РОЛЬ ДЕНЕЖНЫХ ПЕРЕВОДОВ МИГРАНТОВ
В ОБЕСПЕЧЕНИИ МАКРОЭКОНОМИЧЕСКОЙ СТАБИЛЬНОСТИ РЕСПУБЛИКИ ТАДЖИКИСТАН
Бахром ШАРИПОВ
кандидат экономических наук, ведущий научный сотрудник Института экономики и демографии Академии наук Республики Таджикистан (Душанбе, Таджикистан)
АННОТАЦИЯ
В условиях нынешних существенных изменений в мировой экономике и национальной экономике Республики Таджикистан роль денежных переводов мигрантов, безусловно, возрастает. В статье представлена попытка показать значительные риски, которые создает развитие экономики на основе использования преимущественно внешних финансовых источников, имеющих возвратный характер, замкнутый на показателях пороговых значений формируемого внешнего долга и индикаторах сохранения макроэконо-
мической стабильности. В этой связи рассматривается динамика объема денежных переводов мигрантов и их значение для экономического и социального развития Таджикистана, особенно с точки зрения обеспечения макроэкономической стабильности. Это отразилось в новой Национальной среднесрочной стратегии развития.
Делается вывод о необходимости принять эффективные меры по трансформации денежных переводов в инвестиционные и финансовые активы; в ближайшей перспективе они должны
быть направлены на создание собственного производственного потенциала. Тем самым будут созданы условия не только для ослабления уязвимо-
сти экономики Таджикистан от внешних факторов, но и для получения им дополнительных преимуществ от вступления в ВТО.
(Г \
КЛЮЧЕВЫЕ миграция, денежные переводы, Таджикистан,
СЛОВА: макроэкономическая стабильность, государственный
долг, платежный баланс, финансовые инструменты,
развитие.
\ 4
Введение
Таджикистан (Республика Таджикистан, РТ) — небольшая страна в самом центре Евразии, развивающая интеграционные связи с ближним и дальним зарубежьем. Один из важнейших интеграционных процессов — трудовая миграция, обеспечивающая приток в страну денежных поступлений.
Изучению миграционных процессов посвящено немало работ таджикских исследователей. Их постоянное обращение к этой тематике обусловлено быстрыми изменениями в мировой экономике и политическими катаклизмами, отражающимися на объемах, моделях и характерных особенностях миграции. Последние несколько лет показали, что воздействие денежных переводов мигрантов на макроэкономическую и финансовую устойчивость экономики и финансового рынка Таджикистана существенно возросло.
Цель данной статьи — изучить различные аспекты роли денежных переводов мигрантов, которая с изменением условий функционирования как мировой, так и национальной экономики Республики Таджикистан (РТ), неуклонно возрастает.
Миграция и денежные переводы: международный опыт
Огромные потребности быстро развивающихся экономик в трудовых ресурсах, их нехватка в некоторых странах и избыток в других — все это становится неотъемлемой частью глобализирующегося мира (см. рис. 1). Согласно результатам исследования Организации экономического сотрудничества и развития, содержащего оценки Всемирного банка, Отдела народонаселения ООН и др., численность мигрантов во всем мире, включая такие ведущие экономики планеты как США, Канада и Австралия, имеющие давние традиции приема иммигрантов, составляет около 140 млн чел.1
По мере глобализации международной экономики масштабы миграции рабочей силы в рамках мирового хозяйства постоянно росли. Одновременно возрастали и объемы денежных
1 cm.: Round Table on Sustainable Development. Working Abroad — the benefits flowing from nationals working in other economies. Prepared by Anne Harrison assisted by Tolani Britton and Annika Swanson. OECD, General Secretariat, 2004. P. 8.
Рисунок 1
Страны,
занимающие ведущие в мире позиции по накопленному числу иммигрантов,
2010 год (млн чел.)
(Г
США
Саудовская Аравия
-1 7
Канада I 7
Великобритания I 7
Испания Франция -1 7
-1 7
Австралия Индия -1 6
-1 5
Украина -1 5
Италия ^т 4
Пакистан =1 4
Объединенные Арабские Эмираты —I 3
Казахстан м 3
Иордания м 3
Израиль —I 3
Гонконг, Китай м 3
г,
И с т о ч н и к: Доклад Всемирного банка «Миграция и денежные переводы: статистический справочник» за 2011 год.
переводов мигрантов на родину. При этом объемы и размеры денежных переводов растут более быстрыми темпами, нежели количество самих мигрантов2.
Денежные переводы не только играют важную роль в обеспечении финансовой независимости семей мигрантов, но и становятся локомотивом развития экономики принимающих их стран.
Анализ показывает, что для многих государств объемы переводов денежных средств мигрантов превышают объемы прямых иностранных инвестиций и официальной помощи, выделяемой им международными финансовыми организациями (см. рис. 2)3.
В 2012 году официальные денежные переводы в развивающиеся страны составили около 400 млрд долл.4; эта сумма значительно превышает размеры оказываемой им международной технической помощи и объемы портфельных инвестиций и почти равна объемам прямых инвестиций.
2 См.: Гайдуцкий А. Миграционный капитал в Украине: скрытая реальность [http://gazeta.zn.ua/ECONOMICS/ migratsionnyy_kapital_v_ukraine_skrytaya_realnost.html], 6 апреля 2014.
3 См.: Актуальные вопросы экономических наук: материалы III междунар. науч. конф. (г. Уфа, июнь 2014 г.). Уфа, 2014. С. 84—88 [http://www.moluch.ru/conf/econ/archive/95/5747/], 11 октября 2014.
4 [http://www.worldbank.org/ru/news/press-release/2012/11/20/developing-countries-to-receive-over-400-billion-remittances-2012-world-bank-report], 13 апреля 2014.
Рисунок 2
Основные страны-отправители денежных переводов, 2009 год (млрд долл.)
США
Саудовская Аравия Швейцария Россия Германия Италия Испания Люксембург Кувейт Нидерланды Малайзия
48
26
20
19
16
13 13
■ 11 10
И с т о ч н и к: Доклад Всемирного банка «Миграция и денежные переводы: статистический справочник» за 2011 год.
В 1970—2005 годах объемы поступления денежных переводов в мире (преимущественно из развитых стран в развивающиеся) возросли в 13 раз, тогда как число мигрантов увеличилось только в 2,3 раза5.
8
7
Денежные переводы в Таджикистан
Ученые, международные финансовые организации, органы государственной власти и регуляторы финансового рынка Таджикистана уделяют все большее внимание денежным переводам мигрантов. Огромные по масштабам, они стали качественно новым видом современного движения капитала и финансовых потоков, которые уже предлагается рассматривать как «международный миграционный капитал».
Об инвестиционном потенциале денежных переводов трудовых мигрантов Таджикистана свидетельствует быстрый рост их объемов (см. рис. 3); исключение составляет период мирового финансового кризиса 2008—2009 годов.
Следует также отметить, что, в отличие от других стран, большая часть переводов в Таджикистан идет по легальным банковским каналам. Важными причинами роста официальных денежных переводов мигрантов через банковские системы выступили следующие факторы: произошедшая в начале 2000-х годов отмена 30%-го налога на денежные переводы, приравнивание их к банковским операциям и развитие различных видов платежных систем. В результате объем денежных переводов мигрантов по легальным каналам увеличился
5 См.: Гайдуцкий А. Указ. соч.
Рисунок 3
Динамика денежных переводов мигрантов посредством банков Таджикистана (млн долл.)
4 000
3 600
2 000 -
3 500 -
3 000 -
2 500 -
1 000 -
1 500 -
500 -
466
0
2005 2006 2007 2008 2009 2010 2011 2012
И с т о ч н и к: Национальный банк РТ.
с 200 млн долл. в 2002 году до более чем 3,6 млрд долл. в 2012 году, а в 2013 году превысил 4,2 млрд долл.
В целом за период с 2005 года по 2013 год объем денежных переводов, поступивших в Таджикистан от трудовых мигрантов, превысил 20,6 млрд долл. Переводы мигрантов в десятки раз превышают как экспортную выручку страны от реализации отечественных товаров на мировых рынках, так и объемы иностранных инвестиций; это делает их самым важным компонентом финансирования экономики Таджикистана.
В то же время увеличение масштабов переводов ведет к росту зависимости Таджикистана от стран приема мигрантов, в первую очередь от России, где работают 98% всех мигрантов из Таджикистана. Кроме того, растет и прямая зависимость экономики Таджикистана от денежных переводов. По данным МВФ, 37% ВВП Таджикистана составляют денежные переводы трудовых мигрантов этой республики из России (1-е место в мире по этому показателю). Тем самым мигранты невольно становятся инструментом политического давления на собственную страну и усиливают ее зависимость от динамично развивающейся экономики России. В этой связи хотелось бы напомнить, что на территории России в трудовой миграции находится более 1 млн трудоспособных и экономически активных граждан Таджикистана.
Следует также отметить низкий уровень сбережений в общем объеме переводов. Сопоставление показателей привлеченных банками и микрофинансовыми организациями депозитов населения РТ (около 300 млн долл.) с объемами поступивших в страну денежных переводов свидетельствует, что значительная часть последних не вовлечена в официальную финансовую систему и расходуется получающими их домохозяйствами на потребление. Ныне в банковской системе используется только десятая часть переводов, что ограничивает денежное
предложение в экономике страны и становится фактором консервации высоких процентных ставок как по депозитам, так и по кредитам.
Растущее воздействие внешних факторов на экономику Таджикистана: увеличение рисков
Малая открытая экономика Таджикистана, являющаяся неотъемлемой частью мирового хозяйства, подвержена сильному влиянию внешних шоков; одним из примеров этого служит воздействие глобального финансового кризиса 2008—2009 годов.
По сравнению с другими странами Таджикистан перенес кризис с меньшими потерями. Однако его последствия для Республики были весьма ощутимы: темпы развития экономики снизились с 8% до 3,5% в год, а из-за сокращения различных налоговых и таможенных поступлений бюджет недополучил свыше 1 млрд сомони (0,3 млрд долл.)6. Одновременно сократились внешние инвестиции (как осуществляемые международным сообществом в рамках Программы государственных инвестиций, так и частные) и резко уменьшились валютные поступления от экспорта, что было связано с падением спроса на хлопок и алюминий на мировых рынках, повлекшим снижение их цен и объемов экспорта.
Несмотря на принятые меры по восстановлению докризисных темпов развития экономики, негативные последствия кризиса продолжают ощущаться в Таджикистане до сих пор. Среди них — ухудшение доступности внешнего финансирования из-за нестабильности внешних финансовых рынков. Не исключена также новая волна кризиса, — подобную возможность позволяют предположить рецессия и замедление темпов роста мирового ВВП, «долговой кризис» — бюджетные проблемы в ведущих экономиках (США, ЕС, Россия и другие страны), а также ситуация вокруг Украины.
Неблагоприятные тенденции в странах-партнерах Таджикистана имеют долгосрочный и системный характер; они уменьшают возможность Республики в привлечении внешнего финансирования, особенно льготного.
Кроме того, Программа «Цели развития тысячелетия», реализуемая в Таджикистане под эгидой ООН и Всемирного банка, в 2015 году должна подойти к завершению. Возможно, что финансирование экономики страны за счет значительных и предоставленных на льготных условиях (длинные сроки возврата, низкая процентная ставка, грантовая составляющая, включающая предоставление технической помощи, в том числе и со стороны международных консультантов, новые технологии, опыт и др.) внешних ресурсов, имеющих некоммерческих характер, будет существенно сокращена, либо вообще прекращена.
Доступность внешнего льготного финансирования, особенно в рамках Программы «Цели развития тысячелетия», ослабила внимание регуляторов к мобилизации иных денежных средств, включая внутренние ресурсы и переводы трудовых мигрантов.
В настоящее время сужаются и возможности Министерства финансов Таджикистана по поддержке развития экономики; они ограничиваются лишь рядом обязательных задач, связанных с предоставлением социальных услуг, поддержанием и развитием инфраструктуры, а также обслуживанием внешнего долга. Так, большая часть средств государственного бюджета (в том числе внешние инвестиции в государственный долг), находящихся под мониторингом международных организаций, предназначена преимущественно для социальных целей, фор-
6 См.: Актуальные вопросы экономических наук: материалы III междунар. науч. конф. (г. Уфа, июнь 2014 г.).
мирования инфраструктуры (строительство дорог, школ и др. объектов) и обслуживания внешнего долга.
Внешние и внутренние источники финансирования экономики Таджикистана: роль денежных переводов
Данные об объемах финансирования экономики Таджикистана по основным источникам свидетельствуют, что их внешняя составляющая больше внутренней. По данным Государственного комитета по инвестициям и управлению государственным имуществом РТ, в 2002—2011 годах на финансирование экономики и социальной сферы было направлено 2 133 млн долл. Внешние поступления составили 94,4% (2 014 млн долл.) от общего объема финансирования; 5,6% (119,1 млн долл.) пришлось на Правительство РТ, или внутренние бюджетные источники. За период 2007—2011 годов средний ежегодный объем внешних инвестиций составил 420 млн долл.7 Таким образом, обеспечение высоких темпов экономического роста было достигнуто преимущественно за счет внешних финансовых ресурсов, в том числе и денежных переводов мигрантов.
Мощные потоки денежных переводов мигрантов, служащие важным источником внешнего финансирования, при поступлении на территорию Таджикистана приобретают выраженную целевую направленность. С точки зрения экономического и социального развития Таджикистана эти денежные средства выполняют следующие функции:
— обеспечивают формирование и рост внутреннего платежеспособного спроса населения, который сглаживает отрицательные последствия государственной политики сдерживания роста заработной платы, осуществляемой в рамках поддержания реноме Таджикистана как страны с «низкими затратами на оплату труда» с целью формирования благоприятного инвестиционного климата;
— выступают как весомый источник роста реального ВВП (за счет роста потребления);
— снижают уровень бедности: за последние 10 лет он сократился с 85% до 32%;
— являются внутренним финансовым источником и средством для восполнения «кассовых разрывов» и сглаживания колебаний внешнего финансирования;
— поддерживают рост импорта как потребительских, так и инвестиционных товаров и тем самым обеспечивают пополнение госбюджета за счет таможенных платежей и иных налогов;
— способствуют формированию внутренних сбережений в виде роста депозитов населения в банках и микрофинансовых организациях;
— являются мощным финансовым источником, позволяющим государственному бюджету снизить бремя расходов на социальные цели (начальное, среднее, высшее и послевузовское образование, здравоохранение и т.д.) посредством перехода на минимальные стандарты бюджетного финансирования с возложением содержания этих учреждений на плечи населения за счет предоставления платных услуг;
7 См.: Анализ инвестиционного климата и привлечения инвестиций в Республику Таджикистан. Душанбе, 2012. С. 35 [http://www.gki.tj/ru/262/], 12 ноября 2013.
— помогают преодолеть «депрессивность» отдельных регионов Таджикистана и сгладить неравномерность их развития;
— позволяют увеличить объемы внутреннего кредитования и финансирования экономики, в частности, путем движения номинированных в национальной валюте корпоративных ценных бумаг, тем самым поддерживая потенциал развития национального финансового рынка.
Перспектива возможного сокращения объемов льготного внешнего финансирования актуализирует не только поиск его новых источников, но и максимальное использование денежных переводов мигрантов для формирования внутренних резервов посредством в первую очередь мобилизации сбережений населения.
Такой методологический подход позволит решить стоящую перед Таджикистаном важную задачу по диверсификации внешних источников. Она может быть решена, в числе прочего, и за счет выявления новых (в первую очередь коммерческих) источников неограниченного финансирования и должна осуществляться преимущественно в форме привлечения ресурсов субъектов, заинтересованных в долгосрочных вложениях в экономику в виде прямых инвестиций, которые не «утекают» в кризисных условиях. Это позволило бы наращивать объемы привлечения внешних финансовых ресурсов в более приемлемых и безопасных формах.
Отметим, что в настоящее время этот процесс сопровождается высоким риском ухудшения макроэкономической и финансовой стабильности. Все дело в том, что внешние финансовые ресурсы — это преимущественно кредиты, и даже кратковременное ухудшение конъюнктуры рынка вызывает «бегство капитала», способное только усугубить и без того неблагоприятную ситуацию в стране.
Анализ показывает, что в 2012 году в общем объеме привлеченных иностранных инвестиций прямые и портфельные составили всего лишь 2%, а 98% пришлось на долю прочих видов инвестиций. Такое соотношение ограничивает внешнее финансирование экономики РТ, так как при малейшем усилении нестабильности на внешних рынках наблюдается отток капитала из РТ. В результате нарушатся макроэкономические и финансовые пропорции, что может не только замедлить экономическое развитие, но и отбросить страну на десятилетия назад.
Мировая практика полна примеров того, как за короткий срок страны теряли результаты, достигавшиеся годами; чаще всего это происходило в периоды кризисов. Подобная ситуация во многом связана с массовым оттоком ранее привлеченных внешних финансовых ресурсов, которые невозможно восполнить; как правило, она приводит к нарушению финансовой, а затем и макроэкономической стабильности.
Поиск решения данной проблемы представляется остроактуальным, так как объем валового внешнего долга Таджикистана (государственного и негарантированного частного) достиг пороговых значений.
Важно также отметить, что при отсутствии государственных страховых (резервных) фондов, а также ограниченности средств стабилизационного фонда и запасов стратегических товаров денежные переводы мигрантов выступают единственным фактором стабильности экономики. Они являются источниками формирования финансовых ресурсов (в том числе и в иностранной валюте), необходимых для «выживания» экономики РТ в условиях кризиса. Несмотря на снижение поступлений денежных переводов мигрантов, их объем превышает уровень оттока ресурсов из национальной экономики, что позволяет миновать «ловушку ликвидности».
Дальнейшее развитие экономики на основе использования преимущественно внешних финансовых источников, которые имеют возвратный характер, замкнутый на показателях пороговых значений формируемого внешнего долга и индикаторах сохранения макроэкономической стабильности, сопряжено с высокими и все возрастающими рисками. Тем не менее
переход к преобладающему использованию коммерческих внешних финансовых средств достаточно труден, так как это будет сопряжено с высокой долей их спекулятивной составляющей и может привести к нарастанию бюджетного дефицита.
Несмотря на усилия правительства по снижению возможных рисков посредством различных доступных механизмов (к их числу можно отнести списание внешнего долга, реструктуризацию его на более льготных условиях, обмен обязательств на внутренние активы и т.д.), ситуацию в экономике Таджикистана можно охарактеризовать лишь как относительно стабильную. Учитывая ограниченность ресурсов для обслуживания уже сформированных внешних финансовых обязательств (как государства, так и частного сектора) и низкую рентабельность отечественного бизнеса, можно констатировать, что потенциал ухудшения макроэкономической и финансовой стабильности является достаточно высоким.
Эффективность функционирования национальной экономики и отдача от вложенных средств остаются низкими, что связано с малой емкостью местного рынка и слабым экспортным потенциалом. В ходе вступления Таджикистана в ВТО правительство Республики проделало большую работу по преодолению этих ограничивающих факторов, но для их полного устранения потребуется время. Пока же международная инвестиционная позиция Таджикистана остается непривлекательной.
Поддержание динамичности развития национальной экономики требует все более значительных финансовых вливаний. Это должны быть не только льготные инвестиции (привлекаемые в соответствии с требованиям правительства в рамках Программы государственных инвестиций под рост внешнего долга), но и такие денежные ресурсы, которые характеризуются минимальными рисками привлечения и применения, включая безвозвратный характер их использования по отношению к источнику образования.
Мировая практика и опыт Таджикистана свидетельствуют, что вышеупомянутые характеристики присущи таким финансовым инструментам, как денежные переводы мигрантов, часть прибыли, получаемой от основной деятельности субъектов рыночной экономики (особенно в отраслях реальной экономики) и инвестируемой в развитие, а также государственные расходы и инвестиции в основной капитал.
Денежные переводы в Новой стратегии развития Таджикистана: от борьбы с бедностью к повышению благосостояния народа
В настоящее время экономика Таджикистана функционирует в условиях возрастающей неопределенности и обострения всевозможных рисков; основным финансовым ресурсом для сохранения макроэкономической стабильности страны и ее дальнейшего развития выступают денежные переводы мигрантов. Иные виды перечисленных выше финансовых инструментов пока не могут выполнять свои функции в полной мере, так как объем внутренних накоплений в стране очень невелик. Это заставило правительство РТ разработать качественно новую национальную среднесрочную стратегию развития, переориентированную с осуществлявшейся ранее «борьбы с бедностью» на «повышение благосостояния народа» и учитывающую динамику и объемы денежных переводов мигрантов. Новая стратегия развития Таджикистана получила широкую поддержку международного сообщества.
Ее принятие обеспечивает возможность дополнительного притока внешних инвестиций, в частности за счет повышения верхней планки «безопасного» порогового значения внешнего
долга с 40% ВВП (установленного МВФ для стран с высоким уровнем бедности) до 60% (как для страны с умеренными доходами — именно так сегодня позиционирует себя Таджикистан на мировых площадках).
На начало 2012 года внешний государственный долг Таджикистана равнялся 32,2% ВВП. Что же касается объема совокупного внешнего долга (с учетом частного негарантированного внешнего долга, объем которого в 2008 г. достиг 898,7 млн долл.), то он превысил 2 250 млн долл. и составил 44,1% ВВП.
В настоящее время благодаря проведению государственной политики по реструктуризации внешнего государственного долга значения этих показателей понизились. Но они остаются долговременным фактором сохранения высоких потенциальных рисков ухудшения макроэкономической и финансовой стабильности.
Формирующийся финансовый рынок Таджикистана с присущими ему недостатками пока не может мобилизовать имеющиеся внутренние сбережения и трансформировать их в инвестиционные финансовые активы долгосрочного характера, которые можно было бы использовать с минимальными рисками.
В этих условиях денежные переводы мигрантов, ставшие неотъемлемой частью современной жизни, являются важнейшим фактором сохранения макроэкономической и финансовой стабильности. Значимость их использования как основного ресурса для развития и поддержания стабильности экономики Таджикистана отражена в Среднесрочной стратегии развития РТ до 2015 года. Достаточно отметить, что при разработке четырех возможных сценариев (от пессимистического до благоприятного) развития национальной экономики на ближайшую перспективу объемы и динамика денежных переводов мигрантов были определены в качестве важнейшего фактора.
Решение задачи увеличить денежное предложение в экономике Таджикистана требует роста уровня монетизации; это обуславливает необходимость использования переводов мигрантов. Следует максимально мобилизовать внутренние сбережения и трансформировать их в инвестиционные инструменты; для преодоления негативных последствий эффекта «долларизации» экономики РТ крайне важно, чтобы эти действия были осуществлены на базе использования национальной валюты. Увеличение объема внутренних ресурсов и их доли в совокупном кредитовании экономики Таджикистана позволит в перспективе привлекать дополнительные внешние заимствования за счет расширения границ их использования, а также повышения потенциала и эффективности отечественного финансового рынка.
Денежные переводы как фактор обеспечения макроэкономической стабильности в Таджикистане
Стабильно поступающие денежные переводы, объемы которых неуклонно возрастают, — основной фактор сохранения макроэкономической и финансовой устойчивости экономики Таджикистана; одновременно в стране наблюдается приток иностранной валюты и капитала, что на протяжении последних семи лет позволяет поддерживать стабильность платежного баланса и национальной валюты сомони, покрывая огромный по размерам дефицит платежного баланса. Однако дефицит продолжает возрастать, превращаясь в фактор риска для экономики.
До настоящего времени дефицит торгового баланса, превышающий 1,5 млрд долл., покрывается в основном за счет денежных переводов трудовых мигрантов. По некоторым данным, в 2009 году эти переводы в стоимостном выражении в 17 раз превысили общий объем прямых иностранных инвестиций в Таджикистан; их объемы превосходят экспортные поступления более чем на 200%. С 2003 года по 2008 год среднегодовой рост переводов мигрантов составлял 60%, а в 2012 году их объем достиг 3,5 млрд долл. (свыше 47% от ВВП)8.
По отчетам Всемирного банка, для 40—50% домохозяйств РТ денежные переводы мигрантов выступают основным источником дохода; с 2007 года правительство Республики отказалось от использования международных кредитов МВФ. Исключением был только период мирового финансового кризиса, когда выделенные МВФ средства пошли на социальные выплаты.
Кроме того, международные сравнительные исследования показывают, что денежные средства, поступающие по официальным каналам, составляют лишь половину всех переводов. С аналогичными проблемами сталкиваются и на Западе: по оценкам специалистов, даже в ЕС только 60—70% трансфертов в третьи страны проходят через банки или внебанковские системы перевода средств.
В настоящее время Таджикистан испытывает еще одну проблему, связанную со статистическим учетом переводов. Исследования показывают, что в РТ большая часть переводов приходит по официальным каналам; тем не менее статистика их учета сложна и запутанна. Во многом это происходит из-за того, что мелкие отечественные бизнесмены и сельхозпроизводители осуществляют экспорт своей продукции одновременно с трудовой миграцией.
Кроме того, в объемы поступающих в Таджикистан денежных переводов включены средства малого и среднего бизнеса. Из-за недостатков действующего налогового законодательства РТ представители бизнеса предпочитают пользоваться неофициальными каналами переводов. При этом часть средств оседает в стране происхождения денежных переводов, так как вкладывается в развитие бизнеса на местах.
Так, Россия уже разрабатывает программы по ассимиляции в свою экономику успешных бизнес-мигрантов, в частности тех из них, кто имеет оборот свыше 10 млн руб. Эта практика применяется в некоторых развитых странах мира.
Полная мобилизация денежных переводов мигрантов теоретически возможна, если будет использован потенциал формируемого отечественного финансового рынка (в том числе посредством развития рынка корпоративных ценных бумаг). Использование этого резерва позволило бы частично разгрузить крупные отечественные банки от бремени финансирования масштабных инвестиционных проектов, предусмотренных в рамках государственных программ.
Однако недостаточная изученность природы и динамики потоков денежных переводов, а также вопросов, связанных с их образованием, масштабами, движением и разнонаправленным влиянием на экономику, приводит к возникновению новых рисков и вызовов, которые требуют глубокого осмысления. Без проведения соответствующих исследований трудно оценить возможности использования потенциала денежных переводов в целях устойчивого и сбалансированного развития как в странах, принимающих мигрантов, откуда осуществляются денежные переводы, так и в странах происхождения мигрантов, где эти переводы в основном потребляются.
К рискам, связанным с денежными переводами и угрожающим макроэкономической стабильности, можно отнести следующие:
8 См.: Каримов Б. Правительство должно признать исключительную важность миграции // Азия плюс, 16 декабря 2013.
1) непредсказуемость объемов переводов;
2) изменение каналов их пересылки, обусловленное изменением ситуации в принимающем государстве.
На миграционную политику принимающего государства влияют всевозможные существующие в нем мифы и ложные стереотипы, а также внутренняя и внешняя политическая ситуация. Те или иные законодательные изменения могут в очень короткий срок скорректировать объемы переводов и финансовое поведение мигрантов (связанное, в том числе, с выбором каналов пересылки денежных средств).
Так, в общественном мнении принимающих стран складывается обманчивое представление, что мигранты заняты преимущественно в теневой экономике, не платят налоги, вывозят капитал и при этом наравне с местными гражданами пользуются основными социальными услугами. Получается, что присутствие мигрантов ложится тяжким грузом на бюджеты принимающих стран и их налогоплательщиков. Соответственно, принимаются меры по ужесточению режима приема мигрантов, вовлечению заработанных ими средств в официальный внутренний оборот принимающих стран и т.д. Это порождает дополнительные риски для отправляющих стран, рассчитывающих на стабильный объем переводов.
Также стоит отметить, что Таджикистана не способен, как того требуют правила МВФ и сохранение макроэкономической стабильности, покрыть свой трехмесячный объем импорта за счет своих золотовалютных резервов (даже несмотря на их увеличение).
На начало 2014 года коэффициент достаточности золотовалютных резервов в Таджикистане составил 1,3, что свидетельствует о наличии потенциальных угроз нарушения макроэкономической стабильности. В 2013 году общий объем золотовалютных резервов Таджикистана превысил 900 млн долл., что примерно на 100 млн долл. больше, чем в предшествовавший год.
Сегодня объемы денежных переводов мигрантов, равно как и структура их валютных компонентов, позволяют Национальному банку Таджикистана не только покрывать возникающие кассовые разрывы между потоками валютных поступлений в страну (включая экспортную выручку) и их обратным оттоком, но и наращивать золотовалютный резерв. При этом золотовалютный резервный фонд страны пополняется за счет переводов, которые используются при проведении конверсионных операций как Национальным банком Таджикистана, так и сетью коммерческих банков и микрофинансовых организаций.
Роль денежных переводов в смягчении региональных диспропорций
В настоящее время все более настоятельной задачей становится оценка потенциала денежных переводов и их использование для смягчения региональных диспропорций, что может явиться важным фактором развития Таджикистана.
В ходе рыночных реформ усилилась исторически сложившаяся в Таджикистане высокая дифференциация уровней социально-экономического развития регионов. Практика показывает, что денежные переводы играют важную роль в ее преодолении и поддержании внутренней стабильности, хотя решение наиболее острых территориальных проблем осуществляется путем выделения нуждающимся регионам масштабной государственной финансовой помощи (что является важным направлением государственной политики РТ).
Нарастающая проблема чрезмерных диспропорций в развитии регионов Таджикистана может привести к углублению социальной напряженности и макроэкономической нестабильности. В то же время мировая практика и опыт Таджикистана показывают, что социально-эко-
номическое отставание некоторых регионов способно автоматически обусловить снижение устойчивости и сбалансированности не только национальной экономики, но и всей общегосударственной системы, а также влиять на внешний мир.
Так, существующие в стране восьмикратные (а в странах ЕС — лишь четырехкратные) различия по объему ВВП на душу населения между наиболее обеспеченными и наиболее бедными регионами свидетельствуют об огромных диспропорциях в уровне их развития (та же картина наблюдается и в РФ)9. Кроме того, регионы РТ существенно различаются между собой объемами среднедушевых денежных доходов и уровнем безработицы. Все это свидетельствует об имеющихся потенциальных рисках, в том числе и инвестиционных. Что же касается уровня регионального развития банковской системы, то он остается крайне неравномерным.
Масштабы и география деятельности банков и микрофинансовых институтов не могут полностью удовлетворить существующие потребности развивающегося бизнеса и субъектов, желающих открыть собственное дело; особенно это касается сельских и горных районов. Как правило, банки и другие оказывающие финансовые услуги учреждения сосредоточены в местностях с относительно высоким уровнем экономического развития и большой концентрацией населения. Однако даже в настоящее время многие входящие в состав джамоатов10 малые сельские населенные пункты, которые насчитывают 5—20 тыс. жителей, не имеют физического доступа к кредитным и иным финансовым услугам. В них отсутствуют не только филиалы банков, но и микрофинансовые организации.
Тем не менее ситуация меняется к лучшему. Денежные переводы, направляемые в сельские и горные местности РТ, откуда исходят основные миграционные потоки, способствуют ускоренному территориальному развитию банковской системы (в частности, развитию и расширению по всей стране сети банковских филиалов и иных операционных подразделений). Тем самым эти переводы не только нивелируют диспропорции в развитии регионов, но и становятся локомотивом устойчивого и сбалансированного развития страны. Имея в виду эту позитивную тенденцию, необходимо целенаправленно развивать сеть банковских филиалов и микрофинансовых организаций в самых отдаленных и труднодоступных районах с высоким уровнем миграции, используя мобильные и иные передовые методы предоставления финансовых услуг.
Возвращающиеся мигранты и развитие бизнеса
Влияние трудовой миграции все больше ощущается и на микроуровне. Так, наметилась тенденция возвращения на родину части мигрантов, а также перевода своего бизнеса в Таджикистан некоторыми отечественными предпринимателями, что связано с улучшением инвестиционного климата в стране.
Согласно исследованиям, средняя величина доходов, необходимая потенциальному мигранту для того, чтобы не ехать на заработки за рубеж, составляет 500 долл. (в расчете на семью из четырех человек). Как показывает практика, при соответствии зарплаты этой сумме бывшие мигранты предпочитают остаться в своей стране, работая в строительстве, торговле,
9 См.: Смирнова С.К. Инвестиционная поддержка регионов из Фонда регионального развития // Недвижимость и инвестиции. Правовое регулирование, 2003, № 3—4 (16—17); Каримова М. Проблемы региональной дифференциации в Республике Таджикистан [http://www.moluch.ru/conf/econ/archive/95/5723/], 21 апреля 2014.
10 Джамоат — территориальная единица управления в РТ, сельская администрация.
на предприятиях малого бизнеса по производству различных товаров и услуг, в отраслях, занимающихся переработкой сельскохозяйственного сырья, и т.д.
Можно предположить, что многие из них, ставшие квалифицированными специалистами, обладают профессиональным и жизненным опытом, сбережениями и активами, а также имеют больше шансов занять достойные рабочие места.
Уровень занятости среди бывших мигрантов достаточно высок — 68%. Большинство из них предпочитают работать самостоятельно (в собственном бизнесе либо в качестве самозанятых), а не наниматься на государственные и частные предприятия11.
Возможности интеграции бывших мигрантов в экономику Таджикистана пока весьма ограничены; опросы показывают, что 29% из них желают наладить собственный бизнес на родине, однако этому препятствует ряд серьезных барьеров, к которым можно отнести следующие:
— отсутствие /нехватка стартового капитала;
— высокая стоимость кредитных ресурсов и их недостаточная доступность на местах;
— проблемы и противоречия в законодательстве, налоговый пресс, коррупция, проверки и т.д.;
— острый недостаток необходимой информации, знаний, опыта ведения бизнеса и навыков инвестирования;
— большие затраты и трудности, связанные с оформлением документов, которые необходимы для открытия бизнеса;
— сложная и непонятная налоговая система Таджикистана и т.д.
Реинтеграция недавних мигрантов оказывает на экономику Таджикистана положительное влияние: растет совокупный внутренний спрос, увеличивается товарооборот, развивается малый и средний бизнес (особенно в сельской и горной местностях, что снижает уровень безработицы на местах) и т.п. Позитивные сдвиги наблюдаются также в строительной индустрии и связанных с ней отраслях. Этого удалось добиться за счет долевого участия мигрантов в финансировании строительства жилья и объектов социальной инфраструктуры, а также их непосредственного участия в строительстве.
Зачастую бывшие мигранты приобретают микроавтобусы, грузовики и иной транспорт, используемый далее для перевозок населения и обслуживания промышленных объектов.
Бывшие мигранты в определенной степени способствуют технологическому развитию Таджикистана: привозимые ими инструменты, станки и производственные линии обладают невысокой стоимостью. При этом мигранты достаточно мобильны и быстро приспосабливаются к изменяющимся требованиям как внутреннего, так внешнего рынка труда.
Наиболее активные мигранты осваивают США, ЕС, ОАЭ и т.д.; в результате диверсифицируются источники денежных переводов, повышается стабильность их поступления.
Заключение
Итак, спектр вызовов и рисков, потенциально способных стать угрозой для фундаментально уязвимой экономики Таджикистана, достаточно широк. В связи с этим важнейшим фактором, обеспечивающим стабильность страны, являются денежные переводы.
Ограниченный объем валютных резервов ведет к долларизации экономики страны; это делает ее беззащитной перед различными потрясениями. Ослабление валютного курса может
11 См.: Олимова С., Олимов М. Таджикские трудовые мигранты во время кризиса [http://www.demoscope.ru/ weekly/2010/0415/tema05.php], 15 июля 2013.
оказать серьезное негативное влияние на балансы компаний, что, в свою очередь, чревато подрывом стабильности финансового сектора вследствие стремительного увеличения безнадежных кредитов. В экономиках с высоким уровнем долларизации возможности для проведения независимой валютно-денежной и процентной политики весьма ограничены, поэтому эффективность внедряемых «особых режимов валютного контроля» становится минимальной.
Таким образом, все острее необходимость принять меры по обеспечению макроэкономической и финансовой стабильности экономики; для этого нужно повысить доверие населения к собственной валюте, оптимизировать государственную налоговую политику, улучшить инвестиционный климат, обеспечить безопасность инвестиционных вложений и сбережений и т.д.
При этом большое внимание необходимо уделить эффективному использованию переводов мигрантов как наиболее действенному фактору развития Таджикистана с точки зрения сохранения долгосрочной макроэкономической стабильности. Следует принять эффективные меры по трансформации денежных переводов в инвестиционные и финансовые активы, направив их в ближайшей перспективе на создание отечественного производственного потенциала.
Все эти меры могли бы не только ослабить уязвимость экономики РТ перед лицом неблагоприятных внешних факторов, но и создать возможности для получения дополнительных преимуществ от вступления страны в ВТО.
Тем самым были бы расширены каналы привлечения денежных средств населения и увеличена доходная база бюджета Таджикистана, а также придан новый импульс развитию страны в целом.
Сегодня чрезвычайно важно преодолеть старые стереотипы, препятствующие переходу от непроизводительного потребления денежных переводов (или их замораживания) к новой модели их использования в качестве неограниченного ресурса экономического развития.