая Россия» принимали участие в утверждении нового состава Правительства Удмуртской Республики. В ходе обсуждения фракция поддержала внесенные кандидатуры, одновременно высказав предложения по активизации взаимодействия министерств и ведомств с парламентскими партиями и фракциями, а также решила признать работу Министерства сельского хозяйства и продовольствия Удмуртской Республики неудовлетворительной. Фракция «Единая Россия» инициировала около 10 законопроектов по наиболее важным вопросам экономической, политической, социальной жизни субъекта; фракция «Справедливая Россия» принимала участие в разработке и рассмотрении более 5 законопроектов. Депутаты фракций активно принимают участие в массовых мероприятиях, проводимых на территории республики.
Широко распространенной формой деятельности депутатских фракций стали их совместные заседания. Так, 28 октября 2009 г. по инициативе фракции «КПРФ» в Государственном совете Удмуртской Республике прошло совместное заседание фракций «ЛДПР», «Справедливая Россия» и «КПРФ», посвященное обсуждению проекта бюджета Удмуртии на 2010 год. В работе совместного заседания принял участие министр финансов УР и специалисты финансового ведомства [3].
Анализ законодательства субъектов Российской Федерации и практики их реализации позволяет выделить следующие довольно новые формы взаимодействия органов государственной власти и политических партий:
а) информационный обмен между органами государственной власти субъекта и региональными отделениями политических партий;
б) организация встреч высшего должностного лица и председателя законодательного органа субъектов Российской Федерации с представителями фракций политических партий в законодательных органах государственной власти по общественно значимым вопросам;
в) привлечение представителей региональных отделений политических партий к участию в работе органов государственной власти субъектов Российской Федерации в качестве советников, консультантов, членов экспертных, консультативных и координационных общественных советов и групп по социально-экономическим вопросам;
г) проведение органами государственной власти субъектов Российской Федерации совещаний, «круглых столов», конференций, семинаров, слушаний и иных форм обсуждения социальноэкономических проблем с участием представителей региональных отделений политических партий;
д) предоставление возможности освещения деятельности региональных отделений политических партий в государственных региональных средствах массовой информации.
Новым явлением сотрудничества гражданского общества и органов государственной власти в России является практика заключения соглашений, устанавливающих обязанности участников по организации информационного обмена.
Развивая многопартийность в Российской Федерации, федеральный законодатель предусмотрел деятельность непарламентских партий в законодательных (представительных) органах государственной власти субъектов. 4.06.2010 г. в Федеральный закон от 11.07.2001 г. (в ред. 03.11.2010 г.) № 95-ФЗ «О политических партиях» [4] были внесены дополнения следующего характера: политические партии, не представленные в законодательных (представительных) органах государственной власти субъекта, вправе не менее одного раза в год участвовать в пленарном заседании законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта.
Вопросы, рассматриваемые на таком пленарном заседании, порядок их рассмотрения, а также порядок участия в пленарном заседании указанных политических партий определяются законом субъекта Российской Федерации и (или) регламентом законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации.
Соответствующая норма была включена в Регламент Государственного Совета Удмуртской Республики (31.1). Государственный Совет направляет политическим партиям план законотворческой работы на текущий год в течение 10 дней со дня его утверждения. Данные партии могут выступать на заседании Государственного Совета по одному вопросу. Для участия в заседании Государственного Совета политические партии представляют следующие документы:
а) письмо на имя председателя Государственного совета с указанием наименования проекта нормативного правового акта Удмуртской Республики, включенного в план законотворческой работы Государственного Совета, по которому политическая партия выступит с сообщением или предложением;
б) решение коллегиального постоянного действующего руководящего органа политической
Роль депутатских фракций.
партии, либо решение коллегиального постоянно действующего руководящего органа регионального отделения соответствующей политической партии об участии данной политической партии в заседании Государственного совета, а также о лице, уполномоченном выступать от имени политической партии на соответствующем заседании Г осударственного Совета.
Председатель Государственного совета направляет материалы в головную комиссию для предварительного рассмотрения.
Проект нормативного правового акта Удмуртской Республики, при обсуждении которого политические партии, не представленные в Государственном совете, намерены участвовать в заседании Государственного совета, направляется головной комиссией политическим партиям в течение 5 дней.
Рассмотрение проекта нормативного акта Удмуртской Республики, при обсуждении которого политические партии, не представленные в Государственном Совете, намерены участвовать в заседании Государственного Совета, на заседании Президиума Государственного Совета, осуществляется в порядке, установленным регламентом.
Представителю партии, уполномоченному выступать от ее имени на заседании Государственного Совета, предоставляется слово для сообщения или предложения не более 5 минут, а также возможность задать докладчику и (или) содокладчику по одному вопросу.
Неучастие политической партии на заседании Г осударственного Совета не является основанием для проведения дополнительного заседания с ее участием.
Информация, полученная от представителей таких политических партий, может быть использована при подготовке соответствующего проекта закона или постановления [5].
В Удмуртии непарламентскими партиями являются «Яблоко», «Правовое дело» и «Патриоты России».
Полагаем, что опыт Удмуртской Республики может быть учтен и другими субъектами Российской Федерации: будут приняты законы или внесены дополнения в Регламенты законодательных (представительных) органов государственной власти. Полагаем, что федеральному законодателю целесообразно внести дополнение в Федеральный закон от 11.07.2001 г. (в ред. 03.11.2010 г.) № 95-ФЗ «О политических партиях» [6], в соответствии с которым увеличить время выступления представителя непарламентской партии; непарламентская партия должна принимать участие в работе законодательных (представительных) органов не менее 4 раз в году.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Положение о фракции «Единая Россия» Алтайского краевого Законодательного Собрания. 2009 // СПС «Консультант Плюс».
2. Отчет фракции «Единая Россия» на заседании Государственного Совета Удмуртской республики. 2010 // Архив Г осударственного Совета Удмуртской Республики.
3. Отчет фракции КПРФ Государственного Совета Удмуртской Республики. 2010 // Архив Государственного Совета Удмуртской Республики.
4. СЗ РФ. 2001. № 29 .Ст. 2950 // СЗ РФ. 2010. № 45. Ст. 5752.
5. Текущий архив Государственного Совета Удмуртской Республики. 2010.
6. СЗ РФ. 2001. № 29. Ст. 2950 // СЗ РФ. 2010. №45. Ст. 5752.
Поступила в редакцию 15.01.11
S.M. Baramidze
Role of factions of the legislative (representative) public authority bodies of the Russian Federation subjects in protecting interests of the electorate
The article covers the activities of political factions in the legislative (representative) public authority bodies of the subjects of Russian Federation; activity forms of political factions; forms of interaction between political factions and the political authorities of the subjects.
Keywords: political parties, factions of political parties, legislative (representative) bodies of state power, forms of interaction.
Барамидзе Светлана Михайловна, старший преподаватель Baramidze S.M., senior lecturer
ГОУВПО «Удмуртский государственный университет» Udmurt State University
426034, Россия, г. Ижевск, ул. Университетская, 1 (корп. 4) 426034, Russia, Izhevsk, Universitetskaya str., 1/4